Цели и задачи модульной программы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цели и задачи модульной программы



МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Р-ЭЛЕМЕНТЫ VI ГРУППЫ

 

 

 


МОДУЛЬ 0

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МОДУЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 

 

Изучив данную программу, студент должен знать:

- электронное строение атомов р-элементов VI группы,

- важнейшие степени окисления р-элементов VI группы,

- валентность атомов в ковалентных соединениях,

- изменение в группе атомных характеристик (атомный радиус, энергия ионизации, сродство к электрону, электроотрицательность),

- нахождение в природе,

- физические и химические свойства простых веществ,

- получение и свойства соединений кислорода,

- получение и свойства соединений серы.

 

Изучив данную программу, студент должен уметь:

- выявлять и объяснять закономерности в изменении свойств простых веществ и важнейших соединений р-элементов VI группы,

- проводить лабораторные опыты по получению и изучению свойств кислорода, серы, и их важнейших соединений.

 

МОДУЛЬ 1

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА р-ЭЛЕМЕНТОВ VI ГРУППЫ

 

УЭ-0. Цели и задачи модуля.

Изучив данный модуль, студент должен знать:

- электронное строение атомов р-элементов VI группы, особенности строения атома кислорода,

- закономерности изменения в VIА группе следующих свойств атомов:

- радиус атома,

- энергия ионизации,

- сродство к электрону,

- относительная электроотрицательность,

- степени окисления и валентные состояния атомов, примеры соединений,

- зависимость кислотно-основных и окислительно-восстановительных свойств соединений от степени окисления элемента,

- нахождение р-элементов VI группы в природе.

 

Изучив данный модуль, студент должен уметь:

- исходя из электронного строения атомов объяснять наличие определенных степеней окисления и валентных состояний,

- объяснять закономерности изменения атомных характеристик в VIА группе,

- давать общую характеристику соединениям р-элементов VI группы, исходя из степеней окисления атомов,

- характеризовать важнейшие соединения кислорода – оксиды и гидроксиды,

- сопоставлять кислотно-основные и окислительно-восстановительные свойства соединений р-элементов VI группы в зависимости от степени окисления элемента и устойчивости соединений.

 

УЭ-1. Вводный контроль.

Задание 1. Изобразить электронно-графические формулы внешнего электронного уровня атомов р-элементов VI группы. Чем принципиально отличается электронное строение атома кислорода?

Задание 2. Как зависит атомный радиус от порядкового номера элементов в VIА группе? Какое влияние оказывает лантаноидное сжатие?

 

 

Таблица 1

Атомные характеристики р-элементов VI группы

  r орб., нм I 1, эВ E, эВ ОЭ
O 0,045 13,61 1,47 3,5
S 0,081 10,36 2,08 2,5
Se 0,092 9,75 2,02 2,4
Te 0,111 9,01 1,97 2,1
Ро 0,121 8,43   2,0

 

Задание 3. В VIА группе наблюдается монотонное изменение энергии ионизации и электроотрицательности. В то же время в изменении сродства к электрону проявляется резкое отличие кислорода. Как это можно объяснить?

Задание 4. Первая энергия ионизации атома бора равна 8,30 эВ, атома бериллия 9,32 эВ. Сравните с энергией ионизации атома полония. Можно ли на основе этих данных отнести полоний к металлам?

 

УЭ-2. Степени окисления.

Задание 5. Почему так сильно отличается набор степеней окисления кислорода и серы? Приведите примеры соединений, соответствующих каждой степени окисления в таблице 2.

Таблица 2

Степени окисления кислорода и серы

Степени окисления кислорода Примеры соединений Степени окисления серы Примеры соединений
+2   +6  
+1   +5  
    +4  
–1   +3  
–2   +2  
    +1  
       
    –1  
    –2  

 

Задание 6. Почему соединения с нечетными степенями окисления р-элементов VI группы являются неустойчивыми?

Задание 7. Нечетные, а также дробные степени окисления элементов образуются в соединениях, содержащих цепочки одинаковых атомов. Примером могут служить сульфаны H2Sn. Какие степени окисления принимает сера в этих соединениях, если 2<n< 8?

 

 

УЭ-3. Валентность р-элементов VI группы.

Задание 8. Понимая под валентностью число ковалентных химических связей (число поделенных электронных пар), определите валентность серы в оксидах серы (IV) и (VI).

Задание 9. Сколько валентных электронов в атоме кислорода? Чему равна максимальная валентность кислорода?

 

УЭ-4. Общая характеристика свойств соединений р-элементов VI группы.

Задание 10. Как правило, чем выше степень окисления элемента в кислоте, тем более сильным электролитом является кислота. Выполняется ли это правило для серосодержащих кислот?

Таблица 3

Константы диссоциации некоторых серосодержащих кислот

Формула Степень окисления серы К 1 К 2
H2SO4   >> 1 10–2
H2SO3   10–2 10–7
H2SO5     10–10
H2S2O8   >> 1  
H2S2O6   >> 1  
H2SnO6 (n = 20-13, 6, 5, 4, 3)   >> 1  
H2S2O3   >> 1 10–2
H2S2O4   0,5 10–3
H2S   10–7 10–14
H2S4   10–4 10–7
H2S5   10–4 10–6

 

Задание 11. От серы к полонию наблюдается усиление основных свойств оксидов и гидроксидов. Подтверждается ли это правило данными таблицы 4?

Таблица 4

Константы диссоциации некоторых серо-, селен- и теллурсодержащих кислот

  H2SO3 H2SeO3 H2TeO3 H2SO4 H2SeO4 H6TeO6
К 1 10-2 10-3 10-3 103 103 10-8
К 2 10-8 10-9 10-8 10-2 10-2 10-11

 

Задание 12. По данным таблицы 5 сделайте выводы, как меняется в ряду Н2О–Н2Те: а) длина связи, б) угол между связями, в) энтальпия образования, г) константа диссоциации, д) температуры плавления и кипения. По каким свойствам Н2О резко отличается?

Таблица 5

Состав атмосферы

 

Газ Доля, %
Объемная Массовая
N2 78,09 75,5
O2 20,95 23,10
Ar 0,932 1,286
CO2 0,032 0,046
Ne 1,8∙10–3 1,3∙10–3
He 4,6∙10–4 7,2∙10–5
Kr 1,1∙10–4 2,9∙10–4
N2O 5∙10–5 7,7∙10–5
H2 5∙10–5 7,6∙10–5
O3 2∙10–7 3,3∙10–6

 

МОДУЛЬ 2

ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА

 

УЭ-0. Цели и задачи модуля.

Изучив данный модуль, студент должен знать:

- лабораторные методы получения кислорода,

- важнейшие физические свойства кислорода и серы,

- важнейшие химические свойства кислорода и серы.

 

Изучив данный модуль, студент должен уметь:

- получать в лаборатории кислород и серу.

- проводить лабораторные опыты по изучению свойств кислорода и серы.

 

 

УЭ-1. Вводный контроль.

Задание 1. Аллотропные модификации элемента отличаются структурой и свойствами. Опишите строение молекулы О2, используя метод молекулярных орбиталей, и молекул О3, S8 с помощью метода валентных связей.

 

Таблица 8

МОДУЛЬ 3

СОЕДИНЕНИЯ КИСЛОРОДА

 

УЭ-0. Цели и задачи модуля.

Изучив данный модуль, студент должен знать:

- особенности физических и химических свойств воды,

- получение и свойства кристаллогидратов,

- классификацию оксидов по химическим свойствам,

- химические свойства пероксида водорода и пероксида бария.

 

Изучив данный модуль, студент должен уметь:

- объяснять особые физические свойства воды наличием водородной связи,

- пользоваться диаграммой состояния воды,

- проводить лабораторные опыты по изучению свойств воды, пероксидов и различных оксидов.

 

УЭ-1. Вводный контроль.

Задание 1. Заполните таблицу 9 формулами оксидов элементов первого, второго и третьего периодов.

Таблица 9

Классификация оксидов

Кислотные Основные Амфотерные Несолеобразующие
       

Задание 2. Молекула воды имеет угловую структуру. Угол между связями больше прямого, но меньше тетраэдрического. Объясните этот факт тремя способами: а) связи образованы р-орбиталями атома кислорода, б) орбитали кислорода участвуют в sp3-гибридизации, в) наблюдается отталкивание неподеленных электронных пар.

Задание 3. Прочность связи пропорциональна кратности связи. Сравните прочность связи в молекуле О2 и ионе О22–, используя теорию молекулярных орбиталей.

 

УЭ-2. Свойства воды.

Опыт 9. Получение и свойства кристаллогидратов.

В фарфоровую чашку поместить около 1 г безводного сульфата меди (II) и добавить 2-3 капли воды. Полученную соль прокалить в пламени горелки.

Наличие какого иона придает медному купоросу голубой цвет?

Задание 4. Равновесие лед D вода при увеличении давления смещается в сторону жидкой воды. Объясните этот факт, используя диаграмму состояния воды.

УЭ-3. Пероксид водорода.

Опыт 9. Получение Н2О2.

В колбу вместимостью 50 мл налить 20 мл 5 %-ного раствора H2SO4 и охладить в смеси воды с льдом. Непрерывно взбалтывая содержимое колбы, добавить небольшими порциями около 1 г ВаО2. Декантировать раствор и сохранить для следующего опыта. Какова температура смеси воды с льдом? С какой целью использовалось охлаждение?

Опыт 10. Окислительные свойства Н2О2.

К части полученного раствора Н2О2, содержащего серную кислоту, добавить несколько капель раствора KI. После изменения окраски добавить раствор крахмала.

Опыт 11. Восстановительные свойства Н2О2.

К другой части раствора, полученного в опыте 9, добавить несколько капель разбавленного раствора KMnO4.

Опыт 12. Разложение Н2О2.

а) в пробирку налить концентрированный раствор Н2О2, оставить пробирку в штативе на несколько часов. Как объяснить образование пузырьков газа в пробирке? Назовите два фактора, определяющих неустойчивость Н2О2 в этих условиях;

б) к концентрированному раствору Н2О2 добавить немного MnO2; какова роль диоксида марганца?

 

 

МОДУЛЬ 4

СОЕДИНЕНИЯ СЕРЫ

 

УЭ-0. Цели и задачи модуля.

Изучив данный модуль, студент должен знать:

- особенности физических и химических свойств концентрированного раствора серной кислоты,

- классификацию сульфатов по растворимости,

- окислительно-восстановительные свойства сульфитов,

- классификацию сульфидов по растворимости,

- восстановительные свойства сульфидов.

- получение и окислительно-восстановительные свойства тиосульфатов,

- отношение различных серосодержащих солей к гидролизу.

 

Изучив данный модуль, студент должен уметь:

- объяснять отличия свойств концентрированной и разбавленной серной кислоты,

- оценивать проявление окислительных или восстановительных свойств у различных соединений серы,

- объяснять отношение различных серосодержащих солей к гидролизу,

- проводить лабораторные работы по изучению свойств соединений серы.

 

УЭ-1. Свойства серной кислоты.

Опыт 13. (Тяга!) Взаимодействие серной кислоты с металлами и неметаллами.

Изучить взаимодействие разбавленной и концентрированной H2SO4 с а) металлами: Mg, Zn, Fe, Cu; б) неметаллами: S, C. При отсутствии видимого взаимодействия пробирку с серной кислотой осторожно подогреть. Результаты наблюдений внести в таблицу 10.

Таблица 10

МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Р-ЭЛЕМЕНТЫ VI ГРУППЫ

 

 

 


МОДУЛЬ 0

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МОДУЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 

 

Изучив данную программу, студент должен знать:

- электронное строение атомов р-элементов VI группы,

- важнейшие степени окисления р-элементов VI группы,

- валентность атомов в ковалентных соединениях,

- изменение в группе атомных характеристик (атомный радиус, энергия ионизации, сродство к электрону, электроотрицательность),

- нахождение в природе,

- физические и химические свойства простых веществ,

- получение и свойства соединений кислорода,

- получение и свойства соединений серы.

 

Изучив данную программу, студент должен уметь:

- выявлять и объяснять закономерности в изменении свойств простых веществ и важнейших соединений р-элементов VI группы,

- проводить лабораторные опыты по получению и изучению свойств кислорода, серы, и их важнейших соединений.

 

МОДУЛЬ 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.124.236 (0.14 с.)