Класс 34 часа (1 час в неделю) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Класс 34 часа (1 час в неделю)



Имени Олега Стуколова»

 

 

Рассмотрено Руководитель методического объединения учителей _______________________   ________/Е.И. Клименкова/ ФИО Протокол №_______ от «___» __________2014 г Согласовано Заместитель директора по УВР   _________/Е.В.Патутина/ ФИО   «___» ___________2014 г Утверждаю Директор школы     __________/О.А. Займак/ ФИО   Приказ №______ от «___» ___________2014 г

 

 

ПРОГРАММА

 

По краеведению (география)

 

Для 5-6 КЛАСОВ

 

На 2014/2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

 

Составитель программы

Займак Е.А.., учитель

географии первой

квалификационной категории

 

 

2014г.

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

« Родина» - понятие, совершенно не поддающееся разъяснению. Что такое родина знает лишь тот, кто утратил её или вернулся на родину после долгого отсутствия. (Ф. Гансберг)

Главным объектом изучения краеведения является родной край. Построение и содержание курса определяется его общеобразовательным и пропедевтическим значением, возрастными особенностями познавательных возможностей учащихся, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей при изучении курса окружающий мир в начальной школе и природоведения в 5 классе. Мотивация изучения родного края определяется исходя из главной цели обучения и воспитания в школе – формирование всесторонне развитой личности учащегося, обладающего основами культуры через познание окружающего мира и родного края. Основной подход в географическом краеведении – геоэкологический. Он означает изучение природных условий как среды жизни и деятельности населения и каждого человека в отдельности; состояние природы и местных экологических проблем. Большое внимание обращено на формирование умений, связанных с повседневной поведенческой культурой учащихся. Это умение ориентироваться на местности по компасу, солнцу, местным признакам, свободно пользоваться планом своего населённого пункта, объяснить дорогу другому человеку с помощью схематического рисунка. Необходимость изучения своей малой родины в первую очередь связана с большими возможностями школьного краеведения в создании условий для успешной адаптации и творческой самореализации подрастающего поколения по месту проживания

Программа курса рассчитана на учащихся 5-6 классов, возраст, когда важнейшее значение имеет принцип связи исторического прошлого с сегодняшней жизнью, воспитание ценности достижений прошлого, когда расширяется кругозор учащихся, и, конечно, воспитывается чувство любви и уважения к своей маленькой Родине, своему селу, своей семье. На основе изучаемого краеведческого материала развиваются интересы учащихся, определяющие впоследствии выбор профессии.

 

Актуальность предполагаемого курса определяется повышением интереса к своему краю, окружающей географической действительности. Необходимость в развитии интересов уча­щихся к родному краю определена социаль­ным заказом общества. Полные и глубокие знания учащихся о родном крае способству­ют воспитанию любви к родной земле, уваже­нию к традициям и культуре своего народа.

Цель: главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, село, (его традиции, памятники природы, истории и культуры). Развитие у учащихся практических знаний и умений, необходимых для ориентации в природных и социальных условиях современной жизни.

Задачи:

- создать условия для освоения знаний об основных географических понятиях, особенностях природы своей местности во всем её разнообразии и целостности.

- научить применять географические знания и умения в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности

Особенности программы.

Курс «Краеведение (география)» рассчитан на 68 часов, для 5-6 классов (по 1 часу в неделю на протяжении двух лет). Программа предполагает обобщение и углубление знаний по краеведению, усложняющиеся формы работы. Широко используются местные ресурсы: школьный музей, краеведческий музей города, районная и сельская библиотека, другие культурные учреждения и памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности. Учебная работа дополняется широкой внеклассной деятельностью: сбор интересной информации для подготовки выступлений и проведения уроков, многочисленные экскурсии.

Изучение курса предусматривается в школьном компоненте федерального базисного учебного плана.

Планируемые результаты обучения

Учащиеся должны знать

- суть понятия «краеведение», методы краеведческих исследований;

- год рождения и даты основных этапов образования родного города, края;

- значение топонимов района, села, края;

- численность населения и национальный состав;

- выдающихся людей – уроженцев города Сорочинска;

- основные формы рельефа, полезные ископаемые, особенности климата, внутренних вод, почвенно-растительного покрова,

- интересные природные объекты;

- историко-культурные достопримечательности;

- историю и традиции родной школы;

- крупные предприятия города;

- проблемы города Сорочинска и Оренбургского края;

- роль города, края в жизни страны;

- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем: меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

Учащиеся должны уметь:

- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий, экологических проблем;

- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов,

- составлять краткую географическую характеристику территории на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;

- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Формы контроля:

- диагностика знаний, умений, навыков учащихся в результате текущего, промежуточного и итогового контроля;

- презентации проектов учащихся;

- выставки рисунков и фотографий учащихся;

- анкетирование.

Формы организации учебной деятельности: коллективные, групповые, парные, индивидуальные.

Технологии обучения и технологические приемы: проектные, проблемные, интерактивные, в том числе технологии критического мышления через чтение и письмо, поиск информации, дискуссии, дебаты, а также рекомендуется использовать технологии имитационного моделирования жизненных ситуаций и социально-контекстного обучения.

 

 

Учебно-тематический план «Краеведение (география)»

Содержание тем курса

 

Тема 1. Введение (1 час)

Что изучает наука краеведение.

 

Тема 2. С чего начинается Родина (2 часа)

Понятие Родина, малая родина.

Практическая работа 1: Описание своей малой родины.

Тема 3. Основание и развитие родного края (3 часа)

Первые географические сведения о родном крае. Образование Оренбургской губернии. История образования г.Сорочинска, своего населённого пункта.

Практическая работа 2: Составление географического рассказа об одном из путешествий по области, совершенных учащимися.

 

Тема 4. Район, в котором мы живем (2 часа)

Географическое положение, границы, величина территории, административное деление района.

Практическая работа 3: Обозначение на контурной карте границ района, своего населённого пункта.

Тема 5. Топонимика родного края (2 часа)

Понятие о топонимике. Топонимика Сорочинского района.

Содержание тем курса

Тема 1. Введение (1 час)

Экскурсия в школьный музей. Организация наблюдений за погодой»

Практическая работа 1: Наблюдение за погодой, организация фенологических наблюдений.

 

Тема 2.На какой Земле мы живём (2 часа)

Знания об Оренбургской земле в древности. Исследователи Оренбургской земли.

 

Тема 3.Планета Земля (2 часа)

Влияние движения Земли. Смена времён года в нашей местности.

 

Тема 4.План и карта (5 часов)

Ориентирование на местности. Изображения земной поверхности моего района. Географическая карта родного края. Географическое положение Оренбургской области и Сорочинского района, родного села.

Практическая работа 2:Правила ориентирования на местности, определение своего местоположения.

Практическая работа 3: Составление план-схемы школьного окружения.

Практическая работа 4:Описание географического положения своего населённого пункта.

 

Тема 5.Человек на Земле (2 часа)

Заселение края славянами. Коренное население.

Практическая работа 5: Составление диаграммы «Численность населения и национальный состав своего края».

 

Тема 6. Литосфера - твёрдая оболочка Земли (6 часов)

Минералы и горные породы своей местности, особенности их залегания.

Стихийные природные явления на территории края

Особенности рельефа своей местности и его изменение. Влияние человека на рельеф. Памятники природы

Практическая работа 6:Создание коллекции минералов родного края.

Практическая работа 7: Описание форм рельефа своего населённого пункта. Нанесение форм рельефа области на к.карту.

 

Тема 7. Гидросфера – водная оболочка Земли (5 часов)

Внутренние воды родного края.

Внутренние воды и рельеф. Внутренние воды и климат. Влияние человека на водные объекты моего края.

Практическая работа 8: Нанесение на контурную карту рек области

Практическая работа 9: Выявление источников загрязнения вод своей местности.

 

Тема 8. Атмосфера – воздушная оболочка Земли (5 часов)

Погода и климат моей местности

Опасные явления в атмосфере

Взаимосвязь человека и атмосферы.

Практическая работа 10: Обработка метеорологических наблюдений учащихся.

Практическая работа 10: Обработка метеорологических наблюдений учащихся.

 

Тема 9. Биосфера – оболочка жизни (3 часа)

Почвы. Растительный и животный мир своей местности. Экологические проблемы. Биологические памятники природы. Красная книга Оренбургской области.

Практическая работа 12: Создание каталога лекарственных трав.

 

Тема 10.Географическая оболочка (2 часа)

Взаимосвязи между компонентами природы своей местности в разных природных комплексах.

Практическая работа 13:Описание ПК своей местности.

 

НОРМЫ ОЦЕНОК

 

Оценка знаний учащихся. Устный ответ. Критерии:

· правильность и осознанность изложения материала, полнота раскрытия понятий и закономерностей, точность употребления географической терминологии;

· самостоятельность ответа;

· логичность, доказательность в изложении материала;

· степень сформированности интеллектуальных, общеучебных, специфических умений.

«5»

· ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса;

· правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, географических взаимосвязей и конкретизация их примерами;

· ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретенные знания и дополнительные сведения о важнейших географических событиях.

«4»

· ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный;

· есть неточности в изложении основного географического материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.

«3»

· ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечетко определяет понятия и закономерности;

· затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в использовании карт при ответе.

«2»

· ответ неправильный;

· не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий;

· неумение работать с картой.

Оценка практических умений учащихся
«5»

· правильный и полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности;

· соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов;

· самостоятельное выполнение и формулировка выводов на основе практической деятельности;

· аккуратное оформление результатов работы.

«4»

· правильный и полный отбор источников знаний;

· допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

«3»

· правильное использование основных источников знаний, допускаются неточности в формулировке выводов;

· неаккуратное оформление результатов.

«2»

· работа не выполнена

 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР:

___________ ______________

(подпись) (расшифровка)

_______________ 20______ г.

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

 

По краеведению (география)

Класс 6

 

Учитель: Займак Е.А.

 

Количество часов:

Всего- 34 часа;

в неделю 1 часов;

 

Планирование составлено на основе авторской программы

По краеведению Займак Е.А.

 

 

Имени Олега Стуколова»

 

 

Рассмотрено Руководитель методического объединения учителей _______________________   ________/Е.И. Клименкова/ ФИО Протокол №_______ от «___» __________2014 г Согласовано Заместитель директора по УВР   _________/Е.В.Патутина/ ФИО   «___» ___________2014 г Утверждаю Директор школы     __________/О.А. Займак/ ФИО   Приказ №______ от «___» ___________2014 г

 

 

ПРОГРАММА

 

По краеведению (география)

 

Для 5-6 КЛАСОВ

 

На 2014/2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

 

Составитель программы

Займак Е.А.., учитель

географии первой

квалификационной категории

 

 

2014г.

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

« Родина» - понятие, совершенно не поддающееся разъяснению. Что такое родина знает лишь тот, кто утратил её или вернулся на родину после долгого отсутствия. (Ф. Гансберг)

Главным объектом изучения краеведения является родной край. Построение и содержание курса определяется его общеобразовательным и пропедевтическим значением, возрастными особенностями познавательных возможностей учащихся, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей при изучении курса окружающий мир в начальной школе и природоведения в 5 классе. Мотивация изучения родного края определяется исходя из главной цели обучения и воспитания в школе – формирование всесторонне развитой личности учащегося, обладающего основами культуры через познание окружающего мира и родного края. Основной подход в географическом краеведении – геоэкологический. Он означает изучение природных условий как среды жизни и деятельности населения и каждого человека в отдельности; состояние природы и местных экологических проблем. Большое внимание обращено на формирование умений, связанных с повседневной поведенческой культурой учащихся. Это умение ориентироваться на местности по компасу, солнцу, местным признакам, свободно пользоваться планом своего населённого пункта, объяснить дорогу другому человеку с помощью схематического рисунка. Необходимость изучения своей малой родины в первую очередь связана с большими возможностями школьного краеведения в создании условий для успешной адаптации и творческой самореализации подрастающего поколения по месту проживания

Программа курса рассчитана на учащихся 5-6 классов, возраст, когда важнейшее значение имеет принцип связи исторического прошлого с сегодняшней жизнью, воспитание ценности достижений прошлого, когда расширяется кругозор учащихся, и, конечно, воспитывается чувство любви и уважения к своей маленькой Родине, своему селу, своей семье. На основе изучаемого краеведческого материала развиваются интересы учащихся, определяющие впоследствии выбор профессии.

 

Актуальность предполагаемого курса определяется повышением интереса к своему краю, окружающей географической действительности. Необходимость в развитии интересов уча­щихся к родному краю определена социаль­ным заказом общества. Полные и глубокие знания учащихся о родном крае способству­ют воспитанию любви к родной земле, уваже­нию к традициям и культуре своего народа.

Цель: главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, село, (его традиции, памятники природы, истории и культуры). Развитие у учащихся практических знаний и умений, необходимых для ориентации в природных и социальных условиях современной жизни.

Задачи:

- создать условия для освоения знаний об основных географических понятиях, особенностях природы своей местности во всем её разнообразии и целостности.

- научить применять географические знания и умения в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности

Особенности программы.

Курс «Краеведение (география)» рассчитан на 68 часов, для 5-6 классов (по 1 часу в неделю на протяжении двух лет). Программа предполагает обобщение и углубление знаний по краеведению, усложняющиеся формы работы. Широко используются местные ресурсы: школьный музей, краеведческий музей города, районная и сельская библиотека, другие культурные учреждения и памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности. Учебная работа дополняется широкой внеклассной деятельностью: сбор интересной информации для подготовки выступлений и проведения уроков, многочисленные экскурсии.

Изучение курса предусматривается в школьном компоненте федерального базисного учебного плана.

Планируемые результаты обучения

Учащиеся должны знать

- суть понятия «краеведение», методы краеведческих исследований;

- год рождения и даты основных этапов образования родного города, края;

- значение топонимов района, села, края;

- численность населения и национальный состав;

- выдающихся людей – уроженцев города Сорочинска;

- основные формы рельефа, полезные ископаемые, особенности климата, внутренних вод, почвенно-растительного покрова,

- интересные природные объекты;

- историко-культурные достопримечательности;

- историю и традиции родной школы;

- крупные предприятия города;

- проблемы города Сорочинска и Оренбургского края;

- роль города, края в жизни страны;

- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем: меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

Учащиеся должны уметь:

- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий, экологических проблем;

- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов,

- составлять краткую географическую характеристику территории на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;

- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Формы контроля:

- диагностика знаний, умений, навыков учащихся в результате текущего, промежуточного и итогового контроля;

- презентации проектов учащихся;

- выставки рисунков и фотографий учащихся;

- анкетирование.

Формы организации учебной деятельности: коллективные, групповые, парные, индивидуальные.

Технологии обучения и технологические приемы: проектные, проблемные, интерактивные, в том числе технологии критического мышления через чтение и письмо, поиск информации, дискуссии, дебаты, а также рекомендуется использовать технологии имитационного моделирования жизненных ситуаций и социально-контекстного обучения.

 

 

Учебно-тематический план «Краеведение (география)»

класс 34 часа (1 час в неделю)

 

№ темы Разделы, темы Количество часов по программе
  Введение в краеведение, что изучает краеведение.    
  С чего начинается Родина.  
  Основание и развитие родного края.  
  Район, в котором мы живем.    
  Топонимика родного края.  
  Геральдика родного края.    
  Рельеф родного края.  
  Особенности климата.  
  Водные ресурсы.  
  Особенности природы.  
  Экологические проблемы    
  Население родного края.    
  Я и моя семья.  
  Экскурсия в краеведческий музей.  
  Итоговое повторение  
     

Содержание тем курса

 

Тема 1. Введение (1 час)

Что изучает наука краеведение.

 

Тема 2. С чего начинается Родина (2 часа)

Понятие Родина, малая родина.

Практическая работа 1: Описание своей малой родины.

Тема 3. Основание и развитие родного края (3 часа)

Первые географические сведения о родном крае. Образование Оренбургской губернии. История образования г.Сорочинска, своего населённого пункта.

Практическая работа 2: Составление географического рассказа об одном из путешествий по области, совершенных учащимися.

 

Тема 4. Район, в котором мы живем (2 часа)

Географическое положение, границы, величина территории, административное деление района.

Практическая работа 3: Обозначение на контурной карте границ района, своего населённого пункта.

Тема 5. Топонимика родного края (2 часа)

Понятие о топонимике. Топонимика Сорочинского района.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.37.169 (0.121 с.)