Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Личность в системе межличностных отношений

Поиск

Личность в системе межличностных отношений. Понятие о группах. Виды групп: условные и реальные; формальные и неформальные; референтные и нейтральные. Классификация групп по уровню межличностных отношений: диффузная группа, ассоциация, корпорация, коллектив.

Межличностные отношения в группах: непосредственные и опосредованные содержанием целей совместной деятельности.

Феномены межличностных отношений: восприятие человека человеком, эмоциональное тяготение, контактная сплоченность, совместимость, внутригрупповая внушаемость, конформность, идентификация, сплоченность как ценностно-ориентационное единство. Понятие психологического климата в группе (коллективе).

Сущность конфликта и его структура. Классификация конфликтов. Межличностные конфликты. Причины конфликтов. Динамика конфликта. Стратегия (стиль) поведения в конфликтной ситуации. Способы разрешения и предотвращения конфликтов.

Методы исследования межличностных отношений в группах (социометрия, референтометрия, ценностное ориентационное единство, групповая сплоченность).

 

Общепсихологическая характеристика деятельности

Характеристика деятельности. Деятельность и закономерности ее формирования. Понятие о деятельности и ее целях. Психологические тео-рии деятельности. Отличительные черты деятельности: общественный характер, целенаправленность, плановость, систематичность. Основные ха-рактеристики деятельности: предметность и субъектность.

Действие как единица человеческой деятельности. Действие как процесс, направленный на достижение поставленной цели. Виды действий: предметные и умственные. Зависимость действия от общих особенностей деятельности.

Соотношение внутренней психической и внешней практической деятельности. Преобразование деятельности в процессе ее развития. Роль экстериоризации в форме внешних движений и речевых реакций для контроля и моделирования психических процессов. Переход внешних компонентов во внутренние, понятие интериоризации.

Способы (операции) выполнения действий. Преобразования действия в операции. Относительная самостоятельность операций, их переносы из одних действий в другие. Умственные операции.

Освоение деятельности. Автоматизированные компоненты деятельности. Формирование навыков, их виды. Взаимодействия навыков.

Основные виды деятельности. Специфика человеческой деятельности, ее атрибуты. Игровая деятельность и ее психологические особенности. Роль игры в развитии человека.

Учение, научение, обучение. Структура учебной деятельности. Психологические особенности учебной деятельности.

Труд и деятельность. Психологические признаки труда. Профессиональная деятельность как условие формирования личности. Деятельность и личность. Деятельность и способности.

 

Общение и речевая деятельность

Общение и речевая деятельность.Понятие об общении. Общение как особая форма человеческого взаимодействия. Структура общения. Стороны общения. Виды и формы общения.

Речь как особая форма коммуникативной деятельности. Речь и язык. Основные функции языка. Физиологические основы и системы речи: периферические и центральные. Центры Вернике и Брока.

Формы речи: внутренняя, внешняя. Виды речи: устная (диалогическая и монологическая); письменная.

Внутренняя речь и ее происхождение. Взаимосвязь внутренней и внешней речи. Внутренняя речевая деятельность и письменная речь. Понимание устной и письменной речи. Свойства речи: содержательность, понятность, выразительность, действенность.

Речь и познавательная деятельность личности. Значение речи в жизни, деятельности и общении человека.

Особенности речевого поведения педагога. Требования к речи педагога.

 

Познавательная деятельность

Познавательная деятельность. Ощущения. Понятие об ощущении. Роль ощущений в жизни и деятельности человека. Физиологические механизмы ощущений. Виды ощущений, их классификация (А.Р. Лурия). Характеристика основных видов ощущений. Общие свойства ощущений: качество, интенсивность, длительность, пространственная локализация раздражителей.

Пороги чувствительности. Учет порогов чувствительности в педагогической практике. Психофизиологические закономерности ощущений. Адаптация и ее виды. Взаимодействие ощущений: сенсибилизация, синестезия.

Совершенствование ощущений в результате упражнений. Зависимость развития личности от богатства ощущений. Компенсаторные возможности ощущений.

Восприятие. Общее представление о восприятии. Связь восприятия с мышлением и опытом. Восприятие как рефлекторный процесс. Восприятие и система перцептивных действий. Виды восприятия их классификация.

Восприятие пространства (формы, величины, глубины и удаленности предметов, направления). Восприятие движения и времени. Иллюзии восприятия. Наблюдения и условия его эффективности.

Основные свойства восприятия: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность и избирательность восприятия.

Адекватность восприятия внешнему воздействию. Зависимость восприятия от характера деятельности. Учет закономерностей ощущений и восприятия в педагогической практике. Значение перцептивных процессов в профессиональной деятельности педагога.

Память. Понятие о памяти. Связь памяти с другими психическими процессами. Роль памяти в познавательной деятельности и жизни человека. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание. Условия продуктивности непроизвольного и произвольного запоминания. Кривая забывания Г. Эббингауза и ее модификации.

Виды памяти в зависимости от содержания запоминаемого материала и формы его воспроизведения: двигательная, образная, эмоциональная, словесно-логическая. В зависимости от характера деятельности: произвольная, непроизвольная. В зависимости от способа запоминания: механическая, смысловая. В зависимости от продолжительности хранения материала: ультракороткая, кратковременная, долговременная, оперативная. Понятия иконической и эхонической памяти.

Развитие процессов памяти в онтогенезе. Индивидуальные различия в процессах памяти. Компенсируемость видов памяти. Использование мнемотехнических приемов и средств как специфический принцип организации человеческой памяти. Использование знаний об особенностях памяти в педагогической практике.

Мышление. Понятие о мышлении как высшей форме познавательной деятельности. Мышление и чувственное познание. Социальная природа мышления. Мышление и предметно-практическая деятельность.

Виды мышления. По форме: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое, словесно-логическое. По характеру решаемых задач: теоретическое, практическое. По степени развернутости: дискурсивное, интуитивное. По степени новизны и оригинальности: репродуктивное, продуктивное.

Логические формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Понятия: всеобщие и единичные, конкретные и абстрактные, теоретические и эмпирические. Суждения: истинные или ложные, общие, частные и единичные. Умозаключения: индуктивные, дедуктивные, по аналогии. Мышление как процесс. Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование и конкретизация.

Мышление и речь. Роль скрытых речевых реакций в процессах мышления. Роль слова в формировании понятий.

Мышление как деятельность. Мотивация мыслительной деятельности. Мышление и решение задач. Творческое мышление. Способы активизации мыслительной деятельности педагога.

Воображение. Понятие о воображении. Социальная природа воображения. Воображение как процесс преобразования представлений. Воображение и образное мышление. Виды воображения: активное (воссоздающее, творческое), пассивное (преднамеренное, непреднамеренное). Формы синтеза представлений: агглютинация, акцентирование (гиперболизация), заострение, схематизация, типизация. Мечты, фантазии, грезы, галлюцинации как формы воображения. Связь творчества с воображением человека. Роль воображения в деятельности педагога.

Внимание. Понятие о внимании. Основные функции внимания: активизация деятельности, обеспечение избирательности психических процессов. Роль внимания в других познавательных процессах. Виды внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Факторы, обуславливающие непроизвольное внимание. Особенности и условия возникновения и поддержания произвольного внимания. Послепроизвольное внимание и условия его возникновения. Практическое значение послепроизвольного внимания. Свойства внимания. Объем внимания, его зависимость от структуры материала, характера действий с объектами, индивидуальных особенностей. Устойчивость внимания, ее зависимость от значимости объекта и организации деятельности. Переключение и распределение внимания. Роль переключения и распределения внимания в профессиональной деятельности педагога. Отвлекаемость (внешняя и внутренняя).Внимательность как профессионально важное свойство личности педагога. Развитие внимания и управление им. Рассеянность мнимая и подлинная, апатия.

Роль внимания в профессиональной деятельности педагога.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.78.131 (0.008 с.)