Проблемы и тенденции развития газовой отрасли 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы и тенденции развития газовой отрасли



Здесь мы указываем только самые общие проблемы и тенденции, которые по смыслу не укладываются в тему ни одной из нижеследующих глав.

Газовая отрасль страны играет крайне важную роль в энергообеспечении, экономике, внутренней и внешней политике страны, и в энергообеспечении Европы.

В газовой отрасли назрели серьезные проблемы, которые концентрировано выражаются в снижении добычи газа в стране на фоне роста платежеспособного спроса. Реформирование газовой отрасли неизбежно, причем вызвано это не только внутренними причинами (неспособностью обеспечить увеличение добычи газа и неэффективностью) но и внешними (несоответствие структуры отрасли складывающейся в стране системе производственных и политических отношений).

Анализируя проблемы, возникавшие за последние десять лет в развитии газовой отрасли России, можно сделать вывод о том, что успешная реструктуризация и развитие отрасли невозможны без реструктуризации некоторых смежных секторов. Укажем наиболее важные из них:

· Реструктуризация теплоэлектроэнергетической отрасли;

· Реструктуризация системы ЖКХ страны;

· Реформирование и развитие системы социального обеспечения (прежде всего, для построения системы прямых целевых дотаций малоимущим);

· Реформирование системы государственного управления.

С другой стороны начавшаяся реформа теплоэнергетического отрасли достаточно жестко задает сроки реформирования и газовой отрасли (трудно себе представить, что при демонополизации электротеплогенерации сохраниться монопольный поставщик важнейшего первичного энергоресурса федерального масштаба).

Некоторые выводы из мирового опыта регулирования и реформирования газовой отрасли см. в конце [ОБЩЕЕ-8].

Газовая отрасль страны отличается крайне высокой степенью монополизации и неразвитостью коммерческих отношений как между предприятиями отрасли, так и с внешними контрагентами. В значительной степени отношения законсервировались и сохранились с советских времен. Отрасль требует внедрения новых отношений (и привлечения новых людей).

В силу специфики отрасли (очень высокая монополизация и относительно слабое развитие бизнес отношений) большую часть управленцев (менеджеров) для реализации новых бизнес проектов в газовой отрасли придется привлекать извне отрасли и обучать отраслевой специфике.

В силу значения газовой отрасли России для газообеспечения Европы, все изменения в газовой отрасли России будут проходить под пристальным наблюдением Европейских компаний и правительств. Кроме того, европейские компании настойчиво будут пытаться участвовать в проектах добычи газа в России (здесь им нужны российские партнеры) и в контроле над газотранспортной системой.

В силу значения газовой отрасли, необходимости ее антимонопольного регулирования (по закону), политического влияния отрасли, государство будет неизбежно так или иначе регулировать отрасль. В частности в силу специфики организации рынка газа, государство в ближайшее время так или иначе будет регулировать или координировать экспорт газа (по крайней мере – в Европу). Такое регулирование осуществлялось и осуществляется путем сохранения экспортной монополии ОАО «Газпром».

Реализация государственной политики в отрасли и работа государственных органов с предприятиями отрасли крайне неэффективна и плохо организована. В целом в отношении федеральных министерств и ведомств можно сказать, что они перегружены различными функциями и обязанностями и что по многим вопросам их функции пересекаются. Для подтверждения этого тезиса достаточно бегло взглянуть на Положения о различных органах федеральной исполнительной власти и по некоторым функциям сделать количественную оценку точек контроля, их географического распределения, объема потребной информации и ресурсов для осуществления тех или иных функций. Существует и проблема координации действий различных органов исполнительной власти. Действующая система в большей степени ориентирована на распределение поручений и контроль за фактами ответов на них, но не рассмотрение и принятие решений и контроль за их исполнением, практически отсутствует механизм оценки ресурсов, потребных для выполнения тех или иных поручений, механизм обеспечения эффективности работы (что очень важно для административно-бюрократичеких систем). Опыт создания и работы постоянно действующих межведомственных комиссий показывает, что их работа бывает результативно, если она поддержана постоянной целевой работой хотя бы одного органа исполнительной власти по теме работы комиссии, т.е. снова встает вопрос о реальных функциях органов исполнительной власти. Мы полагаем, что в существующем виде система государственных органов исполнительной власти не может эффективно взаимодействовать с газовой отраслью и управлять ею. Таким образом, для осуществления успешной реструктуризации отрасли необходимо и реформирование системы государственного управления (прежде всего – системы исполнительных органов государственной власти, кроме того – реформирование системы социального обеспечения).

Крайне важным для газовой отрасли является деятельность ФЭК и РЭКов (и будет являться деятельность Единого тарифного органа, если таковой будет создан).

В силу капиталоемкости и специфики организации рынка сбыта газа (требующей больших разовых инвестиций и со стороны потребителей и достаточно жесткой долговременной привязки потребителей к поставщикам) проекты в газовой отрасли отличаются долгими и сложными процедурами подготовки и длительным временем реализации. С другой стороны, будучи запущенными, проекты дают долгосрочный гарантированный доход.

Это в частности создает очень хорошие перспективы для смежных и подрядных организаций

Тем, кто берется реализовывать проекты в газовой отрасли неизбежно придется столкнуться с необходимостью «участвовать в политике» (в зависимости от масштаба проекта – на региональном, федеральном или международном уровне, либо на нескольких сразу). Крайне важно уделять особое внимание этому вопросу и правильно определять степень своего участия.

Цены на газ, сложившиеся на российском рынке в зоне действия ЕСГ (ОАО «Газпром») объективно препятствуют появлению независимых производителей газа по ряду причин:

· Искусственной структуре цены (занижена цена добычи, завышен транспортный тариф).

· Отсутствием у созданных во время приватизации компаниях необходимости возврата средств, вложенных в создание основных фондов.

· Учетом регулирующими органами при установлении цены и дохода от экспорта.

Для устранения этих причин необходимо:

· Дать возможность независимым компаниям экспортировать часть добываемого газа (пусть и через единого оператора).

· Регулирующим органам нужно совершенствовать ценовое регулирование и улучшать структуру цены.

· Ну а отсутствие необходимости возврата средств уже к 2010г. «само рассосется», хотя в принципе можно говорить о введении специального «уравнивающего» налога для компаний, созданных во время приватизации.

На руку независимым производителям газа играет неэффективность ОАО «Газпром». Кроме того, надо дополнительно изучать проекты по реализации добываемого газа в месте добычи (без захода в магистральный газопровод), либо недалеко от места добычи (т.е. с относительно небольшим расстоянием транспортировки от места добычи). Дополнительными рычагами, которые могут сделать рентабельность проектов положительной является реализация не газа, а произведенных из него продуктов (прежде всего, тепла и электроэнергии). Наконец, при наличии разрешения на экспорт газа, следует искать партнеров среди крупных европейских потребителей, им газ можно будет реализовывать по цене ниже «второй» оптовой, но выше «первой» оптовой.

По-видимому низкий уровень цен, задаваемый для ОАО «Газпром», будет «психологически давить» и на территориях, не охваченных ЕСГ, где будут пытаться организовать новые газовые проекты.

Действующий акцизный налог на газ плохо структурирован, его необходимо отменять и вводить вместо него другие налоги. Граничную барьерную функцию должен выполнять просто рассчитываемый от объема и цены экспортный таможенный тариф (для простоты расчетов лучше вводить не адвалорную ставку, а шкалу специфических ставок, как это сделано для нефти). Этот тариф помимо фискальных функций должен защищать российских потребителей газа, выравнивая для производителей экономические условия реализации газа в России и в Европе. В России необходимо вводить налог на потребление газа, который бы позволял проводить госполитику межтопливной конкуренции и решать проблему «отсутствия необходимости возврата вложенных средств». Кроме того, в недропользовании рано или поздно понадобятся налоги, стимулирующие разработку старых месторождений и трудноизвлекаемых запасов.

Имеет смысл обратить внимание на заявление руководителей крупных нефтяных компаний «Лукойл», «ЮКОС», ТНК. Подводя итоги прошлого года и говоря о планах на будущее все они заявили о желании увеличить добычу газа и выйти на рынок газа. Представитель ТНК даже сказал, что в структуре компании создается «газовый департамент». Хотя нефтяники делали подобные заявления регулярно в последние годы, сейчас столь «массовый залп» явно связан не только с проходящими годовыми собраниями акционеров, но и со сменой руководителя ОАО «Газпром». Нефтяные компании будут пытаться выходить на Российский газовый рынок.

В России в настоящий момент используется только сетевой природный газ. Решение о реализации первого проекта по производству СПГ на о.Сахалин принято недавно. Возможно, стоит изучить перспективы реализации проектов по производству СПГ из месторождений Западной Сибири или арктического шельфа (так же возможно рассмотреть проекты по производству синтетических бензинов из ПГ там же)

[1] Для создания ПХГ необходимы также соответствующие геологические условия. Нельзя создать ПХГ в любом месте.[2] Именно объем активного газа ПХГ является показателем реально извлекаемых из него объемов газа. Разница между общим объемом хранимого газа и его активным объемом - не извлекаемый остаток (буферный газ).[3] ати – избыточное давление над атмосферным, в данном случае 0,3 ати = 1,3 атм.[4] Источник: Энергетическая стратегия России. Министерство топлива и энергетики Российской Федерации (1995г.)[5] рассчитано по World Outlook, World Economic Council, 1994г.[6] по крайней мере, в период между 1 июля 1995г. (введение т.н. валютного коридора).

 

 

До 1917 года

В России добыча нефти началась в 1820-м году из колодца на Апшеронском полуострове в городе Баку, который в 1803-м году стал частью Российской Империи. Поэтому можно говорить о том, что тогда это была Россия. В 1820-м году добыча нефти объявляется государственной монополией и такая система просуществовала 40 лет. После того как ее отменили, в 1870-м в Баку добывается первая промышленная нефть из скважины. После отмены государственной монополии капиталу понадобилось 10 лет, чтобы прийти на месторождения и начать их разрабатывать, потому что Российская Империя была гораздо более бюрократизированным государством, чем современная Российская Федерация. Но уже в 1880-м году добыча нефти в России составила 1 млн нефти, что на тот момент составляло 10 % мирового производства. И Россия стала угрожать США, которые в 19 веке являлись абсолютным монополистом в добыче нефти, и Рокфеллеры, и Морганы сделали свое состояние на монопольном положении США. В 1895-м году Россия контролирует уже 45 % мирового рынка, добыча составила 6,5 млн тонн.[1]

В Российской Империи в конце XIX века действовало 320 нефтяных компаний, большая часть нефтяной отрасли была профинансирована на деньги британского капитала, 40 % капитала в отрасли имело британское происхождение, так как Британия искала альтернативы американской нефти. Тогда было три крупных компании: первая — это компания братьев Нобель, один из братьев позже учредил Нобелевскую премию, и эта компания контролировала 14 % рынка в то время. Компания братьев Нобель была известна своими техническими инновациями. Компания братьев Нобель построила первый нефтепровод в Российской Империи из Баку в порт Батум, и таким образом организовала широкомасштабный экспорт нефти за пределы Российской Империи. Они построили первый российский танкер в 1877-м году для транспортировки нефти из Баку. Второй крупной российской компанией была, как это ни удивительно, Royal Dutsch Shell, — точнее компания Shell, в то время самостоятельная. Когда парижский банк Ротшильдов в 1892-м году основал Каспийскую нефтяную компанию, она была несколькими годами спустя выкуплена нефтеторговой компанией Shell, которая таким образом пришла в нефтедобычу в Баку еще в конце 19-го века. И Royal Dutch Shell контролировала в начале 20 века 16 % российского рынка. Еще одной крупной компанией была «Всероссийская нефтяная компания», которая, правда на 35 % принадлежала британскому капиталу. Она давала 22 % добычи нефти в России в 1914-м году.[2]

[править] Советский период

Подробнее см. также: Нефтяная промышленность СССР

В 1918-м с приходом к власти большевиков происходит национализация промышленности, однако контроль над отраслью советское правительство устанавливает лишь в 1922-м году, так как в России шла Гражданская война, а Азербайджан был с 1918 по 1921 был независимым.[3]

Изначально большая часть добычи производилась на Кавказе (как Северном Кавказе, так и в Баку), и в 30-е годы большая часть нефтедобычи шла как раз из Северного Кавказа и из Баку. В 1940-м году Баку давал 70 % добычи, однако затем месторождения Кавказа начали истощаться, плюс советские геологи обнаружили новые богатые месторождения и в СССР начали разрабатывать так называемое «второе Баку», Урал и Поволжье. Разработка этого бассейна началась в 1950-е годы, пик добычи в Урало-Поволжье пришелся на 65-й год (73 млн тонн). Однако затем с 70-х годов начинается освоение месторождений Западной Сибири. В Западной Сибири имеется 500 месторождений нефти, около 500, из них 9 месторождений относятся к гигантам, с запасами от 100 до 500 млн тонн каждое. Есть два месторождения сверх-гиганта, в частности Самотлор. Сверх-гигант — это более 500 млн тонн.[4]

На Самотлоре добыча за пять лет с начала освоение выросла с нуля 160 млн тонн нефти, то есть 25 % всей добычи страны. Советский Союз начал экспорт нефти в 1960-е годы, сначала в страны СЭВ, то есть страны социализма — Восточная Европа, Вьетнам, Монголия, Куба.[5]

С 1970-х годов СССР начал экспортировать нефть в западные страны, в Западную Европу, прежде всего Германию и Италию, которые первыми начали осуществлять закупки. В начале 70-х годов в мире происходил нефтяной кризис, арабские страны ОПЕК повысили цены на нефть в несколько раз, поэтому европейские страны попытались диверсифицировать свои поставки и стали закупать частично нефть в Советском Союзе. Пик советского нефтеэкспорта был в 1980 году по странам СЭВ, а в 1984-м году — абсолютный пик экспорта. Советский Союз тогда экспортировал 172 млн тонн нефти.[6]

В 1987 году добыча нефти в РСФСР составила 570 млн тонн.[7]

[править] 1991

В 1991 году добыча нефти в России составила 415 млн тонн.[8]

Нефтяная отрасль под двойным госконтролем — Минтопэнерго России и Миннефтегазпрома СССР.[9] В конце года остался лишь один контролирующий орган — Минтопэнерго.[9]

В апреле в Нижневартовске, одном из центров российской нефтедобычи, был зарегистрирован банк «Югорский».[9] Его президентом стал Олег Кантор.[9] Банк ждало яркое, но непродолжительное будущее.[9] Изначально он был ориентирован на обслуживание нефтедобывающих предприятий Сибири.[9] Наивысшего расцвета «Югорский» достиг в 1993 году — он занимал 17-е место в списке крупнейших российских банков по сумме активов.[9] В июне 1995 года О.Кантора зарежут на его подмосковной даче.[9]

В ноябре прошла регистрация концерна «Лангепас-Урай-Когалымнефть» при Минтопэнерго.[9] Его президентом назначен первый замминистра нефтегазовой промышленности СССР Вагит Алекперов.[9] Полное название корпорации уже мало кто помнит: практически сразу она перешла на сокращенное наименование ЛУКОЙЛ (его придумал вице-президент компании Равиль Маганов, за что ему была выписана премия 300 руб.).[9]

[править] 1992

Динамика экспорта нефти из России (суммарного, в страны вне СНГ, в страны СНГ) в 1994—2010 годах, в млн тонн.

Динамика экспорта нефтепродуктов из России (суммарного, в страны вне СНГ, в страны СНГ) в 1994—2010 годах, в млн тонн.

Минтопэнерго создаёт ещё два нефтяных концерна — «Сургутнефтегаз» и ЮКОС.[9] В начале года глава межбанковского объединения МЕНАТЕП Михаил Ходорковский стал заместителем министра топлива и энергетики.[9] Впрочем, как утверждали в Минтопе, в министерском штатном расписании фамилия Ходорковский не значилась, хотя её обладатель и имел свой кабинет в Совмине.[9]

Стартовал первый проект разработки шельфовых месторождений Сахалина.[9] Конкурс на право разработки Пильтун-Астохского и Лунского нефтегазовых месторождений выиграл концерн МММ, объединивший японскую Mitsui и американские McDermott и Marathon.[9] Через год его переименуют в «Сахалин-2».[9]

В апреле ряд предприятий Иркутской области, нефтегазодобывающее объединение «Варьеганнефтегаз» и областной Фонд собственности Иркутска учреждают акционерное общество закрытого типа «Русиа Петролеум» для разведки и разработки Ковыктинского и Верхнечонского месторождений.[9]

В мае Минтопэнерго возглавил глава концерна «Газпром» Виктор Черномырдин.[9] На этом посту он пробыл недолго — в декабре В.Черномырдин стал премьер-министром.[9] В середине 1992 года заместитель министра Александр Самусев объявляет о начале разработки проекта указа президента России об акционировании предприятий нефтяной отрасли.[9] Указ был принят в ноябре.[9] По нему первыми нефтекомпаниями, в которых до 49 % акций могло принадлежать частным вкладчикам, стали ЛУКОЙЛ, ЮКОС и «Сургутнефтегаз».[9]

[править] 1993

Сразу после Нового года главой Минтопэнерго был назначен Юрий Шафраник, который до 1990 года был гендиректором вошедшего в ЛУКОЙЛ объединения «Лангепаснефтегаз».[9]

В апреле постановлениями правительства были образованы акционерные общества открытого типа ЛУКОЙЛ, ЮКОС и «Сургутнефтегаз».[9] Государству в них досталось по 45 % уставного капитала.[9] Компании возглавили главы концернов, на базе которых они были учреждены,— В.Алекперов, Сергей Муравленко и Владимир Богданов.[9] Оставшиеся нефтедобывающие предприятия объединены в госпредприятие «Роснефть».[9] Его президентом стал Александр Путилов.[9]

Однако к концу года около 30 нефтедобывающих объединений, акции которых были переданы в «Роснефть», начали активно настаивать на их выделении в самостоятельные компании.[9] Главным стимулом при этом стал пример «независимых» ЮКОСа, ЛУКОЙЛ и «Сургутнефтегаза», которые получили возможность экспортировать нефть без помощи государственных посредников.[9]

[править] 1994

В мае правительство объявило о планах создания на основе активов «Роснефти» новых холдингов — Сибирско-Дальневосточной нефтяной компании (СИДАНКО), Восточной нефтяной компании (ВНК) и российско-белорусской госкомпании «Славнефть».[9] На 2001 год из этих компаний в первозданном виде оставалась лишь «Славнефть».[9] Ей удалось сохранить все активы, которые были включены в ее состав в 1994 году,— «Мегионнефтегаз», «Ярославнефтеоргсинтез» (ЯНОС), Ярославский и Мозырский НПЗ.[9] Инициатором создания «Славнефти» был гендиректор «Мегионнефтегаза» Анатолий Кузьмин.[9] Через три месяца он будет застрелен вместе с шофёром в служебном автомобиле.[9]

СИДАНКО должна была сразу выйти на второе-третье место по объёмам добычи в России среди созданных компаний.[9] Для неё из «Роснефти» были выделены крупнейшие из оставшихся неприватизированных добывающих объединений — «Варьеганнефтегаз», «Черногорнефть», «Пурнефтегаз» и более мелкие «Кондпетролеум» и «Удмуртнефть».[9] Из СИДАНКО власти планировали сделать образцово-показательную нефтекомпанию, в которой за государством в течение трёх лет будет закреплён контрольный пакет акций, а доля бумаг, продаваемая иностранным инвесторам, не превысит 15 %.[9] Планы провалились — ни одно из этих требований не было выполнено, а в 1999 году против СИДАНКО было возбуждено дело о банкротстве.[9]

Правительство подписывает постановление о создании Оренбургской нефтяной компании (ОНАКО).[9] Премьер лично курировал создание ОНАКО.[9] Компанию специальным постановлением освободили от большинства федеральных налогов (поговаривали, что она «запасной аэродром» В.Черномырдина на случай отставки).[9] НПЗ НОРСИ (прежнее название «Нижегороднефтеоргсинтез») признан неплатежеспособным: завод так и не выбрался из кредитной ямы.[9] Этот последний неприватизированный и не зависящий от крупных нефтекомпаний нефтеперерабатывающий завод до сих пор не расплатился с должниками.[9]

В 1994 году правоохранительные органы впервые всерьёз заговорили о проводящемся криминальными структурами планомерном отстреле нефтяников.[9] Убийство А.Кузьмина было первым.[9] Через два месяца в подъезде своего дома был застрелен вице-президент ЮКОСа Владимир Зенкин.[9] В мае неизвестные преступники зарезали директора АО «Нефтебур» Олега Литвинова.[9] В сентябре был убит коммерческий директор компании «Нефть Самары» Юрий Шебанов.[9] Занявшему место В.Зенкина вице-президенту ЮКОСа Виктору Тархову повезло больше: когда в Новокуйбышевске (Самарская область) взлетел на воздух его служебный джип, предпринимателя в нём не было.[9]

[править] 1995

В январе с СИДАНКО случилась первая неприятность.[9] По распоряжению В.Черномырдина «Пурнефтегаз» был возвращён в «Роснефть».[9] В результате госкомпания лишилась примерно четверти объёма нефтедобычи и значительной доли ресурсной базы.[9]

В апреле президент России Борис Ельцин подписал указ «О первоочередных мерах по совершенствованию деятельности нефтяных компаний».[9] Им было разрешено проводить вторичные эмиссии для обмена на акции дочерних компаний, в том числе на акции, закреплённые в федеральной собственности.[9] Хотя возможность присоединения «чужих» добывающих предприятий не оговаривалась, в течение трёх следующих месяцев ЮКОС, используя указ, добился вхождения в свой состав АО «Самаранефтегаз», а ЛУКОЙЛ поглотил АО «Пермнефть».[9]

Тогда же Минтопэнерго создало Южную нефтяную компанию (ЮНКО) для восстановления грозненских нефтепромыслов.[9] Её президентом был назначен Зия Бажаев.[9]

В мае окончательно определился состав участников консорциума «Сахалин-1» по освоению Чайвинского, Одоптинского и Аркутун-Дагинского месторождений сахалинского шельфа.[9] Ими стали японская Sodeco, американская Exxon, «Роснефть» и входящий в его состав «Сахалинморнефтегаз».[9]

В августе была учреждена Тюменская нефтяная компания (ТНК).[9] В её состав вошли «Тюменнефтегаз», «Нижневартовскнефтегаз» и Рязанский НПЗ.[9]

В конце августа Б.Ельцин подписал указ «Об образовании Сибирской нефтяной компании».[9] Обычно процедура учреждения компании ограничивалась постановлением правительства.[9] Заслугу в появлении «высочайшего» распоряжения молва приписала создателю АО «Автомобильный всероссийский альянс» (AVVA) и АО ЛогоВАЗ Борису Березовскому.[9] В «Сибнефть» вошли «Ноябрьскнефтегаз» (ранее предполагалось, что он войдет либо в СИДАНКО, либо в ТНК) и Омский НПЗ.[9]

Самые важные события в нефтяной отрасли России случились в конце года.[9] У них была своя предыстория.[9] В конце марта президент ОНЭКСИМбанка Владимир Потанин от имени банковского консорциума («Империал», Столичный банк сбережений, МЕНАТЕП, Альфа-банк и др.) предложил правительству сделку: крупнейшие банки готовы кредитовать правительство в обмен на право управления госпакетами акций.[9] Промышленность находилась на пике кризиса неплатежей, и государству крайне не хватало денег.[9] Одни только нефтяные предприятия задолжали в госбюджет 7,536 трлн руб.— их хватило бы на ликвидацию задолженности по выплате пенсий, по зарплате военным, сотрудникам МВД и ФСБ, шахтёрам и т. д.[9]

Предложение поддержали.[9] Властями была придумана уникальная форма передачи госпакетов в доверительное управление — залоговые аукционы (на 2001 год реальная стоимость выставленных на них пакетов акций превышала залоговую как минимум в десять раз).[9] В ноябре залоговый аукцион по 40,16 % НК «Сургутнефтегаз» выиграл за 1,4 трлн руб.[9] пенсионный фонд «Сургутнефтегаз» (у компании, которая была должна в бюджет 1 трлн руб., сразу нашлись деньги); в декабре контрольный пакет акций СИДАНКО достался ОНЭКСИМбанку за $130 млн; 78 % акций ЮКОСа получило АОЗТ «Лагуна» за $159 млн и передало их МЕНАТЕПу; 51 % акций «Сибнефти» ушел группе заявителей из Столичного банка сбережений и АОЗТ «Нефтяная финансовая компания», которые предложили кредит в $100,3 млн.[9] За последней сделкой стояли Б.Березовский и никому тогда не известный московский нефтетрейдер Роман Абрамович.[9]

ЛУКОЙЛ избежал залоговых аукционов — на них было продано всего 5 % акций компании.[9] Вместо этого компания обязалась погасить к 1 октября задолженность по налоговым отчислениям в размере 1 трлн руб.[9] Она расплатилась с бюджетом, выпустив облигации, которые впоследствии были обменены на принадлежавшие правительству акции ЛУКОЙЛа.[9]

[править] 1996

В феврале ЮКОС добивается от своих дочерних АО утверждения документов, не меняющих статуса предприятий, но ставящих их под полный контроль материнской компании.[9]

В июне Р.Абрамович стал членом совета директоров входящей в «Сибнефть» компании «Ноябрьскнефтегаз», а также главой московского представительства «Сибнефти».[9] Главой совета директоров ТНК становится ушедший с поста министра топлива и энергетики Ю.Шафраник.[9]

В сентябре состоялся денежный аукцион по продаже 34 % акций СИДАНКО.[9] На акции претендовали ОНЭКСИМбанк в лице компании «Интеррос-ойл» и компания «Альфа-Эко».[9] Победителем стала «Интеррос-ойл», предложившая за пакет акций 326,1 млрд руб.[9] (предложение «Альфа-Эко» составило 325,5 млрд руб.).[9] Вице-президент СИДАНКО по коммерческим вопросам З.Бажаев назначен первым вице-президентом компании.[9]

На проведенном Российским фондом федерального имущества (РФФИ) инвестконкурсе по продаже 19 % акций «Сибнефти» победила компания «Синс», принадлежащая Б.Березовскому.[9] В октябре фирма Р.Абрамовича «Рифайн-ойл» стала победителем конкурса по продаже 15 % акций «Сибнефти», обещав инвестировать в компанию $35,31 млн.[9]

[править] 1997

В феврале создана Центральная топливная компания (ЦТК).[9] Правительство поручило Госкомимуществу передать правительству Москвы для формирования компании контрольные пакеты акций АО «Московский НПЗ» и АО «Моснефтепродукт» (по 38 %).[9]

В марте новый президент компании «НОРСИ-ойл» Сергей Кириенко объявил о начале реализации программы погашения долгов НПЗ НОРСИ.[9] Проект не заработал: вскоре С.Кириенко стал первым замминистра топлива и энергетики, а затем возглавил Минтопэнерго.[9]

В апреле З.Бажаев назначен президентом СИДАНКО — за него проголосовали 99 % акций.[9]

В мае Нефтяная финансовая компания (председатель совета директоров Бадри Патаркацишвили) выставила на продажу 51 % акций «Сибнефти» по стартовой цене $101 млн.[9] Победителем аукциона была признана Финансовая нефтяная компания, предложившая $110 млн.[9] Её учредителями были дочерние и аффилированные компании банка «СБС-Агро».[9]

В июле прошел аукцион по продаже 40 % акций ТНК.[9] Победителем стала компания «Новый холдинг», которая представляла интересы компаний «Альфа-групп» и «Ренова», предложившая за пакет гигантскую по тем временам сумму $810 млн.[9]

В августе была окончательно решена судьба «Пурнефтегаза» — трёхлетняя борьба между СИДАНКО и «Роснефтью» за контрольный пакет акций предприятия закончилась в пользу «Роснефти».[9] С подписанием мирового соглашения по «Пурнефтегазу» исчезло последнее препятствие в приватизации «Роснефти».[9] Продажа компании была намечена на первое полугодие 1998 года.[9]

В сентябре в Москве и Нижневартовске прошли первые в истории отрасли взаимоисключающие собрания акционеров АО «Нижневартовскнефтегаз».[9] (Эта практика широко распространится в последующие годы.[9] По ней оба собрания будут объявлять себя совершенно законными и набравшими кворум, выбирать своих гендиректоров, советы директоров, подавать в суды на решения друг друга.) В Москве прошло собрание акционеров, поддерживающих ТНК и стоящие за ней «Альфа-групп» и «Ренова».[9] В Нижневартовске в собрании акционеров приняли участие сторонники Виктора Палия.[9]

В ноябре ОНЭКСИМбанк, британская BP и СИДАНКО подписали соглашение о стратегическом партнерстве.[9] BP приобрела у банка 10 % уставного капитала СИДАНКО за $571 млн.[9]

В декабре ЮКОС приобрел 44 % акций ВНК из выставленных на спецденежный аукцион 50 % акций нефтекомпании.[9] В совокупности с уже имевшимися у него 9 % акций ВНК новое приобретение составило контрольный пакет — так ЮКОС вышел на второе место в России по объёмам добычи.[9] М.Ходорковский заявил, что ЮКОС намерен совместно с «Сибнефтью» принять участие в приватизации «Роснефти».[9]

Арбитражный суд Ханты-Мансийского АО ввёл внешнее управление на «Нижневартовскнефтегазе».[9] Внешним управляющим назначен вице-президент ТНК Фёдор Маричев.[9] Компания выиграла конфликт с В.Палием.[9]

[править] 1998

По окончании рождественских каникул ЮКОС и «Сибнефть» подписали меморандум об объединении в компанию ЮКСИ.[9] Предполагалось, что ЮКСИ станет обладателем самых больших в мире доказанных запасов нефти и займет первое место в российской нефтяной табели о рангах.[9] Согласно меморандуму, 60 % акций ЮКСИ отошли акционерам ЮКОСа и 40 % — акционерам «Сибнефти».[9] Возглавил компанию М.Ходорковский.[9]

В начале марта мировые цены на нефть российской марки Urals упали до рекордного за последние девять лет уровня — $11 за баррель.[9] Б.Ельцин назначил главу Минтопэнерго С.Кириенко и.[9] о.[9] премьер-министра России вместо В.Черномырдина.[9] Через месяц Госдума с третьего раза утвердила С.Кириенко в должности премьера.[9]

ВР объявила об отказе участвовать в конкурсе по продаже «Роснефти» (ожидалось, что её стартовая цена составит $2,5 млрд).[9] О своих сомнениях в необходимости такой покупки заявил и специально созданный для приобретения «Роснефти» альянс Shell, «Газпрома» и ЛУКОЙЛа.[9]

З.Бажаев ушёл из СИДАНКО и организовал в апреле компанию «Группа „Альянс“».[9] Её основная деятельность — антикризисное управление нефтедобывающими и нефтеперерабатывающими предприятиями.[9]

В конце мая ЮКОС и «Сибнефть» выступили с совместным заявлением: переговоры о слиянии этих компаний в холдинг ЮКСИ прекращены.[9] Гораздо позже создатели компании признались: ЮКСИ создавался для приобретения «Роснефти».[9] Поскольку интерес к госкомпании у М.Ходорковского и Б.Березовского пропал (при низких ценах на нефть стоимость госкомпании была явно завышенной), создание ЮКСИ для них потеряло интерес.[9]

Через день С.Кириенко заявил, что конкурс по продаже «Роснефти» провалился: на него не было подано ни одной заявки.[9] Премьер подписал постановление об увольнении президента «Роснефти» Юрия Беспалова и председателя совета директоров компании А.Путилова.[9]

В начале августа совет директоров «Славнефти» принял решение о досрочном прекращении полномочий её президента Анатолия Фомина.[9] Государство впервые столь жёстко обошлось с руководителем крупной госкомпании, не заплатившей налоги (её долги перед федеральным бюджетом достигли 337,2 млн деноминированных руб.).[9] И.[9] о.[9] президента компании назначили начальника управления реформирования нефтяной отрасли Минтопэнерго Василия Думу.[9] Поговаривали, что «Славнефтью», одной из последних неприватизированных нефтекомпаний в России, заинтересовался ЮКОС, а В.Дума является «человеком М.Ходорковского».[9] Правда, в самом ЮКОСе версию о дружбе М.Ходорковского и В.Думы назвали «смешной».[9]

Сразу после дефолта нефтяные компании объявляют о начале программ сокращения издержек.[9] Первым стал ЮКОС, который заявил, что его добывающие и перерабатывающие подразделения отныне управляются отдельными компаниями: добыча отдана компании ЮКОС-ЭП (Exploration & Production), а переработка и сбыт — компании ЮКОС-РМ (Refining & Marketing).[9]

Новый министр топлива и энергетики Сергей Генералов заявил на международной конференции по энергетике в Кейптауне, что правительство рассматривает возможность слияния «Роснефти», «Славнефти» и ОНАКО в единую госкомпанию — четвертую по объёмам нефтедобычи в России.[9]

Мировые цены на российскую нефть упали до самого низкого за 1990-е годы уровня — менее $10 за баррель.[9]

В 1998 году объем переработки нефти в России составил 163 млн т.[10]

[править] 1999

В январе вице-премьер Владимир Булгак провёл совещание по вопросам укрупнения нефтяных компаний.[9] Было принято решение объединить госпакеты акций «Роснефти», «Славнефти» и ОНАКО в холдинг «Госнефть».[9] ТНК также было предложено войти в новую структуру (на тот момент у государства оставалось 49 % акций нефтекомпании).[9] Решение было крайне отрицательно встречено ЛУКОЙЛом и ЮКОСом: у них были свои виды на госкомпании.[9] В.Алекперов предложил правительству присоединить к его компании «Славнефть» и ОНАКО (за 6 % акций ЛУКОЙЛа), а М.Ходорковский хотел получить «Роснефть» и ОНАКО.[9] С «объединительным» предложением выступила и ТНК — она хотела бы присоединить «Славнефть».[9]

В марте BP вышла из крупнейшего международного нефтяного проекта в России — по освоению Приобского месторождения (Западная Сибирь),— по сути подарив ЮКОСу, своему российскому компаньону по Приобскому, все свои вложения в проект.[9] ЮКОС стал единоличным хозяином месторождения.[9]

В апреле ВР взяла СИДАНКО под операционный контроль.[9] Британской компании принадлежало лишь 10 % акций СИДАНКО, однако ей достались почти все места в совете директоров нефтекомпании.[9] «Иностранная помощь» СИДАНКО не помогла.[9] В мае Арбитражный суд Московской области установил в нефтекомпании внешнее управление.[9] Принятое решение было уникально по двум причинам: во-первых, в России ещё никогда не банкротили столь крупную компанию; во-вторых, против банкротства выступали все без исключения кредиторы СИДАНКО, но суд решил по-своему.[9]

В июне новый министр топлива и энергетики Виктор Калюжный вновь заявил о необходимости объединения «Роснефти», «Славнефти» и ОНАКО.[9]

ТНК вступила в борьбу с BP за обанкроченную «Черногорнефть» — дочернее предприятие СИДАНКО.[9] Первый заместитель председателя правления ТНК Герман Хан (ранее член совета директоров СИДАНКО) объявил, что «ТНК готова участвовать в аукционе в качестве покупателя „Черногорнефти“».[9] После этого у ТНК начались проблемы с американским Eximbank — банк на неопределенный срок перенес открытие кредитной линии для Рязанского НПЗ (на сумму $300 млн) и решение о начале кредитования работ по реабилитации Самотлора (на $200 млн).[9]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.140.108 (0.069 с.)