Специальност: 080502 Экономикаи, и управление ( по отрослям) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специальност: 080502 Экономикаи, и управление ( по отрослям)



Им. А.Н.Туполева

Лениногорский филиал

«Утверждаю»

Проректор по учебно-

методической работе

____________ И.К.Насыров

«____» __________ 200__ г.

 

 

Программа дисциплины

 

ГСЭ.Ф.07___Социология и Политология______________

( указывается индекс и наименование дисциплины по учебному плану в соответствии с ГОС )

Рекомендуется УМЦ КГТУ им. А.Н.Туполева для направления

(специальности)

 

 

направление________________________________________________

Специальност: 080502 Экономикаи, и управление (по отрослям)

051001 Технология машиностроения

специализация_______________________________________________

_____________________________________________________________

(указывается их номер и наименование)

 

 

форма обучения ____ очная, заочная __________________________

(очная, заочная)

 

 

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Преподавание интегрированного курса «Социология и политология» базируется на общих требованиях, предъявляемых к подготовке специалистов- экономистов, с учетом Государственного образовательного стандарта и специфики Республики Татарстан.

ЦЕЛЬ данного курса: социализация студентов: систематизация и расширение знаний студентов о социальных и политических проблемах общества на основе использования зарубежной и отечественной социологической и политологической литературы; обучение студентов системному, самостоятельному и критическому анализу основных социально-политических субъектов, процессов и теорий; подготовка широко образованных, творческих и критически мыслящих специалистов, способных к анализу и прогнозированию сложных социальных проблем и овладению методикой проведения социологических исследований.

 

ЗАДАЧИ изучения дисциплины:

· изучение основных этапов развития социологической мысли и современных направлений истории и теории социологии;

· формирование у студентов представления об обществе как сложной системе социокультурных связей и отношений;

· социологическое понимание личности, понятия социализации и социального контроля;

· изучение культурно-исторических типов социального неравенства и стратификации; представление о горизонтальной и вертикальной мобильности;

· ознакомление с процессом и методами социологического исследования.

· дать студентам понимание значения и роли политических систем и политических режимов в жизни общества, о процессах международной политической жизни, геополитической обстановке, политическом процессе в России, ее месте, статусе в современном мире;

· научить студентов выделять теоретические и прикладные, аксиологические и инструментальные компоненты политического знания, выяснить их роль и функции в подготовке и обосновании политических решений, в обеспечении личностного вклада в общественно-политическую жизнь;

· дать знание о правах и свободах человека и гражданина и умение их реализовывать в различных сферах жизнедеятельности.

 

Достижение поставленных целей и задач поможет углубить профессиональную и теоретическую подготовку выпускников вузов для осуществления трудовой деятельности в новых социальных условиях.

Основными формами работы со студентами являются:

- аудиторная работа (лекции, беседы, совместное обсуждение актуальных социальных проблем) по изучению содержания дисциплины;

- самостоятельная работа студентов – написание теоретических и методических работ по предложенной преподавателем примерной тематике и на основе изучения рекомендуемой литературы, предполагающих осмысление и анализ злободневных проблем современного общественного развития в РФ и РТ, проведение конкретно-социологического исследования под руководством преподавателя и подготовка отчета о его результатах;

- индивидуальное и коллективное консультирование преподавателя по выполнению творческих и реферативных работ слушателей, отчетов по итогам социологических исследований, при подготовке к экзамену.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ

Дипломированный специалист, прослушавший курс социологии и политологии, должен:

1. иметь научное представление о социологическом подходе к личности, факторах ее формирования в процессе социализации;

2. знать типологии, основные источники возникновения и развития массовых социальных движений, формы социальных взаимодействий, факторы социального развития, типы и структуры социальных организаций и уметь их анализировать;

3. иметь представление об основных закономерностях и формах регуляции социального поведения, о природе возникновения социальных общностей и социальных групп, видах и исходах социальных процессов;

4. владеть основами социологического анализа.

5. иметь представление о сущности власти и политической жизни, политических отношениях и процессах, о субъектах политики;

6. понимать значение и роль политических систем и политических режимов в жизни общества;

7. иметь представление о процессах международной политической жизни, геополитической обстановке, политическом процессе в России, ее месте, статусе в современном мире;

8. знать и уметь выделять теоретические и прикладные, аксеологические и инструментальные компоненты политического знания, знать их роль и функции в подготовке и обосновании политических решений, в обеспечении личностного вклада в общественно-политическую жизнь;

9. знать о правах и свободах человека и гражданина и уметь их реализовывать в различных сферах жизнедеятельности;

Достижение поставленных целей и задач поможет углубить профессиональную и теоретическую подготовку выпускников вузов для осуществления трудовой деятельности в новых социальных условиях.

Основными формами работы со студентами являются:

- аудиторная работа (лекции, беседы, совместное обсуждение актуальных социальных проблем) по изучению содержания дисциплины;

- самостоятельная работа студентов – написание теоретических и методических работ по предложенной преподавателем примерной тематике и на основе изучения рекомендуемой литературы, предполагающих осмысление и анализ злободневных проблем современного политического развития общества в РФ и РТ;

- индивидуальное и коллективное консультирование преподавателя по выполнению творческих и реферативных работ слушателей, при подготовке к экзамену.

 

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Виды учебной работы Всего часов Семестры
       
Общая трудоемкость дисциплины          
Аудиторные занятия          
Лекции          
Практические занятия (ПЗ) -       -
Семинары (С)          
Лабораторные работы (ЛР) -       -
и другие виды аудиторных занятий -       -
Базовая самостоятельная работа          
Дополнительная самостоятельная работа (СР), в том числе -       -
Курсовой проект (работа) -       -
Расчетно-графические работы -       -
Реферат -       -
Подготовка к экзамену -       -
Вид итогового контроля (зачет/экзамен) экз.       экз.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИН

4.1. Тематический план по социологии

Наименование тем Лекции ПЗ (или С) ЛР СРС
  Социология как наука, структура и функции социологии     -  
  Генезис и историческая эволюция социологии. Основные направления и школы в социологии     -    
  Общество и иные социальные системы. Социальная стратификация и социальная мобильность     - -  
  Социология религии. Социология культуры     -  
  Социология молодежи. Этносоциология     -  
  Микросоциология. Социология семьи и брака     -  
  Социология личности. Социализация     -  
  Социальный контроль и девиация        
  Эмпирическая социология     -  
ВСЕГО     -  

4.1. Тематический план по политологии

Наименование тем Лекции ПЗ (или С) ЛР СРС
  Политология и политика как ее объект        
  Власть как базовая категория политологии        
  Политическая система и политический режим        
  Государство как центральный субъект политики        
  Правовое осударство и гражданское общество        
  Партии. Партийные и избирательные системы        
  Политическая элита и политическое лидерство        
  Политические идеологии и политич. культура        
  Мировой политический процесс        
ВСЕГО        

 

4.2. Распределение и содержание заданий на самостоятельную работу студента по дисциплине

Содержание тем по социологии

Содержание тем по политологии

Сущность и отличительные особенности политических технологий. Понятие политических технологий их структура. Типы политических технологий. Нормативные и девиантные технологии. Технологии как алгоритм политической деятельности. Основные политические технологии. Политический анализ и политическое консультирование. Технологии контроля и управления политическими конфликтами. Принятие политических решений.

Понятие источники и ресурсы власти. Типы ресурсов. Основные характеристики и виды власти. Принуждение и его формы. Авторитет и его разновидности. Градация атрибутов механизма власти. Атрибуты способов взаимодействия агентов власти: ее цели и формы проявления.

Специфика политической власти. Дж. Локк, Ш.Л.Монтескьё о принципе разделения властей. Три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Легальность и легитимность политической власти. М.Вебер об основных типах легитимности власти. Признаки кризиса легитимности власти. Разделение власти. Характеристика трех ветвей власти. Законодательная власть и ее институты. Исполнительная власть. Судебная ветвь власти. Типы политического строя. Разделение власти и формы политической системы общества. Разновидности политической системы.

Основные тенденции эволюции политической власти в современной России.

Сущность избирательной системы. Мажоритарная избирательная система и ее разновидности: абсолютного большинства и относительного. Пропорциональная и смешанная избирательные системы. Информационные технологии (информационные технологии агитационно- пропагандистского типа, технологии паблик рилейшнз). Избирательные, электоральные технологии. Политический менеджмент.

Избирательная система современной России

 

Современные международные отношения как динамичная система исторических, экономических, военных, культурных, научно- технических и других связей. Рост взаимозависимости народов и государств и ее влияния на международные отношения. Глобальный, региональный и субрегиональный уровень международных отношений.

Понятие и структура политического процесса. Международный политический процесс. Структура международного политического процесса: субъекты (государства, международные организации, внегосударственные международные объединения). Объекты международного политического процесса. Нормативно- правовая база. Основные принципы международного права.

Тенденции развития международного политического процесса. Усиление интеграционных процессов. Стремление США к однополярному миру. Возникновение и развитие новых геополитических центров. Конфронтация между различными типами цивилизаций. Политические аспекты проблемы международной безопасности.

Россия в структуре международного политического процесса. Национальные интересы России.

6. ПРИМЕРНЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

6.1. Тесты по социологии (вес 25%)

 

Общество это ТЕСТ № 1

1) направление развития от менее совершенного к более совершенному

2) способы взаимодействия и формы объединения людей

3) часть природы 4) материальный мир в целом

 

ТЕСТ № 2

Примером формально- позитивной санкции является

1)рукопожатие 2)уважение 3)премирование 4)подарок

11.Совместное проживание трех поколений родственников семья…

1)расширенная 2)партнерская 3)нуклеарная 4)эгалитарная

 

ТЕСТ 3

Общество- это

1)направленное развитие от менее совершенного к более совершенному

2)способы взаимодействия и формы объединения людей

3)часть природы

4)материальный мир

ТЕСТ № 4

Общество это

1) направленное прогрессивное развитие

2) способы взаимодействия и формы объединения людей

3) часть природы

4) материальный мир в целом

 

7. Произведения, создаваемые анонимными творцами, часто не имеющими специальной подготовки относятся к культуре

1)экранной 2)народной 5)массовой 4)духовной

 

Учебный цикл

Учебный семестр подразделяется на 3 учебные сегмента, по окончанию кото­рых проводятся контрольные мероприятия. Последний учебный сегмент заканчивается итоговой аттестацией, т.е. экзаменом. Продолжи­тельность циклов составляет: первого 1-6 неделя, второго 7-12 неделя, третье­го 13 -16 неделя.

 

Балльная шкала

Один учебный сегмент оценивается по сто балльной шкале. Оценка учебной дисциплины определяется по формуле:

 

Si = S1iP1i + S2iP2i + S3iP3i + Di

 

где: S1i, S2i, S3i – оценки за сегменты (аттестационные оценки); Di – дополнительные баллы, получаемые студентом с целью повышения традиционной оценки в результате собеседования с преподавателем (Di = 0…10 для экзаменационных дисциплин).

Каждая из оценок S1i, S2i, S3i определяется на основе оценки КМ и оценок текущего контроля. Вклад КМ в оценку учебного сегмента должен быть не менее 80% и эта оценка не может быть выше 100 баллов. Оценки, полученные за учебные сегменты и учебную дисциплину, при наличии десятых долей округляются до целых чисел.

Последняя аттестация (экзамен) включает вопросы из всех учебных сегментов.

Традиционная оценка (Ti) по дисциплине присваивается по следующей схеме:

если Si < 51, то Ti = неуд;

если 51 ≤ Si ≤ 70, то Ti = удовл;

если 71 ≤ Si ≤ 85, то Ti = хорошо;

если 86 ≤ Si ≤ 100, то Ti = отлично.

 

 

Формирование весов сегментов (аттестаций)

 

 

с е м Содержание учебного модуля Относи тельная трудоё мкость модуля Веса сегментов Контрольное мероприятие
                1 атт 2 атт 3 атт    
  1. КМ         Тест по следующим темам: Тест по следующим темам: «Социология как наука», «Структура и функции социологии», «Метасоциология», «Генезис и историческая эволюция социологии», «Метасоциология», «Мегасоциология», «Макросоциология», «Микросоциология», «Социология девиантности». «Социология города и села», «Социология молодежи», «Социология молодежи», «Этносоциология», «Социология культуры», «Социология общественного мнения», «Эмпирическая социология».
    10. КМ         Тест по следующим темам: «История политологии», «Политика и политология как ее объект», «Власть- базовая категория политологии», «Политическая система общества», «Политический режим», «Государство как субъект политики», «Государственные модели и механизмы», «Государство и гражданское общество». «Государство и гражданское общество», «Политические партии и партийные системы», «Выборы и избирательные системы», «Политические элиты и политическое лидерство», «Мировые политические идеологии», «Политическая культура», «Политические технологии», «Мировой политический процесс»  
  15. КМ         экзамен
               

 

 

Контроль учебной работы студента

Сроки промежуточных этапов контроля установленные выше могут не­значительно варьироваться согласно учебному расписанию занятий.

Студент, желающий улучшить свою предварительную оценку может просить преподавателя провести с ним одно дополнительное собеседование, в результате которого он может получить дополнительно к предварительной оценке (до 10-ти баллов для экзаменационной дисциплины).

О технологии контроля, включая веса учебных сегментов, веса отдельных модулей, формы и примерные сроки контрольных мероприятий и т.д., преподаватель сообщает студентам на первом занятии по дисциплине.

Оценки за каждый учебный сегмент рекомендуется сообщать студентам в устной или письменной форме (например, вывешиваются на доске объявлений кафедры) не более, чем через 5 дней после контрольного мероприятия. Студент может подать апелляцию и преподаватель должен рассмотреть эту апелляцию в течение следующих 2-х дней.

Если студент отсутствовал на концентрированном КМ по неуважительной причине или хочет исправить неудовлетворительную оценку по КМ, то студент имеет право во время, указанное преподавателем (в конце семестра или в экзаменационную сессию), сдать один раз любое пропущенное или неудовлетворительно выполненное КМ. Это будет считаться 2-ой попыткой сдачи всей дисциплины (но без необходимости просить разрешения деканата). Для сокращения времени целесообразно всех таких студентов сгруппировать в одно время, в одном месте и провести одно из КМ (разные студенты могут выполнять различные контрольные мероприятия). Следует отметить, что можно проводить любое КМ несколько раз в любое время, но это приведет к перегрузке преподавателя и к ослаблению студенческой дисциплины.

Студент безусловно должен допускаться ко всем регулярным КМ даже если он не выполнил обязательные учебные задания. При этом он даже может получить общую положительную оценку за дисциплину, но окончательную оценку нельзя ставить в ведомость, пока не будет ликвидирован долг.

Если после сессии (выполнение повторной КМ и получение дополнительных баллов) студент будет иметь оценку 25 ≤ Si < 51, то после прохождения «фильтра» деканата в дополнительную сессию он имеет право сдать (пересдать) любое КМ по его выбору, но только одно КМ. Это будет считаться 3-ей попыткой сдачи всей дисциплины.

Если после сессии студент получает по дисциплине менее 25 баллов, то он рекомендуется к отчислению с правом восстановления после изучения этой дисциплины на компенсационной основе.

Если в дополнительную сессию студент сдавал (пересдавал) какое-либо КМ по некоторой дисциплине, то его общая оценка Si за эту дисциплину не может превышать 51 балл.

 

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

Социология

1. Определение социологии, ее объект и предмет.

2. Социология в системе научного знания.

3. Три подхода к структуре социологии.

4. Общественная значимость социологии и ее функции.

5. Рождение социологии и ее развитие в XIX веке.

6. Эволюция социологии с конца XIX и на протяжении XX веков.

7. Позитивизм: сущность, методы, основные направления.

8. Становление отечественной социологии, ее развитие в разные исторические периоды.

9. Исследователи прошлого и современности о содержании понятия «общество».

10. Структурные элементы общества как социальной системы.

11. Содержание понятия «социальная стратификация».

12. Основные аспекты теории социальной стратификации.

13. Стратификационные системы закрытого типа (кастовая, сословная).

14. Стратификация современных обществ.

15. Понятие социальной мобильности ее типы и виды

16. Личность как объект изучения социологии.

17. Социологические теории личности.

18. Социология конфликта. Функции, субъекты и механизмы конфликта

19. Молодежь как особая социальная группа общества. Социологические теории молодежи.

20.Определение этноса и его типы. Жизненный цикл этноса.

21.Экономическая социология. Характеристика рынка труда. Безработица и ее формы

22.Социология труда. Западные школы социологии труда. Стимулирование и мотивы труда.

23.Подготовительный этап социологического исследования. Программа КСИ.

24.Сбор социологической информации и его основные методы: опрос, анке­тирование

25.Статистическая, теоретическая и аналитическая обработка социологической информации.

Политология

1. Предмет современной политологии и его функции

2. Понятие власти. Легитимность и легальность власти

3. Политическая организация современной России

4. Понятие и функции политической системы

5. Государство как основной элемент политической системы

6. Концепции и характеристики правового государства

7. Основные типы государственного устройства

8. Принципы государственного федерализма

9. Гражданское общество- социальная основа государства

10. Республиканская форма правления. Президентская и парламентская республика

11. Монархия: сущность и типы монархического правления

12. Тоталитарный и авторитарный политические режимы

13. Сущность и основные принципы демократии

14. Политические партии, партийные системы

15. Политическая культура: сущность и основные типы политических культур

16. Выборы как политический процесс.

17. Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы

18. Политическое поведение, его типы

19. Конституционные права и обязанности граждан РФ

20. Субъекты международной политики

21. Основные тенденции развития современной международной политики

22. Политические конфликты: содержание и типология

23. Политическое лидерство

24. Политические идеологии. Типы политических идеологий

25. Геополитическое будущее России.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература по социологии:

 

  1. Батыгин Г.С., Подвойский Д.Г. История социологии. – М.: Изд.дом «Новый учебник», 2004. – 368 с.
  2. Беляев В.А. Социология. Часть I. Большая теория. // Беляев В.А., Филатов А.Н. Социология. Учебный курс. В 2-х частях. - Казань: КИБУ, 1997.- 196 с.
  3. Гульбина Н.И. Эволюция институциональной теории. – М.: Изд.дом «Новый учебник», 2004. – 104 с.
  4. Добреньков,В.И.,Кравченеко А.И. Социология:учебник-М.:Инфра-М-2007.
  5. Кравченко,А.И. История социологии:учебник-М.:Проспект-2006.
  6. Социология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Т.Г.Исламшиной, Ялалова Ф.Г.- Нижнекамск: Изд-во «Чишмэ», 2004,- 290 с.
  7. Пирогов С.В. Социология города. – М.:Изд.дом «Новый учебник», 2004.– 208 с.

 

Дополнительная литература:

1. Аберкромби Н. и др. Социологический словарь / Н.Аберкромби, С.Хилл, Б.С.Тернер; Пер. с англ. С.А.Ерофеева. Казань: Изд-во КГУ, 2004.

2. Арон Р. Этапы развития социологической мысли / Общ. ред и предисл. П.С.Гуревича. М.: Изд.группа «Прогресс», 1993.

3. Беляев В.А. Социология: Общая теория. Курс лекций для студ. заочн. отд-я. Казань: Изд-во Казан. гос. техн. ун-та, 1998.

4. Волков Ю. Г. Социология: Учебник для вузов/ Волков Ю.Г., Мостовая И.В. - М.: Гардарики, 2002.

5. Гидденс Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999.

6. Курбатов В.И. Современная западная социология: Аналитический обзор концепций: Учеб. пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

7. Маршак А. Л. Социология: Учебное пособие - М.: Высшая школа, 2002.

8. Общая социология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. А.Г.Эфендиева. М.: ИНФРА-М, 2004.

9. Основы прикладной социологии: Учеб. для вузов / Под ред. Ф.Э.Шереги, М.К.Горшкова. М.: Интерпракс, 1996.

10. Ритцер Д. Современные социологические теории. 5-е изд. – СПб.: Питер, 2002.

11. Социология в России: Учеб. пособие для вузов / Г.М.Андреева и др.; Под ред. В.А.Ядова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во Института социологии РАН, 1998.

12. Социология. Учебное пособие / Под ред. С.А.Ерофеева, Л.Р.Низамовой. – 2-е изд., перераб. и доп. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2001.

13. Социология: Учебник для вузов / А.И. Кравченко, В.Ф.Анурин. СПб.: Питер, 2003.

14. Социология: Учебное пособие для вузов / Под ред. Т.Г.Исламшиной. Нижнекамск: Изд-во НМИ «Чишмэ», 2004.

15. Филатова О. Г. Социология: Учеб. для вузов. СПб: Изд-во Михайлова В.А., 2002.

16. Фролов С.С. Социология: Учебник. 3-е изд., доп. М.: Гардарики, 2000.

 

Основная литература по политологии:

 

1. Беляев В.А. Политология. Учебный курс. - Казань: КИБУ/Карпол. Часть 1. Кратология; Часть 2. Субъекты политики; Часть 3. Политическая мысль: от мифов до идеологий. – Казань: Изд-во КГТУ им.Туполева, 1997-2002.

2. Козырев Г.И. Политология. – М., 2002.

3. Касьянов В.В., Самыгин С.И. Политология для технических вузов. Ростов н /Д: Феникс, 2001. – 384 с.

4. Политология: Хрестоматия/ Сост. Б.А.Исаев, А.С.Тургенев, А.Е.Хренов._ Спб.: Питер, 2006.- 464 с.

5. Черняк Э.В. Курс лекций по политологии. - Казань: ТГЖИ, 1997.- 133с.

Дополнительная литература:

1. Арендт X. Истоки тоталитаризма: Пер. с англ. / Под ред. М.С.Ковалевой, Д.М.Носова; Ин-т «Открытое общество». М.: Интерком, 1996.

2. Грязнова, А.Г. Курс политологии: Учебник. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2002.

3. Касьянов В.В., Самыгин С.И. Политология для технических вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

4. Кривогуз, И. М. Политология: Учебник для вузов - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

5. Курс лекций по политологии: Учеб. пособие / Под ред. М.Х.Фарукшина, О.И. Зазнаева. Изд. 2-е, перераб. и доп. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1998.

6. Макиавелли Н. Государь. М.: Планета, 1990.

7. Политическая Россия: предмет и методы изучения. М.: Ин-т «Открытое общество», 2001.

8. Политология / Под ред. проф. Б.И.Кретова. М.: Высшая школа, 2001.

9. Политология. Учебный курс для вузов в трех частях. Часть I. Кратология / Беляев В.А. и др. Казань: КИБУ // Карпол, 1997.

10. Политология. Учебный курс для вузов в трех частях. Часть II. Субъекты политики / Беляев В.А. и др. Казань: КИБУ // Карпол, 1998.

11. Политология: Учебник для вузов / Отв. ред. проф. В.Д.Перевалов. - М.: НОРМА, 2004.

12. Политология: Учебник для вузов / Под ред. М.А.Василика. М.: Гардарики, 2004.

13. Политология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н.Лавриненко. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

14. Симонов К.В. Политический анализ: Учебное пособие. – М.: Логос, 2002.

 

Учебно- методический комплекс составила:

Минкина Роза Фатыховна, к.с.н., доцент.

(Ф.И.О., ученая степень, звание, должность)

 

 

Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры ЕНГД

 

«___» _______________ 200__ г., протокол № _____.

 

Зав.кафедрой: Шамсутдинов Р.А.

 

Председатель

Учебно-методической

комиссии филиала: Аскарова З.И.

Им. А.Н.Туполева

Лениногорский филиал

«Утверждаю»

Проректор по учебно-

методической работе

____________ И.К.Насыров

«____» __________ 200__ г.

 

 

Программа дисциплины

 

ГСЭ.Ф.07___Социология и Политология______________

( указывается индекс и наименование дисциплины по учебному плану в соответствии с ГОС )

Рекомендуется УМЦ КГТУ им. А.Н.Туполева для направления

(специальности)

 

 

направление________________________________________________

специальност: 080502 Экономикаи, и управление (по отрослям)

051001 Технология машиностроения

специализация_______________________________________________

_____________________________________________________________

(указывается их номер и наименование)

 

 

форма обучения ____ очная, заочная __________________________

(очная, заочная)

 

 

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Преподавание интегрированного курса «Социология и политология» базируется на общих требованиях, предъявляемых к подготовке специалистов- экономистов, с учетом Государственного образовательного стандарта и специфики Республики Татарстан.

ЦЕЛЬ данного курса: социализация студентов: систематизация и расширение знаний студентов о социальных и политических проблемах общества на основе использования зарубежной и отечественной социологической и политологической литературы; обучение студентов системному, самостоятельному и критическому анализу основных социально-политических субъектов, процессов и теорий; подготовка широко образованных, творческих и критически мыслящих специалистов, способных к анализу и прогнозированию сложных социальных проблем и овладению методикой проведения социологических исследований.

 

ЗАДАЧИ изучения дисциплины:

· изучение основных этапов развития социологической мысли и современных направлений истории и теории социологии;

· формирование у студентов представления об обществе как сложной системе социокультурных связей и отношений;

· социологическое понимание личности, понятия социализации и социального контроля;

· изучение культурно-исторических типов социального неравенства и стратификации; представление о горизонтальной и вертикальной мобильности;

· ознакомление с процессом и методами социологического исследования.

· дать студентам понимание значения и роли политических систем и политических режимов в жизни общества, о процессах международной политической жизни, геополитической обстановке, политическом процессе в России, ее месте, статусе в современном мире;

· научить студентов выделять теоретические и прикладные, аксиологические и инструментальные компоненты политического знания, выяснить их роль и функции в подготовке и обосновании политических решений, в обеспечении личностного вклада в общественно-политическую жизнь;

· дать знание о правах и свободах человека и гражданина и умение их реализовывать в различных сферах жизнедеятельности.

 

Достижение поставленных целей и задач поможет углубить профессиональную и теоретическую подготовку выпускников вузов для осуществления трудовой деятельности в новых социальных условиях.

Основными формами работы со студентами являются:

- аудиторная работа (лекции, беседы, совместное обсуждение актуальных социальных проблем) по изучению содержания дисциплины;

- самостоятельная работа студентов – написание теоретических и методических работ по предложенной преподавателем примерной тематике и на основе изучения рекомендуемой литературы, предполагающих осмысление и анализ злободневных проблем современного общественного развития в РФ и РТ, проведение конкретно-социологического исследования под руководством преподавателя и подготовка отчета о его результатах;

- индивидуальное и коллективное консультирование преподавателя по выполнению творческих и реферативных работ слушателей, отчетов по итогам социологических исследований, при подготовке к экзамену.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ

Дипломированный специалист, прослушавший курс социологии и политологии, должен:

1. иметь научное представление о социологическом подходе к личности, факторах ее формирования в процессе социализации;

2. знать типологии, основные источники возникновения и развития массовых социальных движений, формы социальных взаимодействий, факторы социального развития, типы и структуры социальных организаций и уметь их анализировать;

3. иметь представление об основных закономерностях и формах регуляции социального поведения, о природе возникновения социальных общностей и социальных групп, видах и исходах социальных процессов;

4. владеть основами социологического анализа.

5. иметь представление о сущности власти и политической жизни, политических отношениях и процессах, о субъектах политики;

6. понимать значение и роль политических систем и политических режимов в жизни общества;

7. иметь представление о процессах международной политической жизни, геополитической обстановке, политическом процессе в России, ее месте, статусе в современном мире;

8. знать и уметь выделять теоретические и прикладные, аксеологические и инструментальные компоненты политического знания, знать их роль и функции в подготовке и обосновании политических решений, в обеспечении личностного вклада в общественно-политическую жизнь;

9. знать о правах и свободах человека и гражданина и уметь их реализовывать в различных сферах жизнедеятельности;

Достижение поставленных целей и задач поможет углубить профессиональную и теоретическую подготовку выпускников вузов для осуществления трудовой деятельности в новых социальных условиях.

Основными формами работы со студентами являются:

- аудиторная работа (лекции, беседы, совместное обсуждение актуальных социальных проблем) по изучению содержания дисциплины;

- самостоятельная работа студентов – написание теоретических и методических работ по предложенной преподавателем примерной тематике и на основе изучения рекомендуемой литературы, предполагающих осмысление и анализ злободневных проблем современного политического развития общества в РФ и РТ;

- индивидуальное и коллективное консультирование преподавателя по выполнению творческих и реферативных работ слушателей, при подготовке к экзамену.

 

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.66.151 (0.207 с.)