Общая характеристика р-элементов VI группы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика р-элементов VI группы



 

УЭ-0. Цели и задачи модуля.

Изучив данный модуль, студент должен знать:

- электронное строение атомов р-элементов VI группы, особенности строения атома кислорода,

- закономерности изменения в VIА группе следующих свойств атомов:

- радиус атома,

- энергия ионизации,

- сродство к электрону,

- относительная электроотрицательность,

- степени окисления и валентные состояния атомов, примеры соединений,

- зависимость кислотно-основных и окислительно-восстановительных свойств соединений от степени окисления элемента,

- нахождение р-элементов VI группы в природе.

 

Изучив данный модуль, студент должен уметь:

- исходя из электронного строения атомов объяснять наличие определенных степеней окисления и валентных состояний,

- объяснять закономерности изменения атомных характеристик в VIА группе,

- давать общую характеристику соединениям р-элементов VI группы, исходя из степеней окисления атомов,

- характеризовать важнейшие соединения кислорода – оксиды и гидроксиды,

- сопоставлять кислотно-основные и окислительно-восстановительные свойства соединений р-элементов VI группы в зависимости от степени окисления элемента и устойчивости соединений.

 

УЭ-1. Вводный контроль.

Задание 1. Изобразить электронно-графические формулы внешнего электронного уровня атомов р-элементов VI группы. Чем принципиально отличается электронное строение атома кислорода?

Задание 2. Как зависит атомный радиус от порядкового номера элементов в VIА группе? Какое влияние оказывает лантаноидное сжатие?

 

 

Таблица 1

Атомные характеристики р-элементов VI группы

  r орб., нм I 1, эВ E, эВ ОЭ
O 0,045 13,61 1,47 3,5
S 0,081 10,36 2,08 2,5
Se 0,092 9,75 2,02 2,4
Te 0,111 9,01 1,97 2,1
Ро 0,121 8,43   2,0

 

Задание 3. В VIА группе наблюдается монотонное изменение энергии ионизации и электроотрицательности. В то же время в изменении сродства к электрону проявляется резкое отличие кислорода. Как это можно объяснить?

Задание 4. Первая энергия ионизации атома бора равна 8,30 эВ, атома бериллия 9,32 эВ. Сравните с энергией ионизации атома полония. Можно ли на основе этих данных отнести полоний к металлам?

 

УЭ-2. Степени окисления.

Задание 5. Почему так сильно отличается набор степеней окисления кислорода и серы? Приведите примеры соединений, соответствующих каждой степени окисления в таблице 2.

Таблица 2

Степени окисления кислорода и серы

Степени окисления кислорода Примеры соединений Степени окисления серы Примеры соединений
+2   +6  
+1   +5  
    +4  
–1   +3  
–2   +2  
    +1  
       
    –1  
    –2  

 

Задание 6. Почему соединения с нечетными степенями окисления р-элементов VI группы являются неустойчивыми?

Задание 7. Нечетные, а также дробные степени окисления элементов образуются в соединениях, содержащих цепочки одинаковых атомов. Примером могут служить сульфаны H2Sn. Какие степени окисления принимает сера в этих соединениях, если 2<n< 8?

 

 

УЭ-3. Валентность р-элементов VI группы.

Задание 8. Понимая под валентностью число ковалентных химических связей (число поделенных электронных пар), определите валентность серы в оксидах серы (IV) и (VI).

Задание 9. Сколько валентных электронов в атоме кислорода? Чему равна максимальная валентность кислорода?

 

УЭ-4. Общая характеристика свойств соединений р-элементов VI группы.

Задание 10. Как правило, чем выше степень окисления элемента в кислоте, тем более сильным электролитом является кислота. Выполняется ли это правило для серосодержащих кислот?

Таблица 3

Константы диссоциации некоторых серосодержащих кислот

Формула Степень окисления серы К 1 К 2
H2SO4   >> 1 10–2
H2SO3   10–2 10–7
H2SO5     10–10
H2S2O8   >> 1  
H2S2O6   >> 1  
H2SnO6 (n = 20-13, 6, 5, 4, 3)   >> 1  
H2S2O3   >> 1 10–2
H2S2O4   0,5 10–3
H2S   10–7 10–14
H2S4   10–4 10–7
H2S5   10–4 10–6

 

Задание 11. От серы к полонию наблюдается усиление основных свойств оксидов и гидроксидов. Подтверждается ли это правило данными таблицы 4?

Таблица 4

Константы диссоциации некоторых серо-, селен- и теллурсодержащих кислот

  H2SO3 H2SeO3 H2TeO3 H2SO4 H2SeO4 H6TeO6
К 1 10-2 10-3 10-3 103 103 10-8
К 2 10-8 10-9 10-8 10-2 10-2 10-11

 

Задание 12. По данным таблицы 5 сделайте выводы, как меняется в ряду Н2О–Н2Те: а) длина связи, б) угол между связями, в) энтальпия образования, г) константа диссоциации, д) температуры плавления и кипения. По каким свойствам Н2О резко отличается?

Таблица 5

Характеристики молекул и некоторые свойства воды и халькогеноводородов

  H2O H2S H2Se H2Te
d ЭН, нм 0,096 0,133 0,146 0,169
НЭН, ° 104,5 92,2    
D Hf, кДж/моль –286 –20 77,5  
К 1 дисс. 1,8.10-16 1.10-7 1.10-4 2.10-3
Т пл,°С   –85,6 –65,7 –51,0
Т кип,°С   –60,8 –45,5 –1,8

 

Задание 13. В некоторых соединениях степень окисления р-элемента превышает номер группы. В каких кислотах серы это наблюдается? Дайте объяснение, исходя из структурных формул этих кислот.

Задание 14. Заполните таблицу 6, используя формулы известных кислот серы (таблица 3).

Таблица 6

Характеристики окислительно-восстановительных свойств кислот серы

 

Проявляют только окислительные свойства Проявляют только восстановительные свойства Проявляют и окислительные и восстановительные свойства
     

 

УЭ-5. р-Элементы VI группы в природе.

Задание 15. Кислород – сильный окислитель. Сера проявляет достаточно сильные окислительные и восстановительные свойства. Тем не менее, в природе много свободного кислорода и встречается свободная сера. Предложите объяснения.

Задание 16. По данным таблицы 7 вычислите молярную массу воздуха.

 

 

Таблица 7

Состав атмосферы

 

Газ Доля, %
Объемная Массовая
N2 78,09 75,5
O2 20,95 23,10
Ar 0,932 1,286
CO2 0,032 0,046
Ne 1,8∙10–3 1,3∙10–3
He 4,6∙10–4 7,2∙10–5
Kr 1,1∙10–4 2,9∙10–4
N2O 5∙10–5 7,7∙10–5
H2 5∙10–5 7,6∙10–5
O3 2∙10–7 3,3∙10–6

 

МОДУЛЬ 2

ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА

 

УЭ-0. Цели и задачи модуля.

Изучив данный модуль, студент должен знать:

- лабораторные методы получения кислорода,

- важнейшие физические свойства кислорода и серы,

- важнейшие химические свойства кислорода и серы.

 

Изучив данный модуль, студент должен уметь:

- получать в лаборатории кислород и серу.

- проводить лабораторные опыты по изучению свойств кислорода и серы.

 

 

УЭ-1. Вводный контроль.

Задание 1. Аллотропные модификации элемента отличаются структурой и свойствами. Опишите строение молекулы О2, используя метод молекулярных орбиталей, и молекул О3, S8 с помощью метода валентных связей.

 

Таблица 8



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.76.51 (0.013 с.)