Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Класс 34 часа (1 час в неделю)Стр 1 из 2Следующая ⇒
Имени Олега Стуколова»
ПРОГРАММА
По краеведению (география)
Для 5-6 КЛАСОВ
На 2014/2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель программы Займак Е.А.., учитель географии первой квалификационной категории
2014г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА « Родина» - понятие, совершенно не поддающееся разъяснению. Что такое родина знает лишь тот, кто утратил её или вернулся на родину после долгого отсутствия. (Ф. Гансберг) Главным объектом изучения краеведения является родной край. Построение и содержание курса определяется его общеобразовательным и пропедевтическим значением, возрастными особенностями познавательных возможностей учащихся, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей при изучении курса окружающий мир в начальной школе и природоведения в 5 классе. Мотивация изучения родного края определяется исходя из главной цели обучения и воспитания в школе – формирование всесторонне развитой личности учащегося, обладающего основами культуры через познание окружающего мира и родного края. Основной подход в географическом краеведении – геоэкологический. Он означает изучение природных условий как среды жизни и деятельности населения и каждого человека в отдельности; состояние природы и местных экологических проблем. Большое внимание обращено на формирование умений, связанных с повседневной поведенческой культурой учащихся. Это умение ориентироваться на местности по компасу, солнцу, местным признакам, свободно пользоваться планом своего населённого пункта, объяснить дорогу другому человеку с помощью схематического рисунка. Необходимость изучения своей малой родины в первую очередь связана с большими возможностями школьного краеведения в создании условий для успешной адаптации и творческой самореализации подрастающего поколения по месту проживания
Программа курса рассчитана на учащихся 5-6 классов, возраст, когда важнейшее значение имеет принцип связи исторического прошлого с сегодняшней жизнью, воспитание ценности достижений прошлого, когда расширяется кругозор учащихся, и, конечно, воспитывается чувство любви и уважения к своей маленькой Родине, своему селу, своей семье. На основе изучаемого краеведческого материала развиваются интересы учащихся, определяющие впоследствии выбор профессии.
Актуальность предполагаемого курса определяется повышением интереса к своему краю, окружающей географической действительности. Необходимость в развитии интересов учащихся к родному краю определена социальным заказом общества. Полные и глубокие знания учащихся о родном крае способствуют воспитанию любви к родной земле, уважению к традициям и культуре своего народа. Цель: главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, село, (его традиции, памятники природы, истории и культуры). Развитие у учащихся практических знаний и умений, необходимых для ориентации в природных и социальных условиях современной жизни. Задачи: - создать условия для освоения знаний об основных географических понятиях, особенностях природы своей местности во всем её разнообразии и целостности. - научить применять географические знания и умения в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности Особенности программы. Курс «Краеведение (география)» рассчитан на 68 часов, для 5-6 классов (по 1 часу в неделю на протяжении двух лет). Программа предполагает обобщение и углубление знаний по краеведению, усложняющиеся формы работы. Широко используются местные ресурсы: школьный музей, краеведческий музей города, районная и сельская библиотека, другие культурные учреждения и памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности. Учебная работа дополняется широкой внеклассной деятельностью: сбор интересной информации для подготовки выступлений и проведения уроков, многочисленные экскурсии.
Изучение курса предусматривается в школьном компоненте федерального базисного учебного плана. Планируемые результаты обучения Учащиеся должны знать - суть понятия «краеведение», методы краеведческих исследований; - год рождения и даты основных этапов образования родного города, края; - значение топонимов района, села, края; - численность населения и национальный состав; - выдающихся людей – уроженцев города Сорочинска; - основные формы рельефа, полезные ископаемые, особенности климата, внутренних вод, почвенно-растительного покрова, - интересные природные объекты; - историко-культурные достопримечательности; - историю и традиции родной школы; - крупные предприятия города; - проблемы города Сорочинска и Оренбургского края; - роль города, края в жизни страны; - природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем: меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений; Учащиеся должны уметь: - выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; - находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий, экологических проблем; - приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, - составлять краткую географическую характеристику территории на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; - определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов; - применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - ориентирования на местности; чтения карт различного содержания; - учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий; - наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов; - решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; - проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных. Формы контроля: - диагностика знаний, умений, навыков учащихся в результате текущего, промежуточного и итогового контроля; - презентации проектов учащихся; - выставки рисунков и фотографий учащихся; - анкетирование. Формы организации учебной деятельности: коллективные, групповые, парные, индивидуальные.
Технологии обучения и технологические приемы: проектные, проблемные, интерактивные, в том числе технологии критического мышления через чтение и письмо, поиск информации, дискуссии, дебаты, а также рекомендуется использовать технологии имитационного моделирования жизненных ситуаций и социально-контекстного обучения.
Учебно-тематический план «Краеведение (география)» Содержание тем курса
Тема 1. Введение (1 час) Что изучает наука краеведение.
Тема 2. С чего начинается Родина (2 часа) Понятие Родина, малая родина. Практическая работа 1: Описание своей малой родины. Тема 3. Основание и развитие родного края (3 часа) Первые географические сведения о родном крае. Образование Оренбургской губернии. История образования г.Сорочинска, своего населённого пункта. Практическая работа 2: Составление географического рассказа об одном из путешествий по области, совершенных учащимися.
Тема 4. Район, в котором мы живем (2 часа) Географическое положение, границы, величина территории, административное деление района. Практическая работа 3: Обозначение на контурной карте границ района, своего населённого пункта. Тема 5. Топонимика родного края (2 часа) Понятие о топонимике. Топонимика Сорочинского района. Содержание тем курса Тема 1. Введение (1 час) Экскурсия в школьный музей. Организация наблюдений за погодой» Практическая работа 1: Наблюдение за погодой, организация фенологических наблюдений.
Тема 2.На какой Земле мы живём (2 часа) Знания об Оренбургской земле в древности. Исследователи Оренбургской земли.
Тема 3.Планета Земля (2 часа) Влияние движения Земли. Смена времён года в нашей местности.
Тема 4.План и карта (5 часов) Ориентирование на местности. Изображения земной поверхности моего района. Географическая карта родного края. Географическое положение Оренбургской области и Сорочинского района, родного села. Практическая работа 2:Правила ориентирования на местности, определение своего местоположения. Практическая работа 3: Составление план-схемы школьного окружения. Практическая работа 4:Описание географического положения своего населённого пункта.
Тема 5.Человек на Земле (2 часа) Заселение края славянами. Коренное население. Практическая работа 5: Составление диаграммы «Численность населения и национальный состав своего края».
Тема 6. Литосфера - твёрдая оболочка Земли (6 часов) Минералы и горные породы своей местности, особенности их залегания. Стихийные природные явления на территории края Особенности рельефа своей местности и его изменение. Влияние человека на рельеф. Памятники природы Практическая работа 6:Создание коллекции минералов родного края. Практическая работа 7: Описание форм рельефа своего населённого пункта. Нанесение форм рельефа области на к.карту.
Тема 7. Гидросфера – водная оболочка Земли (5 часов) Внутренние воды родного края. Внутренние воды и рельеф. Внутренние воды и климат. Влияние человека на водные объекты моего края. Практическая работа 8: Нанесение на контурную карту рек области Практическая работа 9: Выявление источников загрязнения вод своей местности.
Тема 8. Атмосфера – воздушная оболочка Земли (5 часов) Погода и климат моей местности Опасные явления в атмосфере Взаимосвязь человека и атмосферы. Практическая работа 10: Обработка метеорологических наблюдений учащихся. Практическая работа 10: Обработка метеорологических наблюдений учащихся.
Тема 9. Биосфера – оболочка жизни (3 часа) Почвы. Растительный и животный мир своей местности. Экологические проблемы. Биологические памятники природы. Красная книга Оренбургской области. Практическая работа 12: Создание каталога лекарственных трав.
Тема 10.Географическая оболочка (2 часа) Взаимосвязи между компонентами природы своей местности в разных природных комплексах. Практическая работа 13:Описание ПК своей местности.
НОРМЫ ОЦЕНОК
Оценка знаний учащихся. Устный ответ. Критерии: · правильность и осознанность изложения материала, полнота раскрытия понятий и закономерностей, точность употребления географической терминологии; · самостоятельность ответа; · логичность, доказательность в изложении материала; · степень сформированности интеллектуальных, общеучебных, специфических умений. «5» · ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса; · правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, географических взаимосвязей и конкретизация их примерами; · ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретенные знания и дополнительные сведения о важнейших географических событиях. «4» · ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный; · есть неточности в изложении основного географического материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя. «3» · ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечетко определяет понятия и закономерности; · затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в использовании карт при ответе. «2» · ответ неправильный; · не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий;
· неумение работать с картой. Оценка практических умений учащихся · правильный и полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; · соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; · самостоятельное выполнение и формулировка выводов на основе практической деятельности; · аккуратное оформление результатов работы. «4» · правильный и полный отбор источников знаний; · допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов. «3» · правильное использование основных источников знаний, допускаются неточности в формулировке выводов; · неаккуратное оформление результатов. «2» · работа не выполнена
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР: ___________ ______________ (подпись) (расшифровка) _______________ 20______ г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
По краеведению (география) Класс 6
Учитель: Займак Е.А.
Количество часов: Всего- 34 часа; в неделю 1 часов;
Планирование составлено на основе авторской программы По краеведению Займак Е.А.
Имени Олега Стуколова»
ПРОГРАММА
По краеведению (география)
Для 5-6 КЛАСОВ
На 2014/2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель программы Займак Е.А.., учитель географии первой квалификационной категории
2014г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА « Родина» - понятие, совершенно не поддающееся разъяснению. Что такое родина знает лишь тот, кто утратил её или вернулся на родину после долгого отсутствия. (Ф. Гансберг) Главным объектом изучения краеведения является родной край. Построение и содержание курса определяется его общеобразовательным и пропедевтическим значением, возрастными особенностями познавательных возможностей учащихся, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей при изучении курса окружающий мир в начальной школе и природоведения в 5 классе. Мотивация изучения родного края определяется исходя из главной цели обучения и воспитания в школе – формирование всесторонне развитой личности учащегося, обладающего основами культуры через познание окружающего мира и родного края. Основной подход в географическом краеведении – геоэкологический. Он означает изучение природных условий как среды жизни и деятельности населения и каждого человека в отдельности; состояние природы и местных экологических проблем. Большое внимание обращено на формирование умений, связанных с повседневной поведенческой культурой учащихся. Это умение ориентироваться на местности по компасу, солнцу, местным признакам, свободно пользоваться планом своего населённого пункта, объяснить дорогу другому человеку с помощью схематического рисунка. Необходимость изучения своей малой родины в первую очередь связана с большими возможностями школьного краеведения в создании условий для успешной адаптации и творческой самореализации подрастающего поколения по месту проживания Программа курса рассчитана на учащихся 5-6 классов, возраст, когда важнейшее значение имеет принцип связи исторического прошлого с сегодняшней жизнью, воспитание ценности достижений прошлого, когда расширяется кругозор учащихся, и, конечно, воспитывается чувство любви и уважения к своей маленькой Родине, своему селу, своей семье. На основе изучаемого краеведческого материала развиваются интересы учащихся, определяющие впоследствии выбор профессии.
Актуальность предполагаемого курса определяется повышением интереса к своему краю, окружающей географической действительности. Необходимость в развитии интересов учащихся к родному краю определена социальным заказом общества. Полные и глубокие знания учащихся о родном крае способствуют воспитанию любви к родной земле, уважению к традициям и культуре своего народа. Цель: главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, село, (его традиции, памятники природы, истории и культуры). Развитие у учащихся практических знаний и умений, необходимых для ориентации в природных и социальных условиях современной жизни. Задачи: - создать условия для освоения знаний об основных географических понятиях, особенностях природы своей местности во всем её разнообразии и целостности. - научить применять географические знания и умения в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности Особенности программы. Курс «Краеведение (география)» рассчитан на 68 часов, для 5-6 классов (по 1 часу в неделю на протяжении двух лет). Программа предполагает обобщение и углубление знаний по краеведению, усложняющиеся формы работы. Широко используются местные ресурсы: школьный музей, краеведческий музей города, районная и сельская библиотека, другие культурные учреждения и памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности. Учебная работа дополняется широкой внеклассной деятельностью: сбор интересной информации для подготовки выступлений и проведения уроков, многочисленные экскурсии. Изучение курса предусматривается в школьном компоненте федерального базисного учебного плана. Планируемые результаты обучения Учащиеся должны знать - суть понятия «краеведение», методы краеведческих исследований; - год рождения и даты основных этапов образования родного города, края; - значение топонимов района, села, края; - численность населения и национальный состав; - выдающихся людей – уроженцев города Сорочинска; - основные формы рельефа, полезные ископаемые, особенности климата, внутренних вод, почвенно-растительного покрова, - интересные природные объекты; - историко-культурные достопримечательности; - историю и традиции родной школы; - крупные предприятия города; - проблемы города Сорочинска и Оренбургского края; - роль города, края в жизни страны; - природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем: меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений; Учащиеся должны уметь: - выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; - находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий, экологических проблем; - приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, - составлять краткую географическую характеристику территории на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; - определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов; - применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - ориентирования на местности; чтения карт различного содержания; - учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий; - наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов; - решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; - проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных. Формы контроля: - диагностика знаний, умений, навыков учащихся в результате текущего, промежуточного и итогового контроля; - презентации проектов учащихся; - выставки рисунков и фотографий учащихся; - анкетирование. Формы организации учебной деятельности: коллективные, групповые, парные, индивидуальные. Технологии обучения и технологические приемы: проектные, проблемные, интерактивные, в том числе технологии критического мышления через чтение и письмо, поиск информации, дискуссии, дебаты, а также рекомендуется использовать технологии имитационного моделирования жизненных ситуаций и социально-контекстного обучения.
Учебно-тематический план «Краеведение (география)» класс 34 часа (1 час в неделю)
Содержание тем курса
Тема 1. Введение (1 час) Что изучает наука краеведение.
Тема 2. С чего начинается Родина (2 часа) Понятие Родина, малая родина. Практическая работа 1: Описание своей малой родины. Тема 3. Основание и развитие родного края (3 часа) Первые географические сведения о родном крае. Образование Оренбургской губернии. История образования г.Сорочинска, своего населённого пункта. Практическая работа 2: Составление географического рассказа об одном из путешествий по области, совершенных учащимися.
Тема 4. Район, в котором мы живем (2 часа) Географическое положение, границы, величина территории, административное деление района. Практическая работа 3: Обозначение на контурной карте границ района, своего населённого пункта. Тема 5. Топонимика родного края (2 часа) Понятие о топонимике. Топонимика Сорочинского района.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.37.169 (0.121 с.) |