Эмоционально-волевая сфера личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эмоционально-волевая сфера личности



Эмоционально-волевая сфера. Эмоции. Понятие об эмоциях. Основные психологические теории эмоций. Психофизиологические исследования эмоций. Основные функции эмоций. Виды эмоций: эмоциональный тон, эмоциональный отклик, настроение. Конфликтные эмоциональные состояния: стресс, аффект, фрустрация. Понятие стресса в биологии и психологии. Отличительные признаки аффекта. Роль эмоций в жизнедеятельности человека.

Чувства. Понятие о чувствах. Историческая обусловленность человеческих чувств. Высшие чувства как результат общественного развития личности и как мотивы поведения. Роль чувств в формировании самосознания человека. Нравственные чувства – необходимое условие высоконравственного и правопослушного поведения. Интеллектуальные чувства – важнейший показатель интеллектуального развития субъекта. Саморегулирование в сфере чувств. Способы преодоления отрицательных психических состояний в профессиональной деятельности педагога.

Воля. Понятие о воле. Воля как сознательная регуляция деятельности. Особенности волевой деятельности. Функции воли. Волевой акт и его структура. Принятие решения и его психологическая характеристика. Мотивация и волевое действие. Волевое усилие. Основные направления развития воли. Воля и формирование сознания. Воля и нравственная регуляция поведения. Волевые качества личности. Воля и проблемы самовоспитания.

 

2.9. Индивидуально-психологические особенности личности:
темперамент, характер, способности

Индивидуальные особенности. Темперамент. Понятие о темпераменте. Психологические теории темперамента. Типы темпераментов и их психологическая характеристика. Тип высшей нервной деятельности и темперамент, многозначность связей между ними. Свойства темперамента. Проявление свойств темперамента в познавательных процессах, деятельности и общении людей. Роль темперамента в трудовой и учебной деятельности. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Место темперамента в структуре личности человека. Темперамент и характер. Учет особенностей темперамента в педагогической деятельности.

Характер. Понятие о характере. Обусловленность характера об-щественными и межличностными отношениями. Черты характера и его целостность. Структура характера и симптокомплексы его свойств. Типы характера. Механизмы формирования характера. Основные этапы формирования характера. Полоролевые различия характера. Трансформация характера в течение жизни. Проблема перевоспитания характера. Место характера в общей структуре личности. Характер и темперамент. Характер и деятельность. Характер человека и его взаимоотношения с людьми.

Акцентуации характера. Описание типов акцентуаций (А.Е. Личко., К. Леонгард).

Способности. Понятие о способностях. Способности и деятельность. Структура способностей. Проблемы измерения и определения способностей. Возможности компенсации способностей. Способности и успешность деятельности человека. Понятие об одаренности, таланте и гениальности.

Представления о задатках. Задатки как природно и социально сформированные предпосылки для развития способностей. Неоднозначность связей между задатками и способностями. Врожденное и приобретенное в способностях. Формирование и развитие способностей. Роль интересов и склонностей в формировании способностей. Способности и задатки в профориентации и переориентации. Педагогические способности.

 

4. Темы семинарских занятий

 

Психология как наука и практика.

Предмет, задачи и структура современной психологии. К теме 1.1.

1.1. Предмет и объект психологии.

1.2. Сравнительный анализ и основные отличия обыденной и научной психологии.

1.3. Структура общей психологии, ее задачи.

1.4. Фундаментальные и прикладные отрасли психологии.

Основные этапы развития взглядов

На предмет психологии. К теме 1.2.

2.1. Донаучные представления о психике.

2.2. Психология как наука о сознании.

2.3. Различные направления в психологии в период ее кризиса (бихе-виоризм, психоанализ, гештальтпсихология и др.)

2.4. Современный этап в развитии психологии.

 

Проблема организации и проведения

Эмпирического психологического исследования. К теме 1.3.

3.1. Постановка проблемы, формулирование гипотезы, определение задач исследования.

3.2. Методический аппарат эмпирического исследования.

3.3.Планирование эксперимента и выбор метода обработки результатов.

4.4. Интерпретация эмпирических данных.

5.5.Использование психологических методов в педагогической практике.

 

Общее понятие о личности.

Основные психологические теории личности. К теме 2.1.

4.1. Понимание личности в психологии.

4.2. Особенности подхода к личности в других науках

4.3. Соотношение понятий: «человек», «индивид», «личность», «субъект», «индивидуальность».

4.4. Факторы формирования и развития личности.

4.5.Соотношение понятия «социализация», «развитие» и «формирование» личности.

4.6. Анализ основных подходов к содержательному раскрытию структуры личности в отечественной и зарубежной психологии.

Направленность личности. К теме 2.2.

5.1. Понимание потребностей в психологии.

5.2. Общая классификация потребностей в психологии.

5.3. Характеристика таких психологических феноменов, как самооценка и уровень притязания.

5.4. Понимание и содержание потребностно-мотивационной сферы личности.

 

Деятельность и психика. К теме 2.5.

6.1. Понятие о деятельности.

6.2. Психологические теории деятельности.

6.3. Проблемы соотношения внутренней психической и внешней практической деятельности.

6.4. Деятельность и сознание.

Речевая деятельность как форма общения.

Речь: ее виды, структура и функции. К теме 2.6.

7.1. Общение у животных и у человека. Принципиальные отличия языка животных от языка человека.

7.2. Проблема восприятия и понимания речи.

7.3. Проблемы генезиса различных видов речевой деятельности.

7.4. Взаимоотношение внутренней и внешней речи.

7.5. Функции речи.

 

Эмоции в структуре психики.

Психологические теории эмоций. К теме 2.8.

8.1. Роль эмоций в жизнедеятельности человека.

8.2. Проблема классификации эмоций.

8.3. Эмоции, потребности, мотивы, их взаимосвязь.

8.4. Теории эмоций Джеймса-Ланге, У. Кэннона.

8.5. Теории эмоций Ч. Дарвина, Л.С. Выготского, П.К. Анохина.

 

Способности в структуре личности. К теме 2.9.

9.1. Проблема врожденного и приобретенного в способностях.

9.2. Проблема формирования и развития способностей.

9.3. Способности и обучение.

9.4. Педагогические способности.

 

Акцентуации личности и их изучение. К теме 2.9.

10.1. Понятие акцентуация характера.

10.2. Описание типов акцентуаций по А.Е. Личко.

10.3. Описание типов акцентуаций по К. Леонгарду

 

 

5. Темы практических занятий

 

Общее понятие о личности.

Основные психологические теории личности. К теме 2.1.

· Исследование экстраверсии-интроверсии и нейротизма.

· Исследование агрессивности как свойства личности.

 

2. Основные характеристики личности. К теме 2.1.

· Исследование самооценки личности.

· Исследование уровня притязаний личности.

 

3. Личность в системе межличностных отношений. К теме 2.4.

· Исследование межличностных отношений в группе методом социометрии.

· Исследование стратегий поведения в конфликтной ситуации.

 

4. Познавательная сфера личности. К теме 2.7.

· Исследование свойств внимания: объема, избирательности, распределения, переключения.

· Исследование особенностей памяти: кратковременной, долговременной, эмоциональной.

· Исследование особенностей мышления: рефлексивности, аналитичности, обобщения.

 

5. Эмоционально - волевая сфера личности. К теме 2.8

· Изучение волевых качеств личности.

· Исследование ситуативной и личностной тревожности.

· Исследование эмоционального состояния фрустрации.

 

6. Индивидуально - психологические особенности личности.
К теме 2.9.

· Исследование типов темперамента.

· Исследование акцентуаций характера.

6. Лабораторный практикум

Лабораторный практикум не предусмотрен.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.161.222 (0.012 с.)