Комплексного государственного экзамена 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Комплексного государственного экзамена



I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Итоговая государственная аттестация менеджеров по персоналу включает защиту выпускной квалификационной работы и сдачу комплексного государственного экзамена по специальности, позволяющего выявить и оценить теоретическую подготовку к решению профессиональных задач, готовность к основным видам профессиональной деятельности.

Комплексный государственный экзамен по специальности 080505 «Управление персоналом» включает ключевые и практически значимые вопросы по дисциплинам общепрофессиональной и специальной подготовки. Он проводится на заключительном этапе учебного процесса до разработки выпускной квалификационной работы.

Комплексный государственный экзамен позволяет выявить и оценить теоретическую подготовку к решению профессиональных задач, готовность к профессиональной деятельности в сфере управления персоналом организаций (по отраслям и видам деятельности).

К комплексному государственному экзамену допускаются лица, завершившие полный курс обучения по основной профессиональной образовательной программе высшего профессионального образования, и успешно прошедшие все предшествующие промежуточные испытания, предусмотренные учебным планом.

Программа комплексного государственного экзамена по специальности 080505«Управление персоналом», наряду с требованиями к содержанию отдельных дисциплин, учитывает также требования, предусмотренные государственным образовательным стандартом и необходимые для получения квалификации – «менеджер».

Выпускники программы специальности 080505 «Управление персоналом» ориентированы на работу в службе управления персоналом государственных и муниципальных органов власти и управления, предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности в промышленности, торговле, на транспорте, в банковской, страховой, туристической и других сферах, в службах занятости и биржах труда. Основными видами деятельности выпускников в службе управления персоналом являются: организаторская, управленческая, правовая, учетно-документационная, воспитательная, педагогическая, социально-бытовая, психологическая, социологическая. Специалист подготовлен к участию в профессиональной организационно-управленческой, экономической, научно-технической, плановой, проектно-экономической, аналитической и научно-исследовательской деятельности в службе управления персоналом.

Для эффективного исполнения профессиональной деятельности у выпускника должны быть сформированы компетенции в области знания и его применения: законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность организации по управлению персоналом; основ рыночной экономики, предпринимательства и ведения бизнеса; конъюнктуры рынка рабочей силы и образовательных услуг; механизма ценообразования и налогообложения; основ маркетинга персонала; современных концепций управления персоналом; основ трудовой мотивации и системы оценки персонала; форм и методов профессионального обучения персонала; порядка разработки трудовых договоров; методов менеджмента; основ технологии производства; структур управления; основ социологии и психологии труда; этики делового общения; основ организации делопроизводства; методов обработки информации с применением современных информационных технологий, коммуникаций и связи; правил и норм охраны труда.

Комплексный государственный экзамен по специальности включает ключевые и практически значимые вопросы по дисциплинам общепрофессиональной и специальной подготовки.

Комплексный государственный экзамен по специальности 080505 «Управление персоналом» включает тематику общепрофессиональных дисциплин (1 блок) и специальных дисциплин (2 блок):

1 блок: экономическая теория, основы менеджмента, основы управления персоналом.

2 блок: экономика и социология труда, организационно-правовые основы управления персоналом, социология и психология управления, социально-трудовой мониторинг и аудит в трудовой сфере, нормирование труда, организация и оплата труда, делопроизводство в кадровой службе.

Требования к профессиональной подготовке, предусмотренные ГОС ВПО по специальности 080505 «Управление персоналом»:

2.1. Специалист должен знать:

·многообразие экономических процессов в современном мире, их связь с другими процессами, происходящими в обществе;

·теоретические основы и закономерности функционирования экономики, включая переходные процессы;

·принципы принятия и реализации экономических и управленческих решений;

·основные и специальные методы анализа информации в сфере профессиональной деятельности – системе управления персоналом;

·принципы, технологии разработки, принятия и реализации экономических и управленческих решений;

·методы организационно-экономического обоснования развития системы управления персоналом.

 

2.2. Специалист должен уметь:

·реализовывать функции по управлению персоналом;

·проводить диагностику системы управления персоналом;

·разрабатывать подсистемы управления персоналом организации;

·выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать результаты;

·оценивать социальные и экономические результаты управления персоналом, расчета показателей;

·использовать основные и специальные методы экономического анализа информации в сфере профессиональной деятельности;

·разрабатывать и обосновывать альтернативы эффективных управленческих решений;

·критически оценивать с разных сторон (производственной, мотивационной, институциональной и др.) поведение экономических агентов, тенденции развития объектов в сфере профессиональной деятельности;

·уметь использовать компьютерную технику в режиме пользователя для решения кадровых экономических задач;

·систематизировать и обобщать информацию, готовить справки и обзоры по вопросам профессиональной деятельности, редактировать, реферировать, рецензировать тексты.

 

2.3. Специалист должен владеть:

·специальной экономической терминологией и лексикой специальности как минимум на одном иностранном языке (английском);

·навыками самостоятельного овладения новыми знаниями, используя современные образовательные технологии;

·навыками профессиональной аргументации при разборе стандартных ситуаций в сфере управления персоналом;

·навыками кооперации со специалистами и осуществления позитивных и эффективных коммуникаций в организации;

·навыками применения современных методов социально-экономической диагностики, научной организации труда и организационного проектирования;

·методическими приемами чтения лекций, проведения семинарских занятий.

 

2.4. Специалист должен иметь:

·системное представление о структурах и тенденциях развития российской и мировой экономик;

·способность к саморазвитию метапрофессиональных качеств личности, необходимых для эффективного исполнения профессиональной деятельности;

·ценностное отношение к результатам организационного развития и труда;

·социальную ответственность за результаты собственной профессиональной деятельности.

II. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ

III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Цикл общепрофессиональных дисциплин

 

Экономическая теория

Теория потребительского поведения: благо и его полезность, закон убывающей предельной полезности, кривая безразличия, бюджетная линия.

Определение потребительского поведения. Экономическое благо и виды полезности. Теория предельной полезности и субъективная ценность блага. Закон убывающей предельной полезности. Кривая безразличия, ее свойства. Бюджетная линия, ее свойства. Оптимум потребителя. Особенности потребительского поведения на современно рынке. Правило максимизации полезности.

Основы менеджмента

1. Сущность и содержание менеджмента.

Содержание и сущность понятий «управление» и «менеджмент». Управление как искусство. Управление как область человеческого знания. Управление как функция и процесс. Управление как аппарат управления и управленческий персонал организации. Теория управления в системе экономических дисциплин. Методология менеджмента. Цели и функции менеджмента. Основные и специальные функции управления. Виды управления. Закономерности и принципы управления. Задачи управления.

Планирование как функция менеджмента.

Сущность планирования и его значение в управлении. Процесс планирования. Принципы планирования. План и его виды. Стратегические, тактические и оперативные планы. Основные черты иерархических уровней планирования. Система стратегического планирования. Анализ внутренней и внешней среды организации: PEST -анализ, модель пяти сил конкуренции М. Портера, SNW -анализ, SWOT -анализ. Миссия организации и требования к ее разработке. Функции миссии. Структура миссии. Цели организации и их классификация. Дерево целей. Управление по целям (по результатам). Понятие стратегии организации. Базисные (эталонные) стратегии организации: концентрированного роста, интегрированного роста, диверсифицированного роста, сокращения. Процесс планирования стратегии. Анализ альтернатив и выбор стратегии. Управление реализацией стратегии.

Ведение трудовой книжки

Требования к заполнению трудовой книжки. Условия хранения трудовых книжек. Выдача трудовых книжек.

 

Ведение личных дел.

Состав личного дела. Формирование и оформление личных дел. Подготовка дела для сдачи в архив.

 

Организация и оплата труда

1. Организация труда: сущность, задачи, направления, основные принципы и элементы, формы, дисциплина труда

Труд, как социально-экономическая категория. Понятие, сущность, содержание и направления организации труда. Задачи организации труда: технико-технологические, экономические, психофизиологические, социальные. Принципы организации труда. Взаимосвязь организации труда с организацией производства и организацией управления. Понятие форм организации труда. Законодательно-нормативные акты, регулирующие трудовые отношения.

 

2. Трудовые ресурсы и их классификация: трудоспособность и работоспособность человека, право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда

Понятие трудовых ресурсов. Классификация трудовых ресурсов. Определение трудоспособности и работоспособности человека. Право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда согласно Трудовому Кодексу.

 

Размер оплаты труда: установление заработной платы, установление минимального размера, обеспечение повышения уровня содержания заработной платы, сущность и виды премий элементы премиальной системы, способы и условия премирования.

Порядок установления заработной платы. Порядок установление минимального размера, Сущность премий и основные задачи системы премирования. Различие поощрительных систем по целевому назначению. Элементы премиальной системы. Показатели премирования. Разработка системы премирования на предприятии. Роль надбавок и доплат в стимулировании труда. Основные виды надбавок и доплат рабочим, руководящим работникам, специалистам и служащим.

 

Нормирование труда

Анализ состояния нормирования труда: оценка уровня и напряженности норм труда, внедрение, замена и пересмотр норм труда, экономической эффективности мероприятий по совершенствованию нормирования труда.

Основные исходные материалы для анализа. Направления анализа. Изучение степени охвата работ (работающих) нормированием. Анализ качества норм труда. Способы определения удельного веса технически обоснованных норм в общем числе действующих норм. Оценка уровня напряженности норм. Определение среднего процента выполнения норм выработки рабочими. Распределение рабочих по степени выполнения норм. Оценка применяемых нормативных материалов. Степень их использования для нормирования труда. Оценка экономической эффективности мероприятий по совершенствованию организации и нормирования труда.

 

 

Планирование работы в органах УИС. Организация исполнения решений в органах УИС.

Сущность планирования работы в органах УИС. Принципы планирования и требования, предъявляемые к планам. Виды и формы планов. Понятие, значение, основные элементы и требования к организации исполнения управленческих решений.

 

Надзор за осужденными.

Надзор за осужденными. Действия дежурной смены, особенности действий применительно к различным видам исправительных учреждений. Действия при захвате осужденными заложников. Действия при совершении убийства или умышленном причинении тяжкого вреда здоровью. Организация деятельности при побеге осужденного. Виды побегов, действия сотрудников при побеге. Следственные мероприятия, оперативно-розыскные мероприятия. Требования к применению силы, оружия.

 

11. Законодательное регулирование трудовых отношений в исправительных учреждениях.

Привлечение к труду осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях. Условия труда осужденных. Действия норм Трудового кодекса в отношении труда осужденных. Организация производства в учреждениях. Собственные производства. Особенности привлечения осужденных к труду на объектах предприятий любых организационно-правовых форм. Право на предпринимательскую деятельность. Организация обязательных и исправительных работ. Страховое и пенсионное обеспечение осудженных к лишению свободы.

 

IV. ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ

Основы менеджмента

1.Сущность и содержание менеджмента.

2.Эволюция управленческой мысли.

3.Организация как объект менеджмента.

4.Планирование как функция менеджмента.

5.Организационные структуры управления.

6.Мотивация в системе функций менеджмента.

7.Контроль в системе функций менеджмента.

8.Коммуникации в процессе управления.

9.Понятие и содержание эффективности управления.

10.Власть и влияние в менеджменте

 

Нормирование труда

1.Организация работы по нормированию труда на предприятии: цели, задачи, условия, эффективность.

2.Научно (технически) обоснованные нормы труда: требования, структура, свойства, особенности применения.

3.Методы изучения затрат рабочего времени: хронометраж, фотография рабочего времени (индивидуальная, групповая), самофотография, методы моментных наблюдений рабочего времени.

4.Этапы и методы расчета норм труда аналитическими методами нормирования труда: аналитически-исследовательским и аналитически-расчетным.

5.Нормирование труда с применением микроэлементных нормативов: условия применения, требования, преимущества и недостатки, базовая система микроэлементных нормативов времени, зарубежные системы микроэлементов.

6.Методы нормирования, применяемые в зарубежных странах: особенности, технология, преимущества и недостатки.

7.Нормативные материалы для нормирования труда: сущность, значение разновидность, основные требования, современнее состояние.

8.Нормативы для нормирования труда в организации: по труду, режимов работы оборудования, времени, обслуживания, численности.

9.Методические положения по разработке нормативных материалов: опыт СССР, нормативно-правовое регулирование, организация на предприятии.

10.Методика нормирования отдельных видов работ: на металлорежущих станках, при многостаночном обслуживании, в условиях автоматизированного производства

11.Особенности нормирование труда руководителей, специалистов и служащих.

12.Анализ состояния нормирования труда: оценка уровня и напряженности норм труда, внедрение, замена и пересмотр норм труда, экономической эффективности мероприятий по совершенствованию нормирования труда

 

Организация и оплата труда

1.Организация труда: сущность, задачи, направления, основные принципы и элементы, формы, дисциплина труда

2.Трудовые ресурсы и их классификация: трудоспособность и работоспособность человека, право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда

3.Разделение труда: сущность, значение, формы, границы разделения труда, направления совершенствования

4.Производительность и трудоемкость труда: факторы и резервы роста производительности труда

5.Понятие и экономическое значение рабочего места: требования, предъявляемые к рабочему месту

6.Аттестация и рационализация рабочих мест. Обслуживание рабочих мест: принципы организации обслуживания рабочих мест

7.Размер оплаты труда: установление заработной платы, установление минимального размера, обеспечение повышения уровня содержания заработной платы, сущность и виды премий элементы премиальной системы, способы и условия премирования.

8.Системы оплаты труда: бестарифная система и ее характеристика, тарифная система оплаты труда и ее элементы

9.Формы оплаты труда и условия их применения: повременная, системы сдельной заработной платы

10.Понятие и сущность условий труда: факторы, формирующие условия труда, классификация условий труда по степени вредности и опасности, обязанности работника в области охраны труда

11.Состав и структура фонда оплаты труда: принципы и элементы организации оплаты труда

12.Система организации заработной платы на предприятии. Функции заработной платы. Гарантии и компенсации

 

V. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

1. Айман Т. О. Трудовое право. Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2002.

2. Акмаева Р.И. Инновационный менеджмент. Р.н.Д.: Феникс, 2009.- 352 с.

3. Алавердов А. Р. Управление персоналом: Учебное пособие – М.: Маркет ДС Корпорейшн, 2009 – 304 с.

4. Базаров Т. Ю. Управление персоналом: Практикум – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009 – 239с.

5. Базилевич А.И. Инновационный менеджмент предприятия. М.: Кнорус,

6. Басовский Л.Е., Менеджмент. М.:ИНФРА – М, 2006.

7. Бишоф А. Самоменеджмент. Эффективно и рационально. - М.: Омега-Л, 2006. - 128 с.

8. Бондаренко А.Г. Социологическое исследование: Методика опроса: Учебное пособие. - Волгоград: ВолгГТУ, 2006. - 64 с.

9. Бухалков М. И. Управление персоналом: Учебник - M.: ИНФРА-М, 2008.- 400с

10. Василевская И. В. Инновационный менеджмент. М.: РИОР, 2011.- 128 с.

11. Вершигора Е.Е. Менеджмент. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2006.

12. Веснин В. Р. Управление персоналом. Теория и практика: Электронный учебник: Учебник - M.: КНОРУС, 2009

13. Веснин В.Р. Менеджмент. Учебное пособие.– М.: Проcпект, ТК Велби, 2007.

14. Веснин В.Р. Менеджмент: Учебник. – М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 504 с.

15. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник для вузов. - М.: Экономист, 2007.

16. Гашина Н. Н., Щеголева Н. А. Трудовое право. Учебно-методическое пособие. – Орел: Изд-во ОРАГС, 2003.

17. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. – 3-е изд., доп. – М.: Идательство НОРМА, 2001. – 448 с.

18. Глухов В.В. Менеджмент. Учебник.– СПб.:Питер, 2008

19. Государственное и муниципальное управление. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов.: Учебно-методическое пособие / Под ред. А. А. Мерцалова, А. М. Старостенко – Орел: Изд-во ОРАГС, 2004.

20. Гусов К. Н., Толкунова В. Н. Трудовое право России. Учебник. – М.: ТК Велби, 2004.

21. дана, 2009. 368 с.

22. Дафт Р.Л. Менеджмент. Учебник для Вуз. – СПб.: Питер, 2007.

23. Егоршин А. П. Мотивация трудовой деятельности: Учебное пособие – M.: ИНФРА-М, 2006.

24. Егоршин А.П., Зайцев А.К. Организация труда персонала. Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 320с.

25. Зиновьев В.Н., Зиновьева И.В., Менеджмент. М.:Дашков и К*, 2007.

26. Зудина Л.Н. Организация управленческого труда: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. – 208с.

27. Ивасенко А.Г., Никонова Я.И., Сизова А.О. Инновационный менеджмент

28. Казначевская Г.Б.,Менеджмент.Учеб.пособие_Ростов н/Д: Феникс, 2006.

29. Камионский С.А. Управление подчиненными. Эффективные технологии руководителя. - М.: URSS, 2005. - 192 с.

30. Кибанов А. Я. Основы управления персоналом: Учебник. – М.:ИНФРА–М, 2003.

31. Кибанов А. Я., Дуракова И. Б. Управление персоналом организации: стратегия, маркетинг, интернационализация: Учебное пособие– М.: ИНФРА-М, 2009 – 301 с.

32. Комментарий к Трудовому кодексу РФ. Под ред. Ананьевой К. Я.- М: 2002

33. Комментарий к Трудовому кодексу РФ. Под ред. Ю. П.Орловского.– М.: ИНФРА-М, 2002.

34. Коноваленко В. А., Коноваленко М. Ю. Управление персоналом – креативный менеджмент: в помощь руководителю – М.: Дашков и К, 2009 – 224 с.

35. Коротков Э.М., Солдатова И.Ю., Чернышов М.А., Основы менеджмента.– М.:Дашков и К*; Ростов н/Д: Наука – Пресс, 2007.

36. Кравченко А. И., Тюрина И. О. Социология управления: фундаментальный курс: Учебное пособие – M.: Академический проект, 2004.

37. Красовский Ю. Д. Организационное поведение.: Учеб. пособие – M.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

38. Кузнецов Б. Т., Кузнецов А. Б. Инновационный менеджмент/ М.: Юнити-

39. Кузнецов Ю.В. Подлесных В.И. Менеджмент. Учебное пособие.– СПб.: Бизнес-пресс, 2001.

40. Лукашевич В. В. Основы управления персоналом: Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2008.

41. Магистр, 2009. 432 с.

42. Макаров С. Н. Учебно-методические рекомендации по курсу «Управление персоналом». Учебно-методическое пособие – Смоленск: Универсум, 2009. – 44с.

43. Мелихов Ю. Е., Малуев П. А. Управление персоналом: портфель надежных технологий. Учебно-практическоне пособие – М.: Дашков и К, 2009 – 344 с.

44. Менеджмент: Учеб. пособие/ Под ред. В.В.Лукашевича, Н.И.Астаховой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 255с.

45. Мескон М.Х., Хедоури Ф., Альберт М. Основы менеджмента. Пер. с англ. - М.СПб.;Киев:Вильямс, 2007.

46. Моргенстерн Д. Тайм-менеджмент. Искусство планирования и управления своим временем и своей жизнью. - М.: Добрая книга, 2006. - 255 с.

47. Мумладзе Р.Г. Экономика и социология труда: учебник/ под общей ред. д-ра экон. наук, проф. Р.Г. Мумладзе, Г.Н. Гужина. – 3-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2009. – 328 с.

48. Оголева Л. И. др. Инновационный менеджмент. М.: Инфа-М, 2010. 240 с.

49. Организация и нормирование труда: учеб. пособие под ред. В.В. Адамчука. – М.: ЮНИТИ, 2004. – 304с.

50. Основы инновационного менеджмента. Под ред. Коссова В.В. М.:

51. Персональный менеджмент: Учебник/ С.Д. Резник и др.- М.: ИНФРА – М., 2008. – 622 с.

52. Пиляева В. В. Трудовой кодекс РФ (в схемах и определениях). Учеб. пособие.-М.: 2002.

53. Практика применения Трудового кодекса Российской Федерации. Под ред. Нуртдиновой А. Ф., Шеломова Б. А. и др.– М.: МЦФЭР, 2003.

54. Прием и увольнение работников в соответствие с новым Трудовым кодексом. – М.: 2003

55. Пустынникова Е.В. Основы менеджмента: учеб.пособ./ - М.: КНОРУС, 2008.

56. Ромашов О.В. Социология труда и экономическая социология: учебник/ О.В. Ромашов. – М.: Гардарики, 2007. – 447 с.

57. Рыженков А. Я., Мелихов В. М., Шаронов С. А. Трудовое право России: Курс лекций / Под ред. А.Я. Рыженкова - Элиста: Джангар, 2007.- 544с.

58. Соломанидина Т. О., Соломанидин В. Г. Мотивация трудовой деятельности персонала: Учебное пособие - M.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.- 312с

59. Стрелкова Л.В. Труд и заработная плата на промышленном предприятии: учеб. пособие для студентов вузов/ Л.В. Стрелкова, Ю.А. Макушева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 351с.

60. Толкунова В. Н. Трудовое право. Курс лекций. – М.: Проспект, 2003.

61. Трудовое право. Учебник. Под ред. Гапоненко В. Ф., Михайлова Ф. Н.– М.:ЮНИТИ, 2002.

62. Трудовое право: Учебник / Под ред. Ф. Г. Мышко - M.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.- 495с.

63. Трудовой кодекс Российской Федерации

64. Управление организацией: Учебник/ Под ред. А.Г.Поршнева, З.П.Румянцевой, Н.А.Саломатина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 669с.

65. Управление персоналом организации.: Учебник / Под ред. Кибанова А. Я. – M.: ИНФРА-М, 2004.

66. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А. Я. Кибанова. – М.: ИНФРА–М, 2001.

67. Управление персоналом организации: учебник для вузов / под ред. А. Я. Кибанова - М.: ИНФРА-М, 2005. - 638 с.

68. Управление персоналом: Учебное пособие / Под ред. Г. И. Михайлиной - M.: Дашков и К, 2008.- 284с

69. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. Учебник. - М.: СПб.: «Питер», 2008. – 448с.

70. Шапиро С. А. Основы управления персоналом в современных организациях: Учебное пособие. – М.:ГроссМедиа, 2008.

71. Щеголева Н. А. Трудовое право: в схемах и таблицах с комментариями: Учебное пособие - Орел: Изд-во ОРАГС, 2009.- 304с.

72. Экономика труда: теоретический и практический анализ: учебник/ под ред. д.э.н., проф.А.А.Федченко. – М.: Издательство «Экзамен», 2007. – 510с.

Дополнительная литература

1.Архангельский Г. Организация времени. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2007.

2.Баринов В.А. Организационное проектирование. – М.: ИНФРА–М, 2005.

3.Басаков М.И. От приема на работу до увольнения (оформление документов): практ. пособие. – М.: МарТ; Ростов н/Д: МарТ, 2003.

4.Богданов Е. Н. Психология личности в конфликте: учеб. пособие. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004.

5.Васильев И.Н., Желинский Г.С. Организация делопроизводства и персональный менеджмент: учеб. пособие. – 2-е изд. – М.: Вузовский учебник, 2004.

6.Генкин Б.М. Экономика и социология труда: учеб. для студентов вузов по экон. спец. – 6-е изд., доп. – М.: Норма, 2006.

7.Журавлев П.В., Кулапов М.Н., Сухарев С.А. Мировой опыт в управлении персоналом. Обзор зарубежных источников/ Монография. - М.: Изд-во Рос. экон. академия; Екатеринбург: Деловая книга, 1998. - 323 с.

8.Захарова Л.А. Основы менеджмента: учеб.-метод. комплекс; УрГПУ. – Екатеринбург, 2007.

9.Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Психология профессиональных деструкций: учеб. пособие для вузов. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005.

10.Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: учеб. пособие. – М: Изд-во МПСИ: Воронеж: МОДЭК, 2003.

11.Зеер Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособие. – М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2003.

12.Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. – СПб.: Питер, 2001.

13.Климов Е.А. Пути в профессионализм (психологический взгляд): учеб. пособие. – М.: МПСИ: Флинт, 2003.

14.Ковалев В.Н. Социология управления социальной сферой: учеб. пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2003.

15.Ковальчук А.С. Основы имиджелогии и делового общения: учеб. пособие для студентов вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.

16.Маренков Н.Л. Управление персоналом организации: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академический Проект; Трикста, 2005.

17.Морозов А.В. Деловая психология: учебник / А.В. Морозов. – М.: Академический Проект, 2005.

18.Одегов Ю.Г. Рынок труда (практическая макроэкономика труда): учебник / Ю.Г. Одегов, Г.Г. Руденко, Н.К. Лунева. – М.: Изд-во «Альфа-Пресс», 2007.

19.Павленков В.А. Рынок труда. Занятость. Безработица: учеб. пособие – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004.

20.Практикум по психофизиологической диагностике: учеб. пособие для студентов вузов / Н.Г. Блинов, Л.Н. Игишева, Н.А. Литвинова, А.И. Федоров. – М.: Владос, 2000.

21.Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: учеб.-метод. пособие. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2002.

22.Психология в управлении человеческими ресурсами: учеб. пособие / Т. С. Кабаченко. – СПб.: Питер, 2003.

23.Ржехин В.М., Алеканд Д.А., Коваленко Н.В. Разработка показателей эффективности подразделений, отделов, персонала. Пошаговая инструкция. – М.: Вершина, 2007.

24.Савенкова Т.И. Маркетинг персонала в инновационно-инвестиционной среде / Т.И. Савенкова, Т.П. Савенкова. – М.: Экономистъ, 2006.

25.Синякова М.Г. Теория организации: учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» и «Управление персоналом»/ М.Г. Синякова; ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2007.

26.Скопылатов И.А., Ефремов О.Ю. Управление персоналом. – СПб.: Изд-во Смольного ун-та, 2000.

27.Справочник кадровика: оформление трудовой книжки. – М.: ИНФРА-М, 2003.

28.Трудовой кодекс Российской Федерации. – М.: ИНФРА-М, 2009.

29.Управление персоналом организации: учебник для студентов вузов / А.Я. Кибанов и др. / под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2007.

30.Фролов С.С. Социология организаций: учебник. – М: Гардарики, 2001.

31.Фунтов В.Н. Основы управления проектами в компании. – СПб.: Питер, 2006.

32.Шемятихина Л.Ю. Менеджмент: пособие. – Екатеринбург: Изд-во Дом учителя, 2001.

33.Шишкин С.В. Экономика социальной сферы: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: ГУ ВШЭ, 2003.

34.Экономическое развитие современной России: монография / под ред. д.э.н. Н.В. Яремчука. – М.: Премьера, 2005.

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Итоговая государственная аттестация менеджеров по персоналу включает защиту выпускной квалификационной работы и сдачу комплексного государственного экзамена по специальности, позволяющего выявить и оценить теоретическую подготовку к решению профессиональных задач, готовность к основным видам профессиональной деятельности.

Комплексный государственный экзамен по специальности 080505 «Управление персоналом» включает ключевые и практически значимые вопросы по дисциплинам общепрофессиональной и специальной подготовки. Он проводится на заключительном этапе учебного процесса до разработки выпускной квалификационной работы.

Комплексный государственный экзамен позволяет выявить и оценить теоретическую подготовку к решению профессиональных задач, готовность к профессиональной деятельности в сфере управления персоналом организаций (по отраслям и видам деятельности).

К комплексному государственному экзамену допускаются лица, завершившие полный курс обучения по основной профессиональной образовательной программе высшего профессионального образования, и успешно прошедшие все предшествующие промежуточные испытания, предусмотренные учебным планом.

Программа комплексного государственного экзамена по специальности 080505«Управление персоналом», наряду с требованиями к содержанию отдельных дисциплин, учитывает также требования, предусмотренные государственным образовательным стандартом и необходимые для получения квалификации – «менеджер».

Выпускники программы специальности 080505 «Управление персоналом» ориентированы на работу в службе управления персоналом государственных и муниципальных органов власти и управления, предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности в промышленности, торговле, на транспорте, в банковской, страховой, туристической и других сферах, в службах занятости и биржах труда. Основными видами деятельности выпускников в службе управления персоналом являются: организаторская, управленческая, правовая, учетно-документационная, воспитательная, педагогическая, социально-бытовая, психологическая, социологическая. Специалист подготовлен к участию в профессиональной организационно-управленческой, экономической, научно-технической, плановой, проектно-экономической, аналитической и научно-исследовательской деятельности в службе управления персоналом.

Для эффективного исполнения профессиональной деятельности у выпускника должны быть сформированы компетенции в области знания и его применения: законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность организации по управлению персоналом; основ рыночной экономики, предпринимательства и ведения бизнеса; конъюнктуры рынка рабочей силы и образовательных услуг; механизма ценообразования и налогообложения; основ маркетинга персонала; современных концепций управления персоналом; основ трудовой мотивации и системы оценки персонала; форм и методов профессионального обучения персонала; порядка разработки трудовых договоров; методов менеджмента; основ технологии производства; структур управления; основ социологии и психологии труда; этики делового общения; основ организации делопроизводства; методов обработки информации с применением современных информационных технологий, коммуникаций и связи; правил и норм охраны труда.

Комплексный государственный экзамен по специальности включает ключевые и практически значимые вопросы по дисциплинам общепрофессиональной и специальной подготовки.

Комплексный государственный экзамен по специальности 080505 «Управление персоналом» включает тематику общепрофессиональных дисциплин (1 блок) и специальных дисциплин (2 блок):

1 блок: экономическая теория, основы менеджмента, основы управления персоналом.

2 блок: экономика и социология труда, организационно-правовые основы управления персоналом, социология и психология управления, социально-трудовой мониторинг и аудит в трудовой сфере, нормирование труда, организация и оплата труда, делопроизводство в кадровой службе.

Требования к профессиональной подготовке, предусмотренные ГОС ВПО по специальности 080505 «Управление персоналом»:

2.1. Специалист должен знать:

·многообразие экономических процессов в современном мире, их связь с другими процессами, происходящими в обществе;

·теоретические основы и закономерности функционирования экономики, включая переходные процессы;

·принципы принятия и реализации экономических и управленческих решений;

·основные и специальные методы анализа информации в сфере профессиональной деятельности – системе управления персоналом;

·принципы, технологии разработки, принятия и реализации экономических и управленческих решений;

·методы организационно-экономического обоснования развития системы управления персоналом.

 

2.2. Специалист должен уметь:

·реализовывать функции по управлению персоналом;

·проводить диагностику системы управления персоналом;

·разрабатывать подсистемы управления персоналом организации;

·выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать результаты;

·оценивать социальные и экономические результаты управления персоналом, расчета показателей;

·использовать основные и специальные методы экономического анализа информации в сфере профессиональной деятельности;

·разрабатывать и обосновывать альтернативы эффективных управленческих решений;

·критически оценивать с разных сторон (производственной, мотивационной, институциональной и др.) поведение экономических агентов, тенденции развития объектов в сфере профессиональной деятельности;

·уметь использовать компьютерную технику в режиме пользователя для решения кадровых экономических задач;

·систематизировать и обобщать информацию, готовить справки и обзоры по вопросам профессиональной деятельности, редактировать, реферировать, рецензировать тексты.

 

2.3. Специалист должен владеть:

·специальной экономической терминологией и лексикой специальности как минимум на одном иностранном языке (английском);

·навыками самостоятельного овладения новыми знаниями, используя современные образовательные технологии;

·навыками профессиональной аргументации при разборе стандартных ситуаций в сфере управления персоналом;

·навыками кооперации со специалистами и осуществления позитивных и эффективных коммуникаций в организации;

·навыками применения современных методов социально-экономической диагностики, научной организации труда и организационного проектирования;

·методическими приемами чтения лекций, проведения семинарских занятий.

 

2.4. Специалист должен иметь:

·системное представление о структурах и тенденциях развития российской и мировой экономик;

·способность к саморазвитию метапрофессиональных качеств личности, необходимых для эффективного исполнения профессиональной деятельности;

·ценностное отношение к результатам организационного развития и труда;

·социальную ответственность за результаты собственной профессиональной деятельности.

II. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.184.214 (0.173 с.)