Особенности организации учебного процесса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности организации учебного процесса



СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ»

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ»

 

Наименование разделов и тем (или другая структура дисциплины с обязательным указанием трудоемкости учебных занятий/часов) Всего часов Из них:
Л С СРС
           
1. Тема 1. Введение в историю медицины. Становление врачевания в первобытном обществе.        
2. Тема 2.Врачевание в Древних цивилизациях Востока.        
3. Тема 3.Медицина Античного Мира.        
4. Тема 4.Медицина в Средние Века.        
5. Тема 5.Медицина Западной Европы в Новое Время.        
6. Тема 6.Этапы становления медицины в России        
7. Тема 7.Российская медицина в XVIII-XIX вв.        
8. Тема 8.Советский этап в развитии медицины. Медицина ХХ века.        
Итого часов        

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ»

«История медицины» делится на общую и частную. Общая история медицины изучает общие закономерности развития медицины на различных этапах истории человеческого общества, выделяя важнейшие направления ее развития, методы подходов к решению тех или иных явлений общемедицинского характера. Кроме того, общая история медицины показывает роль медицины в культуре и народов, изучает историю научных школ и направлений, врачебную этику и деонтологию. Частная история медицины изучает возникновение и развитие отдельных медико-биологических и гигиенических дисциплин, биографии ученых, их вклад в науку, историю медицинских учреждений и т.д. Вопросы частной истории медицины, как правило, затрагиваются во вводных лекциях при изучении специальных дисциплин на протяжении всех лет обучения. Преподавание общей и частной истории медицины и фармации составляет систему историко-медицинского образования будущего врача. В этом плане история медицины является связующим звеном в изучении всех медицинских дисциплин, так как это один из первых предметов интеграции медицинских знаний, который дает студенту комплексное представление о развитии медицины в целом.

Лекции по дисциплине «История медицины» проходят по потокам. По всем темам лекционного курса составлены и используются презентации на мультимедийном оборудовании.

№ лекции п.п. Ссылки на компетенции и уровни усвоения Ча-сы № темы Название и краткое содержание лекции
         
1. ОК-1, ОК-3 Зн.1, Зн.2     Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ МЕДИЦИНЫ. СТАНОВЛЕНИЕ ВРАЧЕВАНИЯ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ. История медицины как наука. Объект, предмет и методы изучения истории медицины. Общая и частная история медицины. Задачи курса. Становление первобытного общества и первобытного врачевания (становление человека и человеческого общества. Праобщина и зачатки врачевания). Врачевание в период зрелости первобытного общества (общественные отношения и духовная культура). Формирующаяся медицина. Влияние первобытных верований (фетишизм, анимизм, тотемизм) на представления о болезнях. Врачевание в период разложения первобытного общества (Общественные отношения и духовная культура. Врачевание и врачеватели). Магическая и демонологическая медицина. Трепанация черепа. Народная гигиена. Народная медицина.
2. ОК-1, ОК-3 Зн.1, Зн.2, Зн.4   Тема 2. ВРАЧЕВАНИЕ В ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЯХ ВОСТОКА. Особенности культуры Древних цивилизаций Востока (Месопотамия, Египет, Индия, Китай). Источники письменности о медицине. Влияние религии на врачевание. Натурфилософия Древнего Востока и медицина. Рациональные представления о болезни. Гуморальное и пневматическое представления о болезнях. Учения об элементах, о началах, «инь-ян», «йога» и медицина. Особенности врачевания в Древних Месопотамии (мифология и врачевание), Египте (развитие медицинских знаний), Индии (санитарное дело) и Китае (философские основы китайской медицины). Древние врачеватели (Мукалимм, Имхотеп, Бянь Цао, Сушрута, Чарака и др.). Подготовка врачей в Древних цивилизациях Востока. Традиционная медицина.
3. ОК-1, ОК-3 Зн.1, Зн.2, Зн.4     Тема 3. МЕДИЦИНА АНТИЧНОГО МИРА. Особенности культуры Античного мира (Греция и Рим). Особенности медицины в Древней Греции и Древнем Риме. Религия и медицина. Асклепий (Эскулап) – Бог-покровитель медицины в Античном мире. Храмовая медицина. Асклейпеоны – прообразы первых лечебниц. Влияние философии на развитие медицины. Врачи-философы. Солидарное представление о болезнях. Медицинские школы Античности Гиппократ, Гален – выдающиеся врачи-философы Античного мира. Вклад Галена в развитие анатомии и физиологии. Первые эксперименты Галена. Ошибки Галена. Зарождение основ научной медицины.
4. ОК-1, ОК-3 Зн.1, Зн.2, Зн.4   Тема 4. МЕДИЦИНА В СРЕДНИЕ ВЕКА. Характеристика эпохи Средневековья. Усиление влияния религии на культуру и медицину. Схоластика и медицина. Галенизм. Медицина Враннего Средневековья. Врачи-энциклопедисты Византийской империи. Медицина средневекового арабского Востока. Авиценна – врач-философ. Подготовка врачей в Средние века. Первые университеты. Медицина в Западной Европе в период эпохи Возрождения. Влияние гуманистических идей на медицину. Развитие анатомии, физиологии и хирургии (А.Везалий, Леонардо да Винчи, А.Паре и др.). Становление «ятрохимии» (Т.Парацельс). Развитие теории кровообращения)У.Гарвей, М.Мальпиги). «Ятрофизика» - появление первых медицинских приборов и инструментов.
5. ОК-1, ОК-3 Зн.1, Зн.2, Зн.4     Тема 5. МЕДИЦИНА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В НОВОЕ ВРЕМЯ. Влияние гуманистических идей эпохи Возрождения на медицину Нового Времени. Философия Нового Времени. Витализм и механицизм в медицине. Основные направления развития медицины в Западной Европе. Медицинское образование. Экспериментальный период. Три великих открытия в области естествознания и их влияние на медицину. Г.Бурхаав и развитие клинического направления в медицине. Медико-биологическое направление в медицине и клиническая медицина. Л.Пастер и Р.Кох – основоположники бактериологии. Целлюлярная теория Р.Вирхова. А.Флеминг и открытие пенициллина. Научная медицина.
6. ОК-1, ОК-3 Зн.1, Зн.2, Зн.4     Тема 6. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ МЕДИЦИНЫ В РОССИИ Зарождение врачевания в Древней Руси. Язычество и народная медицина. Монастырская медицина и древнерусские лечцы (Антоний, Алимпий, Агапит). Киево-Печерская Патерика о врачевании. Светская медицина. Медицина в Московском государстве (ХV–ХVII вв.). Эпидемии. Первые аптеки и Аптекарский приказ. Доктора медицины и лекари. Первая школа русских лекарей. Развитие медицины в эпоху Петра I. Реформирование системы управления медицинским делом. Медицинская канцелярия и медицинская коллегия. Госпитальное дело. Строительство больниц и госпиталей. Становление городской медицины.
7. ОК-1, ОК-3 Зн.1, Зн.2, Зн.4       Тема 7. РОССИЙСКАЯ МЕДИЦИНА XVIII-XIX вв. Медицина России Нового времени. Основные направления развития медицины в XVIII в.. Реформа медицинского образования в России. Госпитальные школы и медико-хирургические училища. М.В.Ломоносов и Петербургская Академия наук. Создание Московского университета. Открытие Томского университета. Первые профессора медицины Российской империи. Н.И.Пирогов, С.П.Боткин, Н.В.Склифасовский, С.Ф.Хотовицкий, Н.Ф.Филатов, И.М.Сеченов, И.П.Павлов, И.И.Мечников – выдающиеся российские врачи-ученые. Становление общественной медицины в России. Земская медицина.
8. ОК-1, ОК-3 Зн.1, Зн.2, Зн.4     Тема 8. СОВЕТСКИЙ ЭТАП В РАЗВИТИИ МЕДИЦИНЫ. МЕДИЦИНА XX в. Становление советской медицины. Медицина и здравоохранение СССР в первые годы советской власти. Создание Народного комиссариата здравоохранения. Принципы советского здравоохранения. И.П.Павлов — "старейшина физиологов мира". Медицина в годы Великой Отечественной войны. Основные достижения медицины в ХХ столетии. Нобелевские премии в области медицины и физиологии. Тенденции развития медицины и здравоохранения.Международное сотрудничество в области медицины (Международный Комитет Красного Креста. Лига Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. Всемирная организация здравоохранения. Движение «Врачи мира за предотвращение ядерной войны»). Реформирование российского здравоохранения в XXI в.
Всего лекционных часов    

СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ»

Семинарские занятия по истории медицины, предусмотренные РУП в объеме 51 часов, направлены на формирование:

¾ знаний и представлений по общей истории медицины, вклада выдающихся врачей в развитие медицины,

¾ способности студента анализировать и оценивать исторические события,

¾ умения выделять общие и отличительные черты медицины в различных исторических периодах и культурах,

¾ навыков публичной речи и ведения научных дискуссий;

Семинарские занятия по дисциплине «История медицины» состоят из различных видов учебной деятельности студентов, которые включают в себя: опросы по планам семинарских занятий, подготовка и заслушивание сообщений и докладов, дискуссии, круглые столы, тестирование, защита рефератов.

В рамках семинарских занятии предусмотрены встречи с Почетными профессорами НГМУ, ветеранами различных кафедр вуза и специалистами здравоохранения города.

№№ п.п. Ссылки компетенции и уровни усвоения Часы Тема, содержание семинарского занятия (примерный план) Деятельность студента Форма контроля уровня обученности
           
1. ОК-1, ОК-3 Зн.1, Зн.2   Семинар 1. ИСТОРИЯ НГМУ 1. Создание НГМИ в 1935 г. 2. НГМИ в годы ВОВ. 3. Этапы развития НГМИ-НГМА-НГМУ. 4. НГМУ сегодня. Занятие проходит в музее истории НГМУ: ¾ Слушают преподавателя с презентацией ¾ Конспектируют ¾ Проводят экскурсию по музею ¾ Смотрят экспонаты, знакомятся с документами. ¾ Получают задание на семинар № 2. Собеседование. Проверка присутствия и конспеектов с отметкой в журнале успеваемости.
2. ОК-1, ОК-3, ОК-5, ОК-8, Зн.1, Зн.2, Зн.4, Зн.10 Ум.1 Вл.1   Семинар 2. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ МЕДИЦИНЫ. ВРАЧЕВАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ 1. История медицины как наука. Источники изучения. 2. Периодизация и хронология истории медицины. 3. Зарождение врачевания в первобытном обществе. 4. От «формирующейся медицины» к медицине народной. ¾ Слушают преподавателя, раскрывающего цели и задачи курса. ¾ Записывают в рабочую тетрадь для конспектов требования, предъявляемые к освоению курса. ¾ Заполняют вместе с преподавателем таблицу «Периодизация истории медицины». ¾ Отвечают на вопросы плана. ¾ Дают определение народной медицины. ¾ Получают задание на семинар № 3-4. Собеседование, опрос (сообщение, доклад, дополнение, дискуссия). Отметка в журнале успеваемости.
3. ОК-1, ОК-3, ОК-5, ОК-8, Зн.1, Зн.2, Зн.4, Зн.10 Ум.1 Вл.1   Семинар 3-4. ВРАЧЕВАНИЕ В ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЯХ ВОСТОКА 5. Особенности врачевания в древних цивилизациях Востока (Месопотамия, Египет, Индия и Китай). 6. Представления о болезнях. 7. Традиционная медицина. ¾ Отвечают на вопросы плана. ¾ Слушают доклады. ¾ Проводят сравнительный анализ народной и традиционной медицины. ¾ Заполняют в рабочую тетрадь. ¾ Сдают на проверку рабочую тетрадь по теме. ¾ Получают задание на семинар № 5 Собеседование, опрос (сообщение, доклад, дополнение, дискуссия). Проверка рабочей тетради по теме. Отметка в журнале успеваемости.
4. ОК-1, ОК-3, ОК-5, ОК-8, Зн.1, Зн.2, Зн.4, Зн.10 Ум.1 Вл.1   Семинар 5. МЕДИЦИНА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ. 1. Отличия античной медицины от древневосточной. 2. Боги-покровители медицины. 3. Философские основы древнегреческой медицины. 4. Основные медицинские школы Греции. 5.Гиппократ – отец медицины.Клятва Гиппократа. ¾ Отвечают на вопросы плана. ¾ Сравнивают отличительные черты древневосточной и античной медицины. ¾ Слушают доклады. ¾ Анализируют вклад Гиппократа в историю медицины. ¾ Разбирают основные принципы клятвы Гиппократа. ¾ Получают задание на семинар № 6. Собеседование, опрос (сообщение, доклад, дополнение, дискуссия). Отметка в журнале успеваемости.
5. ОК-1, ОК-3, ОК-5, ОК-8, Зн.1, Зн.2, Зн.4, Зн.10 Ум.1 Вл.1   Семинар 6. МЕДИЦИНА ДРЕВНЕГО РИМА. 1. Отличия медицины Греции и Рима. 2. Развитие светской и военной медицины. 3. Основные медицинские школы Рима. 4. Гален – отец анатомии. ¾ Отвечают на вопросы плана. ¾ Сравнивают отличительные черты древневосточной и античной медицины. ¾ Слушают доклады. ¾ Анализируют вклад Гиппократа в историю медицины. ¾ Разбирают основные принципы клятвы Гиппократа. ¾ Сдают на проверку рабочую тетрадь по теме. ¾ Получают задание на семинар № 7 Собеседование, опрос (сообщение, доклад, дополнение, дискуссия). Проверка рабочей тетради по теме. Отметка в журнале успеваемости.
6. ОК-1, ОК-3, ОК-5, ОК-8, Зн.1, Зн.2, Зн.4, Зн.10 Ум.1 Вл.1   Семинар 7 МЕДИЦИНА В ПЕРИОД РАННЕГО И КЛАССИЧЕСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. 1. Черты, отличающие медицину Средневековья от Античной медицины. 2. Особенности развития медицины в Византийской империи 3. Особенности медицины Арабского Востока. ¾ Отвечают на вопросы плана. ¾ Слушают доклады. ¾ Анализируют вклад Авиценны в развитие медицины и его труд «Канон врачебной науки». ¾ Заполняют рабочую тетрадь. ¾ Получают задание на семинар № 8 Собеседование, опрос (сообщение, доклад, дополнение, дискуссия). Отметка в журнале успеваемости.
7. ОК-1, ОК-3, ОК-5, ОК-8, Зн.1, Зн.2, Зн.4, Зн.10 Ум.1 Вл.1   Семинар 8 МЕДИЦИНА В ПЕРИОД ЭПОХИ ВРЗРОЖДЕНИЯ 1. Медицина Западной Европы в Средние века. 2. Везалий и развитие анатомии. 3. Парацельс и развитие ятрохимии. 4. Гарвей и теория кровообращения. 5. Паре и развитие хирургии. 6. Фракасторо и развитие эпидемиологии. ¾ Отвечают на вопросы плана. ¾ Слушают доклады. ¾ Проводят сравнительный анализ медицины раннего и позднего средневековья. ¾ Сдают на проверку рабочую тетрадь. ¾ Получают задание на семинар № 9 Собеседование, опрос (сообщение, доклад, дополнение, дискуссия). Проверка рабочей тетради по теме. Отметка в журнале успеваемости.
8. ОК-1, ОК-3, ОК-5, ОК-8, Зн.1, Зн.2, Зн.4, Зн.10 Ум.1 Вл.1   Семинар 9 МЕДИЦИНА В НОВОЕ ВРЕМЯ. 1. Медицина Западной Европы в Новое время. 2. Великие естественнонаучные открытия и становление научной медицины. 3. Медико–биологическое направление (анатомия, общая патология, микробиология, физиология) ¾ Выполняют рубежное тестирование. ¾ Отвечают на вопросы плана. ¾ Слушают доклады. ¾ Проводят сравнительный анализ народной, традиционной и научной медицины. ¾ Сдают на проверку рабочую тетрадь. ¾ Получают задание на семинар № 10 Выполняют рубежное тестирование. Собеседование, опрос (сообщение, доклад, дополнение, дискуссия). Проверка рабочей тетради по теме. Отметка в журнале успеваемости.
9. ОК-1, ОК-3, ОК-5, ОК-8, Зн.1, Зн.2, Зн.4, Зн.10 Ум.1 Вл.1   Семинар 10. МЕДИЦИНА В НОВОЕ ВРЕМЯ. 1. Развитие клинической медицины (терапевтическое направление); 2. Гигиена и общественное здоровье. ¾ Отвечают на вопросы плана. ¾ Слушают доклады. ¾ Сдают на проверку рабочую тетрадь. ¾ Получают задание на семинар № 11 Собеседование, опрос (сообщение, доклад, дополнение, дискуссия). Отметка в журнале успеваемости.
10. ОК-1, ОК-3, ОК-5, ОК-8, Зн.1, Зн.2, Зн.4, Зн.10 Ум.1 Вл.1   Семинар 11. МЕДИЦИНА В НОВОЕ ВРЕМЯ. 1. Развитие клинической медицины (хирургическое направление). 2. Открытие наркоза. 3. Открытие асептики и антисептики. ¾ Отвечают на вопросы плана. ¾ Слушают доклады. ¾ Сдают на проверку рабочую тетрадь. ¾ Получают задание на семинар № 12 Собеседование, опрос (сообщение, доклад, дополнение, дискуссия). Проверка рабочей тетради по теме. Отметка в журнале успеваемости.
11. ОК-1, ОК-3, ОК-5, ОК-8, Зн.1, Зн.2, Зн.4, Зн.10 Ум.1 Вл.1   Семинар 12. СТАНОВЛЕНИЕ МЕДИЦИНЫ В ДРЕВНЕРУССКОГОМ ГОСУДАРСТВЕ. 1. Становление врачевания в древнерусском государстве. 2. Киевская и Московская Руси - развитие народной и монастырской медицины. 3. Светская медицина на Руси. Подготовка врачей и первые доктора медицины. 4. Особенности развития государственной медицины в России. ¾ Отвечают на вопросы плана. ¾ Слушают доклады. ¾ Обсуждают особенности становления государственной медицины в России. ¾ Анализируют влияние православия на развитие врачевания. ¾ Получают задание на семинар № 13 Собеседование, опрос (сообщение, доклад, дополнение, дискуссия). Отметка в журнале успеваемости.
12. ОК-1, ОК-3, ОК-5, ОК-8, Зн.1, Зн.2, Зн.4, Зн.10 Ум.1 Вл.1   Семинар 13. РЕФОРМЫ РОССИЙСКОЙ МЕДИЦИНЫ В НОВОЕ ВРЕМЯ. 1. Подготовка врачей и реформа медицинского образования. 2. Реформы Петра I в области медицины. 3. Общественная и земская медицина конца XIX в.   ¾ Отвечают на вопросы плана. ¾ Слушают доклады. ¾ Обсуждают реформу медицинского образования в России в XVIII-XIX вв. ¾ Анализируют роль Петра I в развитии медицины в России. ¾ Дают оценку Земской медицине. ¾ Сдают на проверку рабочую тетрадь. ¾ Получают задание на семинар № 14 Собеседование, опрос (сообщение, доклад, дополнение, дискуссия). Проверка рабочей тетради по теме. Отметка в журнале успеваемости.
13. ОК-1, ОК-3, ОК-5, ОК-8, Зн.1, Зн.2, Зн.4, Зн.10 Ум.1 Вл.1   Семинар 14. РАЗВИТИЕ НАУЧНОЙ МЕДИЦИНЫ В РОССИИ В XIX –XX вв. 1. Прогрессивные черты отечественной медицины в XIX в. 2. Основные направления развития научной (теоретической) медицины XIX – начала ХХ вв. в России. 3. Развитие здравоохранения в советский период. 4. Выдающиеся достижения медицины ХХ в. ¾ Отвечают на вопросы плана. ¾ Слушают доклады. ¾ Проводят сравнительный анализ между медициной Западной Европы и России в XVIII-XIX вв. ¾ Дают оценку научной медицине России в XIX – XX вв. ¾ Дают краткие характеристики отдельным направлениям клинической и теоретической медицины в XIX –ХХ вв. ¾ Сдают на проверку рабочую тетрадь. ¾ Получают задание на семинар № 15-16 Собеседование, опрос (сообщение, доклад, дополнение, дискуссия). Проверка рабочей тетради по теме. Отметка в журнале успеваемости.
14. ОК-1, ОК-3, ОК-5, ОК-8, Зн.1, Зн.2, Зн.4, Зн.10 Ум.1 Вл.1   Семинар 15-16. РАЗВИТИЕ КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ В РОССИИ (XIX - нач. XX вв.). 1. Основоположники клинического направления российской медицины в XIX в. 2. Выдающиеся врачи российской медицины в XX в. 3. Лауреаты Нобелевской премии в области медицины и физиологии. Занятие проводится в виде мини-конференции по темам рефератов: ¾ Выступают с докладами по темам рефератов. ¾ Заслушивают доклады, задаю вопросы, обсуждают. ¾ Готовятся к итоговому тестированию. Собеседование, опрос (сообщение, доклад, дополнение, дискуссия). Отметка в журнале успеваемости.
15. ОК-1, ОК-3, ОК-5, ОК-8, Зн.1, Зн.2, Зн.4, Зн.10 Ум.1 Вл.1   Семинар 17. ЗАЧЕТНОЕ ЗАНЯТИЕ ¾ Выполняют итоговое тестирование. ¾ Проходят собеседование. ¾ Получают «зачет». Тестирование. Собеседование.
Всего часов        

СОДЕРЖАНИЕ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ

Лабораторные занятия в дисциплине «История медицины» программой не предусмотрены

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Практические занятия по дисциплине «История медицины» программой не предусмотрены.

ПРОГРАММА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ» (СРС)

Для эффективного освоения теоретического материала дисциплины «История медицины» и полноценной подготовки к семинарским занятиям используется самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа студентов, предусмотренная РУП в объеме 40 часов по дисциплине, направлена на выработку навыков:

¾ осмысливания исторических событий, преобразования информации в знание, руководствуясь принципами научной объективности и историзма,

¾ работы с разноплановыми источниками;

¾ эффективного поиска информации, конспектирования и написания реферата.

Самостоятельная работа осуществляться как в домашних условиях и в различных библиотеках (НГМУ, района, города, области), так и в методическом кабинете кафедры, который укомплектован современной литературой и первоисточниками по дисциплине «История медицины».

Формами самостоятельной работы являются изучение учебной и научной литературы, первоисточников, включая научные работы историков, научно-популярные статьи по истории медицины из исторических журналов, исторические документы. Результаты самостоятельной работы проявляются в виде выполнения заданий в «Рабочей тетради» по темам семинарских занятий, подготовка сообщений и докладов к семинарским занятиям, написание итогового реферата. Проверка выполнения заданий самостоятельной работы осуществляется на семинарских занятиях в процессе устного опроса, обсуждений, проверки конспектов рабочих тетрадей, тестирования.

 

Ссылки на цели Часы Содержание самостоятельной работы Деятельность студента Формы контроля уровня обученности
1. 2. 3. 4. 5.
ОК-1, ОК-3, ОК-5, ОК-8, Зн.1, Зн.2, Зн.4, Зн.10 Ум.1 Вл.1   Подготовка к семинарским занятиям по темам плана семинарского занятия. 1. Читает раздел темы в учебнике; 2. Прорабатывает материал; 3. Осуществляет поиск материала в учебнике, учебных пособиях, справочниках, Internet; 4. Выполняет письменное задание в рабочей тетради. 5. Готовит тезисы выступления на семинарском занятии. ¾ Отметка в журнале учета успеваемости за устный ответ по вопросам плана семинарского занятия. ¾ Отметка в журнале учета успеваемости за проверку соответствующей темы «Рабочей тетради».
ОК-1, ОК-3, ОК-5, ОК-8, Зн.1, Зн.2, Зн.4, Зн.10 Ум.1 Вл.1   Подготовка 10-минутного доклада с презентацией по выбранной теме. ¾ Работает с первоисточниками, учебниками, научными журналами, Интернетом. ¾ Готовит презентацию по докладу в электронном виде. ¾ Отметка в журнале учета успеваемости о выполнении данного вида работы
ОК-1, ОК-3, ОК-5, ОК-8, Зн.1, Зн.2, Зн.4, Зн.10 Ум.1 Вл.1   Выполняет тематические тестовые задания ¾ Разбирает тестовые задания из «Рабочей тетради по истории медицины». ¾ Разбирает тестовые задания из УМКД. ¾ Осуществляет поиск тестовых заданий из Интернета и решает их. Отметка в журнале учета успеваемости о выполнении данного вида работы (по пятибалльной системе).
ОК-1, ОК-3, ОК-5, ОК-8, Зн.1, Зн.2, Зн.4, Зн.10 Ум.1 Вл.1   Написание реферата ¾ Подбирает литературу по выбранной теме (не менее 3-х источников). ¾ Читает, анализирует и компилирует текст. ¾ Делает выводы (заключение) по реферату. ¾ Оформляет реферат в письменном виде (электронном). Отметка в журнале о выполнении данного вида работы
ОК-1, ОК-3, ОК-5, ОК-8, Зн.1, Зн.2, Зн.4, Зн.10 Ум.1 Вл.1   Подготовка к зачету ¾ Читает разделы по темам в учебнике; анализирует материал; ¾ Заучивает основные исторические даты и события. ¾ Решает примерные тестовые задания. Отметка в журнале и зачетной книжке о выполнении данного вида работы
Всего часов        

Важной формой самостоятельной работы студентов является подготовка докладов к научно-студенческим конференциям различного уровня, в том числе к Российской (итоговой) научно-практической конкурс-конференции студентов и молодых ученых НГМУ «Авиценна». Этот вид самостоятельной работы оценивается дополнительно с отметкой в журнале успеваемости.

КУРСОВЫЕ РАБОТЫ

Курсовые работы по дисциплине «История медицины» программой не предусмотрены.

Раздел 3.

ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ»

ТРЕБОВАНИЯ К ППС

Реализация рабочей программы по дисциплине «История медицины» обеспечивается научно-педагогическими кадрами кафедры социально-исторических наук НГМУ. Преподаватели кафедры имеют базовое университетское образование (исторические факультеты Томского, Новосибирского и Кемеровского государственных университетов, Новосибирского государственного педагогического университета), соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. Все преподаватели в разное время прошли соответствующие формы переподготовки и получили сертификаты, позволяющие им работать по социально-историческому профилю, и систематически занимаются научной и научно-методической деятельностью.

Доля преподавателей, имеющих ученую степень или ученое звание кандидата исторических наук в общем числе преподавателей кафедры, обеспечивающих преподавание дисциплины «История медицины», составляет 63 %.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ»

ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ

  Наименование Краткая характеристика  
  Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины Периодичность - 6 номеров в год. Журнал освещает теоретические вопросы социальной гигиены, основные направления формирования здоровья населения и медико-социальной помощи, вопросы экономики, научной организации труда, санитарной статистики, истории медицины и здравоохранения.
  Бюллетень Сибирской медицины Периодичность - 6 раз в год. В журнале публикуются лекции и обзоры ведущих специалистов по проблемам охраны здоровья, материалы оригинальных исследований в области экспериментальной и клинической медицины, материалы биографического и историко–медицинского характера.

 

ЭЛЕКТРОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

 

Электронно-образовательные ресурсы созданы с целью помочь студентам облегчить доступ к литературе, необходимой им для работы или изучения истории медицины.

  Наименование ресурса Краткая характеристика
  Научная электронная библиотека   http://elibrary.ru/defaultx.asp Крупнейший российский информационный портал в области науки, технологии, медицины и образования, содержащий рефераты и полные тексты более 12 млн. научных статей и публикаций.
    Единое окно доступа к образовательным ресурсам   http://window.edu.ru/   Обеспечивает свободный доступ к интегральному каталогу образовательных интеренет-ресурсов, к электронной библиотеке учебно-методических материалов, к ресурсам системы федеральных образовательных порталов Система создана по заказу Федерального агентства по образованию.
    Электронные издания НГМУ http://192.168.2.217/cgi-bin/irbis64   Представлены электронные версии учебников, учебно-методических пособий, монографий, подготовленных и изданных в университете. Хронологический охват: 2005 – текущий период
  Электронная библиотека для высшего медицинского и фармацевтического образования [Электронный ресурс] / Московская медицинская академия им. Сеченова, Центральная научная библиотека (М.); ред. М. А. Пальцев; сост.: А. М. Сточик, А. Н. Шамин, С. С. Кривобоков. - М.: Русский врач, 2004 -. Т.8: История фармации. Курс истории фармации с элементами истории культуры и науки, излагаемый на фоне гражданской истории и истории отечества. Для заочного обучения предусматриваются ориентировочные лекции, самостоятельные занятия с контрольными работами, выполнение курсовой работы по избранной слушателем теме, а также возможность знакомства с экзаменационными вопросами.
  http://www.medsite.net.ru/?page=listbooks&id=25   Электронные книги по истории медицины Шойфет М.С."100 великих врачей" Гуго Глязер "Драматическая медицина. Опыты врачей на себе" Абу Али ибн Сина "Канон врачебной науки. Избранные главы" Бачило Е.В."Конспект лекций по истории медицины" Палкин Б.Н."Русские госпитальные школы XVIII века и их воспитанники" Грицак Е.Н."Популярная история медицины" Гуго Глязер "Новейшие победы медицины" "Медицина в Московском государстве (XV-XVII вв.)"
  http://www.medicinform.net/history/nauka/1.htm   История понятий народная, традиционная и научная медицины.
  http://www.bibliotekar.ru/423/   Электронная версия учебника Т.С. Сорокиной «История медицины»

Раздел 4.

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ», КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

Программа контрольно-диагностических (оценочных) процедур (аттестаций) студентов на соответствие их подготовки ожидаемым результатам образования компетентностно-ориентированной дисциплины включает:

 

ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ

Входной контроль осуществляется на первом семинарском занятии в виде тестирования в компьютерном классе, расположенном в 6-ом учебном корпусе, либо в письменном виде в аудитории. Входной контроль нацелен на выявление остаточных знаний из дисциплин «История Отечества» и «Биоэтика», изучаемых в первом семестре.

ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ

В качестве оценочных средств при текущем контроле знаний по дисциплине «История медицины» в течение семестра используются:

¾ вопросы и задания с открытой формой ответа (текущий опрос),

¾ сообщения и доклады по темам семинарских занятий,

¾ реферирование одной из тем по истории медицины,

¾ конспекты (выполнение письменных заданий для самостоятельной работы в «Рабочей тетради по истории медицины»),

№ п.п. Раздел / тема Ссылки на компетенции и уровни усвоения Вид контрольно-диагностической (оценочной) процедуры Проверка заявленного порогового уровня сформированности компетенций
      Зн. Ум. Вл.
  Темы 1-8 ОК-1, ОК-3, ОК-5, ОК-8 Текущий опрос Зн.1, Зн.2, Зн.4, Зн.10 Ум.1 Вл.1
  Темы 1-8 ОК-1, ОК-3, ОК-5, ОК-8 Сообщение или доклад. Зн.1, Зн.2, Зн.4, Зн.10 Ум.1 Вл.1
3 Темы 1-8 ОК-1, ОК-3, ОК-5, ОК-8 Конспектирование (письменные задания для самостоятельной работы в рабочей тетради). Зн.1, Зн.2, Зн.4 Ум.1 Вл.1

РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ

Рубежный контроль предусмотрен в середине семестра для промежуточной аттестации студентов по пройденным первым 8-ми темам, предусмотренным данной рабочей программой.

№ п.п. Раздел / тема Ссылки на компетенции и уровни усвоения Вид контрольно-диагностической (оценочной) процедуры Проверка заявленного порогового уровня сформированности компетенций
      Зн. Ум. Вл.
  Темы 1-8 ОК-1, ОК-3, ОК-5, ОК-8 Компьютерное тестирование в форме АСТ Зн.1, Зн.2, Зн.4 Ум.1 Вл.1
  Темы 1-8 ОК-1, ОК-3, ОК-5, ОК-8 Рубежные экспресс-контрольные работы Зн.1, Зн.2, Зн.4 Ум.1 Вл.1
  Темы 1-8 ОК-1, ОК-3, ОК-5, ОК-8 Реферат Зн.1, Зн.2, Зн.4 Ум.1 Вл.1

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Итоговый контроль по дисциплине «История медицины» проводится в форме зачета в два этапа: итоговое тестирование и собеседование по всем темам дисциплины с учетом текущих оценок за семестр. «Зачет» проводится на последнем семинарском занятии по расписанию.

 

№ п.п. Раздел / тема Ссылки на компетенции и уровни усвоения Вид контрольно-диагностической (оценочной) процедуры Проверка заявленного порогового уровня сформированности компетенций
      Зн. Ум. Вл.
1. Зачетное занятие (итоговое) Темы 1-8 ОК-1, ОК-3, ОК-5, ОК-8 Компьютерное тестирование в форме АСТ Зн.1, Зн.2, Зн.4 Ум.1 Вл.1
2. Аттестация по всем темам с учетом результатов занятий за семестр. Темы 1-8 ОК-1, ОК-3, ОК-5, ОК-8 Собеседование. Выполнение всех текущих требований по дисциплине.   Зн.1, Зн.2, Зн.4, Зн.10 Ум.1 Вл.1

 

Примечание: С помощью контрольных заданий тестового типа можно проверить следующие элементы подготовки студентов по истории медицины:

¾ знание дат, хронологии наиболее значительных событий и открытий в области медицины;

¾ соотнесение имен выдающихся врачей и их открытий или специализаций медицины;

¾ хронология исторических событий (открытий);

¾ знание историко-медицинских терминов и понятий;

Задания могут разделяться на4 типа:

¾ выбор одного правильного варианта ответа (даты, события, имени и т.п.);

¾ выбор нескольких (двух) правильных вариантов ответа (даты, события, имени и т.п.);

¾ определение хронологической последовательности;

¾ установление соответствия между двумя рядами данных (датами и событиями, именами и событиями и т.п.).

ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ», СОДЕРЖАЩИХСЯ В УМКД

1. Контролирующие материалы для входного теста по истории медицины (Приложение № 1)

2. Контролирующие материалы для рубежного тестирования по истории медицины (Приложение № 2)

3. Контролирующие материалы для итогового тестирования по истории медицины (Приложение № 3)

4. Контроль остаточных знаний по истории медицины (Приложение № 4)

5. Перечень тем рефератов по истории медицины (Приложение № 5).

6. Перечень вопросов для подготовки к зачету по истории медицины (Приложение № 6)

 

Примечание: Перечисленные контрольно-диагностических материалы (приложения) содержатся в папке «УМКД. 1.Б.4 «История медицины». Направление подготовки 060101 – лечебное дело», которая находится в методическом кабинете кафедры социально-исторических наук (кабинет № 228).

 

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ»

 

1. Первые источники о врачевании Древнего мира.

2. История врачевания и философские основы одной их цивилизаций Древнего мира (например: Древнего Египта, Древнего Китая, Древней Индии, античной Греции, Древнего Рима, Месоамерики и др.).

3. Традиционная медицина Древнего и современного Китая.

4. «Аюрведа» - древнеиндийская философия и медицина.

5. Вклад выдающихся ученых-мед



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.59.187 (0.11 с.)