Гуманистические концепции личности. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гуманистические концепции личности.



ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

П Р О Г Р А М М А

ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ – 050706 «ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ»

Воронеж 2011

Худякова Т.Л., Аврамова Т.И.

 

Программа государственного междисциплинарного экзамена по специальности 050706 Педагогика и психология. – Воронеж, ВГПУ, 20011. – 29 с.

 

Одобрено кафедрой общей и педагогической психологии (протокол заседания кафедры от). Рекомендовано для студентов Вороежского педагогического университета, обучающихся по специальности 050706 Педагогика и психология.

 

Воронежский педагогический

университет, 2011

Содержание

Предисловие………………………………………………………...……………. 5

 

Программа экзамена. Общепрофессиональные дисциплины………………… 6

 

Рекомендуемая литература……………………………………………………… 17

 

Вопросы для подготовки к государственному междисциплинарному экза-

 

мену………………………………………………………………………………. 19

 

Практические задания к государственному междисциплинарному экзамену.. 21

 

ПРОГРАММА ЭКЗАМЕНА

ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Предисловие

Государственные междисциплинарный экзамен по специальности 050706 «Педагогика и психология» включает основные общепрофессиональные дисциплины и дисциплины специализации.

Главной целью государственного междисциплинарного экзамена является проверка знаний, навыков, умений студентов по различным аспектам социально-психологической работы, психологического консультирования и психологической помощи.

В соответствии с государственным стандартом высшего профессионального образования будущий специалист должен быть готов к индивидуальным и групповым формам психологической помощи дошкольникам, младшим школьникам, подросткам, лицам юношеского возраста, взрослым. Должен уметь провести консультацию с родителями детей и учащихся. Должен уметь оказать помощь себе самому.

Основные задачи экзамена:

- закрепить полученные знания, теоретическую компетентность студентов по изученным профессиональным психологическим дисциплинам;

- развить и закрепить навыки глубокого, творческого и всестороннего анализа и изложения научной, методической и другой литературы по учебным дисциплинам;

- научить студентов практически применять полученные теоретические знания в практике психологического консультирования и социально-психологической деятельности, то есть формировать практические прикладные компетентности.

Программа определяет минимум содержания общепрофессиональных учебных дисциплин, которые должны изучить студенты в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.

Программа предназначена для оказания помощи студентам при самостоятельной работе по изучению психологических дисциплин, а также при подготовке и сдаче государственного междисциплинарного экзамена.

 

Общая психология

Психология как наука. Психика как предмет психологии. Принципы психологии. В.Вундт как основатель современной научной экспериментальной психологии. Психология сознания как высшей специфически человеческой формы отражения действительности. Признаки и свойства сознания. Определение, функции, эмпирические характеристики сознания. Интроспективный метод. Этапы становления психологии.

Методология и методы современной психологии. Основные принципы познания в современной психологии: принцип детерминизма, принцип целостности, принцип развития, принцип системности, принцип деятельностного подхода, принцип личностного подхода и др.

Основные методы психологии: наблюдение, самонаблюдение, опрос, тестирование, эксперимент, моделирование, анализ продуктов деятельности и др. Лонгитюдный метод и метод поперечных срезов, биографический метод. Психологическая помощь как метод психологического познания.

Первые психологи-экспериментаторы. Фр.Гальтон как основатель тестового метода в психологии. Основные требования к тестам\ стандартизация, валидность, надежность\.

Тесты на диагностику личности: психометрические \опросники\ и проективные \вербальные и невербальные\.

 

Когнитивная психология.

Познание и отражение. Опосредование в познавательной деятельности.

Ощущение и восприятие. Познание и отражение. Ощущения, понятия, классификации. Чувствительность, пороги ощущений. Психофизика ощущений. Понятия чувствительности, абсолютного и дифференциального порогов ощущений. Адаптация, сенсибилизация, синестезия.

Восприятие, понятие, основные свойства, феноменология. Виды восприятия. Отличие восприятия от ощущений. Основные свойства образа восприятия: предметность, константность, целостность, категориальность, структурность, осмысленность. Активность восприятия и явление апперцепции. Научение в восприятии.

Симультанность, сукцессивность перцептивного процесса. Предмет и фон восприятия, «законы гештальта» в восприятии, то есть факторы, определяющие интеграцию ощущений в целостные зрительные образы: близость воспринимаемых элементов друг к другу, их сходство, естественное продолжение и замкнутость. Восприятие пространства. Зрительные иллюзии. Отличие иллюзий от галлюцинаций. Восприятие времени, иллюзии времени. Восприятие движений. Константность и предметность восприятия. Особенности социальной перцепции.

Наблюдение как метод исследования, как особый вид восприятия. Основные признаки наблюдения: целенаправленность, системность. Наблюдательность как свойство личности как профессионально-важное качество психолога.

Внимание. Виды, свойства внимания, их жизненные показатели. Показатели продуктивности внимания. Факторы, влияющие на продуктивность параметров внимания. Непроизвольное внимание. Факторы, вызывающие непроизвольное внимание. Характеристики непроизвольного внимания. Произвольное внимание, характеристики, связь с речью. Линии развития натурального и культурного внимания. Эксперименты А.Н.Леонтьева. Процесс формирования опосредованного внимания у детей, эксперименты Л.С.Выготского. Послепроизвольное внимание. Предвнимание, по У.Найсеру

Внимание и возраст. Законы гетерохронности, механизм компенсации. Методы исследования внимания: косвенные наблюдения, методика Шульте, корректурные таблицы.

Память. Основные процессы памяти. Произвольная память как высшая психическая функция. Понятие ассоциации и их основные виды.

Виды памяти. Основные факты и закономерности психологии памяти. Классификации видов памяти: 1\по времени хранения\кратковременная, долговременная\; 2\по видам модальностей, 3\произвольная и непроизвольная.

Процесс запоминания. Произвольное, непроизвольное запоминание. Эксперименты П.И.Зинченко, А.А.Смирнова. Установки на запоминание. Механическая, логическая память. Факторы произвольного запоминания. Влияние материала на процесс запоминания, по У.Флоресу. Реминисценция как феномен улучшения памяти на второй день после заучивания.. Мнемические приемы в процессе запоминания.

Воспроизведение, виды. Забывание и сохранение. Факторы забывания. Влияние фактора «место в списке» на процесс забывания, по П.Линдсею и Д.Норману. Время и интерференция как причины забывания. Виды памяти: иконическая, кратковременная, долговременная. Объем, продолжительность разных видов памяти. Качественные особенности забывания, эмоциональные факторы забывания по З.Фрейду. «Кривая забывания» Г.Эббингауза. Оперативная память. Типы памяти, индивидуальные особенности памяти, их качественные и количественные характеристики, их учет в обучающей деятельности.

Развитие и тренировка памяти. Понятие дивергентности непосредственного и опосредованного запоминания у детей по А.Н.Леонтьеву. Мнемические действия как сущность развития произвольной смысловой памяти. Показатели продуктивности памяти. Условия и приемы эффективного запоминания; приемы улучшения памяти.

Память и возраст. Продуктивность, закономерности мнемических процессов на разных возрастных стадиях. Закон гетерохронности, фактор компенсации.

Методы диагностики памяти: методика «Заучивание 10-ти слов» А.Р.Лурия \кратковременная память, долговременная, динамика запоминания\. Аномалии памяти. Значение памяти в жизни и деятельности человека, в обучении, воспитании, общении с людьми.

 

Мышление. Предмет и методы исследования в психологии мышления. Мышление как обобщенное и опосредованное отражение действительности в ее существенных свойствах и отношениях. Мышление как процесс активного, творческого познания и преобразования действительности. Виды мышления, классификации. Теоретическое и практическое мышление. Понятийное, наглядно-образное, наглядно-действенное. Особенности и сфера применения каждого подвида.

Изучение мышления как познавательного процесса. Основные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, аналогия, обобщение, абстракция, классификация, систематизация, конкретизация. Основные мыслительные действия: понятие, суждение, умозаключение, рассуждение. Индукция и дедукция. Функции мышления \познавательная, целеполагания, рефлексии, антиципации\. Этапы процесса мышления.

Связь мышления с решением задач, его нацеленность на открытие нового знания. Проблемная ситуация, задача. Психологический анализ решения задач, факторы, влияющие на процесс решения, по А.Н.Леонтьеву, Ю.Б.Гиппенрейтер.

Понятие интеллекта, по Ж.Пиаже. Структура интеллекта. Устойчивость и изменчивость показателей интеллектуального развития. Вербальный, невербальный интеллект.

Мотивы мышления. Готовность к мышлению. Развивающее обучение, «зона ближайшего развития». «Методика успеха». Индивидуальные различия в мыслительных способностях. Качества ума, по З.И.Калмыковой. Уровни обучаемости. Ригидность ума. Развитие мышления. Развитие понятийного мышления. Стадии развития интеллекта, по Ж.Пиаже. Стадии сенсомоторного интеллекта, дооперационного мышления, конкретных и формальных мыслительных операций. Качества детского мышления. Исследование процесса формирования понятий, по Л.С.Выготскому. Интериоризация как основной механизм формирования высших психических функций, в частности, мышления.

Творческое, критическое мышление. Факторы, способствующие и препятствующие творческому мышлению человека.

Мышление и речь. Функции речи. Генетические корни мышления и речи. Линия развития мышления и речи в филогенезе и онтогенезе. Внутренняя речь как сокращенная форма речи; структура, функции. Смысл и значение слов. Эгоцентрическая речь ребенка, по Л.С.Выготскому, Ж.Пиаже.

Нарушения мышления: 1\снижение уровня обобщения; 2\искажения мышления: эмоциональная деструкция мышления, резонерство, разноплановость мышления, нарушения критичности мышления, по Б.В.Зейгарник.

Методы диагностики мышления \методики «Сравнение понятий», «Аналогии», «Исключение лишнего», «Метафоры». Диагностика мыслительной операции обобщения, способности выделять существенный признак, мыслительной операции аналогии, способности к пониманию и передаче смысла слов, фраз, в том числе, переносного смысла. Стандартизированные и нестандартизированные методы диагностики мышления.

 

Теория деятельности, концепция А.Н.Леонтьева. Развивающие виды деятельности: развивающие игры, учебная деятельность. Деятельность субъекта как «единица» психологического анализа личности.

Общее представление о способностях. Общие и специальные способности. Развитие способностей. Требования к деятельности, формирующей и развивающей способности: творческость, оптимальный уровень трудности, поддержание интереса, нужной мотивации и положительного эмоционального настроя ребенка к данному виду деятельности.

 

Эмоции и чувства. Эмоции, понятие; основные особенности; функции. Роль и значение эмоций. Виды эмоций. Психические состояния, классификация состояний; функции состояний.

Состояние стресса, понятие. Факторы, обуславливающие стресс. Естественные, искусственные стрессоры, кратковременного, длительного действия. Изменение поведения при стрессе. Стресс и соматические заболевания. Индивидуальные особенности состояния стресса. Связь особенностей личности с силой и длительностью стресса. Зависимость стресса от интенсивности мотивов, степени профессиональной подготовленности и психологической устойчивости личности. Эмоциональная устойчивость, понятие. Связь с силой нервной системы и уравновешенностью, с эффективностью механизмов регуляции, с мотивационным фактором. Методы диагностики стресса. Возможности психологической поддержки при разного рода стрессовых состояниях. Возможности саморегуляции, самопомощи при стрессе.

Воля и произвольность. Воля как высший уровень регуляции.

 

Проблема личности в психологии.

Проблема личности в психологии. Теория личности; отечественный подход. Индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность. Потребности и мотивация. Генотипическое и фенотипическое, биологическое и социальное в индивидуальном развитии человека. Свойства, структуры и типологии личности.

Личность как система отношений: Леонтьев А. Н., Рубинштейн С. Л., Мясищев В. Н., Ананьев Б. Г., Асмолов А. Г.

Проблема темперамента в психологии. Типы нервной системы, типы темперамента, свойства темперамента: сензитивность, реактивность, резистентность, ригидность, экстра-интровертированность Павлов И.П., Небылицын В.Д. Современные отечественные представления о структуре темперамента\ Русалов В.М.\.

Проблема характера в психологии. Характер как система наиболее устойчивых черт, проявляющих себя в поведении, различных видах деятельности, общении. Типологии характеров. Типология акцентуированных характеров по А.Е.Личко, по К.Леонгарду. Методы исследования характера. Проблема коррекции характера.

Проблема ценностных ориентаций в психологии. Базовые психологические потребности и ценности. Механизмы усвоения ценностей. Иерархия ценностей. Ценностные ориентации личности как объект психологического воздействия. Методы изучения системы ценностей человека. Профессиональные ценности и направленность личности психолога.

 

Введение в западные теоретические системы личности. Описательные подходы. Теории личностных черт: Айзенк, Р.Кеттел, Роттер и др.

З.Фрейд и психоанализ. Бессознательный уровень психики\ид как регулятор поведения и эмоций. Содержание уровня ид или бессознательной мотивации; либидозные и агрессивные импульсы ид. Основные понятия психоанализа. Структура личности по З.Фрейду. Уровни ид, эго, супер-эго.

Ид - его содержание, функции, характеристики, принцип удовольствия как принцип функционирования ид.

Эго - содержание, основная цель, принцип реальности как основной принцип функционирования эго. Механизмы взаимодействия с уровнем ид.

Супер-эго - содержание, функции, формирование, закономерности развития собственного внутренного нравственного контроля\совести. Механизм взаимодействия супер-эго с эго и ид.

Сильные стороны концепции личности З.Фрейда; критика.

Психоанализ о защитных механизмах личности. Защитные механизмы эго, - это бессознательные искажения оценки реальности и себя с целью снижения тревожности и контроля импульсов ид. Формы проявления психологических защит личности. Методы изучения психологических защит.

К.Юнг и его аналитическая психология. Новое понятие бессознательного: личное, коллективное. Архетипы. Типология характера по К.Юнгу. Типы: экстраверт-интроверт мыслительный, чувственный, ощущающий, интуитивный.

 

Педагогическая психология

Предмет и задачи педагогической психологии. Концепции педагогического процесса и психологические основания.

Психология воспитания. Психология обучения. Концепции обучения и их психологические основания. Учебная деятельность. Мотивы учения. Соотношение обучения и воспитания. Соотношение обучения и развития. Основные теоретические подходы к решению данной проблемы: идея независимости детского развития от процессов обучения; понимание обучения как развития; своеобразная взаимосвязь обучения и развития. Вклад Л.С.Выготского в решение данной проблемы. Зона актуального развития и зона ближайшего развития.

Проблемное обучение. Проблемная ситуация и основные способы ее решения.

Профессиональная подготовка и личностное развитие учителя. Педагогическая деятельность: мотивы, структура, стили, способности. Психологические основы организации педагогической деятельности. Профессиональные задачи деятельности педагога. Психология педагогического воздействия. Приемы и техника управления учащимися на уроке. Профессиональная компетентность и ее формирование. Профессиональная мотивация и стиль педагогической деятельности.

Психология педагогического коллектива.

 

Социальная психология

Предмет и методы социальной психологии. Малая группа, основные параметры и структуры. Групповая совместимость, групповая сплоченность, принятие группового решения, эффективность групповой деятельности. Феномены межгруппового взаимодействия. Механизмы развития группы, проблема группового давления, конформизм. Модели развития групп. Управление малой группой.

Феномены больших социальных групп. Проблема группового сознания. Психология массовидных явлений.

Психология общения. Содержание, цели и средства общения. Формы, функции, виды и уровни общения. Основные закономерности общения. Воздействие в процессе общения.

Социально-психологическая характеристика личности. Понятие гендерной роли. Идеалы. Социализация и адаптация. Социальные установки личности. Социально-психологическая диагностика и прогнозирование социального поведения человека.

Конфликт, функции, структура и динамика конфликта. Методы разрешения конфликта. Стратегии разрешения конфликтных ситуаций \К.Томас\: соперничество, сотрудничество, компромисс, приспособление, избегание.

 

Психодиагностика

Предмет, объект, история и задачи психодиагностики. Понятие методики, теста как стандартизированной измерительной процедуры. Основные диагностические подходы. Классификации психодиагностических методик. Этапы исследования. Психологический диагноз, заключение. Объекты диагноза. Уровни диагноста. Психологический прогноз. Функции методик и тестов. Психометрические критерии научности психодиагностических методик: валидность, надежность, дискриминативность, репрезентативность. Стандартизированные и нестандартизированные диагностические методики. Основные этапы обработки результатов диагностики. Тестовые нормы. Интерпретация материала, требования к психологическому заключению.

Профессионально-этические нормы работы психолога. Планирование психодиагностической работы.

Методики психодиагностики личности: 1\психометрические стандартизированные\опросники\, 2\проективные преимущественно нестандартизированные\вербальные, невербальные\. Многофакторные личностные опросники: опросник Р.Кеттелла\взрослый и детский варианты\, опросник СМОЛ\СМИЛ, опросники на диагностику акцентуаций личности \Леонгарда, Шмишека\, тест ПДО. Проективные методики: невербальные – рисуночные методики, тест М.Люшера; вербальные – «Незаконченные предложения» Сакса, Леви, Форера\детский вариант\, «Анализ ранних воспоминаний»А.Адлера, тест Розенцвейга\взрослый и детский варианты\, Тематический Апперцептивный Тест Г.Меррея, Л.Беллака\взрослый и детский варианты\.

Методики диагностики познавательных процессов, интеллекта. Тест \11 субтестов\ на диагностику интеллекта с расчетом коэффициента интеллекта – тест Векслера \взрослый и детский варианты\. Комплекс психодиагностических методик, направленных на выявление отклонений в познавательных процессах \патопсихологический эксперимент\:1\ внимание -методика Шульте, «Отсчитывание»; 2\ память – «Заучивание 10 слов» А.Р.Лурия, «Опосредованное запоминание» А.Н.Леонтьева, «Пиктограммы» А.Р.Лурия; 3\ мышление – «Сравнение понятий», «Исключение лишнего», «Аналогии», «Метафоры».

 

Психотерапия

Теоретические основы психотерапии – психоаналитическая концепция, гуманистические концепции, телесно-ориентированная концепция, гештальттерапевтическая концепция. Диалогическая сущность психотерапевтического процесса. Психологическая модель психотерапии. Психологические механизмы терапевтического эффекта. Техники и средства психотерапевтического воздействия. Позиция терапевта по отношению к клиенту в русле гуманистической психотерапии. Групповые\тренинговые и индивидуальные формы психотерапии.

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАНИЯ К ВОПРОСАМ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ».

ДОШКОЛЬНИКИ

1. Молодые родители жалуются на непослушание своего 3-х-летнего ребенка. Он слишком активный, подвижный, упрямый, настаивает на своем. Любые запреты вызывают у него протест, просьбы и уговоры не действуют. Не хочет подчиняться семейным правилам: отказывается обедать совместно со всеми, убирать игрушки; рвет книжки, пытается ударить родителей. Супруги просят дать совет как заставить ребенка слушаться.

- Проанализировать проблемную ситуацию. Дать рекомендации родителям.

 

2. Одинокая мама испытывает сомнения в правильности воспитания своей 5-ти-летней дочери. Девочка посещает школу бальных танцев, учится рисованию, изучает английский язык и курсы подготовки к школе. Причем занимается везде с удовольствием. У мамы нет возможности водить ребенка на занятия, поэтому ее сопровождает бабушка, которая жалуется на слишком сильную загруженность девочки серьезными занятиями. Мама просит дать рекомендации по дальнейшему развитию ребенка, в частности, по соответствию нагрузки возрасту ребенка.

- Проанализировать проблемную ситуацию. Дать рекомендации маме.

 

3. Ребенок старшего дошкольного возраста болезненный, не посещает детский сад, почти не гуляет во дворе со сверстниками, любит находиться дома и играть один. Родители испытывают затруднение в подготовке ребенка к школе и просят объяснить им, как лучше подготовить его к школьному обучению.

- Проанализировать проблемную ситуацию дошкольника. Дать рекомендации родителям.

 

4. Обратилась к психологу молодая мама по поводу «трудного» характера своей дочки, которой 2,5 года. Пример \один из\ конфликтной ситуации: дочка бросает \не роняет\ чашку на пол на кухне. Ей так захотелось\каприз\. При этом присутствует папа. Он говорит жене: «Убери! Что тебе трудно?»

- Заключение и рекомендации психолога клиентке-маме по предъявленной проблемной ситуации.

 

5. Молодая мама обратилась к психологу по поводу «трудного» характера своего 4-х-летнего сына. Пример конфликтной ситуации: мальчик увидел в киоске новую машинку и начал настойчиво просить, чтобы ему ее купили. Машинка стоила недешево. Дома у него много машинок. Мама объяснила ему, что сейчас купить не может. Но он всю дорогу домой шел и упрямо твердил \маме\: «Машинку! Машинку! Машинку…»

- Заключение и рекомендации психолога клиентке-маме по предъявленной проблемной ситуации.

 

6. К психологу обратилась мама 5-ти летней девочки, удочеренной за год до этого, с запросом – как ей реагировать на вопросы девочки, относящиеся к событиям раннего детства: «как они ходили в лес вместе с тетей, когда она была маленькая». Родная мать девочки была лишена родительских прав, и ребенок был помещен в возрасте 3-х лет в Дом ребенка. Отрывочные воспоминания о прежней жизни сопровождаются у девочки печалью. Приемная мама переживает, что для девочки очень значимо связать свою нынешнюю ситуацию с сохранившимися смутными воспоминаниями о прошлом.

- Заключение и рекомендации психолога клиентке-маме по предъявленной проблемной ситуации.

 

МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ

7. Учительница начальных классов обеспокоена тем, что у мальчика второклассника не складываются нормальные взаимоотношения с другими детьми. С ним не хотят сидеть за одной партой, не общаются на переменах, обзывают его, смеются над его внешним видом (ребенок ходит в школу недостаточно опрятным). Мальчик обижается, кидается драться, кусается, иногда плачет.

- Проанализировать проблемную\конфликтную ситуацию ученика. Дать рекомендации.

 

8. Школьный психолог в ходе планового обследования (наблюдение, анкетирование и др.) выявил нарушение взаимоотношений ученика 3-го класса с учителем. Ребенок нестандартный, одаренный, на уроках скучает, развлекается, комментируя действия учителя. Учитель раздражается, ставит двойки в журнал за поведение, снижает оценки за ответ. Опишите адекватные действия психолога. Дать рекомендации.

 

9. В четвертый класс пришла новая ученица с яркой, привлекательной внешностью. Девочки класса не приняли ее, спрятали портфель, закрыли в классе, толкнули в лужу и т.д. Родители обратились за помощью к школьному психологу, т.к. девочка отказывается ходить в школу.

- Проанализировать проблемную\конфликтную ситуацию ученицы. Дать рекомендации.

 

 

10. Мама третьеклассника жалуется на неуспеваемость ребенка по основным предметам. По словам мамы мальчик отставал в развитии от сверстников, поздно начал говорить, особые трудности испытывал со счетом. Мама затрудняется оказать помощь ребенку, просит дать рекомендации.

- Проанализировать проблемную ситуацию ученика. Дать рекомендации.

 

11. Учительница жалуется, что не может сформировать школьные навыки у первоклассника. Он не усидчив, ходит по классу во время урока, не слушает заданий и не выполняет их ни дома, ни в классе. С нетерпением ждет перемены, с удовольствием играет с одноклассниками в подвижные игры и машинки.

- Проанализировать проблемную ситуацию. Дать рекомендации.

 

12.Проблемная ситуация \обратилась мама\: девочка 9 лет, 2-й класс прогимназии \престижная школа, проходили вступительные испытания\. Учится отлично,- что является показателем высокого уровня умственных способностей, познавательной мотивации и сформированной произвольности. Их учительница перешла в другую школу. Проблема в том, что девочка в течение нескольких недель не хочет идти в школу \ октябрь-ноябрь месяц\. Девочка долго не может уснуть \мама сидит с ней до 2-3-х часов ночи\, после чего она утром либо не идет на занятия, либо идет в плохом состоянии. Снятся тревожные сны.

- Проанализировать проблемную ситуацию ученицы 2-го класса. Дать рекомендации.

 

ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

П Р О Г Р А М М А

ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ – 050706 «ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ»

Воронеж 2011

Худякова Т.Л., Аврамова Т.И.

 

Программа государственного междисциплинарного экзамена по специальности 050706 Педагогика и психология. – Воронеж, ВГПУ, 20011. – 29 с.

 

Одобрено кафедрой общей и педагогической психологии (протокол заседания кафедры от). Рекомендовано для студентов Вороежского педагогического университета, обучающихся по специальности 050706 Педагогика и психология.

 

Воронежский педагогический

университет, 2011

Содержание

Предисловие………………………………………………………...……………. 5

 

Программа экзамена. Общепрофессиональные дисциплины………………… 6

 

Рекомендуемая литература……………………………………………………… 17

 

Вопросы для подготовки к государственному междисциплинарному экза-

 

мену………………………………………………………………………………. 19

 

Практические задания к государственному междисциплинарному экзамену.. 21

 

ПРОГРАММА ЭКЗАМЕНА

ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Предисловие

Государственные междисциплинарный экзамен по специальности 050706 «Педагогика и психология» включает основные общепрофессиональные дисциплины и дисциплины специализации.

Главной целью государственного междисциплинарного экзамена является проверка знаний, навыков, умений студентов по различным аспектам социально-психологической работы, психологического консультирования и психологической помощи.

В соответствии с государственным стандартом высшего профессионального образования будущий специалист должен быть готов к индивидуальным и групповым формам психологической помощи дошкольникам, младшим школьникам, подросткам, лицам юношеского возраста, взрослым. Должен уметь провести консультацию с родителями детей и учащихся. Должен уметь оказать помощь себе самому.

Основные задачи экзамена:

- закрепить полученные знания, теоретическую компетентность студентов по изученным профессиональным психологическим дисциплинам;

- развить и закрепить навыки глубокого, творческого и всестороннего анализа и изложения научной, методической и другой литературы по учебным дисциплинам;

- научить студентов практически применять полученные теоретические знания в практике психологического консультирования и социально-психологической деятельности, то есть формировать практические прикладные компетентности.

Программа определяет минимум содержания общепрофессиональных учебных дисциплин, которые должны изучить студенты в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.

Программа предназначена для оказания помощи студентам при самостоятельной работе по изучению психологических дисциплин, а также при подготовке и сдаче государственного междисциплинарного экзамена.

 

Общая психология

Психология как наука. Психика как предмет психологии. Принципы психологии. В.Вундт как основатель современной научной экспериментальной психологии. Психология сознания как высшей специфически человеческой формы отражения действительности. Признаки и свойства сознания. Определение, функции, эмпирические характеристики сознания. Интроспективный метод. Этапы становления психологии.

Методология и методы современной психологии. Основные принципы познания в современной психологии: принцип детерминизма, принцип целостности, принцип развития, принцип системности, принцип деятельностного подхода, принцип личностного подхода и др.

Основные методы психологии: наблюдение, самонаблюдение, опрос, тестирование, эксперимент, моделирование, анализ продуктов деятельности и др. Лонгитюдный метод и метод поперечных срезов, биографический метод. Психологическая помощь как метод психологического познания.

Первые психологи-экспериментаторы. Фр.Гальтон как основатель тестового метода в психологии. Основные требования к тестам\ стандартизация, валидность, надежность\.

Тесты на диагностику личности: психометрические \опросники\ и проективные \вербальные и невербальные\.

 

Когнитивная психология.

Познание и отражение. Опосредование в познавательной деятельности.

Ощущение и восприятие. Познание и отражение. Ощущения, понятия, классификации. Чувствительность, пороги ощущений. Психофизика ощущений. Понятия чувствительности, абсолютного и дифференциального порогов ощущений. Адаптация, сенсибилизация, синестезия.

Восприятие, понятие, основные свойства, феноменология. Виды восприятия. Отличие восприятия от ощущений. Основные свойства образа восприятия: предметность, константность, целостность, категориальность, структурность, осмысленность. Активность восприятия и явление апперцепции. Научение в восприятии.

Симультанность, сукцессивность перцептивного процесса. Предмет и фон восприятия, «законы гештальта» в восприятии, то есть факторы, определяющие интеграцию ощущений в целостные зрительные образы: близость воспринимаемых элементов друг к другу, их сходство, естественное продолжение и замкнутость. Восприятие пространства. Зрительные иллюзии. Отличие иллюзий от галлюцинаций. Восприятие времени, иллюзии времени. Восприятие движений. Константность и предметность восприятия. Особенности социальной перцепции.

Наблюдение как метод исследования, как особый вид восприятия. Основные признаки наблюдения: целенаправленность, системность. Наблюдательность как свойство личности как профессионально-важное качество психолога.

Внимание. Виды, свойства внимания, их жизненные показатели. Показатели продуктивности внимания. Факторы, влияющие на продуктивность параметров внимания. Непроизвольное внимание. Факторы, вызывающие непроизвольное внимание. Характеристики непроизвольного внимания. Произвольное внимание, характеристики, связь с речью. Линии развития натурального и культурного внимания. Эксперименты А.Н.Леонтьева. Процесс формирования опосредованного внимания у детей, эксперименты Л.С.Выготского. Послепроизвольное внимание. Предвнимание, по У.Найсеру

Внимание и возраст. Законы гетерохронности, механизм компенсации. Методы исследования внимания: косвенные наблюдения, методика Шульте, корректурные таблицы.

Память. Основные процессы памяти. Произвольная память как высшая психическая функция. Понятие ассоциации и их основные виды.

Виды памяти. Основные факты и закономерности психологии памяти. Классификации видов памяти: 1\по времени хранения\кратковременная, долговременная\; 2\по видам модальностей, 3\произвольная и непроизвольная.

Процесс запоминания. Произвольное, непроизвольное запоминание. Эксперименты П.И.Зинченко, А.А.Смирнова. Установки на запоминание. Механическая, логическая память. Факторы произвольного запоминания. Влияние материала на процесс запоминания, по У.Флоресу. Реминисценция как феномен улучшения памяти на второй день после заучивания.. Мнемические приемы в процессе запоминания.

Воспроизведение, виды. Забывание и сохранение. Факторы забывания. Влияние фактора «место в списке» на процесс забывания, по П.Линдсею и Д.Норману. Время и интерференция как причины забывания. Виды памяти: иконическая, кратковременная, долговременная. Объем, продолжительность разных видов памяти. Качественные особенности забывания, эмоциональные факторы забывания по З.Фрейду. «Кривая забывания» Г.Эббингауза. Оперативная память. Типы памяти, индивидуальные особенности памяти, их качественные и количественные характеристики, их учет в обучающей деятельности.

Развитие и тренировка памяти. Понятие дивергентности непосредственного и опосредованного запоминания у детей по А.Н.Леонтьеву. Мнемические действия как сущность развития произвольной смысловой памяти. Показатели продуктивности памяти. Условия и приемы эффективного запоминания; приемы улучшения памяти.

Память и возраст. Продуктивность, закономерности мнемических процессов на разных возрастных стадиях. Закон гетерохронности, фактор компенсации.

Методы диагностики памяти: методика «Заучивание 10-ти слов» А.Р.Лурия \кратковременная память, долговременная, динамика запоминания\. Аномалии памяти. Значение памяти в жизни и деятельности человека, в обучении, воспитании, общении с людьми.

 

Мышление. Предмет и методы исследования в психологии мышления. Мышление как обобщенное и опосредованное отражение действительности в ее существенных свойствах и отношениях. Мышление как процесс активного, творческого познания и преобразования действительности. Виды мышления, классификации. Теоретическое и практическое мы<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.130.31 (0.005 с.)