Основные теории местного самоуправления и тенденции его развития. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные теории местного самоуправления и тенденции его развития.



Основные теории местного самоуправления и тенденции его развития.

Теории:

1. Государственная (Л.Штейн, Н.И.Лазаревский), МСУ – часть государственной политики;

2. Свободной общины (Э.Мейер, О.Лабанд), каждое сообщество – уникально, государство находится в обслужении общины;

3. Общественная (А.И.Васильчиков, В.Н.Лешков), общество должно определять, что нужно государству;

4. Дуалистическая (Н.И.Лазаревский, Б.Н.Чичерин), государство и местное сообщество взаимодействуют на паритетных основах;

5. Политическая (Р.Гейст), политика рождается в народе;

6. Юридическая (Г.Еллинек, И.И.Евтихиев), каждое МО должно иметь свой юридический статус со всеми вытекающими последствиями;

7. Хозяйственная (Р.Моль).

 

В России существует общественно-государственная модель местного самоуправления.

Европейская хартия местного самоуправления (ратифицирована 11.04.1998 г. №55-ФЗ). Основные идеи:

1. Органы МСУ являются одной из главных основ любого демократического государства;

2. Любой административный контроль за органами МСУ может осуществляться только в порядке и в случаях, предусмотренных Конституцией;

3. Финансовые ресурсы органов МСУ должны быть соразмерны полномочиям, предоставленным им Конституцией;

4. Защита более слабых в финансовом отношении органов МСУ требует ввода процедур финансового выравнивания или эквивалентных мер, направленных на корректировку последствий неравномерного распределения возможных источников финансирования, а также лежащих на этих органах расходов.

 

Тенденции развития муниципального управления за рубежом:

1. Укрупнение муниципалитетов, прежде всего, в сельской местности;

2. Расширение делегируемых государственных функций и прав по решению вопросов местного значения;

3. Повышение системности взаимодействия между представительными и исполнительными ОМС.

 

2. Формы и методы осуществления населением МСУ (см. гл.5 131-ФЗ).

1. Местный референдум;

2. Муниципальные выборы;

3. Голосование по отзывудепутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица МСУ, голосование по пересмотру границ МО, преобразования МО;

4. Сход граждан;

5. Правотворческая инициатива граждан;

6. Территориальное общественное самоуправление;

7. Публичные слушания;

8. Собрание граждан;

9. Конференция граждан (собрание делегатов);

10. Опрос граждан;

11. Обращения граждан в ОМС;

12. Другие формы непосредственного осуществления населением МСУ.

 

МСУ и государство.

Формы государственного регулирования МСУ:

1. Законодательное регулирование;

2. Экономическое регулирование (через полномочия в экономической сфере, через безвозмездные поступления и др.);

3. Государственная поддержка:

· Программная поддержка;

· Организационная поддержка;

· Информационная поддержка;

· Методическая поддержка;

· Профессиональная подготовка и повышение квалификации муниципальных кадров.

4. Государственные гарантии прав;

5. Контроль и надзор.

 

Основные задачи совета при Президенте РФ по развитию МСУ (совет создан Указом Президента РФ от 02.11.2007 г. №1451):

1. Подготовка предложений по осуществлению государственной политики в области развития МСУ и определение приоритетных направлений ее реализации;

2. Рассмотрение вопросов обеспечения взаимодействия ОГВ, органов власти субъектов РФ и ОМС муниципальных образований;

3. Рассмотрение проектов ФЗ и иных НПА РФ по вопросам МСУ.

 

Государственные гарантии прав МСУ:

1. Законодательные нормы, гарантирующие соблюдение тех или иных прав МСУ;

2. Социальные гарантии для ГМС;

3. Право на создание ассоциаций и союзов муниципальных образований;

4. Возможность юридической защиты общих гарантий

 

Органы, осуществляющие государственный надзор и контроль деятельности МСУ:

1. Органы прокуратуры;

2. Суды;

3. Органы юстиции;

4. Федеральные надзорные службы;

5. Финансовые органы;

6. Субъекты РФ.

 

Принципы взаимоотношения ОГВ и ОМС:

1. Обязательность для ОМС законов и иных НПА субъекта РФ, принятых в пределах его компетенции;

2. Взаимное невмешательство в пределы компетенции МСУ и ОГВ субъекта РФ;

3. Сотрудничество в решении общих задач;

4. Наделение ОМС отдельными государственными полномочиями субъекта РФ строго на законодательной основе (гл.4 131-ФЗ от 06.10.2003 г.).

 

Структурные органы государственной власти, распологающиеся на территории МО:

1. Силовые, правоохранительные, фискальные органы (воинские части, военкоматы, суды, органы прокуратуры, МВД, ФСБ, налоговые, казначейские, таможенные учреждения);

2. Инфраструктурные ведомства, включая естественные монополии (электроэнергетика, газоснабжение, жд, почта, телеграф и др.);

3. Территориальные подразделения федеральных служб;

4. Территориальные органы государственного пенсионного фонда;

5. Органы государственной статистики.

 

4.Типология муниципальных образований и их структура:

1. Сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

2. городское поселение - город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

3. муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

4. городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

5. внутригородская территория города федерального значения - часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

 

Муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

На 1 января 2010 года всего в России насчитывалось 23907 МО. Среди них:

· 19591 сельское поселение;

· 1739 городское поселение;

· 1829 муниципальных районов;

· 512 городских округов;

· 236 внутригородских территорий городов федерального значения (111 муниципальных образований, городов и поселков в СПб и 125 муниципальных образований в Москве).

Законодательные основы МСУ.

Общие основы – 8 глава Конституции. Основной закон от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации МСУ в РФ».

 

Ресурсное обеспечение деятельности органов муниципального управления.

Основы муниципальной службы.

Профессиональная компетенция – профессионально-статусные возможности человека в процессе реализации личностных, социально-государственных и профессиональных полномочий.

Профессиональная компетентность – персональные возможности человека по конструктивной реализации профессиональной компетенции.

 

Профессионально-статусные возможности:

1. Административно-распорядительные;

2. Финансово-экономические;

3. Материально-технические;

4. Информационные.

 

Основные теории местного самоуправления и тенденции его развития.

Теории:

1. Государственная (Л.Штейн, Н.И.Лазаревский), МСУ – часть государственной политики;

2. Свободной общины (Э.Мейер, О.Лабанд), каждое сообщество – уникально, государство находится в обслужении общины;

3. Общественная (А.И.Васильчиков, В.Н.Лешков), общество должно определять, что нужно государству;

4. Дуалистическая (Н.И.Лазаревский, Б.Н.Чичерин), государство и местное сообщество взаимодействуют на паритетных основах;

5. Политическая (Р.Гейст), политика рождается в народе;

6. Юридическая (Г.Еллинек, И.И.Евтихиев), каждое МО должно иметь свой юридический статус со всеми вытекающими последствиями;

7. Хозяйственная (Р.Моль).

 

В России существует общественно-государственная модель местного самоуправления.

Европейская хартия местного самоуправления (ратифицирована 11.04.1998 г. №55-ФЗ). Основные идеи:

1. Органы МСУ являются одной из главных основ любого демократического государства;

2. Любой административный контроль за органами МСУ может осуществляться только в порядке и в случаях, предусмотренных Конституцией;

3. Финансовые ресурсы органов МСУ должны быть соразмерны полномочиям, предоставленным им Конституцией;

4. Защита более слабых в финансовом отношении органов МСУ требует ввода процедур финансового выравнивания или эквивалентных мер, направленных на корректировку последствий неравномерного распределения возможных источников финансирования, а также лежащих на этих органах расходов.

 

Тенденции развития муниципального управления за рубежом:

1. Укрупнение муниципалитетов, прежде всего, в сельской местности;

2. Расширение делегируемых государственных функций и прав по решению вопросов местного значения;

3. Повышение системности взаимодействия между представительными и исполнительными ОМС.

 

2. Формы и методы осуществления населением МСУ (см. гл.5 131-ФЗ).

1. Местный референдум;

2. Муниципальные выборы;

3. Голосование по отзывудепутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица МСУ, голосование по пересмотру границ МО, преобразования МО;

4. Сход граждан;

5. Правотворческая инициатива граждан;

6. Территориальное общественное самоуправление;

7. Публичные слушания;

8. Собрание граждан;

9. Конференция граждан (собрание делегатов);

10. Опрос граждан;

11. Обращения граждан в ОМС;

12. Другие формы непосредственного осуществления населением МСУ.

 

МСУ и государство.

Формы государственного регулирования МСУ:

1. Законодательное регулирование;

2. Экономическое регулирование (через полномочия в экономической сфере, через безвозмездные поступления и др.);

3. Государственная поддержка:

· Программная поддержка;

· Организационная поддержка;

· Информационная поддержка;

· Методическая поддержка;

· Профессиональная подготовка и повышение квалификации муниципальных кадров.

4. Государственные гарантии прав;

5. Контроль и надзор.

 

Основные задачи совета при Президенте РФ по развитию МСУ (совет создан Указом Президента РФ от 02.11.2007 г. №1451):

1. Подготовка предложений по осуществлению государственной политики в области развития МСУ и определение приоритетных направлений ее реализации;

2. Рассмотрение вопросов обеспечения взаимодействия ОГВ, органов власти субъектов РФ и ОМС муниципальных образований;

3. Рассмотрение проектов ФЗ и иных НПА РФ по вопросам МСУ.

 

Государственные гарантии прав МСУ:

1. Законодательные нормы, гарантирующие соблюдение тех или иных прав МСУ;

2. Социальные гарантии для ГМС;

3. Право на создание ассоциаций и союзов муниципальных образований;

4. Возможность юридической защиты общих гарантий

 

Органы, осуществляющие государственный надзор и контроль деятельности МСУ:

1. Органы прокуратуры;

2. Суды;

3. Органы юстиции;

4. Федеральные надзорные службы;

5. Финансовые органы;

6. Субъекты РФ.

 

Принципы взаимоотношения ОГВ и ОМС:

1. Обязательность для ОМС законов и иных НПА субъекта РФ, принятых в пределах его компетенции;

2. Взаимное невмешательство в пределы компетенции МСУ и ОГВ субъекта РФ;

3. Сотрудничество в решении общих задач;

4. Наделение ОМС отдельными государственными полномочиями субъекта РФ строго на законодательной основе (гл.4 131-ФЗ от 06.10.2003 г.).

 

Структурные органы государственной власти, распологающиеся на территории МО:

1. Силовые, правоохранительные, фискальные органы (воинские части, военкоматы, суды, органы прокуратуры, МВД, ФСБ, налоговые, казначейские, таможенные учреждения);

2. Инфраструктурные ведомства, включая естественные монополии (электроэнергетика, газоснабжение, жд, почта, телеграф и др.);

3. Территориальные подразделения федеральных служб;

4. Территориальные органы государственного пенсионного фонда;

5. Органы государственной статистики.

 

4.Типология муниципальных образований и их структура:

1. Сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

2. городское поселение - город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

3. муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

4. городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

5. внутригородская территория города федерального значения - часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

 

Муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

На 1 января 2010 года всего в России насчитывалось 23907 МО. Среди них:

· 19591 сельское поселение;

· 1739 городское поселение;

· 1829 муниципальных районов;

· 512 городских округов;

· 236 внутригородских территорий городов федерального значения (111 муниципальных образований, городов и поселков в СПб и 125 муниципальных образований в Москве).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.12.205 (0.07 с.)