Система государственного управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система государственного управления



Рабочая учебная программа

по дисциплине

СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

Для студентов, обучающихся по специальности 080504.65

«Государственное и муниципальное управление»

 

Москва 2012

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Всероссийский заочный финансово-экономический институт»

Рабочая учебная программа

по дисциплине

СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

Для студентов, обучающихся по специальности 080504.65

«Государственное и муниципальное управление»

Факультет менеджмента и маркетинга

Кафедра региональной экономики и управления

 

 

Москва 2012

 

 

Рабочую учебную программу разработал:

доктор экономических наук, профессор А.Н.Бойко.

 

Рабочая учебная программа обсуждена

на заседании кафедры региональной экономики и управления

27.09.2011 протокол №2

Зав. кафедрой доктор экономических наук, профессор В.А. Тупчиенко

 

Рабочая учебная программа одобрена

на заседании Научно-методического совета ВЗФЭИ

 

И.о. ректора, председатель НМС, к.в.н., доцент А.Н. Ланских

 

Система государственного управления Рабочая учебная программа для студентов, обучающихся по специальности 080504.65 «Государственное и муниципальное управление». – М.: ВЗФЭИ, 2012.

 

 

 

ББК__________

 

© Всероссийский заочный

финансово-экономический

институт (ВЗФЭИ), 2012


1. Цель преподавания дисциплины, ее место в учебном процессе

Познание основ организации и функционирования государственной власти и управления является обязательным звеном фундаментального и широкопрофильного образования всех специалистов в области экономических и социальных дисциплин и базисной дисциплиной для специалистов в сфере государственного и муниципального управления.

Главной целью преподавания дисциплины «Система государственного управления» является формирование у будущих специалистов глубоких теоретических знаний, усвоение накопленного в мировой и отечественной практике управленческого опыта, познание методологических подходов, приемов и методов принятия решений по вопросам государственного и муниципального управления.

Освоение студентами курса «Система государственного управления» позволяет также более глубоко понять практическую значимость всего цикла изучаемых социальных и экономических дисциплин как теоретико-методологической базы для принятия государственными управляющими структурами эффективных макроэкономических, отраслевых и региональных решений. Это особенно актуально в современных условиях, когда предстоит решать глобальные задачи перевода национальной экономики на инновационный путь развития и придания ей социальной направленности.

 

2. Задачи изучения дисциплины

Задачи изучения дисциплины предопределяются установленными Государственным стандартом высшего профессионального образования требованиями к подготовке специалистов в области государственного и муниципального управления.

Преподавание учебной дисциплины «Система государственного управления» подчинено достижению следующих важных задач:

- овладение студентами теоретическими и методологическими основами государственного и муниципального управления социально-экономическими процессами, макроэкономикой, хозяйственными комплексами и отраслями;

- воспитание у специалистов государственного мышления, понимания приоритетности общенациональных интересов и необходимости «сильной власти» как источника эффективных управленческих решений в интересах всего государства и его граждан;

- формирование профессиональных навыков и способностей практического использования полученных знаний специалистами в системе государственного и /или муниципального управления.

В результате изучения дисциплины специалисты должны:

а) знать:

§ теоретические, методологические и правовые основы организации и функционирования системы государственной власти и управления на всех ее уровнях;

§ механизмы, методы и практический опыт государственного управления социально-экономическими процессами на макроэкономическом, отраслевом и региональном уровнях;

б ) уметь:

§ творчески анализировать, аргументировать и обосновывать внутреннюю и внешнюю экономическую политику (курс) государства, социально-экономические программы развития, а также весь комплекс применяемых и/или необходимых мер и средств государственного управления (регулирования) для решения поставленных задач;

§ самостоятельно принимать эффективные управленческие решения на своем рабочем месте, определять необходимые средства и способы их достижения, творчески и уверенно реализовывать их на практике.

 

3. Перечень дисциплин, знание которых необходимо при изучении данного учебного курса

Дисциплина Вопросы (темы), знание которых необходимо для изучения данного учебного курса
Экономическая теория Основы организации и функционирования макро- и микроэкономики. Основы современного рыночного хозяйства. Смешанная экономика, Возникновение и роль государственного сектора экономики. Научные школы о роли государства в экономике.
Философия Диалектика как методологическая основа изучения системных образований. Категории - «система», «структура», «функция». Методы исследования – анализ и синтез, единство исторического и логического, системный подход, методы дедукции и индукции. Учения о возникновении, эволюции, сущности государства и государственной власти. Материалистический и идеалистический взгляды на исторический процесс.
Региональная экономика и управление Конституционные основы федеративного и территориального устройства РФ. Система власти субъектов РФ и принципы территориального управления. Региональная политика государства, порядок ее разработки и реализации. Правовые основы, формы и методы взаимодействия федеральных и региональных органов власти и управления при решении общенациональных и региональных социально-экономических задач. Современные формы анализа, отчетности, контроля и оценки управленческой деятельности органов власти и управления субъектов РФ.
Теория управления Основы теории управления. Сущность и виды управления. Управление и контроль как атрибуты систем органического типа. Информационные потоки в системах управления. Энтропия, Синергетический эффект управления. Эффективность управления.

Тема 3. Территориальное управление

Система органов государственной власти и управления субъектов Российской федерации. Правовые основы совершенствования порядка их образования, наделения полномочиями, введения отчетности и оценкиуправленческой деятельности.

Конституционные принципы деятельности территориальных органов управления и их полномочия (предметы ведения). Пути и практика укрепления федеративных начал.

Иерархия органов власти и управления и правовой порядок взаимодействия федеральных и территориальных органов.

Конституционные основы формирования местного самоуправления и его полномочий (предметов ведения). Порядок взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления. Зарубежный опыт и российская практика местного самоуправления.

Особые формы территориального управления. Учреждение федеральных округов, их состав, задачи и практика деятельности.

Наукограды: предназначение, порядок учреждения и управления. Правовой и административный порядок создания и хозяйственной деятельности закрытых территориальных образований (ЗАТО). Свободные (особые) экономические зоны: мировой опыт, необходимость, правовые основы и современная практика их формирования в России.

 

Практические занятия

Практические занятия проводятся в целях основательного усвоения и закрепления знаний по государственному управлению экономикой, а также приобретения навыков самостоятельно анализировать сложные социально-экономические процессы, вырабатывать и принимать правильные управленческие решения. С этой целью используются различные формы практических занятий: подготовка докладов (рефератов) и их обсуждение, проведение дискуссий по особо острым проблемам экономической жизни, устное решение проблемно-логических задач, тестирование, выполнение контрольных работ с проблемной формулировкой вопросов и решением управленческих экономических задач.

 

Содержание практических занятий

Те м ы Часы
1. Структура органов государственной власти и управления  
2. Формирование и реализация государственной экономической политики  
3. Прогнозирование и планирование в системе государственного управления экономикой  
4. Государственное управление социальной сферой  
ИТОГО:  

 

Организация самостоятельной работы

Основная цель самостоятельной работы студента - аналитическое осмысление и систематизация знаний в целях закрепления учебного лекционного материала, а также приобретение практических навыков самостоятельного поиска необходимых материалов, их изучения и использования при выполнении практических заданий, в частности, контрольной работы.

Самостоятельная работа студента при изучении курса "Система государственного управления" включает в себя:

- изучение основной и дополнительной литературы;

- работу с электронными учебными ресурсами (КОПР и иными материалами по курсу, подготовленными преподавателем);

- изучение материалов периодической печати и Интернет-ресурсов, а также публикуемых нормативно-правовых актов;

- подготовка к компьютерному тестированию;

- выполнение контрольной работы;

- индивидуальные и групповые консультации.

- подготовка к экзамену.

В целом на самостоятельную работу отводится 100 часов учебного времени.

 

 

Литература

Основная:

1. Конституция Российской Федерации.- Российская газета от 21.01.2009.

2. Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления: Учебник.-М.: Изд-во Проспект, 2006.

3. Пикулькин А.В. Система государственного управления: учебник, 4-е изд.; перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ, 2008.

Дополнительная:

1. Бойко А.Н. Государственное регулирование экономики: учебное пособие.-М.: Тровант, 2010.

2. Морозова Т.Г., Потрубач Н.Н. и др. Государственная экономическая политика: Учебное пособие под редакцией Т.Г.Морозовой.- М: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

3. Мухаев Р.Т. Система государственного и муниципального управления: Учебник/ Р.Т. Мухаев.- 2-е изд.; перераб. и доп. – М.:- ЮНИТИ, 2010.

4. Онанко Н.А. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие- М.: МГИУ, 2008.

5. Рой О.М. Система государственного и муниципального управления. - СПб: Питер,2008.

6. Система государственного и муниципального управления.- Уч. пособие/под ред. Г.В.Атаманчук. 2-е изд., перераб. и доп.- М.: РАГС, 2007.

7. Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления: Учебник.- 3-е изд.; перераб.– М.:- Норма, 2008.

Электронные ресурсы:

1. Компьютерная обучающая программа для студентов четвертого курса по дисциплине «Система государственного управления» (КОПР 4.5 - СГУ ) зарегистрирована в ФГНУ Государственном координационном центре информационных технологий «Отраслевой Фонд алгоритмов и программ».

Номер регистрации: 8864

Дата регистрации: 30 июля 2007 г.

Авторы: Романов А.Н., Торопцов В.С., Григорович Д.Б., Галкина Л.А., Гаврюченков А.В., Дурдыев Ю.М., Святышева Л.Л.

и зарегистрирована в Национальном информационном фонде неопубликованных документов.

Номер государственной регистрации: 50200701652

Дата регистрации: 24августа 2007 г.

Авторы: Романов А.Н., Торопцов В.С., Григорович Д.Б., Галкина Л.А., Гаврюченков А.В., Дурдыев Ю.М., Святышева Л.Л.

1) http://www.minfin.ru Минифин РФ
2) http://www.economy.gov.ru Минэкономразвития РФ
3) http://www.duma.gov.ru Государственная Дума ФС РФ
4) http://www.council.gov.ru Совет Федерации ФС РФ
5) http://www.cbr.ru Центральный банк РФ
6) http://www.ach.gov.ru Счетная палата РФ
7) hhttp://www.goverment.ru Правительство РФ
8) www.rosoez.ru Особые эконом. зоны
9) hhttp://www. gкs.ru Росстат
10) www. Minatom.ru Росатом
11) hhttp:// rostechnologii.ru ГК "Ростехнологии"
12) www.fcp.vpk.ru// Фед. Целевые программы
13)http://openbudget.karelia.ru Открытый бюджет. Регионы РФ
14)http://www.econweb.ru Портал для обсуждения экономических проблем научным сообществом
15)http://www.eeg.ru Экономическая экспертная группа
16)http://www.iet.ru Институт экономики переходного периода
17)http://www.eastwestinstitute.info Институт Восток-Запад
18)http://www.nasledie.ru Информационно-аналитический
19)http://rels.obninsk.com Энциклопедия местного самоуправления
20)http://pubs.carnegie.ru Библиотека публикаций Московского Центра Карнеги
21)http://www.mpsf.org Московский общественный научный фонд
22)http://www.recep.org Российско-европейский центр экономической политики
23)http://www.beafnd.org Фонд "Бюро экономического анализа"
24)http://www.fpcenter.org Центр фискальной политики
25)http://stat.hse.ru Статистическая база данных по российской экономике (ГУ ВШЭ)
26)http://www.consultant.ru АО "Консультант Плюс"
27)http// www.rg.ru Российской газета
28)http// www.inecon.ru Институт экономики РАН

 

 

Содержание

1. Цель преподавания дисциплины, ее место в учебном процессе………...4

2. Задачи изучения дисциплины……………………………..………………..4

3. Перечень дисциплин, знание которых необходимо

при изучении данного учебного курса …….……………………….………5

4. Распределение бюджета времени

при изучении дисциплины (в часах)…………………………….……………6

5. Содержание учебной дисциплины……………...…………………………..6

6. Методические рекомендации преподавателю…..……………………....14

Литература……………………………….……………………………………16

Рабочая учебная программа

по дисциплине

СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

Для студентов, обучающихся по специальности 080504.65

«Государственное и муниципальное управление»

 

Москва 2012

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Всероссийский заочный финансово-экономический институт»

Рабочая учебная программа

по дисциплине



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.109.5 (0.035 с.)