Понятие о науке, классификация и структура НИР. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие о науке, классификация и структура НИР.



Введение

Понятие о науке, классификация и структура НИР.

Проблема, как объективная необходимость нового знания.

Информационный поиск.

Гипотеза, как предполагаемая зависимость явления от действующих факторов и его физической сути.

Современные методы генерирования идей при решении научно-технических задач.

Моделирование, как средство отражения свойств материальных объектов.

 

Вопросы к зачету

 

ОСНОВНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА по курсу

 

1. Закин, Я.Х., Рашидов, Н.Р. Основы научного исследования. - Ташкент: Укитувчи, 1979.-182с.

2. Кринецкий, И.И. Основы научных исследований. - Киев: Вища школа, 1981.-207с.

3. Сытннк, В.Ф. Основы научных исследований. - Киев: Вища школа, 1978. -162с.

4. Сиденко, В.М., Грушко, И.М. Основы научных исследований. - Харьков: Высшая школа, 1977. -287с.

5. Шкляр, М.Ф. Основы научных исследований: учебное пособие. – М.: Издательство: "Издательский дом Дашков и К", 2008. -243 с.

6. Сафонов, А.А. Основы научных исследований. Учебное методическое пособие. Владивосток: Изд. ВГУЭС, 2000. -154 с.

7. Лудченко, А.А., Лудченко, Я.А., Примак, Т.А. Основы научных исследований: Учеб. пособие/ Под ред. А.А. Лудченко. – 2-е изд., - К.: О-во "Знания", КОО, 2001. -113 с.

8. Сабитова, Р.Г. Основы научных исследований: Учебное пособие. – Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2005. -58 с.

9. Скирута М.А., Комиссаров О.Ю. Инженерное творчество в легкой промышленности.-М.: Легпромбытиздат, 1990. -184с.

10. Чепяле Ю.М. Методы поиска изобретательских идей. - Л.: Машиностроение, 1990. -96с.

11. Тихомиров В.Б. Планирование и анализ эксперимента (при проведении исследований в легкой и текстильной промышленности).- М.: Легкая индустрия, 1974. -262с.

12. Барабащюк В.И. и др. Планирование эксперимента в технике. - Киев: Техника, 1984.-200с.

13. Румшинский Л.З. Математическая обработка результатов эксперимента. - М.:

Наука, 1973.-212с.

14. Майзель М.М., Смирнов СМ. Технологические измерения и приборы легкой промышленности. - М.: Машиностроение, 1971 -310 с.

15. ГОСТ 7.32-81 Отчет о научно-исследовательской работе. Общие требования и правила оформления.

16. ГОСТ 7.1-94 Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления.

17. Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. – М.: Московский рабочий, 1973. -400 с.

 

ВВЕДЕНИЕ

Наверное, всем нам, по крайней мере, большинству, кажется, что мир, в котором мы живем, является неизменным, существовавшим всегда в том самом виде, как мы воспринимаем его сейчас. Однако для разных поколений людей, живших до нас и живущих сейчас, мир отличается, он различен, прежде всего, глубиной понимания окружающей действительности. Так, для людей живших в прошлом столетии не существовало бактерий и вирусов, они не знали об атомной энергии и не представляли, что можно изготавливать одежду и обувь из не натуральных синтетических материалов. И не потому, что, скажем, бактерий и атомов с электронами не было в действительности. Мир, в котором они жили, отображался в их сознании сообразно уровню коллективного знания, существовавшему на тот момент времени.

Соблазнительно прогнозировать, в каком же мире будут жить наши потомки. Может быть, им будет под силу:

- продлить среднюю продолжительность жизни до 150-200 лет (как

было в библейские времена, когда стерильные условия существования давали возможность человеку выработать полный ресурс организма). Возможно, в будущем человечество победит инфекционные болезни и сведет к минимуму все остальные. Старость будет условной, т.к. высокий уровень жизни позволит достичь физического совершенства. Наконец люди научатся возвращать жизнь при случайной смерти. (В действительности известно достаточно много таких случаев, когда жителями Гаити, Новой Гвинеи, североамериканскими индейцами, шаманами Сибири возвращались к жизни люди, перешагнувшие порог клинической смерти);

- использовать дешевые и экологически чистые источники энергии,

такие как энергия Солнца, ветра, подземное тепло. Они научатся

аккумулировать ее и передавать без проводов;

- предсказывать и обезвреживать стихийные бедствия: наводнения,

ураганы, землетрясения и вулканические извержения;

- изготавливать промышленным способом все известные на Земле вещества вплоть до самых сложных - белков, а также неизвестные в

природе: тверже алмаза, более тугоплавкие, чем вольфрам и осмий, более гибкие, чем шелк, более упругие, чем резина и т.п.;

- вывести новые породы животных и растений: быстрее растущие, дающие больше мяса, молока, шерсти, зерна, овощей, фруктов и т.п.

- накапливать информацию и сделать ее исключительно доступной и быстрой в усвоении;

и многое другое, о чем даже невозможно предполагать. Но все это возможно лишь в том случае, если будут получены новые знания, которые рождаются в результате научно-исследовательской деятельности, систематического изучения развития природы и общества, что является одной из форм общественного сознания и называется наукой. При этом можно выдвинуть гипотезу, что наука формирует коллективный разум. Мы стоим на пороге интеграции научной мысли. Уже сейчас ясно, что ученый не может замыкаться в себе, ограничиваться рамками института и даже страны. Происходящий ускоренный рост научного знания приводит к столь же быстрым изменениям представлений о мире, что неизбежно повышает уровень массового сознания, а это, в свою очередь, обуславливает потребность в тех общеобязательных знаниях и навыках, а также культурных ценностях и нормах, которые требуются для полноценной гражданской, трудовой и личной жизни каждого человека.

Цель курса "Основы научных исследований и инженерного творчества" - ознакомить студентов с методологией и методикой научных исследований, а также с основными вопросами повышения эффективности поиска инженерных решений.

С элементами научных исследований студенты встречаются в процессе обучения в вузе, в разных формах учебного процесса: при чтении лекций, на практических и лабораторных занятиях, учебной и производственной практике, при выполнении курсовых и дипломных работ.

Знакомство с вопросами методики научных исследований, с современными методами интегрирования идей и моделирования свойств материальных объектов, методами планирования и проведения экспериментов, математической обработкой их результатов, поиском оптимальных решений, внедрением научно-исследовательских работ (НИР) в производство позволит будущим специалистам творчески решать сложные вопросы технического перевооружения отрасли. В студенческой научной работе полученные знания могут быть реализованы при выполнении НИРС, написании рефератов, подготовке докладов на семинарах и научных конференциях.

 

I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ И ТВОРЧЕСТВА

Методология науки - учение о принципах построения, формах и способах научного познания. В основе процесса познания лежит исследовательская деятельность, построенная на творческих началах и имеющая целью получение новой оригинальной информации. Любое теоретическое исследование имеет несколько стадий: выбор проблемы, знакомство с известными решениями и утверждение истинности проблемы, научное предвидение - гипотеза и моделирование изучаемого объекта или явления.

 

Информационный поиск

Цель поиска - всесторонний анализ информации по теме исследования, освещение состояния вопроса, уточнение при необходимости темы, обоснование цели и задач научного исследования.

Поиск включает два этапа: отыскание необходимой информации и проработку источников.

Поиск источника информации целесообразно начинать с монографий. (Монография - это научный труд, углубленно разрабатывающий одну тему или узкий круг вопросов). Этим достигаются две цели: во-первых, ознакомление с современной точной зрения на исследуемую проблему, подходом к ней и методикой исследований и, во-вторых, знакомство с основной литературой, т.к. в монографиях, как правило, имеется достаточно полный библиографический указатель.

Дальнейшая последовательность подбора литературных источников может быть следующей:

- ознакомление с литературой, указанной в библиографии;

- просмотр реферативных журналов по соответствующему разделу науки и техники и информационных изданий (экспресс-информация, обзорная информация, информлистки, сборники НИИ информации т.п.);

- изучение специализированных журналов ("Известия вузов. Технология легкой промышленности", "Кожевенно-обувная промышленность", "Швейная промышленность" и др.).

- изучение трудов институтов, тезисов докладов конференций, авторефератов диссертаций.

Вся найденная информация должна быть занесена на карточки или Б специальную тетрадь. При этом важно сразу правильно записывать библиографическое описание источника.

Этап проработки источников информации состоит из двух под-этапов: ознакомления и чтения.

Ознакомление осуществляется путем просмотра всего материала и фиксации общего содержания работы с акцентированием внимания на разделах имеющих отношение к исследованию.

Чтение - это более детальное знакомство с теми разделами, в которых содержится интересующий материал с фиксацией общего содержания и изучение той части, которая имеет непосредственное отношение к предмету исследования.

Несколько слов то том, как запомнить прочитанный текст.

Американский специалист по менеджменту Гарри Лорейн в своей книге "Как развивать сверхсильную память" дает такие советы:

Сначала прочтите статью, раздел книги, брошюру и т.п., затем подберите ключевые слова для каждой идеи и объедините их В связку. Связь образуется, если сознательно создавать цель ассоциацией прямо во время чтения. Такие ассоциации основываются на мысленных образах и картинах, причем успех будет во многом зависеть от того, удастся ли Вам сделать эти образы и картины забавными. Например, несколько ключевых слов, которые необходимо объединить в связку: гвоздь, пишущая машинка, битинок, микрофон, ручка, телевизор, тарелка. Конструируем следующие образы:

- гвоздь и пишущая машинка. Вы пробиваете пишущую машинку громадным гвоздем или все клавиши вашей машинки - гвозди;

- пишущая машинка и ботинок - пусть вы надели на ноги пишущие машинки или печатаете не руками, а ботинками;

- ботинки и микрофон. Вы эстрадный певец и таскаете по сцене за собой рваный ботинок вместо микрофона;

- микрофон и ручка. Вы пишете микрофоном;

- ручка и телевизор. Ручки исполняют танец на огромном телевизионном экране или же вам преподносят гигантскую ручку, в которую вмонтирован телевизор;

- телевизор и тарелка. Вы смотрите телепрограмму на экране в форме тарелки или же вам подают еду на плоском телевизоре.

Если Вам удалось достаточно ясно увидеть эти картины мысленным взором, Вам не составит труда запомнить весь перечень ключевых слов, а по ним и подмеченные идеи.

Прорабатывая научно-техническую информацию, обычно делают выписки, аннотации и конспекты.

Выписка - краткое (или полное) содержание разделов, глав, страниц источника информации. Они могут заменить конспектирование текста и позволяют в малом объеме накопить большую информацию.

Аннотация - это краткая характеристика печатного издания (или его частей) с точки зрения содержания, назначения, формы и других особенностей. С помощью аннотации можно быстро восстановить в памяти текст.

Конспект - это подробное изложение содержания информации. Главное при составлении конспекта - выделить рациональное зерно применительно к разрабатываемой теме. При этом целесообразно текст конспекта составлять своими словами, что способствует краткости изложения, требует осмысливания, анализа прочитанного, позволяет выделить главное в представленной информации.

Полученный таким образом материал критически анализируется. Может быть принят следующий план анализа:

- определение достигнутого уровня знаний в исследуемом направлении;

- выяснение оригинальных идей и интересных мнений в этой области;

- выявление недостатков предыдущих исследований;

- установка возможных путей дальнейших исследований.

На основании результатов проработки информации делают выводы, в которых подводят итог критического анализа. В выводах должны быть освещены следующие вопросы: актуальность и новизна темы; последние достижения в области теоретических и экспериментальных исследований по теме; важнейшие и наиболее актуальные теоретические и экспериментальные задачи, а также производственные рекомендации, подлежащие разработке в данный момент; техническая целесообразность и экономическая эффективность этих разработок.

 

На основе указанных выводов уточняют или формируют цель и конкретные задачи научного исследования.

 

При проведении информационного поиска и затем при составлении отчета по НИР составляется перечень литературных, патентных и иных источников, который помещают в раздел Отчета под названием "Перечень использованных источников". Смотрите примеры оформления библиографических записей, помещаемых в этот Перечень

Следующий этап научного исследования после изучения и анализа литературных к других источников - разработка рабочей гипотезы.

 

Библиография

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. ГОСТ 7.80-2000. Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления: Межгос.стандарт. - Введ. 01.07.01. - М.: Изд-во стандартов, 2001. - 8 с.

 

2. ГОСТ 7.1-84. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления: Межгос.стандарт. - Введ. 01.01.84. - М.: Изд-во стан-дартов, 2001. - 49 с.

 

3. ГОСТ 7.32-2001. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления: Межгос.стандарт. - Взамен ГОСТ 7.32-91; Введ. 01.07.02. - М.: Изд-во стандартов, 2001.- 16 с.

 

4. ГОСТ 7.82-2001. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления: Меж-гос.стандарт. - Введ. 01.07.02 // Библиотека и закон. - 2002. - №2. - С.313-339.

 

5. Стандарты по библиотечному делу и библиографии: Сборник. - М.: Изд-во стандартов, 1985. -С.29-99.

 

6. Составление библиографического описания: Краткие правила / Междувед каталогизац. комис. при

Гос. б-ке СССР им. В.И.Ленина. - М.: Изд-во «Книжная палата», 1987. - 224 с.

 

7. Калинина, Г.П. Заголовок библиографической записи: новое в правилах составления / Г.П.Калинина // Библиограф.- 2002. - №2, С. 4 1-45.

 

8. Кузнецов, И.Н. Подготовка и оформление рефератов, курсовых и дипломных работ/ И.Н. Кузнецов. – Мн.:ООО «Сэр-Вит», 2000. - 256 с.

 

9. Кузин, Ф.А. Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и процедура защиты: Практич. пособие для студентов-магистрантов / Ф.А. Кузин. -М.: «Ось-89», 1998.-С.120-127.

 

10. Кузнецов, И.Н. Научные работы: Методика подготовки и оформления /Авт.-сост. И.Н. Кузнецов. - 2-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Амалфея, 2000. С.293-323.

 

Фамилия автора приводится в начале заголовка и, как правило, отделяется от имени (имен), имени и отчества, инициалов запятой.

 

Описание отдельных видов составных частей

 

Статья из книги

 

Богатова, Г.А. Славянская историческая лексикография и проблемы региональной характеристики слова

/ Г.А.Богатова, В.Я.Дерягин, Г.Я.Романова // Славянское языкознание: Докл.сов.делегации / IX Междунар. Съезд славистов, Киев. Сент. 1983 г.-М., 1983.-С.18-34.

 

Логинов, Е.А. Социологическое познание проблем партийной работы // Об изучении философии в высшей партийной школе: Учеб-метод, пособие /А.М.Джигкаев, В.П.Киселев, Г.А.Кузьминов и др. - Горький, 1983. - Вып.З. С.155-166.

 

Глава из книги

 

Ремизов, К.С. Нормирование труда //Гурьянов С.Х., Поляков И.А., Ремизов К.С. Справочник экономиста по труду. - 5-е изд., доп. и перераб. - М., 1982 - Гл. 1. С.5-58.

 

Статья из газеты

 

Налог на прибыль: кардинальные изменения // Экон. и жизнь. 2002. март. С. 3.

 

Круподер, С. Что наша жизнь в советских рублях? // Сов.Сибирь. 2002. 2 янв.- С.6-7.

 

Статья из журнала

 

Кефер, Таня. Визуальный образ в моде // Индустрия моды. 2002. - №1. - С. 14-15.

 

Новости гальваники // Экология для предприятия. - 2002. - №1. -С.15-16.

 

Карнаушкин, Ю. Коррозия, старение, биоповреждения и защита от них /Ю.Карнаушкин, П.Борисов, В.Карпов // Стандарты и качество. - 2001 - №12. С.33-35.

 

- если составная часть помещена в томе (выпуске, номере) многотомного или сериального издания, имеющем частное заглавие, то частное заглавие при необходимости не указывают, приводят только обозначение и порядковый номер тома (выпуска) например:

 

Менделеев, А.Г. Роль печати в воспитании политической активности трудящихся //Теоретические проблемы развитого социализма. - М, 1979. -Ч.4.-С.82-87.

 

- при аналитическом описании группы статей или иных материалов, под обобщающим заглавием, описание составляют под этим заглавием, как основным. После основного заглавия приводят сведения, относящиеся к заглавию и характеризующие данную группу материалов («Статьи», «Доклады», «Отклики» и т.п.). При отсутствии этих сведений их формулируют и включают в аналитическое описание в квадратных скобках. Сведения об авторах и (или) отдельных материалов приводят в примечании, например:

 

Духовный мир человека: [Статьи) //Наука и религия. - 1982. - №7. –С.13-20. - Содерж.: Колесникова В. Наша Хамис. - С.13-14; Елагина Е. Преданность делу. - С.15-20.

 

Если эти материалы опубликованы в нескольких номерах сериального издания, сведения о каждом номере отделяют от предыдущих точкой с запятой (;). Условный разделительный знак «две косые черты» (//) не по-вторяют, при этом заглавие издания опускают или заменяют словами «Там же» или их эквивалентами на других языках.

Обобщающее заглавие может быть приведено в сведениях о серии, например:

 

Колесникова, В. Наша Хамис // Наука и религия. - 1982. - № 7. –С.13-14. -(Духовный мир человека).

 

 

Примеры библиографического описания по оформлению

библиографических списков к рефератам, курсовым, дипломным

и научно-исследовательским работам

 

Заголовок, содержащий имя лица

 

Описание издания одного автора

 

Труханова, А.Т. Основы технологии швейного производства: Учеб. для проф. учеб.заведений / А.Т.Труханова. - 3-е изд.,перераб. и доп. - М: Высш. шк.. 2000.-336 с.

 

Описание издания двух авторов

 

Бескоровайная, Г.П. Проектирование детской одежды: Учеб.пособие для вузов Г.П. Бескоровайная, СВ. Куренова. - М: Мастерство, 2000. - 96 с.

 

Описание издания трех авторов

 

Щербаков, В.И. Охрана труда во вспомогательных цехах текстильных предприятий: Учеб. пособие для вузов / В.И.Щербаков, С Е.Суконников. В.Н.Дегтярев. - М.: МГТУ им.А.Н.Косыгина, 2000. - 280 с.

 

Описание издания под заглавием

 

Финансовый менеджмент: Практикум: Учеб.пособие для вузов / Л.А.Бурмистрова, Т.Н.Алехина, С.И.Кон и др. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. -269 с.

 

Финансы и кредит субъектов Российской Федерации: Учебник / Под ред. Л.И. Сергеева. - Калининград: Перспективы, 1999. - 1036 с.

 

Использование математических методов и ЭВМ в системах управления и проектирования: Сб.науч.тр. / АН Украины. Науч.совет по проб. «Кибернетика». -Киев, 1991.-300 с: ил.

 

Описание официальных материалов

 

Бюджетный кодекс Российской Федерации: С изм. и доп. на 15 нояб.1999 г. -М.: Проспект, 1999. - 160 с.

 

Защита прав потребителей: Со. законодат. и нормат. аккш Рос Федерации. М.: Новая Волна, 1999,- 128 с.

 

Российская Федерация. Законы. Федеральный закон о внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации // Рос газ. - 1997 19 нояб.- с.5.

 

Описание электронных ресурсов

 

Английский для бизнесменов [Электронный ресурс]; Английский технический; Английский для чтения газет и журналов: [к сб. в целом]: курс изучения иностр. яз. Intel. - Электрон, дан. и прог. - М.: сор. Квант, 1994-1997. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM): зв., цв. - (25 кадр). - Систем, требования: IBM PC AT 386; 4 Мб ОЗУ; MS Windows 3.1 и выше; 2-скоростной CD-ROM; VGA-~видеокарта (или выше); зв.карта; мышь. - Загл. с этикетки диска.

 

Сидыганов, Владимир Установим. Модель Москвы [Электронный ресурс]: электрон, карта Москвы и Подмосковья / Сидыганов В.У., Толмачев С.Ю., Цыганков Ю.Э; - Версия 2.0. - Электрон, дан. и прогр. - М.: FORMOZA, 1998. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM); 12 см. - Систем, требования: ПК 486; Windows 95 (OSR). - Загл. с экрана. -№ гос. регистрации 0329600098.

 

Атлас-98 [Электронный ресурс]: 3D: самый подроб. полностью трехмер. атлас мира. - Электрон, дан. и прогр. - [Б.м.], 1998. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM): зв., цв.; 12 см. - (abc) (Весь мир в 3D). - Систем, требования: PC 486 DX-33; 8 Мб RAM; 15 Мб HDD; Windows 3/1 или Windows 95; 2-скоростной дисковод; 256 цв. SVGA дисплей; зв., карта; мышь. - Загл. с контейнера.

 

Электронный каталог ГПНТБ России [Электронный ресурс]: база данных содержит сведения о всех видах лит., поступающей в фонд ГПНТБ России..-Электрон, дан. (5 файлов, 178 тыс. записей). - М., [199-]. - Режим доступа: htth: //www.qpntb.ru /win/search/help/elcat.html. - Загл. с экрана.

 

Патенты

 

Пат. 1007559 СССР, МКИ3 F 02 V 35/10. Впускной трубопровод для двигателя внутреннего сгорания / М.Урбинати, А.Маннини (Италия); Чентро Ричерке Фиат С.П.А. (Италия). - № 2782807/25 - 06; Заявлено 25.06.79; Опубл.23.03.83, Бюл. №11, Приоритет 26.06.78, № 68493 Ф/787 (Италия). - 5 с: ил.

 

Промышленный каталог

 

Центробежные герметичные электронасосы типа ЦГ 6-го конструктивного исполнения: ОКП 36 3113: Рек. к сер. пр-ву / Центр. Ин-т НТИ и техн.-экон. ис-след. по хим. и нефт.машиностроению (ЦИНТИхимнефтемаш.) - Разраб. ПО «Молдавгидромаш». - М., 1981. - 3 с.

 

Инструкции

 

Типовая инструкция по эксплуатации топливоотдачи тепловых электростанций: ТИ 34-70-044-85: Утв. Гл. техн. упр. По эксплуатации энергосистем 01.10.85: Срок действия установлен с 01.01.86 до 01.01.95 / М-во энергетики и электрификации СССР.- М„ 1986. - 43 с.

 

Прейскуранты

 

Оптовые цены на синтетические смолы и пластические массы: Прейскурант № 05-02: Утв. Госкомцен СССР 20.05.80: Ввод в действие с 01.01.82. - М.: Прейскурантиздат, 1983.-283 с.: '

 

Описание диссертации •

Луус, Р.А. Исследование оборудования с пневмовакуумным приводом для захвата, перемещения и фиксации при обработке при обработке пористых и легкоповреждаемых строительных изделий: (На прим.силикатобетон.изделий); Дис... канд.техн.наук: 05.05.04. - Защищена 09.11.82; Утв. 11.05.83; 04820016743. - М., 1982. - 212 с.:ил. - Библиогр.: с.165-174.

 

Описание автореферата

 

Железняков, А.С. Основы проектирования и совершенствования процессов подготовки материалов к раскрою: Автореф. дис...на соиск.учен.степени д-ра техн.наук: 05.19.04. - М., 2000. - 51 с. / НТИ МГУДТ. - Библиогр.: с.45-51 (91 назв.)

 

Подкорытова, II И. Эволюция методологии и технологии централизованного комплектования фондов крупной библиотечной системы: Автореф дис…канд.пед.наук: 07.19.04. - Новосибирск, 2000. - 24 с. / ГПНТБ СО РАН/

 

Описание материалов конференций, совещаний, семинаров

 

Основные проблемы и направления преобразования теплового хозяйства Сибири: Материалы Всерос.науч.-практ.конф., Новосибирск, 10-11 дек. 2000 г - Новосибирск: Наука,2001. - 200 с.

 

Институт российской истории (Москва). Доклады института Российской истории РАН, 1995-1996 гг. / Рос.акад.наук. - М.: ИРИ, 1997. - 250 с.

 

«Компьютеризация в музеях», всероссийская конф. (1996; Москва) Сборник докладов всероссийской конференции «Компьютеризация в музеях» (9-12 апр.1996 г.). - М: Б.и.,1997. - 184 с: ил.

 

Описание сериальных изданий

 

Вирусы и вирусные заболевания: Респ.межвед.сб. /' М-во здравоохранения УССР. - Вып. I. - Киев: Выша шк., 1999-204 с.

 

Описание многотомного издания

 

Савельев, И.В. Курс общей физики. В 3 т. Т. I. Механика. Молекулярная фишка Учеб. пособие для студентов втузов. - 2-е изд., иерераб. М.: Наука. 2001. 432 с: ил.

 

или

 

Савельев, И.В. Курс общей физики: Учеб. пособие для студентов втузов. - 2-е

изд., перераб. - М.: Наука, 1982.

Т. 1: Механика. Молекулярная физика.-432 с: ил.

Т.2: Электричество и магнетизм. Волны. Оптика. - 496 с: ил.

 

Описание нормативно-технических и технических документов

Стандарты

 

ГОСТ 7.80-2000 (ИСО 214-84). Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления: Межгос.стандарт. - Ввел. 01.07.01 - М.: Изд-во стандартов, 2001. - 8 с.

 

Кабели радиочастотные: [Сборник]: ГОСТ 11326.0-78, ГОСТ 11.526.1-79, ГОСТ 11326.92-79. - М.: Изд-во стандартов, 1982. - 447 с: ил.

 

ЛБ1

Введение

 

 

Выработка идей при решении изобретательских задач – один из способов древнейших видов человеческой деятельности. Поразительно, что основной метод генерирования идей сохранил свою суть до наших дней,- это и метод проб и ошибок. Суть его заключается в последовательном выдвижении и рассмотрении всевозможных идей решения задачи. Такая традиционная технология изобретательства отличается низкой эффективностью. Приведшая научно-техническая революция вызвала необходимостью в его интенсификации и выработке методов активизации перебора вариантов.

Научно-технический прогресс в легкой промышленности в большой степени зависит от успешного внедрения изобретений, рационализаторских предложений, разработки новых идей, оборудования, приспособлений, т.н. от того, что является результатом творческой деятельности инженерно-технических работников.

Активизация творческой деятельности инженера при решении конкретной задачи может быть достигнута путем применения различных методов и правил, стимулирующих творческое воображение, фантазию, способность к нестандартному мышлению. В настоящее время учеными и специалистами разработано значительное количество таких методов. Основными среди них являются метод мозгового штурма (мозговая атака), ассоциативные методы, методы морфологического анализа и контрольных вопросов. Особое место занимает теория решения изобретательских задач, использование алгоритма которой (АРИЗ) позволяет вообще отказаться от перебора вариантов и перейти к мыслительным действиям, опирающимся на знание законов развития технических систем.

Выдвижение оригинальных идей, поиск новых технических решений с учетом объективности интенсификации этих процессов возможно только на основе освоения будущими инженерами современных методов генерирования технических идей. Получение практических навыков применение таких методов должно значительно расширить творческий потенциал студентов, активизировать изобретательскую направленность их действий.

В настоящем методическом указании к лабораторной работе приводится краткое описание и примеры решения технических задач методом «мозгового штурма» и с использованием алгоритма решения изобретательских задач (АРИЗ), предполагаются задачи для самостоятельного решения, описан порядок выполнения лабораторной работы и оформления отчета, приведен перечень рекомендуемой литературы.

 

 

1. ЦЕЛЬ РАБОТЫ

 

Целью данной лабораторной работы является практическое ознакомление студентов с методами технического творчества и формирование у них знаний, умений и навыков по использованию методов поиска новых технических решений, активизирующих творческую деятельность разработчиков новой технологии.

 

2. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О МЕТОДАХ ГЕНЕРИРОВАНИЯ ИДЕЙ

 

Стремление повысить эффективность творческого труда инженера породило ряд приемов, методов и методик, позволяющих в той или иной степени активизировать мышление, развить и реализовать творческие способность человека. Цель методов активизации поисков новых технических решений состоит в том, чтобы сделать процесс генерирования идей интенсивнее, повысить «концентрацию» оригинальных идей в общем потоке. Всю совокупность методов генерирования идей можно разделить по двум классам: методы выработки идей перебором вариантов решения задачи и теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Первый класс методов разделяется по двум направлениям: морфологические методы и методы «мозгового штурма». Второй класс (ТРИЗ) определяется алгоритмом решения изобретательских задач (АРИЗ). Ниже рассматривается метод «мозгового штурма» и АРИЗ.

 

2.1. Метод «мозгового штурма»

Метод «мозгового штурма» и его многочисленные модификации, синектика, ассоциативные методы (методы аналогий: прямая, личная, символическая, фантастическая), списки контрольных вопросов и др., относятся к типу методов, получивших название методов психологической активации мышления.

Его автор Алекс Осборн родился в конце ХIX века в Нью-Йорке. Впервые этот метод он применил при выдумке новых изделий и поиске новых идей для рекламы.

В основе метода лежит мысль об от делении процесса генерирования идей от процесса их оценки. Осборн предложил вести генерирование идей в условиях, когда критика запрещена; наоборот, всячески поощряется каждая идея, даже шуточная ли явно нелепая. Для этого отбирают небольшую группу (6-8 человек) «генераторов идей».Высказанные идеи записывают и передают группе экспертов для оценки ли отбора перспективных. Таков смысл обычной мозговой атаки.

Философская концепция «мозгового штурма» основана на теории Фрейда. Считается, что в таких условиях под сознанием вырабатывается иррациональные (невыразимые в понятиях логики) идеи, которые позволяют выйти за пределы привычных представлений и стереотипов.

Улучшенным методом мозгового штурма является синектика. Смысл ее заключается в том, что используются постоянные группы «генераторов идей», которые накапливают опыт решения задач. Растет взаимопонимание, идеи схватываются с полуслова. В этом методе участвуют два механизма творчества: не операционные и операционные процессы.

Не операционные процессы основаны на интуиции, операционные - на использовании разного рода аналогий. Обратимся к последнему. Гегель утверждал: «В умозаключении по аналогии мы из того, что вещи известного рода обладают известным свойством, заключаем, что и другие вещи этого рода так же обладают этим свойством».

Рабочими механизмами для выработки свежего взгляда на задачу являются аналогии:

а)прямая – любая аналогия, например, из природы;

б)личная – попытка взглянуть на задачу, отожествив себя с объектом и войдя в его образ;

в)символическая – нахождение кратного символического описания задачи или объекта;

г)фантастическая – изложение задачи в терминах и понятиях сказок, мифов, легенд.

Пример решения задачи методом «мозгового штурма» (стенограмма):

Руководитель. Нашей задачей является найти способ изготовления швейных или обувных деталей (или изделий) с заданном объемно-пространственной формой, управление которым можно было бы полностью передать автоматическим устройствам. Какие будут предложения?

А. Для получения пространственной формы в изделиях швейной, трикотажной, обувной и кожгалантерейной промышленности применяют конструктивные способы, когда плоскую ткань или кожу расчленяют на отдельные детали, а затем их соединяют и дополнительно вводят конструктивные элементы, как вытачки, рельефы, складки, сборки и тд.

Б. Объемно-пространственную форму можно получить путем физико-механического воздействия на сетчатую структуру текстильных материалов с целью изменения углов между нитями основы и утка.

В. Использовать драпировочные свойства ткани.

Руководитель. Эти способы действительно позволяют изготовлять детали и узлы изделий объемно-пространственной формы, но они содержат большую долю ручного труда и трудно поддаются автоматизации. Какие еще способы вы можете предложить?

В. Нужно воздействовать на монокулярную структуру материала с помощью тепла, влаги и механического воздействия (развитие предыдущей идеи), а параметры процесса формования (температура, давление, влажность) контролировать и регулировать с помощью автоматических устройств [например, операции сутюживания, оттягивания, разутюживание, прессование и т.д.]

Г. Формование можно осуществить способом выдавливания путем сухой тепловой обработки. Например, формование верха обуви в силиконовых матрицах, формование низа обуви.

Д. Для повышения форм устойчивости деталей можно при влажно-тепловой обработке дополнительно ввести специальные технические средства, дозирование которых также может быть автоматизировано.

Е. Нужную форму деталей или изделий можно получить путем применения комбинации нескольких способов формообразования, например, конструктивного и влажно-тепловой обработки и др.

Руководитель. Отлично! «Мозговой штурм» идет очень хорошо. Предложен ряд методов получения объемно-пространственной формы деталей и изделий. Однако, автоматизация контроля и регулирования только отдельных параметров процесса (температура, количество химических добавок, продолжительность формования) не обеспечивают изготовление высококачественных изделий, так как ряд других параметров изменяются по случайному закону в зависимости от внешних возмущений. Давайте подумаем, какие способы формования можно предложить, чтобы обеспечить полную автоматизацию процесса, а следовательно, высокое качество изделий?

А. Можно применить литьевые методы для получения деталей и изделий требуемой формы из компонентов полиуретана, например, литью под давлением с использованием пасты поливинилхлорида или экструзия с использованием термопластов (применение физических эффектов). В этом случае все параметры и технологический процесс изготовления могут быть полностью автоматизированы.

Руководитель. Давайте подумаем, может быть по аналогии с природной можно предложить материал и способ изготовления «живой» одежды и обуви. Какие будут предложения?

Б. Материал – биологически активное вещество, которое при определенных условиях может самовосстонавливаться, принимать форму тела человека. Человек зашел в специальную кабину, а через несколько минут вышел оттуда одетым и обутым (фантастика).

В. В обувной и кожгалантерейной промышленности для изготовления из паст поливинилхлорида перчаток, сапог, галош, чехлов, надеваемых на обувь в дождливое время, применять метод макания, т.е. одну или несколько закрепленных на раме форм окунают в ПВХ-пасту комнатной температуры. Например, на форме сапога вследствие сил адгезии остается необходимое для образования стенки сапога количество пасты. После этого рама с формами поднимается, излишек пасты стекает и формы, покрытые ПВХ-пастой, поступают в печь, для желатинизации при температуре около 180 С. Формы, вышедшие из печи, охлаждается до температуры 50 С, и затем с них снимают затвердевшие, но все еще эластичные сапоги, Г. По аналогии можно изготовлять таким образом и предметы одежды, Например, требуемую форму одежды можно окунать в полимерный раствор и, управляя процессом полимеризации материала, получать изделия с заданными физико-механическими и гигиеническими характеристиками (аналогия и применение физических и химических эффектов).

Д. Можно на заданную форму одежды напылять полимерный материал в специальной камерен и полностью ароматизировать процесс получения изделия с необходимыми эксплуатационными свойствами. И так далее.

Руководитель «мозгового шторма», подведя итоги обсуждения, делает анализ и общение высказанных в ходе дискуссии идей.

Последний ответ соответствует идее, которая признана изобретением.

С методом мозгового штурма мы сталкиваемся в телевизионной передаче «Что? Где? Когда?», в которой играющие команды чаще всего используют синектический принцип генерирования идей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 291; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.75.227 (0.17 с.)