ТОП 10:

По руководству учебной практикой



 

2.3.1. Методические рекомендации руководителю-наставнику

Для успешного повседневного руководства работой курсантов следователю необходимо внимательно ознакомиться с содержанием программы практики и оказать каждому курсанту методическую помощь в составлении индивидуального плана ее прохождения.

Руководителю-наставнику необходимо учитывать, что к моменту начала практики курсанты завершили изучение административного права, уголовного права, Общей части и раздела «Досудебное производство» курса уголовно-процессуального права, криминалистической техники и приступили к изучению основ оперативно-розыскной и административной деятельности органов внутренних дел.

Вовлечение курсантов в работу по выполнению функциональных обязанностей практиканта должно происходить постепенно.

Вначале следует детально ознакомить курсантов с организацией работы следователя, в том числе с порядком планирования следователем рабочего дня, особенностями делопроизводства следователя и видами статистической отчетности следователя. Затем ознакомить курсантов с режимом секретности и порядком работы следователя с документами, а также рассказать им о формах взаимодействия следователя с другими подразделениями и службами правоохранительных органов в процессе расследования преступлений и особенностями работы следователя в составе дежурной следственно-оперативной группы.

После этого на основе материалов уголовных дел, находящихся в производстве следователя, ознакомить курсантов с особенностями планирования расследования конкретных преступлений и видами планов расследования, а также обратить внимание курсантов на способы систематизации материалов уголовных дел и порядок составления описей к ним.

С целью выработки у курсантов интереса к избранной профессии следователя рекомендуется на основе собственной практики привести примеры успешного раскрытия и расследования отдельных преступлений.

Важно, чтобы за период практики каждый курсант научился выполнять все виды работ, которые изложены в программе практики: участие в рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях и производстве различных следственных действий; подготовка проектов уголовно-процессуальных документов; систематизация материалов уголовных дел; составление описей и подшивание уголовных дел; заполнение статистических карточек.

Также следует привлекать курсантов к участию в служебно-боевой и морально-психологической подготовке, проводимой в подразделении.

На завершающей стадии практики следователь просматривает и визирует отчеты курсантов о работе на практике, а затем, не менее чем за два дня до ее окончания, составляет в отношении каждого курсанта заключение о выполнении программы практики (приложение № 6).

Руководитель-наставник практики оказывает методическую помощь курсантам при их подготовке к итоговому совещанию по результатам прохождения практики, проводимому в следственном органе. Выступая на этом совещании, руководитель-наставник высказывает свою оценку результатов работы каждого курсанта.

2.3.2. Методические рекомендации преподавателю - руководителю учебной практики

Преподаватель - руководитель практики закрепляется за группой курсантов численностью не более 10-15 человек и осуществляет руководство ими на всем протяжении практики.

Преподаватель обеспечивает прибытие курсантов в орган предварительного следствия, участвует в совещаниях курсантов и следователей.

В начальный период прохождения практики преподаватель должен посетить все следственные подразделения, в которых находятся курсанты, чтобы устранить возможные недостатки в организации практики и оказать методическую помощь курсантам в составлении индивидуальных планов. Затем, в течение всего периода практики, преподаватель систематически контролирует выполнение рабочей программы практики каждым курсантом. Для этого во время посещения органов предварительного следствия преподаватель проверяет и изучает степень выполнения каждым курсантом индивидуального плана прохождения практики. При необходимости преподаватель консультирует курсантов и высказывает рекомендации по наиболее целесообразной организации их рабочего дня, проведению следственных действий, применению технико-криминалистических средств и т.п.

Преподавателю рекомендуется организовать производство видео-фотосъемки для запечатления участия курсантов в расследовании преступлений - в целях использования отснятых видео-фотоматериалов в учебно-воспитательной работе института.

При выявлении фактов невыполнения каким-либо курсантом рабочей программы практики, а также грубого нарушения служебной дисциплины или уголовно-процессуальных норм преподаватель обязан немедленно принимать адекватные меры. При этом он вправе требовать от руководителя следственного органа назначения служебной проверки.

При установлении фактов использования рабочего времени курсантов не по назначению либо для выполнения работ, не охватываемых рабочей программой практики, преподаватель должен своевременно сделать соответствующее замечание следователю - руководителю практики или доложить об этом руководителю следственного органа.

Преподавателю - руководителю практики рекомендуется при посещении следственных органов часть своего рабочего времени отвести на изучение опыта работы выпускников института.

На завершающем этапе проведения практики преподавателю следует при необходимости оказать методическую помощь курсантам в подготовке отчетов об их работе на практике, а следователям - руководителям практики - в составлении заключений о выполнении курсантами программы практики.

Преподавателю рекомендуется принять участие в проводимых в следственных органах итоговых совещаниях, на которых обсуждаются результаты работы курсантов-практикантов.

По окончании практики преподаватель анализирует результаты работы курсантов и готовит свой отчет (приложение № 10). В нем необходимо указать общие сведения о прохождении практики курсантами, об объеме работы, выполненной ими, а также привести основные результаты работы курсантов на практике и внести предложения по совершенствованию ее организации.

По завершении практики и защиты отчетов курсантами каждый преподаватель, руководивший практикой, выступает со своим отчетом на заседании кафедры. В последующем отчеты преподавателей - руководителей практики сдаются в учебный отдел института.

2.4.Подведение итогов учебной практики

 

2.4.1. Не позднее, чем за три дня до окончания практики каждый курсант готовит отчет о выполненной работе и представляет его руководителю –наставнику. В нем необходимо изложить: сведения о прохождении практики, о проделанной работе, а также внести предложения по совершенствованию практики (форма и содержание отчета приведены в Приложении № 5).

2.4.2. За один день до окончания практики ее результаты рассматриваются на служебном совещании в следственном подразделении. В нем принимают участие руководители следственных подразделений, следователи-наставники, а также преподаватели кафедры уголовного процесса и организации расследования преступлений, осуществлявшие руководство практикой.

2.4.3. На служебном совещании работа каждого курсанта подробно анализируется и оценивается.

2.4.4. По окончании практики курсант представляет на кафедру уголовного процесса и организации расследования преступлений отчет о практике, заключение о прохождении практики (Приложение № 6), дневник практики (приложение № 11), копии процессуальных документов (обвинительные заключения, постановления о прекращении уголовных дел, календарные планы и др., проекты которых составлялись курсантом самостоятельно или с его участием), аналитические справки об изучении уголовных дел.

2.4.5. Защита результатов практики организуется до начала каникулярного отпуска курсантов и проводится в форме зачета (по системе «зачтено», «незачтено»). Приказом начальника института объявляются сроки проведения зачета по итогам практики и состав комиссии (не менее трех членов), образованной из числа преподавателей - руководителей практики.

Во время проведения зачета комиссия заслушивает доклад курсанта о результатах его работы на практике и знакомится с его отчетом о работе и заключением, отражающим выполнение им программы практики. Затем курсанту могут быть заданы вопросы по существу выполненных им работ.

2.4.6. Курсанты, не выполнившие программу практики и получившие оценку «незачтено», проходят эту практику повторно в сроки и в порядке, которые устанавливаются руководством института.


ПРЕДДИПЛОМНАЯ ПРАКТИКА (СТАЖИРОВКА)

 

3.1. Содержание преддипломной практики (стажировки)[2]

 

3.1.1. Стажировка организуется на завершающем этапе обучения, когда слушатели получили в полном объеме теоретические знания в области юриспруденции и приобрели умение и навыки расследования преступлений на учебной практике.

Стажировка призвана завершить формирование профессиональной компетентности, правовой культуры и гражданской активности у слушателей-выпускников и подготовить их к защите интересов общества и государства, здоровья, жизни, конституционных, политических и имущественных прав и свобод граждан.

Целями стажировки являются: приобретение выпускниками прочных профессиональных умений и навыков расследования преступлений отдельных видов, подготовка выпускной квалификационной работы.

Задачами данного этапа учебной практики являются:

- закрепление у слушателей имеющихся и развитие новых умений и навыков расследования преступлений отдельных видов, в целях завершения формирования способности к самостоятельной работе в должности следователя;

- изучение обучаемыми опыта работы специализированных следственных подразделений, особенностей организации расследования преступлений отдельных видов на основе действующих принципов и форм деятельности следственных подразделений и следственно-оперативных формирований (групп, бригад);

- написание выпускной квалификационной работы.

3.1.2. Стажировка в следственном подразделении проводится в форме фактического выполнения слушателями функциональных обязанностей следователя под непосредственным контролем со стороны руководителя-наставника. При этом слушатели:

3.1.2.1. Изучают оперативную обстановку в регионе, следственную практику расследования отдельных видов преступлений:

- статистические данные об отдельных видах преступлений, совершаемых в регионе (уровень, структура, динамика);

- региональный опыт расследования преступлений отдельных видов;

- наличие специализированных следственных подразделений и следственно-оперативных формирований (групп, бригад), специализирующихся на расследовании отдельных видов преступлений;

- численность и структуру такого специализированного подразделения;

- особенности работы следователя в таком специализированном подразделении;

- формы контроля руководителем следственного органа работы специализированных следственно-оперативных формирований (групп, бригад);

- передовой опыт работы следователей, специализирующихся на расследовании преступлений отдельных видов;

- информационные возможности подразделений органов внутренних дел, а также криминалистические учеты, используемые при расследовании преступлений отдельных видов;

- методические рекомендации (материалы) по расследованию отдельных видов преступлений, подготовленные в следственных подразделениях по месту проведения стажировки.

3.1.2.2. Постигают организацию работы следователя, специализирующегося на расследовании преступлений отдельных видов:

- организацию рабочего места следователя (оборудование и организационно-техническая оснащенность рабочего кабинета следователя);

- планирование следователем своего рабочего дня и работы по уголовным делам о преступлениях отдельных видов;

- порядок и формы взаимодействия следователя с работниками органов дознания, прокуратуры, адвокатуры, суда и других правоохранительных органов при расследовании преступлений отдельных видов;

- использование следователем технико-криминалистических средств, а также помощи специалистов при расследовании преступлений отдельных видов;

- практику общения следователя с представителями различных социальных, культурных, этнических групп при производстве предварительного следствия по уголовным делам о преступлениях отдельных видов;

- использование следователем средств массовой информации при расследовании преступлений отдельных видов.

3.1.2.3. Усваивают особенности расследования отдельных видов преступлений путем изучения уголовных дел, находящихся в производстве руководителя-наставника и специальной литературы, имеющейся в следственном подразделении:

- поводы и основания для возбуждения уголовного дела;

- перечень и содержание первоначальных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;

- виды планов расследования (планы по уголовному делу, в том числе многоэпизодному; планы производства отдельных следственных действий);

- порядок использования результатов оперативно-розыскной деятельности при производстве предварительного следствия по уголовным делам;

- ходатайства участников процесса, рассматриваемые следователем при производстве предварительного следствия;

- решения, принимаемые следователем при окончании предварительного следствия;

- способы систематизации уголовных дел, в том числе многоэпизодных.

3.1.2.4. Осуществляют под руководством руководителя-наставника процессуальные действия при расследовании преступлений отдельных видов:

- участие в производстве следственных и процессуальных действий;

- составление проектов процессуальных документов (постановлений о привлечении в качестве обвиняемого, об избрании меры пресечения, о возбуждении ходатайств перед судом о даче разрешения на производство отдельных следственных действий и применении мер принуждения, обвинительных заключений, протоколов прослушивания фонограмм и др.);

- составление аналитических справок по уголовному делу (содержащих анализ доказательств при принятии процессуальных решений: привлечении лица в качестве обвиняемого, избрании меры пресечения, прекращении уголовного дела, направлении уголовного дела в суд с обвинительным заключением и др.);

- оказывают руководителю-наставнику организационную и техническую помощь по уголовным делам, находящимся у него в производстве.

3.1.2.5. Осуществляют подготовку выпускной квалификационной работы:

- изучение статистических данных и регионального опыта расследования отдельных видов преступлений в соответствии с избранной темой выпускной квалификационной работы;

- апробирование отдельных положений выпускной квалификационной работы;

- выработка рекомендаций и предложений по совершенствованию организации и производства расследования отдельных видов преступлений;

- написание текста выпускной квалификационной работы.

Для встреч с научным руководителем по выпускной квалификационной работе и изучения необходимой литературы в библиотеке слушателям предоставляется один свободный день в неделю.

3.1.3. В ходе практики слушатели ведут дневник практики, в который ежедневно вносят краткие записи о выполненной работе.

3.2. Методические рекомендации по руководству стажировкой

3.2.1. Методические рекомендации руководителю-наставнику

Для успешного повседневного руководства работой слушателей следователю необходимо внимательно ознакомиться с содержанием программы стажировки и оказать каждому слушателю методическую помощь в составлении индивидуального плана прохождения стажировки.

Руководителю-наставнику необходимо учитывать, что к моменту начала стажировки слушатели, в основном, завершили теоретический курс обучения в вузе, а также прошли учебную практику и приобрели первоначальные умение и навыки расследования преступлений.

Руководителю-наставнику необходимо в течение всего времени ее проведения:

- изучать личные и деловые качества слушателей;

- воспитывать их в духе любви к избранной профессии, неуклонного соблюдения законности и добросовестного отношения к труду;

- контролировать соблюдение слушателем служебной дисциплины, выполнение распорядка дня;

- помочь слушателю в составлении планов расследования по уголовным делам, производства отдельных следственных действий;

- осуществлять ежедневный контроль за работой слушателей.

Руководителю-наставнику необходимо в начальном периоде ее прохождения предоставить слушателям возможность ознакомления с организацией работы следователя и следственного подразделения, материалами уголовных дел, а также объяснить слушателям особенности расследования отдельных преступлений. Обычно слушателям для выполнения этих работ требуется два-четыре рабочих дня.

Вовлекать слушателя в следственную работу необходимо поэтапно.

В начале, следует детально ознакомить с особенностями производства предварительного следствия, предоставив возможность участия в следующих видах работ следователя:

- рассмотрение материалов и принятие решения о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела;

- производство осмотра места происшествия и других следственных действий;

- предъявление обвинения и допрос обвиняемого;

- ознакомление обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела;

- составление обвинительного заключения;

- заполнение учетно-статистических карточек.

В дальнейшем, в зависимости от теоретической и практической подготовленности каждого слушателя и своего убеждения в этом, руководитель-наставник может привлекать слушателя к участию в процессуальных действиях. Привлекая слушателя к участию в процессуальных действиях, рекомендуется наблюдать за его действиями, а по окончании процессуального действия проводить краткое обсуждение работы слушателя, отмечая замеченные положительные моменты и обращая внимание на отдельные недостатки.

При выявлении у слушателей пробелов в теоретической и практической подготовке руководителю-наставнику рекомендуется своевременно оказывать необходимую помощь в их устранении.

Руководителю-наставнику необходимо контролировать участие слушателей во всех мероприятиях, проводимых по плану служебно-боевой и морально-психологической подготовки органа внутренних дел.

Руководитель-наставник оказывает посильную методическую помощь слушателям, выполняющим выпускную квалификационную работу. Он знакомится с темами работ и планом-графиком их выполнения. Кроме этого, руководитель-наставник совместно с руководителем следственного подразделения обеспечивает слушателям время для выполнения выпускных квалификационных работ.

На завершающей стадии стажировки следователь контролирует своевременность подготовки слушателями отчетов о работе на стажировке, а не позднее, чем за два дня до окончания стажировки составляет в отношении каждого слушателя проект заключения о выполнении программы стажировки (приложение № 9).

Руководитель-наставник оказывает методическую помощь слушателям при их подготовке к итоговому совещанию по результатам прохождения стажировки, проводимому в следственном подразделении. При выступлении на этом совещании руководителю-наставнику необходимо кратко охарактеризовать и оценить результаты работы каждого слушателя.

Руководитель-наставник стажировки вправе вносить предложения об улучшении теоретического и практического обучения слушателей в учебный отдел института.

3.2.2. Методические рекомендации преподавателю-руководителю стажировки

Преподаватель-руководитель стажировки закрепляется за группой слушателей в количестве 10-15 человек и осуществляет руководство ими в течение всего срока стажировки.

Для этого он составляет план, в котором следует отразить: содержание методического руководства в отношении каждого слушателя; способы поддержания постоянного контакта с руководителями-наставниками и начальниками соответствующих следственных подразделений.

В случаях, когда преподаватель объективно не имеет возможности оказать слушателю методическую помощь в полном ее объеме, эта помощь должна оказываться руководителем-наставником стажировки и начальником следственного подразделения.

Преподаватель оказывает методическую помощь слушателям, выполняющим выпускные квалификационные работы, передает слушателям письменные указания, советы и рекомендации их научных руководителей.

Кроме того, преподаватель проверяет, предоставляется ли слушателям время для написания выпускной квалификационной работы.

При установлении фактов использования рабочего времени слушателей не по назначению либо для выполнения работ, не охватываемых программой стажировки, преподаватель должен своевременно обратить на это внимание руководителя-наставника и начальника следственного подразделения.

Преподавателю при посещении следственных подразделений рекомендуется в необходимых случаях оказывать помощь слушателям в качественном оформлении процессуальных документов.

Рекомендуется организовать производство видео-фотосъемки для запечатления участия слушателей в расследовании преступлений во время прохождения стажировки, - в целях использования отснятых видео-фотоматериалов в учебно-воспитательной работе. Также преподавателю рекомендуется часть своего рабочего времени отвести на изучение опыта работы выпускников института.

Не позднее, чем за три дня до окончания стажировки преподавателю рекомендуется проверить у слушателей материалы, которые они подготовили для защиты результатов стажировки.

Преподавателю следует принять участие в итоговых совещаниях в следственных подразделениях, чтобы обеспечить наиболее объективное и всестороннее рассмотрение результатов работы каждого слушателя.







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.8.46 (0.015 с.)