Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Русские земли и княжества в XII – середине XV вв.
Политическая раздробленность Руси. Владимиро-Суздальское княжество. Галицко-Волынское княжество. Новгородская боярская республика. Борьба против внешней агрессии в XIII в. Монгольское завоевание. Золотая Орда. Экспансия с Запада. Александр Невский. Великое княжество Литовское. Начало объединения русских земель. Формы землевладения и хозяйства. Иван Калита. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни Руси. Сергий Радонежский.
Российское государство во второй половине XV – XVII вв.
Свержение золотоордынского ига. Иван III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы. Становление органов власти Российского государства. Судебник 1497 г. Местничество.
Иван IV Грозный.Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Земские соборы. Расширение территории государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири). Казачество. Ливонская война. Опричнина.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения истории ученик должен
Знать/понимать
· основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
· важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
· изученные виды исторических источников;
Уметь
· соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
· использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
· показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
· рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
· соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
· объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
· высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
· объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
· использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Программно-методическое обеспечение
Рабочая программа составлена на основании:
1.Программы для общеобразовательных учреждений. «История» (5-9 кл.).
М. «Дрофа», 2012 г.
2.Примерной программы основного общего образования по истории, 2011 г.
3. Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам обучения, представленных в Федеральном государственном стандарте основного общего образования.
Преподавание предмета «История» осуществляется в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации:
· Концепция модернизации российского образования на преиод до 2010 года (приказ Министерства образования РФ от 18.07.2003г №2783).
· «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004г)
· Приказ МОиН РФ от09.12.2008г №379 «Об утверждении федерального перечня учебников на 2008-2009 учебный год
· Примерная программа для основного общего образования по истории, размещённая на сайте Минобрнауки России (http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart)
· Инструктивно-методическое письмо о преподавании учебного предмета «История» в образовательных учреждениях
- Санитарно – эпидемиологических праывил и нормативов «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в общеобразовательных учреждениях. СанПин 2.4.2.1178-02», утверждённых Главным санитарным врачом РФ 25.11.2002г., зарегистрированных в Минюсте РФ 5.12.2002 №3997
Контроль уровня подготовки учащихся
В школе установлена следующая система оценок обучающихся:
- текущий контроль успеваемости (текущая аттестация) по учебным предметам осуществляется по пятибалльной системе.
Тематическое планирование
История Средних веков
(6 класс, М.В. Пономарев, А.В. Абрамов, С.В. Тырин)
№
| Тема
| Кол-во часов
| Тип урока
| Учебник
| Основное содержание
| УУД
| Информационное сопровождение
| Вид контроля
| Дата проведения
| Западная Европа на заре Средневековья (4 ч)
|
| Начало эпохи Средних веков
|
| Урок объяснения нового материала
| П.1
| Средние века во всемирной истории. Великое переселение народов. Упадок античного мира. Мир варваров. Гибель Западной Римской империи. Начало Средневековья
| Называть периоды всемирной истории, хронологические границы Средневековья;
объяснять происхождение термина «Средние века»;
участвовать в обсуждении вопроса, почему история Средних веков изучена лучше, чем история
Древнего мира
Объяснять причины и проявление кризиса античного мира;
показывать на карте направления переселений
варварских племен и их вторжений на территорию Римской империи; рассказывать об общественном строе германских народов в раннее Средневековье;
раскрывать значение понятий «двуполье»,
«соседская община», «вождь», «дружина»;
характеризовать последствия гибели Западной
Римской империи для римлян и варваров
| Презентация
|
| Сентябрь
3-7
|
| Варварские королевства в V-VIII веках
|
| Комбинированный
| П.2
| Королевства германцев в Британии. Королевства германцев в
Италии. Рождение Франкского
королевства. «Ленивые короли»
и энергичные майордомы
| Показывать на карте территории варварских
королевств;
рассказывать об образовании варварских королевств на территории Западной Римской империи, используя текст и историческую карту
учебника;
объяснять причины усиления Франкского государства, используя названия «Салическая правда», «ленивые короли», «майордом», «римский
папа», «династия Каролингов»
| Презентация
| Фронтальный опрос
|
| Империя Карла Великого и ее распад
|
| Комбинированный
| П.3
| Карл Великий. Войны Карла
Великого. Возникновение
империи Карла Великого.
Распад империи Карла Великого
| Составлять исторический портрет (характеристику) Карла Великого, используя информацию
учебника и дополнительные материалы;
высказывать суждения, за какие заслуги короля Карла называли Великим;
показывать на карте направления походов Карла Великого и территорию Франкской империи;
определять сходство и различие в управлении
Франкским государством при Хлодвиге и Карле Великом, используя информацию учебника;
раскрывать причины распада империи Карла
Великого
| Презентация
| Фронтальный опрос
| 10-14
|
| Новая волна завоеваний
|
| Комбинированный
| П.4-5
| Норманны — варяги — викинги.
Под полосатым парусом.
«Ярость норманнов». Завоевание
Англии. Нашествие венгров
| Характеризовать занятия, общественный строй
народов Северной Европы в раннее Средневековье;
показывать на карте направления набегов
и завоеваний норманнов в VIII—XIвв.;
раскрывать изменения, которые произошли
в жизни норманнов и венгров в результате завоеваний
| Презентация
| Фронтальный опрос
| Восточно-христианский мир и мир ислама (7ч)
|
| Византийская империя между Европой и Азией
|
| Комбинированный
| П.6
| Византия — государство ромеев.
Государство и церковь в Византии. Византия при императоре
ЮстинианеI. Византия в
VII—XIвв. Культура Византии.
Византийская архитектура
и живопись
| Составлять исторический портрет (характеристику) императора Юстиниана;
объяснять систему управления Византийской
империи, используя информацию учебника;
характеризовать внешнюю политику Византии,
ее отношения с соседями;
рассказывать о культуре Византии, представлять описание ее выдающихся памятников,
используя иллюстрации учебника;
раскрывать значение понятий «василевс»,
«кодекс», «канон», «мозаика», «фреска»
| Презентация
| Фронтальный опрос
| 17-21
|
| Южнославянские государства в VI-XI веках
|
| Комбинированный
| П.7
| Жизнь славянских племен. Византия и славяне. Славянские
просветители. Первое Болгарское царство и Византия. Восстановление независимости Болгарии. Культура южнославянских
народов
| Характеризовать занятия, образ жизни и религию славянских племен, опираясь на текст
и иллюстрации учебника;
объяснять, как складывались отношения славян и Византийской империи
| Презентация
| Фронтальный опрос
|
| Культура Средневековья и
христианство
в V—Xвв. Культура Византии и южных славян
|
| Комбинированный
| П.5,8
| Варвары и культура Античности. Христианство и язычество.
Народное христианство. Образование в средневековой Европе.
Книжное дело. «Каролингское
возрождение»
| Раскрывать традиции варварских народов и наследие Античности в культуре европейского
Средневековья;
объяснять причины и значение распространения христианства в Европе в раннее Средневековье;
представлять описание памятников культуры
раннего Средневековья и высказывать суждения о них;
рассказывать об образовании в средневековой
Европе, опираясь на текст учебника;
раскрывать значение понятий и терминов «святой», «монах», «пергамент», «миниатюра»,
«академия»;
объяснять, какое влияние оказала христианская церковь на развитие культуры средневековой Европы
| Презентация
| Фронтальный опрос
| 24-28
|
| Урок обобщения и повторения
|
| Урок обобщения и повторения знаний
|
|
|
| Презентации
| Защита проектов
|
|
| Возникновение ислама
|
| Комбинированный
| П.9
| Природа и население Аравии.
Священный город Мекка. Про
рок Мухаммед. Победа Мухам
меда и утверждение ислама
в Аравии. Основы исламского
вероучения
| Рассказывать о занятиях и образе жизни арабских племен;
раскрывать значение понятий «ислам», «мусульманин», «Коран», «шариат», «халиф»
| Презентация
| Фронтальный опрос
| Октябрь
1-5
|
| Завоевания арабов и создание Арабского халифата. Культура стран ислама
|
| Комбинированный
| П.10-11
| Начало завоевательных походов
арабов. Военные успехи мусульман. Первые халифы и раскол
в исламе. Внутренняя жизнь
Арабского халифата. Распад
Арабского халифата. Мусульманская культура
| Объяснять причины и следствия арабских завоеваний;
показывать на карте направления походов
и завоеваний арабов;
характеризовать положение жизни народов,
входивших в Арабский халифат;
называть причины распада Арабского халифата;
объяснять влияние ислама на культуру Арабского халифата;
характеризовать достижения арабской культуры и ее вклад в развитие мировой культуры
| Презентация
| Фронтальный опрос
|
| Повторительно-обобщающий урок по истории раннего средневековья
|
| Урок обобщения и систематизации знаний
|
|
|
| КИМ
| Тест
| 15-19
| Западноевропейское общество в XI—XV вв. (4 ч)
|
| Средневековая картина мира
Феодальное общество
|
| Комбинированный
| П.12-13
| Феодалы и феодализм. Зависимые крестьяне. Феодальное поместье. Феодальная раздробленность. Три сословия
| Характеризовать основные черты феодализма,
используя понятия «феод», «феодал», «феодализм», «барщина», «оброк», «натуральное хозяйство», «сословие»;
объяснять, как происходил процесс превращения свободных крестьян в зависимых;
рассказывать о сословном устройстве средневекового общества, используя текст учебника;
называть причины, которые привели к феодальной раздробленности в Западной Европе
| Презентация
| Фронтальный опрос
|
|
| В молитвах за род человеческий:.
|
| Комбинированный
| П.14
| Христианская церковь в жизни
средневекового общества. Рас
кол христианской церкви. Духовенство — первое сословие средневекового общества. Монашество.
Нищенствующие ордена.
Еретики и их учения. Движение
альбигойцев. Борьба церкви
с еретиками
| Характеризовать роль христианской церкви
в жизни средневекового общества;
раскрывать причины и последствия раскола
христианской церкви на православную (восточную) и католическую (западную);
составлять и объяснять схему устройства католической церкви, опираясь на термины и понятия «духовенство», «иерархия», «папа римский», «кардинал», «епископ», «диакон»,
«аббат», «индульгенция»;
рассказывать о еретических движениях и учениях, опираясь на термины и понятия «ересь»,
«еретик», «инквизиция»
| Презентация
| Фронтальный опрос
| 22-27
|
| В битвах за веру, честь и славу: рыцарство
|
| Комбинированный
| П. 15
| От пажа до рыцаря. Сеньоры и
вассалы. Образ жизни рыцарей.
В рыцарском замке
| Рассказывать об образе жизни рыцарей,
используя текст и иллюстрации учебника;
характеризовать отношения между феодалами,
используя понятия «феодальная лестница»,
«сеньор», «вассал»
| Презентация
| Фронтальный опрос
|
|
| В трудах и заботах о хлебе насущном: крестьянство.
В борьбе за вольности и права: горожане
|
| Комбинированный
| П.16-17
| Крестьянская община. Новые
черты в сельском хозяйстве. Го
рода и сеньоры. Средневековые
ремесленники. Купцы, ростовщики, банкиры. Облик деревни
и города
| Объяснять положение, которое занимало
крестьянское сословие в феодальном обществе;
рассказывать об образе жизни средневекового
крестьянина, используя текст учебника и изобразительные материалы;
характеризовать роль, которую играла крестьянская община в жизни средневековых крестьян; называть изменения, которые произошли
в сельском хозяйстве после XIв.;
объяснять причины роста старых и возникновение новых городов в раннее Средневековье;
составлять описание облика средневекового города, используя иллюстрации учебника и термины «ратуша», «бургомистр», «рыночная площадь», «собор»;
характеризовать ремесленные цеха
и купеческие гильдии, используя термины и понятия
«устав», «мастер», «подмастерье», «ученик»,
«шедевр», «ярмарка», «купец», «меняла»,
«ростовщик»
| Презентация
| Фронтальный опрос
| Октябрь-ноябрь
29-2
| Международные отношения в Средние века (5 ч)
|
| Крестовые походы
|
| Комбинированный
| П.19
| Причины и цели движения крестоносцев. Первый крестовый поход. Государства крестоносцев
на Востоке. Второй и Третий
крестовые походы. Четвертый
крестовый поход. Последние
Крестовые походы
| Объяснять причины участия различных сословий в Крестовых походах;
показывать на карте направления Крестовых
походов и территории, захваченные крестоносцами;
раскрывать особенности Четвертого крестового
похода;
высказывать оценочные суждения о последствиях Крестовых походов
| Презентация
| Фронтальный опрос
|
|
| Англия и Франция в XI XIII вв.
|
| Комбинированный
| П.20
| Последствия нормандского завоевания Англии. Реформы Генри
ха Плантагенета. Великая хартия вольностей и рождение парламента. Франция в X—XIIвв.
Усиление королевской власти
во Франции. Филипп IV и Генеральные штаты
| Объяснять последствия нормандского завоевания Англии, опираясь на текст учебника;
определять сходство и различие реформ Генри
ха II Плантагенета в Англии и Людовика IX
Святого во Франции;
раскрывать основные положения Великой
хартии вольностей, используя материал источника; характеризовать значение созыва парламента
в Англии и Генеральных штатов во Франции,
опираясь на информацию учебника;
объяснять значение понятий и терминов «парламент», «хартия», «сословно-представительная монархия»
| Презентация
| Фронтальный опрос
| 5-9
|
| Столетняя война и торжество королевской власти
|
| Комбинированный
| П.21
| Причины и повод к войне. Начало войны. Жакерия. Продолжение войны. Восстание Уота Тайлера. Жанна д’Арк спасает Францию. Торжество королевской власти в Англии и Франции
| Раскрывать причины и повод к войне между
Англией и Францией, получившей название
Столетней;
характеризовать причины и итоги социальных
выступлений во Франции (Жакерия) и в Англии
(восстание Уота Тайлера), опираясь на текст
учебника;
давать характеристику Жанне д’Арк, объяснять, почему ее имя сохранилось в памяти поколений;
рассказывать о завершении создания централизованных государств в Англии и Франции после
Столетней войны
| Презентация
| Фронтальный опрос
|
|
| Германия и Священная Римская империя в X - XV веках
|
| Комбинированный
| П.22
| Рождение Священной Римской
империи. Борьба пап и императоров. Два Фридриха. «Натиск
на восток». Германия в XIII— XVвв.
| Раскрывать процесс образования Священной
Римской империи, опираясь на информацию
учебника;
объяснять значение выражения «пойти в Каноссу» и указывать, с каким эпизодом борьбы германских правителей и римских пап оно связано
| Презентация
| Фронтальный опрос
| 12-16
|
| Государства западных славян
|
| Комбинированный
| П.23
| Западные славяне. Чешское государство. Учение Яна Гуса. Гуситские войны. Польша в Х—XVвв.
| Давать характеристику Яну Гусу, объяснять,
почему его имя сохранилось в памяти поколений;
характеризовать причины и последствия социального выступления в средневековой Чехии,
используя термины «гуситы», «табориты»;
раскрывать значение победы Польши и Великого княжества Литовского над крестоносцами
в битве при Грюнвальде.
| Презентация
| Фронтальный опрос
|
| Западная Европа в XI—XV вв.: от расцвета к закату Средневековья (6 ч)
|
| Итальянские государства в XI – XV веках
|
| Комбинированный
| П.24
| Характеристика итальянских
государств в XI—XVвв.
| Составлять развернутый план параграфа;
определять общее и различие в хозяйственном
и политическом развитии итальянских государств в период Средневековья
| Презентация
| Фронтальный опрос
| 19-23
|
| Государства Пиренейского полуострова. Реконкиста.
|
| Комбинированный
| П.25
| Испания под властью мавров.
Начало Реконкисты. Завершение Реконкисты. Костры инквизиции
| Рассказывать об освобождении христианами
земель Пиренейского полуострова, используя
карту и содержание учебника; определять сходство и различия кортесов
с Генеральными штатами во Франции и парламентом в Англии;
объяснять значение понятий «Реконкиста»,
«кортесы», «инквизиция», «аутодафе»
| Презентация
| Фронтальный опрос
|
| Искусство и литература в XI – XIII веках
Образование и наука в Средние века
|
| Комбинированный
| П.26-27
| Архитектура и скульптура романского стиля. Готическая архитектура. Средневековая литература. Возникновение культуры
Возрождения. Гуманизм. Данте — предвестник Возрождения.
Искусство раннего Возрождения
| Раскрывать влияние христианской религии
на искусство Средневековья;
сравнивать романские и готические соборы,
используя иллюстрации учебника;
представлять описание памятников средневековой культуры, характеризуя их назначение, художественные особенности;
объяснять значение понятий и терминов
«романский стиль», «готика», «трубадур»,
«витраж»;
представлять описание произведений периода
раннего Возрождения, используя текст и иллюстрации учебника, высказывая и аргументируя
свои оценочные суждения; объяснять особенности культуры Возрождения
по сравнению с культурой предшествующего периода;
высказывать суждения о значении идей гуманизма и Возрождения для развития европейского общества
| Презентация
| Фронтальный опрос
| 26-30
|
| Раннее Возрождение
|
| Комбинированный
| П.28
| Презентация
|
|
| Балканы и Малая Азия в XII – XV веках.
Завоевания турок-османов.
Гибель Византии и создание Османской империи
|
| Урок объяснения нового материала
| П.29-30
| Возрождение Византии. Страны
Балканского полуострова в
XIII—XIVвв. Возникновение
Османского государства. Турки-османы и Византия в XIVв. Покорение турками-османами Болгарии и Сербии. Успехи и неудачи турок-османов. Византийская
империя XVв. Падение Константинополя и гибель Византийской
империи. Османское государство
| Объяснять причины ослабления и падения
Византийской империи;
показывать на карте направления завоевательных походов турок-османов на Балканах;
рассказывать об организации управления и армии Османского государства, опираясь на текст
учебника
| Презентация
|
| Декабрь 3-7
|
| Повторительно-обобщающий урок по истории западноевропейского средневековья в в XI– XV веках.
|
| Урок обобщения и систематизации знаний
|
|
|
| Презентация
| Индивидуальные сообщения
|
| Народы и государства Азии и Америки в Средние века (6ч)
|
| Монголы и их завоевания
|
| Комбинированный
| П.31
| Создание единого государства
у монголов. Монгольское войско.
Завоевания монголов в Центральной Азии и Китае. Завоевание монголов в Средней Азии
и на Кавказе. Походы монголов
после смерти Чингисхана
| Рассказывать о завоевательных походах монголов, показывать на карте направления завоеваний монголов и территории созданных ими государств;
раскрывать причины военных успехов монгольского войска;
объяснять значение понятий «хан», «курултай», «тумен»
| Презентация
| Фронтальный опрос
| 10-14
|
| Китай – «Срединное государство».
|
| Комбинированный
| П 32
| Китай — «Срединное государство». Монгольское завоевание
Китая. Учение китайских мудрецов. Государство в Китае. Китайские чиновники. Поэзия и живопись Китая. Японское государство. Самураи. Захват власти
сёгунами. Религия средневековой Японии
| Характеризовать общественное устройство Китайского государства в период Средневековья;
объяснять систему управления, отношения
власти и подданных в средневековом Китае;
рассказывать о достижениях китайской культуры в Средние века, используя текст и иллюстрации учебника;
объяснять влияние природы на хозяйство
и культуру Японии;
характеризовать общественное устройство и положение различных групп населения в средневековой Японии, используя понятия «самурай»,
«сёгун»
|
|
|
|
| Япония в Средние века
|
| Комбинированный
| П..33
| Презентация
| Фронтальный опрос
| 11-15
|
| Средневековая Индия
|
| Комбинированный
| П.34
| Характеристика Индии и ее
общества
| Составлять развернутый план параграфа;
характеризовать кастовый строй Индии, объяснять влияние деления общества на касты
на жизнь индийцев;
рассказывать, с какими завоевателями пришлось столкнуться Индии в Средние века
| Презентация
| Фронтальный опрос
|
|
| Государства доколумбовой Америки
|
| Комбинированный
| П.35
| Заселение Американского континента. Города-государства
майя. Держава ацтеков. Империя сынов Солнца
| Называть и показывать на карте страны доколумбовой Америки;
характеризовать общественное устройство и управление государства ацтеков и империи инков;
рассказывать о достижениях культуры народов
доколумбовой Америки, используя текст и иллюстрации учебника
| Презентация
| Фронтальный опрос
| 18-22
|
| Урок обобщения иповторения
|
|
|
|
|
|
|
|
| 32-34
| Итоговое повторение курса истории средних веков
|
| Контроль знаний
|
|
|
| Презентация
| Тест
| 25-31
|
Тематическое планирование курса «История России»
по программе А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. 6 класс. (34 часа)
№п\п
| Тема урока
| Кол-во
часов
| Тип
урока
| Учебник
| Основное содержан ие
| УУД
| Информационные ресурсы
| Вид контроля
| Дата
|
| Введение. История России – часть
Всемирной истории
| 1 час
| Вводный
урок
| Введение,
стр 4-6
| Что изучает история Отечества. История России- часть всемирной истории. История региона- часть истории Родины. Исторические источники о прошлом нашей Родины.
Основные понятия: историческое время, историческое пространство, исторический источник, летопись, археология, лингвистика, фольклор, нумизматика.
| Иметь представление о том, что Россия является частью мировой истории, понять значимость изучения отечественной истории и истории своего региона.
Знать хронологические рамки, основные события, персоналии изучаемого периода, иметь представление об исторических источниках и науках, помогающих изучать историю.
| Презентация
|
| Январь
| Русь Древняя (9ч)
|
| Восточные славяне
| 1 час
| Комбин.
урок
| П.1, стр.7 –14, вопр. и докум.
| Древние люди на территории нашей страны.
Происхождение восточных славян. Крупнейшие племенные союзы и их расселение.
| Иметь общее представление о предках славян, о происхождении и расселении восточных славянских племен, их соседях
| Презентация, CD приложение к учебнику
| Фронтальный опрос
|
|
| Соседи восточных славян
| 1 час
| Комбин.
урок
| П.2, вопросы стр.19
| Взаимоотношения восточных славян с соседними племенами и государствами.
Понятия: союзы племен, колонизация, кочевники, каганат, дань, народное ополчение.
| Иметь представление об образе жизни соседей славян. Уметь раскрыть их взаимоотношения и взаимовлияние друг на друга.
| Презентация, CD приложение к учебнику
| Фронтальный опрос
|
|
| Занятия, быт и нравы, верования восточных славян.
| 1 час
| Урок-
беседа.
| П.1, стр. 8-12. вопросы стр. 13.
| Влияние географического положения и природных условий на занятия и образ жизни людей. Занятия, быт и нравы, верования восточных славян.
Понятия: род, родовая община, присваивающее и производящее хозяйство, пашенное земледелие, соседская община, вече, язычество.
| Иметь представление об основных занятиях славян, быте. Нравах. Верованиях. Обычаях. Об особенностях их общественного строя и управления (вечевая организация0.
Знать происхождение слова «Русь».
| Презентация, CD приложение к учебнику
| Фронтальный опрос
|
|
| Формирование Древнерусского государства
| 1 час
| Комб.
урок
| П.3, стр.19-27, вопросы стр. 27, работа с докумен-
том стр. 28
| Предпосылки и причины образования государства у восточных славян.
Совершенствование приемов земледелия, развитие ремесла и торговли, появление городов. Варяги. Два центра восточнославянской государственности – Новгород и киев. Образование Древнерусского государства с центром в Киеве. Норманнский вопрос.
Понятия: государство, дружина, князь, варяги. Воевода.
| Знать понятие государство.
Уметь раскрывать предпосылки и причины объединения древнерусских земель в единое государство. Знать этапы становления древнерусского государства и особенности управления. Хронологические рамки периода. Знать о призвании варягов.
| Презентация, CD приложение к учебнику признаки государства»
| Схема «Основные признаки государства»
|
|
| Первые русские князья
| 1 час
| Урок-исследо-
вание
| П. 4 стр.29-35.вопросы и задания стр. 35, работа с документами и вопросы к документам стр. 35-36.
| Характер древнерусской державы. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению внутреннего и международного положения Древнерусского государства. Походы Святослава.
Понятия: погосты, уроки, полюдье, реформа.
| Знать хронологические рамки правления первых киевских князей,иметь представление о деятельности Олега, Игоря,Ольги, Святослава. Об их внутренней и внешней политике.
| Презентация, CD приложение к учебнику
| Работа с документами
|
|
| Князь Владимир. Крещение Руси.
| 1 час
| Школьн.
лекция
| П. 5 стр. 36-42, вопросы и задания стр. 42, работа с документами и вопросы к документам стр. 42-43
| Борьба за Киевский престол. Начало правления князя Владимира. Причины принятия христианства. Крещение Руси. Значение принятия христианства.
Понятия: православие, митрополит, монахи, монастыри, ислам, иудаизм.
| Знать дату Крещения Руси. Уметь раскрывать причины и значение принятия христианства Русью, понимать место князя Владимира и значение его деятельности в русской истории.
| Презентация, CD приложение к учебнику
| Фронтальный опрос
|
|
| Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром, его сыновьях и внуках.
| 1 час
| Комб.
урок
| П.6, стр.43-53
.вопросы и задания стр. 53, работа с документами и вопросы к документам стр. 54.
| Борьба за власть сыновей Владимира. Князь Ярослав. Внутренняя политика Ярослава. Русская Правда. Земельные отношения. Зависимые категории населения. Политический строй Древнерусского государства. Укрепление княжеской власти. Военная организация. Вечевая организация. Система местного управления. Внешняя политика ярослава Мудрого. Правление Ярославичей. Усобицы. Любечский съезд князей. Владимир Мономах. «Устав» Мономаха.
Понятия:княжеская власть, усобицы, бояре, вотчина, смерд, закуп, рядович, холоп, династические браки, общинная собственность на землю.
| Знать внутреннюю и внешнюю политику Ярослава Мудрого. Иметь представление о системе управления Древнерусским государством. Знать особенности социально-экономического развития Руси. Знать пути формирования феодальной собственнсти на землю и ее формы.
| Презентация, CD приложение к учебнику
| Работа с картой. Составление таблицы «Формы земельной собственности на Руси»
|
|
| Культура Древней Руси
| 1час
| Комб. урок
| П.7, стр. 55-62,
.вопросы и задания стр. 63,
| Истоки и особенности развития древнерусской культуры. Христианские основы древнерусского искусства. Устное народное творчество.
Возникновение письменности. Нестор. Летописи. Просвещение. Литература. Зодчество. Художественное оформление архитектурных сооружений. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры.
Понятия:культура, патриотизм. Былина, летопись, устав, житие, фреска, мозаика, зернь, скань, эмаль, самобытность
| Иметь представление о самобытном характере древнерусской культуры, синтезе культурного наследия восточных славян. Соседних народов и византийских традиций.Знать о выдающихся достижениях древнерусской культуры.
| Презентация, CD приложение к учебнику
| Работа с иллюстра -
циями
|
|
| Быт и нравы Древней Руси
| 1час
| Урок-
исследование
| П.8,стр. 63-71,
работа с документами и вопросы к документам стр. 71-72
| Формирование древнерусской народности. Образ жизни князей и бояр. Древнерусские города. Быт и образ жизни горожан. Русские воины. Быт и образ жизни земледельческого населения.
Понятия: образ жизни. хоромы, слобода, изба, горница, сени, гридница. Зипун, лапти, онучи.
| Иметь представление о жизни и нравах жителей Древней Руси. Знать об особенностях жилища и одежды, предметах быта и оружии.
| Презентация, CD приложение к учебнику
| Работа с иллюстрациями учебника.
|
| Политическая раздробленность на Руси (10 ч)
|
| Раздробление Древнерусского государства
| 1час
| Комб. Урок.
| П.9. стр. 73-83, вопросы стр. 84,
работа с документами и вопросы к документам стр. 83-84.
| Социально-политические и экономические предпосылки раздробления. Русь и степь. Упадок Киева. Образование самостоятельных княжеств и земель.
Междукняжеские отношения и усобицы. Идея единства Руси. Последствия раздробления Руси.
Понятия: политическая раздробленность. Удел. Посадник, эксплуатация.
| Уметь анализировать причины раздробления Древнерусского государства. Знать события, последовавшие после смерти Ярослава Мудрого. Любечский съезд князей. Уметь характеризовать
последствия раздробления государства. Знать систему управления в период раздробленности.
| Презентация, CD приложение к учебнику
| Фронтальный опрос
|
|
| Главные политические центры Руси. Владимиро-Суздальское княжество.
| 1час
| Комб.
урок
| П.п. 10-11, стр. 84-89.
вопросы стр. 94,
работа с документами и вопросы к документам стр. 95.
| Освоение Северо-Восточной Руси. Характер княжеской власти в северо-восточных землях. Князь Юрий Долгорукий. Борьба за Киев. Внутренняя и внешняя политика владимиро-суздальских князей. Возвышение Владимиро-Суздальского княжества.
| Знать о формировании трех типов государственности: республики, монархии и аристократии.Об особенностях управления в этих землях,политческом. Экономическом развитии русских земель в период раздробленности.
| Презентация, CD приложение к учебнику
| Работа с картой
|
|
| Великий Новгород. Галицко -Волынская земля.
| 1 час
| Комб.
урок
| П.п. 10-11, стр. 89-94.
вопросы стр. 94,
работа с документами и вопросы к документам стр. 95.
| Территория. Природные и хозяйственные особенности Северо-западной Руси. Особенности социальной структуры и политического устройства Новгородской земли.
Особенности географического положения. Занятия населения. Рост вотчинной собственности на землю. Объединение Волыни и Галича. Даниил Галицкий.
Понятия: монархия. Республика. Аристократия, посадник, вече, тысяцкий, владыка.
| Знать о формиро |
| Поделиться:
|
|