Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Фонематические представленияСодержание книги Поиск на нашем сайте
Логопед предлагает ребенку выбрать и отложить картинки, в названиях которых есть звук [С] или другой заданный логопедом звук, затем подобрать слово с заданным логопедом звуком (если у ребенка есть в речи отдельные слова).
По окончании обследования логопед записывает уточненный диагноз.
СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАИКАНИЕМ Анкетные данные Сведения о родителях Общий анамнез Данные о развитии речи Особенности формирования моторики Развитие подражательности (действия с игрушками по показу взрослого). Развитие взаимоотношений (специфическая реакция на других детей, эмоциональное отношение к другим детям, выражение эмоционального отношения к другому ребенку в речи, проявляет избирательное отношение к одному ребенку с к коллективу детей) Время возникновения первых симптомов заикания (приблизительное время появления заикания, как начиналось заикание, причины заикания, в чем проявлялось заикание, течение заикания с момента возникновения, отношение ребенка к своему заиканию) Характеристика общительности Логопедическое обследование Задания для детей 6 лет и 7-го года жизни!!! Исследование моторики - задания, предлагаемые детям 5—6 лет; - присесть, покатать мяч на полу от руки к руке, встать, подняв мяч; - ударять мяч ладонью об пол и считать до пяти; - взять в руки как можно больше мячей и принести их логопеду; - пробежать, на бегу бросая и ловя мяч; - прокатить обруч вперед двумя руками, поднять над головой, надеть на себя, присесть и положить его на пол, выпрямиться и выпрыгнуть из обруча; - завязать ленту узлом, бантом. Исследование подражательности Логопед предлагает детям разного возраста следующие задания. - после показа и рассказа логопеда разыграть с фигурками настольного театра отрывок из любой знакомой сказки. Исследования импрессивной речи Соответственно возрасту предлагается выполнить следующие задания. • показать понимание и знание слов, обозначающих величину, форму и цвет предмета, понимание и знание времен года (с использованием сюжетных картинок); • показать понимание и знание праздников, основных профессий (с использованием сюжетных картинок); • ответить на вопросы по содержанию программного рассказа, газетной статьи. Исследование экспрессивной речи - составить несколько предложений по сюжетным картинкам типа «Что делает?» Например, «Мальчик ловит рыбу», «Девочка кормит котенка», «Бабушка вяжет носки»; - показать инсценировку знакомой сказки, используя фигурки настольного театра; - повторить за логопедом предложения небольшого текста; - вместе с логопедом назвать и выполнить действие, например, с мозаикой: «Я взял красный кружок. Я взял еще один красный кружок...» — «Получился цветок». Состояние фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений Простой фонематический анализ Выделение ударного гласного на фоне слова (у заикающихся детей, начиная с 4—5 лет). Инструкция: «Слышишь ли ты звук [А] в слове АНЯ? Звук [О] в слове ОЛЯ? Звук [У] в слове УТКА?». Выделение согласного звука на фоне слова, начиная с 5 лет Инструкция: «Слышен ли звук [С] в слове САНИ?». Выделение согласного звука из слова. Инструкция: «Какой звук ты слышишь в слове ШАПКА?». Сложный фонематический анализ Начиная с 6-летнего возраста, у заикающихся детей исследуются сложные формы фонематического анализа. Какой звук слышен после звука [М] в слове МАК? Какой звук находится на третьем по счету месте в слове КАША?»; - определить последовательность звуков в слове, например: Начиная с возраста от 5 до 7 лет, ребенку предлагается: - определить количество звуков в словах, например: «Сколько звуков в словах РАК, ЛАПА, КОШКА?»; - дифференцировать звуки по противопоставлению: звонкие — глухие, мягкие — твердые, свистящие - шипящие, заднеязычные — переднеязычные, сонорные [Р] — [Л] и др. Фонематический синтез Составление слова из последовательно данных звуков, начиная с 5-летнего возраста. Инструкция: «Послушай звуки [Д], [О], [М], поставь их рядом и скажи, какое слово у тебя получилось». Фонематические представления Начиная с 5-летнего возраста, ребенку предлагаются для выполнения следующие задания: • подобрать слово на заданный звук. Например: «Назови слово со звуком [Ш] или со звуком [З], со звуком [Р]» и т.д.; • разложить в два ряда предметные картинки, названия которых начинаются с оппозиционных звуков, например: [С] — [Ш], [Ч] — [Ц], [З] — [Ж], [Р] — [Л] и др.; • из общего количества картинок отобрать только те, названия которые начинаются на определенный звук. Методика исследования Сенсорных функций детей с нарушениями речи Исследование слухового внимания - Показать, какая игрушка прозвучала: барабан, флейта, гармоника. - Определить направление звучания предмета или игрушки. - Определить, что слышится из-за ширмы: звук льющейся воды из стакана в стакан, шуршание бумаги — тонкой, плотной; разрезание бумаги ножницами; звук упавшего на стол карандаша, ключа и т. д. Исследование музыкального слуха Испытуемому предлагается спеть один куплет из знакомой песни без музыкального сопровождения. Повторить пение куплета с музыкальным сопровождением. Исследование восприятия музыки Прослушать и затем определить услышанное: марш, пляска, колыбельная. Исследование звуковысотного слуха Определить, как звучал колокольчик: выше или ниже. Определить направление звукоряда на металлофоне. Исследование тембрового слуха Сравнить звучащие инструменты различных групп: ударной (барабан, бубен), духовой (флейта, саксофон, кларнет, триола), струнной (цитра, домбра, балалайка и другие на родные инструменты). Усложненный прием: сравнить звучащие однородны инструменты — бубенчики и бубны, металлофоны и треугольники. Исследование динамического слуха Прослушать звучание различных инструментов по типу «горячо — холодно». Например, педагог подает на инструменте сильный или слабый звук, испытуемый называет словом, как звучал инструмент: сильно или слабо. Педагог подает повторно сильный или слабый звук, испытуемый повторяет их на инструменте. Исследование ритмического чувства Простучать последовательно восемь ритмических рисунков, например: // // /; /// / ///; // / // /; / /// // /; / // // ///; /// / //; // /// //; / /// ///. Прослушать с выключенным зрением, а затем простучать за педагогом ритмические рисунки типа: /// //; // // ///; /// / /// /. Педагог ударяет в определенном ритме по ударному инструменту, например, в бубен, треугольник, тарелки, барабан и т. д., испытуемый в этом же ритме точно повторяет услышанное. Исследование певческого диапазона голоса (для детей с достаточно развитым музыкальным слухом) При поддержке музыкального инструмента спеть гамму на гласный звук, например, на звук [А] (сначала от ноты «до» первой октавы вверх, а затем до ноты «до» первой октавы вниз). Методика исследования психомоторных функций Исследование двигательной памяти, переключаемости движений и самоконтроля при выполнении двигательных проб Повторить за педагогом упражнения с отставанием на одно. Количество движений то же. Повторить за педагогом движения за исключением одного, заранее обусловленного, «запретного» движения. Исследование произвольного торможения движений Проделать одновременно три движения одной рукой и два действия другой. Правой: вперед, в сторону, вниз; Левой: вперед, вниз. Маршировать и остановиться внезапно по сигналу. Отметить: остановился по сигналу или продолжал идти дальше. Исследование статической координации движений Стоять с закрытыми глазами, стопы ног поставить на одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой, руки вытянуты вперед. Время выполнения — 15 секунд. Пробавыполняетсяпо три раза для каждой ноги. Прием для школьников, дошкольников: • Проба та же, время выполнения — 5 секунд, По два раза для каждой ноги. Прием для всех возрастных групп: • Стоять с закрытыми глазами на правой, а затем на левой ноге. Руки вперед. Время выполнения — 15секунд для подростков и взрослых, 5 секунд — для дошкольников и школьников.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 524; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.120.64 (0.007 с.) |