Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Патогенные стрептококки, клостридии газовой гангрены и столбняка

Поиск

УДК 579:615.1 – 057.875 (072)

ББК 52.64 р30

 

© Генералов И.И., Железняк Н.В., Окулич В.К., Сенькович С.А., Фролова А.В., Данющенкова Н.М., Беренштейн Т.Ф., Зубарева И.В., Моисеева А.М.

© УО «Витебский государственный медицинский университет», 2012


ОГЛАВЛЕНИЕ

    Стр.
Занятие №1 Патогенные стафилококки, псевдомонады.  
Занятие №2 Патогенные стрептококки, клостридии газовой гангрены и столбняка.  
Занятие №3 Возбудители острых кишечных инфекций: эшерихии, шигеллы.  
Занятие №4 Патогенные сальмонеллы – возбудители брюшного тифа и паратифов, сальмонеллезов.  
Занятие №5 Возбудители холеры, ботулизма. Патогенные хеликобактерии.  
Занятие №6 Возбудители бактериальных воздушно-капельных инфекций. Менингококки, коринебактерии дифтерии, бордетеллы.  
Занятие №7 Возбудители туберкулеза, лепры. Патогенные микоплазмы.  
Занятие №8 Итоговое занятие по теме «Возбудители воздушно-капельных, кишечных и раневых инфекций».  
Занятие №9 Возбудители бактериальных зоонозных инфекций: чумы, туляремии, сибирской язвы, бруцеллеза, лептоспироза.  
Занятие №10 Возбудители заболеваний, передаваемых половым путем: сифилиса, гонореи, хламидийных уретритов.  
Занятие №11 Общая вирусология. Методы диагностики вирусных инфекций.  
Занятие №12 Вирусные инфекции, вызываемые ортомиксовирусами, парамиксовирусами.  
Занятие №13 Вирусные инфекции, вызываемые пикорнавирусами, аденовирусами, ротавирусами.  
Занятие №14 Вирусные инфекции, вызываемые рабдовирусами, герпесвирусами, флавивирусами и тогавирусами.  
Занятие №15 Гепатотропные вирусы – возбудители гепатитов А, В, С, D. ВИЧ-инфекция.  
Занятие №16 Итоговое занятие по теме «Общая и частная вирусология».  
Занятие №17 Возбудители бактериальных трансмиссивных инфекций. Боррелии возвратного тифа, болезни Лайма. Патогенные риккетсии. Возбудители Q-лихорадки.  
Занятие №18 Клиническая микробиология. Микробиологическая диагностика заболеваний челюстно-лицевой области, стоматогенных гнойно-воспалительных заболеваний, сепсиса.  
Список рекомендуемой литературы  

ЗАНЯТИЕ №1

Тема: Патогенные стафилококки, псевдомонады

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:

1. Знать теоретический материал по теме занятия.

2. Освоить методы лабораторной диагностики стафилококковых инфекций.

3. Изучить биопрепараты по теме занятия.

ВОПРОСЫ К ЗАНЯТИЮ:

1. Стафилококки: таксономия, свойства, резистентность.

2. Факторы патогенности стафилококков. Этиологическая роль стафилококков в развитии гнойно-воспалительных заболеваний.

3. Лабораторная диагностика стафилококковых инфекций. Профилактика и лечение.

4. Псевдомонады: таксономия, свойства, резистентность.

5. Факторы патогенности синегнойной палочки. Этиологическая роль в развитии гнойно-воспалительных заболеваний.

6. Лабораторная диагностика синегнойной инфекции. Профилактика и лечение.

7. Биопрепараты: стафилококковый анатоксин, антистафилококковый иммуноглобулин, типовые стафилококковые бактериофаги.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Лекционный материал.

2. Учебник «Медицинская микробиология» под редакцией проф. Д.К. Новикова, проф. И.И. Генералова, 2003, стр. 153-159, 173-176.

3. «Практикум по медицинской микробиологии» С.А.Павлович, 1993, стр. 109-112.

 

День Материал для исследования Ход исследования Результат исследования
  Гной 1. Микроскопическое исследование: приготовление мазка из гноя, окраска по Граму, микроскопия. 2. Бактериологическое исследование: посев гноя на ЖСА и на кровяной агар  
    Учет посевов. Посев на цитратную плазму для обнаружения плазмокоагулазы. Посев на полужидкую среду Гисса с маннитом под вазелиновое масло  
    1. Учет плазмокоагулазы. 2. Учет роста на среде с маннитом  
    Определение чувствительности выделенной культуры к антибиотикам методом бумажных дисков 1. _______- ___мм. 2. _______- ___мм. 3. _______- ___мм. 4. _______- ___мм. 5. _______- ___мм.
Заключение:

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

1. Микробиологическое исследование гноя при мастите.

 

В заключении указать вид стафилококка, обнаруженные факторы патогенности, чувствительность к антибиотикам.

 

2. Микробиологическое исследование слизи из зева.

 

День Материал для исследования Ход исследования Результат исследования
  Слизь из зева Забор слизи из зева стерильным тампоном, посев на кровяной агар  
    Учет роста на кровяном агаре. Приготовление мазка, окраска по Граму, микроскопия  
Заключение:

 

Второй день исследования проводится на занятии №2.

 

3. Демонстрация пигментообразования P.aeruginosa на мясо-пептонном агаре.

 

4. Учет и оценка демонстрационного опыта фаготипирования стафилококков.

ЗАНЯТИЕ №2

Тема: Патогенные стрептококки, клостридии газовой гангрены и столбняка

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:

1. Знать теоретический материал по теме занятия.

2. Научиться оценивать ПЦР для обнаружения emm гена М протеина стрептококка.

3. Ознакомиться с конфокальной микроскопией возбудителей газовой гангрены.

4. Научиться бактериологическому методу исследования стрептококков.

5. Ознакомиться с морфологией изучаемых возбудителей.

6. Научиться постановке ИФА для определения цитотоксина C. difficile.

7. Изучить биопрепараты по теме занятия.

 

ВОПРОСЫ К ЗАНЯТИЮ:

1. Стрептококки: таксономия, свойства, резистентность.

2. Факторы патогенности стрептококков. Этиологическая роль стрептококков в развитии гнойно-воспалительных заболеваний, специфических стрептококковых инфекций.

3. Лабораторная диагностика стрептококковых инфекций. Профилактика и лечение.

4. Возбудители раневой клостридиальной анаэробной инфекции: таксономия, свойства, резистентность.

5. Факторы патогенности возбудителей газовой гангрены. Этиологическая роль в патологии человека.

6. Лабораторная диагностика газовой гангрены. Профилактика и лечение.

7. Возбудители столбняка: свойства, резистентность.

8. Факторы патогенности и механизм действия столбнячного экзотоксина. Патогенез столбняка.

9. Лабораторная диагностика столбняка. Профилактика и лечение.

10. Возбудитель псевдомембранозного энтероколита: таксономия, свойства, резистентность, патогенез, клиническая картина и диагностика.

11. Биопрепараты: противогангренозная сыворотка «Диаферм», противостолбнячная сыворотка «Диаферм», вакцина АКДС, АДС, столбнячный анатоксин.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Лекционный материал.

2. Учебник «Медицинская микробиология» под редакцией проф. Д.К. Новикова, проф. И.И. Генералова, 2003, стр. 159-166, 177-188.

3. «Практикум по медицинской микробиологии» С.А.Павлович, 1993, стр. 112-115, 145-150.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

1. Продолжить протокол исследования слизи из зева (см. протокол в занятии №1).

 

2. Оценка результатов ПЦР на обнаружение emm гена М протеина стрептококка.

 

3. Конфокальная микроскопия возбудителей газовой гангрены.

 

4. Микроскопия и зарисовка в альбом демонстрационных мазков:

ПРЕПАРАТ №1 ПРЕПАРАТ №2

Streptococcus pneumoniae в органахClostridium tetani

окраска по Грамуокраска по Граму

ПРЕПАРАТ №3

Clostridium perfringens

в материале от больного

окраска по Граму

 

5. Постановка ИФА для определения цитотоксина C. difficile.

Реагенты

1) Иммуносорбент – планшет полистироловый с адсорбированными на внутренней поверхности лунок антителами к цитотоксину C. difficile.

2) Исследуемый материал (копрофильтрат).

3) Положительный контрольный образец (К+), содержащий цитотоксин, инактивированный.

4) Отрицательный контрольный образец (К–), не содержащий цитотоксин, инактивированный.

5) Поликлональные антитела к цитотоксину C. difficile из сыворотки крови кролика.

6) Конъюгат – антитела против глобулинов кролика, меченые пероксидазой хрена.

7) Субстратный буферный раствор, содержащий пероксид водорода.

8) Раствор хромогена тетраметилбензидина (ТМБ).

9) Стоп-реагент – раствор 2M серной кислоты.

Проведение анализа

1) Внесение в лунки исследуемых и контрольных образцов.

В лунки планшета, например, А-1 и А-2, В-1 и В-2, С-1 и С-2 и т.д внести по 100 мкл исследуемого материала.

Внесение контрольных образцов:

100 мкл (К–) в лунки А-11 и A-12;

100 мкл (К+) в лунки В-11 и В-12.

2) Добавление во все лунки по 50 мкл рабочего раствора поликлональных антител к цитотоксину C. difficile. Инкубация 60 мин при 37°С в термостате.

3) По окончании инкубации содержимое лунок тщательно аспирировать в сосуд с дезинфицирующим раствором.

4) Внести во все лунки по 100 мкл рабочего раствора конъюгата. Инкубировать в течение 30 мин при температуре 37°С.

5) По окончании второй инкубации удалить содержимое лунок и промыть планшет 5 раз.

6) Внести во все лунки по 100 мкл рабочего раствора хромогена тетраметилбензидина и инкубировать в темноте в течение 30 мин при температуре 18–25°С.

7) Внести во все лунки по 100 мкл стоп-реагента.

8) Измерить оптическую плотность на многоканальном фотометре при 450 нм с фоновой длиной волны 620–650 нм.

ЗАНЯТИЕ №3

Тема: Возбудители острых кишечных инфекций: эшерихии, шигеллы

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:

1. Знать теоретический материал по теме занятия.

2. Освоить лабораторную диагностику колиэнтерита и шигеллезов.

3. Изучить биопрепараты по теме занятия.

ВОПРОСЫ К ЗАНЯТИЮ:

1. Общая характеристика и классификация семейства энтеробактерий.

2. Эшерихии: свойства, резистентность.

3. Энтеропатогенные, энтеротоксигенные, энтероинвазивные и энтерогеморрагические кишечные палочки. Факторы патогенности и патогенез эшерихиозов.

4. Лабораторная диагностика эшерихиозных инфекций.

5. Шигеллы – возбудители дизентерии, классификация, свойства, резистентность.

6. Факторы патогенности шигелл. Патогенез дизентерии, иммунитет.

7. Лабораторная диагностика, лечение и профилактика шигеллезов.

8. Биопрепараты: поливалентная эшерихиозная ОКВ-сыворотка; типовые эшерихиозные ОК-сыворотки: О111К58, О55К59, О26К60; колибактерин, агглютинирующая дизентерийная сыворотка Зоне, Флекснера.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Лекционный материал.

2. Учебник «Медицинская микробиология» под редакцией проф. Д.К. Новикова, проф. И.И. Генералова, 2003, стр. 193-202.

3. «Практикум по медицинской микробиологии» С.А.Павлович, 1993, стр. 120-123.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

1. Микробиологическая диагностика колиэнтерита

День Материал исследования Ход исследования Результат исследования
1. Фекалии больного в консерванте Посев фекалий на среду Левина  
2.   Учет роста на среде Левина. Постановка ориентировочной реакции агглютинации на стекле с поливалентной ОКВ-сывороткой В-группы энтеропатогенных эшерихий. Посев колонии, давшей (+) реакцию с ОКВ сывороткой, на скошенный агар для выделения чистой культуры  
3.   Учет роста на скошенном агаре, мазок, окраска по Граму, микроскопия. Постановка ориентировочной реакции агглютинации на стекле с типовыми сыворотками О111К58, О55К59, О20К84, О26К60. Постановка развернутой реакции агглютинации с сывороткой О26К60 в 2 ряда: 1-й ряд – сыворотку развести до титра О-антител и добавить прогретую культуру, 2-ой ряд – сыворотку развести до титра К-антител и добавить живую культуру. Пересев культуры в планшет с тест-системой для изучения биохимических свойств  
4.   Учет биохимических свойств Л С Г М МН H2S индол
             
Заключение:

 

2. Демонстрация бактериологического метода диагностики дизентерии.

 

ЗАНЯТИЕ №4

Тема: Патогенные сальмонеллы – возбудители брюшного тифа и паратифов, сальмонеллезов

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:

1. Знать теоретический материал по теме занятия.

2. Уметь определять сальмонеллы по культуральным свойствам на средах Эндо, Левина, Ресселя, висмут-сульфит агаре.

3. Уметь дифференцировать сальмонеллы по биохимическим свойствам.

4. Научиться выделять гемокультуру при брюшном тифе и паратифах.

5. Изучить биопрепараты по теме занятия.

ВОПРОСЫ К ЗАНЯТИЮ:

1. Сальмонеллы: таксономия, свойства, резистентность.

2. Антигенная структура, серологическая классификация Кауфмана-Уайта.

3. Факторы патогенности сальмонелл. Источник инфекции, пути передачи, патогенез брюшного тифа.

4. Ранний метод диагностики брюшного тифа. Профилактика, лечение.

5. Серологический диагноз брюшного тифа и бактерионосительства. Фаготипирование.

7. Возбудители сальмонеллезов. Факторы патогенности, патогенез сальмонеллеза.

8. Лабораторная диагностика сальмонеллезной инфекции. Профилактика и лечение сальмонеллезов.

9. Биопрепараты: агглютинирующие адсорбированные О- и Н- сальмонеллезные сыворотки, неадсорбированные агглютинирующие брюшнотифозные и паратифозные сыворотки, люминесцирующая брюшнотифозная сыворотка, диагностикум брюшнотифозный О, диагностикум брюшнотифозный Н, эритроцитарный брюшнотифозный Vi-диагностикум; брюшнотифозные Vi-бактериофаги.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Лекционный материал.

2. Учебник «Медицинская микробиология» под редакцией проф. Д.К. Новикова, проф. И.И. Генералова, 2003, стр. 202-210.

3. «Практикум по медицинской микробиологии» С.А.Павлович, 1993, стр. 115-120.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

1. Ранний метод диагностики брюшного тифа. Выделение гемокультуры.

 

 

День Материал Ход исследования Результаты
  Кровь больного Посев 5 мл крови в 50 мл желчного бульона. Термостат 37оС на сутки  
    Учет роста на желчном бульоне Пересев с желчного бульона на среду Левина. Термостат 37оС на сутки  
    Учет роста на среде Левина. Пересев бесцветных колоний на среду Ресселя. Термостат 37оС на сутки  
    Учет роста на среде Ресселя Приготовление мазка, окраска по Граму, микроскопия Постановка реакции агглютинации на стекле с адсорбированными Н- сыворотками брюшного тифа и паратифа В. Пересев культуры в планшет с тест-системой для изучения биохимических свойств. Термостат 37оС на сутки  
    Учет биохимических свойств Л С Г М МН H2S индол
             
Заключение:

 

2. РПГА для серодиагностики брюшнотифозного бактерионосительства (демонстрация).

 

 

Ингредиенты Разведения сыворотки  
1:10 1:20 1:40 1:80 К  
Физраствор 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1  
Сыворотка больного 1:5 0,1 0,1 0,1 0,1 -  
Эритроцитарный брюшнотифозный Vi-диагностикум 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1  
Термостат 370С на 1-1,5 часа  
  Результат          
Заключение:  
                       

 

3. Бактериологическое исследование остатков пищи при пищевой токсикоинфекции (демонстрация).

 

День Материал Ход исследования Результаты
  Остатки пищи (колбаса) Посев материала: 1. На среду Левина для обнаружения кишечной палочки и сальмонелл. 2. На молочно-солевой агар для выявления стафилококка. 3. На скошенный агар в конденсационную воду для обнаружения протея (по Шукевичу). 4. На среду Китта-Тароцци для обнаружения клостридий ботулизма  
    Учет роста на среде Левина. Учет роста на молочно-солевом агаре. Учет роста протея на скошенном агаре. Учет роста на среде Китта-Тароцци. Пересев бесцветной колонии на среду Ресселя  
    Учет роста на среде Ресселя. Приготовление мазка. Окраска по Граму, микроскопия. Постановка реакции агглютинации на стекле с адсорбированными сальмонеллезными H-сыворотками. Пересев культуры в планшет с тест-системой для изучения биохимических свойств  
  -“- Учет биохимических свойств Л С Г М МН Н2S индол
               
Заключение:

 

 

ЗАНЯТИЕ № 5

Реагенты

1) Иммуносорбент – планшет полистироловый с адсорбированными на поверхности лунок антигеном CagA Helicobacter pylori.

2) Исследуемые сыворотки.

3) Положительный контрольный образец сыворотки (К+), содержащий антитела к антигену CagA Helicobacter pylori.

4) Отрицательный контрольный образец сыворотки (К–), не содержащий специфических антител.

5) Конъюгат – антитела против IgG человека, меченые пероксидазой хрена.

6) Субстратный буферный раствор, содержащий пероксид водорода.

7) Раствор хромогена тетраметилбензидина (ТМБ).

8) Стоп-реагент – раствор 2M серной кислоты.

 

Таблица. Результаты серологической диагностики хеликобактерной инфекции методом ИФА.

 

                         
A                     K1(+) K2(+)
B                     K1(-) K2(-)
C                        
D                        
  Заключение  

 

2. Микроскопия и зарисовка препарата

ПРЕПАРАТ №1

Vibrio cholerae

окраска по Граму

 

3. Демонстрация роста вибрионов на плотной питательной среде.

ЗАНЯТИЕ №6

ПРЕПАРАТ №1 ПРЕПАРАТ №2

Corynebacterium diphteriae Bordetella pertussis

окраска по Нейссеру окраска по Граму

ПРЕПАРАТ №3

Neisseria meningitidis в гное

окраска метиленовым синим

 

4. Оценка результатов ПЦР для выявления токсигенности возбудителя дифтерии.

ЗАНЯТИЕ №7

Реагенты

1) Иммуносорбент – планшет полистироловый с адсорбированными антигенами микоплазм.

2) Исследуемые сыворотки.

3) Положительный контрольный образец сыворотки (К+), содержащий антитела к микоплазменным АГ.

4) Отрицательный контрольный образец сыворотки (К–), не содержащий антител к микоплазменным АГ.

5) Конъюгат – антитела против IgМ человека, меченые пероксидазой хрена.

6) Субстратный буферный раствор, содержащий пероксид водорода.

7) Раствор хромогена тетраметилбензидина (ТМБ).

8) Стоп-реагент – раствор 2M серной кислоты.

 

Таблица. Результаты серологической диагностики микоплазменной пневмонии методом ИФА.

 

                         
A                     K1(+) K2(+)
B                     K1(-) K2(-)
C                        
D                        
  Заключение  

 

2. Микроскопия и зарисовка мазков:

ПРЕПАРАТ №2

M.tuberculоsis в мокроте

окраска по Циль-Нильсену

3. Конфокальная микроскопия возбудителей туберкулеза.

 

ЗАНЯТИЕ №8

ЗАНЯТИЕ №9

ПРЕПАРАТ №1 ПРЕПАРАТ №2

Yersinia pestis в органах Bacillus anthracisв органах

окраска метиленовым синимокраска по Граму

 

ПРЕПАРАТ №3 ПРЕПАРАТ №4

Francisella tularensisв органах Вrucella abortus в чистой культуре

окраска по Граму окраска по Граму

ПРЕПАРАТ №5

Край колонии

Bacillus anthracoides

 

ЗАНЯТИЕ №10

Тема: Возбудители заболеваний, передаваемых половым путем: сифилиса, гонореи, хламидийных уретритов

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:

1. Знать теоретический материал по теме занятия.

2. Научиться учитывать реакцию Вассермана и ИФА для серодиагностики сифилиса.

3. Ознакомиться с морфологией изучаемых возбудителей.

4. Научиться оценивать результаты ПЦР для диагностики хламидийной инфекции.

ВОПРОСЫ К ЗАНЯТИЮ:

1. Спирохеты: таксономия, свойства, резистентность.

2. Возбудители венерического сифилиса, факторы патогенности, патогенез, клинические формы (стадии развития) сифилиса.

3. Материал и методы диагностики сифилиса в зависимости от стадии заболевания. Профилактика и лечение сифилиса.

4. Гонококки: таксономия, свойства, резистентность,

5. Факторы патогенности и механизмы их действия. Этиологическая роль гонококков при уретритах и бленнорее. Патогенез гонореи, иммунитет.

6. Лабораторная диагностика острой и хронической гонореи. Профилактика и лечение гонореи.

7. Хламидии: таксономия, свойства, роль в урогенитальной патологии.

8. Лабораторная диагностика, профилактика и лечение хламидийных уретритов.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Лекционный материал.

2. Учебник «Медицинская микробиология» под редакцией проф. Д.К. Новикова, проф. И.И. Генералова, 2003, стр. 170-173, 266-272, 293-300.

3. «Практикум по медицинской микробиологии» С.А.Павлович, 1993, стр. 106-107, 160-164, 170-171.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

1. Постановка ИФА для серодиагностики первичного сифилиса: определение АТ класса IgМ к специфическому трепонемному антигену.

Реагенты

1) Иммуносорбент – планшет полистироловый с адсорбированным на внутренней поверхности лунок рекомбинантным трепонемным антигеном.

2) Исследуемые сыворотки.

3) Положительный контрольный образец сыворотки (К+), содержащий антитела к трепонемным АГ.

4) Отрицательный контрольный образец сыворотки (К–), не содержащий антитела к трепонемным АГ.

5) Конъюгат – антитела против IgМ человека, меченые пероксидазой хрена.

6) Субстратный буферный раствор, содержащий пероксид водорода.

7) Раствор хромогена тетраметилбензидина (ТМБ).

8) Стоп-реагент – раствор 2M серной кислоты.

 

Таблица. Результаты серологической диагностики первичного сифилиса методом ИФА.

 

                         
A                     K1(+) K2(+)
B                     K1(-) K2(-)
C                        
D                        
  Заключение  

 

2. Демонстрация реакции Вассермана.

 

3. Микроскопия и зарисовка демонстрационных препаратов:

ПРЕПАРАТ №1 ПРЕПАРАТ №2

Treponema pallidum Chlamydia trachomatis

окраска по Романовскому-Гимзеокраска по Романовскому-Гимзе

 

ПРЕПАРАТ №3

Neisseria gonorrhoeae в гное_

окраска метиленовым синим

4. Оценка результатов ПЦР для диагностики хламидийной инфекции.

ЗАНЯТИЕ №11

Тема: Общая вирусология. Методы диагностики вирусных инфекций

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:

1. Знать теоретический материал по теме занятия.

2. Освоить методы индикации вирусов в курином эмбрионе.

3. Уметь ставить и учитывать результаты РГА для индикации и титрования вируса.

4. Научиться осуществлять индикацию вирусов в культуре клеток по реакции гемадсорбции, цветной пробе, симпластообразованию.

ВОПРОСЫ К ЗАНЯТИЮ:

1. Современные принципы классификации и таксономии вирусов.

2. Структура, свойства и особенности вирусов. Понятие о вирионе, вироиде.

3. Химический состав вирусов, значение различных химических компонентов. Ферменты вирусов.

4. Репродукция вирусов. Особенности репродукции РНК- и ДНК-содержащих вирусов.

5. Методы культивирования, индикация и идентификация вирусов.

6. Методы лабораторной диагностики вирусных инфекций.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Лекционный материал.

2. Учебник «Медицинская микробиология» под редакцией проф. Д.К. Новикова, проф. И.И. Генералова, 2003, стр. 50-67.

3. «Практикум по медицинской микробиологии» С.А.Павлович, 1993, стр. 29-41.

 

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

1. Заражение куриных эмбрионов на хорионаллантоисную оболочку, в аллантоисную и амниотическую полости.

 

2. Постановка реакции гемагглютинации для индикации и титрования вируса.

 

 

Ингредиенты разведения 1:10 1:20 1:40 1:80 1:160 К
           
Физ.раствор 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1
Аллантоисная жидкость 1:5 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 -
Взвесь эритроцитов 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1
Результат            
Заключение

 

 

3. Микроскопия демонстрационных препаратов:

ПРЕПАРАТ №1 ПРЕПАРАТ №2

Симпластообразование в культуре клетокРеакция гемадсорбции в культуре клеток

 

ЗАНЯТИЕ №12

Тема: Вирусные инфекции, вызываемые ортомиксовирусами, парамиксовирусами

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:

1. Знать теоретический материал по теме занятия.

2. Ознакомиться с методами диагностики гриппа, парагриппа, паротита, кори, аденовирусной инфекции с использованием демонстрационных реакций и микропрепаратов.

3. Знать вирусные биопрепараты для диагностики, специфической профилактики и лечения вирусных инфекций по теме занятия.

4. Научиться ставить РТГА для идентификации вируса гриппа.

 

 

ВОПРОСЫ К ЗАНЯТИЮ:

1. Ортомиксовирусы. Классификация и характеристика семейства. Вирусы гриппа А, В, С. Структура вириона.

2. Антигенная структура, серотипы, антигенная изменчивость (дрейф и шифт). Особенности различных серотипов вируса гриппа (H1N1, H5N1) и др.

3. Патогенез гриппа. Иммунитет.

4. Лабораторная диагностика, лечение и профилактика гриппа.

5. Парамиксовирусы. Классификация и характеристика семейства. Структура вириона.

6. Вирусы парагриппа, свойства, роль в патологии человека. Патогенез, иммунитет, лабораторная диагностика, профилактика, лечение.

7. Вирус эпидемического паротита, свойства, патогенез, иммунитет, лабораторная диагностика, профилактика, лечение паротита.

8. Пневмовирусы (РСВ): свойства, роль в патологии, лабораторная диагностика РСВ-инфекций.

9. Морбиливирусы: вирус кори, свойства, патогенез, лабораторная диагностика, профилактика, лечение кори.

10. Биопрепараты: живая гриппозная вакцина, диагностические противогриппозные сыворотки А(H3N2) и А(H2N2), гриппозные диагностикумы А(H3N2) и A(H2N2), иммуноглобулин против кори, живая вакцина КПК.

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Лекционный материал.

2. Учебник «Медицинская микробиология» под редакцией проф. Д.К. Новикова, проф. И.И. Генералова, 2003, стр. 300-309.

3. «Практикум по медицинской микробиологии» С.А.Павлович, 1993, стр. 29-41.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

1. Постановка РТГА для идентификации вируса в аллантоисной жидкости.

 

Ингредиенты разведения 1:10 1:20 1:40 1:80 1:160 1:320 К
             
Физ. раствор 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1
Противогриппозная сыворотка А(Н3N2) 1:5 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 -
Противогриппозная сыворотка А(H2N2) 1:5 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 -
Аллантоисная жидкость 4ГАЕ 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1
Взвесь эритроцитов 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1
Термостат 37оС на 2 часа
Результат А(Н2N2)              
Результат А(Н3N2)              
Заключение:  

 

ЗАНЯТИЕ №13

Тема: Вирусные инфекции, вызываемые пикорнавирусами, аденовирусами, ротавирусами

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:

1. Знать теоретический материал по теме занятия.

2. Ознакомиться с методами диагностики полиомиелита, Коксаки, ЕСНО, ротавирусов, аденовирусов с использованием демонстрационных реакций и микропрепаратов.

3. Изучить биопрепараты по теме занятия.

ВОПРОСЫ К ЗАНЯТИЮ:

1. Пикорнавирусы: классификация и общая характеристика семейства, роль в патологии человека.

2. Вирусы полиомиелита: свойства, патогенез, иммунитет.

3. Лабораторная диагностика, профилактика, лечение полиомиелита.

4. Вирусы Коксаки и ЕСНО, свойства, роль в патологии человека, лабораторная диагностика, профилактика, лечение.

5. Ротавирусы: структура и свойства, патогенез, иммунитет. Лабораторная диагностика ротавирусного гастроэнтерита.

6. Аденовирусы: классификация и характеристика семейства. Аденовирусы человека, структура вириона, патогенез, иммунитет, диагностика аденовирусных инфекций.

7. Биопрепараты: живая вакцина против полиомиелита, типоспецифические полиомиелитные сыворотки, моновалентные сыворотки Коксаки и Есно.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Лекционный материал.

2. Учебник «Медицинская микробиология» под редакцией проф. Д.К. Новикова, проф. И.И. Генералова, 2003, стр. 310-317, 318-319, 336-338.

3. «Практикум по медицинской микробиологии» С.А.Павлович, 1993, стр. 29-41.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

1. Постановка ИФА для определения антигенов ротавирусов.

 

Реагенты

1) Иммуносорбент – планшет полистироловый с адсорбированными на внутренней поверхности лунок антителами к ротавирусным антигенам.

2) Исследуемый материал (копрофильтрат).

3) Положительный контрольный образец (К+), содержащий ротавирусные антигены, инактивированный.

4) Отрицательный контрольный образец (К–), не содержащий специфические антигены.

5) Кроличьи поликлональные антитела к ротавирусным антигенам.

6) Конъюгат – антитела против глобулинов кролика, меченые пероксидазой хрена.

7) Субстратный буферный раствор, содержащий пероксид водорода.

8) Раствор хромогена тетраметилбензидина (ТМБ).

9) Стоп-реагент – раствор 2M серной кислоты.

Таблица. Результаты иммуноферментного анализа определения ротавирусных АГ в копрофильтрате.

 

                         
A                     K1(+) K2(+)
B                     K1(-) K2(-)
C                        
D                        
  Заключение  

 

2. Индикация и идентификация вируса полиомиелита по цветной реакции и по нейтрализации цветной реакции (демонстрация).

 

3. Зарисовка препарата с внутриядерными включениями в культуре клеток

 

ПРЕПАРАТ №1

Внутриядерные включения

при аденовирусной инфекции

 

ЗАНЯТИЕ №14

ПРЕПАРАТ №1 ПРЕПАРАТ №2

Тельца Бабеша-НегриВключения в эпителиальных

в срезе из аммонова рога клетках слюнной железы при

окраска по Маннуцитомегалии

окраска по Романовскому-Гимзе

 

 

ЗАНЯТИЕ №15

ТЕМА: Гепатотропные вирусы – возбудители гепатитов А, В, С, D.

ВИЧ-инфекция

 

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:

1. Знать теоретический материал по теме занятия.

2. Ознакомиться с методами диагностики гепатитов А, В, С, D и ВИЧ-инфекции.

3. Уметь учитывать результаты ИФА для диагностики вирусного гепатита В.

4. Уметь учитывать результаты иммуноблотинга для диагностики ВИЧ-инфекции.

5. Изучить биопрепараты по теме занятия.

ВОПРОСЫ К ЗАНЯТИЮ:

1. Вирус гепатита А. Классификация и общая характеристика, роль в патологии человека, патогенез, иммунитет, лабораторная диагностика и профилактика гепатита А

2. Вирус гепатита В. Классификация и общая характеристика, роль в патологии человека, патогенез, иммунит



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.107.40 (0.013 с.)