Операторы ввода с клавиатуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Операторы ввода с клавиатуры



Ввод данных в языке программирования Паскаль обеспечивается процедурами read() и readln(). Ввод данных осуществляется либо с клавиатуры, либо из файла. Здесь рассматривается только ввод с клавиатуры.

Когда данные вводятся, то они помещаются в ячейки памяти, доступ к которым обеспечивается с помощью механизма переменных. Поэтому, когда в программе на Pascal используется процедура read() (илиreadln()), то в качестве фактического параметра (аргумента) ей передается имя переменной, которая будет связана с вводимыми данными. Потом эти данные можно будет использовать в программе или просто вывести на экран.

В процедуры ввода можно передавать не один фактический параметр, а множество.

При вводе данных их разделяют пробелом, табуляцией или переходом на новую строку (Enter). Данные символьного типа не разделяются или разделяются переходом на новую строку.

Существуют особенности ввода данных с помощью операторов read()и readln(). Если используются подряд несколько операторов read(), то вводимые данные можно разделять всеми допустимыми способами. При использовании нескольких вызовов readln() каждый последующий срабатывает только после нажатия Enter. Программа ниже иллюстрирует это. Комментарии поясняют последовательность возможных действий при вводе данных.

 

Ввод строковых значений с клавиатуры.

Для ввода значений типа STRING необходимо использовать READLN, а не READ. За один раз может быть введена только одна строка. Две строки можно сравнивать, используя операции отношения (сначала сравниваются самые левые символы, если они равны, то сравниваются следующие).

Следует знать:

1. Инструкция геаdln при вводе с клавиатуры предпочтительнее read, т. к. полностью освобождает буфер клавиатуры — рабочую область памяти, в которой временно хранятся введенные с клавиатуры символы. Инструкция readоставляет в буфере клавиатуры код клавиши <Еntег>, нажатие которой завершает процесс ввода.

2. B одной инструкции read или readln можно записать несколько переменных. Для того чтобы отделить их значения друг от друга, при вводе можно использовать пробел либо символ табуляции (клавиша <ТаЬ>) или нажимать клавишу <Enter > после ввода каждого из значений.

3. Инструкция readln (без переменных) обычно записывается в конце программы и служит для создания паузы, которая длится до нажатия пользователем клавиши < Enter >. В противном случае, по окончании программы окно с текстом программы закроет экран с полученными результатами.

4. Тип данных, вводимых во время работы программы, должен соответствовать типу переменной, указанной в инструкции ввода.

 

Операторы вывода значений на экран.

Для вывода результатов работы программы на экран используются операторы:

Write(A1,A2,...AK);
WriteLn(A1,A2,...AK);
WriteLn;

Первый из этих операторов реализует вывод значений переменных А1, А2,..., АК в строку экрана. Второй оператор реализует вывод значений переменных А1, А2,..., АК и переход к началу следующей строки. Третий оператор реализует пропуск строки и переход к началу следующей строки.

Переменные, составляющие список вывода, могут относиться к целому, действительному, символьному или булевскому типам. В качестве элемента списка вывода кроме имен переменных могут использоваться выражения и строки.

Вывод каждого значения в строку экрана происходит в соответствии с шириной поля вывода, определяемой конкретной реализацией языка.

Форма представления значений в поле вывода соответствует типу переменных и выражений: величины целого типа выводятся как целые десятичные числа, действительного типа – как действительные десятичные числа с десятичным порядком, символьного типа и строки – в виде символов, логического типа – в виде логических констант TRUE и FALSE.

Оператор вывода позволяет задать ширину поля вывода для каждого элемента списка вывода. В этом случае элемент списка вывода имеет вид А:К, где А – выражение или строка; К – выражение либо константа целого типа. Если выводимое значение занимает в поле вывода меньше позиций, чем К, то перед этим значением располагаются пробелы. Если выводимое значение не помещается в ширину поля К, то для этого значения будет отведено необходимое количество позиций. Для величин действительного типа элемент списка вывода может иметь вид А:К:М, где А – переменная или выражение действительного типа; К – ширина поля вывода; М – число цифр дробной части выводимого значения. К и М – выражения или константы целого типа. В этом случае действительные значения выводятся в форме десятичного числа с фиксированной точкой.

Пример записи операторов вывода:

var rA, rB: Real;
iP, iQ: Integer;
bR, bS: Boolean;
chT, chV, chU, chW: Char;

WriteLn(rA, rB:10:2);
WriteLn(iP, iQ:8);
WriteLn(bR, bS:8);
WriteLn(chT, chV, chU, chW);

 

 

Условный оператор If.

Если условие выполняется, то будет выполнена инструкция "1", если нет, то - инструкция "2". Несмотря на то, что в схеме присутствуют два действия, выполнено будет только одно, так как условие либо ложно, либо истинно. Третьего не дано. Такая схема позволяет решать задачи, в которых в зависимости от сложившихся обстоятельств требуется совершить то или иное действие.

Если <усл.> {Если выполняется условие}
то <действие 1> {то выполнить действие № 1 }
иначе <действие 2> {иначе - выполнить действие № 2 }

Формат условного оператора на языке Паскаль:
If <условие>
Then <оператор 1>
Else <оператор 2>;

Обратите внимание на то, что в Then - и Else - части стоит только один оператор. Но что делать, чтобы решить задачу, в которой по выполнению или невыполнению условия нужно совершить не одно, а несколько действий? Здесь приходит на помощь уже известный вам составной оператор. В операторные скобки можно заключить любое количество операторов.

Вариант условного оператора в этом случае:
If <условие>
Then Begin <группа операторов 1> end
Else Begin < группа операторов 2> end;

Знак "точка с запятой" не ставится перед служебным словом Else, но операторы в группах, естественно, отделяются друг от друга этим знаком.

Теперь поговорим об условиях. В программах на языке Паскаль условия представляют собой выражения, значением которых является величина логического (Boolean) типа. Это может быть как просто переменная указанного типа, так и сложная последовательность высказываний, связанных логическими операциями.

В простых условиях могут применяться знаки операций сравнения: >(больше), <(меньше), =(равно), <>(не равно), >=(больше или равно), <=(меньше или равно).

Примеры простых условий: A=5 {Значение переменной А равно 5}
(C+D3)>=(D1*(45-2)) {Значение выражения в левой части больше либо равно значению выражения из правой части}
S<>'ABC' {Значение переменной S не равно строковой константе 'ABC'}

Приведем пример решения еще одной задачи: "Из двух чисел выбрать наибольшее".

На первый взгляд решение очевидно, но оно не столь тривиально, как кажется.

Program Example;
Var A,B,C: Real; {A,B - для хранения аргументов, C - результат}
Begin

Writeln ('Введите два числа');
Readln (A,B); {Вводим аргументы с клавиатуры}
If A>B Then C:=A Else C:=B; {Если A>B, то результат - A, иначе результат - B}
Writeln (C); {Выводим результат на экран}

End.

 

Оператор цикла For.

Цикл for

Часто цикл for называют циклом со счетчиком. Этот цикл используется, когда число повторений не связано с тем, что происходит в теле цикла. Т.е. количество повторений может быть вычислено заранее (хотя оно не вычисляется).

В заголовке цикла указываются два значения. Первое значение присваивается так называемой переменной-счетчику, от этого значения начинается отсчет количества итераций (повторений). Отсчет идет всегда с шагом равным единице. Второе значение указывает, при каком значении счетчика цикл должен остановиться. Другими словами, количество итераций цикла определяется разностью между вторым и первым значением плюс единица. В Pascal тело цикла не должно содержать выражений, изменяющих счетчик.

Цикл for существует в двух формах:

for счетчик:=значение to конечное_значение do

тело_цикла;

 

for счетчик:=значение downto конечное_значение do

тело_цикла;

Счетчик – это переменная любого из перечисляемых типов (целого, булевого, символьного, диапазонного, перечисления). Начальные и конечные значения могут быть представлены не только значениями, но и выражениями, возвращающими совместимые с типом счетчика типы данных. Если между начальным и конечным выражением указано служебное слово to, то на каждом шаге цикла значение параметра будет увеличиваться на единицу. Если же указано downto, то значение параметра будет уменьшаться на единицу.

Количество итераций цикла for известно именно до его выполнения, но не до выполнения всей программы. Так в примере ниже, количество выполнений цикла определяется пользователем. Значение присваивается переменной, а затем используется в заголовке цикла. Но когда оно используется, циклу уже точно известно, сколько раз надо выполниться.

Var

i, n: integer;

 

Begin

write ('Количество знаков: ');

readln (n);

 

for i:= 1 to n do

write ('(*) ');

 

readln

end.

 

 

Оператор цикла Repeat.

Цикл repeat

Цикл while может не выполниться ни разу, если логическое выражение в заголовке сразу вернуло false. Однако такая ситуация не всегда может быть приемлемой. Бывает, что тело цикла должно выполниться хотя бы один раз, не зависимо оттого, что вернет логическое выражение. В таком случае используется цикл repeat – цикл с постусловием.

В цикле repeat логическое выражение стоит после тела цикла. Причем, в отличие от цикла while, здесь всё наоборот: в случае true происходит выход из цикла, в случае false – его повторение.

var

i, n: integer;

 

begin

write ('Количество знаков: ');

readln (n);

 

i:= 1;

repeat

write ('(*) ');

i:= i + 1

until i > n;

 

readln

end.


В примере, даже если n будет равно 0, одна звездочка все равно будет напечатана.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 625; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.200.248.66 (0.078 с.)