Становление и тенденции развития отечественной психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Становление и тенденции развития отечественной психологии



Работа в области психологической теории. Поведенческие направления (рефлексология, реактология, психология М.Я. Басова и др.). Культурно-историческая теория Л.С. Выготского. Учение о деятельности А.Н. Леонтьева. Психология С.Л. Рубинштейна. Теория формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Развитие психологической теории в трудах Б.Г. Ананьева, Б.Ф. Ломова. Исследования Б.Г. Теплова в области дифференциальной психофизиологии. Основные идеи и работы А.Р. Лурии. Основные достижения в области детской и педагогической психологии (Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов). Тенденции развития отечественной психологии в начале ХХ в.

Современное состояние и важнейшие тенденции развития зарубежной психологии

Основные идеи когнитивной психологии и ее представители

(Д. Брунер, Д. Норман, Л. Фестингер, Ф. Хайдер и др.)

Гуманистическая психология: основные представители, понятия, идеи

(Г. Олпорт, Ш. Бюлер, К. Роджерс, А. Маслоу.)

Логотерапия В. Франкла. Женевская школа генетической психологии Ж. Пиаже.

РАЗДЕЛ 2. ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

ТЕМА 1. ОЩУЩЕНИЕ. ВОСПРИЯТИЕ. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

Познавательные процессы: общая характеристика

Психика и познание.Взаимосвязь познавательных процессов. Ступень чувственного познания. Понятие и критерии чувствительности по А.Н. Леонтьеву. Проблема происхождения чувствительности. Связь познавательных психических процессов с деятельностью.

Понятие об ощущении

Ощущение как компонент сенсомоторной реакции (С.Л. Рубинштейн). Органы чувств. Физиологические механизмы возникновения ощущений. Концепция специфической энергии органов чувств Й. Мюллера.(стр 186 рубик) Свойства и закономерности ощущений.

Классификация ощущений

Классификация ощущений по модальности. Классификация ощущений исходя из свойств раздражителей. Генетическая классификация Г. Хэда. Классификация Ч. Шеррингтона.

Понятие сенсорного порога. Абсолютный и разностный пороги. Проблема сенсорного порога. Основной психофизический закон Вебера-Фехнера.

Восприятие

Феноменология восприятия. Связь восприятия с другими психическими процессами. Теории восприятия: структурализм, гештальтпсихология, теория перцептивных действий. Виды восприятия. Основные свойства перцептивных образов. Константность и предметность восприятия.

Отличие образов восприятия от представления. Виды представлений. Роль представлений в формировании образа объективной действительности.

ТЕМА 2. Внимание

Понятие внимания, его значение и функции

Особенности внимания как психического процесса. Характеристики внимания как самостоятельного процесса. Функции внимания. Факторы, определяющие внимание. Виды внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.Свойства внимания: объем, концентрация, устойчивость, колебание, распределение, переключение. Основные этапы развития внимания в онтогенезе.

Физиологические основы внимания

Теория общего двигательного поля («воронка Шеррингтона»). Принцип доминанты А.А. Ухтомского. Нейрофизиологические механизмы внимания. Ориентировочный рефлекс как основа внимания.

Теории внимания

Внимание как результат двигательного приспособления. Внимание как результат ограниченности объема сознания. Внимание как результат эмоций. Внимание как усиление нервного раздражения. Внимание как результат апперцепции. Понятие внимания в гештальтпсихологии. Теории внимания в когнитивной психологии. Модели ранней селекции: модель фильтра Д. Бродбента, модель аттенюатора А. Трейсман. Теории поздней селекции: модель Д. и Э. Дойчей, модель Д. Нормана. Модели гибкой или множественной селекции. Концепция внимания как умственного усилия Д. Канемана.

Теории внимания в отечественной психологии. Внимание как функция умственного контроля (П.Я. Гальперин). Теория установки и проблема внимания по Д.Н. Узнадзе. Внимание как высшая психическая функция (Л.С. Выготский).

 

 

ТЕМА 3. память

Понятие памяти

Понятие «память». Роль памяти в жизнедеятельности человека. Виды памяти: по характеру психической активности, по использованию средств для запоминания, по времени хранения информации в памяти, по наличию цели. Виды мнестических следов: наглядные образы, эйдетические образы, образы представления. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание.

Виды запоминания. Факторы, влияющие на эффективности непроизвольного и произвольного запоминания.

Виды воспроизведения: узнавание, собственно воспроизведение, припоминание, воспоминание.

Факторы, влияющие на сохранение и препятствующие забыванию информации.

Теории памяти

Теория памяти в ассоциативной психологии. Теория памяти в бихевиоризме. Структурная теория памяти в гештальтпсихологии. Эксперименты Б.В. Зейгарник, Г.В. Биренбаум. Проблема памяти в когнитивной психологии.

Деятельностный подход к изучению памяти. Эксперименты А.А. Смирнова, П.И. Зинченко. Культурно-исторический подход к процессу развития памяти в онто- и филогенезе.

 

ТЕМА 4. МЫШЛЕНИЕ

Понятие мышления, методы исследования мышления

Науки, изучающие мышление. Специфика изучения мышления в психологии. Мышление и непосредственно-чувственное познание. Методы исследования мышления. Понятие мышления в зарубежной (У.Джемс, К.Дункер) и отечественной (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев) психологии. Мышление как познавательный психический процесс.

Виды мышления

Критерии классификации видов мышления. По последовательности формирования в онтогенезе: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое мышление. По типу решаемых задач: практическое и теоретическое мышление (Б.М. Теплов). Интуитивное и аналитическое мышление. Творческое и критическое мышление (Г.Линдсей, К.С.Холл, Р.Ф.Томпсон). Реалистическое и аутистическое мышление (Э.Блейлер). Первобытное мышление (Л.Леви-Брюль и др., С.Л. Рубинштейн). Произвольное и непроизвольное мышление.

Теоретические подходы к изучению мышления

Основные теоретическое подходы к изучению мышления в зарубежной психологии: ассоциативная теория мышления (Дж.С. Милль, Т.Циген и др.); теория мышления Вюрцбургской школы (О.Кюльпе, К.Марбе, Н.Ах); теория мышления гештальтпсихологии (М.Вертгеймер, К.Дункер); теория мышления в бихевиоризме (Дж.Уотсон, Б.Скиннер, Э.Толмен); психоаналитическая теория мышления (З.Фрейд, Э.Блейлер); теория интеллекта Ж.Пиаже.

Основные теоретические подходы к изучению мышления в отечественной психологии: культурно-историческая теория высших психических функций (Л.С.Выготский); теория развития понятийного мышления (Л.С.Выготский); теория мышления как процесса (С.Л.Рубинштейн, А.В. Брушлинский); теория мышления как деятельности (О.К.Тихомиров).

Интеллект

Подходы к определению понятия интеллекта. Теории и модели интеллекта: двухфакторная модель К.Спирмена, многофакторная модель интеллекта Л.Терстоуна, модель интеллекта Дж.Гилфорда, теория интеллекта Дж.Кеттелла.

Развитие мышления

Онтогенетический аспект развития мышления: этапы развития мышления, роль речи в развитии мышления. Филогенетический аспект развития мышления: врожденные и индивидуально-изменчивые формы поведения, интеллектуальное поведение животных. Социогенетический аспект развития мышления: различия интеллектуального поведения животных и интеллектуального поведения человека, роль трудовой деятельности в развитии мышления.

Психология речи

Понятия языка и речи. Взаимосвязь мышления и речи. Генетические корни мышления и речи (Л.С.Выготский).

Виды речи: внешняя, внутренняя, устная, письменная, кинетическая речь. Формы устной речи: диалогическая и монологическая речь. Функции речи. Теории речи: теория научения, теория Н.Хомского, когнитивная теория Ж.Пиаже, теория взаимосвязи мышления и речи Л.С.Выготского, теория УПК Н.И.Жинкина, И.Н.Горелова, теории эгоцентрической речи Л.С.Выготского и Ж.Пиаже, теория автономной речи (Л.С.Выготский).

Онтогенетическое развитие речи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.36.141 (0.009 с.)