Тема 18. Функциональные стратегии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 18. Функциональные стратегии



 

Понятие функциональных стратегий. Стратегия маркетинга. Основные подходы к разработке маркетинговой стратегии. Основные элементы стратегии маркетинга: стратегия товара, стратегия ценообразования, стратегия товародвижения, стратегия товаропродвижения. Товарная стратегия и её базовые элементы. Возможные подходы к установлению целей процесса ценообразования на уровне предприятия. Основные факторы ценообразования. Классификация методов ценообразования на предприятии. Планирование бюджета маркетинга на основе показателей целевой прибыли. Планирование бюджета маркетинга на основе оптимизации прибыли. Анализ маркетинговых затрат.

Финансовая стратегия и её роль в процессе стратегического планирования развития предприятия. Процесс финансового управления на предприятии. Основные задачи формирования финансовой стратегии предприятия. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Определение финансовых возможностей предприятия. Основные компоненты финансовой стратегии: структура предпринимательства, стратегия накопления и потребления, стратегия задолженности, стратегия финансирования функциональных стратегий и крупных программ. Принципы выработки финансовой стратегии. Долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное финансовое планирование.

Инновационная стратегия предприятия (стратегия инновационной деятельности). Основные виды инноваций: инновация продукции (услуг), инновация технологических процессов, организационная инновация, социальная инновация. Принципиальная схема формирования инновационной стратегии предприятия. Технологическое прогнозирование и планирование. Структура и основные компоненты инновационной стратегии. Защитная и наступательная инновационные стратегии. Инновационная культура предприятия.

Стратегия производства. Основные элементы стратегии производства: планирование производства и контроль, повышение производительности труда, человеческий фактор на производстве. Основные компоненты стратегии производства: базовая стратегия производства и её основные стратегические альтернативы; производственно-инженерная стратегия; стратегия размещения производства. Взаимосвязь между инновационной и производственной стратегиями предприятия.

Социальная стратегия. Новая концепция управления персоналом предприятия. Система управления знаниями. Основные компоненты социальной стратегии: стратегия развития кадрового потенциала предприятия и её основные составляющие; базовая социальная стратегия предприятия и её составляющие; целевые социальные программы; социальная защищенность работников предприятия. Принципиальная схема мотивационного механизма на предприятии.

Стратегия организационных изменений. Анализ организационной структуры. Типы организационных изменений. Существенные (радикальные) организационные изменения. Частичные (локальные) изменения организационной структуры. Основные факторы, препятствующие проведению организационных преобразований на предприятии. Основные элементы стратегии организационных изменений.

Экологическая стратегия и её роль. Предприятие как экологическая субсистема. Оценка производственного процесса в экологической перспективе. Экологические сферы деятельности предприятия. Экологический жизненный цикл продукта. Принципиальная схема процедуры разработки экологических балансов. Основные направления экологического контроля на предприятии. Экологический аудит.

 

 

Итоговый контроль знаний по дисциплине проводится в форме экзамена.

 

8. Итоговый контроль знаний по дисциплине

Примерный перечень вопросов к экзамену.

1. Анализ преимуществ стратегического планирования (на примере конкретной компании).

2. Принципы формирования стратегии фирмы (предприятия).

3. Анализ различных подходов к разработке стратегии в различных организациях.

4. Анализ школ стратегического планирования.

5. Анализ взаимосвязей внутренней и внешней среды компании в стратегическом планировании.

6. Анализ внешней среды и его роль в стратегическом планировании развития предприятия (фирмы).

7. Анализ внутренней среды и его роль в стратегическом планировании развития предприятия (фирмы).

8. Анализ ресурсного потенциала предприятия (фирмы).

9. Стратегический потенциал предприятия (фирмы).

10. Определение сферы деятельности компании на основе анализа показателей отрасли, оценки ее привлекательности и перспективности.

11.Разработка миссии организации.

12.Миссия предприятия и организационная культура.

13.Ценности высшего руководства.

14.Установление стратегических целей организации.

15.Разработка стратегии организации на различных организационных уровнях.

16.Стратегические цели стейкхолдеров.

17.Стратегия и организационная культура предприятия (фирмы).

18.Анализ соответствия стратегии организации ключевым факторам успеха в зависимости от специфики отрасли.

19.Концепция стратегических групп.

20.Концепция движущих сил отрасли.

21.Теория конкурентного преимущества.

22.Модель пяти сил конкуренции М. Портера.

23.Анализ величины сил конкуренции.

24.Конкурентный статус фирмы.

25.Основные типы конкурентных стратегий.

26.Методы анализа конкуренции.

27.Выработка ценовой стратегии фирмы.

28.Создание конкурентного преимущества как основы стратегии компании.

29.Использование наступательных стратегий для создания конкурентного преимущества.

30.Наступательные стратегии и их роль в повышении конкурентного статуса предприятия (фирмы).

31.Использование оборонительных стратегий для защиты конкурентного преимущества.

32.Применение конкурентных стратегий различными компаниями.

33.Стратегии на международных рынках.

34.Стратегия диверсификации: преимущества и недостатки.

35.Особенности стратегического планирования на диверсифицированных предприятиях.

36.Стратегический анализ диверсифицированных компаний.

37.Использование различных стратегий в соответствии со стадией жизненного цикла отрасли.

38.Использование различных стратегий компаниями в соответствии с их положением на рынке.

39.Создание организации, способной успешно реализовать стратегию.

40.Приведение организационной структуры компании в соответствие со стратегией.

41.Создание правил, политик и процедур для реализации стратегии.

42.Усовершенствование стратегии: внедрение общего менеджмента качества и реинжиниринг бизнес-процессов.

43.Создание поддерживающих стратегию IT-систем.

44.Стратегия и финансовые ресурсы организации: увязка бюджета со стратегией.

45.Создание организационной культуры, способствующей реализации стратегии.

46.Стратегическое руководство (лидерство).

47.Создание системы мотивации менеджеров и персонала, стимулирующей к эффективной реализации стратегии.

48.Сравнительный анализ этапов реализации стратегии в различных компаниях.

49.Стратегия внешнеэкономической деятельности фирмы.

50.Стратегия снижения производственных издержек.

51.Стратегии вертикальной интеграции.

52.Стратегии конкурентной борьбы в растущих отраслях промышленности.

53.Стратегии конкурентной борьбы в период перехода к промышленной зрелости.

54.Стратегии для фирм, переживающих период промышленной зрелости или упадка.

55.Конкурентные стратегии в отраслях промышленности, состоящих из мелких предприятий.

56.Стратегии промышленных лидеров.

57.Синергетические эффекты, возникающие при стратегическом планировании.

58.Стратегические альянсы.

59.Инструменты контроллинга при стратегическом планировании.

60.Стратегические проблемы развития организации.

9. Примерная тематика курсовых работ по дисциплине «Стратегическое планирование»

1.Анализ преимуществ стратегического планирования (на примере конкретной компании).

2.Принципы формирования стратегии фирмы (предприятия).

3.Анализ различных подходов к разработке стратегии в различных организациях.

4.Анализ школ стратегического планирования.

5.Анализ взаимосвязей внутренней и внешней среды компании в стратегическом планировании.

6.Анализ внешней среды и его роль в стратегическом планировании развития предприятия (фирмы).

7.Анализ внутренней среды и его роль в стратегическом планировании развития предприятия (фирмы).

8.Анализ ресурсного потенциала предприятия (фирмы).

9.Стратегический потенциал предприятия (фирмы).

10.Определение сферы деятельности компании на основе анализа показателей отрасли, оценки ее привлекательности и перспективности.

11.Разработка миссии организации.

12.Миссия предприятия и организационная культура.

13.Ценности высшего руководства.

14.Установление стратегических целей организации.

15.Разработка стратегии организации на различных организационных уровнях.

16.Стратегические цели стейкхолдеров.

17.Стратегия и организационная культура предприятия (фирмы).

18.Анализ соответствия стратегии организации ключевым факторам успеха в зависимости от специфики отрасли.

19.Концепция стратегических групп.

20.Концепция движущих сил отрасли.

21.Теория конкурентного преимущества.

22.Модель пяти сил конкуренции М. Портера.

23.Анализ величины сил конкуренции.

24.Конкурентный статус фирмы.

25.Основные типы конкурентных стратегий.

26.Методы анализа конкуренции.

27.Выработка ценовой стратегии фирмы.

28.Создание конкурентного преимущества как основы стратегии компании.

29.Использование наступательных стратегий для создания конкурентного преимущества.

30.Наступательные стратегии и их роль в повышении конкурентного статуса предприятия (фирмы).

31.Использование оборонительных стратегий для защиты конкурентного преимущества.

32.Применение конкурентных стратегий различными компаниями.

33.Стратегии на международных рынках.

34.Стратегия диверсификации: преимущества и недостатки.

35.Особенности стратегического планирования на диверсифицированных предприятиях.

36.Стратегический анализ диверсифицированных компаний.

37.Использование различных стратегий в соответствии со стадией жизненного цикла отрасли.

38.Использование различных стратегий компаниями в соответствии с их положением на рынке.

39.Создание организации, способной успешно реализовать стратегию.

40.Приведение организационной структуры компании в соответствие со стратегией.

41.Создание правил, политик и процедур для реализации стратегии.

42.Усовершенствование стратегии: внедрение общего менеджмента качества и реинжиниринг бизнес-процессов.

43.Создание поддерживающих стратегию IT-систем.

44.Стратегия и финансовые ресурсы организации: увязка бюджета со стратегией.

45.Создание организационной культуры, способствующей реализации стратегии.

46.Стратегическое руководство (лидерство).

47.Создание системы мотивации менеджеров и персонала, стимулирующей к эффективной реализации стратегии.

48.Сравнительный анализ этапов реализации стратегии в различных компаниях.

49.Стратегия внешнеэкономической деятельности фирмы.

50.Стратегия снижения производственных издержек.

51.Стратегии вертикальной интеграции.

52.Стратегии конкурентной борьбы в растущих отраслях промышленности.

53.Стратегии конкурентной борьбы в период перехода к промышленной зрелости.

54.Стратегии для фирм, переживающих период промышленной зрелости или упадка.

55.Конкурентные стратегии в отраслях промышленности, состоящих из мелких предприятий.

56.Стратегии промышленных лидеров.

57.Синергетические эффекты, возникающие при стратегическом планировании.

58.Стратегические альянсы.

59.Инструменты контроллинга при стратегическом планировании.

60.Стратегические проблемы развития организации.

 

Учебно-методическое обеспечение курса

10.1. Рекомендуемая литература (основная)

1.Стратегический менеджмент: Учебник /Под ред. Петрова А.Н. – СПб.: Питер, 2005.

2.Аакер Д. Стратегическое рыночное управление. Бизнес-стратегии для успешного менеджмента. – СПб.: Питер, 2002.

3.Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. – СПб.: Питер, 1999.

4.Зуб А.Т. Стратегический менеджмент. Теория и практика. – М.: Аспект Пресс, 2002.

5.Кныш М.И., Тютиков Ю.П. Стратегическое управление корпорациями: Уч. пособие. – СПб.: Любавич, 1996.

6.Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок: Учебник. – СПб.: Изд-во «Питер», 2007.

7.Любанова Т.П., Мясоедова Л.В., Олейникова Ю.А. Стратегическое планирование на предприятии: Уч. пособие. – М.: Март, 2005.

8.Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000.

9.Минцберг Г., Куин Дж., Гошал С. Стратегический процесс. Концепции. Проблемы. Решения. – СПб.: Изд-во «Питер», 2001.

10.Петров А.Н. Теория планирования: первое приближение. – СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2007.

11.Стратегическое планирование: Уч. пособие /Под ред. проф. А.Н. Петрова. – СПб.: Знание, 2003.

 

10.2. Рекомендуемая литература (дополнительная)

1.Агафонов В.А. Анализ стратегий и разработка комплексных программ. – М.: Прогресс, 1990.

2.Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. – М.: Финансы и статистика, 1999.

3.Аналоуи Ф., Карами А. Стратегический менеджмент малых и средних предприятий: Учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

4.Аникеев С. Методика разработки плана маркетинга. – М.: Фолиум, 1996.

5.Ансофф И. Стратегическое управление. – М.: Экономика, 1989.

6.Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. – М.: Финансы и статистика, 2002.

7.Бенгт Карлёф, Фредрик Лёвингсс. Менеджмент от А до Я. Концепции и модели. – СПб.: Стокгольмская школа экономики, 2006.

8.Бечон Ф.Ф. Решайся! Военные стратегии в управлении предприятием. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.

9.Бодди Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента. – СПб.: Изд-во «Питер», 1999.

10.Боумэн К. Основы стратегического менеджмента. – М.: «Банки и биржи», 1997.

11.Буренина Г.А. Стратегические цели стейкхолдеров предприятия и критерии их оценки. Препринт. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999.

12.Бухалков М.М. Внутрифирменное планировавние: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 1999.

13.Виханский О.С. Стратегическое управление. – М.: Гардарика, 1998.

14.Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Гардарика, 1998.

15.Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. – М.: Издательский Дом «Дашков и К», 2001.

16.Волкогонова О.Д., Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006.

17.Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

18.Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. – М.: Финпресс, 2003.

19.Горемыкин В.А., Бугулов Э.В., Богомолов А.Ю. Планирование на предприятии: Учебник. – М.: Филинъ, 1999.

20.Грищенко В.Н., Демидова Л.Г., Петров А.Н. Теоретические основы прогнозирования и планирования. Учебное пособие в 2-х частях. – СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1995-1996.

21.Дафт Р. Менеджмент. – СПб.: Изд-во «Питер», 2006.

22.Дашевская Г.М., Клейникова В.Г. Методы стратегического планирования (зарубежный опыт). – М.: МИПК, 1992.

23.Дженстер П., Хасси Д. Анализ сильных и слабых сторон компании: определение стратегических возможностей. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2004.

24.Дойль П. Менеджмент. Стратегия и тактика. – СПб.: Изд-во «Питер», 1999.

25.Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке. – М.: Изд-во «Вильямс», 2004.

26.Духонин Е.Ю., Исаев Д.В., Мостовой Е.Л. Управление эффективностью бизнеса. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.

27.Ефимов В.С. Стратегия бизнеса: концепции и методы планирования. – М.: Изд-во «Финпресс», 1998.

28.Ефремов В.С. Стратегия бизнеса. – М.: Изд-во «Финпресс», 1998.

29.Ефремов В.С. Стратегическое планирование в бизнес-системах. – М.: Финпресс, 2001.

30.Забелин П.В. Основы корпоративного управления концернами: Уч. пособие. – М.: Изд-во ПРИОР, 1998.

31.Забелин П.В., Моисеева Н.К. Основы стратегического управления: Уч. пособие. – Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1998.

32.Идрисов А.Б. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. – М.: Филинъ, 1996.

33.Ильин А.И. Планирование на предприятии: Учебник. – Мн: Новое знание, 2001.

34.Каплан Р. Сбалансированная система показателей: от стратегии к действию. – М.: Олимп-Бизнес, 2005.

35.Кинг У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная деятельность. – М.: Наука, 1984.

36.Ковалев В.В. Финансовый анализ. Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. – М.: Финансы и статистика, 1998.

37.Ковени М., Гэнстер Д., Хартлен Б., Кинг Д. Стратегический разрыв: Технологии воплощения корпоративной стратегии в жизнь. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.

38.Колчин А.Ф., Овсянников М.В., Стрекалов А.Ф., Сумароков С.В. Управление жизненным циклом продукции. – М.: Изд-во «Анахарсис», 2002.

39.Котлер Ф. Маркетинг-менеджмент: Анализ, планирование, внедрение, контроль. – СПб.: Питер, 2002.

40.Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. – СПб.: Наука, 1996.

41.Люкшин А.Н. Стратегический менеджмент: Учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

42.Мамфорд А. Management Development. Как усовершенствовать работу менеджеров. Стратегия действий. – М.: HIPPO, 2006.

43.Парахина В.Н., Максименко Л.С., Панасенко С.В. Стратегический менеджмент: Учебник. – М.: Изд-во «КноРус», 2007.

44.Парсаданов Г.А. Прогнозирование и планирование социально-экономической системы страны. – М.: «ЮНИТИ», 2001.

45.Петров А.Н. Методология выработки стратегии развития предприятия. – СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1992.

46.Петров А.Н. Стратегические альянсы: теория и зарубежный опыт. – М.: Пресс-сервис, 1997.

47.Попов С.А. Стратегическое управление: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 4. – М.: ИНФРА-М, 2000.

48.Портер М. Конкуренция. – М.: Изд-во «Вильямс», 2000.

49.Портер М. Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.

50.Просветов И. Тактика выживания: практика действий в жестком конкурентном окружении. – М.: Изд-во «Секрет фирмы», 2006.

51.7 нот менеджмента. – М.: Изд-во Эксмо-Пресс, 2007.

52.Скеллон Н. Бизнес COMBAT. Стратегия и тактика победоносных корпоративных баталий. – М.: Изд-во Эксмо, 2004.

53.Слуцкин Л. Курс МВА по прогнозированию в бизнесе. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.

54.Стерлин А.Н., Тулин И.В. Стратегическое планирование в США. – М.: Наука, 1990.

55.Стратегическое планирование и управление: Уч. пособие в 2-х частях /Под ред. проф. А.Н. Петрова. – СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1998-1999.

56.Стратегию – в действие: практич. руководство. Лучшие решения от Duke Corporate Education. – М.: Вершина, 2006.

57.Татарников Е.А. Стратегическое управление предприятием: жить одним днем или планировать свое будущее? – М.: Альфа-Пресс, 2006.

57.Томпсон А. А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии. – М.: Изд-во «ИНФРА-М», 2000.

58.Управление бизнесом в бурные времена. Классика Harvard Business Review. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.

59.Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник. – М.: Дело, 2007.

60.Фаэй Л. Курс МВА по стратегическому менеджменту. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.

61.Фридман М., Трегоу Б. Искусство и наука стратегии лидерства. Новый подход к корпоративному управлению. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004.

62.Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга. – М.: Финансы и статистика, 1997.

63.Ханс Виссема. Стратегический менеджмент и предпринимательство. – СПб.: Финпресс, 2000.

64.Хасси Д. Стратегия и планирование. – СПб.: Питер, 2001.

 

10.3 Информационное обеспечение дисциплины

Периодическая литература и Интернет-ресурсы

 

1. Журнал «Директор-Инфо», http://www.director-info.ru

2. Журнал «Маркетинг в России и за рубежом», http:// www.dis.ru/market

3. Журнал «Менеджмент в России и за рубежом», http://dis.ru/manag

4. Журнал «Проблемы теории и практики управления», http:// www. uptp.ru

5. Журнал «Реальный бизнес», http://www.real-business.ru

6. Журнал «Секрет фирмы», http://www.sf-online.ru

7. Журнал «Top-Manager», http://www.top-manager.ru

8. Журнал «Эксперт», http://www.expert.ru

9. Деловая информация – http:// www.delinform.ru

10. E-xecutive – сообщество эффективных менеджеров, http://www.e-xecutive.ru

11. ITeam.Ru – технологии корпоративного управления, http://www.iteam.ru

12. AUP.Ru – Административно-Управленческий Портал, http://www.aup.ru

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.162 (0.093 с.)