МЕТОДИКА АПРИОРНОГО РАНЖИРОВАНИЯ ФАКТОРОВ 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

МЕТОДИКА АПРИОРНОГО РАНЖИРОВАНИЯ ФАКТОРОВ



 

Целью априорного ранжирования факторов является исследование, проводимое на начальной стадии экспериментальной работы, в тех случаях, когда из большого числа требований нужно выделить наиболее важные для дальнейшего изучения и отсеять остальные.

Особенность метода априорного ранжирования факторов заключается в том, что требования ранжируются в порядке убывания по значимости для изделия. Вклад каждого из них оценивается по величине ранга – места, которое отведено исследователем (специалистом при опросе) данному требованию при ранжировании. При сборе мнений путём опроса специалистов каждому из них предлагается заполнить анкету, в которой перечислены требования, их размерность и предполагаемые интервалы варьирования. Заполняя анкету, специалист определяет место каждого из них в ранжированном ряду. Результаты опроса специалистов (или ранжирования по литературным данным) обрабатываются следующим образом.

1. Определяем сумму рангов по факторам – требованиям:

 

 

 

где аij – ранг каждого i-го фактора и j-го исследователя;

m – число исследователей.

 

2. Определяют разность (Δi) между суммой каждого фактора и средней суммой рангов

 

 

 

 

где к – количество факторов.

 

3. Определяют сумму квадратов отклонений:

 

 

4. Определяют степень согласованности мнений исследователей:

 

 

 

где tj – число одинаковых рангов в j- ом ранжировании.

 

 

5.Если исследователи неодинаково ранжируют факторы (ω) значительно отличается от единицы, определяют значение Χ2 – критерия:

 

6.Используя таблицу в приложении находят значение Χ2 – критерия для степеней свободы f=k-1.

7.Гипотеза о наличии согласия исследователей принимается, если табличное значение Χ2 – критерия меньше расчётного, найденного по приведенной выше формуле , для 5% уровня значимости.

8.Оценив согласованность мнений всех исследователей, строят среднюю диаграмму рангов, откладывая по одной оси факторы, а по другой – соответствующие суммы рангов.

9.Вслучае неравномерного экспоненциального убывания распределения часть факторов можно исключить из дальнейшего рассмотрения. Если же распределение равномерное, рекомендуется в дальнейшем использовании включать все факторы.

Граница значимости факторов Мmin может быть определена из предложения о равнозначности всех факторов.

 

 

4.ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ.

 

4.1. Согласно выданному преподавателем заданию, студенты, используя соответствующую иерархическую структуру требований, формулируют всю совокупность требований к объекту исследования, присваивая каждому порядковый индекс х, х, ….., х.

4.2. Выбирается группа экспертов (исследователей), которыми могут быть все, присутствующие на занятии студенты. Каждому эксперту присваивается порядковый номер.

4.3. Составляется таблица по следующей форме:

Таблица 1.

Матрица рангов

 

 

4.4. Каждый эксперт назначает каждому фактору (требованию) величину ранга по пятибальной шкале, вписывая его в таблицу.

4.5. Производится обработка результатов исследования по методике, приведённой в разделе 3 настоящего методического указания. Результаты вычислений вписываются в таблицу.

4.6. Оценив согласованность мнений экспертов, строится диаграмма рангов, и в соответствии с границей значимости определяются наиболее значимые из них.

4.7. Составляется отчёт по лабораторной работе.

 

5. СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЁТА ПО РАБОТЕ.

 

Отчёт по лабораторной работе должен содержать:

- формулировку выданного задания;

- совокупность требований к объекту исследования в соответствии с порядковыми индексами:

х1-

х2-

.

.

.

хк-

- фамилии экспертов и их соответствующие номера;

- матрицу рангов в форме таблицы, приведённой в 4.3.;

- вычисления по формулам и в порядке указанном в разделе 3;

- диаграмму рангов с указанием границы значимости требований;

- перечень наиболее значимых требований к объекту исследования.

Отчёт подписывается всеми экспертами.

 

 

Рекомендуемая литература

1. Тихомиров В.Б. Планирование и анализ эксперимента. М.: Лёгкая индустрия, 1974.

2. Сапронов Ю.Г. Расчёт и конструирование технологического оборудования фабрик по ремонту и индивидуальному пошиву обуви. М.: Легпромбытиздат, 1986. –128 с.

3. Сиденко В.М., ГрушкоИ.М. Основы научных исследований. – Харьков.: Высшая школа, 1977.

 

ОНИ контрольные работы

Контрольная работа





Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 399; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.161.98.96 (0.006 с.)