Программа учебно-ознакомительной и экономической практики менеджмента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа учебно-ознакомительной и экономической практики менеджмента



Рассказова А.А.

ПРОГРАММА УЧЕБНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ МЕНЕДЖМЕНТА

Для студентов специальности 080504.65 – «Государственное и муниципальное управление»

Бокситогорск – 2011


Рассказова А.А.

Программа учебно-ознакомительной и экономической практики менеджмента для студентов специальности 080504.62 – «Государственное и муниципальное управление»: м етодические указания. – Бокситогорск, 2011. – 28 с.

Обсуждены и одобрены на заседании кафедры информатики, экономики и управления.

 

Предназначены для студентов специальности 080504.62 «Государственное и муниципальное управление».


Содержание

Пояснительная записка. 4

Требования к студентам к прохождению практики. 5

Общие требования. 5

к прохождению учебно-ознакомительной практики. 5

Задание на прохождение учебно-ознакомительной практики. 7

Общие требования к прохождению экономической. 9

практики менеджмента. 9

Задание на прохождение экономической практики. 11

менеджмента. 11

Формы контроля. 14

Календарный график прохождения учебно-ознакомительной и экономической практики менеджмента. 15

Организация и проведение практики. 15

Участники практики. 15

Правила оформления отчетной документации и ее оценка. 17

Приложения. 24


Пояснительная записка

В соответствии с государственным стандартом по специальности «080504.62 – Государственное и муниципальное управление» областью профессиональной деятельности специалиста является обеспечение эффективного управления организацией, участие в организации и функционировании систем государственного и муниципального управления, совершенствование управления в соответствии с тенденциями социально-экономического развития.

Объектами профессиональной деятельности специалиста являются различные организации и подразделения в системе государственного и муниципального управления, процессы экономической, политической, организационной и социальной жизни общества, проблемы функционирования и развития государства и его региональных и муниципальных образований, проблемы взаимодействия человека и общества.

Основными видами профессиональной деятельности специалиста данного профиля является планирование индивидуальной и совместной деятельности, организация работы по целям, ресурсам и результатам, рациональному контролю деятельности сотрудников и организации в целом, руководство коллективом и координация деятельности во внешней среде, мотивация сотрудников, представительство организации и ее внешних интересов, исследование и диагностика проблем, прогнозов, целей и ситуаций, консультационная, методическая и образовательная работа с сотрудниками, инновационная деятельность в области управления.

В соответствии с государственным стандартом и учебным планом образовательная программа в качестве обязательного элемента включает учебно-ознакомительную, экономическую практику и практику менеджмента, при прохождении которых студент должен получить набор практических заданий и навыков профессиональной деятельности.

Основная цель организации учебно-ознакомительной и экономической практики менеджмента – это формирование профессиональных способностей студента на основе использования его теоретических знаний в различных ситуациях, свойственных будущей профессиональной деятельности специалиста.

Учебно-ознакомительная, экономическая практика менеджмента осуществляется на основе договоров между учебным заведением – Бокситогорским институтом (филиалом) ЛГУ имени А.С.Пушкина и организацией, являющейся базой прохождения практики.

Базами практики студентов, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление», являются: органы государственной власти, территориальные подразделения федеральных органов исполнительной власти, органы местного самоуправления, государственные учреждения, предприятия и организации.

Студент может самостоятельно выбрать базу практики с учетом своих научных и будущих профессиональных интересов.

К практике допускаются студенты, полностью выполнившие план теоретического обучения. Прохождение практики является обязательным наравне с изучением теоретических дисциплин учебного плана. Оценка по практике приравнивается к оценкам по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов.

 

 

Требования к студентам к прохождению практики

При прохождении учебно-ознакомительной и экономической практики менеджмента студент обязан своевременно выполнять задания, предусмотренные программой практики, а также указания руководителя практики, подчиняться действующим в учреждении правилам внутреннего распорядка; по окончании практики составить отчет о ее прохождении, приложив к нему документы, указанные в программе практики, а также характеристики с мест практики.

Полученный в ходе практики опыт и собранные материалы в дальнейшем следует использовать для написания курсовых и дипломных работ.

Общие требования

Задание на прохождение учебно-ознакомительной практики

В процессе прохождения учебно-ознакомительной практики студент должен ознакомиться и отразить в отчете:

- организационную структуру и правовое положение государственного (муниципального) органа;

- принципы организации и основные направления деятельности;

- основную нормативную документацию, регламентирующую деятельность государственного (муниципального) органа (Устав, положения о структурных подразделениях, должностные инструкции и др.);

- права, обязанности и функции основных структурных подразделений и работников государственного (муниципального) органа;

- методы планирования деятельности государственного (муниципального) органа;

- систему разработки и принятия решений;

- организацию выполнения управленческих решений и контроля над их исполнением;

- методы управления персоналом, систему подбора и передвижения кадров;

- механизм и источники формирования бюджета;

- общие принципы работы с населением;

- уровень информационного обеспечения;

- правила работы со служебными документами;

- использование компьютеров и другой специальной техники;

- наличие и использование программных продуктов;

- основные показатели эффективности управления организацией;

- влияние деятельности организации на социально-экономические и культурно-образовательные процессы в регионе (муниципалитете);

- систему учета и отчетности;

- участие общественности в деятельности органа, учреждения;

- взаимодействие органа управления с другими аналогичными учреждениями в системе «вертикали власти»;

- использование передового опыта управления, в том числе и зарубежного.

Каждый студент обязан отразить в отчете задания 1-6, остальные 5 выбираются студентом на выбор.

Перед прохождением практики студент должен изучить программу практики и обратиться к соответствующим правовым нормативным материалам с тем, чтобы быть подготовленным к выполнению поручений, данных руководителем практики и решению конкретных вопросов. Как при подготовке, так и в период прохождения практики, студент должен обращаться к законодательству, учебной и научной литературе, текущей нормативной управленческой документации.

Для закрепления полученных в ходе теоретической подготовки знаний и приобретения практического опыта студент должен максимально использовать возможности контактов:

- с главными специалистами государственной (муниципальной) организации;

- с руководителями и работниками основных отделов;

- с представителями бизнеса, политических организаций, работниками культуры, с целью определения эффективности работы местных государственных и муниципальных организаций;

- ознакомиться с ежегодными отчетами и текущей документацией.

На протяжении всей практики студент должен находиться в принимающей организации, ежедневно в соответствии с режимом ее работы, строго соблюдая правила внутреннего распорядка, вести дневник, в котором кратко излагать выполняемые работы за день в соответствии календарным планом практики.

Календарный план практики должен быть построен с учетом того, что студент сначала начинает знакомиться с общими моментами деятельности исполнительного органа власти и в дальнейшем переходит к более специализированным вопросам. Целесообразно распределить все перечисленные вопросы по дням выполнения.

С разрешения руководителя практики от принимающей организации студент оставляет у себя составленные им проекты документов и другие разработанные материалы.

В отчете о прохождении практики должны быть отражены следующие вопросы:

- время прохождения практики;

- характеристика организации, где проводилась практика;

- описание выполненных работ с указанием их объема;

- уровень закрепления полученных теоретических знаний;

- степень овладения первоначальной работы менеджера в сфере государственного и муниципального управления;

- выработка начальных навыков самостоятельного анализа результатов работы органов власти.

В ходе практики студенты должны научиться применять на практике полученные знания по обязательным базовым и профессиональными дисциплинам, проявить умение выражать свой уровень общепрофессиональной подготовки.

Студенты в ходе практики могут выполнять разовые и постоянные задания (поручения) руководителей в соответствии со спецификой, функциями, задачами и полномочиями управленческого органа.

В отчете по практике должны быть отражены и раскрыты все положения, указанные в задании на прохождение учебно-ознакомительной практики. При этом в начале отчета дается краткая характеристика государственного (муниципального) органа.

В отчете студент может также отметить, какую пользу принесла ему практика, сделать предложения по ее совершенствованию. В отчете должно быть выражено мнение студента об эффективности работы органа управления. В отчете в качестве приложений могут быть представлены документы, таблицы, схемы, должностные инструкции и т.п., составленные самим студентом или их копии взятые в организации.

 

Общие требования к прохождению экономической

Практики менеджмента

 

Экономическая практика менеджмента является составным элементом учебного процесса подготовки специалиста. При ее прохождении студенты должны приобрести и закрепить следующие знания, навыки и умения:

- навыки работы с документацией, с правовой информацией, со статистическими источниками (анализ и интерпретация);

- умение анализировать и систематизировать экономическую, социальную, управленческую информацию;

- овладеть методами мониторинга для комплексного анализа социально-экономических процессов;

- умение принимать профессионально обоснованные решения с учетом политических, социальных, экономических последствий;

- навыки работы с людьми;

- знание основ трудового законодательства;

- умение работать в коллективе;

- умение организовать работу исполнителей;

- находить и принимать управленческие решения;

- знание основ организации труда и организации управления, правил и норм охраны труда;

- умение анализировать и обобщать полученные результаты, оформлять результаты в соответствии с требованиями ГОСТа.

Экономическая практика менеджмента проводится в соответствии с учебным планом по специальности 080504 - «Государственное и муниципальное управление». Продолжительность практики – шесть недель.

Сроки проведения практики устанавливаются учебным планом по специальности.

Основными целями экономической практики менеджмента являются:

- овладение, расширение и закрепление теоретических знаний, полученные при обучении, навыков и умений по профилю специальности.

- освоение различных видов, форм и методов управленческой деятельности, овладение основами управленческой культуры;

- выработка умения анализировать результаты управленческой деятельности и самостоятельно решать возникающие в работе органов управления проблемы;

- приобретение профессиональных качеств будущего специалиста по государственному и муниципальному управлению;

- формирование устойчивого интереса, чувства ответственности и уважение к избранной профессии.

Основными задачами экономической практики менеджмента являются:

- закрепление знаний, полученных при изучении дисциплин «Экономическая теория», «Государственные и муниципальные финансы», «Теория управления», «Статистика», «Управление персоналом», «Информационные технологии управления», «Система государственного и муниципального управления», «Региональная экономика и управление», «Демография», «Теория организации», «Управление общественными отношениями», «Социология управления»;

- изучение всех сторон практической деятельности администрации, а также иных государственных органов, реализующих от имени государства его функции и отнесенных законодательными актами Российской Федерации к государственной службе;

- изучение структуры, компетенции и функций органов государственного и местного управления, организации документооборота и потоков информации;

- изучение системы работы с кадрами, порядка замещения вакантных должностей в органах государственного и местного управления, аттестации кадров и механизмов мотивации государственных служащих;

- анализ экономического развития субъектов Российской Федерации и субъектов местного самоуправления;

- приобретение умений и навыков по различным направлениям управленческой деятельности органов государственного и муниципального управления;

- участие в процессе подготовки и принятия конкретных управленческих решений, обеспечение организации и контроля над их исполнением;

- систематизация и анализ материалов, собранных в процессе прохождения практики, а также вытекающих из индивидуальной программы студента, и разработка предложений по повышению эффективности управленческой деятельности;

- сбор материалов для разработки курсовых и дипломных работ.

 

Задание на прохождение экономической практики

Менеджмента

 

Заданием на экономическую практику менеджмента студентов специальности 080504.62 «Государственное и муниципальное управление» является практическое ознакомление с организацией и деятельностью органов государственного и муниципального управления, государственной и муниципальной власти.

За неделю да начала экономической практики и практики менеджмента студент получает от руководителя практики задание на практику. Практикант обязан согласовать свое задание и календарный план (график) прохождения практики с руководителем практики.

Календарный план практики должен быть построен с учетом того, что студент сначала начинает знакомиться с общими моментами деятельности исполнительного органа власти и в дальнейшем переходит к более специализированным вопросам. Целесообразно распределить все перечисленные вопросы по дням выполнения.

С разрешения руководителя практики от принимающей организации студент оставляет у себя составленные им проекты документов и другие разработанные материалы.

Учебно-методическое руководство экономической практикой осуществляется: от вуза – преподавателями кафедры, назначенными заведующим кафедрой; от организации – работником, назначенным руководством организации.

Студенты в ходе практики могут выполнять разовые и постоянные задания (поручения) руководителей в соответствии со спецификой, функциями, задачами и полномочиями управленческого органа.

 


Таблица 1.

Содержание экономической практики менеджмента

 

Наименование тем и разделов Формируемые знания и умения Содержание учебной информации, необходимой для овладения навыками и умениями Примерные виды работ Связь с учебными дисциплинами и ГОС ВПО
         
1. Ознакомительное занятие Знание правил внутреннего распорядка, техники безопасности, противопожарной защиты. Задачи и краткое содержание практики. Вводный инструктаж по ТБ. Организационно-производственная структура организации, учреждения. Ознакомление с организацией, учреждением, их организационной структурой. Безопасность жизнедеятельности. Теория управления
2. Структура органов государственной и муниципальной власти, его основных служб, отделов, ознакомление с деятельностью МО. Навыки работы с документацией, знание структуры органов государственной и муниципальной власти, детальное изучение устава органов государственного и муниципального управления или государственных муниципальных предприятий Изучение организационной структуры организации. Изучение состава и функций, выполняемых каждым подразделением органов государственной и муниципальной власти. Ознакомление с кругом решаемых задач, вопросами государственного и местного значения и компетенцией органов государственного управления и МСУ.   Участие в основных этапах обработки информации в качестве помощника основного состава сотрудников Информационные технологии управления. Статистика
3. Организационные и правовые аспекты управление предприятиями государственной и муниципальной собственности, территориальными органами государственного и муниципального управления     Навыки работы с правовой информацией, знакомство с различными формами организации управления Изучение нормативных основ управления и функционирования государственного и муниципального управления, правовых основ российского государства. Ознакомление с постановлениями, распоряжениями, приказами, методическими и нормативными материалами, относящимися к системе государственного и муниципального управления Правовые основы российского государства. Теория управления
Продолжение таблицы 1.
         
4. Муниципальное управление финансами Навыки работы с плановыми и отчетными документам, статистическими источниками (анализ и интерпретация). Умение анализировать и систематизировать информацию, а также делать соответствующие выводы. Овладение методами мониторинга для комплексного анализа социально-экономических процессов.   Ознакомление с системой муниципального управления экономикой. Изучение налогового, ценового, тарифного регулирования. Ознакомление с системой формирования и управления муниципальными финансами, механизмом утверждения местного бюджета и отчета о его исполнении. Роль местных налогов и сборов в формировании бюджета, источников доходов и расходов бюджета, принципов составления и исполнения бюджетов различных уровней, финансового планирования деятельности.   Представление в отчете по практике бюджета муниципальных образований и его исполнении или сметы расходов государственных и муниципальных организаций и ее исполнение за три последних года. Представление статистических показателей социально-экономического развития муниципального образования. Исследование социально-экономических и политических процессов. Экономическая теория. Статистика. Региональная экономика и управление. Государственные и муниципальные финансы.  
5. Менеджмент в системе муниципальной службы Умения принимать профессионально обоснованные решения с учетом политических, социальных, экономических последствий. Ознакомление с вариантами решения управленческих проблем и реализация функций менеджмента. Изучение порядка разработки управленческого решения; контроля реализации управленческого решения. Оценка эффективности структуры управления.   Участие в реализации мероприятий по повышению эффективности деятельности муниципального управления. Участие в выполнении разработок организационных мероприятий с использованием эффективных методов управления;     Теория управления. Социология управления. Система государственного и муниципального управления.

 

Продолжение таблицы 1.
         
6. Управление персоналом муниципальной службы Навыки работы с людьми, знание основ трудового законодательства, умение работать в коллективе, умение организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в условиях противоречивых требований, знание основ педагогической деятельности, знание основ организации труда и организации управления, правил нормы и охраны труда.   Изучение кадрового обеспечения муниципального управления, организации труда муниципальных служащих, наличие и изучение должностных инструкций и соответствия выполняемых специалистами работ. Разработка и участие в реализации мероприятий по повышению эффективности муниципальной кадровой политики;   Управление персоналом. Основы теории управления. Теория управления.
7. Обобщение материалов. Оформление дневника и отчета по практике Уметь анализировать и обобщать полученные результаты. Оформлять результаты в соответствии с требованиями. Материалы, собранные в результате практики Оформление дневника и отчета по практике Система государственного и муниципального управления

 

Формы контроля

Оценка по практике (дифференцированный зачет) приравнивается к оценкам по теоретическому обучению и вносится в зачетную книжку и ведомость уполномоченным для этого преподавателем кафедры.

Оценка учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов, в связи с этим, студенты, не прошедшие практику без уважительной причины или получившие отрицательную оценку, могут быть отчислены из ВУЗа как имеющие академическую задолженность.

 

 

Участники практики

 

Для руководства практикой студентов за каждой организацией закрепляется руководитель практики от кафедры менеджмента. По месту прохождения практики назначается руководитель практики от организации из числа опытных сотрудников.

Руководитель практики от кафедры:

- участвует в процессе распределения студентов по базам практики, в случае необходимости совместно с руководителем практики от организации, составляет/корректирует индивидуальное задание студента;

- осуществляет контроль процесса прохождения практики студентами, условий прохождения практики;

- оказывает методическую помощь студентам при выполнении индивидуальных заданий, сборе материалов для курсового/дипломного проекта;

- по итогам практики характеризует практиканта (дисциплина, результат выполнения программы практики) и рекомендует оценку.

 

Руководитель практики от организации:

- распределяет студентов по рабочим местам и проводит инструктаж относительно внутреннего распорядка организации и техники безопасности;

- знакомит студентов со структурой и функциями данной организации и структурного подразделения, где студент будет проходить практику непосредственно, знакомит с формами и методами деятельности;

- обеспечивает непосредственный контроль исполнительной дисциплины практикантов и консультирует по производственным вопросам;

- проверяет выполнение задания, дневники практики и отчет, готовит отзыв о работе студента.

В случае нарушения студентом внутреннего распорядка, должностных инструкций, исполнительской дисциплины, руководитель имеет право уведомить об этих фактах кафедру и отказать в дальнейшем прохождении практики данному студенту.

 

Права и обязанности студентов-практикантов

Студент обязан:

- пройти кафедральный инструктаж относительно порядка и правил прохождения практики;

- своевременно прибыть к месту прохождения практики, что отражается в путевке;

- строго соблюдать правила внутреннего распорядка и техники безопасности, в полном объеме выполнять порученную работу;

- выполнить индивидуальное задание и оформить в соответствии с установленными правилами отчетную документацию;

- представить в назначенные сроки и защитить отчет по практике на кафедре.

Студент имеет право:

- самостоятельно выбрать базу практики с учетом своих научных и будущих профессиональных интересов и сообщить об этом руководителю практики от кафедры до наступления сроков прохождения практики;

- по решению кафедры получить зачет по практике при наличии стажа практической работы по специальности или в случае участия в совместных проектах вуза, кафедры и органов государственной и муниципальной власти, но на преддипломную практику студенты направляются в установленном порядке;

- оспорить оценку, полученную по итогам прохождения практики, в подобном случае создается комиссия из числа руководителей практики от кафедры.

Продолжительность рабочего дня студентов при прохождении практики в организациях составляет для студентов в возрасте от 16 до 18 лет не более 36 часов в неделю (ст.92 ТК РФ), в возрасте от 18 лет и старше не более 40 часов в неделю (ст.91 ТК РФ).

 

Правила оформления отчетной документации и ее оценка

 

По итогам прохождения практики студенты обязаны предоставить в установленные сроки: направление, дневник прохождения практики, отчет.

1. Направление выдается руководителем практики и заполняется непосредственно по месту практики. Должно содержать печать Бокситогорского института (филиала) ЛГУ имени А.С. Пушкина, а также печать учреждения, являющегося местом практики.

2. Дневник практиканта содержит: наименование места прохождения практики и сроков ее проведения, задание на практику, учет работы студента с указанием даты, времени и вида выполняемых работ, отзыв руководителя с места прохождения практики.

Отзыв должен содержать характеристику деятельности практиканта, его теоретической и практической подготовленности, профессиональных и личностных качеств, исполнительности и дисциплинированности и содержать дифференцированную оценку. Отзыв может быть оформлен отдельно на листе формата А4.

Содержание раздела в дневнике «Учет работы студента» и отзыв заверяются подписью руководителя практики от организации и печатью.

3. Отчет по итогам практики имеет следующую структуру:

а) по учебно-ознакомительной практике:

- введение, характеризующее цель и задачи практики, индивидуальное задание практиканта;

- раздел 1 – содержит сведения об организации, ее структуре и функциях, роли и месте во властной вертикали;

- раздел 2 – содержит сведения о деятельности структурного подразделения, в котором студент находился на практике, краткое описание должностных инструкций, работающих в нем специалистов, описание применяемых методов работы и управления;

- раздел 3 – содержит анализ работы студента и конкретизирует сведения, приводимые в дневнике в разделе «Учет работы студента», а именно, содержит информацию по 5 выбранным заданиям;

- заключение – содержит обобщающий вывод студента о деятельности организации и эффективности организации практики в ней, самостоятельную оценку студента полученных в ходе практики знаний и навыков.

б) по экономической практике менеджмента:

- введение, характеризующее цель и задачи практики;

- раздел 1 – содержит сведения об организации, ее структуре и функциях, роли и месте во властной вертикали;

- раздел 2 – содержит подробное описание сведений согласно содержанию экономической практики менеджмента (см. Таблицу 1), приводимых в дневнике в разделе «Учет работы студента;

- заключение – содержит обобщающий вывод студента о деятельности организации и эффективности организации практики в ней, самостоятельную оценку студента полученных в ходе практики знаний и навыков.

 

Структурно-функциональные схемы, таблицы, документы, раскрывающие деятельность студента в ходе практики, и иные материалы, должны быть вынесены в качестве приложений.

 

Общие требования к оформлению отчетов и их защите

 

Титульный лист и содержание

Отчет обязательно должен иметь титульный лист, отпечатанный на стандартном листе бумаги формата А4 (Приложение 1). На титульном листе обязательными реквизитами являются подпись студента, научного руководителя и подпись заведующего кафедрой, свидетельствующая о допуске студента к защите отчета перед комиссией.

Важным качественным элементом отчета выступает раздел «Содержание», который отражает всю ее структуру и включает в себя: введение, разделы с параграфами, выводы и предложения, список использованной литературы и приложения. Рубрикация дается арабскими цифрами, слова «Раздел», «Параграф» не пишутся. По правой стороне текста содержания указываются номера страниц, с которых начинается раздел или параграф.

На основании оформленного Дневника практиканта, содержания Отчета о практике, результатов собеседования и защиты студенту выставляется оценка.

Текстовая часть

Отчет по практике выполняется на листах формата А4. Объем отчета составляет от 20 до 25 страниц машинописного текста (без учета приложений). Значительное превышение или недобор установленного объема являются недостатком отчета и указывают на то, что студент не сумел отобрать и переработать нужный материал.

Текст отчета о практике должен быть напечатан через 1,5 интервал на одной стороне стандартного листа белой бумаги (А4). Шрифт Times New Roman, кегель 14. Текст и другие отпечатанные и вписанные элементы работы должны быть черными, контуры букв и знаков – четкими, без ореола и затемнения. Курсив, подчеркивание, а также выделение полужирным шрифтом в тексте дипломного проекта не допускаются, кроме заголовков, названия таблиц и рисунков.

Лист с текстом должен иметь поля: слева – 30 мм, справа – 15 мм, сверху – 20 мм, снизу – 20 мм. Нумерация страниц текста делается в правом нижнем углу листа. На титульном листе номер страницы не ставится. После этого нумеруются все страницы, включая приложения.

Каждый раздел отчета (введение, разделы, заключение, список использованной литературы, приложение) начинаются с новой страницы. Разделы имеют порядковые номера в пределах всей работы, обозначаемые арабскими цифрами (например: 1,2,3), после которых ставится точка. Слово «раздел», «подраздел» или значок параграфа в названии не ставятся. Подразделы имеют порядковые номера в пределах раздела, обозначаемые арабскими цифрами (например: 1.1 и 1.2). Между названием раздела (подраздела) и текстом ставится пробел равный одному интервалу. Подразделы внутри разделов отделяются от предыдущего текста одинарным интервалом, их не следует начинать с новой страницы.

Названия «Содержание», «Введение», названия разделов и подразделов, «Заключение», «Список использованной литературы», пишутся строчными буквами с первой заглавной буквы, выделяются полужирным шрифтом и располагаются по центру. Точку в конце заголовков не ставят. Не допускается переносить часть слова в заголовке. В «Содержании» пишется «Приложение», если оно одно, и «Приложения», если их несколько и указывается только страница, с которой Приложения начинаются.

Ссылки на литературные источники, статистические и нормативные материалы, использованные автором при написании отчета, должны отражаться в квадратных скобках в конце предложения с указанием номера источника в списке литературы. Если фрагмент текста является цитатой, то необходимо указать диапазон цитируемых страниц. Допускаются ссылки на несколько источников в одних скобках.

Отчет о прохождении практики должен быть оформлен аккуратно, иметь переплет. Все листы должны быть сшиты в последовательности указанной выше. Дневник по практике должен быть подписан руководителем практики от организации и заверен печатью. В тексте отчета недопустимы сокращения слов, исключение составляют общепринятые и общеупотребляемые аббревиатуры, установленные соответствующими государственными стандартами.

Готовый отчет брошюруется в следующем порядке: титульный лист, содержание, введение, основная часть, заключение, приложения. Направление (дневник) на практику вкладывается в папку-файл и не подшивается.

 

Оформление таблиц и рисунков

Отчет не обходится без таблиц, так как это основной способ систематизированного представления цифровой важной информации. Важнейшие требования к таблице состоят в том, чтобы она содержала весь необходимый материал и была легко читаема. Небольшие таблицы желательно помещать в тексте по ходу изложения материала, а большие таблицы, занимающие целую страницу и более, желательно выносить в приложения. В отчете должно содержаться не менее 3–5 таблиц и 3-4 рисунка. Графики, диаграммы, схемы и т.д. в тексте отчета называются рисунками.

Все таблицы должны иметь порядковый номер и название, отражающее содержание. Слово «таблица» и ее порядковый номер (без знака «») пишутся в правом верхнем углу; ниже, по центру должно быть название таблицы (см. Приложение 2). Слово «рисунок» пишется сокращенно: рис. 2.1.1 (без знака №), причем название рисунка пишется под ним, рядом с номером (см. Приложение 2).

Нумерация таблиц и рисунков может быть сквозной или соотноситься с номером раздела и параграфа. Например, если таблица или рисунок включены в текст первого параграфа второго раздела, нумерация следующая: Таблица 2.1.1, рис. 2.1.1. Последняя цифра означает порядковый номер таблицы (или рисунка) в данном параграфе (см. Приложение 2).

Таблица помещается в качестве следующего абзаца или следующей страницы после первого упоминания о ней в тексте.

Необходимо указывать год, за который приводятся данные, названия и измерители показателей, а также источник, на основе которого составлена таблица. Если таблица целиком заимствована или составлена по нескольким источникам, то под таблицей следует ссылка на источник. Авторство не указывается, если таблица составлена исполнителем отчета на основе первичных материалов.

В таблицах можно использовать одинарный интервал, а размер шрифта сократить до 10 пт или 12 пт. Названия таблиц и рисунков следует выделять полужирным шрифтом. Во всех таблицах и рисунках должны быть проставлены единицы измерения.

Если документы или таблицы объемом превышают одну страницу, то они выносятся в Приложения, которые нумеруются арабскими цифрами (например: Приложение 1, 2, 3). Объем всех страниц Приложений не учитывается в общем объеме отчета. Документы и таблицы, вынесенные в Приложения, не нумеруются.

В «Содержании» пишется «Приложение», если оно одно, и «Приложения», если их несколько, и указывается страница, с которой Приложения начинаются.

 

Оформление списка использованной литературы

Список использованной литературы – обязательный раздел отчета, который характеризует уровень ознакомления студента с современным состоянием проблемы, над которой он работает. В данном списке указываются все использованные автором источники, а не только те, на которые есть ссылки в тексте отчета.

Список использованной литературы должен состоять из трех обязательных разделов:

I. Нормативно-правовые материалы;

II. Специальная литература;

III. Текущий архив организации.

Если были использованы материалы Интернета, то добавляется IV раздел под названием «Источники удаленного доступа».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.132.194 (0.131 с.)