Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Общая экономическая теория

Поиск

Научные основы экономики: предмет и методология

 

Проблемы развития экономики на современном этапе. Предмет и функции экономической теории. Микроэкономика и макроэкономика как разделы экономической науки. Основные научные школы и современные направления развития экономической теории.

Ограниченность ресурсов. Проблема выбора в экономике. Принятие решений субъектами рынка в условиях экономического выбора. Производственные возможности общества и их границы. Кривая производственных возможностей общества.

Сущность и функции рынка. Инфраструктура рынка и ее элементы. Классификация рынков. Характеристика рыночных субъектов и их взаимосвязь. Отличительные черты, экономические цели и миссия домашних хозяйств, фирм и государства как субъектов рыночной экономики.

Макроэкономика как раздел экономической науки. Особенности макроэкономического анализа. Агрегирование рынков: рынок благ, рынок факторов производства, рынок денег, рынок ценных бумаг. Макроэкономические взаимосвязи. Макроэкономика как теоретическая основа экономической политики государства.

Методы теоретической экономики: общенаучные и специфические. Предельный и функциональный анализ. Равновесный подход к исследованию экономических явлений. Экономическое моделирование. Позитивный и нормативный анализ.

Методы теоретической экономики: общенаучные и специфические. Предельный и функциональный анализ. Равновесный подход к исследованию экономических явлений. Экономическое моделирование. Позитивный и нормативный анализ.

 

Основы теории спроса и предложения

Спрос как экономическая модель и способы его отображения. Закон спроса и его обоснование. Изменение величины спроса под воздействием ценовых факторов. Роль неценовых факторов в изменении спроса и их характеристика. Классификация товаров: взаимозаменяемые и взаимодополняемые, нормального качества и низкого качества.

Предложение как экономическая модель и способы его отображения. Закон предложения. Влияние цены на изменение величины предложения. Воздействие неценовых факторов на изменение предложения и их характеристика.

Рыночное равновесие как результат взаимодействия спроса и предложения. Регулирующая функция цен. Причины возникновения дефицита товаров и товарных излишков.

Эластичность спроса и предложения

Понятие эластичности и ее количественное измерение. Ценовая эластичность спроса: дуговая и точечная. Основные факторы, определяющие ценовую эластичность спроса и способы воздействия на них. Понятие эластичности спроса по доходу, перекрестной эластичности спроса и факторы их определяющие. Диапазоны изменения коэффициентов эластичности спроса. Роль анализа эластичности спроса в формировании ценовой, ассортиментной и конкурентной политики фирмы.

Эластичность предложения, ее виды, Основные факторы ценовой эластичности предложения. Понятие кратчайшего рыночного периода, краткосрочного и долгосрочного. Диапазон изменения коэффициентов эластичности предложения.

 

Теория потребительского выбора

Предпочтения потребителей и их характеристика. Классификация потребностей. Полезность как цель потребления. Кардиналистский и ординалистский подходы к оценке полезности. Предельная полезность и принцип убывающей предельной полезности. Максимизация полезности и потребительский излишек.

Концепция кривых безразличия. Понятие предельной нормы замещения. Особые случаи кривых безразличия для товаров-субститутов, комплементарных благ и антиблаг.

Бюджетное ограничение: уравнение и графическое изображение. Сдвиги линии бюджетного ограничения и ее наклон. Потребительский выбор и равновесие потребителя: математическая и графическая интерпретация. Понятие эффекта дохода и эффекта замещения. Графическая иллюстрация эффектов дохода, замещения и цены в модели Хикса. Взаимосвязь эффекта дохода, эффекта замещения и типа товара.

Построение кривых "доход-потребление" на базе расширения графического анализа потребительского выбора. Особенности кривых для нормальных и некачественных товаров. Кривые Энгеля и их характеристика. Особенности кривых для предметов роскоши и товаров первой необходимости.Вывод кривой спроса на основе модели потребительского выбора и построения кривых "цена-потребление".

 

Теория производства и производственная функция

Производство как основная область деятельности организации.

Производство с одним переменным фактором. Понятие совокупного, среднего и предельного продукта и их взаимосвязь. Закон убывания предельной производительности факторов производства.

Производство с двумя переменными факторами. Понятие предельной нормы технологического замещения. Сущность производственной функции и её основные типы. Свойства производственных функций.

Концепция изоквант и изокост. Сопоставление подходов в теории потребительского выбора и теории фирмы. Равновесие организации, минимизирующей издержки: графический и аналитический анализ.

Эффект масштаба производства в долгосрочном периоде. Постоянный, увеличивающийся и уменьшающийся эффект масштаба.

 

Издержки производства

Классификация издержек производства. Альтернативные издержки, явные и неявные издержки. Издержки упущенных возможностей и безвозвратные издержки. Постоянные и переменные издержки. Понятие стартовых и остаточных издержек. Пропорциональные, регрессивные и прогрессивные издержки.

Понятие бухгалтерской, экономической и нормальной прибыли. Необходимость определения экономических издержек при принятии инвестиционных решений.

Графический анализ издержек производства. Совокупные, средние и предельные издержки. Основные взаимосвязи между издержками. Издержки в кратко- и долгосрочном периодах.

 

Анализ типов рыночных структур

Основные факторы, определяющие тип рыночный структуры. Показатели, характеризующие размер фирм. Индекс Херфиндаля-Хиршмана как способ оценки степени рыночной концентрации.

Основные виды барьеров на пути входа фирм на рынок. Юридические и экономические барьеры.

Формы ограничения доступа к рыночной информации и их влияние на конкуренцию.

Характеристика совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии и монополии.

Вывод правила равенства предельного дохода и предельных издержек как условия обеспечения наилучшего финансового результата фирмы.

Графический анализ долгосрочных издержек производства для различных типов рыночных структур с использованием понятия минимально эффективного объема выпуска продукции.

 

Теория совершенной конкуренции

Максимизация прибыли и спрос на продукцию фирмы в условиях совершенной конкуренции. Понятие прайс-тейкера.

Условие максимизации прибыли фирмы: графический анализ и аналитический подход. Предельный и средний доход фирмы. Выбор фирмой оптимального объема производства.Вывод кривой предложения фирмы в краткосрочном периоде. Точка бегства и точка безубыточности фирмы. Кривая краткосрочного рыночного предложения отрасли.

Выбор объема производства конкурентной фирмы в долгосрочном периоде. Условие долговременного конкурентного равновесия отрасли. Кривые долгосрочного предложения конкурентной отрасли с постоянными, растущими и снижающимися издержками.

 

Теория монополии

Понятие рыночной власти. Монопольная и монопсоническая власть. Понятие чистой и простой монополии.

Особенности построения графиков предельного, совокупного и среднего дохода фирмы. Условие максимизации прибыли. Вид кривой рыночного спроса на продукцию монополиста.

Комбинация цены и объема выпуска как условие максимизации прибыли. Основные заблуждения, касающиеся монопольного ценообразования.

Монопольная фирма в кратко- и долгосрочном периодах. Рыночная цена при альтернативных целях монополии.

Ценовая дискриминация: сущность и основные виды. Совершенная ценовая дискриминация и дискриминация на сегментированных рынках. Показатель монопольной власти Лернера и его использование.Сравнительный анализ функционирования монопольного рынка и рынка совершенной конкуренции. Социальные издержки монополии. Государственное регулирование деятельности естественных монополий.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.141.69 (0.009 с.)