Тема 7. Государственное управление социальной сферой 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7. Государственное управление социальной сферой



Российская Федерация как социальное государство. Теоретические концепции трансформации капитализма и практика социализации капиталистической рыночной экономики начиная с 20-века. Модели социально ориентированной экономики западноевропейских стран и США. Сущность «социального рыночного хозяйства» и его воплощение в Германии. Шведский социализм.

Социальная политика российского государства. Социальное реформирование на этапе становления рыночной экономики. Современный этап реального формирования государства «социального типа». Необходимость и значение стратегического и среднесрочного социально-экономического прогнозирования и планирования. Социальная ответственность государства, бизнеса и гражданского общества.

Основные направления (блоки) социальной политики. Обеспечение достойного уровня благосостояния и жизни всех членов общества, регулирование доходов и расходов. Социальные стандарты, критерии и показатели как инструменты проведения социальной политики.

Правовые основы, государственный и социальный механизмы регулирования трудовых отношений и занятости. Миграционная политика.

Правовые основы, органы и механизмы управления отраслями социальной сферы – образованием, культурой, здравоохранением. Концепция и практика преобразования жилищно-коммунального хозяйства.

Социальная защита населения. Мировой опят и российская практика. Обеспечение прожиточного минимума и иных социальных стандартов. Система социального страхования и пенсионного обеспечения.

Современные проблемы, формы, методы и программы осуществления государственной демографической политики. Поддержка семьи. Источники и порядок финансирования мероприятий социальной защиты населения с учетом межрегиональных различий.

 

Тема 8. Управление конфликтными и чрезвычайными ситуациями

Безопасность общественной жизни как сфера государственного управления. Социальные конфликты: сущность, причины, стадии развития, формы проявления, способы и результаты разрешения. Классификация конфликтных ситуаций.

Трудовые коллективные конфликты: причины, содержание, правовой порядок и практика их урегулирования. Роль «социального партнерства».

Социальные «чрезвычайные ситуации» как форма и следствие неурегулирования социальных конфликтов. Роль органов государственной власти и управления в предотвращении и урегулировании социальных конфликтов и чрезвычайных ситуаций. Недопустимость дестабилизации государственных конституционных устоев.

Правовые основания, порядок и цели введения режимов чрезвычайного положения, прямого президентского правления и иных радикальных мер. Уроки социальных и политических потрясений в СССР и Российской Федерации.

Понятие и классификация природных и техногенных чрезвычайных ситуаций. Природные и экологические бедствия.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Ее составные структурные звенья, функции органов, порядок их взаимодействия. Материальное и финансовое обеспечение. Ключевая роль, структура, функции и практика деятельности Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий (МЧС России).

Состав и функции государственных органов по надзору и контродю в сфере ядерной и радиационной, энергетической, технологической, ветеринарной, фитосанитарной и экологической безопасности.

 

Практические занятия

Практические занятия проводятся в целях основательного усвоения и закрепления знаний по государственному управлению экономикой, а также приобретения навыков самостоятельно анализировать сложные социально-экономические процессы, вырабатывать и принимать правильные управленческие решения. С этой целью используются различные формы практических занятий: подготовка докладов (рефератов) и их обсуждение, проведение дискуссий по особо острым проблемам экономической жизни, устное решение проблемно-логических задач, тестирование, выполнение контрольных работ с проблемной формулировкой вопросов и решением управленческих экономических задач.

 

Содержание практических занятий

Те м ы Часы
1. Структура органов государственной власти и управления  
2. Формирование и реализация государственной экономической политики  
3. Прогнозирование и планирование в системе государственного управления экономикой  
4. Государственное управление социальной сферой  
ИТОГО:  

 

Организация самостоятельной работы

Основная цель самостоятельной работы студента - аналитическое осмысление и систематизация знаний в целях закрепления учебного лекционного материала, а также приобретение практических навыков самостоятельного поиска необходимых материалов, их изучения и использования при выполнении практических заданий, в частности, контрольной работы.

Самостоятельная работа студента при изучении курса "Система государственного управления" включает в себя:

- изучение основной и дополнительной литературы;

- работу с электронными учебными ресурсами (КОПР и иными материалами по курсу, подготовленными преподавателем);

- изучение материалов периодической печати и Интернет-ресурсов, а также публикуемых нормативно-правовых актов;

- подготовка к компьютерному тестированию;

- выполнение контрольной работы;

- индивидуальные и групповые консультации.

- подготовка к экзамену.

В целом на самостоятельную работу отводится 100 часов учебного времени.

 

 

Распределение бюджета времени

самостоятельной работы (в часах)

 

Название темы Виды самостоятельной работы
Изуче-ние литера- туры Работа с КОПР, Интернет-ресурса-ми Выполне-ние контр. работ Подготов-ка к практичес-ким занятиям и тестам     Всего
1.Предмет и задачи дисциплины, научные основы государствен -ного устройства и управления            
2. Структура органов государственной власти и управления            
3.Территориальное управление          
4. Формирование и реализация государственной экономичес- кой политики          
5. Прогнозирование и планирование в системе государственного управления экономикой            
6. Государственное управление в сфере материального производства, его комплексов и отраслей              
7. Государственное управление социальной сферой          
8. Управление конфликтными и чрезвычайными ситуациями            
Итого          

 

6. Методические рекомендации преподавателю

При изложении лекционного материала по курсу "Система государственного управления" преподавателю рекомендуется использовать презентации в программе Power Point, электронный планшет, что позволяет существенно интенсифицировать лекционный процесс как за счет более насыщенного и систематизированного представления учебного материала, так и более полноценного его восприятия (срабатывает зрительная память).

Кроме того, электронная система позволяет при подготовке к различным практическим занятиям практиковать анализ табличного материала, решать в беглом режиме проблемно-логические задания, а также типовые задачи.

Особое внимание следует уделить подготовке студентов к освоению различных форм, средств и навыков самостоятельной работы по программе учебного курса. Помимо традиционных форм работы и предлагаемых к изучению материалов, целесообразно готовить и предоставлять студентам наиболее актуальные учебные материалы в электронном виде - КОПРы, обзорные курсы, фрагменты из значимых литературных источников и правовых документов, углубляющие знания и понимание сложных вопросов, а также типовые практические задания и др.

 

 

Литература

Основная:

1. Конституция Российской Федерации.- Российская газета от 21.01.2009.

2. Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления: Учебник.-М.: Изд-во Проспект, 2006.

3. Пикулькин А.В. Система государственного управления: учебник, 4-е изд.; перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ, 2008.

Дополнительная:

1. Бойко А.Н. Государственное регулирование экономики: учебное пособие.-М.: Тровант, 2010.

2. Морозова Т.Г., Потрубач Н.Н. и др. Государственная экономическая политика: Учебное пособие под редакцией Т.Г.Морозовой.- М: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

3. Мухаев Р.Т. Система государственного и муниципального управления: Учебник/ Р.Т. Мухаев.- 2-е изд.; перераб. и доп. – М.:- ЮНИТИ, 2010.

4. Онанко Н.А. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие- М.: МГИУ, 2008.

5. Рой О.М. Система государственного и муниципального управления. - СПб: Питер,2008.

6. Система государственного и муниципального управления.- Уч. пособие/под ред. Г.В.Атаманчук. 2-е изд., перераб. и доп.- М.: РАГС, 2007.

7. Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления: Учебник.- 3-е изд.; перераб.– М.:- Норма, 2008.

Электронные ресурсы:

1. Компьютерная обучающая программа для студентов четвертого курса по дисциплине «Система государственного управления» (КОПР 4.5 - СГУ ) зарегистрирована в ФГНУ Государственном координационном центре информационных технологий «Отраслевой Фонд алгоритмов и программ».

Номер регистрации: 8864

Дата регистрации: 30 июля 2007 г.

Авторы: Романов А.Н., Торопцов В.С., Григорович Д.Б., Галкина Л.А., Гаврюченков А.В., Дурдыев Ю.М., Святышева Л.Л.

и зарегистрирована в Национальном информационном фонде неопубликованных документов.

Номер государственной регистрации: 50200701652

Дата регистрации: 24августа 2007 г.

Авторы: Романов А.Н., Торопцов В.С., Григорович Д.Б., Галкина Л.А., Гаврюченков А.В., Дурдыев Ю.М., Святышева Л.Л.

1) http://www.minfin.ru Минифин РФ
2) http://www.economy.gov.ru Минэкономразвития РФ
3) http://www.duma.gov.ru Государственная Дума ФС РФ
4) http://www.council.gov.ru Совет Федерации ФС РФ
5) http://www.cbr.ru Центральный банк РФ
6) http://www.ach.gov.ru Счетная палата РФ
7) hhttp://www.goverment.ru Правительство РФ
8) www.rosoez.ru Особые эконом. зоны
9) hhttp://www. gкs.ru Росстат
10) www. Minatom.ru Росатом
11) hhttp:// rostechnologii.ru ГК "Ростехнологии"
12) www.fcp.vpk.ru// Фед. Целевые программы
13)http://openbudget.karelia.ru Открытый бюджет. Регионы РФ
14)http://www.econweb.ru Портал для обсуждения экономических проблем научным сообществом
15)http://www.eeg.ru Экономическая экспертная группа
16)http://www.iet.ru Институт экономики переходного периода
17)http://www.eastwestinstitute.info Институт Восток-Запад
18)http://www.nasledie.ru Информационно-аналитический
19)http://rels.obninsk.com Энциклопедия местного самоуправления
20)http://pubs.carnegie.ru Библиотека публикаций Московского Центра Карнеги
21)http://www.mpsf.org Московский общественный научный фонд
22)http://www.recep.org Российско-европейский центр экономической политики
23)http://www.beafnd.org Фонд "Бюро экономического анализа"
24)http://www.fpcenter.org Центр фискальной политики
25)http://stat.hse.ru Статистическая база данных по российской экономике (ГУ ВШЭ)
26)http://www.consultant.ru АО "Консультант Плюс"
27)http// www.rg.ru Российской газета
28)http// www.inecon.ru Институт экономики РАН

 

 

Содержание

1. Цель преподавания дисциплины, ее место в учебном процессе………...4

2. Задачи изучения дисциплины……………………………..………………..4

3. Перечень дисциплин, знание которых необходимо

при изучении данного учебного курса …….……………………….………5

4. Распределение бюджета времени

при изучении дисциплины (в часах)…………………………….……………6

5. Содержание учебной дисциплины……………...…………………………..6

6. Методические рекомендации преподавателю…..……………………....14

Литература……………………………….……………………………………16



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.130.218 (0.02 с.)