Фонематические представления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фонематические представления



Логопед предлагает ребенку выбрать и отложить картинки, в названиях которых есть звук [С] или другой заданный логопедом звук, затем подобрать слово с заданным логопедом звуком (если у ребенка есть в речи отдельные слова).

 

По окончании обследования логопед записывает уточненный диагноз.

 

 

СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАИКАНИЕМ

Анкетные данные

Сведения о родителях

Общий анамнез

Данные о развитии речи

Особенности формирования моторики

Развитие подражательности (действия с игрушками по показу взрослого).

Развитие взаимоотношений (специфическая реакция на других детей, эмоциональное отношение к другим детям, выражение эмоционального отношения к другому ребенку в речи, проявляет избирательное отношение к одному ребенку с к коллективу детей)

Время возникновения первых симптомов заикания (приблизительное время появления заикания, как начиналось заикание, причины заикания, в чем проявлялось заикание, течение заикания с момента возникновения, отношение ребенка к своему заиканию)

Характеристика общительности

Логопедическое обследование

Задания для детей 6 лет и 7-го года жизни!!!

Исследование моторики

- задания, предлагаемые детям 5—6 лет;

- присесть, покатать мяч на полу от руки к руке, встать, подняв мяч;

- ударять мяч ладонью об пол и считать до пяти;

- взять в руки как можно больше мячей и принести их логопеду;

- пробежать, на бегу бросая и ловя мяч;

- прокатить обруч вперед двумя руками, поднять над головой, надеть на себя, присесть и положить его на пол, выпрямиться и выпрыгнуть из обруча;

- завязать ленту узлом, бантом.

Исследование подражательности

Логопед предлагает детям разного возраста следующие задания.

- после показа и рассказа логопеда разыграть с фигурками настольного театра отрывок из любой знакомой сказки.

Исследования импрессивной речи

Соответственно возрасту предлагается выполнить следующие задания.

• показать понимание и знание слов, обозначающих величину, форму и цвет предмета, понимание и знание времен года (с использованием сюжетных картинок);

• показать понимание и знание праздников, основных профессий (с использованием сюжетных картинок);

• ответить на вопросы по содержанию программного рассказа, газетной статьи.

Исследование экспрессивной речи

- составить несколько предложений по сюжетным картинкам типа «Что делает?» Например, «Мальчик ловит рыбу», «Девочка кормит котенка», «Бабушка вяжет носки»;

- показать инсценировку знакомой сказки, используя фигурки настольного театра;
- побеседовать с ребенком о детских передачах, книгах, его друзьях, о семейных праздниках и т. п.;

- повторить за логопедом предложения небольшого текста;

- вместе с логопедом назвать и выполнить действие, например, с мозаикой: «Я взял красный кружок. Я взял еще один красный кружок...» — «Получился цветок».

Состояние фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений

Простой фонематический анализ

Выделение ударного гласного на фоне слова (у заикающихся детей, начиная с 4—5 лет). Инструкция: «Слышишь ли ты звук [А] в слове АНЯ? Звук [О] в слове ОЛЯ? Звук [У] в слове УТКА?».

Выделение согласного звука на фоне слова, начиная с 5 лет Инструкция: «Слышен ли звук [С] в слове САНИ?».

Выделение согласного звука из слова. Инструкция: «Какой звук ты слышишь в слове ШАПКА?».

Сложный фонематический анализ

Начиная с 6-летнего возраста, у заикающихся детей исследуются сложные формы фонематического анализа.

Какой звук слышен после звука [М] в слове МАК? Какой звук находится на третьем по счету месте в слове КАША?»;

- определить последовательность звуков в слове, например:
«Какой звук находится между звуками [И], [А] в слове ЛИСА?»; «Назови соседей звука [К] в слове РУКА?».

Начиная с возраста от 5 до 7 лет, ребенку предлагается:

- определить количество звуков в словах, например: «Сколько звуков в словах РАК, ЛАПА, КОШКА?»;

- дифференцировать звуки по противопоставлению: звонкие — глухие, мягкие — твердые, свистящие - шипящие, заднеязычные — переднеязычные, сонорные [Р] — [Л] и др.

Фонематический синтез

Составление слова из последовательно данных звуков, начиная с 5-летнего возраста. Инструкция: «Послушай звуки [Д], [О], [М], поставь их рядом и скажи, какое слово у тебя получилось».

Фонематические представления

Начиная с 5-летнего возраста, ребенку предлагаются для выполнения следующие задания:

• подобрать слово на заданный звук. Например: «Назови слово со звуком [Ш] или со звуком [З], со звуком [Р]» и т.д.;

• разложить в два ряда предметные картинки, названия которых начинаются с оппозиционных звуков, например: [С] — [Ш], [Ч] — [Ц], [З] — [Ж], [Р] — [Л] и др.;

• из общего количества картинок отобрать только те, названия которые начинаются на определенный звук.


Методика исследования

Сенсорных функций детей с нарушениями речи

Исследование слухового внимания

- Показать, какая игрушка прозвучала: барабан, флейта, гармоника.

- Определить направление звучания предмета или игрушки.

- Определить, что слышится из-за ширмы: звук льющейся воды из стакана в стакан, шуршание бумаги — тонкой, плотной; разрезание бумаги ножницами; звук упавшего на стол карандаша, ключа и т. д.

Исследование музыкального слуха

Испытуемому предлагается спеть один куплет из знакомой песни без музыкального сопровождения.

Повторить пение куплета с музыкальным сопровождением.

Исследование восприятия музыки

Прослушать и затем определить услышанное: марш, пляска, колыбельная.

Исследование звуковысотного слуха

Определить, как звучал колокольчик: выше или ниже.

Определить направление звукоряда на металлофоне.

Исследование тембрового слуха

Сравнить звучащие инструменты различных групп: ударной (барабан, бубен), духовой (флейта, саксофон, кларнет, триола), струнной (цитра, домбра, балалайка и другие на родные инструменты).

Усложненный прием: сравнить звучащие однородны инструменты — бубенчики и бубны, металлофоны и треугольники.

Исследование динамического слуха

Прослушать звучание различных инструментов по типу «горячо — холодно». Например, педагог подает на инструменте сильный или слабый звук, испытуемый называет словом, как звучал инструмент: сильно или слабо.

Педагог подает повторно сильный или слабый звук, испытуемый повторяет их на инструменте.

Исследование ритмического чувства

Простучать последовательно восемь ритмических рисунков, например:

// // /; /// / ///; // / // /; / /// // /; / // // ///; /// / //; // /// //; / /// ///.

Прослушать с выключенным зрением, а затем простучать за педагогом ритмические рисунки типа: /// //; // // ///; /// / /// /.

Педагог ударяет в определенном ритме по ударному инструменту, например, в бубен, треугольник, тарелки, барабан и т. д., испытуемый в этом же ритме точно повторяет услышанное.

Исследование певческого диапазона голоса (для детей с достаточно развитым музыкальным слухом)

При поддержке музыкального инструмента спеть гамму на гласный звук, например, на звук [А] (сначала от ноты «до» первой октавы вверх, а затем до ноты «до» первой октавы вниз).

Методика исследования психомоторных функций

Исследование двигательной памяти, переключаемости движений и самоконтроля при выполнении двигательных проб

Повторить за педагогом упражнения с отставанием на одно. Количество движений то же.

Повторить за педагогом движения за исключением одного, заранее обусловленного, «запретного» движения.

Исследование произвольного торможения движений

Проделать одновременно три движения одной рукой и два действия другой.

Правой: вперед, в сторону, вниз; Левой: вперед, вниз.

Маршировать и остановиться внезапно по сигналу.

Отметить: остановился по сигналу или продолжал идти дальше.

Исследование статической координации движений

Стоять с закрытыми глазами, стопы ног поставить на одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой, руки вытянуты вперед. Время выполнения — 15 секунд. Пробавыполняетсяпо три раза для каждой ноги. Прием для школьников, дошкольников:

• Проба та же, время выполнения — 5 секунд, По два раза для каждой ноги.

Прием для всех возрастных групп:

• Стоять с закрытыми глазами на правой, а затем на левой ноге. Руки вперед.

Время выполнения — 15секунд для подростков и взрослых, 5 секунд — для дошкольников и школьников.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 492; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.198.21 (0.012 с.)