Московский Государственный Социально Гуманитарный Институт 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Московский Государственный Социально Гуманитарный Институт



Московский Государственный Социально Гуманитарный Институт

 

Кафедра Оздоровительной физической культуры

 

физическая культура

 

Программа курса

 

Специальности:_____________________________________________ (шифр) (наименование специальности)

Специальности:_____________________________________________ (шифр) (наименование специальности)

Специальности:_____________________________________________ (шифр) (наименование специальности)

 

 

Москва 2008

 

Составитель:

Жирнова Е.В.-старший преподаватель кафедры ОФК

Лапшова Л.Н.- старший преподаватель кафедры ОФК

Программа курса составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования на основании типовой учебной программы по физической культуре, утвержденной Управлением образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования Министерства образования Российской Федерации 26 июля 2000 г., с учётом изменений и дополнений, внесенных приказом Министерства образования РФ, Министерства здравоохранения РФ, Государственного комитета РФ по физической культуре и спорту, Российской академии образования № 2715 / 227 / 166 / 19 от 16.07.2002 г.

 

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общегуманитарных и социально-экономических дисциплин и является обязательной для изучения.

 

 

Утверждена на заседании Ученого Совета Московского Государственного СоциальноГуманитарного Института ««200 г., протокол

№.

 

……………………………………………………………………………………………………

Согласования:

Декан факультета___________________________________________________________ (название факультета) (подпись) (ф. и. о.)

Декан факультета___________________________________________________________ (название факультета) (подпись) (ф. и. о.)

Декан факультета___________________________________________________________ (название факультета) (подпись) (ф. и. о.)

Зав. библиотекой___________________________________________________________ (подпись) (ф. и. о.)

Ст.эксперт Учебного отдела_____________________________________________________ (подпись) (ф. и. о.)

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1 Цель курса

Цель адаптивной физической культуры как вида физической культуры – максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья, за счет обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии его телесно-двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизации для максимальной самореализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта. Одним из разделов адаптивной физической культуры является адаптивное физическое воспитание(образование).Содержание адаптивного физического воспитания (образования) направлено на формирование у инвалидов и людей с отклонениями в состоянии здоровья комплекса специальных знаний, жизненно и профессионально необходимых двигательных умений и навыков; на развитие широкого круга основных физических и специальных качеств, повышение функциональных возможностей различных органов и систем человека; на более полную реализацию его генетической программы и, наконец, на становление, сохранение и использование оставшихся в наличии телесно-двигательных качеств инвалида.

Целью физического воспитания студентов вузов является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности

1.2 Задачи курса

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач:

· понимание социальной роли физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности;

· знание научно-биологических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни;

· формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;

· овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре;

· обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессии;

· приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

· задача адаптивного физического воспитания состоит в формировании у занимающихся осознанного отношения к своим силам, твердой уверенности в них, готовности к смелым и решительным действиям, преодолению необходимых для полноценного функционирования субъекта физических нагрузок, а также потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и вообще в осуществлении здорового образа жизни в соответствии с рекомендациями валеологии.

· 1.3 Место курса в системе социогуманитарного образования

Настоящая программа по учебной дисциплине "Физическая культура" составлена с учетом следующих основополагающих законодательных, инструктивных и программных документов, определяющих основную направленность, объем и содержание учебных занятий по физической культуре в высшей школе:

· Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 29.04.99 N 80-ФЗ;

· приказ Минобразования России "Об утверждении государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования от 02.03.2000 N 686;

· приказ Минобразования России "Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования" от 01.12.99 N 1025;

· инструкция по организации и содержанию работы кафедр физического воспитания высших учебных заведений. Утверждена приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 26.07.94 N 777.

Социогуманитарная направленность физической культуры вообще и, особенно, в образовательных учреждениях всех уровней в стране является основным принципиальным положением Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации".

Это положение принято за основу и конкретизировано в специальных вышеуказанных приказах Министерства образования России.

В высших учебных заведениях "Физическая культура" представлена как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности. Являясь компонентом общей культуры, психофизического становления и профессиональной подготовки студента в течение всего периода обучения, "Физическая культура" входит в число обязательных дисциплин цикла "Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины".

Свои образовательные и развивающие функции "Физическая культура" наиболее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе физического воспитания, который опирается на основные общедидактические принципы: сознательности, наглядности, доступности, систематичности и динамичности.

Именно этими принципами пронизано все содержание учебной программы по педагогической учебной дисциплине "Физическая культура", которая тесно связана не только с физическим развитием и совершенствованием функциональных систем организма молодого человека, но и с формированием средствами физической культуры и спорта жизненно необходимых психических качеств, свойств и черт личности.

Все это в целом находит свое отражение в психофизической надежности будущего специалиста, в необходимом уровне и устойчивости его профессиональной работоспособности.

1.4 Требования к уровню освоения содержания курса

В ходе реализации учебной программы "Физическая культура", при условии должной организации и регулярности учебных занятий в установленном объеме 408 часов, должно быть полностью обеспечено выполнение следующих требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по данной учебной дисциплине (Федеральный компонент):

· физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Ее социально-биологические основы. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте. Физическая культура личности;

· основы здорового образа жизни студента. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности;

· общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания;

· спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений;

· профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. Основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма.

1.5 Требования к организации курса физической культуры

Освоить содержание дисциплины <Физическая культура> необходимо за 408 учебных часов, его можно дополнить элективными (по выбору) и факультативными курсами различной направленности, учитывающими индивидуальность студента, его мотивы, интересы, потребности.

Для практических занятий студентов распределяют по учебным отделениям: основному, специальному, спортивному. Распределение проводится в начале учебного года после медицинского обследования с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, физической и спортивной подготовленности, интересов. Студенты, не прошедшие медицинского обследования, к практическим учебным занятиям не допускаются.

В основное отделение зачисляются те, кто отнесен в основную и подготовительную медицинские группы. В специальное учебное отделение зачисляются студенты, отнесенные к специальной медицинской группе, с учетом уровня их функционального состояния, пола, а также студенты с ограниченными возможностями (имеющие 1-3 группу инвалидности).

Тех, кто по состоянию здоровья освобожден от практических занятий на длительный срок, зачисляют в специальное учебное отделение для освоения доступных разделов программы.(приложение 1)

В спортивное отделение, состоящее из учебных групп по видам спорта (системам физических упражнений), зачисляют студентов,проявивших желание углубленно заниматься одним из видов спорта, организованном в вузе и не имеющих медицинских противопоказаний для занятий избранным видом спорта.. Студенты этого отделения, могут быть переведены на индивидуальный график занятий, но с обязательным выполнением в установленные сроки зачетных требований.

Перевести студента из одного учебного отделения в другое можно по его желанию только после успешного окончания семестра или учебного года. Перевод студентов в специальное учебное отделение на основе медицинского заключения может производиться в любое время учебного года.

При проведении зачетов студенты, освобожденные на длительный период от практических занятий, выполняют письменную тематическую контрольную работу, связанную с характером их заболевания, и сдают зачет по теоретическому разделу программы.

В физическом воспитании студентов используются разнообразные формы учебных и внеучебных занятий на протяжении всего периода обучения в вузе. Учебные занятия проводятся в форме:

· теоретических, практических, контрольных;

· элективных методико-практических и учебно-тренировочных занятий;

· индивидуальных и индивидуально-групповых дополнительных занятий или консультаций;

· самостоятельных занятий по заданию и под контролем преподавателя.

Внеучебные занятия организуются в форме:

· выполнения физических упражнений и рекреационных мероприятий в режиме учебного дня;

· занятий в спортивных клубах, секциях, группах по интересам;

· самодеятельных занятий физическими упражнениями, спортом, туризмом;

· массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Учебная дисциплина "Физическая культура" включает в качестве обязательного минимума следующие дидактические единицы, интегрирующие тематику теоретического, практического и контрольного учебного материала:

· физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов;

· социально-биологические основы физической культуры;

· основы здорового образа и стиля жизни;

· оздоровительные системы и спорт (теория, методика и практика);

· профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.

Учебный материал каждой дидактической единицы дифференцирован через следующие разделы и подразделы программы:

· теоретический, формирующий мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение к физической культуре;

· практический, состоящий из двух подразделов: методико-практического, обеспечивающего операциональное овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных и жизненных целей личности, и учебно-тренировочного, содействующего приобретению опыта творческой практической деятельности, развитию самодеятельности в физической культуре и спорте в целях достижения физического совершенства, повышения уровня функциональных и двигательных способностей, направленному формированию качеств и свойств личности;

· контрольный, определяющий дифференцированный и объективный учет процесса и результатов учебной деятельности студентов.

Профессиональная направленность образовательного процесса по физической культуре объединяет все три раздела программы, выполняя связующую, координирующую и активизирующую функцию.

Материал программы включает два взаимосвязанных содержательных компонента: обязательный (базовый), обеспечивающий формирование основ физической культуры личности, и вариативный, опирающийся на базовый, дополняющий его и учитывающий индивидуальность каждого студента, его мотивы, интересы, потребности, а также региональные условия и традиции. На этой основе обеспечивается построение разнообразных по направленности и содержанию элективных и факультативных курсов, которые не должны противоречить указаниям учебной программы, исключать ее обязательные (федеральные) компоненты, нарушать действующую инструкцию по организации и содержанию работы кафедр физического воспитания высших учебных заведений.

Примерный расчет учебный часов для студентов основного отделения

Курс обучения Количество часов по разделам программы
Теоретический Практический Контрольный
лекции методико-практический подраздел учебно-тренировочный подраздел  
I        
II        
III        
IV        
Всего        

Итого 408 часов Зачет I - VIII семестр

Примерный расчет учебных часов по годам обучения для студентов специального медицинского отделения МГ0СГИ

Учебный план Семестры
I II III IV V VI VII VIII
Теоретический раздел                
Практический раздел - методико-практические занятия                
Практический раздел - воспитание физических качеств и развитие двигательных навыков                
1. Выносливость, всего часов                
-- занятия на велоэргометре                
-- занятия на беговой дорожке                
-- бег трусцой                
-- ходьба                
2. Сила, всего часов                
-- упражнения с набивными мячами                
-- упражнения в тренажерном зале                
3. Равновесие и координация                
4. Комплекс упражнений дыхательной гимнастики Стрельниковой                
5. Укрепление мышечного корсета                
Врачебный контроль и самоконтроль                
Проведение тестирования                
Сдача зачета                
Всего                

Всего по ГОСУ 408 ч.

Зачет I-VIII сем.

 

Теоретический раздел

Материал раздела предусматривает овладение студентами системой научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры общества и личности, умения их адаптивного, творческого использования для личностного и профессионального развития, самосовершенствования, организации здорового стиля жизни при выполнении учебной, профессиональной и социокультурной деятельности.

2.1 Наименование тем.*

Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов

Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Современное состояние физической культуры и спорта. Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации. Физическая культура личности. Деятельностная сущность физической культуры в различных сферах жизни. Ценности физической культуры. Физическая культура как учебная дисциплина высшего профессионального образования и целостного развития личности. Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре и спорту. Основные положения организации физического воспитания в высшем учебном заведении.

Часть 1.

Методические принципы физического воспитания. Методы физического воспитания. Основы обучения движениям. Основы совершенствования физических качеств. Формирование психических качеств в процессе физического воспитания.

Часть 2.

Общая физическая подготовка, ее цели и задачи. Специальная физическая подготовка. Спортивная подготовка, ее цели и задачи. Структура подготовленности спортсмена. Зоны и интенсивность физических нагрузок. Значение мышечной релаксации. Возможность и условия коррекции физического развития, телосложения, двигательной и функциональной подготовленности средствами физической культуры и спорта в студенческом возрасте. Формы занятий физическими упражнениями. Учебно-тренировочное занятие как основная форма обучения физическим упражнениям. Структура и направленность учебно-тренировочного занятия.

Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями

Мотивация и целенаправленность самостоятельных занятий. Формы и содержание самостоятельных занятий. Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями различной направленности. Характер содержания занятий в зависимости от возраста. Особенности самостоятельных занятий для женщин. Планирование и управление самостоятельными занятиями. Границы интенсивности нагрузок в условиях самостоятельных занятий у лиц разного возраста. Взаимосвязь между интенсивностью нагрузок и уровнем физической подготовленности. Гигиена самостоятельных занятий. Самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий. Участие в спортивных соревнованиях.

Контрольный раздел

Контрольные занятия, зачеты обеспечивают оперативную, текущую и итоговую дифференцированную информацию о степени освоения теоретических и методических знаний-умений, о состоянии и динамике физического развития, физической и профессионально-прикладной подготовленности каждого студента.

В качестве критериев результативности учебно-тренировочных занятий выступают требования и показатели, основанные на использовании двигательной активности не ниже определенного минимума - регулярности посещения обязательных занятий; обязательных и дополнительных тестов, разрабатываемых кафедрой физического воспитания для студентов разных учебных групп по видам спорта (элективных курсов и групп спортивного отделения), по профессионально-прикладной физической подготовке с учетом специфики.

Оперативный контроль обеспечивает информацию о ходе выполнения студентами конкретного раздела, вида учебной работы. Текущий - позволяет оценить степень освоения раздела, темы, вида учебной работы. Итоговый контроль (зачеты) дает возможность выявить уровень сформированности физической культуры студента и самоопределения в ней через комплексную проверку знаний, методических и практических умений, характеристику общей физической, спортивно-технической подготовленности студента, его психофизической готовности к профессиональной деятельности.

2.3.1 Оценка освоения студентами учебного материала программы

Студенты всех учебных отделений, выполнившие рабочую учебную программу в каждом семестре сдают зачет по физической культуре. Условием допуска к зачетным упражнениям является регулярность посещения учебных занятий, обеспечивающая физиологически и методически оправданное повышение функциональной и двигательной подготовленности.

Критерием успешности освоения учебного материала студентом является экспертная оценка преподавателя регулярности посещения обязательных учебных занятий и результатов соответствующих тестов (см. табл. 1 и 3). По каждому из нижеуказанных трех подразделов выставляется отдельная оценка. Общая оценка за семестр определяется как среднее арифметическое положительных оценок по всем трем разделам учебной деятельности.

Первый подраздел. Теоретические и методические знания, овладение методическими умениями и навыками

Усвоение материала раздела определяется по уровню овладения теоретическими и методическими знаниями, соответствующими практическими умениями и навыками их использования на оценку не ниже "удовлетворительно".

Второй подраздел. Общая физическая и спортивно-техническая подготовка.

В каждом семестре студенты выполняют не более 5 тестов, включая три обязательных теста контроля за физической подготовленностью в каждом втором полугодии (табл.1). Примерные тесты по общей физической подготовленности для студентов учебных отделений представлены в таблице 3. Суммарная оценка выполнения тестов общей физической и спортивно-технической подготовленности определяется по среднему количеству очков, набранных во всех тестах, при условии выполнения каждого из них не ниже чем на одно очко (таблица 1 и 3).

 

 

Таблица 1. Обязательные тесты определения физической подготовленности студентов основного учебного отделения

Тесты Оценка в очках
         
Мужчины
Бег 100 м (с) 113,2 113,6 114,0 114,3 114,6
Подтягивание на перекладине (число раз)          
Бег 3000 м (мин, с) 112.00 112.35 113.10 113.50 114.30
Женщины
Бег 100 м (с) 15,7 16,0 17,0 17,9 18,7
Поднимание туловища из положения <лёжа на спине>, руки за головой, ноги закреплены (число раз)          
Бег 2000 м (мин, с) 10,15 10,50 11,15 11,50 12,10

Обязательные тесты проводятся в конце учебного года - как определяющие сдвиг за прошедший учебный период.

Оценки результатов учебно-тренировочных занятий определяются по таблице 2 при условии выполнения каждого из запланированных тестов (таблица 1 и 3) не ниже чем на очко.

Зачетный уровень средней суммарной оценки в очках устанавливается для каждого семестра кафедрой физического воспитания.

Таблица 2. Средняя оценка результатов учебно-тренировочных занятий

Оценка тестов физической подготовленности Удовлетворительно Хорошо Отлично
Средняя оценка тестов в очках I-II семестры 2,0 3,0 3,5
III-IV семестры 2,5 3,0 4,0
V-VIII семестры 3,0 3,5 4,0

 

Таблица 3. Контрольные тесты для оценки физической подготовленности студентов основного учебного отделения.

Тесты Оценка в очках
         
Мужчины
Бег 30 м. 4,3 4,7 5.0 5.2 5.5
Челночный бег 3x10 м (с) 7,2 7,5 8,0 8,3 8,5
6-минутный бег, м          
Прыжок в длину с места          
Подтягивание в висе          
Поднимание ног в висе до касания перекладины (кол-во раз)          
Приседания за 20 сек.          
Женщины
Бег 30 м (с) 4,8 5,3 6,0 6,5 7,0
Челночный бег 3×10 м (с) 8,4 8,7 9,0 9,3 9,5
6-минутный бег, м          
Прыжок в длину с места          
Подтягивание в висе лёжа (перекладина на высоте 90-100 см)          
Поднимание туловища из положения лёжа на спине или то же за 1 мин (кол-во раз)          
Сгибание и разгибание рук в упоре о скамейку (кол-во раз)          

Примечание: в исключительных случаях, по представлению преподавателя учебной группы, решением кафедры студентам, не выполнившим отдельные практические зачетные нормативы может быть поставлен семестровый зачет. Это положение может быть использовано только на первых трех семестрах при условии регулярного посещения студентом учебных занятий и при существенных положительных сдвигах в физической подготовленности в зачетных упражнениях.

2.3.2. Требования к сдаче зачета по предмету «Физическое воспитание» для студентов специального медицинского отделения.

· Посещение учебных занятий в спортивной обуви и спортивной форме, а также активное участие в выполнении заданий преподавателя.

· Самостоятельное проведение части занятия во адаптивному физическому воспитанию (разминки или комплекса упражнений на укрепление мышечного корсета).

· Студенты I курса составляют и сдают в письменном виде комплекс упражнений на укрепление мышечного корсета или индивидуальный комплекс упражнений при своем заболевании.(приложение 4)

· Ответы на теоретические вопросы. (приложение2).

· Выполнение контрольных тестов в I, II, IV, VI, VIII семестрах.(приложение 3)

 

 

Студенты по состоянию здоровья временно освобожденные от практических занятий по физическому воспитанию получают «зачет» на основании посещения занятий по ЛФК и написании реферата по предложенным темам (приложение 5)

 

Лабораторный практикум.

«Не предусмотрен».

 

Учебно-методическое обеспечение

4.1. Рекомендуемая литература (обязательная)

1. Анатомия человека. Учебник для институтов физической культуры. Под ред. В.И. Козлова. - М.: ФиС, 1978

2. Анищенко В.С. Физическая культура: Методико-практические занятия студентов: Учеб. пособие.- М.: Изд-во РУДН, 1999

3. Виленский М.Я., Сафин Р.С. Профессиональная направленность физического воспитания студентов педагогических специальностей. - М.: Высшая школа, 1989

4. Дильман В.Д. Большие биологические часы. - М.: Знание,1982

5. Ильинич В.И. Студенческий спорт и жизнь. М.:АО "Аспект Пресс",1995

6. Ильинич В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов. - М.: Высшая школа, 1978

7. Лаптев А.П., Полиевский С.А., Гигиена: учебник для институтов и техникумов физической культуры. - М.: ФиС,1990

8. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М.: ФиС,1991

9. Приказ Минобразования России "Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования" от 01.12.99 N 1025

10. Раевский Р.Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов.- М.: Высшая школа, 1985

11. Реабилитация здоровья студентов средствами физической культуры: Учебное пособие/ Волков В.Ю., Волкова Л.М., СПб.гос.техн.ун-т.Санкт-Петербург, 1998. - 97 с.

12. Теория спорта / Под ред. Платонова В.Н.: Киев: Виша школа,1987

13. Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 29.04.99 N 80-ФЗ

14. Физическая культура студента. Учебник для студентов вузов. /Под общ. ред. В.И. Ильинича - М.: Гардарики, 1999

15. Физическая культура (курс лекций): Учебное пособие/Под общ. ред. Волковой Л.М., Половникова П.В.: СПбГТУ, СПб,1998.-153 с.

  1. Корягин Н.А. Физическая культура на службе реабилитации и восстановления физического потенциала инвалидов и пожилых людей. Учебное пособие. М.: МИИ, 1999.- 70 с.

17. Корягин Н.А., Жирнова Е.В. «Физическая культура на службе восстановления физического потенциала студентов-инвалидов.»
Межвузовский сборник научных трудов «Образование инвалидов»,
МИИ, М. 1995, с. 62-68.

18. Корягин Н.А., Жирнова Е.В. «Из опыта физкультурно-оздоровительной работы со студентами-инвалидами». - Сборник материалов Международной научно-практической конференции 19-20 мая 1998 г. «Социальная адаптация
и комплексная реабилитация инвалидов средствами физической культуры и
спорта», М. 1998, с. 60-62.

19. Е.В.Жирнова «Влияние физкультурно-оздоровительных занятий в воде» - Сборник материалов Международной научно-практической конференции 19-20 мая 1998 г. «Социальная адаптация и комплексная реабилитация инвалидов
средствами физической культуры и спорта», М. 1998, с. 38-40.

20. Жирнова Е.В. «Развитие равновесия и координации у студентов МИИ». - Межвузовский сборник научных трудов «Комплексные проблемы лечебной
педагогики», МИИ, М. 2001, с. 118-123.

21. Лапшова Л.Н., доцент МГГИИ. Социальная адаптация студентов-инвалидов средствами физической культуры. МГГИИ. Сборник информационно-методических материалов по реабилитации лиц с ограниченными
возможностями. Салехард 2003 г., стр. 105-107.

22. Лапшова Л.Н., доцент МГГИИ. Реабилитационные мероприятия на кафедре Оздоровительной физической культуры МГСГИ. Журнал «Физкультура в
профилактике, лечении и реабилитации» стр. 61-65.

23. Жирнова Е.В. Развитие физических качеств у студентов-инвалидов с заболеванием опорно-двигательного аппарата, во время занятий АФК. Журнал «Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации» стр. 32-36.

24. Л.Н.Лапшова «Ортопедическая профилактика остеохондроза "позвоночника и методика лечебной гимнастики при сопутствующих заболеваниях у студентов,
перенесших ДЦП». Под редакцией доцента Латышевой Т.Х.

25. Л.Н. Лапшова. Методические рекомендации при заболеваниях, типичных для студентов. Под редакцией проректора по медицине и реабилитации МГГИИ Чуракова В.В. МГГИИ М. 2003.

26. Л.Н.Лапшова Методические рекомендации по профилактике малоподвижного образа жизни у студентов МГГИИ. Под редакцией проректора по медицине и реабилитации МГГИИ Чуракова В.В. МГГИИ М. 2003.

 

4.2.Рекомендуемая литература (дополнительная)

1. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье.-М.:ФиС,1987

2. Бальсевич В.А., Запорожанов В.А. Физическая активность человека. -Киев.: Здоровья, 1987

3. Виленский М.Я., Горшков А.Г. Основы здорового образа жизни студента. Среднее профессиональное образование, 1995, № 4,5,6; 1996, № 1, 2, 3

4. Виленский М.Я., Ильинич В.И. Физическая культура работников умственного труда. - М.: 3нание, 1987

5. Жолдак В.И., Коротаев Н.В. Социология физической культуры и спорта. Учебное пособие. - Малаховка: МоГИФК, 1994

6. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания. - М.: Просвещение, 1980

7. Кун Л. Всемирная история физической культуры и спорта. Пер. с венгр. Под общ. ред. В.В. Столбова. - М.: Радуга, 1982

8. Нифонтова Л.Н., Павлова Г.В. Физическая культура для людей, занятых малоподвижным трудом. - М.: Советский спорт, 1993

4.3.Средства обеспечения дисциплины

Учебный процесс обеспечивается спортивным инвентарем и оборудованием, необходимым для проведения практических занятий по физкультуре.

Приложение1

Приложение 2

Перечень вопросов для контроля знаний студентов при выставлении зачета

 

1. Назвать и показать (по возможности) 3-4 упражнения, влияющих на
развитие той или другой группы мышц (живота, спины, голени, бедра и т.д.).

2. Рассказать и показать 2-3 способа подсчета пульса в покое, во время
нагрузки и после. Знать ЧСС в покое (средние величины) и во время
занятий (максимально допустимые значения).

3. Рассказать о схеме построения занятия по физическому воспитанию
(подгот, основн и закл. части) величине пульса, в зависимости от
выполняемых упражнений и времени восстановления пульса после
нагрузки.

4. Что такое сколиоз позвоночника. Виды нарушения осанки (понятия
лордоз, кифоз и др.)

5. Назвать корригирующие упражнения, применяемые во время занятий
физ. воспитания при сколиозе позвоночника.

6. Положения, рекомендуемые для разгрузки позвоночника между
учебными лекциями и во внеурочное время.

7. Назвать упражнения, противопоказанные при заболеваниях
позвоночника (сколиоз, остеохондроз).

8. Какое внутридисковое давление на поясничные диски в исходных
положениях лежа, сидя, стоя.

9. Методика гимнастики при усталости глаз.

10. Определение самомассажа, его влияние на организм. Исходное положение и основные правила при самомассаже.

11. Методы закаливания.

12. Влияние занятий физкультурой на сердечно-сосудистую систему.

13. Специальные упражнения, применяемые при различных заболеваниях опорно-двигательного аппарата:

1. упражнения при ДЦП;

2. упражнения при ампутации верхних и нижних конечностей;

3. упражнения для тех, кто в коляске;

4. упражнения при нарушении осанки.

14. Врачебный контроль и самоконтроль в процессе занятий физическим воспитанием.


Приложение 4

Примерная схема оформления в письменном виде комплекса упражнений при подготовке к сдаче зачета.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.254.110 (0.139 с.)