Основная цель внешнеэкономической деятельности в 2011–2015 годах – обеспечение сбалансированности развития экономики на основе опережающих темпов роста экспорта над импортом. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основная цель внешнеэкономической деятельности в 2011–2015 годах – обеспечение сбалансированности развития экономики на основе опережающих темпов роста экспорта над импортом.



Для достижения поставленной цели предусматриваются:

опережающий по отношению к ВВП рост экспорта товаров и услуг и совершенствование его структуры;

замедление роста импорта на основе прямого и косвенного импортозамещения в производстве и потреблении;

выход на нулевое сальдо внешней торговли товарами и услугами в 2014 году;

формирование механизмов, обеспечивающих снижение разрывов финансирования платежного баланса;

создание благоприятной бизнес-среды и организационных структур для привлечения прямых иностранных инвестиций;

освоение новых внешних рынков, выход на стратегический уровень отношений с динамично развивающимися странами.

Одним из направлений обеспечения внешней сбалансированности является привлечение прямых инвестиций, преимущественно в экспортоориентированные и импортозамещающие производства, что позволит компенсировать вывоз доходов инвесторов и сократить дефицит внешней торговли товарами и услугами.

Для обеспечения притока в страну прямых иностранных инвестиций на чистой основе необходимо осуществить меры по системному улучшению инвестиционного климата и вхождению Беларуси в число 30 передовых стран по качеству среды для ведения бизнеса.

Не менее важная задача – создание условий и стимулирование реинвестирования доходов иностранных инвесторов в экономику Беларуси, что позволит увеличить долю реинвестируемых доходов в общем объеме инвестиционных доходов, начисленных нерезидентам, с 30 процентов не менее чем до 50 процентов.

Обеспечению внешней финансовой сбалансированности будет способствовать реализация схем по перекредитованию внешнего государственного долга (получение новых внешних кредитов, в том числе через размещение евробондов, в целях погашения старых кредитов) либо перевод внешнего государственного долга во внутренний путем размещения валютных займов среди организаций и населения Беларуси. Это позволит пройти пик платежей по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга в 2012–2014 годах, когда они будут составлять значительный процент от бюджетных расходов.

Не менее значимое направление – формирование условий для выхода капиталоемких предприятий на внешние рынки заимствования со сроком не менее 3 лет, прежде всего в целях модернизации производств.

Стратегическими задачами текущего пятилетия являются рост экспорта товаров и услуг, повышение его эффективности, увеличение рентабельности экспортных поставок, выход на положительное сальдо внешней торговли, совершенствование системы правового и информационного сопровождения внешнеэкономической деятельности.

Реализация поставленных задач предусматривает повышение эффективности действующих и создание новых экспортоориентированных производств, опережающее развитие экспорта услуг за счет новых видов информационно-коммуникационных, туристических, компьютерных, инжиниринговых, страховых, банковских и финансовых услуг.

В целях продвижения отечественных товаров и услуг на зарубежные рынки предстоит активизировать работу по участию Республики Беларусь в интеграционных процессах, направленных на укрепление торгово-экономического сотрудничества в рамках Содружества Независимых Государств, Союзного государства, ЕврАзЭС, Таможенного союза, Единого экономического пространства, а также расширению сотрудничества со странами Европейского союза.

Акцент будет сделан на освоение новых, прежде всего растущих, рынков на основе создания механизмов стимулирования и поддержки экспортеров. Продолжится целенаправленная работа по наращиванию доли белорусских товаров на традиционных рынках сбыта на базе создания сборочных производств за рубежом и вхождения экспортоориентированных белорусских предприятий в передовые зарубежные транснациональные структуры, организации логистических и сервисных структур.

Этому также будут способствовать развитие системы кредитования и страхования экспорта, гармонизация стандартов, сертификации и других нормативных требований к производимой продукции с нормами ЕС/ОЭСР, упрощение таможенных процедур и внедрение новых прогрессивных технологий таможенного администрирования, использование иностранных кредитов и механизмов международной помощи.

Экспорт товаров и услуг. В текущем пятилетии изменение структуры экспорта будет направлено на увеличение удельного веса инновационной продукции до 25 процентов, в том числе высокотехнологичной – до 14 процентов (при 7,1 процента в 2010 году), машин, оборудования, транспортных средств – 20,3 процента (17,5 процента в 2010 году), доли услуг – не менее чем 20 процентов (15,4 процента в 2010 году) при одновременном снижении доли минеральных продуктов с 28,6 процента до 20–25 процентов.

В этих целях предусматривается увеличение объемов экспорта металлов и продукции в 1,95 раза, машин и оборудования – 2,5 раза, транспортных средств – 1,7 раза.

Важная роль в наращивании объемов экспорта отводится добыче и углублению переработки нефти. Экспорт нефти и нефтепродуктов намечено увеличить за пятилетие до 12 млрд. долларов США. При этом состав экспортной корзины нефтепродуктов будет улучшен за счет увеличения доли легких и средних дистиллятов, дизельного топлива, расширения спектра продуктов нефтехимического синтеза.

В целом топливный ассортимент предстоит трансформировать в нефтехимический за счет снижения доли топлива и повышения удельного веса продуктов нефтехимического синтеза. В целом за пятилетие планируется увеличить объемы экспорта товаров нефтехимии в 2,65 раза.

Предстоит расширить экспорт химических нитей в 2,3 раза, химических волокон – 2,35 раза, прочих химических товаров – 3 раза. Экспорт пластмасс и изделий из них будет увеличен в 2,15 раза, каучука и резиновых изделий в 2,4 раза.

Приоритетным направлением экспортной стратегии является наращивание объемов сложнотехнической и наукоемкой продукции. Около 6 млрд. долларов США прироста экспорта предусматривается обеспечить за счет экспорта новых моделей техники с современной бортовой электроникой, а также поставок машинокомплектов для белорусских сборочных производств в зарубежных странах.

Существенно быстрее, чем экспорт в целом, будут расти экспортные поставки продуктов интеллектуальной собственности – более чем в 3 раза, экспорт фармацевтической продукции – не менее чем в 3,7–4 раза за пятилетие, в том числе лекарственных средств – в 3 раза. Планируется выйти на объемы экспорта биотехнологической продукции около 200 млн. долларов США в год.

Намечено опережающее развитие экспорта товаров, произведенных из местных ресурсов и сырья, вклад которых в общий прирост экспорта товаров должен составить более 35 процентов.

Предполагается увеличение объемов экспорта сельскохозяйственного сырья и продуктов питания до 7,2 млрд. долларов США в 2015 году за счет более активного освоения рынков Российской Федерации и Азиатского региона.

Планируется повысить не менее чем в 2,4 раза объемы экспорта древесины и изделий из нее, мебели – 3 раза, бумаги, картона и изделий из них – более чем в 3,7 раза.

С учетом наличия собственной сырьевой базы и возрастающих потребностей мирового рынка намечено увеличить к 2016 году экспорт керамических товаров, изделий из стекла, камня, гипса и подобных материалов до 1,4 млрд. долларов США, в том числе керамических изделий – в 2,9 раза по сравнению с 2010 годом, стекла и изделий из него – 3 раза. Намечено нарастить ежегодные экспортные поставки цемента до 1,5 млн. тонн, щебня – до 1–1,1 млн. тонн.

Предусматривается расширение экспорта изделий из кожи и натурального меха в 3,8 раза, текстиля и текстильных изделий – 2,2 раза, обуви – 2,8 раза.

Реализация намеченных мер по наращиванию экспортного потенциала обеспечит рост экспорта товаров в 2,1 раза за пятилетие.

Опережающими темпами будет расти экспорт услуг – в 3 раза за пятилетие. Решение поставленной задачи потребует совершенствованиянормативной правовой базы Республики Беларусь в сфере экспорта услуг с учетоммеждународной практики, активизации сотрудничества с международными торгово-экономическими и финансовыми организациями, регулирующими международную торговлю услугами, выработки единого порядка регулирования торговли услугами в рамках Единого экономического пространства и других интеграционных объединений.

Развитие экспорта услуг транспорта будет обеспечено за счет создания совместно с Россией и другими государствами ЕврАзЭС общего транспортного пространства и общего рынка транспортных услуг, повышения качества и внедрения новых видов транспортных услуг.

Для роста экспорта услуг связи предстоит активизировать работу по заключению новых соглашений с зарубежными операторами, проведению гибкой тарифной политики и увеличению доли коммерческих услуг почтовой связи, расширению спектра услуг международной связи и увеличению емкости международных каналов электросвязи. Предполагается заключение роуминговых соглашений и запуск в коммерческую эксплуатацию услуг международного роуминга с национальными и региональными операторами сотовой подвижной электросвязи зарубежных государств.

Развитию экспорта строительных услуг будет способствовать участие белорусских строителей в возведении промышленных и жилых комплексов в России, Туркменистане. Намечено строительство 5 тыс. квартир, фабрики по производству керамических строительных материалов, разработка генеральных планов городов и сельскохозяйственных кооперативов в Венесуэле.

Предстоит создать специализированные организации, продвигающие на мировой рынок образовательные и медицинские услуги, а также результаты белорусских научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в этих областях.

Действенной мерой роста экспорта образовательных услуг является расширение числа высших учебных заведений, имеющих международные сертификаты системы менеджмента качества, позиционирование их в международных рейтингах высших учебных заведений. Будет упрощена процедура приема для абитуриентов – граждан ЕврАзЭС путем разработки механизма взаимного признания результатов вступительных испытаний в высшие учебные заведения государств – членов ЕврАзЭС. Предусматриваются проработка и подписание с рядом государств, представляющих для Беларуси особый интерес, соглашений о признании документов о высшем образовании.

Увеличение экспорта медицинских услуг будет обеспечено за счет расширения перечня оказываемых высокотехнологичных медицинских услуг, создания комфортных условий пребывания иностранных граждан в организациях здравоохранения.

Реализация намеченных мер позволит увеличить за пятилетие экспорт компьютерных услуг в 6 раз, строительных – 4 раза, туристических, медицинских и образовательных услуг – 3,5 раза.

Важное значение придается снижению импортоемкости экономики. Для этого предусматривается проведение структурных преобразований, направленных на преимущественное развитие производств с низкой импортоемкостью, использующих в основном отечественные ресурсы и компоненты.

Более низкими темпами будет расти импорт энергетических товаров за счет снижения энергоемкости производства, замещения импортных энергетических ресурсов отечественными.

Замедление темпов роста импорта прочих промежуточных товаров будет обусловлено в основном общим снижением материалоемкости производства и ускоренным развитием производств на местных ресурсах.

Предполагается существенно сократить импортоемкость производства машин, оборудования и транспортных средств на основе:

создания новых наукоемких и специализированных видов деятельности, для чего будет реализовано 16 инвестиционных экспортоориентированных проектов по базовым направлениям;

ввода производств новых видов конкурентоспособной оптико-электронной и лазерной продукции специального назначения;

создания фаблес-компаний по проектированию изделий микро- и наноэлектроники с привлечением подрядчиков или использованием сводных производственных мощностей конкурентов для организации ряда специализированных производств V и VI технологических укладов;

модернизации энергоемких производств (термического, гальванического, литейного и других), оптимизации снабжения сжатым воздухом, установки локальных компрессоров, обеспечивающих сокращение энергоемкости производства.

В целях снижения импортоемкости фармацевтического производства предполагается освоить выпуск 40 новых фармацевтических субстанций. Прогнозируется, что доля импортных лекарственных средств в общем объеме их потребления в республике уменьшится с 77 процентов в 2010 году до 50 процентов в 2015 году.

В условиях наращивания производства продуктов питания импорт продовольственных товаров за пятилетие увеличится не более чем на 20 процентов. Темпы роста импорта непродовольственных товаров будут значительно выше, но с учетом процессов импортозамещения не превысят 143 процентов.

Осуществление мер по снижению импортоемкости, росту экспорта и привлечению иностранных инвестиций в страну позволит экономике начиная с 2014 года войти в коридор устойчивого развития, формируемый пороговыми значениями показателей внешнеэкономической деятельности. Прогнозируется выход на положительное сальдо внешней торговли товарами и услугами в 2015 году – 0,5–0,6 процента к ВВП.

Основными задачами государственной политики в области международного сотрудничества являются:

обеспечение устойчивого доступа к мировым источникам сырьевых и энергетических ресурсов, мировым рынкам товаров и услуг при отсутствии ценового и иных видов дискриминации по отношению к Беларуси;

равноправие, взаимовыгодность и устойчивость внешнеэкономических связей с зарубежными государствами и интеграционными объединениями;

отсутствие недобросовестной конкуренции со стороны иностранных государств и монополий, достигаемое средствами государственного регулирования, разумного протекционизма и импортозамещения;

масштабное взаимовыгодное участие в международном научно-техническом и технологическом сотрудничестве;

доступность зарубежных кредитных ресурсов, в том числе от международных финансовых организаций, и увеличение притока иностранных инвестиций в экономику страны;

ежегодная мобилизация и освоение не менее 50–70 млн. долларов США международной технической помощи на реализацию проектов в решении проблем социально-экономического развития.

Продолжится работа по вступлению Беларуси во Всемирную торговую организацию, что будет способствовать привлечению прямых иностранных инвестиций и расширению рынков сбыта.

В основе стратегического подхода к внешним экономическим отношениям – геополитическое положение страны (между Европейским союзом и Россией), стремление получить доступ к западным технологиям, инвестициям и основным рынкам реализации белорусских товаров в России и Европейском союзе.

Складывающаяся геополитическая и внутренняя экономическая ситуация указывает на необходимость развития двух направлений в международном сотрудничестве: реализуя цели, связанные со вступлением во Всемирную торговую организацию, следует обеспечить партнерские отношения с Европейским союзом, сохраняя и углубляя экономические отношения с Россией, требуется активно сотрудничать в формируемых с ее участием объединениях, прежде всего в Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве.

При этом Беларусь будет руководствоваться национальными экономическими интересами, связанными с межгосударственным движением рабочей силы, товаров, капиталов, поддержкой и регулированием деятельности национальных производителей.

В целях повышения устойчивости и безопасности экономического развития Беларусь продолжит политику географического расширения взаимовыгодных отношений с другими странами. Наращивание экспорта товаров и услуг требует освоения новых рынков, выхода на стратегический уровень отношений с динамично развивающимися странами Азии, Латинской Америки, арабскими государствами.

ГЛАВА 10
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ, ПОВЫШЕНИЕ ИХ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Основной целью социально-экономического развития регионов Республики Беларусь является повышение уровня благосостояния населения независимо от мест его проживания и уменьшение существующих различий между регионами на основе стабильного и сбалансированного роста экономики, наиболее эффективного использования их конкурентных преимуществ.

В настоящее время не в полной мере задействованы региональные резервы в реализации приоритетных направлений социально-экономического развития страны, сохраняется территориальная асимметрия в развитии и размещении сфер производства и услуг, уровне доходов и заработной платы жителей г. Минска, больших и малых городов. Происходит постоянная миграция наиболее активной части населения из сельской местности и малых городских поселений в столицу республики и областные центры.

Для преодоления негативных тенденций социально-экономического развития регионов будет усилен инновационный компонент региональной экономики. Следует продолжить углубление специализации экономики регионов, содействующих реализации их конкурентных преимуществ на внутреннем и внешних рынках товаров и услуг. Это обеспечит сбалансированность воспроизводства и эффективность использования местных природных сырьевых и топливно-энергетических ресурсов. Следствием устойчивого экономического роста регионов станет достижение научно обоснованных параметров качества жизни людей независимо от мест проживания, создание равных возможностей в получении образования и медицинской помощи.

Будет продолжена работа по формированию благоприятной среды обитания человека, сохранению и восстановлению естественных экологических систем.

Необходимо улучшить демографическую ситуацию в каждом регионе, регулируя миграционные потоки на основе приоритетного развития малых и средних городских поселений, агрогородков, городов-спутников столицы республики.

Социально-экономическое развитие регионов будет предопределяться инновационностью производимой продукции, повышением роли малого и среднего бизнеса, максимально возможным уровнем использования местных природных ресурсов.

Приоритетными станут направления регионального развития, обеспечивающие качественные параметры роста (повышение рентабельности хозяйственной деятельности, рост производительности труда, снижение энергоемкости и материалоемкости производства продукции, работ и услуг).

В каждой области и г. Минске предусматривается реализация 25–30 масштабных инновационных проектов.

Одним из главных конкурентных преимуществ Брестской области является выгодное геоэкономическое расположение (транспортные и таможенные «ворота» Союзного государства, ЕврАзЭС, Таможенного союза, близость к рынкам сбыта Западной и Восточной Европы). Приоритетными будут инвестиционные программы в сфере развития транспортной инфраструктуры, направленные на повышение пропускной способности трансъевропейского коридора, повышение качества транспортно-логистических услуг.

В области предусматривается дальнейшее развитие потребительского комплекса, в первую очередь перерабатывающих организаций, использующих местные сырьевые ресурсы. Устойчивому развитию Брестской области будет способствовать реализация Государственной программы социально-экономического развития и комплексного использования природных ресурсов Припятского Полесья на 2010–2015 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 29 марта 2010 г. № 161 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 80, 1/11503). Будет осуществляться строительство мини-ТЭЦ, установок, работающих на биогазе, котельных на местных видах топлива.

Предусматривается реконструкция и техническое переоснащение комплексов по выращиванию крупного рогатого скота, свинокомплексов и птицефабрик, а также строительство 58 молочнотоварных ферм. Намечается увеличение производства овощей и фруктов.

Планируется развитие туристической инфраструктуры вдоль основных транспортных коридоров, в городах с ценным историко-культурным наследием, Национальном парке «Беловежская пуща».

Конкурентными преимуществами Витебской области являются наличие крупных организаций по производству нефтепродуктов и химических производств, лесные и рекреационные ресурсы, высокий туристический и транспортно-логистический потенциал.

В области требуется структурная перестройка промышленного производства за счет расширения действующих и строительства новых производств, работающих на местном сырье. Предусматривается создание ряда предприятий по углубленной переработке древесины, производству современных строительных материалов, модернизация льнозаводов, строительство Полоцкой ГЭС, энергетических установок, работающих на биогазе, двух мини-ТЭЦ и котельных на местных видах топлива. Будет организовано производство оборудования для цифрового телерадиовещания, светодиодной техники, светотехнического медицинского оборудования, специального автомобильного транспорта, автогидроподъемников. Предусмотрено формирование и развитие технопарков в городах Витебске и Новополоцке.

Для повышения эффективности и роста объемов продукции сельского хозяйства приоритетное развитие получит мясное скотоводство с развитым свиноводством и птицеводством.

Для развития туризма в области предусматривается создание соответствующей инфраструктуры в городах Витебске и Полоцке, Национальном парке «Браславские озера».

Конкурентными преимуществами Гомельской области являются мощный промышленный потенциал, наличие разведанных запасов минерально-сырьевых ресурсов.

Намечено создание производства легковых автомобилей. Получат развитие производства древесных плит, столярно-строительных изделий улучшенного качества и мебели, а также выпуск энергоэкономичной строительной продукции. Рассматривается возможность строительства Лельчицкой ТЭЦ на базе добычи местных бурых углей. Планируется строительство мини-ТЭЦ, когенерационного комплекса по выработке электроэнергии с использованием нетрадиционных и возобновляемых источников энергии. Для ликвидации промышленных отходов намечается создание производства по комплексной переработке электросталеплавильных шлаков.

В сельском хозяйстве области приоритетным будет развитие мясного скотоводства и использование технологий, обеспечивающих получение экологически чистой продукции в районах, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. Важное значение для развития области будет иметь реализация Государственной программы социально-экономического развития и комплексного использования природных ресурсов Припятского Полесья на 2010–2015 годы и Государственной программы по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2011–2015 годы и на период до 2020 года, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 1922 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 10, 5/33118).

Для Гродненской области характерны такие конкурентные преимущества, как благоприятные природно-климатические и социально-экономические условия для развития сельского хозяйства и пищевой промышленности, накопленный потенциал в химическом производстве.

Планируется расширение производства сельскохозяйственной техники, агрегатов для автомобилей, оптических изделий. Для улучшения энергообеспечения предусматривается реконструкция действующих электростанций, завершение строительства Гродненской ГЭС, строительство ветроустановок. Продолжится создание объектов инфраструктуры для строительства АЭС. Будет организован научно-технологический парк в г. Гродно.

Намечены модернизация производства ОАО «Ошмянский сырзавод», строительство 164 новых животноводческих ферм, птицефабрики на 200 тыс. тонн мяса в живом весе в год.

Предусматривается развитие трансграничного туризма с регионами Польши и Литвы, создание инфраструктуры и разработка туристических маршрутов в районе Августовского канала.

Основными конкурентными преимуществами Минской области являются выгодное экономико-географическое положение, высокое качество земельных и рекреационных ресурсов, созданный потенциал в производстве машин, оборудования, транспортных средств, химическом производстве, разведанные запасы минерально-сырьевых ресурсов, сильный кадровый потенциал.

Предполагается модернизация и реконструкция рудников и обогатительных фабрик в ОАО «Беларуськалий», будут внедрены ресурсосберегающие, экологически чистые технологии по комплексной переработке хлористого калия и хлористого натрия. Намечаются обновление выпускаемой карьерной техники, освоение производства новых агрегатов для дорожной техники и тракторов, выпуск инновационной оптико-электронной, оптико-механической, светотехнической продукции. Предусматриваются организация производства гемоконсервантов крови в ОАО «Несвижский завод медицинских препаратов», строительство малых ГЭС и мини-ТЭЦ на местных видах топлива, биогазовых установок, создание в Дзержинском районе ветропарка.

Планируется строительство крупных жилых районов для жителей г. Минска в 9 городах-спутниках Минской области, строительство жилого района в г. Смолевичи и малоэтажного усадебного жилого района в Смолевичском районе. В городах-спутниках будут созданы новые рабочие места, в том числе за счет переноса действующих предприятий из г. Минска.

В сельском хозяйстве области предполагается наращивание производства овощной продукции, закладка садов интенсивного типа, плантаций плодово-ягодных культур. Намечено строительство тепличного комплекса и теплиц по выращиванию овощной продукции и цветов.

Планируется построить 23 современных свиноводческих комплекса и 5 репродукторов, 120 новых молочнотоварных ферм, овцеводческого комплекса в Логойском районе. Предусмотрена реконструкция птицеводческих предприятий.

Будет продолжена работа по расширению социальной инфраструктуры. Намечено открытие четырех гипермаркетов, создание торгово-логистических центров в Минском районе. Для активизации туристической деятельности предусматривается комплексное развитие курортной зоны Нарочанского региона.

Основными конкурентными преимуществами развития Могилевской области являются производство резиновых и пластмассовых изделий, машин и оборудования, близость к российским рынкам сбыта произведенной продукции.

В регионе предполагается техническое переоснащение шинного производства, организация производства полиэфирных полиолов на территории свободной экономической зоны «Могилев». Предусматривается расширение ассортимента машин и оборудования для сельского хозяйства, лифтового оборудования, электротехнических изделий.

Намечается строительство завода древесностружечных плит в ОАО «ФанДОК», четырех мини-ГЭС, мини-ТЭЦ, ветроэнергетических установок.

В области планируется построить 84 новые молочнотоварные фермы и провести реконструкцию 179 функционирующих ферм. Дальнейшую концентрацию свиноводства на комплексах намечается обеспечить за счет строительства 18 новых, а также реконструкции 106 действующих свинокомплексов.

Будет осуществляться продвижение туристических услуг на основе использования местного туристического потенциала, развития агроэкотуризма, расширения сети местных туристско-культурных центров.

Конкурентные преимущества г. Минска: его расположение на пересечении двух трансъевропейских коммуникационных коридоров, мощный промышленный потенциал, наличие развитой научной инфраструктуры и высококвалифицированной рабочей силы.

Предусматривается опережающее развитие наукоемких производств, в первую очередь производства электрооборудования, электронного и оптического оборудования, расширение номенклатуры высокотехнологичной продукции в других видах экономической деятельности. Особое внимание будет уделяться внедрению технологий нового поколения, в том числе нанотехнологий и основанных на них средств автоматизации, космических и информационно-коммуникационных технологий. В производстве машин, оборудования и транспортных средств намечается создание конкурентной техники (машин стандарта Евро-4 и Евро-5), модернизация производства в открытых акционерных обществах «МАЗ» и «Минский моторный завод».

Особое внимание будет уделяться развитию и совершенствованию социальной инфраструктуры. Намечено строительство гостиничного жилого комплекса в жилом районе Лебяжий, культурно-развлекательного спортивного комплекса в микрорайоне Чижовка, городской клинической больницы в жилом районе Северный, физкультурно-оздоровительного комплекса с аквазоной и социальной инфраструктурой на территории, прилегающей к водохранилищу «Дрозды».

В целях оптимизации численности населения города, совершенствования структуры его экономики и улучшения экологической ситуации в 2011–2015 годах предусмотрен вынос (перенос) 12 производственных объектов, не соответствующих регламенту генерального плана столицы республики.

Сохранится приоритетное развитие малых и средних городских поселений, превращение их в благоприятные и устойчиво развивающиеся места проживания и занятости местного населения. Будут созданы новые предприятия по производству строительных материалов, промышленной переработке сельскохозяйственных и лесных ресурсов, современные пищевые производства на местных ресурсах.

Предстоит оптимизировать внутренние миграционные процессы путем создания соответствующих механизмов территориального перераспределения рабочей силы, стимулирования трудовой мобильности граждан в трудонедостаточные районы и сельскую местность. Будут разработаны мотивационные стимулы по уменьшению оттока специалистов из сельской местности, включая развитие договорной системы сопровождения подготовки молодых специалистов для работы в агропромышленном комплексе, получение беспроцентных займов для приобретения жилья и товаров длительного пользования.

Особое внимание будет уделено строительству жилья для молодежи. В целях стимулирования притока и закрепления молодых специалистов в малых городских поселениях предстоит ввести надбавки к их заработной плате, как и в сельских населенных пунктах.

Продолжится дальнейшее развитие сельских поселений нового типа – агрогородков.

Темпы роста валового регионального продукта составят в Брестской области 165–171 процент, Витебской – 167–173, Гомельской – 163–169, Гродненской – 164–170, Минской – 162–168, Могилевской области – 165–171, в г. Минске – 159–165 процентов.

Осуществление намеченных мер позволит уменьшить межрегиональную и внутрирегиональную дифференциацию в условиях жизнедеятельности населения, повысить уровень его благосостояния, существенно увеличить уровень и эффективность использования местных ресурсов и конкурентных преимуществ каждого региона.

ГЛАВА 11
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

Целью экологической политики является улучшение качества окружающей среды, обеспечение экологической безопасности, эффективное использование природных ресурсов при сохранении целостности природных комплексов, в том числе уникальных.

Роста эффективности использования природных ресурсов намечается достичь путем повышения технологического уровня их добычи и переработки.

Улучшение экологической обстановки будет достигнуто с учетом использования наилучших доступных технических методов при строительстве новых предприятий и модернизации действующих, соблюдения субъектами хозяйствования природоохранных требований, нормативов и ограничений. Проведение превентивных организационно-технических мер в сфере производства, развитие системы экологического страхования обеспечат минимизацию вреда, причиняемого окружающей среде в результате катастроф техногенного и природного характера.

К субъектам хозяйствования, осуществляющим мероприятия по сокращению объемов образования отходов, выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду, наряду с административными методами управления будут применяться методы экономического стимулирования. Совершенствование системы платежей за выбросы парниковых газов, создание национальной системы торговли выбросами парниковых газов позволят предупредить возникновение экологических угроз, связанных с увеличением выбросов парниковых газов в атмосферу, антропогенным изменением климата.

Получит дальнейшее развитие Национальная система мониторинга окружающей среды на основе внедрения прогрессивных технологий наблюдения, получения и представления экологической информации.

Государственная политика в области сохранения биологического и ландшафтного разнообразия будет направлена на развитие сети особо охраняемых природных территорий, регулирование рекреационных нагрузок на экосистемы, используемые для агроэкотуризма.

Для дальнейшего формирования экологической культуры населения будет совершенствоваться система образования, стимулироваться развитие местных природоохранных инициатив.

Реализация экологической политики по названным направлениям позволит снизить негативное воздействие хозяйственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека, создать экономические стимулы для применения инновационных технологий в сфере природопользования.

Минерально-сырьевые ресурсы. Политика в сфере недропользования направлена на максимальное обеспечение потребностей экономики страны в минеральном сырье за счет собственных ресурсов при минимизации негативного воздействия на окружающую среду, уменьшение зависимости от импорта минерального сырья, наращивание экспорта традиционных и новых его видов.

Основными задачами являются продолжение работ по геологическому изучению недр, расширению запасов и увеличению объемов добычи востребованных полезных ископаемых, развитие топливно-энергетического потенциала путем освоения месторождений бурых углей и горючих сланцев, создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций, участие Беларуси в разработке полезных ископаемых за рубежом.

Планируется проведение региональных геологоразведочных, геологосъемочных работ по выявлению перспективных видов полезных ископаемых. Предусматривается детальная разведка месторождений нефти на территории Припятского прогиба, бурых углей – на Тонежском, горючих сланцев – на Туровском месторождениях, кварцевых песков – на месторождениях «Бережное» или «Городное», цементного сырья в целях восполнения погашенных запасов для действующих предприятий и нового цементного завода, пресных подземных и минеральных вод.

В 2011–2015 годах на базе подготовленных к промышленному освоению месторождений полезных ископаемых намечается построить ряд новых промышленных предприятий, в том числе с привлечением значительных объемов иностранных инвестиций. Среди них: завод по производству кальцинированной соды и цементный завод в Гомельской области, кирпичный завод и горно-обогатительный комбинат по производству высокомарочного стекла в Брестской области и другие.

Предусматривается создание новых производств по добыче и розливу питьевых вод высокого качества для расширения экспорта бутилированных вод и обеспечения качественной продукцией населения страны.

В целях комплексного эффективного освоения месторождений калийных солей предполагается внедрение современных методов и технологий их добычи и переработки (подземное растворение и выщелачивание). В условиях завершающей стадии разработки большинства месторождений нефти будут внедряться нов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.166.7 (0.06 с.)