Семинар I. Интегративные и вспомогательные исторические 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар I. Интегративные и вспомогательные исторические



дисциплины: их функции и значение (2 часа).

 

1. Место ИВИД в ряду основных разделов и отраслей исторической науки.

2. Значение и функции ИВИД.

3. Сферы применения ИВИД в работе историка.

4. Краткая характеристика основных интегративных и вспомогательных исторических дисциплин.

 

Методические рекомендации по подготовке к семинарскому занятию I по теме: «Интегративные и вспомогательные исторические дисциплины: их функции и значение».

 

При изучении вводной темы необходимо четко представлять место интегративных и вспомогательных исторических дисциплин в ряду других разделов исторической науки. Нужно обратить особое внимание на интегративный характер изучаемых дисциплин, раскрыть их взаимосвязь друг с другом и такими науками, как Археология, Культурология, Психология, Антропология, Социология, Лингвистика, География и т.д.

Следует рассмотреть целесообразность применения по отношению к упомянутым дисциплинам терминов: «интегративные», «вспомогательные», «специальные». Студент должен видеть различие между главными, важнейшими ИВИД, такими, как: Палеография, Метрология, Хронология, Нумизматика, Геральдика, Ономастика и менее существенными, такими, как «Сфрагистика», «Дипломатика», «Вексиллография» и т.д. Для понимания роли и значения вспомогательных исторических дисциплин в исторических исследованиях необходимо знать определение понятия «исторический источник», различать отдельные виды источников, оценивать их практическую пользу для историка. При рассмотрении этапов анализа (научной критики) исторических источников важно понимать, что ИВИД преимущественно обслуживают внешнюю критику, то есть помогают осуществлять атрибуцию, без которой невозможно изучение содержания (то есть внутренняя критика источника).

Следует обратить внимание на неуклонный рост на протяжении последнего столетия количества основных групп артефактов, привлекаемых в исторических исследованиях и выявить взаимосвязь данного процесса с пополнением состава самих интегративных и вспомогательных исторических дисциплин. Студент должен конкретно представлять пути практического использования материалов ИВИД в практике школьного учителя, обосновать свои предложения по применению данных ИВИД в учебном процессе. Можно подумать над превращением распространенного у школьников хобби в виде коллекционирования в исследовательский процесс с анализом исторических источников. Важно понимать, в чем заключается специфика комплексного подхода в исторических исследованиях, и какую роль в его применении играют методы и материалы интегративных и вспомогательных исторических дисциплин.

При изучении темы: «Интегративные и вспомогательные исторические

дисциплины: их функции и значение» необходимо дать определение следующим терминам и понятиям: История; Интегративный; ИВИД; Исторический источник; научная критика источника; атрибуция; комплексный подход.

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Введение в специальные исторические дисциплины: Учебное пособие. М. 1990.

2. Кобрин В.Б., Леонтьева Г.А., Шорин П.А. Вспомогательные исторические дисциплины. М. 1984.

3. Лавренов В.И., Борисов А.В. Вспомогательные дисциплины исторической науки (учебное пособие). М. 1996.

4. Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Ключи к тайнам Клио: Книга для учащихся и студентов. М. 1994.

5. Пронштейн А.П. Использование вспомогательных исторических дисциплин при работе над источниками. М. 1967.

6. Пронштейн А.П., Кияшко В.Я. Вспомогательные исторические дисциплины. М. 1973.

7. Словарь исторических терминов. СПб. 1998.

8. Советская историческая энциклопедия. М. 1961-1976. Т. 1-16.

9. Специальные исторические дисциплины: Учебное пособие. Киев. 1992.

 

Семинар II. Палеография (3 часа)

 

1. Предмет и задачи изучения дисциплины.

2. Возникновение письменности и первые алфавиты.

3. Материал и орудия письма в различные эпохи.

4. Русская палеография. Реформы русской графики.

 

Методические рекомендации по подготовке к семинарскому занятиюII по теме: «Палеография».

 

При изучении данной темы, в первую очередь, следует понимать то важнейшее значение, которое для историка имеют памятники письменности. Необходимо четко обозначить те преимущества, которыми обладают данные источники, с точки зрения информативности, конкретности и достоверности. Важно показать прямую взаимосвязь Палеографии с Филологией, Текстологией, Дипломатикой, Искусствоведением, Химией, Физикой и другими дисциплинами и отраслями знания, раскрыть важность правильной атрибуции письменного памятника.

При изучении проблемы возникновения письменности следует четко представлять основные факторы и причины данного процесса, в числе которых особую роль имело возникновение классового общества, первых городов и государств, технический прогресс. Освещая основные этапы зарождения и становления письменности целесообразно вычленить в этом процессе такие основные формы и способы фиксации информации, как: пиктография (рисуночное письмо); идеография; силлабическое письмо; буквенно-звуковое (фонографическое) письмо. Необходимо дать конкретный ответ на вопрос: почему первые системы письменности появились на рубеже IV – III тыс. до н.э. в шумерских городах Двуречья и в Древнем Египте? Рассматривая применявшиеся различными народами в различные эпохи материалы и орудия для письма нужно понимать роль природно-географических факторов в выборе этих материалов и орудий.

При характеристике древнейших систем письменности следует обратить внимание на немалую сакральную роль, которую играло письмо в государствах древности. Рассматривая виды алфавитов, важно различать те из них, которые были основаны на применении логограмм, и те, которые базировались на фонетическом принципе, то есть являлись буквенно-звуковыми. Необходимо четко обосновать то принципиальное значение, которое имел для появления современных европейских алфавитов северосемитский алфавит. Студент должен видеть элементы взаимосвязи между письменностью шумеров, финикийцев, древних греков, древних римлян и современными алфавитами латиницей и кириллицей.

При изучении истории отечественной палеографии следует обратить особое внимание на проблему наличия письменности у восточных славян и в Древнерусском государстве до принятия христианства. Будет целесообразно изложить основные подходы к решению данной проблемы. Рассматривая последовательно сменявшие друг друга формы русской графики: устав, полуустав и скоропись, необходимо ссылаться на конкретные памятники письменности. При знакомстве с реформами в области отечественной письменности важно сделать акцент на введении гражданского шрифта Петром I и преобразования, осуществленные сразу после Октябрьской революции, в 1917-1918 гг. При изучении темы: «Палеография» необходимо дать определение следующим терминам и понятиям: письменность; эпиграфика; пиктограммы; идеограммы; логограммы; фонограммы; силлабограммы; клинопись; иероглифы; иератическое письмо; демотическое письмо; папирус; пергамент; акрофонический принцип; филигрань; кириллица; глаголица; устав; полуустав; скоропись; стенография.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Глухов А.Н. Русские книжники. М. 1987.

2. Жуковский Л.Н. Развитие славяно-русской палеографии. М. 1962.

3. Молчанов А.А. Таинственные письмена первых европейцев. М. 1980.

4. Пелих В.М. Лекции по древнерусскому языку. Армавир. 1996.

5. Тихомиров М.Н., Муравьев А.В. Русская палеография. М. 1970.

6. Черепнин Л.В. Русская палеография. М. 1956.

 

Семинар III. Хронология (3 часа)

 

1. Хронология как ИВИД. Предмет и задачи дисциплины.

2. Первые календарные системы древности и календарные реформы.

3. Системы летоисчислений.

4. Русская хронология.

 

Методические указания по подготовке к семинарскому занятиюIII по теме: «Хронология».

 

Говоря о значении для историка знания хронологии, следует четко обозначить две основные задачи рассматриваемой дисциплины: теоретическую и практическую. Следует привести непосредственные примеры применения данных хронологии при решении конкретных исторических проблем. Раскрывая интегративный характер дисциплины, важно обозначить ее тесную взаимосвязь с историей, астрономией, математикой и некоторыми другими отраслями знаний.

При освещении вопроса о появлении первых представлений о времени и выработке самых ранних приемов его учета, необходимо показать зависимость единиц счета времени от конкретных актов и моментов жизнедеятельности древнего человека. Здесь же целесообразно раскрыть взаимосвязь первого представления о времени с типом мифологического сознания, для чего полезно обратиться к поэме древнегреческого автора Гесиода «Теогония». Следует всегда отвечать на вопрос: что лежало в основе как самых исходных, так и более поздних единиц счета времени? Важно понимать, в чем заключалась особая сакральность чисел «7» и «12», широко использовавшихся при счете времени. Следует четко представлять, что несмотря на все свое многообразие, различные календари подразделяются всего на 3 типа: лунный, лунно-солнечный и солнечный. Студент должен понять, почему подавляющее большинство самых ранних систем счета времени были основаны на периодичности смен фаз Луны, и в чем заключались недостатки лунных календарей, что в итоге привело к утверждению в большинстве регионов мира солнечного календаря.

Рассматривая историю современного международного Григорианского календаря, для понимания его истоков следует обратиться к древнеримскому календарю. Особый акцент необходимо сделать на характеристике календарной реформы Юлия Цезаря, ответить на вопрос, почему новый юлианский календарь оказался неудобен для христианской церкви при расчете дней празднования Пасхи? Освещая реформу календаря, осуществленную папой Григорием XIII в 1582 г., нужно объяснить, почему разработанный в ходе ее реализации григорианский календарь долго не был принят в России и в ряже других государств.

При изучении отечественной хронологии особое внимание следует обратить внимание на следующие ключевые проблемы: специфика счета у восточных славян в языческую эпоху; распространение христианства и принятие юлианского календаря; преобразования Петром I русской календарной системы; реформа 1918 г. и введение григорианского календаря. Рассматривая различные типы летоисчислений, студент должен знать основные классификации видов эр, понимать, что лежало в основе счета лет в так называемых астрономических, религиозных и исторических системах летоисчислений. При характеристике фиктивных и реальных эр, нужно ответить на вопрос, почему официальная церковь долго не соглашалась перейти к датировке событий по эре от Рождества Христова?

При изучении темы: «Хронология» необходимо дать определение следующим терминам и понятиям: сутки; полдень; полночь; месяц; год; тропический год; календарь; лунный, лунно-солнечный, солнечный календари; календы; ноны; иды; канун; високосный год; эры; хиджра; эпоним; индикт.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Водомонов Н.В. Календарь: прошлое, настоящее, будущее. М. 1987.

2. Каменцева Е.М. Хронология. М. 1982.

3. Климишин И.А. Календарь и хронология. М. 1990.

4. Пронштейн А.П., Кияшко В.Я. Хронология. М. 1981.

5. Селешников С.И. История календаря и хронология. М. 1977.

6. Шур Я.И. Когда? Рассказы о календарях. М. 1968.

 

Семинар IV. Метрология (2 часа)

 

1. Предмет, значение и функции метрологии.

2. Развитие мер в древности и до наших дней.

3. Складывание современной метрической системы.

4. Русская метрология.

 

Методические указания по подготовке к семинарскому занятиюIV по теме: «Метрология».

 

При изучении данной темы следует обратить особое внимание на ее практическое значение, прежде всего, для социально-экономической истории. Студент должен уметь показать важность мер в жизни человека различных эпох, взаимосвязь совершенствования метрологических знаний с процессами экономического развития, формирования централизованных государств, географическими открытиями. Следует четко вычленить основные причины использования человеком первых измерений. Необходимо назвать и охарактеризовать важнейшие эталоны, применявшиеся для определения самых ранних единиц измерения. Необходимо понимать, что древнейшие меры в значительной степени были условны и, их размер четко не фиксировался. В качестве примера можно указать на такие меры расстояния, как «день пути пеший», «день пути конный», «полет стрелы» и т.д. Стоит обратить внимание на огромную вариативность одних и тех же мер в эпоху древности и средневековья, ответить на вопрос, чем это было обусловлено? Рассматривая создание метрической системы мер, нужно показать, как применялся десятичный принцип в определении размеров мер длины, площади, объема, веса и т. д. Необходимо объяснить, почему новая метрическая система, несмотря на ее простоту, практичность и рациональность, крайне медленно распространялась в целом ряде государств мира и, в частности, в России.

Характеризуя основные единицы измерений у восточных славян и в древнерусском государстве, следует назвать главные эталоны для создания таких мер. Здесь целесообразно показать региональное разнообразие и специфику традиционных русских мер. Важно обозначить четкую взаимосвязь постепенной унификации системы мер и процессов государственной централизации, оценить роль таких личностей, как Иван грозный и Петр I, в совершенствовании отечественной метрологии. При изучении реформы по введению в Советской России метрической системы, необходимо объяснить, в чем заключались причины живучести старой системы мер. Целесообразно привести ряд примеров использования старых традиционных русских мер в повседневной жизни современных людей.

При изучении темы: «Метрология» необходимо дать определение следующим терминам и понятиям: эталон; образцовые меры; стадий; фунт; дюйм; гран; акр; вершок; пядь; сажень; верста; пуд; берковец; соха; метрическая система; грамм; ар; метр; литр.

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Каменцева Е.И., Устюгов Н.В. Русская метрология. М. 1975.

2. Словарь исторических терминов. СПб. 1998.

3. Черепнин Л.В. Русская метрология. М. 1944.

4. Шостьин Н.А. Очерки истории русской метрологии. М. 1973.

5. Янин В.Л. Денежно-весовые системы русского средневековья. Домонгольский период. М. 1956.

 

Семинар V. Геральдика (3 часа)

 

1. Предмет и задачи изучения дисциплины. Происхождение гербов.

2. Принципы составления герба. «Чтение» герба и законы геральдики.

3. Отечественная геральдика. История российского герба.

4. Рассказ об одном из гербов (любой герб на выбор).

 

Методические указания по подготовке к семинарскому занятиюV по теме: «Геральдика».

 

Освещая значение материалов геральдики для историка, важно сделать особый акцент на ее взаимосвязь с генеалогией и политической историей. Зарождение и эволюцию геральдики как науки нужно показывать в тесной причинной обусловленности с потребностями правящего феодального класса в средневековой Европе. Следует показать большое практическое значение геральдики в жизни человека эпохи средневековья.

Несмотря на то, что первые настоящие гербы появились только в средневековой Западной Европе на рубеже XI и XII в., при рассмотрении истории происхождения данных символов нужно обратить внимание на доклассовые общества и на употреблявшиеся тогда простейшие знаки родовой и семейной собственности (тамги). Изучая эволюцию гербовых изображений, следует учитывать этап развития эмблем в эпоху античности, многие из которых являются своеобразными «протогербами». Анализ вопросов, связанных с появлением системы средневековых гербов требует обратить внимание на исключительно привилегированный характер данных символов, подтверждавших высокий социальный статус человека. Необходимо четко определить главную функцию средневековых европейских гербов, заключавшуюся в том, что они являлись символическим отражением (и выражением) господствовавших в обществе вассально-сеньориальных связей. При подготовке к семинарскому занятию студент должен обосновать взаимосвязь между процессом массового возникновения гербов с проведением рыцарских турниров, особенностью средневекового доспеха (шлем с опускавшимся забралом) и деятельностью герольдов, создавших целую науку о гербах – геральдику. Следует подчеркнуть постепенное размывание привилегированного характера гербов и их специфической дифференцирующей социальной функции в период разложения феодальных отношений с наступлением эпохи Нового времени.

Изучение вопросов, связанных с составлением гербов и их описанием, должно сопровождаться выработкой практических навыков, направленных на атрибуцию данной группы исторических источников. Важно понимать, что каждая деталь (металл, мех, цвета, фигуры, щит и дополнения к щиту), включенная в гербовое изображение несет соответствующую семантическую нагрузку и нуждается в трактовке. Полученные при подготовке к данному вопросу знания целесообразно применить при составлении личного герба, чему в рамках курса ИВИД посвящается отдельная контрольная работа.

Освещая историю отечественной геральдики, особый акцент надо сделать на рассмотрении истории происхождения и эволюции государственного герба, истоки которого содержаться в родовом символе (всадник на коне) великих князей Московских. Говоря о появлении в русской геральдике изображения двуглавого орла, нужно представить различные точки зрения на проблему происхождения данного символа, представить аргументы как сторонников «византийской» версии, так и доводы тех исследователей, которые указывают на европейские корни указанной геральдической фигуры. При ответе на семинарском занятии целесообразно проиллюстрировать сведения об эволюции внешнего вида государственного герба России наглядными материалами. Особое внимание следует уделить советскому периоду в истории отечественной геральдики, выявляя при этом, как традиционные основы герботворчества, так и революционные новации, связанные с решительным сломом прежней сословной структуры общества.

При подготовке к семинарскому занятию по геральдике необходимо найти сведения по истории конкретного герба. При этом можно рассказать о гербе любого города, провинции, государства, рода, организации, фирмы и т.д. Такой ответ обязательно должен сопровождаться показом изображения герба. При изучении темы: «Геральдика» необходимо дать определение следующим терминам и понятиям: герб; тамга; эмблема; герольд; турнир; геральдические и негеральдические фигуры; намет; щитодержатели; мантия; девиз; законы геральдики.

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Вилинбахов Г., Курасов Ю., Медведев М. Геральдический альбом// Вокруг света. 1989-1993.

2. Вилинбахов Г.В. Государственный герб России. 500 лет. СПб. 1997.

3. Драчук В.С. Рассказывает геральдика. М. 1977.

4. Каменцева Е.И., Устюгов Н.В. Русская сфрагистика и геральдика. М. 1974.

5. Лакиер А.Б. Русская геральдика. М. 1990.

6. Морозов И.В. Таинственным путем Гермеса. Минск. 1994.

7. Соболева Н.А. Старинные гербы Российских городов. М. 1985.

8. Соболева Н.А., Артамонов В.А. Символы России. Очерки истории государственной символики России. М. 1993.

9. Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов. М. 1997.

 

Семинар VI. Нумизматика (4 часа)

 

1. Предмет и задачи изучения дисциплины. Основные термины и понятия нумизматики.

2. Меновые отношения до появления монет. Виды товаро-денег.

3. Появление первых монет. Нумизматика древней Греции и Рима.

4. Монеты средневековой Европы и Востока.

5. Товарно-меновые отношения у восточных славян. Первые русские монеты.

6. Отечественная нумизматика до 1917 г. Монетные реформы.

7. Монеты СССР и современной России.

8. Рассказ о личной монетной коллекции (или о какой-либо одной монете).

 

Методические указания по подготовке к семинарскому занятиюVI по теме: «Нумизматика».

 

При изучении нумизматики следует обратить особое внимание на интегративный характер данной дисциплины, имеющей теснейшую связь с геральдикой, сфрагистикой, метрологией, генеалогией, палеографией, хронологией, археологией и другими историческими науками. Необходимо четко понимать, что любая монета является комплексным историческим источником, заключающим в себе сведения о самых различных сторонах человеческой жизни. Освещая становление и развитие нумизматики как науки, следует ответить на вопрос, на каком этапе простое коллекционирование монет как редкостей и произведений искусства приобретает систематический научный характер. Важно понимать необходимость задачи составления подробной топографии находок, как отдельных монет, так и монетных кладов, что позволяет наметить основные торговые маршруты прошедших эпох, более детально охарактеризовать процессы международных экономических взаимосвязей, датировать многие исторические события. Студент должен овладеть понятийным аппаратом нумизматики, уметь проводить самостоятельное описание и атрибуцию монет.

Рассматривая предысторию появления монет, следует обратить особое внимание на значение обмена между людьми в деле появления первых видов денег. Необходимо четко различать деньги вообще и монеты. При знакомстве с функциями денег на первое место нужно поставить их роль в качества всеобщего эквивалента обмена, в котором выражается стоимость всех видов товаров. Следует охарактеризовать многообразие видов товаро-денег в связи с природно-географическими условиями различных регионов мира. Важно правильно ответить на вопрос, почему универсальной формой товаро-денег становится скот, а впоследствии – металлы. Нужно проанализировать достоинства и недостатки скота и металлов в качестве видом товаро-денег и сделать вывод, что именно металлы стали наиболее удобным и целесообразным видом товаро-денег, что в итоге привело к появлению монет.

Говоря о появлении в мире первых монет, следует указать на, как минимум, два очага этого процесса: Древний Китай и малоазийское государство Лидию. При освещении монетных систем античной Греции и Рима нужно отметить общее и особенное, указать на взаимосвязь данных систем с принятой в этих странах метрологией (прежде всего, в области мер веса). Следует обратить внимание на то, что на греческих монетах преобладали мифологические сюжеты, а монетный тип монет Рима ярко отражал сложную политическую историю этого государства. Развитие монетных систем различных времен и народов важно изучать в тесной связи с процессами социально-экономической и политической истории. Целесообразно указать, на ту большую роль, которую в истории монетной чеканки играла порча монеты, проводившаяся органами государственной власти, как способ дополнительного получения доходов.

При рассмотрении отечественной нумизматики нужно указать на специфику товаро-денег у восточных славян в древности, широко использовавших в обменных операциях льняные платочки и шкурки пушных животных. Важно рассмотреть различные подходы к определению древнерусской денежной системы, основными единицами которой были куна, нагата и резана. Говоря о начале чеканки первых древнерусских монет, следует объяснить, почему они не играли сколько-нибудь заметной роли в хозяйственно-экономической жизни, а выполняли, прежде всего, манифестирующую функцию, будучи символами независимого и влиятельного государства. Можно указать на то, что вторым после Киева очагом возникновения древнерусских монет было Тмутараканское княжество, располагавшееся на территории современного Краснодарского края. Необходимо обратить серьезное внимание на дискуссионность причин наступившего накануне татаро-монгольского вторжения так называемого безмонетного периода.

При изучении периода возобновления выпуска русских монет с конца XIV в. при князе Дмитрии Донском целесообразно показать отражение на монетных типах напряженной борьбы с татаро-монгольским игом. Рассматривая события XVI – XVII вв., нужно отметить все более возрастающую нужду в появлении крупной монеты, которая была бы способна обслуживать торговые операции большого централизованного государства. Именно в контексте этой проблемы надо изучать историю монетных преобразований, как данного периода, так и более позднего времени. Описывая российские монеты, нужно проследить эволюцию изображений на них государственного герба. Рассматривая период революционных потрясений и гражданской войны, следует обратить особое внимание на феномен монет Армавира, чеканившихся в 1918 г., показать, что наш город стал единственным местом на территории бывшей Российской империи, где в этот период осуществлялся выпуск собственных монет.

При подготовке к семинару в числе прочих вопросов нужно обязательно составить рассказ о какой-либо конкретной монете, представив ее характеристику в качестве своеобразного и ценного исторического источника. При изучении темы: «Нумизматика» необходимо дать определение следующим терминам и понятиям: деньги; монета; аверс; реверс; гурт; монетный тип; монетная регалия; монетная стопа; порча монеты; проба; лигатура; легенда; эмитент; девальвация; номинал; закон Коперника-Грешема; счетная денежная единица; мюнцкабинет.

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Векслер А., Мельникова А. Московские клады. М. 1973.

2. Виноградов В.Б. Судьбы древних монет. Грозный. 1982.

3. Виноградов В.Б., Депуева А.Б. Старинные монеты – свидетели прошлого. Нальчик. 1990.

4. Дьячков А.Н., Узденников В.В. Монеты России и СССР. М. 1978.

5. Зварич В.В. Нумизматический словарь. Львов. 1978.

6. Казаманова Л.Н. Введение в античную нумизматику. М. 1964.

7. Куперенко Э.И., Мошнягин Д.И. Нумизматика в школе. М. 1968.

8. Мошнягин Д.И., Жук А.Б. Монеты стран зарубежной Азии и Африки XIX-XX веков. М. 1967.

9. Спасский И.Г. Русская монетная система. Л. 1970.

10. Узденников В.В. Монеты России 1700-1917. М. 1986.

11. Федоров-Давыдов Г.А. Монеты – свидетели прошлого. М. 1985.

12. Федоров-Давыдов Г.А. Монеты Московской Руси. М. 1981.

13. Фенглер Х., Гироу Г., Унгер В. Словарь нумизмата. М. 1982.

14. Шорин П.А. Монеты СССР. М. 1971.

 

Семинар VII. Русская ономастика (2 часа)

 

1. Предмет, задачи и функции ономастики. Разделы дисциплины.

2. Антропонимика имен.

3. Антропонимика фамилий.

4. Основные группы фамилий.

 

Методические указания по подготовке к семинарскому занятиюVII по теме: «Русская ономастика».

 

При рассмотрении дисциплины Ономастика и ее конкретных разделов основное внимание следует сосредоточить на изучении топонимики, этнонимики и антропонимики, представляющих для историка наибольший интерес. Следует помнить, что у каждого этноса, как правило, существует несколько имен (этнонимов), из которых одно является самоназванием, а другие - даются соседями. Этнонимы могут возникать разными путями и в соответствии с различными принципами. Имена народов могут указывать на имя легендарного первопредка и ли вождя; они могут говорить о занятиях и территории проживания народа; в этнонимах иногда отражаются некоторые идеи (такие этнонимы принято называть манифестационными); есть большая группа названий народов, которые имеют значение «человек» или «люди». В ходе подготовки к семинарскому занятию по данной проблематике целесообразно подобрать примеры к каждому типу этнонимов и попытаться дать объяснение, почему каждый из них оказался связан с конкретным народом. Будет интересно проанализировать происхождение и этимологию этнонима «русские». Характеризуя этот вопрос, нужно привести мнение о значении данного названия, высказываемое сторонниками норманнской и антинорманской теорий.

Приступая к изучению исторической антропонимики следует иметь в виду, что с глубокой древности люди считали, что имя неразрывно связано с человеком и оказывает самое непосредственное влияние на его судьбу. Именно поэтому к выбору имени практически все народы относились очень серьезно, что породило целый ряд обычаев, связанных с имянаречением. Будет целесообразно, если студент сможет найти примеры таких обычаев. Рассматривая вопросы, связанные с именами древних славян, необходимо дать четкую классификацию видов имен, объяснить, чем отличались имена у простого народа и знати. Студент должен ответить на вопрос, какое влияние оказало принятие христианства на систему русских имен, и с чем это было связано. Важно проводить четкое различие между так называемыми календарными и докалендарными именами. Следует проследить, как менялась в русском языке исходная форма христианских имен (Иаков- Яков; Георгий – Юрий; Иоанн – Иван и др.). Необходимо понимать, что так называемые греческие имена на самом деле имели самое различное происхождение: древнееврейское; латинское; иранское и т.д. При подготовке к семинару необходимо ответить, почему новые календарные имена, несмотря на массовую христианизацию, распространялись очень медленно и с большим трудом? Отдельного внимания заслуживает показ взаимосвязи интенсивных межэтнических контактов с трансформацией системы имен. Следует показать, какое влияние на русские имена оказала октябрьская революция 1917 г. и установление советской власти. Важно понять, на основе каких принципов возникали новые, так называемые революционные имена, и в какой период они были наиболее популярны.

Рассматривая вопросы, связанные с происхождением русских фамилий, необходимо обратить внимание, что, в отличие от имен, фамилии появляются только в эпоху средневековья, причем распространяются первоначально только среди представителей феодальной знати. Нужно дать ответ на вопрос: среди каких группы посадского и крестьянского населения раньше всего появляются фамилии и почему? Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос о влиянии отмены крепостного права на процессы распространения фамилий. Следует охарактеризовать основные пути образования фамилий у бывшего крепостного населения. При изучении темы: «Русская ономастика» необходимо дать определение следующим терминам и понятиям: имя нарицательное; имя собственное; топонимика; этнонимика; антропонимика; зоонимика; космонимика; докалендарные и календарные имена; фамилия.

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Антропонимика. М. 1970.

2. Никонов В.А. География фамилий. М. 1988.

3. Никонов В.А. Имя и общество. М. 1974.

4. Никонов В.А. Словарь русских фамилий. М. 1993.

5. Русская ономастика и ономастика России. Словарь. М. 1994.

6. Рязанов Ю. Что ты знаешь о своем имени? Екатеринбург. 1992.

7. Суперанская А.В. Имя – через века и страны. М. 1990.

 

Семинар VIII. Генеалогия (2 часа)

 

1. Предмет и задачи генеалогии как ИВИД.

2. Возникновение и развитие генеалогических знаний от древности до наших дней.

3. Генеалогия в России.

4. Методика генеалогических исследований.

 

Методические указания по подготовке к семинарскому занятиюVIII по теме: «Генеалогия».

 

Генеалогия дает историку ценный материал из области политической истории, фиксируя династические браки и основанные на родственных отношениях политические союзы. Специфика отношений между государствами, особенно в эпоху средневековья и нового времени, может быть понята только при учете генеалогии правящих династий. Данные обстоятельства необходимо учитывать при изучении указанной дисциплины. Важно определить пути практического применения материалов генеалогии в работе школьного учителя-историка.

Студент должен разобраться с особенностями генеалогических воззрений в эпоху античности и средневековья. Следует обратить внимание, что в древности сове происхождение было принято возводить к языческим богам и мифологическим героям, а в христианской Европе – к Адаму и Еве. Необходимо подчеркнуть, что генеалогические знания имели преобладающее значение, прежде всего, для представителей привилегированных классов, а не для простонародья. Это было связано с тем, что социальные привилегии имели наследственный характер и доказать свое право на обладание ими человек мог только подтвердив свое родство со знатным предком. В этом свете большой интерес представляет тесная взаимосвязь генеалогии и геральдики.

Приоритетной задачей изучения данной дисциплины является овладение азами методики самостоятельных генеалогических исследований. Студенту необходимо усвоить, в чем заключалась специфика восходящих и нисходящих родословий, дать определение и показать характерные черты генеалогического древа, таблицы и росписи, отметить достоинства и недостатки каждого из этих видов родословия.

При подготовке к семинарскому занятию студентам предлагается графически изобразить собственное родословие, отразив в нем информацию о самых ранних известных предках, показать линии родства между представителями одного поколения и разных поколений. Такое родословие может строиться по восходящему или нисходящему принципу. Оно может включать исторические сведения о предках (годы жизни; участие в значимых событиях). При изучении темы: «Генеалогия» необходимо дать определение следующим терминам и понятиям: восходящее и нисходящее родословия; генеалогическое древо; генеалогические росписи; генеалогические таблицы.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Аксенов А.И. Генеалогия// Вопросы истории. 1972. № 10.

2. Аксенов А.И. Очерки генеалогии уездного купечества. XVIII в. М. 1993.

3. Дворянские роды Российской империи. Т. 1. СПб. 1993.

4. Савелов Л.Я. Лекции по русской генеалогии// Родина. 1991. № 3.

5. Федякин Г.В. Ваша родословная// Библиотекарь. 1988. № 12.

 

Семинар IX. Топонимика (2 часа)

 

1. Топонимика как ИВИД. Разделы, термины и понятия топонимики.

2. Топонимические субстраты России.

3. Влияние исторических событий и идеологии на отечественную топонимию.

4. Топонимия Кубани и Армавира.

 

Методические указания по подготовке к семинарскому занятиюIX по теме: «Топонимика».

 

При изучении такого вида исторических источников, как географические названия, следует обратить внимание на то, что они возникали по разным причинам, имеют различное происхождение и обширную хронологию. Анализ топонимов дает сведения о природно-географических условиях конкретного региона, о занятиях местных жителей, и исторических событиях. Топонимика предоставляет богатый материал об этнической истории регионов. В этом смысле особое внимание следует уделить анализу такого понятия, как топонимический субстрат. На примере конкретной территории или государства студент должен охарактеризовать сохранившиеся здесь топонимические субстраты, отметив самые ранние и более поздние из них.

При рассмотрении данной дисциплины необходимо уметь проводить четкую классификацию различных видов топонимов, выделяя среди них: ойконимы, гидронимы, дромонимы; оронимы и др. Нужно дать определение макротопонимам и микротопонимам. Студент должен привести конкретные примеры различных видов топонимов. При этом желательно использовать региональный материал. При изучении топонимии Кубани следует охарактеризовать представленные здесь основные топонимические субстраты: восточнославянский; адыгский и тюркский, назвать также армянские, греческие, иранские и другие географические названия. Рассмотрение топонимии Кубани следует проводить в тесной связи с характеристикой этнического состава населения региона.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 418; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.54.111.228 (0.137 с.)