Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 9. Государственный режим в зарубежных странах

Поиск

Глава 9

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЖИМ

В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Форма правления и форма территориально-политического (госу­дарственного) устройства, рассмотренные выше, дают представление преимущественно об организационной структуре государства, внеш­нем выражении государственности. Реальная же роль тех или иных институтов государственной власти, действительное состояние демо­кратии, способы властвования в той или иной стране находят более явственное выражение в понятии государственного режима.

Это понятие утвердилось в отечественной литературе по консти­туционному праву далеко не сразу Долгое время в науке пользовались термином «политический режим», под которым понимались формы и методы осуществления государственной власти. В зарубежных ка­питалистических странах различались две разновидности режимов — буржуазно-демократический и авторитарный (в литературе последний часто трактовали как фашистский). В последние десятилетия посте­пенно стал превалировать взгляд, согласно которому политический режим выходит за пределы формы государства, относится не только к такой форме, но и к политической системе общества в целом. Он не может быть сведен к методам деятельности государственных ор­ганов, а включает, например, роль политических партий (в странах тоталитарного социализма невозможно понять существо политичес­кого режима без учета руководящей роли коммунистической партии), массовых общественных объединений, политическую, в том числе не­организованную, деятельность различных социальных групп. Поэтому в конституционном праве все чаще говорится не о политическом ре­жиме (это скорее категория политологии), а о режиме государствен­ном, иногда государственно-правовом. Однако эти понятия нельзя «разводить» и тем более противопоставлять. При демократическом политическом режиме и государственный режим будет демократичес­ким, и наоборот.

13—1641


Глава 9. Государственный режим в зарубежных странах

Понятие государственного режима

Термин «режим» употребляется в немногих конституциях и обычно вместе с прилагательным «демократический» (Конституция Бразилии 1988 г.). Иногда о государственном режиме, режиме государства упо­минается в законодательстве некоторых франкоязычных стран, чаще данный термин употребляется в работах политологов и правоведов. В учебных изданиях, научных работах, но не в конституциях, говорится также о президентском, парламенстком режимах, олигархическом ре­жиме (власти определенных групп), военном режиме и т.д. Вместе с тем во всех конституциях есть нормы, относящиеся к тем или иным сторо­нам государственного режима, существует специальное законодатель­ство, регулирующее его разные стороны. Эти нормы в совокупности образуют конституционно-правовой институт государственного режи­ма — динамичную, подвижную, изменчивую сторону более широкого понятия «форма государства».

Государственный режим — это обобщенная характеристика форм и методов осуществления государственной власти в той или иной стране. Однако нужно учитывать, что государственная власть для решения своих задач использует одновременно разные формы и методы. В фа­шистских государствах наряду с преобладанием методов прямого на­силия использовались демагогические приемы (партия Гитлера в свое название включала слова «социалистическая» и «рабочая»), в демокра­тических государствах наряду с методами либерализма используется принуждение, а то и насилие (силовые методы при разгоне несанкцио­нированных демонстраций применяются и в Великобритании, и в Польше, и в Японии). Поэтому, оценивая тот или иной государствен­ный режим, давая ему соответствующую характеристику, важно уста­новить, какие методы осуществления государственной власти являют­ся главными, ведущими, составляют существо, доминанту государст­венного режима.

В конституционном праве государственный режим изучается преж­де всего через призму соответствующих правовых норм. Однако только такой подход недостаточен. Во многих случаях конституционные нормы расходятся с действительностью, а потому необходимо учиты­вать не только правовые нормы той или иной страны, но и практику их применения.

Характер государственного режима в стране, применение тех или иных форм и методов осуществления государственной власти, государ­ственного управления определяется многими факторами. На него ока­зывают влияние существующая в стране партийная система, взаимоот­ношения между органами государства, прямые и обратные связи поли-


Классификация государственных режимов 197

Классификация государственных режимов

*

В мировой научной литературе существует множество классифика­ций политических режимов ив гораздо меньшей степени — государст­венных. Эти классификации зависят от оснований деления. В качестве такого основания иногда берется один признак, например число разре­шенных законом или фактически существующих партий, в результате чего различают многопартийные и однопартийные режимы. Но чаще используется совокупность признаков (так, различались социалисти­ческие и буржуазно-демократические режимы). Нередко используют­ся географические критерии (в соответствии с этим признаком во французской политической литературе говорится о западных и восточ­ных режимах), уровень экономического и политического развития страны, характер духовной жизни (по этому признаку американские политологи различают в развивающихся странах режимы модернизи­рующейся автократии, коллективистские, меркантилистские, теокра­тические и другие режимы). На основе различных критериев западные политологи различают только в развивающихся странах до шести — восьми разновидностей политического режима.

Большинство исследователей используют, однако, укрупненную классификацию исходя из совокупности признаков, не зависящих от географических факторов. С этой точки зрения различаются три глав­ные разновидности политического режима: демократический, автори­тарный и тоталитарный. Эта же классификация применяется и по от­ношению к государственным режимам. Более дробные деления, в том числе включающие элементы социального содержания, проводятся внутри этих трех главных разновидностей.

Различные разновидности демократического государственного ре­жима могут существовать в капиталистическом обществе, теоретичес­ки возможны они и в условиях подлинного социализма, который в полном объеме пока что не был осуществлен ни в одной стране (больше всего элементов такого строя, может быть, в Швеции и отдельных дру­гих Скандинавских государствах), свои разновидности возможны в развивающихся странах, ориентирующихся как на капитализм, так и на социализм. Однако на практике до сих пор демократический режим был связан с условиями свободной рыночной или социально ориенти­рованной рыночной экономики (в том числе в единичных развиваю­щихся странах); он существует, хотя и в незавершенной форме, и в большинстве зарубежных постсоциалистических государств.

Известны два различных подхода к концепции демократии и, сле­довательно, демократического режима: либеральный и марксистско-ленинский. При первом делается акцент на политическую демократию



Глава 9

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЖИМ

В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Форма правления и форма территориально-политического (госу­дарственного) устройства, рассмотренные выше, дают представление преимущественно об организационной структуре государства, внеш­нем выражении государственности. Реальная же роль тех или иных институтов государственной власти, действительное состояние демо­кратии, способы властвования в той или иной стране находят более явственное выражение в понятии государственного режима.

Это понятие утвердилось в отечественной литературе по консти­туционному праву далеко не сразу Долгое время в науке пользовались термином «политический режим», под которым понимались формы и методы осуществления государственной власти. В зарубежных ка­питалистических странах различались две разновидности режимов — буржуазно-демократический и авторитарный (в литературе последний часто трактовали как фашистский). В последние десятилетия посте­пенно стал превалировать взгляд, согласно которому политический режим выходит за пределы формы государства, относится не только к такой форме, но и к политической системе общества в целом. Он не может быть сведен к методам деятельности государственных ор­ганов, а включает, например, роль политических партий (в странах тоталитарного социализма невозможно понять существо политичес­кого режима без учета руководящей роли коммунистической партии), массовых общественных объединений, политическую, в том числе не­организованную, деятельность различных социальных групп. Поэтому в конституционном праве все чаще говорится не о политическом ре­жиме (это скорее категория политологии), а о режиме государствен­ном, иногда государственно-правовом. Однако эти понятия нельзя «разводить» и тем более противопоставлять. При демократическом политическом режиме и государственный режим будет демократичес­ким, и наоборот.

13—1641


Глава 9. Государственный режим в зарубежных странах



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.214.139 (0.007 с.)