Кафедра истории зарубежной философии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра истории зарубежной философии



МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(РГГУ)

 

 

ФИЛОСОФСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра истории зарубежной философии

Введение в специальность

 

 

Учебно-методический комплекс

для бакалавриата по направлению:

030100 – Философия

 

Москва 2011


 

ФИЛОСОФИЯ

Учебно-методический комплекс

 

Составители:

к.хим.н., доцент А. в. Ахутин

Ответственный редактор

д.филос.н., проф. В.Д. Губин

 

Учебно-методический комплекс утвержден

на заседании кафедры истории зарубежной философии

19.02.2011 протокол № 2

 

 

© Российский государственный гуманитарный университет, 2011

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Предисловие

Рабочая программа дисциплины

Аннотация рабочей программы;

Пояснительная записка;

Структура дисциплины (тематический план);

Содержание дисциплины;

Образовательные технологии;

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной

аттестации по итогам освоения дисциплины

Примерный перечень контрольных вопросов к зачету

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов;

Материально техническое обеспечение дисциплины

Планы семинарских занятий

Методические рекомендации студенту по организации самостоятельной работы

ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебно-методический комплекс (УМК) по теме «Введение в философию» подготовлен на кафедре истории зарубежной философии. «Введение» входит в базовую часть профессионального цикла подготовки студентов по направлению «Философия».

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Аннотация рабочей программы

Задачи курса "Введение в философию": (1) дать понятие о своеобразии философского мышления и о философии как форме самосознания человека в мире; (2) показать, как философия в разные эпохи сама вводила в курс своего дела, определяла свою специальную задачу; (3) познакомить с опытом чтения классического философского текста. Соответственно курс делится на две части (по семестрам): философия как уморасположение и философия как специальность.

Курс построен как разные, постепенно вводящие в суть дела наведения, стремящиеся помочь учащемуся открыть философствующий источник собственного мышления в опытах прямого чтения классических философских текстов..

Поскольку преподавание философии отличается от преподавания других дисциплин и выработка умения самостоятельно мыслить значима здесь больше, чем эрудиция, способы контролировать успехи студентов здесь также не могут быть стандартными (речь прежде всего об оценках).

Программой предусмотрены следующие виды контроля: устные вопросы и ответы на семинарах, дискуссии; письменные работы в жанре комментирующего реферирования задаваемых текстов; контрольные работы в виде сочинений по темам курса в конце каждого семестра. Оценки выражаются в комментариях и замечаниях преподавателя по предоставленным текстам.

Общая трудоёмкость освоения дисциплины составляет 6 зачётных единиц, 216 часов.

Программой дисциплины предусмотрены лекционные (36 часов) занятия, семинары (52 часа), самостоятельная работа студента (128 часов).

 

Пояснительная записка

Курс "Введение в философию" никоим образом не ставит целью ознакомление с типологией философских систем и философских дисциплин. Такой подход скорее уводит от философии и приводит к тому, что в философии привыкают видеть склад метафизических измышлений, мировоззренческих доктрин или "мудрых" учений неопределенного жанра. Эта неопределенность приводит далее к тому, что философию спутывают либо с наукой, ожидая найти в ней своего рода науку наук, либо с некой жизненной мудростью вообще, выражаемой притчами или мнимо поэтическими изречениями, либо с религиозной пропедевтикой, либо с типами мировоззрений. Между тем, дело философии, напротив, вполне определенно и строго, это в самом деле специальность. Трудность в том, что особенный (специальный) характер философского дела, кажется, противоречит универсальности ее тем и общезначимости ее проблем.

Понятое в строгом смысле введение в философию предполагает в первую очередь -

(1) уяснение особого характера философского уморасположения – расположения человека к радикальному самосознанию, к уяснению своего положения в мире;

(2) уяснение особого характера философского мышления: что значит собственно философствовать; соответственно, усвоение своеобразного искусства чтения философского текста;

(3) открытие источника философствования в существе человеческого бытия и приведение в действие, пробуждение этого философствующего начала, единственно в котором можно найти аутентичные входы как в исторические системы философии, так и в современную философскую озадаченность;

(4) установление изначального и ведущего вопроса, каждый раз заново порождающего философию и связующего принципиально различные системы в общее ─ и строгое ─ дело философии.

Вместе с тем, нет иного пути введения в философию, кроме самой философии - как во всей ее истории, так и в современном ее состоянии, - но не сами системы и учения значимы для введения, а запечатленные в них ситуации и образы (логики, поэтики) философствования: значимые способы постановки изначального вопроса. Только постоянное соотнесение содержания системы с ее началом, интерпретация содержания не просто как учения (о мире, человеке, боге…), а как аналитики собственного начала (основоположения, принципа), позволяет ввести мысль в средоточие философии. Именно в таком обороте - как вопрошание о своем начале, о возможности быть само- и миро-пониманием - все исторические и современные философии всегда уже сообщены друг другу (со-общены друг с другом) и могут быть поняты как соучастники общего философского дела. В таком обороте они, сами философии, в философию и вводят.

Поэтому курс построен как разные, постепенно вводящие в суть дела наведения, стремящиеся помочь учащемуся открыть философствующий источник собственного мышления.

 

 

Место дисциплины в структуре основной образовательной программы.

Дисциплина относится к общепрофессиональному циклу (базовая часть), предназначена для студентов, обучающихся по направлению 030100 (Философия, квалификация "Бакалавр"). Введение в философию очерчивает своеобразие философской «дисциплины», особенность философского «топоса» мысли, особый характер философского самосознания, философского текста. На пороге долгого изучения философских доктрин необходимо заранее сформировать сократическое расположение ума: умение открывать незнание в собственном знании, дискутировать с собой как с другим и с другим как с собой, усваивать философские учения как новых участников этого внутреннего разговора с самим собой. Для этого необходимо

(1) деконструировать сформированные в школе стереотипы мысли, поставить под сомнение выученные знания, бездумно усвоенные понятия, научить сознательно разуметь то, что, кажется, разумеется само собой.

(2) Научить сомневаться, ставить вопросы, озадачиваться, иначе говоря, уметь мыслить критично, самостоятельно, свободно. Это и есть – специальность философии.

(3) Научить работать с классическими философскими текстами. Искусство чтения оригинального философского произведения не состоит в усвоении авторитетной доктрины, оно сообщает читателю действующую там, в тексте, энергию авторской мысли.

 

Структура дисциплины (тематический план)

 

№ п/п Раздел Дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
лекции прак- тичес-кие заня-тия семи- нары само-стоятель-ная работа
  Чему учит философия? Отвага мыслить. Философствование   1-2         оценка подготовки к семинару
  Человек как самоозадаченное существо. Тезис: «узнай себя»   3-4           оценка подготовки к семинару
  Что такое «филия» философии   5-6         оценка подготовки к семинару
  Текущая аттестация             контрольная работа
  Что такое «софия» философии.   7-8         оценка подготовки к семинару
  Самоопределение философии   9-10         оценка подготовки к семинару
  Границы философии: теория, поэзия, богословие   11-12         оценка подготовки к семинару
  Промежуточная аттестация             зачет
  Итого:              
  Вопрос первой философии. Аристотель   1-4         оценка подготовки к семинару
  Вопрос богословствующей философии. Августин.             оценка подготовки к семинару,
  Текущая аттестация             контрольная работа
  Философия как основа-ние научного метода и как методическое со- мнение. Р. Декарт   7-8         оценка подготовки к семинару
  Философия как история философии. Гегель   9-11         оценка подготовки к семинару
  Философия в поисках нового начала             собеседование
  Промежуточная аттестация             зачет
  Итого              
  Итого по дисциплине:              

 

Содержание дисциплины

I семестр. Философия как уморасположение.

Тема 1. Сократический вопрос: чего мы хотим, каким "искусством", какой "специальностью" овладеть, собираясь заняться философией, что мы уже знаем (что ожидаем), желая узнать философию? (Платон "Протагор" (309а-314с); "Феаг" (121а-128b); «Алкивиад»).

Кантовский вопрос: почему мышление нуждается в отваге? ("Что такое просвещение?")

Хайдеггеровский вопрос: что такое философствование в бытии человека человеком?

 

Тема 2. Философское умо-настроение (умо-расположение как «настроение») и философские ситуации. Философская экзистенция. Философская ситуация как предельная (опыт предельности).

2.1. Как человек открывает несовпадение с собой, со своим наличным (фактичным) бытием, своей жизнью: экзистенциальная озадаченность человеческого существа.

2.2. Предельные ситуации классической философии. Сократ на суде. Исповедь Августина. Сомнение Декарта и Ужас Паскаля. Несчастное сознание Гегеля и Отчаяние Кьеркегора.

Начала философии: удивление, сомнение, отчаяние… − обороты изначального из-умления.

2.3. Что значит "узнать себя", "образовать себя", "освободить себя". Обусловленность обстоятельствами (здесь-теперь-так) и свободнаясамообусловленность человека.

2.3. Человек как существо, существенно само-отнесенное или озадаченное существом бытия. Мостик от личностного смысла философии к метафизическому: вопрос о бытии и бытие как вопрос, заданность (задача), а не данность.

 

Тема 3. «Филия» философии. Основание философского уморасположения – «дружественность», «любовь», «стремление». Философское мышление настроено не познавательно, а дружественно, внимательно, понимательно. Существо мышления открывается в философии как вопрошающее стремление и понимающая внимательность к другому как другому.

 

Тема 4. «София» -- всеобшая тема философии. Что это такое? Значение слова в древне-греческой культуре: мастерство, искусство в совершенстве, искусство законодателя. «София» философа не есть ни одна из частных «софий». Все в целом как художественное произведение. «София» античности, средневековья, нового времени. В каком смысле современная философия остается филией к софии?

 

Тема 5. Что означал неологизм «фило-софия» в Греции VI в. до н.э.? (1) Любо-знательность. (2) Позиция зрителя-теоретика. (3) Внимание уму, которому «многознание не обучает». Платон: философ-Сократ, философ-Эрот, философ-Законодатель (царь). (3) Философия-госпожа и философия-служанка. (4) Философия-метафизика и философия-критика.

 

Тема 6. Проблемные границы философии. Самоопределение философии. История слова philosophia и его осмысления в древней Греции. Философия между софией-мудростью и софистикой-технологией. Философия на границе с богословием, философия на границе с теорией, философия на границе с поэзией. Понятие границы: касательство и размежевание.

 

II семестр. Философия как специальность.

Тема 1. Аристотель: "эпистема" и "нус"; универсальное определение философии как мышления о первоначалах мышления и бытия; «первая философия» и метафизика.

Основной вопрос первой философии по Аристотелю – вопрос о первых причинах и началах; что значит вопрос о сущем, поскольку оно сущее. Взаимосвязь «восприятия», «памяти», «опытности», «искусства», «знания» в их отношении к «мудрости». Четыре аристотелевские причины – «из чего», «что», «чем-кем» и «ради чего» -- суть четыре разных пути искать первоначало. Философский оборот вопроса о первоначале: в чем смысл его первичности. Парадокс первоначала как начала аподиктического знания: «эпистема», «ум», и «софия»..

 

Тема 2. «Специальность» философии в эпоху средневековья. Философские основания самоограничения философии в качестве служительницы богословия. Вопрос о первоначале творения, задаваемый самому первоначалу -- Творцу в общении с ним. Герменевтическое взаимоузнавание, взаимораскрытие человека и Бога. Истина (открытость) и тайна (сокровенность) бытия. Загадка бытия, раскрываемая как философская спорность и переживаемая как толкуемая мистерия.

 

Тема 3. Гносеологический поворот философии в Новое время. Философия как наукоучение.

3.1. Декарт: философия как всеобщая методология теоретического знания; метафизические начала "натуральной философии": онто-логика механики. Метод познания и методическое сомнение. Двусмысленность «объективности». Сомнительность субъективного и субъектность сомнения. Две субстанции..

3.2. Кант: принципиальный проблематизм (антиномичность) первопринципов, философия как критическое само-ограничение теоретической метафизики. Смысл «трансцендентальной» границы. Различение «феноменального» и «ноуменального».

3.3. Гегель: история философии как философия ­­-- философия как историческая самокритика развивающейся мысли, связь познания и самопознания.

 

Тема 4. Философский поворот XX века: кризис основопонятий теоретической мысли (элементарность, причинность, пространство-время, сила); проблема гуманитарных наук. Конец философии и/или возрождение философий. Философия в поисках нового начала. Возвращение к началу: философия как первоначинание.

 

Образовательные технологии

Три тезиса определяют наш подход к делу: тезис Гераклита «Многознание уму не обучает», тезис И. Канта «Введение в философию должно прежде всего научить философствовать» и тезис Ш. Пеги: «Научить читать, вот единственная и вот истинная цель верно понятого образования». Соответственно, уже формы лекционных и семинарских занятий жестко не разграничиваются. Студентам регулярно рассылаются конспекты лекций, философские тексты, обсуждавшиеся или упоминавшиеся на лекциях, а также возможные вопросы, связанные с ними. В основу тематических семинарских занятий в свою очередь полагаются небольшие классические тексты. Студенческие доклады на семинарах преимущественно ориентированы на работу с текстом. Обсуждение текста позволяет избежать как праздного суемудрия, так и школярского изложения доктрины.

Помимо лекций и семинаров предполагается заочное индивидуальное общение (по е-mail). Студентам предлагаются фрагменты классических философских текстов для реферирования и комментирования, преподаватель в свою очередь комментирует эти комментарии и возвращает рефераты студентам, разговор (индивидуальный) может продолжиться.

 

Итоговый контроль

Зачет (в первом и во втором семестрах)

 

Итоговая оценка по учебной дисциплине в каждом семестре складывается из следующих элементов:

Вид работы Количество Кол-во баллов Максимальное количество баллов
Работа на семинарах, контроль домашних заданий      
Письменная контрольная работа      
Зачет      
ИТОГО:      

 

[ Я считаю 100 бальную систему оценки чрезмерно педантичной. Тем более, что оценка умения философствовать вообще проблематична. Поддается оценке только отношение студента к делу, а не так называемая успеваемость. Отношение же к делу вполне может быть оценена четырьмя позициями: отлично, хорошо, удовлетворительно и неудовлетворительно. Все прочее будет в той или иной мере фикцией. Поскольку цель философии ─ высвободить мысль, считаю совершенно недопустимым каким бы то ни было образом публиковать эти оценки, они должны оставаться интимным делом администрации. ─ А. В. Ахутин ]

 

Примерный перечень контрольных вопросов к курсу

«Введение в специальность»

1. Почему вы здесь, на факультете философии, чему вы хотите научиться, собравшись учиться философии? Вы, значит, уже как-то понимаете, что такое философия, ─ как же вы ее понимаете? Как ставит этот вопрос и отвечает на него Платон в «Протагоре»?

2. Почему, как утверждает И. Кант, знание философских учений не обучает умению философствовать? Что такое философствование? Что такое самостоятельное мышление, почему оно требует отваги (Кант: sapere aude!)?

3. В каком смысле философствование принадлежит существу бытия человека в качестве человека? Почему оно предполагает особое уморасположение (настроение, самосознание)? Что это за расположение? Примеры, схваченные поэзией и литературой.

4. Что значит призыв: «Узнай (распознай. найди) себя!»? Как отыскать то, «не знаю что»? Как вы понимаете самоозадаченность человека? Как вы понимаете тезис о том, что «начало философии – удивление»?

5. Каков спектр значений греческого слова «филия»? Философское расположение изначально понято как расположение «любви», а не «познания», ─ это историческая случайность, или существо дела? Какова же связь между этой «любовью» и «мышлением», «умозрением», «логикой»?

6. Каков спектр значений греческого слова «софия»? Как относятся «софия» и «техне», «софия» и «космос»? Что такое «софия» фило-софского уморасположения?

7. Что значил неологизм «фило-софия», приписываемый Пифагору? Как определяет «философия» свое отношение к «софии-мудрости»? Что такое «теоретическая» (зрительская) позиция философии?

8. Каковы соседства и границы философии: философия и «филоматия», философия и «софия», философия и «мировоззрение», философия и математика, философия и софистика, философия и политика, философия и теология, философия и поэзия?

9. Каковы основные этапы на пути к «мудрости» по Аристотелю (восприятия ─ память ─ опытность ─ искусство ─ знание)? Каковы основные характеристики «мудрости»?

10. Каков основной вопрос первой философии и какова его двоякая формулировка?

11. Четыре пути поиска первоначал у Аристотеля? Как в этом контексте Аристотель видит историю предшествующей ему философии?

12. Что такое первопричина «из чего»; ее варианты и возможные толкования?

13. Что такое первопричина «суть бытия», ее аристотелевская формула, отношение к платоновскому «эйдосу»?

14. Что такое первопричина как начало движения? Понятие «фюсис», апории Зенона и решение Аристотеля.

15. Какова архитектоника «мудрости» по Аристотелю: аподиктическая эпистема ─ теоретический логос – ум («нус») и начала доказательства?

16. Что позволяет понять «Исповедь» Августина как философское произведение? Почему форма исповеди соответствует философскому уморасположению?

17. В чем различие «памяти» (соответственно знания как припоминания) Платона и «памяти» Августина? Что значит: «если бы не помнил, не искал»?

18. Какова природа границы между философией и богословием? В чем смысл формулы: «Верую, чтобы понимать, понимаю, чтобы верить»? Как вы понимаете «откровение»? Чему и как служит философия в богословии?

19. Как ставит философский вопрос Декарт? Почему это вопрос об универсальном методе научного познания, в чем идея mathesis universalis?

20. Почему философия каждый раз как будто начинает с начала?

21. Каковы основные правила и основные элементы конструктивного метода у Декарта?

22.Чем «сомнение» Декарта отличается от скептицизма (древнего и современного Декарту)? Каким образом сомнение приобретает черты самого метода, как вообще можно понять позитивное научное познание как методическое сомнение?

23. Как вы понимаете формулу «мыслю, значит существую»? Что значит здесь «мыслить», почему именно в мышлении находится бытие (формула Декарт и формула Парменида; формула Декарта и формула Беркли)? Что такое субъект как мыслящая субстанция?

24. Как появляется вторая субстанция, то есть второе «бытие» ─ «вещь протяженная»?

25. В чем изначальная антиномичность «объективного» знания?

25. Системы философии различаются принципиально, то есть своими принципами ─ в чем же единство философского жанра, как они входят в историю собственно философствования?

26. В чем суть гегелевской идеи философии как истории философии? Что такое «объективной дух», как можно пояснить его смысл на простой модели «образования» индивида?

27. Что такое гегелевская диалектика идей? Ее связь с «диалектикой» в смысле Платона и с «методом» в смысле Декарта?

28. Как вы понимаете основные моменты философии как истории философии: развитие и конкретность? В чем смысл таких понятий как «снятие», «момент», «в себе», «для себя»?

29. Как у Гегеля связаны основные исторические этапы развития философии и основные этапы логического развития мысли?

30. Какие события в культуре XX века оказались философски значимыми?

31. В чем философский смысл тезиса о конце философии? Что в философии может кончиться и что не может (хотя кончиться может все)?

32. Какие формы философии подвергаются критическому «преодолению»? В чем смысл критики философии как (1) наукоучения, (2)метафизики, (3) основания «логоцентризма», (4) идеологии…?

33. В чем смысл «деструкции предшествующей» онтологии у М. Хайдеггера? Что такое деконструкция Ж. Деррида? Что означает поиски «нового начала» философии?

Конец или новое начало всей философии.

 

Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

Источники

Первоисточники

Гераклит. Фрагменты (В кн.: Фрагменты ранних греческих философов. Часть I. От эпических теокосмогоний до воззрений атомистики. М. 1989. С.188-257).

Платон. "Апология Сократа", "Феаг", "Протагор", «Алкивиад»,. «Теэтет»

Аристотель. "Метафизика". Кн. I, гл. 1-6; Кн. IV, гл. 1-2; Кн. VI, гл. 1; Кн. VII, гл.1; Кн. XII, гл. 7. "Этика Никомахова". Кн. VI, гл. 7.

Августин. "Исповедь". Кн. I, гл. 1-6; кн. X-XI.

Фома Аквинский. 1. Сумма теологии. М. 2006. Вопрос 1. О священном учении, каково оно и на что распространяется. 2. Доказательства бытия Бога в «Сумме против язычников» и «сумме теологии». М. 2000.

 

Н. Кузанский. "Об ученом незнании". Кн. I, гл. 1-5. (Кузанский М. Соч. в 2-х томах. М. 1979. Т. 1. С. 50-57).

Р. Декарт. 1."Правила для руководства ума". Правила I-IV. 2. "Рассуждение о методе". Ч. 1, 2.. 3. «Начала философии» (Письмо автора французскому переводчику и первые 14 параграфов I части).

И. Кант. 1 "Что такое просвещение?". 2 "Критика чистого разума". Часть II. Трансцендентальное учение о методе. Гл. вторая (Канон чистого разума) и третья (Архитектоника чистого разума). 3 Логика. (Пособие к лекциям 1800 г.) [В кн. Кант И. Трактаты и письма. М. «Наука». 1980]. Гл. III (Понятие философии вообще. - Философия по школьному понятию и по общему понятию. - Существенные потребности и цели философствования. - Самые общие и высшие задачи этой науки).

См. также тексты, приводимые в кн. Н. Хинске. Между Просвещением и критикой разума. Этюды о корпусе логических работ Канта. М. 2007, Часть I. Гл. III, с. 45-81.

Г. Гегель. 1. Предисловие к "Феноменологии духа". 2. Введение в историю философии: "Лекции по истории философии". Кн. первая.

М. Хайдеггер. 1. Основные понятия метафизики. // М. Хайдеггер. Что такое метафизика? М. 2007. С. 80-170. 2. Бытие и время. М. 1997. § 6. Задача деструкции истории онтологии. 3. Конец философии и задача мышления. См. рус. пер. на сайте ─ http://vox-journal.org/content/vox5haidegger.pdf

Вернер Штегмайер. Деконструкция и герменевтика. К дискуссии о разграничении //

Герменевтика и деконструкция / Под ред. Штегмайера В., Франка Х., Маркова Б. В. СПб. 1999. (http://www.anthropology.ru/ru/texts/gathered/hermdec/index.html)

 

Дополнительно

 

Паскаль Б. Мысли. (Разные издания). Раздел "Несоразмерность человека".

Кьеркегор С. Болезнь к смерти. Часть I. Кн. I-II. (В кн.: Кьеркегор С. Страх и трепет. М. 1993. С. 255-267).

Камю. А. Миф о сизифе (много изданий).

Марсель Г. Фундаментальная ситуация и пограничные ситуации у Карла Ясперса. //В кн.:

Марсель Г. Опыт конкретной философии. М. 2004. С. 170-197.

Достоевский Ф. М. 1. Записки из подполья. 2. Глава «Бунт» и «Легенда о великом инквизиторе» из романа «Братья Карамазовы

Толстой Л. Н. 1. Смерть Ивана Ильича. 2. Записки сумасшедшего

Шестов Л. На весах Иова. (В кн.: Шестов Л. Соч. в 2-х томах. Т. 2. М. 1993. С. 5- 148.

Больнов О., Философия экзистенциализма, СПб, 1999

Гадамер Х-Г. Философские основания XX века // Гадамер Х-Г. Актуальность прекрасного. М. 1991, с. 16-26.

Литература.

Учебная

 

Философия. Учебник. Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. М.: Гардарики. 2003, 2007.

Дж. Реале и Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1-4. СПБ «Поневма». 2008.

Греческая философия. Под ред. Моники Канто-Спербер. Т. 1-2. М. Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина. 2008.

Ф. Коплстон. История философии. Средние века. М. 2003

В. Декомб. Современная французская философия. М. 2000.

Научная

Ахутин А. В. "Дело философии". (В кн.: Ахутин А. В. Поворотные времена. СПБ. 2005. С. 22-87).

Библер В. С. 1. Что есть философия; 2. Быть философом; 3. История философии как философия. (В кн.: Библер В. С. На гранях логики культуры. М. 1997. С. 41-94).

Ясперс К. Введение в философию. Минск. 2000

М. К. Мамардашвили. Введение в философию. В кн.: М. К. Мамардашвили. Необходимость себя. М.: "Лабиринт", 1996, с.7-154.

Дополнительная

Мотрошилова Н. В. Рождение и развитие философских идей. М., 1991.

Мерло-Понти М. В защиту философии. (В кн.: Мерло-Понти М. В защиту философии. М. 1996. С. 6-47.

Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? (В кн. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М. 1991. С. 51-191).

Франк С. Л. Введение в философию, СПб., 1993.

Лосский Н. О. Введение в философию. Пг., 1918.

М.К.Мамардашвили. (1) "Как я понимаю философию". М. 1992. С. 14-72. (2) "Введение в философию". (В кн.: М.К.Мамардашвили. Необходимость себя. М.: "Лабиринт", 1996, с.7-154).

Хайдеггер М. Основные проблемы феноменологии. СПБ. 2001. Введение, § 2-3 (С. 5-18)

Челпанов Г. И. Введение в философию. М., 1912.

Вундт В. - Введение в философию. М. 1998.

Кюльпе О. Введение в философию. М. 2007

 

Справочные и информационные издания

Философия. Энциклопедический словарь. М. 2004.

Философская энциклопедия в 5-и томах. М.: Советская энциклопедия, I960— 1970

Новая философская энциклопедия в 4-х томах. М.: Мысль, 2010.

 

Ресурсы интернет

Национальная философская энциклопедия http://terme.ru

Большая библиотека http://filosof.historic.ru/

Тексты, подходящие к теме http://shkola.atspace.com/cat.htm

Современная философия http://klinamen.com/

Античные и византийские авторы http://miriobiblion.narod.ru/

Дж. Реале и Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1-4 http://abuss.narod.ru/Biblio/antisery/antisery_intro.htm

«Ихтика» (универсальная библиотека) http://ihtik.lib.ru/philsoph/edu.html

Библиотека Гумер http://www.gumer.info/

Русский гуманитарный Интернет-университет http://www.i-u.ru/biblio/

Философская библиотека Средневековья http://antology.rchgi.spb.ru/index.html

Список библиотек и ресурсов http://www.infoliolib.info/libs.html

Гид по философским интернет-рессурсам (англ. яз.) http://www.earlham.edu/~peters/philinks.htm#etexts

Восточная литература http://www.vostlit.info/

 

Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам по философии. это необходимо для самостоятельной работы с источниками, подготовки к семинарам и написанию рефератов.

Минимально необходимый для реализации программы перечень материально-технического обеспечения включает в себя:

─ наличие компьютерного класса;

─ Наличие доступного для студента выхода в Интернет.

При использовании электронных изданий факультет должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисуциплин. Возможности компьютерного класса должны позволять каждому из студентов отработать на компьютере не менее 20 часов в год.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(РГГУ)

 

 

ФИЛОСОФСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра истории зарубежной философии

Введение в специальность

 

 

Учебно-методический комплекс

для бакалавриата по направлению:

030100 – Философия

 

Москва 2011


 

ФИЛОСОФИЯ

Учебно-методический комплекс

 

Составители:

к.хим.н., доцент А. в. Ахутин

Ответственный редактор

д.филос.н., проф. В.Д. Губин

 

Учебно-методический комплекс утвержден

на заседании кафедры истории зарубежной философии

19.02.2011 протокол № 2

 

 

© Российский государственный гуманитарный университет, 2011

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Предисловие

Рабочая программа дисциплины

Аннотация рабочей программы;

Пояснительная записка;

Структура дисциплины (тематический план);

Содержание дисциплины;

Образовательные технологии;

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной

аттестации по итогам освоения дисциплины

Примерный перечень контрольных вопросов к зачету

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов;

Материально техническое обеспечение дисциплины

Планы семинарских занятий

Методические рекомендации студенту по организации самостоятельной работы

ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебно-методический комплекс (УМК) по теме «Введение в философию» подготовлен на кафедре истории зарубежной философии. «Введение» входит в базовую часть профессионального цикла подготовки студентов по направлению «Философия».

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Аннотация рабочей программы

Задачи курса "Введение в философию": (1) дать понятие о своеобразии философского мышления и о философии как форме самосознания человека в мире; (2) показать, как философия в разные эпохи сама вводила в курс своего дела, определяла свою специальную задачу; (3) познакомить с опытом чтения классического философского текста. Соответственно курс делится на две части (по семестрам): философия как уморасположение и философия как специальность.

Курс построен как разные, постепенно вводящие в суть дела наведения, стремящиеся помочь учащемуся открыть философствующий источник собственного мышления в опытах прямого чтения классических философских текстов..

Поскольку преподавание философии отличается от преподавания других дисциплин и выработка умения самостоятельно мыслить значима здесь больше, чем эрудиция, способы контролировать успехи студентов здесь также не могут быть стандартными (речь прежде всего об оценках).

Программой предусмотрены следующие виды контроля: устные вопросы и ответы на семинарах, дискуссии; письменные работы в жанре комментирующего реферирования задаваемых текстов; контрольные работы в виде сочинений по темам курса в конце каждого семестра. Оценки выражаются в комментариях и замечаниях преподавателя по предоставленным текстам.

Общая трудоёмкость освоения дисциплины составляет 6 зачётных единиц, 216 часов.

Программой дисциплины предусмотрены лекционные (36 часов) занятия, семинары (52 часа), самостоятельная работа студента (128 часов).

 

Пояснительная записка

Курс "Введение в философию" никоим образом не ставит целью ознакомление с типологией философских систем и философских дисциплин. Такой подход скорее уводит от философии и приводит к тому, что в философии привыкают видеть склад метафизических измышлений, мировоззренческих доктрин или "мудрых" учений неопределенного жанра. Эта неопределенность приводит далее к тому, что философию спутывают либо с наукой, ожидая найти в ней своего рода науку наук, либо с некой жизненной мудростью вообще, выражаемой притчами или мнимо поэтическими изречениями, либо с религиозной пропедевтикой, либо с типами мировоззрений. Между тем, дело философии, напротив, вполне определенно и строго, это в самом деле специальность. Трудность в том, что особенный (специальный) характер философского дела, кажется, противоречит универсальности ее тем и общезначимости ее проблем.

Понятое в строгом смысле введение в философию предполагает в первую очередь -

(1) уяснение особого характера философского уморасположения – расположения человека к радикальному самосознанию, к уяснению своего положения в мире;

(2) уяснение особого характера философского мышления: что значит собственно философствовать; соответственно, усвоение своеобразного искусства чтения философского текста;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.24.134 (0.176 с.)