Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программы производственной и

Поиск

ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ И

ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ

для студентов 5 курса

по специальностям:

7.03060101, 8.03060101 "Менеджмент организаций

и администрирование"

(по видам экономической деятельности)

Утверждаю:

зам. директора по практическому

обучению ЮФ НУБиП Украины «КАТУ» К.К. Попов

 

Симферополь -2011

Программы производственной и преддипломной практики для студентов специальности 7.03060101, 8.03060101 "Менеджмент организаций и администрирования" подготовлены преподавателями (руководителями практикой) кафедры менеджмента и права ЮФ НУБиПУ «КАТУ»: к.с.-х.н., доц. Иванец В.М., к.э.н.,доц. Доможилкина Ж.В., к.э.н., доц. Полюхович Е.А., к.э.н., асс. Острик В.Ю.

Ответственный за выпуск – заведующий кафедрой менеджмента и права д.соц.н., проф. Хриенко П.А.

Рецензенты: д.э.н., доц. Лебедев К.А.

К.э.н., доц. Додонова М.В.

Программы производственной и преддипломной практики для студентов 5 курса специальности 7.03060101, 8.03060101 "Менеджмент организаций и администрирования" рассмотрены и утверждены на заседании кафедры менеджмента и права протокол № 1 от «30» августа 2011г.

 

 

Программы производственной и преддипломной практики для студентов 5 курса специальности 7.03060101, 8.03060101"Менеджмент организаций и администрирования" рассмотрены и утверждены на заседании методической комиссии экономического факультета протокол № 1 от «05»сентября 2011г.

 

СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ I Производственная практика  
  Общая системная характеристика предприятия  
  Управление организационной подсистемой предприятия  
  Управление материально-технической подсистемой предприятия  
  Управление производственно-технологической подсистемой предприятия  
  Управления социально-психологической подсистемой предприятия  
  Управление финансово-экономической подсистемой предприятия  
  Управление ВЭД предприятия  
  Управление стратегическим развитием организации и ее конкурентоспособностью  
  Управление инновационной деятельностью  
  Разработка предложений по совершенствованию деятельности предприятия  
РАЗДЕЛ II Научно-исследовательская деятельность (для магистров)  
РАЗДЕЛ IIIНаучно-педагогическая деятельность (для магистров)  
РАЗДЕЛ IV Преддипломная практика  
  ПРИЛОЖЕНИЯ  

 


РАЗДЕЛ I ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА

Целью производственной практики по специальности является развитие навыков и умений информационно-аналитической, проектно-исследовательской, диагностической, инновационной и консалтинговой деятельности для решения прикладных проблем управления предпринимательскими структурами, усовершенствование системы управления их деятельностью в современных условиях хозяйствования; приобретение умения адаптации теоретических положений, методического инструментария, передового опыта предпринимательства в условия деятельности конкретного предприятия; закрепление практических навыков проведения экономического исследования, формирование его информационного, правового и методического обеспечения, исходя из сути проблем, которые решаются, и ограничений, связанных с деятельностью конкретного предприятия; внедрение разработанных рекомендаций и предложений в практическую деятельность предприятия.

Практическая подготовка предусматривает непрерывность и последовательность усвоения необходимого объема практических знаний и умений в соответствии с квалификационными уровнями "Специалист" и "Магистр".

За время прохождения производственной практики студент должен освоить систему умений и пробрести навыки по решению типичных задач в соответствии с должностями, на которые может претендовать выпускник высшего учебного заведения, основным видом деятельности которого является управленческая деятельность.

Результатам производственной практики являются:

- проведение комплексного анализа деятельности организации с использованием современных методов с позиций системного подхода;

- проведение научных исследований и внедрение их результатов в практику деятельности предприятия;

- планирование организационных изменений с учетом разработанных стратегий организационного развития, в том числе с использованием инструментария реинжиниринга бизнес-процессов, реструктуризации и реорганизации;

- формирование предложений по созданию благоприятных условий обучения и развития персонала организации;

- мероприятий по оценке и стимулирование персонала;

- соблюдение профессиональной этики консультанта в процессе осуществления научных исследований на объекте практики, формирование плодотворных консультант-клиентских отношений.

Общая продолжительность производственной практики - 4 недели. Производственная практика проводится на базах практики, которые отвечают соответствующим требованиям.

Базами практики могут быть предприятия различных форм собственности, видов хозяйственной деятельности, организационно-правового статуса, которые являются юридическими лицами и функционируют на рынке не менее 3 лет. Предприятия должны отвечать современным требованиям, то есть должны применять передовые формы и методы управления и организации планово-экономической работы, коммерческой и маркетинговой деятельности, бухгалтерского учета, внедрять прогрессивные технологии производства, организации труда и управления. Кроме того, штат предприятия должен быть укомплектован высококвалифицированными специалистами, способными создать соответствующие условия студентам в получении ими профессиональных навыков.

Распределение студентов по базам практики и назначению руководителей осуществляется выпускающей кафедрой, согласовывается с деканом и учебным отделом и оформляется приказом директора.

К руководству производственной практикой привлекаются опытные преподаватели выпускающей кафедры. Руководитель практики от университета обязан выдать студентам индивидуальные задания и необходимые инструкции относительно прохождения практики, а также предоставить еженедельные (по графику) консультации в университете, проверку и прием отчетов по практике.

Руководство студентами-практикантами на рабочих местах осуществляется руководителями предприятий, ведущими специалистами и другими квалифицированными специалистами с полным высшим экономическим образованием.

 

Управление организационной подсистемой предприятия

Общая характеристика организационной структуры

1. Исследовать организационную структуру управления и построить организационную структуру предприятия и предоставить краткие пояснения к ней. Проанализировать положения о структурных подразделениях и определить функциональные обязанности работников, которые закреплены в должностных инструкциях одного из структурных подразделений.

2. Охарактеризовать конкретное структурное подразделение (отделения, управление и т.п.), в которых студент проходит непосредственно практику - желательно подразделение, которое осуществляет деятельность по проблеме, которая является предметом дипломного или магистерского исследования.

3. Разработать предложения по дальнейшему совершенствованию организационной схемы управления с учетом существующих функциональных обязанностей, трудоемкостью их выполнения, степени централизации информации для подготовки и принятия управленческих решений.

Порядок принятия единоличных и коллегиальных решений, система коммуникаций

По результатам анализа составить схему коммуникационной сети для обмена информацией о принятии управленческих решений относительно ключевых аспектов управленческой деятельности на предприятии.

Управление материально-технической подсистемой

Управление производственно-технологической подсистемой (операционная, маркетинговая, коммерческая, сбытовая деятельность)

Управление финансово-экономической подсистемой

Управление ВЭД предприятия

Общая характеристика ВЭД

1. Охарактеризовать подразделение (должность), которое отвечает за осуществление ВЭД. Следует проанализировать возможности выхода предприятия на внешний рынок. В случае, когда предприятие действует на внешних рынках, необходимо изучить стратегию внешнеэкономической деятельности, проанализировать экспортные возможности предприятия и его потребности. На основе рыночных исследований изучить возможности потенциальных иностранных партнеров, проанализировать эффективность внешнеэкономических связей, рассмотреть практику заключения соглашений с зарубежными поставщиками и потребителями.

2. Определить объем товаров, экспортируемых (импортируемых), по стоимости и количеству, их ассортиментную структуру.

3.Охарактеризовать географическую структуру и динамику экспорта (импорта).

4. Проанализировать динамику экспорта (импорта) в сравнительных ценах, с учетом инфляции.

5. Выяснить основных конкурентов предприятия на внешнем и внутреннем рынках.

6. Определить соответствие экспорта (импорта) товаров, сроков их поставок, качества и других показателей условиям контрактов.

7. Оценить экономическую эффективность внешнеэкономической деятельности предприятия и дать предложения по ее повышению.

8. Оценить эффективность заключенных внешнеэкономических сделок.

9. Разработать предложения по повышению эффективности внешнеэкономической деятельности предприятия.

 

Содержание преддипломной практики

Во время преддипломной практики выполняется индивидуальное задание, содержание и порядок которого утверждается руководителем дипломного проекта (работы). Эффективность выполнения индивидуального задания в значительной степени зависит от того, насколько правильно ориентирован студент на содержание практического задания, на его приоритетные вопросы, а также на рациональное распределение времени, отведенного на прохождение практики. Задачи могут быть связаны не только с написанием магистерской работы, но и с научно-исследовательской работой кафедры по госбюджетной и хозяйственной тематики, подготовкой докладов на студенческую научную конференцию и написанием научных статей. Научно-исследовательская работа в период практики должна быть направлена на повышение профессионального уровня подготовки студентов.

После окончания преддипломной практики студент должен подготовить предложения научному руководителю относительно содержания первого вариант теоретического и аналитического разделов дипломной работы, комплекса задач для исследования с использованием компьютерных технологий. Предложения относительно содержания теоретического и аналитического разделов дипломного проекта (работы) должны иметь логический, доказательный, аргументированный характер и соответствовать следующим требованиям:

- содержать углубленный всесторонний анализ исследуемой проблемы;

- содержать элементы самостоятельного исследования;

- содержать расчеты, сделаны на ПЭВМ;

- содержать достаточный для обоснования предложений анализ исследуемой проблемы в пределах базового предприятия.

По окончании преддипломной практики студент подает на выпускающую кафедру научному руководителю основательные предложения по совершенствованию деятельности предприятия, предложенный для дальнейшего исследования комплекс разработок с использованием компьютерным технологиям и других видов выполненных работ.

Объектами преддипломной практики должны выступать государственные учреждения и организации, предприятия различных форм собственности и организационно-правовых форм, которые являются юридическими лицами и осуществляют один или несколько видов экономической деятельности по Государственному классификатору видов экономической деятельности ДК 003-2005.

Это должны быть предприятия, которые применяют передовые формы и методы ведения хозяйства и управления. Высокий уровень профессионализма специалистов базовых предприятий должен обеспечивать возможность содействия студентам в получении профессиональных умений и навыков. С такими предприятиями университет должен заключить соответствующие договоры на проведение преддипломной практики. Кроме того, студенты могут самостоятельно выбрать для себя подходящее место прохождения преддипломной практики, но при этом должны соблюдаться требования, которые выдвигает университет до предприятий, являющихся базами практики. Предприятие, где студент проходит преддипломную практику, становится объектом проведения самостоятельного прикладного исследования и выполнения магистерской работы на материалах реального предприятия. Сотрудничество учебного заведения, студента и предприятия, что является базой практики, позволяет сформулировать тему реального дипломного проекта (работы), которая должна быть полезной для предприятия и выполняться на его заказа в соответствии с требованиями проведения государственной аттестации выпускника.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1 - примерные таблицы к разделу 7

Таблица 1

Экономическая эффективность экспорта продукции предприятия

Виды продукции Экспортная выручка, тыс. дол. США Производственная себестоимость экспортируемой продукции, тыс. дол. США Затраты на заключение, оформление, налогообложение сделки. Транспортные, страховые расходы, тыс. дол. США Экономический эффект, тыс. дол. США Экономическая эффективность, %

 

Таблица 2

Структура товаров экспортируемых предприятием

Наименование экспортной продукции Наименование страны – импортера Поставка в
20__ г. 20__ г. 20__ г.
Тыс. дол. в % к итогу тыс. дол. в % к итогу тыс. дол. В % к итогу
               

 

Таблица 3

Каналы реализации продукции предприятия

Виды продукции Реализация продукции по регионам
Украина в т.ч. в Крыму Страны СНГ Дальнее зарубежье Всего
Всего в т.ч Россия
             

 

Таблица 4

Экономическая эффективность импорта продукции

Виды продукции Затраты на приобретение, доставку продукции, налогообложение, оформление сделки, тыс. дол. США Затраты на приобретение отечественного аналога с учетом приведения по качеству продукции, тыс. дол. США Экономический эффект, тыс. дол. США Экономическая эффективность, %
      4=3-2 5=(4/2) 100
         
         
         

 

Таблица 5

Объем внешнеторгового оборота предприятия

Виды внешнеторговых операций Года
     
Экспорт в т.ч. собственного производства      
     
Импорт в т.ч. собственного производства      
     
Реэкспорт      
Реимпорт      
Общий объем товарооборота      

 

Примерные таблицы к разделу 8

Таблица 1

Анализ сильных и слабых сторон предприятия

Показатели внутренней среды предприятия Коэффициент весомости (для примера) Рейтинг (от 1 до 10 баллов) Экспертная оценка (гр.2 × гр.3)/100
I. Маркетинг:      
1.1. Репутация товара      
1.2. Рыночная доля (отечественного производителя)      
1.3. Качество товара      
1.4. Уровень сервиса      
1.5. Производственные расходы      
1.6. Расходы сбыта (на распределение товара)      
1.7. Эффективность продвижения товара (оценивается по остатку непроданных товаров у производителя, торгового посредника)      
1.8. Оценка надежности и мощности каналов сбыта      
ІІ. Финансы:      
2.1. Уровень прибыльности      
2.2. Финансовая стабильность      
2.3. Рентабельность инвестиций      
2.4. Доля частной и коллективной собственности      
ІІІ. Производство:      
3.1. Уровень НИР и инноваций      
3.2. Наличие сырья и других материальных ресурсов местного происхождения
Продолжение табл.1
4

   
3.3. Значения продукции как стратегического товара      
3.4. Значение продукции для повышения благосостояния человека      
3.5. Технический уровень производства      
3.6. Наличие резервов производственных мощностей      
3.7. Использование современных технологий      
3.8. Стандартизация продукции      
3.9. Структура расходов на рабочую силу      
ІV. Организация и персонал:      
4.1. Предпринимательская ориентация      
4.2. Квалификация руководителей      
4.3. Квалификация персонала      
4.4. Современная структура управления, ориентированная на рыночные отношения      
ВСЕГО (совокупная экспертная оценка сильных (С) и слабых (СЛ) сторон отрасли (Б)  
в том числе сильные стороны отрасли (С), которые набрали рейтинг в 5-10 баллов (n)  
слабые стороны отрасли (СЛ), которые набрали рейтинг в 1-4 балла (m)  

 

Графическая интерпретация анализа сильных и слабых сторон предприятия осуществляется с помощью построения стратегического профиля предприятия (рис. 1).

Показатели внутренней среды предприятия (отрасли) Шкала
Слабость Сила
                   
Маркетинг: 1.1. Репутация товара                    
1.2. Рыночная доля                    
1.3. Качество товара                    
1.4. Уровень сервиса                    
1.5. Производственные расходы                    
1.6. Расходы сбыта                    
1.7. Эффективность продвижения товара                    
1.8. Надежность каналов сбыта                    
Финансы: 2.1. Уровень прибыльности                    
2.2. Финансовая стабильность                    
2.3. Рентабельность инвестиций                    
2.4. Доля частной и коллективной собственности                    
Производство 3.1. Уровень НИР и инноваций                    
3.2. Наличие ресурсов                    
3.3. Значения продукции как стратегического товара                    
3.4. Значение продукции для повышения благосостояния человека                    
3.5. Технический уровень производства                    
3.6. Наличие резервов производственных мощностей                    
3.7. Использование современных технологий                    
3.8. Стандартизация продукции                    
3.9. Структура расходов на рабочую силу                    
Организация и персонал 4.1. Предпринимательская ориентация                    
4.2. Квалификация руководителей                    
4.3. Квалификация персонала                    
4.4. Современная структура управления                    

 

Рис. 1. Стратегический профиль предприятия

 

 

Таблица 2

Анализ возможностей и угроз предприятия

Показатели внешней среды отрасли Коэффициент весомости Рейтинг (от 1 до 10 баллов) Экспертная оценка (гр.2 × гр.3)/100
       
I. Новые возможности (М):      
1.1. Изменения в экономическом положении потребителей      
1.2. Изменения в законодательстве      
1.3. Подъем экономики региона      
1.4. Использование возможностей кооперативных и комбинированных связей отраслей региона      
1.5. Выход на новые сегменты рынка      
1.6. Изменения в таможенном законодательстве      
1.7. Государственное регулирование (свободные зоны и пр.)      
1.8. Технологические изменения      
1.9. Структурные изменения в хозяйстве      
1.10. Изменения международной конъюнктуры      
ВСЕГО  
ІІ. Угрозы (З):      
2.1. Реакция со стороны потенциальных потребителей      
2.2. Низкие цены проникновения на рынок      
2.3. Возможность появления новых конкурентов      
2.4. Изменение валютного курса      
2.5. Экологические катастрофы      
2.6. Естественные условия      
2.7. Мероприятия по регулированию социальных процессов      
2.8. Миграция населения      
2.9. Новые технологии      
ВСЕГО  
         

 

Далее составляется матрица привлекательности отрасли (табл. 3).

 

 

Таблица 3

Совокупная экспертная оценка с помощью матрицы привлекательности отрасли

  Возможности отрасли (М) Угрозы отрасли (З)
Сильные стороны отрасли (С) ПОЛЕ «СВ» ПОЛЕ «СУ»
Слабые стороны отрасли (СЛ) ПОЛЕ «СЛВ» ПОЛЕ «СЛУ»
ВСЕГО (ПО)

 

Таблица 4

Анализ конкурентных преимуществ предприятия / отрасли (внутренние факторы)

Показатели конкурентных преимуществ Коэффициент весомости Рейтинг (от 1 до 10 баллов) Экспертная оценка (гр.2 × гр.3)/100
1. Расположение потребителей к отечественному товару      
2. Понимание поведения потребителя      
3. Широта товарного ассортимента      
4. Имидж марки, расположение к ней потребителей      
5. Эффективность рекламы      
6. Патентная защита      
7. Таможенная защита      
8. Чувствительность к изменениям поведения потребителя      
9. Сроки разработки новых товаров      
10. Уникальная конкурентная позиция      
11. Способность исследовать потребительскую мотивацию      
12. Возможность вхождения на новые рынки      
13. Сроки эффективного выведения товара на рынок      
14. Качество товара      
15. Возможность снижения цен      
16. Понимание перспектив развития рынка      
17. Широкий обхват каналов распределения      
18. Инвестиции для расширения рынка      
19. Количество и концентрация потребителей      
20. Характер спроса (постоянный, растущий, сезонный)      
21. Наличие обеспеченных потребителей и их роль для развития отрасли      
ВСЕГО (совокупная экспертная оценка конкурентных преимуществ отрасли)  

 

Таблица 5

Анализ сильных и слабых сторон конкурентов

Показатели Коэффициент весомости Рейтинг (от 1 до 10 баллов) Экспертная оценка (гр.2 × гр.3)/100
Конкурент Конкурент
А В С А В С
I. Технология нововведения:              
1.1. Объем НИР              
1.2. Способность разрабатывать новые товары              
1.3. Наличие патентных разработок              
1.4. Современные технологии              
ІІ. Производство:              
2.1. Структура расходов              
2.2. Производственные мощности              
2.3. Технический уровень              
2.4. Ресурсное обеспечение              
ІІІ. Сбыт:              
3.1. Качество товара              
3.2. Наличие привлекательности – торговой марки              
3.3. Качество рекламы              
3.4. Знание потребностей потребителей              
3.5. Широта ассортимента              
3.6. Современная развитая система сбыта              
3.7. Услуги после продажного обслуживания              
ІV. Финансы:              
4.1. Возможность использовать кредиты              
4.2. Государственная поддержка (льготы)              
4.3. Таможенные льготы              
4.4. Налоговые льготы              
4.5. Эффективность использования акционерного капитала              
ВСЕГО (совокупная экспертная оценка сильных (СК) и слабых (СЛК) сторон конкурента)  
В том числе: Сильные стороны конкурента (угрозы отрасли), которые набрали рейтинг в 5-10 баллов (n)  
Слабые стороны конкурента (возможности отрасли), которые набрали рейтинг в 1-4 балла (m)  

 

Графически анализ сильных и слабых сторон конкурентов можно проиллюстрировать в виде стратегической канвы отрасли (расхождения конкурентных показателей), которая отображает насколько отрасль и некоторые компании удовлетворяют потребности потребителя по различным критериям. На графике по горизонтали отмечают перечисленные в табл. 5 показатели сильных и слабых сторон конкурентов, а по вертикали шкалу экспертных оценок (рис. 2).

Экспертная оценка                                          
                                         
                                         
                                         
                                         
                                         
                                         
Показатели сильных и слабых сторон конкурентов (20 показателей)

Рис.2- График конкурентоспособности предприятия

На основе экспертных оценок конкурентных преимуществ отрасли, которые представлены в таблице 4 и анализе сильных и слабых сторон конкурента, которые представлены в таблице 5 составляется матрица конкурентных преимуществ бизнеса (отрасли) с учетом вероятности осуществления прогноза (пессимистичный прогноз, оптимистичный прогноз и оптимальный прогноз), которая используется для выбора стратегии развития отрасли (табл. 6).

Таблица 6

Матрица конкурентных преимуществ отрасли

Влияние факторов   Характеристика сторон конкурента Конкурент Конкурент преимущества отрасли
Вероятность влияния внешних факторов
Высокая Средняя Низкая
Сильные стороны конкурента (угрозы отрасли) А 0,7 0,5 0,3
В 0,7 0,5 0,3
С 0,7 0,5 0,3
Слабые стороны конкурента (возможности отрасли) А 0,3 0,5 0,7
В 0,3 0,5 0,7
С 0,3 0,5 0,7
ВСЕГО (совокупные конкурентные преимущества бизнеса с учетом вероятности осуществления прогноза


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.57.239 (0.01 с.)