Тема 6: обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека. Психофизиологические и эргономические основы безопасности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6: обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека. Психофизиологические и эргономические основы безопасности.



План занятия:

1) Обсуждение контрольных вопросов

2) Выступления с презентациями докладов или краткими сообщениями

3) Обсуждение докладов и подведение итогов

Рейтинговая оценка:

ü до 7 баллов за доклад с презентацией (баллы текущего контроля) / до 3 баллов за сообщение без презентации или дополнения по теме (баллы текущего контроля)

ü до 5 баллов за участие в обсуждении темы (баллы текущего контроля)

Контрольные вопросы:

1) Что включает понятие комфортных или оптимальных условий жизнедеятельности? Какова взаимосвязь состояния здоровья, работоспособности и производительности труда с состоянием условий жизни и труда человека, параметрами среды жизнедеятельности человека? Какое влияние оказывает климатическая, воздушная, световая, акустическая и психологическая среды, влияние среды на самочувствие, состояние здоровья и работоспособность человека?

2) Охарактеризуйте принципы, методы и средства организации комфортных условий жизнедеятельности. Какие и как должны обеспечиваться оптимальные условия деятельности по вашему профессиональному профилю (юриспруденция)?

3) Укажите психические процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность. Приведите примеры. Каковы психологические причины ошибок и создания аварийных и опасных ситуаций? Что относят к особым психическим состояниям и чрезмерным формам психического напряжения?

4) Назовите виды трудовой деятельности. Как классифицируют условия труда по показателям тяжести и напряженности трудового процесса, по факторам производственной среды? Какие можно выделить психофизиологические особенности труда в сфере вашей профессиональной деятельности (юриспруденция)?

5) Что такое эргономика? Что изучает инженерная психология? Дайте характеристику системе «человек — машина — среда». Как проявляется совместимость человека и машины. Какова, на ваш взгляд, роль профессиональной области знаний (юриспруденция) в совершенствовании и организации условий труда?

Вопросы для самостоятельной подготовки презентаций или сообщений:

1) Создание комфортных световых и климатических условий на рабочем месте (выбор систем вентиляции, кондиционирования и освещения, создание цветового интерьера).

2) Особенности оптимальной организации рабочего места в сфере профессиональной деятельности (юриспруденция)

Методические указания:

ü В подготовке доклада по одной теме и презентации к нему могут принимать участие несколько студентов (в зависимости от количества студентов в группе и сложности темы). На семинаре студент (или группа студентов) выступает с подготовленной презентацией и комментирует (демонстрирует и объясняет) свои материалы.

ü Если студент (или группа студентов) выбрал форму обычного сообщения (без демонстрации презентации), то при выступлении можно опираться только на СОБСТВЕННЫЕ записи. Использование копий страниц учебников и распечаток при ответе не допускается.

ü Время выступления – 10-12 мин. Если время доклада превышено, выступление прерывается, а балльная оценка докладчикам снижается. Докладчики также готовят два вопроса по теме доклада для аудитории. Если слушатели не могут дать ответа на поставленные вопросы, балльная оценка докладчикам снижается.

ü Остальные студенты участвуют в оценке докладов. Они должны быть готовы задать вопрос или предложить собственные комментарии к чужим материалам. Если слушатели не могут задать вопросы, балльная оценка докладчикам снижается. Те, кто не успевают выступить на семинаре, в тот же день сдают свои материалы на проверку (поэтому для подготовки к семинарам лучше пользоваться отдельной тетрадью либо отдельными листами).

ü При подготовке ответов обратите внимание на пункт 2.1 «Темы и краткое содержание курса», темы 11 – 14.

Рекомендуемая литература:

Учебники

Арустамов Э. А. Безопасность жизнедеятельности. – М.: Дашков и К, 2005. – 214 с.; 2006. – 476 с.; 2009. – 452 с. + Словарь терминов.

Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность) – М.: Юрайт, 2010. – 671 с.

Безопасность жизнедеятельности / Под ред. С.В. Белова.– М.: Высшая школа, 2003. – 357 с.; 2005. – 606 с.

Безопасность жизнедеятельности / Под ред. Л. А. Михайлова. – СПб.: Питер, 2005. – 301 с.; 2008. – 461 с. + Словарь терминов.

Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие / Под ред. А.И. Сидорова. – М.: Кнорус, 2009. - 496 с.

Занько Н.Г. и др. Безопасность жизнедеятельности. – СПб.: Лань, 2007. – 672 с.

Дополнительная литература

Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности. Терминология – М.: Кнорус, 2008. – 400с.

Воронов Е.Т. и др. Безопасность жизнедеятельности. Чрезвычайные ситуации мирного времени: Учебное пособие. – Чита: ЧитГТУ, 2003. – 209 с.

Каракеян В.И., Никулина И.М. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие. – М.: Юрайт, 2009. – 370 с.

Лобачев А. И. Безопасность жизнедеятельности. – М.: Высшее образование, 2009. – 367 с.

Микрюков В.Ю. Обеспечение безопасности жизнедеятельности: Кн.1 Личная безопасность. – М.: Высшая школа, 2004. – 479 с.

Основы безопасности жизнедеятельности и первой медицинской помощи / Под ред. Р. И. Айзмана, С. Г. Кривощекова. — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2004. — 396 с.

Сычев Ю. Н. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 224 с.

Хван Т. А., Хван П. А. Безопасность жизнедеятельности. – Ростов н/Д, Феникс, 2004. – 416 с.

Тема 7: Техногенные аварии и защита от них

План занятия:

1) Выступления с презентациями докладов или краткими сообщениями

2) Обсуждение докладов и подведение итогов

Рейтинговая оценка:

ü до 7 баллов за доклад с презентацией (баллы текущего контроля) / до 3 баллов за сообщение без презентации или дополнения по теме (баллы текущего контроля)

ü до 3 баллов за участие в обсуждении темы (баллы текущего контроля)

Вопросы для самостоятельной подготовки презентаций или сообщений:

1) Защита при пожарах и взрывах. Требования в области пожарной безопасности для объектов экономики.

2) Рекомендации пассажирам по поведению и действиям при авариях и катастрофах на автомобильном, воздушном и железнодорожном транспорте.

3) Основные нормы поведения и действий человека и населения при утечке (выбросе, сбросе и т.п.) (АХОВ): хлор, аммиак, ртуть, угарный газ.

Методические указания:

ü В подготовке доклада по одной теме и презентации к нему могут принимать участие несколько студентов (в зависимости от количества студентов в группе и сложности темы). На семинаре студент (или группа студентов) выступает с подготовленной презентацией и комментирует (демонстрирует и объясняет) свои материалы.

ü Если студент (или группа студентов) выбрал форму обычного сообщения (без демонстрации презентации), то при выступлении можно опираться только на СОБСТВЕННЫЕ записи. Использование копий страниц учебников и распечаток при ответе не допускается.

ü Содержание сообщения не должно содержать много теоретического материала, в большей степени необходимо отразить ПРАКТИЧЕСКИЕ аспекты организации защиты в ЧС и рекомендации по действиям населения. Важным моментом при подготовке является подбор КОНКРЕТНЫХ ПРИМЕРОВ И СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ за последние годы в Забайкальском крае, России и мире.

ü Время выступления – 10-12 мин. Если время доклада превышено, выступление прерывается, а балльная оценка докладчикам снижается. Докладчики также готовят два вопроса по теме доклада для аудитории. Если слушатели не могут дать ответа на поставленные вопросы, балльная оценка докладчикам снижается.

ü Остальные студенты участвуют в оценке докладов. Они должны быть готовы задать вопрос или предложить собственные комментарии к чужим материалам. Если слушатели не могут задать вопросы, балльная оценка докладчикам снижается. Те, кто не успевают выступить на семинаре, в тот же день сдают свои материалы на проверку (поэтому для подготовки к семинарам лучше пользоваться отдельной тетрадью либо отдельными листами).

Рекомендуемая литература:

Нормативно-правовые акты

Федеральный закон «О пожарной безопасности» (от 21.12.1994 № 69-ФЗ в ред. ФЗ от 25.11.2009 №267-ФЗ)

Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (от 21.07.1997 № 116-ФЗ в ред. ФЗ от 30.12.08 № 313-ФЗ).

Учебники

Арустамов Э. А. Безопасность жизнедеятельности. – М.: Дашков и К, 2005. – 214 с.; 2006. – 476 с.; 2009. – 452 с. + Словарь терминов.

Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность) – М.: Юрайт, 2010. – 671 с.

Безопасность жизнедеятельности / Под ред. С.В. Белова.– М.: Высшая школа, 2003. – 357 с.; 2005. – 606 с.

Безопасность жизнедеятельности / Под ред. Л. А. Михайлова. – СПб.: Питер, 2005. – 301 с.; 2008. – 461 с. + Словарь терминов.

Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие / Под ред. А.И. Сидорова. – М.: Кнорус, 2009. - 496 с.

Занько Н.Г. и др. Безопасность жизнедеятельности. – СПб.: Лань, 2007. – 672 с.

Дополнительная литература

Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности. Терминология – М.: Кнорус, 2008. – 400с.

Воронов Е.Т. и др. Безопасность жизнедеятельности. Чрезвычайные ситуации мирного времени: Учебное пособие. – Чита: ЧитГТУ, 2003. – 209 с.

Каракеян В.И., Никулина И.М. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие. – М.: Юрайт, 2009. – 370 с.

Лобачев А. И. Безопасность жизнедеятельности: – М.: Высшее образование, 2009. – 367 с.

Микрюков В.Ю. Обеспечение безопасности жизнедеятельности: Кн.1 Личная безопасность. – М.: Высшая школа, 2004. – 479 с.

Основы безопасности жизнедеятельности и первой медицинской помощи / Под ред. Р. И. Айзмана, С. Г. Кривощекова. — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2004. — 396 с.

Сычев Ю. Н. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 224 с.

Хван Т. А., Хван П. А. Безопасность жизнедеятельности. – Ростов н/Д, Феникс, 2004. – 416 с.

Юртушкин В.И. Чрезвычайные ситуации: защита населения и территорий: Учеб. пособие. – М.: Кнорус, 2008. – 368 с.

Интернет-источники

Информационное агентство РИА Новости // Официальный сайт. – Режим доступа: http://rian.ru/

Контрольный семинар



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 314; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.30.162 (0.015 с.)