Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перечень обучающих и контролирующих компьютерных программ,

Поиск

кино- и телефильмов, мультимедиа и т.п. ……………………………………..

5.5. Материально-техническое обеспечение дисциплины……………………

5.6. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины…

5.7. Организация самостоятельной работы магистрантов………………………..

 

6. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ …………………………………………………………

 

АННОТАЦИЯ КУРСА

Дисциплина «Современный стратегический анализ» предназначена для магистрантов, обучающихся по направлению «Менеджмент». Полученные в процессе изучения дисциплины «Современный стратегический анализ» знания и навыки позволят магистрантам освоить современные инструменты стратегического анализа, используемого в условиях высокой сложности внешней среды и изменяющейся в условиях конкуренции внутренней среды предприятий, организаций. Полученные навыки будут способствовать созданию или реформированию стратегии развития организации.

Стратегический анализ внешней и внутренней среды – важнейший этап разработки успешной долгосрочной программы развития организации. Стратегический анализ позволяет дать реальную оценку собственных ресурсов и возможностей применительно к состоянию внешней среды, в которой работает организация. На основе этого анализа и должен происходить рациональный выбор стратегий из возможного множества вариантов.

Предметом изучения дисциплины «Современный стратегический анализ» является изучение закономерностей и тенденций развития предприятия на основе проведения стратегического анализа внешней и внутренней среды.

Объектом изучения дисциплины выступают предприятия различных форм собственности, крупные международные компании, объективные и субъективные факторы, оказывающие влияние на особенности деятельности предприятий.

 

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1.1. Цели и задачи дисциплины

Целью изучения дисциплины «Современный стратегический анализ» является изучение магистрантами теоретических и практических основ проведения стратегического анализа на предприятии, в отрасли в условиях конкурентной внешней среды. Задачи изучаемой дисциплины: - ознакомить с методологическими и методическими основами стратегического анализа. - сформировать представление о различных методах и моделях стратегического анализа; - обучить подходам к проведению стратегического анализа внешней среды предприятия; - обучить подходам к проведению стратегического анализа внутренней среды предприятия.

1.2. Место дисциплины в ООП подготовки магистра

Дисциплина «Современный стратегический анализ» относится к основной части профессионального цикла. В методическом плане дисциплина «Современный стратегический анализ» опирается на знания, сформулированные при изучении ранее следующих дисциплин: Современные проблемы стратегического менеджмента, Управленческая экономика, Методы исследования в менеджменте. Полученные в процессе обучения знания и умения могут быть использованы при изучении в дальнейшем таких дисциплин, как: Стратегическое планирование инвестиционной деятельности, Стратегический менеджмент знаний и инноваций, Менеджмент делового взаимодействия, а также при написании магистерской диссертации.

Требования к уровню освоения содержания курса

В результате изучения учебной дисциплины слушатели должны: Знать: В соответствии с ФГОС ВПО: -основные понятия, методы и инструменты количественного и качественного анализа процессов управления; В дополнение ФГОС ВПО: -сущность современного стратегического анализа; Уметь: В соответствии с ФГОС ВПО: - управлять развитием организации, осуществлять анализ и разработку стратегии организации на основе современных методов и передовых научных достижений; В дополнение ФГОС ВПО: - использовать модели стратегического анализа при формировании конкурентных стратегий; - формировать информационно-аналитические отчеты для принятия стратегических решений; Владеть: В соответствии с ФГОС ВПО: -навыками количественного и качественного анализа для принятия управленческих решений; В дополнение ФГОС ВПО: - методами стратегического анализа конкурентов, потребителей; -методами современного стратегического анализа деятельности корпораций. Обладать следующими компетенциями:

В соответствии с ФГОС ВПО:

- владеть методами стратегического анализа (ПК – 7);

В дополнение ФГОС ВПО:

- знать основные модели стратегического анализа и стратегических изменений организации (ДПК – 15).

- способностью принимать стратегические решения (ДПК – 19);

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Разделы дисциплины, темы и краткое содержание

Тема 1. Стратегический анализ в деятельности фирмы Стратегические решения. Критерии стратегических решений. Виды стратегических решений: предпринимательские, адаптивные, планирующие. Структура стратегического анализа. Внешний анализ. Внутренний анализ. Идентификация и отбор стратегий. Выбор стратегических альтернатив и конкурентных стратегий. Организация стратегического анализа. Место стратегического анализа в управлении фирмой. Построение группы стратегического планирования. Использование внутренних и внешних консультантов.   Тема 2. Методы стратегического анализа Информация, интуиция и знание в стратегическом анализе. Роль эксперимента, социологических и экономических исследований в формировании информации для стратегического анализа. Эволюция научных парадигм, методология и методика стратегического анализа. Факторный анализ. PEST-анализ, SWOT-анализ, GAP-анализ, CVP-анализ, диаграмма «Ишикава» и их практическое использование. Формирование моделей стратегического развития организаций.   Тема 3. Стратегический анализ внешней среды организации Понятие внешней среды организации. Структура внешнего окружения организации. Характеристики внешней среды организации. Анализ факторов внешней среды организации. Стратегии организации в отношениях с внешней средой. Современные методы стратегического анализа внешней среды организации.   Тема 4. Анализ потребителя Сегментация. Установление сегмента спроса. «Ценность товара». Кривая спроса. Матрица потребителя: соотношение цены и ценности товара. Алгоритм оценки цены. Алгоритм оценки ценности товара. Мотивация потребителя. Структура мотивации потребителя. Анализ мотивации потребителя. Идентификация «непокрытых» потребностей. Классификация «непокрытых» потребностей. Использование «продвинутых пользователей» для идентификации «непокрытых» потребностей. Принципы прикладных исследований потребительского поведения и предпочтений.   Тема 5. Анализ конкурентов Определение конкурентов. Конкуренты с точки зрения потребителей. Определение конкурентов с помощью анализа стратегических групп. Потенциальные конкуренты. Идентификация сил и слабостей конкурентов. Оценка удельных издержек фирмы. Построение матрицы производителя: анализ «цепочки ценностей», идентификация ключевых компетенций, ранжирование ключевых компетенций. Варианты стратегических траекторий в матрице производителя. Получение информации о конкурентах. Источники информации о конкурентах. Технологии промышленного шпионажа. Этика промышленного шпионажа.   Тема 6. Анализ рынка Размер рынка. Текущий и потенциальный размер рынка. Потенциальный рынок с точки зрения потребителя. Жизненный цикл рынка. Структура рынка. Модель «7 сил». Степень международной открытости отрасли: локальные, мультилокальные и глобальные отрасли. Фрагментированные и консолидированные отрасли, стратегические группы. Общие стратегические типы фирм отрасли: консерваторы, аналитики, инноваторы, пионеры. Ключевые факторы успеха в отрасли. Определение ключевых факторов. Степень привлекательности рынка. Риски привлекательных рынков.   Тема 7. Стратегический анализ внутренней среды организации Понятие внутренней среды организации. Организационная структура и системы управления. Анализ ресурсов и внутренних возможностей организации. Анализ сильных/слабых сторон организации. Финансовый анализ. Анализ конкурентного преимущества. Стратегический анализ портфеля организации. Современные методы стратегического анализа внутренней среды организации. Методология Balanced Scorecard (BSC) – сбалансированная система показателей.   Тема 8. Анализ ресурсов Состав ресурсов для стратегического развития. Приращение стратегических компетенций как основа оценки ресурсов для стратегического развития. Финансовые, технологические и человеческие ресурсы. Финансовые ресурсы. Оценка финансового положения фирмы − концепция акционерной стоимости и экономической добавленной стоимости. Краткосрочные финансовые показатели − рентабельность и финансовая устойчивость. «Индекс допустимого роста» как показатель необходимости использования внешних финансовых ресурсов. Доступность и цена финансовых ресурсов. Операции фирмы. Набор технологий фирмы. Виды технологий. Производство товаров и услуг. Гибкость производства. Набор базовых, продуктовых и процессных исследований и разработок. Инкрементальная, резервная и замещающая технологии. Циклы продукта и технологий. Человеческий капитал. Состав и качество рабочей силы. Условия труда и степень удовлетворенности трудом. Гибкость использования рабочей силы и трудовая мобильность. Текучесть рабочей силы. Уровень организованности рабочей силы. Способы и традиции управления персоналом. Уровень социальной напряженности и конфликтности на фирме.   Тема 9. Анализ портфеля бизнесов Матрица Бостонской консалтинговой группы (БКГ) − рост/доля. Смысл модели. Допущения и ограничения. Применение модели. Матрица хозяйственного портфеля МакКинзи/Дженерал Электрик − привлекательность∕конкурентоспособность. Смысл модели. Допущения и ограничения. Применение модели. Матрица Артур Д. Литтл – этап жизненного цикла/конкурентоспособность. Смысл модели. Допущения и ограничения. Применение модели. Кубическая модель бизнесов. Смысл модели. Допущения и ограничения. Применение модели.   Тема 10. Теория стейкхолдеров в стратегическом процессе Понятие стейкхолдеров. Идентификация стейкхолдеров. Анализ интересов стейкхолдеров при разработке стратегии развития организации.   Тема 11. Интегральный анализ и достижение стратегической готовности Формальный стратегический анализ и стратегическое видение. Понятие стратегического видения. Источники стратегического видения. Стратегическое видение и трансформационное лидерство. Стратегическое видение и стратегический анализ. Достижение «стратегической готовности». Роли руководителей. Использование неформальных лидеров в качестве «агентов изменений». Этапы организационного обучения: одноконтурное, двухконтурное и многоконтурное обучение.  

2.2. Индивидуальные и групповые самостоятельные, аудиторные, контрольные и т.п. работы

Групповая работа по теме 1 «Стратегический анализ в деятельности фирмы»:мини-кейс«Анализ внутренней и внешней среды фирмы Филипс». Индивидуальное самостоятельное задание - Подготовка эссе (выбор темы, основные требования, разделы). Примерный перечень тем эссе 1. Информация, научно-технический прогресс и их использование в системном и стратегическом анализе. 2.Методологическое знание и методология системного и стратегического анализа. 3. Организация системного и стратегического анализа. 4. Роль исследований и исследователя в развитии системного и стратегического анализа. 5. Методы современного стратегического анализа, примеры. 6. Наука и практика системного и стратегического анализа: взаимосвязи и противоречия. 7. Сравнительный анализ использования системного и стратегического анализа в разработке стратегии развития организаций. 8.Научные тенденции и закономерности как результаты системного и стратегического анализа и их роль в формировании новых сфер научных исследований. 9.Стратегическое управление как потребность бизнеса. 10. Бизнес-среда, проблемы постановки стратегического управления в компании, принципы стратегического управления, стратегические приоритеты и альтернативы. 11. Цикл стратегического управления. 12. Задачи стратегического управления, уровни построения стратегии, структура стратегии компании, разработка стратегии в диверсифицированной компании, приоритеты руководителя бизнеса между оперативной и стратегической деятельностью, ответственность за формирование стратегий. 13. Стратегическая диагностика: анализ внешнего окружения. 14. Внешний анализ, анализ конкурентов, анализ потребителей, анализ рынка, анализ среды, факторы внешнего окружения компании, PEST анализ (TEMPLES), анализ ближнего окружения, модель Портера, входные барьеры в отрасль, источники рыночной информации. 15. Стратегическая диагностика: анализ внутренней среды. 16. Анализ внутренней среды компании, анализ ключевых факторов успеха, анализ цепочки ценностей, анализ продуктов, метод BCG, анализ производственных мощностей, анализ качества, анализ запасов, анализ рабочей силы, анализ организационной структуры и корпоративной культуры, SWOT- анализ, анализ рисков. 17. Постановка стратегических целей. 18. Видение компании, модель Коллинза-Порраса, построение предназначений компании, функции видения, миссия, типы миссий, стратегические цели, ключевые ценности и убеждения, критерии SMART при постановке целей, дерево целей. 19. Виды стратегий. 20. Портфельные стратегии, стратегии развития портфеля, матрица Мак-Кинзи, матрица DPM, стратегии роста, матрица Ансоффа, конкурентные стратегии. 21. Разработка и формализация стратегий. 22. Механизм формирования стратегических альтернатив, метод Саати, выбор общей стратегии, сценарное планирование, формализация стратегии, этапы разработки стратегического плана компании, стратегические карты, стратегические цели и ключевые показатели результативности, KPI компании. 23. Управление реализацией стратегии. 24. Условия успешной реализации стратегии, причины неудач при реализации стратегии, управление по целям, сбалансированная система показателей. 25. Внедрение и управление изменениями. 26. Определение стратегических трендов и разработка сценариев. 27. Анализ структуры конкуренции в отрасли. 28. Анализ устройства и бизнес-моделей компаний-аналогов. 29. Анализ стратегических групп в отрасли и проектирование стратегического пространства. 30. Стратегический выбор: стратегическое соответствие ресурсов компании вызовам внешнего окружения. Групповая работа по теме 2. «Методы стратегического анализа» Семинар-конференция «Методы стратегического анализа в современных условиях»   Групповая работа по теме 3. «Стратегический анализ внешней среды организации»:мини-кейс«Анализ внутренней и внешней среды фирмы Oscar»; Опрос –Содержание и особенности проведения стратегического анализа   Тема 4. «Анализ потребителя» Анализ потребителей –опрос по теоретическим аспектам дисциплины – 2 часа Групповая работа: Изучение потребительских предпочтений и анализ потребительских сегментов – 4 часа   Групповая работа по теме 5. «Анализ конкурентов»:мини-кейс«Рыночные стратегии конкурентов» - 2 часа. Анализ конкурентов –опрос по теоретическим аспектам дисциплины – 2 часа   Групповая работа по теме 6. «Анализ рынка»: Семинар-конференция по темам «Анализ потребителей и анализ конкурентов - значение, методы, примеры». Выступление с докладами по теме эссе или по исследуемой теме. Точка контроля – Представление и защита эссе.   Групповая работа по теме 7. «Стратегический анализ внутренней среды организации»:мини-кейс-1:«Усиление позиций на рынке: новые стратегии» - 2 часа. мини-кейс 2: «Выход на российский рынок автомобильной фирмы» - 2 часа.   Групповое занятие по теме 8. «Анализ ресурсов» - 6 часов. Стратегический анализ внутренней среды организации, анализ ресурсов – опрос по теоретическим аспектам дисциплины Методические подходы к анализу ресурсного потенциала российских предприятий (семинар-конференция). Выступление с докладами по исследуемой теме Групповая работа по теме 9: «Анализ портфеля бизнесов»:мини-кейс«Стратегическое развитие компании» - 2 часа Анализ ресурсного потенциала предприятия (опрос) – 2 часа   Тема 10: «Теория стейкхолдеров в стратегическом процессе» Семинар: отчет по аналитической работе – 4 часа Точка контроля – Защита аналитической работы Тема 11: «Интегральный анализ и достижение стратегической готовности фирмы» - (8 часов) Семинар 6 часов Итоговый опрос по темам курса – 3 часа Контрольная точка 3: Представление презентаций индивидуальных работ – 3 часа Семинарские занятия могут быть построены в форме мини-конференций по основным темам дисциплины, зачетных опросов по теории, а также в виде дискуссий, позволяющих магистрантам высказать свою точку зрения по рассматриваемым проблемам.

2.3. Список кейсов, используемых в дисциплине «Современный стратегический анализ»

В процессе изучения дисциплины «Современный стратегический анализ» важное значение отводится проведению кейс-анализа и принятию стратегических решений на основе проведения стратегического анализа. Примерный список тем для проведения кейс-анализа: 1.Творческое задание: «Рыночные стратегии конкурентов». Составитель Лаврова Т.А. 2. Мини – кейс: «Усиление позиций на рынке: новые стратегии». Крылова Г.Д., Соколова М.И. Маркетинг и менеджмент. Теория и 86 ситуаций, М.: 2008. Составитель: Крылова Г.Д. 3. Деловая ситуация: «Анализ внутренней и внешней среды фирмы Филипс». Составитель Абаева Л.О. 4. Деловая ситуация: «Анализ внутренней и внешней среды фирмы Oscar». Составитель Абаева Л.О. 5. Мини – кейс: «Стратегическое развитие компании». Составитель Лаврова Т.А. 6. Деловая ситуация: «Фирма Nestle на итальянском рынке кофе». Источник: Крылова Г.Д., Соколова М.И. Маркетинг и менеджмент. Теория и 86 ситуаций, М.: 2008. Составитель: Крылова Г.Д. 7. Мини – кейс: «Выход на российский рынок автомобильной фирмы». Источник: Крылова Г.Д., Соколова М.И. Маркетинг и менеджмент. Теория и 86 ситуаций, М.: 2008. Составитель: Крылова Г.Д. 8. Мини – кейс: «Выбор целевого рынка». Источник: Крылова Г.Д., Соколова М.И. Маркетинг и менеджмент. Теория и 86 ситуаций, М.: 2008. Составитель: Крылова Г.Д.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

3.1. Распределение часов дисциплины по темам и видам работ

Общая трудоемкость дисциплины «Современный стратегический анализ» составляет 4 зачетные единицы, 2 семестр,

Форма контроля – экзамен

№ п/п Наименование тем и разделов ВСЕГО (часов) в том числе
Аудиторные занятия, всего в том числе Самосто-ятельная работа
Лекции Семинары
  Тема 1. Стратегический анализ в деятельности фирмы          
  Тема 2. Методы стратегического анализа          
  Тема 3. Стратегический анализ внешней среды организации          
  Тема 4. Анализ потребителя          
  Тема 5. Анализ конкурентов          
  Тема 6. Анализ рынка 8 6     2
  Контрольная работа № 1 (Эссе)         (12)
  Тема 7. Стратегический анализ внутренней среды организации          
  Тема 8. Анализ ресурсов          
  Тема 9. Анализ портфеля бизнесов          
  Тема 10. Теория стейкхолдеров в стратегическом процессе          
  Контрольная работа № 2 (Аналитич. работа)         (12)
  Тема 11. Интегральный анализ и достижение стратегической готовности фирмы          
  Контрольная работа № 3 (Презентация)         (12)
  Экзамен          
  ВСЕГО ПО ДИСЦИПЛИНЕ          
  Общая трудоемкость в зачетных единицах          

 

 

В том числе промежуточные точки контроля по модулям дисциплины

1 модуль – Точка контроля – Эссе

2 модуль – Точка контроля – Аналитическая работа

2 модуль – Точка контроля - Презентация

 

3.2. Распределение содержания дисциплины «Современный стратегический анализ» по занятиям

Тема 1. «Стратегический анализ в деятельности фирмы» (6 часов):

Лекция - 2 час.

Стратегические решения. Критерии стратегических решений. Виды стратегических решений: предпринимательские, адаптивные, планирующие.

Структура стратегического анализа. Внешний анализ. Внутренний анализ. Идентификация и отбор стратегий. Выбор стратегических альтернатив и конкурентных стратегий.

Организация стратегического анализа. Место стратегического анализа в управлении фирмой. Построение группы стратегического планирования. Использование внутренних и внешних консультантов.

Групповая работа: мини-кейс«Анализ внутренней и внешней среды фирмы Филипс» - 4 часа.

Тема 2. «Методы стратегического анализа» - (6 часов)

Лекция – 2 часа

Информация, интуиция и знание в стратегическом анализе. Роль эксперимента, социологических и экономических исследований в формировании информации для стратегического анализа. Эволюция научных парадигм, методология и методика стратегического анализа.

Факторный анализ. PEST-анализ, SWOT-анализ, GAP-анализ, CVP-анализ, диаграмма «Ишикава» и их практическое использование. Формирование моделей стратегического развития организаций.

Групповая работа: Семинар-конференция «Методы стратегического анализа в современных условиях» - 4 часа;

 

Тема 3. «Стратегический анализ внешней среды организации» - (6 часов)

Лекция – 2 часа

Понятие внешней среды организации. Структура внешнего окружения организации. Характеристики внешней среды организации. Анализ факторов внешней среды организации. Стратегии организации в отношениях с внешней средой. Современные методы стратегического анализа внешней среды организации.

Групповая работа: мини-кейс«Анализ внутренней и внешней среды фирмы Oscar» - 2 часа.

Опрос – Содержание и особенности проведения стратегического анализа – 2 часа.

 

Тема 4. «Анализ потребителя» - (8 часов)

Лекция – 2 часа

Сегментация. Установление сегмента спроса. «Ценность товара». Кривая спроса. Матрица потребителя: соотношение цены и ценности товара. Алгоритм оценки цены. Алгоритм оценки ценности товара.

Мотивация потребителя. Структура мотивации потребителя. Анализ мотивации потребителя.

Идентификация «непокрытых» потребностей. Классификация «непокрытых» потребностей. Использование «продвинутых пользователей» для идентификации «непокрытых» потребностей. Принципы прикладных исследований потребительского поведения и предпочтений.

Семинар – 6 часов:

Анализ потребителей – опрос по теоретическим аспектам дисциплины – 2 часа

Групповая работа: Изучение потребительских предпочтений и анализ потребительских сегментов – 4 часа

 

Тема 5. «Анализ конкурентов» - (6 часов)

Лекция – 2 часа

Определение конкурентов. Конкуренты с точки зрения потребителей. Определение конкурентов с помощью анализа стратегических групп. Потенциальные конкуренты.

Идентификация сил и слабостей конкурентов. Оценка удельных издержек фирмы. Построение матрицы производителя: анализ «цепочки ценностей», идентификация ключевых компетенций, ранжирование ключевых компетенций. Варианты стратегических траекторий в матрице производителя.

Получение информации о конкурентах. Источники информации о конкурентах. Технологии промышленного шпионажа. Этика промышленного шпионажа.

Семинар – 4 часа

Анализ конкурентов – опрос по теоретическим аспектам дисциплины – 2 часа

Групповая работа: мини-кейс«Рыночные стратегии конкурентов» - 2 часа.

Тема 6. «Анализ рынка» - (6 часов)

Размер рынка. Текущий и потенциальный размер рынка. Потенциальный рынок с точки зрения потребителя. Жизненный цикл рынка.

Структура рынка. Модель «7 сил». Степень международной открытости отрасли: локальные, мультилокальные и глобальные отрасли. Фрагментированные и консолидированные отрасли, стратегические группы. Общие стратегические типы фирм отрасли: консерваторы, аналитики, инноваторы, пионеры.

Ключевые факторы успеха в отрасли. Определение ключевых факторов. Степень привлекательности рынка. Риски привлекательных рынков

Семинар – 4 часа: Семинар-конференция по темам «Анализ потребителей и анализ конкурентов - значение, методы, примеры». Выступление с докладами по теме эссе или по исследуемой теме.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.117.52 (0.012 с.)