Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Для очного отделения истфакаСодержание книги Поиск на нашем сайте
Для заочного отделения истфака
ВИДЫ ЗАНЯТИЙ И ИХ СОДЕРЖАНИЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ
ТЕМА I. ВВЕДЕНИЕ. ПРЕДМЕТ, СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ ИНТЕГРАТИВНЫХ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН (Лекций – 2 ч.; СРС – 3 ч.). Интегративные и вспомогательные исторические дисциплины – это собирательное название ряда научных дисциплин, разрабатывающих вопросы методики и техники исторического исследования и изучающих определенные виды исторических источников, используя при этом материалы различных областей человеческого знания. Разделы исторической науки. Понятие истории, показ ее многогранного и интегративного характера. Основные разделы науки. Понятие «исторический источник». Использование историками данных различных областей человеческого знания при работе с источниками. Значение комплексного подхода. Место ИВИД в ряду основных разделов истории. Дискуссия о соотношении понятий «специальные» и «вспомогательные» исторические дисциплины. Предмет, значение и задачи курса «ИВИД». Технический арсенал средств, предоставляемых историку ИВИД для работы с источниками. Овладение методикой исторического исследования – главная цель курса. Место ИВИД в работе школьного учителя. Функции ИВИД. Интегративная и вспомогательная функции. Их соотношение и значение для историка. Объединение в ИВИД сведений из различных областей человеческого знания. Основные ИВИД. Источниковедение, палеография, метрология, нумизматика, геральдика, хронология, фалеристика, ономастика, генеалогия и др. дисциплины. Их интегративный характер, связь с другими науками. Значение этих дисциплин для историка. Современное состояние изучения интегративных и вспомогательных исторических дисциплин в России. Знакомство студентов с учебной литературой по курсу.
ТЕМА II. ПАЛЕОГРАФИЯ (Лекций – 2 ч.; СРС – 4 ч.) Содержание понятия, предмет и задачи дисциплины. Объект изучения и значение палеографии. Взаимосвязь науки с филологией, текстологией, дипломатикой, искусствоведением, химией, физикой и т.д. важность правильной атрибуции письменного памятника. Технические приемы, используемые в палеографии при анализе источников. Палеография и эпиграфика. Возникновение и развитие палеографии как науки. Появление письменности. Дописьменный период истории человечества. Приемы передачи и фиксации информации в то время. Пиктография. Появление идеограмм. Фонограммы. Возникновение письменности в государствах древнего Шумера и Египта. Виды египетской письменности. Многозначность иероглифов, их символическое значение. Клинопись Месопотамии. Виды шумерских логограмм. Письменность в древнем Китае. Особенности китайских иероглифов. Первые алфавиты. Развитие силлабического письма. Изобретение финикийцами буквенно-звуковой системы и ее особенности. Акрофонический принцип. Греческий и латинский алфавиты. Разнообразие современных алфавитов. Идея создания международного алфавита. Материал и орудия письма. Древнеегипетские папирусы. Первые чернила, орудия письма. Шумерские глиняные плитки. Изготовление в древнем Китае бумаги. Материал и орудия письма у греков и римлян. Пергамент. Распространение бумаги. Технология бумажного производства в Средние века. Изобретение книгопечатания. Водяные знаки. Гусиные и металлические перья. Пишущие машинки и авторучки. Виды стенографии. Письменность у восточных славян. Пиктография славян. Первая славянская азбука. Деятельность проповедников Константина и Мефодия. Глаголица и кириллица. Дискуссия о времени и авторстве азбук. Первые русские письменные памятники. Материал и орудия письма в Древней Руси. Формы славянской графики. Устав и его особенности. Полуустав, его отличия от устава. Возникновение скорописи. Буквенное обозначение чисел в древнерусском государстве. Реформы русской письменности. Разработка Петром I гражданского шрифта. Реформы Российской АН в XVIII в. Преобразование в русской орфографии после 1917 г. Изменения в орфографии в новейшее время.
ТЕМА III. ХРОНОЛОГИЯ (Лекций – 3 ч.; СРС – 4 ч.)
Предмет и задачи хронологии как ИВИД. Понятие, предмет и содержание дисциплины. Теоретическая и прикладная задачи хронологии. Интегративный характер дисциплины и ее значение для историка. Представление о времени и его учет. Мифологическое сознание и мифологическое время. Представление о времени у древних греков. Первые единицы исчисления времени. Сутки и их деление на части. Реформа исчисления времени астронома Гиппарха. Принципы деления месяца у вавилонян, греков и римлян. Развитие представлений о годе. Календари. Содержание понятия. Лунный, лунно-солнечный и солнечный календари и их особенности. Эволюция календарей. Древнеегипетский, древнекитайский, майянский календари и их особенности. Календарные реформы. Древнеримский календарь. Календарная реформа Юлия Цезаря. Деятельность астронома Созигена. Неудобство юлианского календаря для христианской церкви. Преобразование календаря папой Григорием XIII. Особенности григорианского календаря и его распространение. Календарь французской революции. Системы летоисчислений. Понятие «эра». Типы летоисчислений. Эра Диоклетиана. Летоисчисления от сотворения мира. Христианская и Мусульманская эра. Перевод исторических дат на современную эру. Русская хронология. Лунно-солнечный календарь у восточных славян. Имена месяцев. Распространение христианства и принятие юлианского календаря. Преобразования Петром I русской календарной системы. Введение новой эры от Рождества Христова. Реформа 1918 г. и введение григорианского календаря.
ТЕМА IV. МЕТРОЛОГИЯ (Лекций – 2 ч.; СРС – 4 ч.)
Метрология как ИВИД. Предмет и задачи дисциплины. Значение метрологии для изучения социально-экономической истории. Интегративный характер дисциплины. Использование данных метрологии в исследованиях историков. Основные эталоны мер и весов в прошлом. Появление у человека потребности в измерениях. Первые меры. Основные эталоны для единиц измерения. Условный характер первых мер. Разнообразие мер в средневековой Европе. Феодальная раздробленность и попытка унификации мер. Современная метрическая система. Французская революция и реформы в области метрологии. Новые единицы измерения длины, веса, объема и площади. Распространение метрической системы. Русская метрология. Единицы измерения у восточных славян. Точные и приблизительные меры. Особенности измерения земельных площадей. Складывание единого государства и унификация русской метрологии. Русская система мер к 1917 г. и ее особенности. Введение в Советской России в 1918 г. метрической системы.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.237.203 (0.007 с.) |