РАЗДЕЛ III Научно-педагогическая деятельность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

РАЗДЕЛ III Научно-педагогическая деятельность



(для магистров)

Научно-педагогическая часть производственной практики студентов является обязательным компонентом образовательно-профессиональной программы для получения квалификационного уровня магистра по соответствующей специальности и имеет цель приобретения студентом профессиональных навыков и умений на должности преподавателя.

В высших учебных заведениях IV уровня аккредитации осуществляется подготовка специалистов образовательно-квалификационного уровня "Магистр" для выполнения научно-исследовательских, педагогических и управленческих функций, связанных с циклом существования объекта и его деятельностью.

В соответствии с образовательно-квалификационной характеристикой подготовки специалистов образовательно-квалификационного уровня "Магистр" одной из должностей, которые может занимать выпускник высшего учебного заведения, является должность преподавателя. Реализация производственных функций в пределах объекта деятельности специалиста - учебного процесса в высшем учебном заведении - требует от магистра теоретических знаний и практических умений и навыков относительно:

- предмета деятельности - соответствующей дисциплины фундаментального или профессионально ориентированного цикла подготовки специалистов по направлению, к которому принадлежит специальность;

- продукта деятельности - систематизации информации в пределах выбранной дисциплины по отдельным темам в соответствии с рабочей программой дисциплины в виде опорных конспектов лекционных занятий и методических разработок для проведения семинарских или практических занятий;

- процедуры деятельности - способа передачи информации студенческой аудитории через проведение лекционных и семинарских (практических) занятий в соответствии с графиком учебного процесса.

Формирование теоретических знаний о сущности, структуры и форм функционирования обобщенного объекта деятельности преподавателя учебного процесса подготовки специалистов по направлению выбранной специальности происходит во время изучения дисциплины "Методика преподавания в высшей школе". Приобретение практических умений и навыков осуществлять подготовку учебно-методического обеспечения и проведение лекционных, семинарских, практических занятий, организации самостоятельной работы студентов происходит во время прохождения научно-педагогической части производственной практики.

Подготовка высококвалифицированных специалистов по соответствующей специальности предусматривает закрепление полученных теоретических знаний в процессе прохождения научно-педагогической части производственной практики непосредственно в учебном процессе университета или других учреждениях образования II-IV уровней аккредитации.

Практика проходит в рамках профессионально ориентированных дисциплин подготовки специалистов.

Выбор дисциплины, с которой будет происходить прохождения научно-педагогической части производственной практики, осуществляется заранее согласно направлению научных исследований и темы магистерской работы.

 

 

РАЗДЕЛ IV ПРЕДДИПЛОМНАЯ ПРАКТИКА

Преддипломная практика является логическим завершением всех видов практики. Это итоговый этап подготовки студента к выполнению дипломного проекта (работы) и дальнейшей самостоятельной деятельности по специальности.

Целью преддипломной практики является подготовка студентами индивидуального задания всестороннего изучения конкретной проблемы управления организацией, сбор практических и статистических материалов для выполнения дипломного проекта (работы).

Задачей преддипломной практики являются: практическая подготовка студентов на образовательно-квалификационным уровням "Специалист" и "Магистр" по специальности ориентирована на выполнение общих функций управления и формирования, предусмотренных вариативным частями образовательно-квалификационных характеристик умений, практическое использование-использование знаний, усвоенных в соответствии с образовательно-профессиональной программы, на определенных первичных должностях.

Результатом прохождения практики является формирование профессиональных и личностных компетенций:

- умение отбирать, систематизировать и обрабатывать информацию согласно цели исследования;

- умение выявлять причинно-следственные связи процессов и явлений в конкретной отрасли;

- умение обосновывать научные выводы и конкретные предложения по совершенствованию управления реальным исследуемым объектом;

- умение, используя данные научных исследований, разрабатывать методики и методические рекомендации по внедрение результатов научных исследований;

- умение планировать организационные изменения с учетом разработанных стратегий организационного развития, в том числе с использованием инструментария реинжениринга бизнес-процессов, реструктуризации и реорганизации;

-умение обосновывать экономическую эффективность внедрение научных исследований и проводить соответствующий контроллинг;

-умение выявлять и оценивать индивидуальные потребности работников в обучении, разрабатывать проекты планов подготовки и повышения квалификации кадров;

-умение формировать предложения по созданию благоприятных условий для обучения и развития персонала организации, мероприятий по оценке и стимулирования персонала;

-умение соблюдать профессиональной этики консультанта в процессе осуществления научных исследований на объекте практики, формирование плодотворных консультант-клиентских отношений и т.д.

Содержание преддипломной практики

Во время преддипломной практики выполняется индивидуальное задание, содержание и порядок которого утверждается руководителем дипломного проекта (работы). Эффективность выполнения индивидуального задания в значительной степени зависит от того, насколько правильно ориентирован студент на содержание практического задания, на его приоритетные вопросы, а также на рациональное распределение времени, отведенного на прохождение практики. Задачи могут быть связаны не только с написанием магистерской работы, но и с научно-исследовательской работой кафедры по госбюджетной и хозяйственной тематики, подготовкой докладов на студенческую научную конференцию и написанием научных статей. Научно-исследовательская работа в период практики должна быть направлена на повышение профессионального уровня подготовки студентов.

После окончания преддипломной практики студент должен подготовить предложения научному руководителю относительно содержания первого вариант теоретического и аналитического разделов дипломной работы, комплекса задач для исследования с использованием компьютерных технологий. Предложения относительно содержания теоретического и аналитического разделов дипломного проекта (работы) должны иметь логический, доказательный, аргументированный характер и соответствовать следующим требованиям:

- содержать углубленный всесторонний анализ исследуемой проблемы;

- содержать элементы самостоятельного исследования;

- содержать расчеты, сделаны на ПЭВМ;

- содержать достаточный для обоснования предложений анализ исследуемой проблемы в пределах базового предприятия.

По окончании преддипломной практики студент подает на выпускающую кафедру научному руководителю основательные предложения по совершенствованию деятельности предприятия, предложенный для дальнейшего исследования комплекс разработок с использованием компьютерным технологиям и других видов выполненных работ.

Объектами преддипломной практики должны выступать государственные учреждения и организации, предприятия различных форм собственности и организационно-правовых форм, которые являются юридическими лицами и осуществляют один или несколько видов экономической деятельности по Государственному классификатору видов экономической деятельности ДК 003-2005.

Это должны быть предприятия, которые применяют передовые формы и методы ведения хозяйства и управления. Высокий уровень профессионализма специалистов базовых предприятий должен обеспечивать возможность содействия студентам в получении профессиональных умений и навыков. С такими предприятиями университет должен заключить соответствующие договоры на проведение преддипломной практики. Кроме того, студенты могут самостоятельно выбрать для себя подходящее место прохождения преддипломной практики, но при этом должны соблюдаться требования, которые выдвигает университет до предприятий, являющихся базами практики. Предприятие, где студент проходит преддипломную практику, становится объектом проведения самостоятельного прикладного исследования и выполнения магистерской работы на материалах реального предприятия. Сотрудничество учебного заведения, студента и предприятия, что является базой практики, позволяет сформулировать тему реального дипломного проекта (работы), которая должна быть полезной для предприятия и выполняться на его заказа в соответствии с требованиями проведения государственной аттестации выпускника.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1 - примерные таблицы к разделу 7

Таблица 1

Экономическая эффективность экспорта продукции предприятия

Виды продукции Экспортная выручка, тыс. дол. США Производственная себестоимость экспортируемой продукции, тыс. дол. США Затраты на заключение, оформление, налогообложение сделки. Транспортные, страховые расходы, тыс. дол. США Экономический эффект, тыс. дол. США Экономическая эффективность, %

 

Таблица 2

Структура товаров экспортируемых предприятием

Наименование экспортной продукции Наименование страны – импортера Поставка в
20__ г. 20__ г. 20__ г.
Тыс. дол. в % к итогу тыс. дол. в % к итогу тыс. дол. В % к итогу
               

 

Таблица 3

Каналы реализации продукции предприятия

Виды продукции Реализация продукции по регионам
Украина в т.ч. в Крыму Страны СНГ Дальнее зарубежье Всего
Всего в т.ч Россия
             

 

Таблица 4

Экономическая эффективность импорта продукции

Виды продукции Затраты на приобретение, доставку продукции, налогообложение, оформление сделки, тыс. дол. США Затраты на приобретение отечественного аналога с учетом приведения по качеству продукции, тыс. дол. США Экономический эффект, тыс. дол. США Экономическая эффективность, %
      4=3-2 5=(4/2) 100
         
         
         

 

Таблица 5

Объем внешнеторгового оборота предприятия

Виды внешнеторговых операций Года
     
Экспорт в т.ч. собственного производства      
     
Импорт в т.ч. собственного производства      
     
Реэкспорт      
Реимпорт      
Общий объем товарооборота      

 

Примерные таблицы к разделу 8

Таблица 1

Анализ сильных и слабых сторон предприятия

Показатели внутренней среды предприятия Коэффициент весомости (для примера) Рейтинг (от 1 до 10 баллов) Экспертная оценка (гр.2 × гр.3)/100
I. Маркетинг:      
1.1. Репутация товара      
1.2. Рыночная доля (отечественного производителя)      
1.3. Качество товара      
1.4. Уровень сервиса      
1.5. Производственные расходы      
1.6. Расходы сбыта (на распределение товара)      
1.7. Эффективность продвижения товара (оценивается по остатку непроданных товаров у производителя, торгового посредника)      
1.8. Оценка надежности и мощности каналов сбыта      
ІІ. Финансы:      
2.1. Уровень прибыльности      
2.2. Финансовая стабильность      
2.3. Рентабельность инвестиций      
2.4. Доля частной и коллективной собственности      
ІІІ. Производство:      
3.1. Уровень НИР и инноваций      
3.2. Наличие сырья и других материальных ресурсов местного происхождения
Продолжение табл.1
4

   
3.3. Значения продукции как стратегического товара      
3.4. Значение продукции для повышения благосостояния человека      
3.5. Технический уровень производства      
3.6. Наличие резервов производственных мощностей      
3.7. Использование современных технологий      
3.8. Стандартизация продукции      
3.9. Структура расходов на рабочую силу      
ІV. Организация и персонал:      
4.1. Предпринимательская ориентация      
4.2. Квалификация руководителей      
4.3. Квалификация персонала      
4.4. Современная структура управления, ориентированная на рыночные отношения      
ВСЕГО (совокупная экспертная оценка сильных (С) и слабых (СЛ) сторон отрасли (Б)  
в том числе сильные стороны отрасли (С), которые набрали рейтинг в 5-10 баллов (n)  
слабые стороны отрасли (СЛ), которые набрали рейтинг в 1-4 балла (m)  

 

Графическая интерпретация анализа сильных и слабых сторон предприятия осуществляется с помощью построения стратегического профиля предприятия (рис. 1).

Показатели внутренней среды предприятия (отрасли) Шкала
Слабость Сила
                   
Маркетинг: 1.1. Репутация товара                    
1.2. Рыночная доля                    
1.3. Качество товара                    
1.4. Уровень сервиса                    
1.5. Производственные расходы                    
1.6. Расходы сбыта                    
1.7. Эффективность продвижения товара                    
1.8. Надежность каналов сбыта                    
Финансы: 2.1. Уровень прибыльности                    
2.2. Финансовая стабильность                    
2.3. Рентабельность инвестиций                    
2.4. Доля частной и коллективной собственности                    
Производство 3.1. Уровень НИР и инноваций                    
3.2. Наличие ресурсов                    
3.3. Значения продукции как стратегического товара                    
3.4. Значение продукции для повышения благосостояния человека                    
3.5. Технический уровень производства                    
3.6. Наличие резервов производственных мощностей                    
3.7. Использование современных технологий                    
3.8. Стандартизация продукции                    
3.9. Структура расходов на рабочую силу                    
Организация и персонал 4.1. Предпринимательская ориентация                    
4.2. Квалификация руководителей                    
4.3. Квалификация персонала                    
4.4. Современная структура управления                    

 

Рис. 1. Стратегический профиль предприятия

 

 

Таблица 2

Анализ возможностей и угроз предприятия

Показатели внешней среды отрасли Коэффициент весомости Рейтинг (от 1 до 10 баллов) Экспертная оценка (гр.2 × гр.3)/100
       
I. Новые возможности (М):      
1.1. Изменения в экономическом положении потребителей      
1.2. Изменения в законодательстве      
1.3. Подъем экономики региона      
1.4. Использование возможностей кооперативных и комбинированных связей отраслей региона      
1.5. Выход на новые сегменты рынка      
1.6. Изменения в таможенном законодательстве      
1.7. Государственное регулирование (свободные зоны и пр.)      
1.8. Технологические изменения      
1.9. Структурные изменения в хозяйстве      
1.10. Изменения международной конъюнктуры      
ВСЕГО  
ІІ. Угрозы (З):      
2.1. Реакция со стороны потенциальных потребителей      
2.2. Низкие цены проникновения на рынок      
2.3. Возможность появления новых конкурентов      
2.4. Изменение валютного курса      
2.5. Экологические катастрофы      
2.6. Естественные условия      
2.7. Мероприятия по регулированию социальных процессов      
2.8. Миграция населения      
2.9. Новые технологии      
ВСЕГО  
         

 

Далее составляется матрица привлекательности отрасли (табл. 3).

 

 

Таблица 3

Совокупная экспертная оценка с помощью матрицы привлекательности отрасли

  Возможности отрасли (М) Угрозы отрасли (З)
Сильные стороны отрасли (С) ПОЛЕ «СВ» ПОЛЕ «СУ»
Слабые стороны отрасли (СЛ) ПОЛЕ «СЛВ» ПОЛЕ «СЛУ»
ВСЕГО (ПО)

 

Таблица 4

Анализ конкурентных преимуществ предприятия / отрасли (внутренние факторы)

Показатели конкурентных преимуществ Коэффициент весомости Рейтинг (от 1 до 10 баллов) Экспертная оценка (гр.2 × гр.3)/100
1. Расположение потребителей к отечественному товару      
2. Понимание поведения потребителя      
3. Широта товарного ассортимента      
4. Имидж марки, расположение к ней потребителей      
5. Эффективность рекламы      
6. Патентная защита      
7. Таможенная защита      
8. Чувствительность к изменениям поведения потребителя      
9. Сроки разработки новых товаров      
10. Уникальная конкурентная позиция      
11. Способность исследовать потребительскую мотивацию      
12. Возможность вхождения на новые рынки      
13. Сроки эффективного выведения товара на рынок      
14. Качество товара      
15. Возможность снижения цен      
16. Понимание перспектив развития рынка      
17. Широкий обхват каналов распределения      
18. Инвестиции для расширения рынка      
19. Количество и концентрация потребителей      
20. Характер спроса (постоянный, растущий, сезонный)      
21. Наличие обеспеченных потребителей и их роль для развития отрасли      
ВСЕГО (совокупная экспертная оценка конкурентных преимуществ отрасли)  

 

Таблица 5

Анализ сильных и слабых сторон конкурентов

Показатели Коэффициент весомости Рейтинг (от 1 до 10 баллов) Экспертная оценка (гр.2 × гр.3)/100
Конкурент Конкурент
А В С А В С
I. Технология нововведения:              
1.1. Объем НИР              
1.2. Способность разрабатывать новые товары              
1.3. Наличие патентных разработок              
1.4. Современные технологии              
ІІ. Производство:              
2.1. Структура расходов              
2.2. Производственные мощности              
2.3. Технический уровень              
2.4. Ресурсное обеспечение              
ІІІ. Сбыт:              
3.1. Качество товара              
3.2. Наличие привлекательности – торговой марки              
3.3. Качество рекламы              
3.4. Знание потребностей потребителей              
3.5. Широта ассортимента              
3.6. Современная развитая система сбыта              
3.7. Услуги после продажного обслуживания              
ІV. Финансы:              
4.1. Возможность использовать кредиты              
4.2. Государственная поддержка (льготы)              
4.3. Таможенные льготы              
4.4. Налоговые льготы              
4.5. Эффективность использования акционерного капитала              
ВСЕГО (совокупная экспертная оценка сильных (СК) и слабых (СЛК) сторон конкурента)  
В том числе: Сильные стороны конкурента (угрозы отрасли), которые набрали рейтинг в 5-10 баллов (n)  
Слабые стороны конкурента (возможности отрасли), которые набрали рейтинг в 1-4 балла (m)  

 

Графически анализ сильных и слабых сторон конкурентов можно проиллюстрировать в виде стратегической канвы отрасли (расхождения конкурентных показателей), которая отображает насколько отрасль и некоторые компании удовлетворяют потребности потребителя по различным критериям. На графике по горизонтали отмечают перечисленные в табл. 5 показатели сильных и слабых сторон конкурентов, а по вертикали шкалу экспертных оценок (рис. 2).

Экспертная оценка                                          
                                         
                                         
                                         
                                         
                                         
                                         
Показатели сильных и слабых сторон конкурентов (20 показателей)

Рис.2- График конкурентоспособности предприятия

На основе экспертных оценок конкурентных преимуществ отрасли, которые представлены в таблице 4 и анализе сильных и слабых сторон конкурента, которые представлены в таблице 5 составляется матрица конкурентных преимуществ бизнеса (отрасли) с учетом вероятности осуществления прогноза (пессимистичный прогноз, оптимистичный прогноз и оптимальный прогноз), которая используется для выбора стратегии развития отрасли (табл. 6).

Таблица 6

Матрица конкурентных преимуществ отрасли

Влияние факторов   Характеристика сторон конкурента Конкурент Конкурент преимущества отрасли
Вероятность влияния внешних факторов
Высокая Средняя Низкая
Сильные стороны конкурента (угрозы отрасли) А 0,7 0,5 0,3
В 0,7 0,5 0,3
С 0,7 0,5 0,3
Слабые стороны конкурента (возможности отрасли) А 0,3 0,5 0,7
В 0,3 0,5 0,7
С 0,3 0,5 0,7
ВСЕГО (совокупные конкурентные преимущества бизнеса с учетом вероятности осуществления прогноза

 

 

Таблица 7

Система показателей, характеризующих элементы производственного потенциала сельскохозяйственного предприятия



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.169 (0.035 с.)