Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Участникам экспериментальной площадки РАО

Поиск

Участникам экспериментальной площадки РАО

Техническое задание №3

Разработка программы внеурочной деятельности с преобладанием воспитательных мероприятий

 

Научно-методическая цель создания данной программы - интеграция программы воспитательной работы класса и программ внеурочной деятельности всех пяти направлений в одном документе.

Для создания программы Вам потребуется Календарь воспитательной системы Уржумского района Кировской области "Духовно-нравственное развитие и воспитание личности обучающегося, воспитанника во взаимодействии формального и неформального образования" на текущий год.

 

Структура

Программы внеурочной деятельности с преобладанием воспитательных мероприятий

 

 

Титульный лист

Название образовательной организации по печати

«Утверждаю»

директор школы

ФИО __________

«01» сентября 2015 г

 

Программа внеурочной деятельности

С преобладанием воспитательных мероприятий

Для 5 класса

На 2015–2016 учебный год

 

 

Классный руководитель:

ФИО, должность, категория

 

 

Место (населенный пункт)создания и реализации программы

 

Уржум

 

Пояснительная записка

 

Программа внеурочной деятельности с преобладание воспитательных мероприятий обеспечивает введение в действие и реализацию требований плана ФГОС ООО и определяет объем нагрузки обучающихся в рамках внеурочной деятельности, состав и структуру направлений и форм внеурочной деятельности в 5 классе.

При разработке программы внеурочной деятельности использовались следующие документы:

● Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции);

● Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" с изменениями в редакции приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);

● Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986);

● СанПиН 2.4.2. 2821 — 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189);

● Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г.);

● Письмо Минобрнауки РФ от 19.04.2011 N 03–255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»

● Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03–2960.

Программа внеурочной деятельности с преобладание воспитательных мероприятий обеспечивает реализацию основной образовательной программы школы, широту развития личности обучающихся, их духовно-нравственное развитие и воспитание, учитывает индивидуальные потребности обучающихся, а также социокультурные и иные потребности, регулирует недопустимость перегрузки школьников.

Программа составлена с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса, повышения результативности обучения детей, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства, а также выполнения гигиенических требований к условиям обучения школьников и сохранения их здоровья.

Реализация программы предполагает совместную деятельность всех участников образовательного процесса (педагогов. обучающихся и их родителей (законных представителей), общественность) по воспитанию у обучающихся нравственных качеств в соответствии с национальным воспитательным идеалом и базовыми национальными ценностями.

Основные принципы реализации программы:

Принцип ориентации на идеал. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности. В содержании программы актуализированы определённые идеалы, хранящиеся в истории нашей страны, в культурах народов России, Кировской области и Уржумского района.

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений человека с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.

Принцип диалогического общения со значимыми другими. В формировании ценностей большую роль играет диалогическое общение школьника со сверстниками, родителями, учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами равноправного межсубъектного диалога. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиски смысла жизни невозможны вне диалогического общения подростка со значимым другим.

Принцип идентификации. Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В подростковом возрасте идентификация является ведущим механизмом развития ценностно-смысловой сферы личности. Духовно-нравственное развитие личности подростка поддерживается примерами. В этом случае срабатывает идентификационный механизм — происходит проекция собственных возможностей на образ значимого другого, что позволяет подростку увидеть свои лучшие качества, пока ещё скрытые в нём самом, но уже осуществившиеся в образе другого. Идентификация в сочетании со следованием нравственному примеру укрепляет совесть — нравственную рефлексию личности, мораль — способность подростка формулировать собственные нравственные обязательства, социальную ответственность — готовность личности поступать в соответствии с моралью и требовать этого от других.

Принцип полисубъектности воспитания и социализации. В современных условиях процесс развития, воспитания и социализации личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Подросток включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Эффективная организация воспитания и социализации современных подростков возможна при условии согласования (прежде всего, на основе общих духовных и общественных идеалов, ценностей) социально-педагогической деятельности различных общественных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных и общест-венных организаций и др. При этом деятельность образовательного учреждения, педагогического коллектива школы в организации социально-педагогического партнёрства должна быть ведущей, определяющей ценности, содержание, формы и методы воспитания и социализации обучающихся в учебной, внеучебной, внешкольной, общественно значимой деятельности. Социально-педагогическое взаимодействие школы и других общественных субъектов осуществляется в Уржумском районе в рамках календаря воспитательной системы муниципалитета.

Принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем. Личностные и общественные проблемы являются основными стимулами развития человека. Их решение требует не только внешней активности, но и существенной перестройки внутреннего душевного, духовного мира личности, изменения отношений (а отношения и есть ценности) личности к явлениям жизни.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе базовых национальных ценностей. Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к содержанию:

• общеобразовательных дисциплин;

• произведений искусства;

• периодической печати, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь;

• духовной культуры и фольклора народов России;

• истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;

• жизненного опыта своих родителей и прародителей;

• общественно полезной, личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;

• других источников информации и научного знания.

Системно-деятельностная организация воспитания должна преодолевать изоляцию подростковых сообществ от мира старших и младших и обеспечивать их полноценную и своевременную социализацию. В социальном плане подростковый возраст представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости.

Школе как социальному субъекту — носителю педагогической культуры принадлежит ведущая роль в осуществлении воспитания и успешной социализации подростка.

Также специфика программы внеурочной деятельности заключается в том, что в условиях общеобразовательного учреждения ребёнок получает возможность подключиться к занятиям по интересам, познать новый способ существования — безоценочный, при этом обеспечивающий достижение успеха благодаря его способностям независимо от успеваемости по обязательным учебным дисциплинам.

Таким образом, программа внеурочной деятельности позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, решая тем самым одну из наиболее сложных проблем современной педагогики - становление личности ребенка.

Программа внеурочная деятельность в 5 классе МКОУ СОШ... решает следующие задачи:

- развитие личностных, метапредметных и предметных результатов образования обучающихся;

- осуществление воспитания благодаря включению детей в личностно значимые творческие виды деятельности, в процессе которых формируются нравственные, духовные и культурные ценности подрастающего поколения;

- развитие творческого потенциала обучающихся;

- создание комфортных условий для позитивного восприятия ценностей основного образования и более успешного освоения его содержания;

- ориентировать обучающихся, проявляющих особый интерес к тем или иным видам деятельности, на развитие своих способностей.

Особенностью программы внеурочной деятельности с преобладанием воспитательных мероприятий является интеграция направлений программы воспитания и социализации (указать названия всех шести направлений по календарю) основной образовательной программы школы и направлений внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительное; духовно-нравственное; социальное; общеинтеллектуальное; общекультурное).

В результате такого построения внеурочной работы классный руководитель выступает в роли организатора и координатора внеурочной деятельности обучающихся класса, согласуя ее расписание и содержание с другими учителями, специалистами учреждений дополнительного образования, учреждений культуры и другими включенными в работу по реализации программы специалистами.

В настоящее время воспитание в России является стратегическим приоритетом, который предполагает соответствие процесса формирования личностных качеств общенациональному идеалу, ценностям, смыслам деятельности отдельных социальных групп и общества в целом.

Целью воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

В течение трех лет в Уржумском районе Кировской области создана и реализуется муниципальная воспитательная система, которая графически представлена в виде календаря на год. Так уже традиционно в течение сентября и октября реализуется направление (указать название и базовые национальные ценности), где ключевыми мероприятиями в районе являются (указать какие) и соответственно в нашей школе проводятся (указать какие). Далее прописать по всем направлениям.

Необходимо отметить, что базовые национальные ценности являются ключевым содержанием урочной и внеурочной воспитательной деятельности, реализуются посредством отбора дидактического материала педагогами и привлеченными специалистами.

Внеурочная деятельность в 5 классе организуется по пяти направлениям развития личности, указанным в ФГОС ООО, и интегрируется в направления программы воспитания и социализации в части формирования и развития национального воспитательного идеала и базовых национальных ценностей.

Спортивно-оздоровительное направление заключается в формировании знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Основные задачи:

- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;

- использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей;

- развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом.

Данное направление реализуется программой «Волейбол», которую ведет учитель (такого предмета или сам классный руководитель) или специалисты учреждений дополнительного образования и культуры (музыкальная, спортивная школы, ЦДО). По итогам работы в данном направлении проводятся конкурсы, соревнования,показательные выступления, дни здоровья.

Духовно-нравственное направление заключается в обеспечении духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и социума.

Основные задачи:

- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;

- укрепление нравственности — основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;

- формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;

- формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

- принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей;

- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;

- формирование основ российской гражданской идентичности;

- пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;

- формирование патриотизма и гражданской солидарности;

- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.

Программа духовно-нравственного направления внеурочной деятельности должна обеспечить:

- осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;

- развитие чувства патриотизма и гражданской солидарности;

- понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека.

В основу работы по данному направлению положена программа «История родного края», которую ведет учитель (такого предмета или сам классный руководитель) или специалисты учреждений дополнительного образования и культуры (музыкальная, спортивная школы, ЦДО).

По итогам работы в данном направлении проводятся коллективные творческие дела, конкурсы, создаются проекты.

Социальное направление заключается в активизации внутренних резервов обучающихся, способствующих успешному освоению нового социального опыта на ступени основного общего образования, в формировании социальных, коммуникативных и конфликтологических компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме.

Основными задачами являются:

- формирование психологической культуры и коммуникативной компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;

- формирование способности обучающегося сознательно выстраивать и оценивать отношения в социуме;

- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

- формирование основы культуры межэтнического общения;

- формирование отношения к семье как к основе российского общества;

- воспитание у школьников почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшему поколению.

Данное направление реализуется программами внеурочной деятельности «Проектная деятельность: школьные проекты с применением информационных технологий», которую ведет учитель (такого предмета или сам классный руководитель) или специалисты учреждений дополнительного образования и культуры (музыкальная, спортивная школы, ЦДО).

По итогам работы в данном направлении проводятся конкурсы, выставки, защиты проектов.

Общеинтеллектуальное направление заключается в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего и основного общего образования.

Основными задачами являются:

- формирование навыков научно-интеллектуального труда;

- развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения;

- формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности;

- овладение навыками универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.и основного общего образования.

Данное направление реализуется программой «Школа географа-следопыта», которую ведет учитель (такого предмета или сам классный руководитель) или специалисты учреждений дополнительного образования и культуры (музыкальная, спортивная школы, ЦДО).

По итогам работы в данном направлении проводятся конкурсы, защита проектов.

Общекультурное направление заключается в воспитании способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формированию ценностных ориентаций, развитие обшей культуры, знакомство с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран.

Основными задачами являются:

- формирование ценностных ориентаций общечеловеческого содержания;

- становление активной жизненной позиции;

- воспитание уважительного отношения к родителям, старшим, доброжелательного отношения к сверстникам и малышам;

- формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира, развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.

Данное направление реализуется программами: «Хоровое пение», «Культура народов Поволжья», которые ведут учитель (такого предмета или сам классный руководитель) или специалисты учреждений дополнительного образования и культуры (музыкальная, спортивная школы, ЦДО).

Режим проведения занятий.

Занятия проводятся на базе школы в спортивном зале, актовом зале, в кабинетах информатики, географии, истории, в школьном краеведческом музее и указать других социальных партнеров.

Занятия проводятся указать сколько раз в неделю? сколько часов на каждое направление? Итого сколько часов внеурочной деятельности согласно плана внеурочной деятельности школы в 5 классе на учебный год.

 

Таким образом, программа внеурочной деятельности на 2015–2016 учебный год создаёт условия для повышения качества образования, обеспечивает развитие личности обучающихся.

 

Характеристика класса

 

Примерная структура. Возможна своя, принятая в школе.

Общие сведения о классе.

История его формирования, его состав по возрасту и полу учащихся.

Социальная характеристика семей учащихся (социальный паспорт).

Общая характеристика успеваемости класса, дисциплины, общественных поручений учащихся класса.

Мнение учителей-предметников о классе.

Содержание программы на 2015–2016 учебный год

5.1. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (сентябрь-октябрь 2015 года)

Базовые ценности как основа интеграции содержания программы воспитания и социализации и направлений внеурочной деятельности: труд, творчество, наука; научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремленность и настойчивость, бережливость, выбор профессии

Направление внеурочной деятельности (5) Содержание деятельности. Тематика мероприятий Виды внеурочной деятельности (9) Формы занятий Сроки Количество часов Ответственные
  Духовно-нравственное (указать количество часов) Урок Знаний Проблемно-ценностное общение, игровая, познавательная Игра-путешествие 1.09.15 1 ч Классный руководитель
Праздник урожая Трудовая, художественное творчество Выставка 15.09.15 2 ч Классный руководитель
Итого часов на духовно-нравственное направление 10 часов Кл. руководитель
  Социальное            
               
Итого часов на социальное направление 10 часов Кл. руководитель
  Общекультурное Танцевальный кружок Художественное творчество См.программу кружка В течение года 2 ч в неделю Руководитель кружка
               
Итого часов на общекультурное направление 10 часов Кл. руководитель
  Общеинтеллектуальное Олимпиада по технологии          
               
Итого часов на общеинтеллектуальное направление 10 часов Кл. руководитель
  Спортивно-оздоровительное            
               
Итого часов на спортивно-оздоровительное направление 10 часов Кл. руководитель
Итого часов 50 часов Классный руководитель

Приложения

9.1. Приложение. Тексты инструментария оценки результативности программы (тесты, анкеты, сценарии итоговых мероприятий).

9.2. Дополнительная информация (по необходимости).

 

 

Участникам экспериментальной площадки РАО

Техническое задание №3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.195.30 (0.012 с.)