Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекционные занятия – 18 часов (9 лекций)↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Конституционное право Методические рекомендации (на весенний семестр 2014 – 2015 учебного года)
Оглавление: - траектория освоения программы – с. 1 - технологическая карта – с. 2-4 - план занятий, задания к семинарским занятиям – с.5-8 - экзамен по программе дисциплины: - образец итогового теста – с. 8 - 10 - примерный перечень вопросов к экзаменационному собеседованию – с. 10 - 11 - материалы для подготовки к занятиям и другим формам работы: - характеристика отдельных видов рейтинговых заданий – с. 11 - 14 - содержание тем (разделов) дисциплины – с. 15 - 16 - учебно-методическое обеспечение дисциплины (нормативные правовые акты и другие источники, рекомендуемые для подготовки к занятиям, выполнения контрольной работы и написания курсовых работ; список Интернет-ресурсов) – с. 16 - 28
Траектория освоения программы включает: – посещение девяти лекционных занятий (присутствие на каждой лекции оценивается в 1 балл; в случае опоздания или отсутствия на лекции более чем 30 мин., а также нарушения учебной дисциплины рейтинговые баллы не засчитываются); – работу на девяти семинарских занятиях (рейтинговая оценка учитывает активность работы на семинаре); – обязательное выполнение контрольных работ по темам «Российское избирательное право» и «Система органов государственной власти в Российской Федерации»; – обязательное участие в итоговом тестировании (на завершающем аудиторном занятии или во время сессии); – выполнение дополнительных рейтинговых заданий (по необходимости – если в течение семестра накоплено недостаточное количество баллов; дополнительные задания сдаются на проверку во время сессии или заранее; каждое задание выполняется не более одного раза); – участие в итоговом собеседовании (собеседование проводится в устной форме по билетам, а также вопросам, недостаточное знание которых студент проявил в ходе выполнения контрольных работ, семинарских занятий и тестирования).
В качестве формы итогового контроля по дисциплине учебный план предусматривает экзамен. При этом экзаменационная оценка является накопительной и определяется на основе балльно-рейтинговой системы: от 31 до 59 баллов – «удовлетворительно», от 60 до 84 баллов – «хорошо», от 85 баллов – «отлично» (см. технологическую карту). При проверке контрольной работы и дополнительных заданий возможно применение рейтинговых бонусов и штрафов. Бонусы (до 15 баллов) могут быть начислены за демонстрацию углубленных знаний по дисциплине и творческий подход к решению поставленных задач. Рейтинговый штраф начисляется за сдачу двумя и более студентами идентичного текста учебного задания, а также сдачу задания, включающего плагиат (то есть любые фрагменты «чужого» текста, в т.ч. позаимствованного из ресурсов Интернета, не оформленные в качестве цитат с кавычками и ссылкой на название и адрес ресурса).
Технологическая карта
В случае затруднений в понимании любого задания или в поиске необходимого источника можно обратиться по электронному адресу u.v.gavrilova@gmail.com, предварительно убедившись, что отсутствует необходимая для выполнения (понимания) задания информация. На этот же адрес необходимо прислать выполненное задание (задания) с указанием в теме письма формы обучения и фамилии.
План занятий Семинарское занятие № 2 Задания и задачи Ответьте на следующие вопросы: - К какой ветви власти относится Президент РФ? - В чем особенности статуса Президента РФ по сравнению со статусом президентов парламентских и президентских республик? - Почему, на Ваш взгляд, некоторые исследователи характеризуют Россию в качестве «суперпрезидентской республики»? - Противоречит ли Конституции РФ (ст. 10, п. «г» ст. 71, ч. 1 ст. 76) издание Президентом РФ Указа «О системе федеральных органов исполнительной власти»? - Приведите доводы за и против увеличения срока полномочий главы государства и принятия специального закона «О Президенте РФ». Семинарское занятие № 3 Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации – 6 часов Вопросы по теме: 1. Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации, его функции, структура (Государственная Дума и Совет Федерации). Порядок формирования. 2. Структура и формы деятельности палат Федерального Собрания, регламенты палат. Председатели, заместители председателя палат, их полномочия. Парламентская сессия. Пленарные заседания. Совместные заседания палат. Парламентский контроль. Запросы, вотум недоверия, бюджетный контроль. Парламентские слушания, расследования. Участие Федерального Собрания в межпарламентском сотрудничестве, его формы. 3. Законодательный процесс, понятие, основные стадии. Федеральный конституционный закон. Федеральный закон. Законодательная процедура принятия поправок к Конституции РФ. 4. Компетенция палат. 5. Правовой статус депутата в Российской Федерации. Свободный и императивный мандат, понятие, основные черты. Права и обязанности депутата. Депутатский запрос. Гарантии депутатской деятельности. Депутатский иммунитет. Отличия статуса депутата Государственной Думы от статуса члена Совета Федерации.
Обсуждение ряда вопросов плана проводится в форме дискуссии, когда студентам предлагается сформулировать собственную позицию относительно наиболее оптимального способа формирования Совета Федерации и ответить на вопрос, почему Конституция РФ не регулирует этот процесс. Рассмотрение других вопросов плана целесообразно построить в форме сравнительного анализа статуса палат Федерального Собрания, чтобы определить, какие общие черты присущи Государственной Думе и Совету Федерации и в чем отличия между палатами, фиксируя наиболее значимые выводы на доске. При обсуждении вопроса № 3 следует обратить внимание на обязательных и факультативных участников и стадии законодательного процесса, его правовое регулирование, дать свою оценку демократичности/бюрократичности законодательного процесса. Часть занятия может иметь практическую направленность и представлять собой индивидуальную работу студентов по подготовке одного из документов, например, законопроекта или пояснительной записки к законопроекту по определенной тематике. Рассмотрение последнего вопроса возможно в ходе решения задач. Пример: На пленарном заседании Государственной Думы депутатом был совершен ряд противоправных действий хулиганского характера, в результате которых была сорвана работа. Какую ответственность должен нести депутат? Семинарское занятие № 4 Семинарское занятие № 5 Образец теста Пример. К какой категории конституционных принципов относится принцип социального государства? А) универсальные принципы Б) особенные принципы В) единичные принципы
3. Выбор неопределенного количества правильных ответов из нескольких предложенных вариантов. Пример. Общими источниками конституционного права как науки и отрасли права являются А) действующие и утратившие силу законы Б) правовые обычаи В) проекты конституций Г) судебные прецеденты Д) правовая доктрина 4. Задание дополнить или закончить определенную фразу (определение, суждение и т.п.) Пример. Закончите фразу: «Правовое государство – это…»
5. Задание сформулировать определенный тезис или определение, указать признаки того или иного явления, процесса и т.п. Пример. Укажите признаки социального государства (задание выполняется в форме перечня).
Глоссарий – словарь юридических терминов по одной из тем семестра (перечень тем семестра и их содержание см. на с. 15 - 16) с толкованием, комментариями и примерами. Определение должно сопровождаться указанием источника. Рейтинговая оценка учитывает полноту раскрытия темы; корректность научного содержания терминов и примеров; количество терминов (не менее 20); разнообразие используемых источников. Аннотация – это краткая обобщенная характеристика печатной работы (книги, статьи). В аннотации указывается тип и название аннотируемого текста, определяются задачи, поставленные его автором, перечисляются основные содержательные линии, дается краткая характеристика содержательных особенностей текста, обосновывается новизна и т.п. Для выполнения задания необходимо самостоятельно подобрать не менее 3 печатных работ (книг, статей, авторефератов диссертаций), где анализируется отдельная проблема по одной из тем семестра (перечень тем семестра и их содержание см. на с. 15 - 16). Материалы для аннотирования можно подбирать в электронной библиотеке, в Интернете и полиграфических изданиях. Аннотация каждой из работ начинается с ее полного библиографического описания, выполненного в соответствии с требованиями действующего ГОСТа. Далее располагается сама аннотация. Объем текста: 20–25 строк для аннотации статьи, 40–50 строк для монографии. Завершается аннотационный список обобщающим выводом, в рамках которого аннотируемые материалы распределяются на группы, показывается их общность и специфика. Рейтинговая оценка учитывает правильность выбора объектов аннотирования и составления текста аннотаций в соответствии с условиями задания.
Сравнительный анализ – выполняется в виде таблицы, в которой обязательно указываются критерии сравнения (определяются студентом самостоятельно на основе изученного по теме материала), кратко формулируются основные общие и отличительные черты заданных объектов (стадий избирательного процесса/представительных органов трех уровней: федерального, субъекта федерации, местного/конституционных (уставных) судов). При этом следует избегать цитирования статей нормативных актов или учебных текстов полностью; указания пункта, части статьи недостаточно. В конце таблицы должен быть вывод, основанный на проведенном сравнении.
Экспертное заключение – это аргументированное мнение специалиста относительно существа поставленного вопроса. В качестве учебного задания предполагается составление экспертного заключения, призванного показать не только знание учебного материала, но и способность к аналитическим действиям, выработке и формулировке собственного мнения, выстраиванию системы аргументов. В качестве предмета экспертизы предлагается следующее: Москва. 10 августа. INTERFAX.RU - Кандидат на должность мэра Москвы Сергей Собянин принял решение не участвовать в предвыборных теле-, радиодебатах. Со своей стороны кандидат в мэры Москвы от «Справедливой России» Николай Левичевсчитает, что Собянин своим решением создает неравные условия для всех участников гонки. «Вызывает сожаление, что Сергей Собянин, игнорируя дебаты, ссылается на букву закона, а не следует его духу». При выполнении задания необходимо: - оценить правомерность данного решения с точки зрения норм Конституции России, Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и московского законодательства со ссылками на конкретные статьи; - определить, можно ли рассматривать подобное решение как нарушение прав избирателей и принципов избирательного права. Итоговая оценка учитывает построение системы аргументов, использование широкого комплекса норм, закрепляющих права, свободы и обязанности человека, и корректность их интерпретации.
Подготовка законопроекта/пояснительной записки к законопроекту/проекта договора предполагает обращение к темам, посвященным статусу главы государства и законодательному процессу. Требуется определить разновидность закона, в котором может быть закреплен статус Президента Российской Федерации, чем можно объяснить потребность в данном правовом регулировании и его содержательные характеристики. С образцами документов можно познакомиться на официальном сайте Государственной Думы в разделе «Законодательная деятельность» http://duma.gov.ru/
Анализ постановлений Конституционного Суда Российской Федерации предполагает поиск постановлений Конституционного Суда Российской Федерации, касающихся оценки конституционности применяемых в России избирательных систем, и формулирование собственной аргументированной позиции относительно факторов, влияющих на выбор смешанной избирательной системы, ее преимуществ и недостатков. Содержание тем (разделов) дисциплины
Учебно-методическое обеспечение дисциплины Литература
а) Основная литература (ко всем разделам) 1. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс: в 2 т. / С.А. Авакьян. – 2-е изд. – М.: Юристъ, 2007. – 719 с., 778 с.* 2. Андреева Г.Н. Конституционное право зарубежных стран: Учебник /Г.Н. Андреева. – 2-е изд. – М.: Норма, 2009. – 512 с. 3. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / М.В. Баглай. – 9-е изд. – М.: Норма, 2011. – 767 с.* 4. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. – 4-е изд. – М.: Проспект, 2010 (2008*). – 603 с. 5. Конституционное право зарубежных стран (Глава 1 – 6) / Под ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. – 3-е изд. – М.: Норма: Инфра-М, 2010 (2003*). – 1088 с. 6. Конституционное право России: учебник / Отв. ред. А.Н. Кокотов, М.И. Кукушкин. – 2-е изд. – М.: Норма, 2010. – 543 с.* 7. Конституционное право России: курс лекций / С.И. Некрасов, Ю.Л. Шульженко, А.Н. Лебедев и др.; отв. ред. Ю.Л. Шульженко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 480 с. 8. Некрасов С.И. Конституционное право РФ: краткий курс лекций 9. Чиркин В.Е. Конституционное право России: учебник / В.Е. Чиркин – 6 изд. – М.: Норма, 2009. – 495 с.* б) Дополнительная литература (ко всем разделам) 1. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность / С.А. Авакьян. – 2-е изд. – М.: РЮИД, 2000. – 528 с. http://constitution.garant.ru/science-work/modern/1776651/ 2. Авдеенкова М.П., Дмитриев Ю.А. Конституционное право Российской Федерации: Курс лекций / М.П. Авдеенкова, Ю.А. Дмитриев. – М.: ПолиграфОпт, 2004. – 728 с. 3. Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция»: в 2 т. / А.А. Безуглов, С.А. Солдатов. – М.: Профобразование, 2002. – 928 с., 905 с. 4. Енгибарян Р.В. Сравнительное конституционное право: учебное пособие / Р.В. Енгибарян. – М.: Юристъ, 2005. – 429 с. 5. Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В. Конституционное право: учебник / Р.В. Енгибарян, Э.В. Тадевосян. – М.: Юрист, 2000. – 492 с. http://www.alleng.ru/d/jur/jur019.htm 6. Зорькин В.Д. Современный мир, право и Конституция / В.Д. Зорькин. – М.: НОРМА, 2010. – 543 с. 7. Иванова В.И. Основы конституционного права Российской Федерации: учебное пособие / В.И. Иванова. – М.: Российский ун-т дружбы народов, 2007. – 246 с. 8. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под. ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. – М.: Эксмо, 2009. – 1056 с. 9. Комментарий к постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации: В 2-х т./ Отв. ред. Б.С.Эбзеев. – М.: Юристъ, 2000. – 587 с., 972 с. 10. Колюшин Е. Конституционное (государственное) право России: Курс лекций / Е.И. Колюшин. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999. – 381 с. 11. Конституционное право России: учебник / А.Н. Головистикова, Л.Ю. Грудцына; под. ред. Н.А. Михалевой. – М.: Эксмо, 2006 – 864 с. 12. Конституционное право. Энциклопедический словарь / Отв. ред. С.А. Авакьян. – М.: НОРМА: НОРМА-ИНФРА М, 2000. – 675 с. 13. Конституция как символ эпохи: в 2 т. / Под ред. С.А. Авакьяна. – Т. 1. – М: Изд-во МГУ, 2004. – 527 с. * 14. Конституция Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий коллектива ученых Московской гос. юрид. акад. им. О.Е. Кутафина под рук. Е.И. Козловой. – М.: Библиотечка Российской газеты, 2009 – 382 с. 15. Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / Отв. ред. В.А. Четвернин. – М.: Центр конституц. исслед. Моск. обществ. науч. фонда, 1997. – 702 с. 16. Краснов М.А., Кряжков В.А. Толковый словарь конституционных терминов и понятий / М.А. Краснов, В.А. Кряжков. – М.: Городец, 2006. – 474 с. 17. Медушевский А.Н. Сравнительное конституционное право и политические институты: курс лекций / А.Н. Медушевский. – М.: ГУ ВШЭ, 2002. – 510 с.* 18. Сравнительное конституционное право: учебное пособие / Б.Н. Топорнин и др. – М.: Междунар. отношения, 2002. – 445 с. 19. Кравец И.А. Российский конституционализм: Проблемы становления, развития и осуществления / И.А. Кравец. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2005. – 675 с.* 20. Кутафин О.Е. Российский конституционализм / О.Е. Кутафин. – М.: Норма, 2008. – 542 с. 21. Медушевский А.Н. Теория конституционных циклов / А.Н. Медушевский. – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2005. – 574 с. 22. Современный российский конституционализм: проблемы теории и практики: сборник трудов кафедры конституционного и муниципального права России, посвященный 15-летию Конституции Российской Федерации / Отв. ред. О.Е. Кутафин, Е.С. Шугрина. – М.: МГЮА, 2008. – 287. 23. Теоретические проблемы российского конституционализма / Под ред. Т.Я. Хабриевой. – М.: Ин-т государства и права РАН, 2000. – 209 с. 24. Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт / В.Е. Чиркин. – М.: Зерцало, 1998. – 441 с.* 25. Чиркин В.Е. Современное государство / В.Е. Чиркин. – М.: Международные отношения, 2001. – 411 с. * 26. Шаповал В.Н. Сравнительное конституционное право / В.Н. Шаповал. – Киев: Княгиня Ольга, 2007. – 413 с. 27. Эбзеев Б.С. Конституция. Демократия. Права человека / Б.С. Эбзеев. – М.; Черкесск: АО «ПУЛ», 1992. – 228 с. 28. Эбзеев Б.С. Конституция. Правовое государство. Конституционный суд / Б.С. Эбзеев. – М.: Закон и право, 1997. – 349 с. 29. Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации / Б.С. Эбзеев. – М.: Юрид. лит., 2005. – 574 с. * Нормативные правовые акты (действующие и утратившие силу) и литература по разделам дисциплины Конституционное право Методические рекомендации (на весенний семестр 2014 – 2015 учебного года)
Оглавление: - траектория освоения программы – с. 1 - технологическая карта – с. 2-4 - план занятий, задания к семинарским занятиям – с.5-8 - экзамен по программе дисциплины: - образец итогового теста – с. 8 - 10 - примерный перечень вопросов к экзаменационному собеседованию – с. 10 - 11 - материалы для подготовки к занятиям и другим формам работы: - характеристика отдельных видов рейтинговых заданий – с. 11 - 14 - содержание тем (разделов) дисциплины – с. 15 - 16 - учебно-методическое обеспечение дисциплины (нормативные правовые акты и другие источники, рекомендуемые для подготовки к занятиям, выполнения контрольной работы и написания курсовых работ; список Интернет-ресурсов) – с. 16 - 28
Траектория освоения программы включает: – посещение девяти лекционных занятий (присутствие на каждой лекции оценивается в 1 балл; в случае опоздания или отсутствия на лекции более чем 30 мин., а также нарушения учебной дисциплины рейтинговые баллы не засчитываются); – работу на девяти семинарских занятиях (рейтинговая оценка учитывает активность работы на семинаре); – обязательное выполнение контрольных работ по темам «Российское избирательное право» и «Система органов государственной власти в Российской Федерации»; – обязательное участие в итоговом тестировании (на завершающем аудиторном занятии или во время сессии); – выполнение дополнительных рейтинговых заданий (по необходимости – если в течение семестра накоплено недостаточное количество баллов; дополнительные задания сдаются на проверку во время сессии или заранее; каждое задание выполняется не более одного раза); – участие в итоговом собеседовании (собеседование проводится в устной форме по билетам, а также вопросам, недостаточное знание которых студент проявил в ходе выполнения контрольных работ, семинарских занятий и тестирования).
В качестве формы итогового контроля по дисциплине учебный план предусматривает экзамен. При этом экзаменационная оценка является накопительной и определяется на основе балльно-рейтинговой системы: от 31 до 59 баллов – «удовлетворительно», от 60 до 84 баллов – «хорошо», от 85 баллов – «отлично» (см. технологическую карту). При проверке контрольной работы и дополнительных заданий возможно применение рейтинговых бонусов и штрафов. Бонусы (до 15 баллов) могут быть начислены за демонстрацию углубленных знаний по дисциплине и творческий подход к решению поставленных задач. Рейтинговый штраф начисляется за сдачу двумя и более студентами идентичного текста учебного задания, а также сдачу задания, включающего плагиат (то есть любые фрагменты «чужого» текста, в т.ч. позаимствованного из ресурсов Интернета, не оформленные в качестве цитат с кавычками и ссылкой на название и адрес ресурса).
Технологическая карта
|