Раздел 1. методологические основы психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. методологические основы психологии



Программа

Государственного

междисциплинарного экзамена

Раздел 1. методологические основы психологии

 

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ НАУЧНОЙ ПСИХОЛОГИИ.

Общие понятия о методологии науки

Особенности психологии как науки. Предмет психологии. Отрасли психологии.

Определение методологии науки. Понятие метода в узком и широком смысле. Рефлексивный характер методологического знания, виды рефлексии в науке. Структура методологического знания: уровень философской методологии, уровень общенаучной методологии, уровень частно-научной методологии, уровень процедур и методик исследования. Функции дескриптивной и нормативной методологии в научном исследовании. Вклад психологии в развитие методологии науки и особое значение методологического знания для психологии. Методология психологии как самостоятельная область научного познания.

Историческая относительность форм, средств, эталонов, идеалов и норм научного познания. Стадии развития науки: классическая, неклассическая, постклассическая. Онтологизм, гносеологизм и методологизм как стадии развития рефлексивной составляющей научно­го познания.

Понятие парадигмы и научной революции по Т. Куну.

Методологические тенденции неклассической психологии: от поиска знаний к социальному конструированию. От монологизма к диалогизму, от изолированного индивида к жизненному миру, от детерминизма к самодетерминации, от потенциализма к экзистенциализму, от количественного подхода к качественному, от констатирующей стратегии к действенной.

Деятельность, отражение, личность, общение как системообразующие категории психологического знания

Деятельность как родовое качество человека и как субстанция человеческого мира. Атрибуты деятельности (субъективность, пред­метность, целенаправленность, сознательность, продуктивность, опосредованность, социальность). Сущность "деятельностного подхода" к изучению психики

Отражение как всеобщее свойство (способность), как процесс и как продукт. Соотношение понятий отражение и взаимодействия. Специфические черты психического отражения разных уровней. Понимание сознательного отражения как формы деятельности.

Узкая и широкая интерпретация понятия "личность". Различ­ные уровни интегральной индивидуальности и личность. Уникаль­ность и неповторимость личности. Личность как высшая ценность.

Основные принципы психологии

Принцип детерминизма как ведущий принцип научной психологии. Исторические этапы в развитии детерминистического объясне­ния психического.

Принцип развития в психологии. Определения и основные ха­рактеристики процесса развития: необратимость, единство прогрес­сивных и регрессивных тенденций, неравномерность и др. Иллюстрация общих закономерностей развития на примере онтогенетического, фи­логенетического и функционального развития психики.

Предпосылки возникновения системного подхода; определение системы. Основные понятия системного анализа: элемент, структура, целостность, организованность, упорядоченность, связь и др. Уровни системного описания объекта.

Методы психологического познания

Метод интроспекции. Объективные методы исследования. Наблюдение и эксперимент как основные методы психологии. Наблюдение: сущность, виды, достоинства и ограничения Особенности психологического эксперимента. Типы и виды опроса. Диагностические психологические тесты: их достоинство и зоны применимости. Классификация психодиагностических процедур.

Возникновение и развитие психики

Критерии психического отражения и их поиск в истории психологии. Понятие чувствительности как элементарной формы психики. Гипотеза А.Н. Леонтьева о возникновении чувствительности. Стадии развития психики: стадия элементарной сенсорной психики, перцептивной психики, стадия интеллекта или ручного мышления. Критерии анализа стадий развития психики. Понятие инстинкта, научения и интеллекта у животных. Психика и эволюция. Понятие биологического смысла. Групповые формы поведения и процессы коммуникации у животных. Общая характеристика психики животных.

Развитие высших психических функций у человека

Понятие высшей психической функции. Основные источники и условия развития высших психических функций. Роль знаковой системы в развитии высших психических функций. Влияние речи на формирование высших психических функций. Общение и деятельность как факторы развития высших психических функций.

Сознание человека

Сознание как форма отражения действительности. Условия возникновения сознания: роль труда и речи в возникновении и функционировании сознания. Происхождение и развитие языка в трудовой деятельности. Выделение общения как особой активности человека. Психологическая характеристика сознания человека Структура сознания: чувственная ткань, значение и личностный смысл. Развитие сознания в онтогенезе. Язык как средство хранения и передачи общественно-исторического опыта. Присвоение общественно-исторического опыта. Понятие интериоризации и экстериоризации. Развитие сознания в филогенезе. Сознание и бессознательное. Понятие бессознательного и его виды. Соотношение между сознанием и бессознательным.

ТЕМА 2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ

Предмет и задачи истории психологии

История психологии: ее предмет и задачи. Методологические проблемы историко-психологического исследования. Условия и закономерности развития психологического знания. Периодизация истории психологических знаний. Методы и источники истории психологии. Принципы историко-психологического анализа. Значение и место истории в системе современной психологии.

Развитие психологических идей в рамках философии

Развитие психологических знаний в рамках учения о душе. Учение Демокрита о душе. Идеалистическая психология Платона. Учение Аристотеля как вершина античного учения о душе. Решение проблемы материального субстрата психических явлений. Учение Гиппократа о темпераменте.

Философское учение о сознании. Развитие ассоциативной психологии в XVII – XIX вв.

3. Развитие естествознания и формирование естественно - научных предпосылок выделения психологии в самостоятельную науку

Развитие физиологии нервной системы и органов чувств в Х1Х. Исследования Ч. Белла, И. Мюллера, Э.Х. Вебера, Г. Гельмгольца, Ф.А. Галля.

Возникновение психофизики и психометрии. Работы Г. Фехнера и

Ф.-К. Дондерса,В. Вундт и становление экспериментальной психологии.

И.М. Сеченов и становление научной психологии в России. Экспериментальные исследования в области восприятия, памяти, мышления, навыков. Возникновение дифференциальной психологии. Исследование Ф. Гальтона в области способностей и измерения интеллекта. Тесты Бинэ-Симона. Возникновение психотехники. Проблема соотношения теории и практики в связи с ростом прикладных исследований в психологии.

Зарубежная психология периода открытого кризиса

Общая характеристика кризиса в психологии. Бихевиоризм как новое направление в психологии. Необихевиоризм и его варианты. Гештальтисихология. Основные направления в области восприятия, мышления, личности. Психоанализ З. Фрейда. Индивидуальная психология А. Адлера. Аналитическая психология К. Юнга. Неофрейдизм и его варианты: Э. Фромм, К. Хорни, Г.С. Салливен.

Французская социологическая школа. Основные идеи Э. Дюркгейма. Учение Леви-Брюля и о типах мышления.

Описательная психология. «Философия жизни» В. Дильтея. Основные идеи Э. Шпрангера и В. Штерна.

Современное состояние и важнейшие тенденции развития зарубежной психологии

Основные идеи когнитивной психологии и ее представители

(Д. Брунер, Д. Норман, Л. Фестингер, Ф. Хайдер и др.)

Гуманистическая психология: основные представители, понятия, идеи

(Г. Олпорт, Ш. Бюлер, К. Роджерс, А. Маслоу.)

Логотерапия В. Франкла. Женевская школа генетической психологии Ж. Пиаже.

Понятие об ощущении

Ощущение как компонент сенсомоторной реакции (С.Л. Рубинштейн). Органы чувств. Физиологические механизмы возникновения ощущений. Концепция специфической энергии органов чувств Й. Мюллера.(стр 186 рубик) Свойства и закономерности ощущений.

Классификация ощущений

Классификация ощущений по модальности. Классификация ощущений исходя из свойств раздражителей. Генетическая классификация Г. Хэда. Классификация Ч. Шеррингтона.

Понятие сенсорного порога. Абсолютный и разностный пороги. Проблема сенсорного порога. Основной психофизический закон Вебера-Фехнера.

Восприятие

Феноменология восприятия. Связь восприятия с другими психическими процессами. Теории восприятия: структурализм, гештальтпсихология, теория перцептивных действий. Виды восприятия. Основные свойства перцептивных образов. Константность и предметность восприятия.

Отличие образов восприятия от представления. Виды представлений. Роль представлений в формировании образа объективной действительности.

ТЕМА 2. Внимание

Теории внимания

Внимание как результат двигательного приспособления. Внимание как результат ограниченности объема сознания. Внимание как результат эмоций. Внимание как усиление нервного раздражения. Внимание как результат апперцепции. Понятие внимания в гештальтпсихологии. Теории внимания в когнитивной психологии. Модели ранней селекции: модель фильтра Д. Бродбента, модель аттенюатора А. Трейсман. Теории поздней селекции: модель Д. и Э. Дойчей, модель Д. Нормана. Модели гибкой или множественной селекции. Концепция внимания как умственного усилия Д. Канемана.

Теории внимания в отечественной психологии. Внимание как функция умственного контроля (П.Я. Гальперин). Теория установки и проблема внимания по Д.Н. Узнадзе. Внимание как высшая психическая функция (Л.С. Выготский).

 

 

ТЕМА 3. память

Понятие памяти

Понятие «память». Роль памяти в жизнедеятельности человека. Виды памяти: по характеру психической активности, по использованию средств для запоминания, по времени хранения информации в памяти, по наличию цели. Виды мнестических следов: наглядные образы, эйдетические образы, образы представления. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание.

Виды запоминания. Факторы, влияющие на эффективности непроизвольного и произвольного запоминания.

Виды воспроизведения: узнавание, собственно воспроизведение, припоминание, воспоминание.

Факторы, влияющие на сохранение и препятствующие забыванию информации.

Теории памяти

Теория памяти в ассоциативной психологии. Теория памяти в бихевиоризме. Структурная теория памяти в гештальтпсихологии. Эксперименты Б.В. Зейгарник, Г.В. Биренбаум. Проблема памяти в когнитивной психологии.

Деятельностный подход к изучению памяти. Эксперименты А.А. Смирнова, П.И. Зинченко. Культурно-исторический подход к процессу развития памяти в онто- и филогенезе.

 

ТЕМА 4. МЫШЛЕНИЕ

Виды мышления

Критерии классификации видов мышления. По последовательности формирования в онтогенезе: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое мышление. По типу решаемых задач: практическое и теоретическое мышление (Б.М. Теплов). Интуитивное и аналитическое мышление. Творческое и критическое мышление (Г.Линдсей, К.С.Холл, Р.Ф.Томпсон). Реалистическое и аутистическое мышление (Э.Блейлер). Первобытное мышление (Л.Леви-Брюль и др., С.Л. Рубинштейн). Произвольное и непроизвольное мышление.

Интеллект

Подходы к определению понятия интеллекта. Теории и модели интеллекта: двухфакторная модель К.Спирмена, многофакторная модель интеллекта Л.Терстоуна, модель интеллекта Дж.Гилфорда, теория интеллекта Дж.Кеттелла.

Развитие мышления

Онтогенетический аспект развития мышления: этапы развития мышления, роль речи в развитии мышления. Филогенетический аспект развития мышления: врожденные и индивидуально-изменчивые формы поведения, интеллектуальное поведение животных. Социогенетический аспект развития мышления: различия интеллектуального поведения животных и интеллектуального поведения человека, роль трудовой деятельности в развитии мышления.

Психология речи

Понятия языка и речи. Взаимосвязь мышления и речи. Генетические корни мышления и речи (Л.С.Выготский).

Виды речи: внешняя, внутренняя, устная, письменная, кинетическая речь. Формы устной речи: диалогическая и монологическая речь. Функции речи. Теории речи: теория научения, теория Н.Хомского, когнитивная теория Ж.Пиаже, теория взаимосвязи мышления и речи Л.С.Выготского, теория УПК Н.И.Жинкина, И.Н.Горелова, теории эгоцентрической речи Л.С.Выготского и Ж.Пиаже, теория автономной речи (Л.С.Выготский).

Онтогенетическое развитие речи.

ТЕМА 5. эмоции

ТЕМА 6. МОТИВАЦИЯ И МОТИВЫ

Теория личности

Психологическая теория: понятие, задачи, требования. Теория личности как разновидность психологической теории. Представление о теории личности в зарубежной психологии. Компоненты теории личности. Основные положения и критерии оценки психологической теории личности в зарубежной психологии. Методологические основания теории личности в отечественной психологии.

Структура личности

Понятие структуры личности. Общие принципы структурирования психических образований (Л.С. Выготский). Проблема соотношения биологического и социального начал в структуре личности. Факторный подход к структуре личности (Р. Кеттелл, Г. Айзенк и др.). Личностный конструкт как элемент структуры личности (Дж. Келли). Влечение как элемент анализа структуры личности (З. Фрейд, К.Г. Юнг). «Я» как единица личности (У. Джемс). Диспозиция как элемент анализа строения личности (Д.Н. Узнадзе, В.А. Ядов). Отношение как единица строения личности (А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн). Деятельность как элемент строения личности (А.Н. Леонтьев).

Психология малой группы

Понятие малой группы. Структура и классификация малых групп: первичные и вторичные группы, формальные и неформальные группы, группы членства и референтные группы.

Феномен группового давления. Эксперименты С.Аша по исследованию конформизма в лабораторных условиях. Современные исследования конформного поведения (М. Дойч, Г. Джерард) и влияния меньшинства (С. Московичи). Исследования конформного поведения в отечественной социальной психологии (А.В. Петровский).

Групповая сплоченность. Изучение в социальной психологии феномена групповой сплоченности. Изучение сплоченности, основанное на идее эмоциональной привлекательности группы (Я. Морено, Л. Фестингер, Т. Ньюком). Подход к изучению групповой сплоченности на основе принципа деятельностного опосредования групповой активности. Понятие ценностно-ориентационного единства группы как показателя групповой сплоченности в условиях совместной деятельности (А.в. петровский, А.И. Донцов).

Лидерство и руководство в малых группах. Соотношение понятий «руководство» и «лидерство». Статус лидера, способы его достижения. Теоретические подходы к изучению лидерства: теория "черт", "ситуационная" и "системная" теории лидерства. Функции лидерства. Динамика лидерства. Типология лидерства. Экспериментальное исследование стиля лидерства в школе "групповой динамики" К.Левина. Концепция ценностного обмена (Р.Л. Кричевский). Критерий эффективности лидерства.

Принятие группового решения. Основные факторы, влияющие на механизм формирования группового мнения и на процесс принятия решения группой. Роль групповой дискуссии в принятии группового решения. Методы повышения эффективности принятия решений группой: "брэйнсторминг", "синэктика". Явле­ние "поляризации группы". Проблема соотношения качества группо­вого и индивидуального решения. Феномен "сдвига риска" и его роль в объяснении природы группового решения. (Дж.Стоунер). Сравнительная эффективность групповых и индивидуальных ре­шений. Факторы ошибочных групповых решений. Феномен "group-think" (И. Джанис).

Психология макрообщности

Понятие большой социальной группы. Виды больших социальных групп в системе общественных отношений (классы, социальные слои, нации, профессиональные группы). Проблема психологии больших социальных групп, «мы-чувство», соотношение социального и индивидуального в групповой психологии. Методологическое значение исследования психологии этих групп для понимания содержательной стороны ценностей и потребностей индивида. Структура психологии больших социальных групп: статические и динамические компоненты.

Психологические особенности этнических групп. Психология народа. Понятия "психологический склад нации" и "национальный характер". Интеллект и характер в психологии народа. Эмоциональность в психологии народа и многогранность его психического склада. Особенности национального умонастроения и мировосприятия. Противоречия в психологии народа. Зависимость этнической идентичности личности от социально-исторических условий существования этнической группы. Проблема этноцентризма. Понятие «этнического стереотипа». Относительность и историчность национальной психологии. Психологическое содержание проблемы соотношения национального и интернационального.

Понятие массы и массового сознания, их взаимосвязь и диалектика. Массовая психология как продукт специфической общности людей. Макроформы функционирования массового сознания: общественное мнение и массовые настроения. Основные субъекты стихийного поведения: собранная публика, несобранной публики, толпа. Основные формы стихийного поведения: массовая паника, массовая агрессия. Человек в массе: потребность в идентификации с массой, влияние массы на индивид, феномен обезличивания. Способы воздействия на толпу.

 


Литература к программе

Основная.

1. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология. М., 2001

2. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. – СПб.:

Питер, 2006.

Дополнительная.

1. Бассин Ф.В. Проблема бессознательного (о неосознаваемых формах высшей нервной деятельности). М., Медицина, 1968.

2. Войтонис Н.Ю. Предыстория интеллекта. М.-Л., 1949.

3. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.1986.

4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1988.

5. Ладыгина-Котс Н.Н. Развитие психики в процессе эволюции организмов. М., 1968.

6. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.

7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., МГУ,1977.

8. Ломов Б.Ф. Методологические проблемы психологии.

9. В.В. Нуркова, Н.Б. Березанская. Психология. М., 2004.

10. Общая психология /под ред. Петровского А.В. М., Просвещение, 1976.

11. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. Ростов-на-Дону, 1996

12. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., Педагогика, 1973.

13. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М., 1976.

 

История психологии

Основная.

1. Ждан А.Н. История психологии. От античности до наших дней. М.: Изд-во МГУ, 1999.

2. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии / под ред. А.д. Наследова. СПб.: Евразия, 2002.

Дополнительная.

1. История психологии ХХ век / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан, М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002.

2. Марцинковская Т.Д. История психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003.

3. Петровский А.В. Психология в России: ХХ век. – М.: изд-во УРАО, 2000.

4. Ярошевский М.Г. История психологии. От античности до середины ХХ века: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 1997.

 

Основная.

1. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – МГУ, 1981.

2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб, 2007

3. Психология ощущений и восприятия: хрест. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 2007

Дополнительная.

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания - М., 2002.

2. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. – М., 2000.

3. Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. – М., 1991.

Память.

Основная.

1. В.В. Нуркова, Н.Б. Березанская. Психология. М., Юрай-Издат, 2007.

2. А.Р. Лурия Лекции по общей психологии. СПб., 2004

3. С.Л. Рубинштейн Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000.

 

Дополнительная.

1. Психология памяти / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.. ЧеРо, Омега-Л, 2005.

2. Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. СПб., 2002.

Внимание.

Основная.

1. А.Р. Лурия Лекции по общей психологии. СПб., 2004

2. В.В. Нуркова, Н.Б. Березанская. Психология. М., Юрай-Издат, 2007.

3. С.Л. Рубинштейн Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000.

 

Дополнительная.

1. Психология внимания / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. СПб., 2005.

Мышление.

Основная.

1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб, 2007

2. Тихомиров О.К. Психология мышления. М., 1984, 2002.

3. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. СПб, 2002.

Дополнительная.

4. Брушлинский А.В. Мышление: процесс, деятельность, общение. М., 1982.

5. Брушлинский А.В. Субъект: Мышление, учение, воображение. М., 1996.

6. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М., 1998

7. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М., 1987.

8. Выготский Л.С. Психология. – М., 2000.

9. Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. М., 1974.

10. Лурия А.Р. Язык и мышление. М., 1979.

11. Петухов В.В. Психология мышления. М., 1987.

12. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М., 1981.

 

Эмоции

Основная.

1. Бреслав Г.М. Психология эмоций. М.: Смысл, 2004, 2006.

2. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб., 2007.

3. Психология мотивации и эмоций: хрест. / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 2002

Дополнительная.

1. Вилюнас В.К. Психология эмоций. М., 1976.

2. Изард К.Е. Эмоции человека. М.,1980.

 

Воля.

Основная.

1. Ильин Е.П. Психология воли. СПб., 2000.

Дополнительная.

1. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М., 1991.

 

Мотивация.

Основная.

1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2006.

2. Психология мотивации и эмоций: хрест. / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 2002

Дополнительная.

1. Вилюнас В.К. Психология развития мотивации. – СПб., 2006.

2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2005.

3. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. СПб., 2007.

 

Психология личности.

Основная.

1. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. - Москва - Воронеж. 1996.

2. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. - М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002.

4. Психология личности. Хрестоматия. Т.1., Т.2. – Самара: БАХРАХ, 2002.

5. Хьелл Л., Зиглер А. Теории личности. - М.: Питер, 2003.

Дополнительная.

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды (в 2-х томах). - М., Педагогика, 1980.

2. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. - М., изд-во МГУ, 1984.

3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 2005.

4. Психология индивидуальных различий: тексты / Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б. - М.: Изд-во МГУ, 1982.

5. Психология личности в трудах отечественных психологов / Под ред. Л.В. Куликова. – СПб: Питер.

6. Психология личности. Тексты / под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. - М., изд-во МГУ, 1982.

7. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004.

8. Холл К., Линдсей Т.Л. Теории личности. - М., 1997.

Личность и общество.

Основная.

1. Андреева Г.М. Социальная психология. — М.: Аспект Пресс, 2000, 2006.

2. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Учеб. пособие. – СПб.: СПбГУП, 2003. – 616с.

3. Свенцицкий А.Л. Социальная психология в трудах отечественных психологов: хрест. — СПб.: Питер, 2000. — 512с.

 

Дополнительная.

1. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию.—М.:Аспект пресс,1998.

2. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы.— М.: МГУ, 2001.

3. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: теоретические подходы: Учебное пособие для вузов / Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 286с.

4. Майерс Д. Социальная психология.— СПб: Питер, 1997.

5. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. — СПб.: Издательство "Питер", 2000.

6. Психологическая теория коллектива /под ред. А.В. Петровского. – М.: Педагогика, 1979.

7. Социальная психология: хрестоматия: учебное пособие для студентов вузов// Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. — М.: Аспект Пресс, 2000.

8. Шихирев П.Н. Современная социальная психология.— М.: Институт психологии РАН, 2000.

 

 

Программа

Государственного

междисциплинарного экзамена

раздел 1. методологические основы психологии

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.32.213 (0.123 с.)