Тема 3.5.Экономика советского периода 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3.5.Экономика советского периода



Становление советского народного хозяйства. Первые попытки построения советской системы управления хозяйством. «Военный коммунизм». Переход к НЭПу. Денежная реформа 1922-1924 гг. Индустриализация в СССР – финансовые источники, проведение, результаты. «Великий перелом»: коллективизация сельского хозяйства. Роль ГУЛАГа в мобилизационной экономике. Пятилетки индустриализации. СССР в его отношениях к мировой экономике.

Советская экономика в 1941 – 1953 гг. Влияние международной обстановки на экономическую ситуацию в СССР. Военная перестройка экономики. Промышленность, торговля, сельское хозяйство, финансы в годы войны. Экономические потери СССР в годы войны. Восстановление народного хозяйства. Денежная реформа 1947 г. и отмена карточной системы. Усиление централизации экономики. Последствия экономической изоляции.

Противоречия и кризисы экономического развития СССР (1950 - 1991). Главные научно-технологические достижения и структурное отставание в 1950-1960-е гг. Зигзаги аграрной политики (1953, 1958, 1965). СССР как сверхдержава: груз задач военно-стратегического паритета и контроля над «лагерем социализма». СЭВ. Уникальные ресурсные возможности и их сосредоточение в ВПК и ТЭК. Усиление номенклатуры и рост теневой экономики. Роль нефтегазового комплекса и рост бюджетного дефицита после падения мировых цен на нефть. Экономические преобразования 1986-1991. Распад СССР.

 

Контрольные вопросы для самопроверки

1.Какую роль сыграл ВСНХ в процессе экспроприации частной собственности?

2.Что такое рабочий контроль?

3. Охарактеризуйте состояние внешней торговли в 1920-е гг.?

4. Как проходил процесс подготовки первого пятилетнего плана?

5. Какое место занимала система ГУЛАГ в экономике СССР в конце 1930-х – начале 1940-х гг.?

6. Как проходила денежная реформа и отмена карточной системы в СССР после войны?

7. Каковы экономические причины распада СССР?

Тема 3.6 Экономическое развитие России

В конце XX – начале XXI вв.

Курс реформ. Особенности перехода к рынку. Либерализация цен и ее последствия. Падение производства, неплатежи и бартеризация экономики. Финансовые пирамиды: причины роста и обвала. Процесс и результаты приватизации. Развитие рыночной экономики России в конце 1990-х – начале 2000-х гг. Создание и развитие банковской системы. Рынок МБК. Налоговая система. Причины и условия выхода экономики из кризиса. Российская экономика: тенденции, перспективы, прогнозы.

Россия и зарубежье: частное и общее в экономическом развитии.

 

Контрольные вопросы для самопроверки

1.Охарактеризуйте состояние российской экономики в конце 1991 г.

2.Что такое дефолт? Каковы его причины и последствия?

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Основные источники

1. Тимошина Т.М. Экономическая история России: учеб. пособие. М.,2008.

2. Экономическая история: учебник/ М.В. Конотопов, С.И. Сметанин.-9-е изд. доп. и перераб.-М.,2007.

3. Экономическая история: Хрестоматия/ Отв. Ред. А.Д. Кузьмичев и др. Сост. Л.И. Бородкин и др. 2-е изд. М., 2008.

 

Дополнительные источники

1. Бессолицын А.А., Кузьмичев А.Д. Экономическая история России: очерки развития предпринимательства: учебн. пособие. М., 2005.

2. Кулишер И.М. История русской торговли и промышленности. Челябинск, 2003.

3. Кулишер И.М. Основные вопросы международной торговой политики. Челябинск: Социум, 2002.

4. Кулишер И.М. История экономического быта Западной Европы. Челябинск, 2004Кудров В.М. Экономика России в мировом контексте. Спб., 2007.

5. Лодыженский К.Н. История русского таможенного тарифа. Челябинск, 2005.

6. Пайда Г.В. Практикум по дисциплине «История экономики».Р-н-Д: РИО Рост. филиала РТА, 2007.

Список периодических изданий

1. Вопросы экономики. Ежемесячный журнал Российской Академии наук.

2. Историко-экономические исследования. Журнал Байкальского государственного университета экономики и права.

3. Мировая экономика и международные отношения. Ежемесячный журнал Российской Академии наук.

4. Российский экономический журнал. Научно-практический ежемесячный журнал.

5. Экономист. Ежемесячный научно-практический журнал.

WEB - ресурсы

1. http://ecsocman.edu.ru (Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент»).

2. http://economicus.ru (экономический портал по широкому спектру экономических дисциплин).

3. http://liberty.-belarus.info (научно-исследовательский центр Мизеса, раздел «Уроки мировой экономики»).

Программное обеспечение

1. Презентации Power point.

 

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

Текущий контроль знаний студентов осуществляется в следующих формах: тестирование (темы 1.2, 1.3, 1.4, 2.1, 2.4, 3.1, 3.3, 3.4), составление опорной схемы (темы 2.2, 2.3, 3.1), контрольная работа (1.5, 3.2), подготовка и презентация проектов (3.3, 3.4, 3.5), обсуждение научной статьи (1.2, 1.4, 2.2, 3.2, 3.3, 3.4. 3.5).

Блиц - опросы по определениям, ответы на теоретический вопрос, рецензирование ответов, доклады предусмотрены по всем темам семинарских занятий.

Итоговый контроль знаний студентов по дисциплине осуществляется в форме зачета.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ
ДИСЦИПЛИНЫ

Экономическая история – это неотъемлемое звено в цикле общеобразовательных дисциплин по направлению «экономика». Предмет изучения этой дисциплины включает в себя: 1) историю экономики, т.е., материальный процесс экономического развития, как он предстает перед исследователем в реально осуществленной исторической форме; 2) историю экономической политики, как выражение экономических потребностей в процессе общественного управления. Последнее есть не что иное, как борьба всех возможных вариантов и тенденций экономического развития в тот или иной период истории.

Изучение данной дисциплины является важным подспорьем для выявлений объективных закономерностей в развитии как мировой, так и отечественной экономики. Кроме того, знания в области экономической истории формируют у экономиста необходимую эрудицию и творческие навыки, которые позволяют ему свободно ориентироваться в проблемах экономической теории, сравнивать альтернативные теоретические подходы и принимать самостоятельно решения по практической реализации актуальных хозяйственных задач.

Курс экономической истории для студентов экономического факультета РТА состоит из 3 разделов, включающих 15 тем. Курс посвящен изучению закономерностей хозяйственного развития доиндустриального, индустриального и постиндустриального обществ, с акцентом на научный анализ национально-особенных путей экономического развития России на фоне общемирового процесса. Темы расположены с учетом периодизации всемирной истории мирового хозяйства, логики событий экономической жизни различных стран и народов, мирового сообщества.

В курсе используются следующие формы и методы занятий: лекции, семинары, написание рефератов и эссе, конспектирование источников, консультации преподавателей, самостоятельная работа. Самостоятельная работа рассматривается как основной метод обучения в курсе.

Успешное овладение знаниями по экономической истории предполагает постоянную и кропотливую работу студентов на лекциях, семинарах, самоподготовке, а также в процессе написания реферата и т.д. Запись лекции – одна из форм активной самостоятельной работы студентов, требующая навыков и умения кратко, схематично, последовательно, логично фиксировать основные положения, выводы, обобщения, формулировки. Экономическая история как наука имеет свою терминологию, категориальный аппарат, статистические данные, которыми хорошо и сознательно должен овладеть студент, употребляя сокращения, логические схемы по ходу записи лекции. Культура записи лекции – один из важнейших факторов успешного и творческого овладения знаниями. Последующая работа над текстом лекции воскрешает в памяти ее содержание, позволяет дополнить запись, подчеркнуть, текстуально выделить главное, творчески закрепить материал в памяти, развивать экономическое мышление.

Семинарское занятие по экономической истории – важнейшая форма самостоятельной работы студентов над научной, монографической и периодической литературой. Именно на семинарском занятии каждый студент имеет возможность показать и проверить глубину усвоения учебного материала, умение пользоваться приобретенными знаниями для аргументированной и доказательной оценки процессов, происходящих в современном мире. Чтобы наиболее рационально и полно использовать все возможности семинара как вида занятия, для подготовки к нему необходимо:

- внимательно прочитать конспект лекции по данной тематике;

- ознакомиться с соответствующим разделом учебника;

- проработать дополнительную литературу и источники;

- выполнить письменные задания.

Важным этапом в изучении проблем экономической истории является подготовка и написание реферата и эссе. Реферат (от лат. refero - докладываю, сообщаю) - краткое изложение в письменном виде или в форме публичного выступления содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы; доклад на определённую тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников.

Эссе (от фр. essai «попытка, проба, очерк», от лат. exagium «взвешивание») – литературный жанр прозаического сочинения небольшого объёма и свободной композиции. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету и не претендует на исчерпывающую или определяющую трактовку темы. Эссеистическому стилю свойственны образность, подвижность ассоциаций, афористичность, установка на разговорную интонацию. Процесс написания эссе можно разбить на несколько стадий: постановка проблемы, обдумывание, начитывание литературы, планирование, написание, проверка, совершенствование написанного.

Эссе и рефераты – это самостоятельные письменные работы студента на темы, предложенные преподавателем. Они должны содержать:

- введение, содержащее постановку проблемы;

- основную часть, содержащую логически выдержанное изложение темы (предпосылок и путей решения проблемы);

-краткие выводы, обобщающие позиции автора по проблеме;

-список использованной литературы.

Рефераты и эссе оценивается по следующим критериям:

- самостоятельность выполнения работы, способность аргументировано защищать основные положения и выводы;

- соответствие формальным требованиям: структура, наличие списка литературы, сносок, грамотность изложения;

- способность сформулировать проблему;

- уровень освоения темы и изложения материала: обоснованность отбора материала, использование первичных источников, способность самостоятельно осмысливать выявленные факты,

- логика изложения;

- четкость и содержательность выводов.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.88.179.12 (0.016 с.)