Организация, руководство и проведение практики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация, руководство и проведение практики



 

Перед выходом студентов на практику на факультете проводится курсовое собрание, на котором общий руководитель практики раскрывает цели и задачи практики, содержание программы практики, требования к оформлению отчётной документации и критериям оценки по работе студента. Общий руководитель практики знакомит с групповыми руководителями и уточняет учреждения образования, в которых будет проходить практика. Из числа практикантов на каждой базе выбирается староста. Для студентов проводится инструктаж по технике безопасности. Проводится беседа о культуре поведения и взаимодействия с сотрудниками, детьми на базе.

Студенты работают на базе по 6 часов ежедневно, выполняя учебные задания, функциональные обязанности педагога социального и педагога-психолога. Содержание и объем заданий рассчитаны на 36-часовую рабочую неделю.

Групповые руководители контролируют работу студентов, консультируют их по всем интересующим вопросам, советуют, направляют деятельность студентов.

Администрация, сотрудники на базе (психологи, педагоги социальные, учителя) работают со студентами: проводят консультации, беседы, помогая плодотворно организовать практику. Работу студентов в учреждениях образования курируют и оценивают два специалиста: групповой руководитель и педагог социальный (педагог-психолог) на базе. Нагрузка преподавателей и сотрудников на базе определяется в соответствии с учебным планом факультета.

Функциональные обязанности общего руководителя практики на факультете:

1. Ведение документации:

а) составление и оформление приказов на психологическую практику в учебно-методический отдел;

б) ведение учета договоров, заключенных с базами для прохождения психологической практики;

в) ведение журнала по охране труда;

г) анализ отчетов групповых методистов и составление общего отчета о проведенной практики по кафедре;

д) составление и оформление докладных в учебный отдел по завершению практики.

2. Подбор баз и распределение студентов по групповым методистам.

3. Организация и проведение курсового собрания перед выходом на практику. Проведение инструктажа по охране труда перед выходом на практику.

4. Организация и проведение итогового курсового после завершения практики.

5. Консультации студентов и групповых методистов по вопросам содержания, организации и проведения практики, ведению отчетной документации.

Функциональные обязанности группового руководителя:

1. Знакомство с программой и требованиями предстоящей практики.

2. Участие в курсовом собрании.

3. Знакомство студентов с организацией и содержанием практики.

4. Организация работы на базе проведения практики.

5. Осуществление контроля за ходом выполнения программы практики.

6. Консультирование студентов по ходу практики.

7. Проверка отчетной документации студентов и выставление зачёта за практику.

8. Участие в итоговом курсовом собрании по практике.

9. Составление отчёта по практике.

10. Оформление финансовых документов для оплаты сотрудникам базы практики, при прохождении комплексной учебно-ознакомительной практики студентами 2 курса (для дневной формы получения образования). Заполняет и в первые три дня практики сдаёт общему руководителю на кафедре: договоры с работниками баз, акты на оплату труда сотруднику базы.

 

Функциональные обязанности сотрудника на базе, принимающей студентов:

1. Знакомство с содержанием и организацией практики.

2. Ознакомление студентов с базой, со спецификой работы педагога социального и педагога психолога данного учреждения образования.

3. Распределение студентов на места прохождения практики.

4. Консультирование студентов по организационным вопросам.

5. Организация участия студентов в выступлениях перед педагогическим коллективом, родителями, учениками.

6. Участие в проведении итогового курсового собрания в университете.

7. Составление характеристики на студентов-практикантов (или группу).

Функциональные обязанности студента во время практики:

1. Находится на базе не менее 6 часов (встречает и провожает детей, работает со своим классом в течение дня).

2. Соблюдает трудовую дисциплину и правила, установ­ленные в данном учреждении образования.

3. Посещает все практические занятия, инструкции, консультации.

4. Посещает уроки, ведет протоколы, наблюдает и анали­зирует, полученную информацию.

5. Отчитывается каждую неделю перед групповым руко­водителем, психологом базы о вы­полнении учебных заданий и основной работе с классом.

 

Функциональные обязанности старост на базе:

(Староста выбирается групповым руководителем на весь период практики.)

1. Староста составляет график посещений базы студентов своего учреждения на весь период практики и сдаёт его групповому руководителю в конце практики.

2. Следит за трудовой дисциплиной и выполнением программы практики каждым студентом своей группы.

3. Находится в постоянном контакте с групповым руководителем, регулирует организационные вопросы в процессе прохождения практики на своей базе.

4. Несёт ответственность за коллективно-творческий отчёт группы: в последний день практики сдаёт общему руководителю на кафедре стенгазету для выставки (мультимедийную презентацию).

5. Принимает активное участие в организации итогового курсового собрания по практике: подаёт групповому руководителю информацию о выступающих на собрании; участвует в оформлении выставки наглядных пособий при подготовке к итоговому курсовому собранию по практике).

Итоговое курсовое собрание организуется общим руководителем на кафедре, проводится в стенах университета в форме семинара (круглого стола) по актуальным вопросам и проблемам работы психолога в учреждениях образования. Студенты со своими групповыми руководителями рассказывают о своих достижениях, делятся своими впечатлениями, вносят предложения по совершенствованию практики. В день проведения конференции студенты представляют свои материалы, наработанные в период практики: стенгазеты, видеоматериалы, презентации.

Практика оценивается по 10-ти бальной шкале. Критерии оценки методических знаний и практических навыков и умений студентов на практике:

Баллы Критерии
  · Безразличное отношение к процессу практического обучения; · Непосещение базы практики; · Невыполнение заданий практики; · Отсутствие умения актуализировать полученные теоретические знания на практике; · Непредоставление документации.
  · Безразличное отношение к процессу практического обучения; · Посещение базы практики от случая к случаю; · Выполнение отдельных заданий практики; · Слабое владение умениями актуализировать полученные теоретические знания на практике; · Документация по практике представлена не в полном объеме: отсутствует дневник, отчет или отзыв с базы практики; · Отчет практиканта не подписан руководителем от базы практики.
  · Посещение базы практики от случая к случаю; · Выполнение отдельных заданий практики; · Слабое владение умениями актуализировать полученные теоретические знания на практике; · Пассивность на практике, низкий уровень мотивации при выполнении заданий; · Недочеты при оформлении документации по практике; · Посещение базы практики от случая к случаю; · Выполнение отдельных заданий практики; · Слабое владение умениями актуализировать полученные теоретические знания на практике.
  · Пассивно-положительное отношение к процессу практического обучения; · Нерегулярное посещение базы практики; · Поверхностное выполнение заданий практики; · Недочеты при оформлении документации по практике; · Посещение базы практики от случая к случаю; · Выполнение отдельных заданий практики; · Слабое владение умениями актуализировать полученные теоретические знания на практике; · Умение под руководством супервизора решать типовые задачи и делать выводы.
  · Положительное отношение к процессу практического обучения; · Наличие пропусков в посещении базы практики; · Выполнение заданий практики по алгоритму; · Ошибки в ведении документации по практике: отсутствие психологического анализа выполненной работы в дневнике и пр.; · Достаточные практические умения в объеме учебной программы; · Умение делать общие выводы без достаточно полной аргументации; · Участие в групповых обсуждениях, хороший уровень выполнения заданий.
  · Положительное отношение к процессу практического обучения; · Регулярное посещение базы практики; · Выполнение заданий практики по алгоритму; · Оформление документации по практике в соответствии с требованиями; · Умение делать обоснованные выводы; · Активная работа на практике, участие в групповых обсуждениях возникающих проблем; · Высокий уровень культуры выполнения заданий.
  · Активно-положительное отношение к процессу практического обучения; · Регулярное посещение базы практики; · Выполнение заданий практики в полном объеме; · Оформление документации по практике в соответствии с требованиями; · Умение делать обоснованные выводы; · Активная работа на практике, участие в групповых обсуждениях возникающих проблем; · Высокий уровень культуры выполнения заданий.
  · Добросовестное активно-положительное отношение к процессу практического обучения; · Регулярное посещение базы практики; · Творческое отношение к выполнению всех заданий практики; · Оформление документации по практике с опорой на теоретические знания; · Умение делать обоснованные выводы; · Активная работа на практике, участие в групповых обсуждениях возникающих профессиональных проблем; · Высокий уровень культуры выполнения заданий.
  · Добросовестное активно-положительное отношение к процессу практического обучения; · Отработка всего объема часов практики; · Творческий подход к выполнению заданий практики, анализ полученных данных с опорой на теоретические знания; · Оформление документации по практике с опорой на теоретические знания; · Участие в презентации результатов практики на конференции; · Активная работа на практике, участие в групповых обсуждениях возникающих профессиональных проблем; · Высокий уровень культуры выполнения заданий.
  · Творческое активно-положительное отношение к процессу практического обучения, осознанное понимание его целей и задач; · Отработка всего объема часов практики; · Творческий подход к выполнению заданий практики глубокий анализ полученных данных с опорой на теоретические знания; · Оформление документации по практике с опорой на теоретические знания; · Творческая работа на практике, участие в групповых обсуждениях возникающих профессиональных проблем; · Высокий уровень культуры выполнения заданий.

 


 

 

Рекомендуемая литература

Литература по социальной педагогике

1. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье. – Мн: Амалфея, 2001. – 112с.

2. Методика работы социального педагога / Под ред. Л. В. Кузнецовой; сост. Г. С. Семенов. – М.: Школьная Пресса, 2003.

3. Методические рекомендации по совершенствованию работы социальных педагогов в учреждениях образования// Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2000. – № 2. – с. 2-25.

4. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТИ «Сфера». 2001. – 480с.

5. Практическая подготовка социальных педагогов: Учеб.-метод. пособие / Т. П. Михневич, В. В. Мартынова, В. Н. Клипинина, А. П. Лаврович. – Мн.: БГПУ, 2002.

6. Социальная педагогика: опыт словаря-справочника/Под общ. ред. И.И. Калачевой, Я.И. Коломинского, А.И. Левко. – Мн: НИО, 2000. – 213с.

7. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. – М.: Академия, 2002.

8. Шептенко П.А., Воронина Т.А. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издат. центр «Академия», 2001. – 208 с.

9. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. – М.: ВАКО, 2005. – 208 с.

 

Литература по психологии

1. Диагностика психологических состояний и свойств личности: Метод. мат. - Мн., 1993.

2. Изучение личности школьников учителем / Под ред. З.И.Васильевой и др. - М., 1991.

3. Методическое пособие по воспитательной работе студентов-практикантов на педагогической практике / АФВиС РБ. - Мн., 1996.

4. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. - СПб., 2000.

5. Психолого-педагогическая диагностика – основа организации учебно-воспитательного процесса в школе: Метод. реком. - Витебск, 1990.

6. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. - СПб., 2001.

7. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М., 1995.

8. Чепляева Л.А. Интроспекция в педагогической практике студентов. - Балашов, 1993.

 

Приложение 1

 

Оформление титульного листа дневника:

 

Дневник студента-практиканта по комплексной учебно-ознакомительной практике _________группы______курса,   факультета социально-педагогических технологий учреждения образования «БГПУ им. М. Танка» ________________________________________________(Ф.И.О.)   Название учреждения___________________________________ Адрес учреждения_______________________________________ Сроки практики___________________________   Руководитель практики____________________

 

Приложение 2

Социально-педагогическая характеристика учреждения образования

1. К какому типу данное учреждение относится.

––––––––––––––полное название учреждений, адрес и телефон––––––––––––––

 

Директор (Ф.И.О.)______________________

Зам.директора (Ф.И.О.)__________________

Заведующий отделом (Ф.И.О.)____________

Руководитель практики (Ф.И.О.)___________

2. В каком году оно было создано.

3. Какие профессиональные задачи призвано решать данное учреждение.

4. В чем специфика данного учреждения.

5. Какова модель деятельности данного учреждения:

– структура управления

– кадровое обеспечение (штатное расписание, количество специалистов, текучесть кадров)

– наличие социально-педагогической службы (педагог социальный, психолог, педагог-организатор внеклассной деятельности, методисты, дефектологи, юрист).

– принципы организации деятельности

– наличие традиций в педагогическом и детском коллективе

– обслуживающий персонал и наличие обслуживающих структур (кухня, прачечная, транспорт, охрана).

6. Контингент воспитанников общеобразовательного и детско-сиротского учреждения

– общее количество детей;

– количество детей по возрастным и половым показателям;

– категории детей:

а) дети, родители которых лишены родительских прав – количество и %;

б) дети одиноких родителей, не воспитывающих своих детей – количество и %;

в) дети, родители которых отказались от родительских прав при рождении ребенка – количество и %;

г) дети, родители которых находятся в местах лишения свободы – количество и %;
д) сироты – количество и %;

ж) иные причины – количество и %.

– наиболее типичные педагогические проблемы детей;

– наличие детей с диагнозом задержки психического развития;

– сколько детей–сирот из общего количество посещает общеобразовательные школы;

– сколько детей из общего количества посещает внешкольные учреждения и какие;

– количество детей, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних;

– наличие братьев и сестер.

4. Социальное окружение общеобразовательной школы и детского дома, наличие факторов «риска».

5. Социально-педагогический потенциал учреждения (возраст, образовательный и половой ценз в единицах персонала, наличие педагогов, проработавших более 5 лет, боле 10 лет, наличие методической базы для успешной реализации педагогических задач), какие образовательные и развивающие программы реализуются на базе данного учреждения.

6. Должностные и функциональные обязанности социального педагога в данном типе учреждения.

7. Перечень документов, регламентирующих деятельность социального педагога.

8. Источники финансирования

– государственные дотации;

– шефская помощь;

– помощь со стороны общественных организаций и благотворительных фондов;

– частная благотворительная инициатива;

– самостоятельная производительная деятельность;

– другие источники.

9. Межинституциональные связи данного учреждения

– контакты с другими учреждениями системы образования (школы, внешкольные учреждения, ПТУ, центрами социально-педагогической помощи семье и ребенку и др.)

– связи с общественными и благотворительными организациями (содержание и формы).

10. Какие социально-педагогические новации характерны для данного учреждения.

11. Наличие «слабых» звеньев в системе работы данного учреждения.

12. Ваши предложения по совершенствованию социально-педагогической работы данного учреждения.


Приложение 3

Форма ведения ежедневных записей в дневнике
(по данной форме или свободная)

Дата Социально значимые события Банк ситуаций успеха Ошибки и неудачи Выводы
         

 

Приложение 4

 

Содержание работы студента на практике по психологии

 

Примерное содержание:

 

Дни недели (дата) Направления деятельности Время работы
Понедельник   Знакомство с базой. Беседа с администрацией учреждения. Знакомство с сотрудниками социально-психологической службы. Перспективное планирование работы на практике. 9.00-15.00
Вторник   Знакомство с коллективом класса. Проведение беседы с классным руководителем о ребятах в классе. Изучение документации психолога. 8.00-14.00
Среда   Изучение документации психолога. Посещение уроков. Знакомство со школьной документацией (классным журналом, личными делами учащихся). 9.00-15.00
Четверг   Проведение психологического анализа уроков.   8.00-14.00
Пятница   Проведение наблюдение за вниманием и памятью. Посещение уроков. 9.00-15.00
Суббота   Обработка и оформление изученных характеристик. 9.00-15.00

 


Приложение 5

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.186.218 (0.05 с.)