Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3.5.Экономика советского периода↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Становление советского народного хозяйства. Первые попытки построения советской системы управления хозяйством. «Военный коммунизм». Переход к НЭПу. Денежная реформа 1922-1924 гг. Индустриализация в СССР – финансовые источники, проведение, результаты. «Великий перелом»: коллективизация сельского хозяйства. Роль ГУЛАГа в мобилизационной экономике. Пятилетки индустриализации. СССР в его отношениях к мировой экономике. Советская экономика в 1941 – 1953 гг. Влияние международной обстановки на экономическую ситуацию в СССР. Военная перестройка экономики. Промышленность, торговля, сельское хозяйство, финансы в годы войны. Экономические потери СССР в годы войны. Восстановление народного хозяйства. Денежная реформа 1947 г. и отмена карточной системы. Усиление централизации экономики. Последствия экономической изоляции. Противоречия и кризисы экономического развития СССР (1950 - 1991). Главные научно-технологические достижения и структурное отставание в 1950-1960-е гг. Зигзаги аграрной политики (1953, 1958, 1965). СССР как сверхдержава: груз задач военно-стратегического паритета и контроля над «лагерем социализма». СЭВ. Уникальные ресурсные возможности и их сосредоточение в ВПК и ТЭК. Усиление номенклатуры и рост теневой экономики. Роль нефтегазового комплекса и рост бюджетного дефицита после падения мировых цен на нефть. Экономические преобразования 1986-1991. Распад СССР.
Контрольные вопросы для самопроверки 1.Какую роль сыграл ВСНХ в процессе экспроприации частной собственности? 2.Что такое рабочий контроль? 3. Охарактеризуйте состояние внешней торговли в 1920-е гг.? 4. Как проходил процесс подготовки первого пятилетнего плана? 5. Какое место занимала система ГУЛАГ в экономике СССР в конце 1930-х – начале 1940-х гг.? 6. Как проходила денежная реформа и отмена карточной системы в СССР после войны? 7. Каковы экономические причины распада СССР? Тема 3.6 Экономическое развитие России В конце XX – начале XXI вв. Курс реформ. Особенности перехода к рынку. Либерализация цен и ее последствия. Падение производства, неплатежи и бартеризация экономики. Финансовые пирамиды: причины роста и обвала. Процесс и результаты приватизации. Развитие рыночной экономики России в конце 1990-х – начале 2000-х гг. Создание и развитие банковской системы. Рынок МБК. Налоговая система. Причины и условия выхода экономики из кризиса. Российская экономика: тенденции, перспективы, прогнозы. Россия и зарубежье: частное и общее в экономическом развитии.
Контрольные вопросы для самопроверки 1.Охарактеризуйте состояние российской экономики в конце 1991 г. 2.Что такое дефолт? Каковы его причины и последствия?
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Основные источники 1. Тимошина Т.М. Экономическая история России: учеб. пособие. М.,2008. 2. Экономическая история: учебник/ М.В. Конотопов, С.И. Сметанин.-9-е изд. доп. и перераб.-М.,2007. 3. Экономическая история: Хрестоматия/ Отв. Ред. А.Д. Кузьмичев и др. Сост. Л.И. Бородкин и др. 2-е изд. М., 2008.
Дополнительные источники 1. Бессолицын А.А., Кузьмичев А.Д. Экономическая история России: очерки развития предпринимательства: учебн. пособие. М., 2005. 2. Кулишер И.М. История русской торговли и промышленности. Челябинск, 2003. 3. Кулишер И.М. Основные вопросы международной торговой политики. Челябинск: Социум, 2002. 4. Кулишер И.М. История экономического быта Западной Европы. Челябинск, 2004Кудров В.М. Экономика России в мировом контексте. Спб., 2007. 5. Лодыженский К.Н. История русского таможенного тарифа. Челябинск, 2005. 6. Пайда Г.В. Практикум по дисциплине «История экономики».Р-н-Д: РИО Рост. филиала РТА, 2007. Список периодических изданий 1. Вопросы экономики. Ежемесячный журнал Российской Академии наук. 2. Историко-экономические исследования. Журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 3. Мировая экономика и международные отношения. Ежемесячный журнал Российской Академии наук. 4. Российский экономический журнал. Научно-практический ежемесячный журнал. 5. Экономист. Ежемесячный научно-практический журнал. WEB - ресурсы 1. http://ecsocman.edu.ru (Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент»). 2. http://economicus.ru (экономический портал по широкому спектру экономических дисциплин). 3. http://liberty.-belarus.info (научно-исследовательский центр Мизеса, раздел «Уроки мировой экономики»). Программное обеспечение 1. Презентации Power point.
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ Текущий контроль знаний студентов осуществляется в следующих формах: тестирование (темы 1.2, 1.3, 1.4, 2.1, 2.4, 3.1, 3.3, 3.4), составление опорной схемы (темы 2.2, 2.3, 3.1), контрольная работа (1.5, 3.2), подготовка и презентация проектов (3.3, 3.4, 3.5), обсуждение научной статьи (1.2, 1.4, 2.2, 3.2, 3.3, 3.4. 3.5). Блиц - опросы по определениям, ответы на теоретический вопрос, рецензирование ответов, доклады предусмотрены по всем темам семинарских занятий. Итоговый контроль знаний студентов по дисциплине осуществляется в форме зачета. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ Экономическая история – это неотъемлемое звено в цикле общеобразовательных дисциплин по направлению «экономика». Предмет изучения этой дисциплины включает в себя: 1) историю экономики, т.е., материальный процесс экономического развития, как он предстает перед исследователем в реально осуществленной исторической форме; 2) историю экономической политики, как выражение экономических потребностей в процессе общественного управления. Последнее есть не что иное, как борьба всех возможных вариантов и тенденций экономического развития в тот или иной период истории. Изучение данной дисциплины является важным подспорьем для выявлений объективных закономерностей в развитии как мировой, так и отечественной экономики. Кроме того, знания в области экономической истории формируют у экономиста необходимую эрудицию и творческие навыки, которые позволяют ему свободно ориентироваться в проблемах экономической теории, сравнивать альтернативные теоретические подходы и принимать самостоятельно решения по практической реализации актуальных хозяйственных задач. Курс экономической истории для студентов экономического факультета РТА состоит из 3 разделов, включающих 15 тем. Курс посвящен изучению закономерностей хозяйственного развития доиндустриального, индустриального и постиндустриального обществ, с акцентом на научный анализ национально-особенных путей экономического развития России на фоне общемирового процесса. Темы расположены с учетом периодизации всемирной истории мирового хозяйства, логики событий экономической жизни различных стран и народов, мирового сообщества. В курсе используются следующие формы и методы занятий: лекции, семинары, написание рефератов и эссе, конспектирование источников, консультации преподавателей, самостоятельная работа. Самостоятельная работа рассматривается как основной метод обучения в курсе. Успешное овладение знаниями по экономической истории предполагает постоянную и кропотливую работу студентов на лекциях, семинарах, самоподготовке, а также в процессе написания реферата и т.д. Запись лекции – одна из форм активной самостоятельной работы студентов, требующая навыков и умения кратко, схематично, последовательно, логично фиксировать основные положения, выводы, обобщения, формулировки. Экономическая история как наука имеет свою терминологию, категориальный аппарат, статистические данные, которыми хорошо и сознательно должен овладеть студент, употребляя сокращения, логические схемы по ходу записи лекции. Культура записи лекции – один из важнейших факторов успешного и творческого овладения знаниями. Последующая работа над текстом лекции воскрешает в памяти ее содержание, позволяет дополнить запись, подчеркнуть, текстуально выделить главное, творчески закрепить материал в памяти, развивать экономическое мышление. Семинарское занятие по экономической истории – важнейшая форма самостоятельной работы студентов над научной, монографической и периодической литературой. Именно на семинарском занятии каждый студент имеет возможность показать и проверить глубину усвоения учебного материала, умение пользоваться приобретенными знаниями для аргументированной и доказательной оценки процессов, происходящих в современном мире. Чтобы наиболее рационально и полно использовать все возможности семинара как вида занятия, для подготовки к нему необходимо: - внимательно прочитать конспект лекции по данной тематике; - ознакомиться с соответствующим разделом учебника; - проработать дополнительную литературу и источники; - выполнить письменные задания. Важным этапом в изучении проблем экономической истории является подготовка и написание реферата и эссе. Реферат (от лат. refero - докладываю, сообщаю) - краткое изложение в письменном виде или в форме публичного выступления содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы; доклад на определённую тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Эссе (от фр. essai «попытка, проба, очерк», от лат. exagium «взвешивание») – литературный жанр прозаического сочинения небольшого объёма и свободной композиции. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету и не претендует на исчерпывающую или определяющую трактовку темы. Эссеистическому стилю свойственны образность, подвижность ассоциаций, афористичность, установка на разговорную интонацию. Процесс написания эссе можно разбить на несколько стадий: постановка проблемы, обдумывание, начитывание литературы, планирование, написание, проверка, совершенствование написанного. Эссе и рефераты – это самостоятельные письменные работы студента на темы, предложенные преподавателем. Они должны содержать: - введение, содержащее постановку проблемы; - основную часть, содержащую логически выдержанное изложение темы (предпосылок и путей решения проблемы); -краткие выводы, обобщающие позиции автора по проблеме; -список использованной литературы. Рефераты и эссе оценивается по следующим критериям: - самостоятельность выполнения работы, способность аргументировано защищать основные положения и выводы; - соответствие формальным требованиям: структура, наличие списка литературы, сносок, грамотность изложения; - способность сформулировать проблему; - уровень освоения темы и изложения материала: обоснованность отбора материала, использование первичных источников, способность самостоятельно осмысливать выявленные факты, - логика изложения; - четкость и содержательность выводов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.153.77 (0.007 с.) |