Деловая игра. Тема 6. Концепции биологического уровня организации материи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Деловая игра. Тема 6. Концепции биологического уровня организации материи



Цель: Выяснить разные уровни организации биологических систем, начиная от описательного уровня и заканчивая молекулярно-генетическим уровнем. Выявить сущность молекулярных механизмов наследственности, обсуждение которых приводит к анализу этических проблем генной инженерии.

Вопросы для обсуждения:

1. Преимущества и недостатки описательной биологии.

2. Попытки объяснения особенностей живых систем механицистами и виталистами.

3. Роль белков и нуклеиновых кислот в живом организме.

4. Уровни организации в живых системах.

5. Отличие молекулярных структур живых систем от систем неживых.

6. Природа вирусов.

7. Этические границы применения генной инженерии.

8. Основные принципы биоэтики.

Темы докладов/рефератов:

1. Развитие биологических знаний в 17 столетии.

2. Структурные уровни живой материи.

3. Организация живых систем и структур.

4. Этические проблемы генной инженерии.

Образовательные технологии

Деловая играинтерактивная форма проведения занятия, предполагающая воссоздание предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирование систем отношений, характерных для данного вида практики. Являясь средством моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности, аспектов человеческой активности и социального взаимодействия, деловая игра выступает и методом поиска новых способов ее выполнения. В деловой игре обучение участников происходит в процессе совместной деятельности. При этом каждый решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией. Метод деловых игр представляет собой специально организованную деятельность по операционализации теоретических знаний, переводу их в деятельностный контекст.

 

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Дайте сравнительный анализ концепций происхождения жизни, сформировавшихся в истории естествознания.

2. Приведите сравнительную характеристику теоретических концепций в биологии.

3. Покажите мировоззренческую роль открытия растительных и животных клеток.

4. Составьте сравнительную схему растительной и животной клетки. Каковы основные различия между ними?

5. Подумайте, имеет ли смысл понятие «квант живой материи»?

6. Покажите, почему для кодирования белков понадобились кодоны, содержащие именно по три азотистых основания.

7. Составьте таблицу генетического кодирования белков, составляющих основу тканей живой материи.

8. Раскройте роль репликации, транскрипции и трансляции в развитии живых организмов.

9. Раскройте взаимосвязь метаболизма и гомеостаза в функционировании клеток.

10. Покажите, почему проблемы биоэтики оказываются наиболее острыми в применении к генной инженерии?

Формы контроля самостоятельной работы студентов - выступление на семинаре, выполнение индивидуальных заданий.

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций опрос слушателей по содержанию изучаемой темы. Выявления степени изучения студентами основной и дополнительной литературы.

Учебно-теоретическая конференция. Тема 7. Концепции биосферы, ноосферы и экологии

Цель: обсудить основные принципы учения В.И. Вернадского и показать их значение дня решения современных проблем экологии.

Вопросы для обсуждения:

1. Определение биосферы В.И. Вернадским.

2. Роль живого, биокосного и косного вещества в биосфере.

3. Возникновение ноосферы. Деятельность разума человечества как геологическая сила.

4. Связь экологии с биологией и другими науками.

5. Современные проблемы экологии.

Темы докладов/рефератов:

1. Учение В.И. Вернадского о ноосфере.

2. Технологические экономические и социальные меры по сохранению окружающей среды.

3. Биологическая и экологическая этика.

4. Ле Руа и Тейяр де Шарден о ноосфере.

5. Экологические проблемы в исследованиях Римского клуба.

Образовательные технологии

Учебно-теоретическая конференция интерактивная форма проведения занятия, предполагающаясобрание студентов для обсуждения вопросов темы занятия. В ходе обсуждения вопросов преподаватель должен учить студентов вести научный спор, который не должен перерастать во взаимные обвинения. Личным примером он может показать, что в дискуссии побеждает мягкая манера, лишенная категоричности и агрессивности. И наоборот, тот не достигает успеха, кто использует повышенный тон и эмоции вместо убедительных, лаконичных и объективных доводов. Факт эвристического процесса решения задач может быть охарактеризован следующими моментами: 1) обучаемым неизвестен способ решения; 2) поиск решения осуществляется в динамичной обстановке, т.е. в зоне с "подвижными" границами исходного задания; 3) характер решения интерполярный - решение задачи не требует новых историко-научных и междисциплинарных знаний, сведений; 4) процесс поиска характеризуется нечеткостью его алгоритма. Преподаватель активно участвует в дискуссии, подводит итоги обсуждения вопросов, проводит разбор занятия.

 

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Покажите отличие представлений о биосфере В.И.Вернадского от предыдущих представлений о единстве живой природы.

2. Какие взаимосвязи живого и косного вещества выделены В.И.Вернадским?

3. Каковы основные отличия живого вещества от косного вещества?

4. В чем принципиальное отличие идей о нооосфере В.И.Вернадского, с одной стороны, и Ле Руа и Т. де Шардена – с другой?

5. Составьте схему круговорота химических веществ в биосфере (по выбору).

6. Какова геологическая роль живого вещества?

7. Как изменялась роль человека в биосфере?

8. Сопоставьте процессы становления биосферы и становления ноосферы.

9. В чем заключается отличие биосферы от экосферы?

10. Дайте характеристику основных трофических цепей.

11. Объясните, почему реальные трофические цепи имеют не более 4 – 5 звеньев?

12. Раскройте основные проблемы социальной экологии.

13. Покажите роль Римского клуба в понимании и становлении основных проблем социальной экологии.

Формы контроля самостоятельной работы студентов – выступление на семинаре, выполнение индивидуальных заданий.

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций опрос слушателей по содержанию изучаемой темы. Выявления степени изучения студентами основной и дополнительной литературы.

Семинар-пресс-конференция. Тема 8. Концепции эволюции.

Цель: Рассмотреть основные принципы эволюционного учения Ч. Дарвина и выявить ее связь с синтетической теорией эволюции. Особое внимание следует обратить на неправомерность перенесения биологических законов борьбы за существование на общество, которые выдвигали социал-дарвинисты и их последователи.

Вопросы для обсуждения:

1. Основные принципы эволюционной теории Ч. Дарвина.

2. Отличие синтетической теории эволюции от дарвиновской теории.

3. Основные факторы и движущие силы эволюции.

4. Механизм теистической эволюции.

5. Целесообразность в живой природе и ее объяснение эволюционной теорией.

6. Современные взгляды на биологический прогресс

Темы докладов/рефератов:

1. Эволюционное учение Ч. Дарвина и его развитие в синтетической теории.

2. Целесообразность в живой природе.

3. Роль генетики в становлении синтетической теории эволюции.

4. Эволюционное учение Ламарка.

Образовательные технологии

Пресс-конференция - интерактивная форма проведения занятия, предполагающая обсуждение сложных вопросов изучаемой темы, когда заблаговременно назначается группа в составе 4-5 студентов, которая по указанию преподавателя изучает не только основную, но и обширную дополнительную литературу. Все другие студенты готовят интересующие вопросы, связанные темой занятия. Важно при этом чтобы подготовленные вопросы требовали глубоких ответов. В ходе занятия назначенной группе ставятся вопросы, на которые они дают развернутые ответы. Обязательным является предоставление возможности высказаться (выступить в роли оппонента), задавшему вопрос, что и позволяет развернуть дискуссию. Преподаватель активно участвует в дискуссии, подводит итоги обсуждения вопросов, проводит разбор занятия.

 

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Покажите развитие идей об эволюции живой природы в истории естествознания.

2. Раскройте основные положения эволюционной концепции Ламарка.

3. Подготовьте научное сообщение о становлении эволюционных идей Ч.Дарвина.

2. Покажите, какую роль в становлении взглядов Ч.Дарвина и Уоллеса сыграли идеи Мальтуса.

3. В чем принципиальное отличие эволюционных идей Дарвина от аналогичных идей Ламарка? Дайте сравнительную таблицу.

4. Покажите, какую роль «кошмар Дженкина» сыграл в развитии эволюционных идей? Как идеи генетики позволили избавиться от этого «кошмара»?

5. Составьте сравнительную таблицу «Теория эволюции Дарвина и синтетическая теория эволюции».

Формы контроля самостоятельной работы студентов - выступление на семинаре, выполнение индивидуальных заданий.

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций опрос слушателей по содержанию изучаемой темы. Выявления степени изучения студентами основной и дополнительной литературы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.156.80 (0.017 с.)