ТОП 10:

ТЕМА 9. РОССИЯ И МИР В 90-е ГОДЫ XX – НАЧАЛЕ XXI вв.



Глобализация мирового экономического, политического и культурного пространства. Конец однополярного мира. США единственная в мире супердержава. Повышение роли КНР в мировой экономике и политике. Расширение ЕС на восток. «Зона евро». Роль Российской Федерации в современном мировом сообществе. Региональные и глобальные интересы России.

90-е годы как новый исторический период в истории нашей страны. Либеральная концепция российских реформ: переход к рынку, формирование гражданского общества и правового государства. Б.Н.Ельцин. Е.Т.Гайдар. "Шоковая терапия", приватизация - экономические реформы 90-х годов. Конституционный кризис в России 1993 г. Противостояние исполнительной и законодательной ветвей власти. Принятие новой Конституции России. Формирование президентской республики. Новые политические элиты и лидеры страны. Усиление противоборства политических сил. Обострение национальных отношений и сепаратистских тенденций в современной России. Кавказская война и её влияние на жизнь общества. Проблема терроризма. Социальные конфликты в обществе и пути их разрешения. Проблема взаимоотношения между центром и регионами.

Спад промышленного и сельскохозяйственного производства. Финансовый кризис 1998 г. Инфляция и ее причины. Темпы и результаты экономических реформ. Их общественная оценка. Падение уровня жизни основной массы населения. Имущественное расслоение в обществе. Обострение проблемы преступности. Ухудшение экологической ситуации в стране. Демографический кризис в России. «Русский крест». Реальные достижения на пути создания правового государства. Возрождение диалога государства и церкви. Формирование в обществе новой ментальности.

Россия в начале XXI века. В.В.Путин. Д.А. Медведев. Курс на укрепление государственности, экономический подъем и социальную стабильность. Основные достижения социально-политического и экономического развития России в начале XXI века. Россия и вызовы глобализации. Борьба с терроризмом. Россия в начале XXI века. Современные проблемы человечества и роль России в их решении. Модернизация общественно-политических отношений. Социально-экономическое положение РФ в период 2001-2010 гг. Мировой финансовый и экономический кризис и Россия.

Культура в современной России. Плюрализм в духовной жизни современной России. Возрождение религиозных ценностей. Интеграция России в мировое культурно-информационное пространство.


ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ТЕМА 2. ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В РОССИИ И МИРЕ

Семинар 1. Становление государственности на Древнем Востоке. Античная цивилизация. Восточнославянское общество и образование Древнерусского государства

План семинара (2 часа)

1. Цивилизации Древнего Востока (государство, общество, культура) Античные цивилизации Древней Греции и Древнего Рима.

2. Происхождение и расселение славян. Великое переселение народов, его влияние на этногенез восточных славян. Хозяйственный уклад, социальная структура, обряды и нравы восточных славян. Язычество.

3. Соседи восточнославянского общества. Взаимоотношения с Хазарским каганатом и Византией. Торгово-политическая роль варягов.

4. Образование Древнерусского государства. Начало объединения восточнославянских земель и племен князем Олегом.

Темы рефератов

1.Византийские источники и историки о восточных славянах: Образ жизни, быт, нравы.

2. Норманнская теория происхождения Древнерусского государства и ее историографическая оценка.

3.Хазарский каганат и его отношения с восточнославянскими племенами.

4. Племенной союз вятичей.

Дополнительное задание для самостоятельной работы

Составьте письменно план изложения материала каждого вопроса семинарского занятия, т.е. разделите вопросы на несколько подвопросов, каждый из которых должен иметь самостоятельное смысловое значение.

Семинар 2. Киевская Русь

План семинара (2 часа)

1. Экономика, политическое устройство и социальная структура Древнерусского государства. Становление раннефеодальных отношений. Общее и различное средневековой Западной Европы и Руси.

2. Политическая жизнь Древней Руси в Х – начале XI вв. Походы киевских князей. Борьба с хазарами и печенегами.

3. Христианизация Руси и ее последствия. Феномен двоеверия.

4. Расцвет Киевской Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда».

Темы рефератов

1. Орловский край в составе Киевской Руси.

2. "Повесть временных лет" как письменный источник по истории Киевской Руси.

3. «Русская правда» - первый свод законов древнерусского государства.

4. Походы князя Святослава.

Дополнительное задание для самостоятельной работы

Составьте письменно сложный (многоступенчатый) план изложения материала каждого вопроса семинарского занятия. Для этого разделите вопросы семинара на несколько подвопросов и в них в свою очередь выделите несколько смысловых частей. Каждую из этих частей четко сформулируйте и обозначьте буквами а), б), в), г) и т.д.

 

ТЕМА 3. РУССКИЕ ЗЕМЛИ В XII-XV ВВ. И ЕВРОПЕЙСКОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

Семинар 3. Удельный период в истории России

План семинара (2 часа)

1. Владимир Мономах: борьба с половецкой угрозой и реформы государства. Распад Киевской Руси. Объективные и субъективные причины феодальной раздробленности на Руси.

2. Основные земли и княжества Руси в XII – начале ХIII в. Формирование различных моделей развития древнерусского общества и государства.

3. Монголо-татарское нашествие на русские земли и установление ордынского ига.

4. Борьба Новгорода и Пскова против экспансии с Запада. Александр Невский.

Темы рефератов

1. Взаимоотношения Руси со странами Европы в IX – XIII вв.

2. Новосильское княжество и его роль в истории Российского государства.

3.Новгородская феодальная республика.

4. Борьба Московского и Тверского княжеств в XIV в.

Дополнительное задание для самостоятельной работы

Подготовьте устный ответ на вопрос: как Н.М.Карамзин в своем труде "История государства Российского" освещает удельный период истории России. Для этого самостоятельно найдите соответствующие разделы указанного труда, внимательно их изучите и продумайте свой ответ на поставленный вопрос. Ответ можно составить письменно.

Семинар 4. Завершающий этап феодальной раздробленности. Образование Российского централизованного государства. Ивана III

План семинара (2 часа)

1. Политическое соперничество между княжествами. Возвышение Москвы. Иван Калита и Дмитрий Донской. Куликовская битва и ее значение.

2. Ослабление владычества Золотой Орды в русских землях. Феодальная война во второй четверти XV в.

3. Завершение политического объединения русских земель. Образование единого Российского государства и его социально-политическое устройство.

4. Формирование российского типа феодализма. Оформление крепостного права.

Темы рефератов

1. Великое княжество Московское и Великое княжество Литовское – два центра объединения Руси.

2. Дмитрий Донской и Сергий Радонежский.

3. Судебник Ивана III.

4. Русская культура XIV- XV вв.

Дополнительное задание для самостоятельной работы

Задание 1.Пользуясь картой, проанализируйте шансы различных русских княжеств - стать центром объединения (Владимир, Москва, Нижний Новгород, Великий Новгород, Рязань, Тверь).

Задание 2.Выделите предпосылки объединения раздробленных русских земель в XIV – первой половине XV вв. Укажите объективные и субъективные причины возвышения Московского княжества над Рязанской, Тверской и Новгородской землями.

 

ТЕМА 4. РОССИЯ В XVI -XVII ВЕКАХ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Семинар 5. Московское государство в начале Нового времени

План семинара (2 часа)

1. «Новое время» в Европе. Абсолютная монархия в рамках национального государства – основной тип социально-политической организации постсредневекового общества. Развитие капиталистических отношений. Буржуазные революции.

2. Внутренняя политика Ивана IV: реформы, опричнина и ее последствия.

3. Внешняя политика России в XVI века. Ливонская война.

4. Генезис социальной структуры российского общества и системы органов власти государства в XVI в.

Темы рефератов

1. Россия при Василии III.

2. Организация обороны южной границы Российского государства. Основание крепости Орел.

3. Сословно-представительная монархия в России в XV-XVI вв.

4. Реформы Ивана IV.

Дополнительное задание для самостоятельной работы

Подумайте над вопросом (для участия в дискуссионных выступлениях на семинарском занятии): одинаково ли характеризуется личность Ивана Грозного, оценивается его деятельность в исторической литературе? Для этого внимательно прочитайте соответствующие места учебников, учебных пособий (в том числе и зарубежных авторов, переведенных на русский язык), монографий, справочной литературы и т.п. Выскажите также и свое отношение к личности Ивана Грозного.







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.228.24.192 (0.007 с.)