Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
IХ. Особенности эмоциональной сферы↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Преобладание эмоционального тонуса: какое настроение наиболее типично для школьника (жизнерадостное, оптимистичное, веселое, бодрое, спокойное, серьезное, легкомысленное, вялое, подавленное, пессимистичное). 2. Устойчивость эмоциональных состояний: может быть большой (проявляется в редкой смене настроений, такого человека трудно взволновать, он не скоро успокаивается) или малой (противоположные проявления). 3. Степень эмоциональной возбудимости. Возбудимость может быть повышенной (легко удивляется, радуется, обижается, по малейшим поводам приходит в волнение, впечатлителен) или пониженной (противоположные проявления). 4. Характер протекания эмоций: бурное, яркое выражение, горячность, вспыльчивость, склонность к аффектам или сдержанность, владение собой. 5. Типичная для ученика форма реакции на стрессовую ситуацию: депрессивная или агрессивная. Когда ученика оскорбляют или обижают, как он реагирует: грубит, озлобляется, дерется или плачет, впадает в отчаяние, испытывает неуверенность в себе? Как ведет себя в ответственной ситуации (на экзамене, соревновании, публичном выступлении): мобилизуется и показывает более высокие результаты, чем обычно или наоборот? Методы: 1. Наблюдение за учеником в ситуациях, вызвавших эмоциональную реакцию. 2. Беседа с учителями, родителями, друзьями ученика. Х. Особенности волевых черт характера Оцените, насколько развиты у ученика целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержка, самообладание, смелость, самостоятельность, дисциплинированность, организованность, внушаемость, упрямство. Методы: Наблюдение за особенностями поведения ученика (выдержка, настойчивость и пр.). Ø XI. Темперамент Какой тип высшей нервной деятельности (по силе-слабости, уравновешенности, подвижности нервных процессов) характерен для ученика? Черты какого типа темперамента преобладают (холерического, сангвинического, меланхолического, флегматического)? Какой тип ВНД (по преобладанию левого или правого полушария) проявляется у учащегося (мыслительный или художественный тип)? Методы: 1. Наблюдение за жизненными проявлениями свойств темперамента. 2. Самооценка темперамента. Выводы 1. Правильно ли развивается личность школьника? Какие качества личности (интересы, черты характера, способности) надо воспитать у ученика? Какие недостатки личности необходимо исправить? 2. Какие условия жизни, воспитания в семье и школе способствовали развитию положительных черт личности и какие привели к отрицательным? 3. Каким должен быть индивидуальный подход к данному учащемуся со стороны отдельных учителей, классного руководителя, родителей. Заключительная часть характеристики пишется на основе материалов, характеризующих историю развития школьника, полученных из бесед с родителями и классным руководителем. Эта часть должна быть краткой, хорошо аргументированной и показывать динамику развития личности ученика. Она должна «проектировать личность» и указывать, что следует развивать, что сглаживать, а что искоренять в структуре личности школьника. В тех случаях, когда ученик требует к себе особого внимания, заключительная часть может быть более подробной.
Приложение 8 Наблюдение и психологический анализ урока Цель: Формирование навыков наблюдения при проведении психологического анализа урока. Работу над заданием следует начинать с выбора урока, в котором представлены и обучающий и воспитывающий моменты и ярко выражена деятельность учащихся и учителя. При этом следует заранее узнать цели и задачи урока, особенности его методического построения, а также специфику изучаемого на данном уроке материала. Для анализа необходимо подробно законспектировать урок. Дата________________________________________ Урок (предмет)________________№ урока по расписанию_______ Класс________________________________________ Учитель______________________________________ Тип урока_____________________________________ Тема_________________________________________ Примерная схема наблюдения: Ø Психическое состояние класса перед уроком (готовность, установка, настроение): - влияние предшествующих занятий, состояние возбуждения, вялости, утомления; - готовность учебных пособий в соответствии с темой урока. Ø Внимание: а) внешние приемы организации внимания на уроке: - ритм и темп урока; - наличие и наглядность пособий; - интонация речи учителя, его мимика, пантомимика; б) внутренние приемы организации внимания на уроке: - ясность, последовательность изложения материала, его доступность, образность речи учителя; - установление взаимосвязи произвольного и непроизвольного внимания в разные моменты урока; в) умение учителя распределить свое внимание на уроке (в чем это выражалось); г) распределение и переключение внимания учащихся на уроке; д) проявление невнимания учащихся на уроке. Ø Восприятие: а) учет закономерностей восприятия учащимися речи учителя и наглядных пособий (целостности и расчлененности, главного и второстепенного, выделение существенного на доске и в тетради); б) наблюдательность у учащихся на уроке – в чем она проявлялась? Ø Память: а) организация и управление процессом запоминания; б) закрепление учебного материала на уроке (обобщение, сравнение, составление схем); в) использование установки на длительность запоминания; г) проявление кратковременной и долговременной, образной и смысловой памяти; д) в какой мере приемы, использованные учителем на уроке, содействовали развитию всех видов и типов памяти на уроке. Ø Мышление: - характеристика урока с точки зрения активации мыслительной деятельности учащихся: а) создавалась ли проблемная ситуация в начале урока, побуждал ли учитель к формулировке задачи самих учащихся? б) какие ответы учеников были простым воспроизведением заученного, какие явились самостоятельным изложением, обобщением, конкретизацией, сопоставлением и т.д.? в) в какой мере обеспечена связь теоретических и практических знаний на уроке? г) логичность изложения учебного материала учителем (ясность, отчетливость, систематичность, доказательность). Использовались ли сравнения и сопоставления, выяснялись ли связи между предметами и явлениями? д) как формировались новые понятия? - использование учащимися мыслительных операций. В чем заключалась трудность при усвоении учащимися новых понятий? е) приемы по воспитанию самостоятельности мышления. Ø Воображение: а) использование учителем воображения учащихся на уроке (воссоздающего и творческого); б) давались ли на уроке образные представления об изучаемом. Ø Чувства: а) причины, вызвавшие то или иное настроение у учащихся на уроке; б) влияние учителя на эмоциональный тон класса; в) воспитание на уроке моральных, эстетических и интеллектуальных чувств. Ø Навыки: а) характеристика урока с точки зрения формирования и укрепления школьных навыков; б) в какой мере применялись на уроке упражнения, их распределение в течение урока; в) анализ упражнений с точки зрения психологических требований к ним (знание конечной цели и т.д.); г) формы сочетания слова, показа и самостоятельной работы; д) перенос и интерференция навыков. Ø Психологические особенности учителя: а) манера держать себя, жесты, мимика, пантомимика; б) в какой мере он учитывает индивидуальные особенности учащихся; в) были ли случаи нарушения детьми дисциплины на уроке, поведение учителя в этом случае; г) культура речи учителя; работа над культурой речи учащихся; д) наличие контакта между учителем и учащимися; е) умение мотивировать поставленные оценки; ж) характеристика урока с точки зрения воспитательного значения личного примера учителя. Общая оценка качества урока Какие современные методы повышения эффективности учебных занятий в школе использовались учителем? Содействовал ли урок развитию познавательных интересов учащихся, повышению уровня мыслительной деятельности, общему развитию личности школьника и детского коллектива. Студенты должны помнить: психологический анализ урока не заменит методического разбора, а дополняет и углубляет его, раскрывая психологические закономерности усвоения материала учащимися, психологические основы структуры и центральной идеи урока, осуществление индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся. В процессе анализа урока следует помнить и о том, что у каждого типа урока есть свои психологические особенности, связанные с учетом специфики программного материала, методических приемов, применяемых учителем в ходе данного урока, применяемых технических средств, сформированности у учащихся умений и навыков и от общего уровня их подготовленности.
Приложение 9 Отчет о практике Какие психолого-педагогические курсы и другие дисциплины оказались наиболее полезны для Вас при планировании и осуществлении работы на практике? Оцените, как Вы были теоретически, практически и организационно подготовлены к работе на данной практике. Оправдались ли Ваши ожидания от учебно-ознакомительной практики, смогли ли Вы реализовать свои личностные особенности и возможности? Какие, черты Вашего характера способствовали благоприятному взаимодействию с коллективом детей и взрослых? Получили ли вы удовлетворение от работы на практике? С какими затруднениями Вы встретились? Какие умения и навыки Вы приобрели в процессе практики? Что бы Вы предложили изменить в организации и проведении практики, чтобы максимально использовать ее возможности?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.111.183 (0.007 с.) |