Методические материалы и указания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические материалы и указания



И. М. Захарова

Методические материалы и указания

по дисциплине «ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА»

для студентов специальности 050706.65

"Педагогика и психология"

 

 

Набережные Челны

ББК 88.4 я 73

З-38

 

Методические материалы обсуждены и утверждены к публикации на заседании кафедры педагогики и психологии начального образования Протокол № 5 от 25 ноября 2009г.

 

Рецензенты:

1. И. Н. Федекин – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики начального обучения Набережночелнинского Государственного Педагогического Института.

2. Н. С. Олейник – кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии Института управления г. Набережные Челны.

 

Захарова, И. М. Методические материалы и указания по дисциплине «Психология труда» для студентов специальности 050706.65 «Педагогика и психология» / И. М. Захарова. – Набережные Челны: Изд-во Набережночелнинского Государственного Педагогического Института, 2009. -34 с.

 

В методических материалах отражены основные разделы психологии труда, ее главные направления, проблемы, задачи в соответствии с требованиями действующего Государственного образовательного стандарта по данной дисциплине. Особое внимание уделено планированию семинарских занятий и описанию требований к написанию курсовых работ. Для подготовки к семинарским занятиям, а также для самостоятельной работы предлагается перечень литературы, содержащий дополнительные источники.

Издание адресовано студентам высших учебных заведений и преподавателям, а также может быть полезно психологам-практикам.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Цели и задачи курса 4

Распределение часов по разделам 6

Программа курса 7

Рекомендуемая литература 14

Темы и планы семинарских занятий 16

Задания к самостоятельной работе 22

Требования к выполнению курсовых работ 23

1.Выбор темы курсовой работы 24

2.Общая структура курсовой работы 27

2.1 Введение 27

2.2 Теоретическая глава 28

2.3 Эмпирическая глава 28

2.4 Выводы 29

2.5 Заключение 29

2.6 Список использованной литературы 29

2.7 Приложение 31

3.Защита курсовой работы 31

Список вопросов к зачету 32

 

 

Цели и задачи курса

 

Необходимым компонентом подготовки студентов является основательное знание классических и современных проблем психологии труда, умение соотносить частные задачи, возникающие в практике психологического обслуживания труда и трудящегося, с контекстом фундаментальных проблем психологии в целом.

Изменения, происходящие во всех областях развития современного общества, затронули и сферу профессиональной деятельности человека, и сферу общественного разделения труда. В связи с этим любая подготовка студентов вуза будет неполной, если у них не сформированы представления и понятия о мире труда, содержании и структуре профессиональных деятельностей, системе общественного разделения труда.

Цель: сформировать систему научных понятий и научно - упорядоченных базовых представлений о существующих аспектах активности человека как субъекта труда.

Задачи:

· освоение системы понятий психологии труда;

· ознакомление с методическими и теоретическими основами психологии труда;

· изучение специфических психологических составляющих труда;

· ознакомление с актуальными проблемами и задачами психологии труда;

· рассмотрение трудового процесса и его структуры с позиций системного подхода;

· изучение истории отечественной и зарубежной психологии труда;

· определение основных принципов и методов психологического профессиоведения;

· формирование представлений о проведении профотбора и профконсультации.

 

После изучения курса студент должен знать:

 

· методы построения теории в психологии труда;

· сущность классических и современных проблем психологии труда;

· принципы развития субъекта труда и его структуры;

· психологические основы профессионального обучения и воспитания;

· характер индивидуальных различий в психологии труда;

· вопросы формирования индивидуального стиля трудовой и учебно-производственной деятельности.

Студент должен уметь:

 

· проводить психологический анализ трудовой деятельности субъекта с позиций системного подхода;

· соотносить частные задачи трудовой деятельности с контекстом фундаментальных проблем психологии в целом;

· разрабатывать план профориентационной консультации для клиента;

· применять научные методы и приемы в практике профессиоведения;

· разрабатывать программы профессионального отбора, расстановки и аттестации кадров;

· разрешать социально-психологические проблемы взаимоотношений в трудовом коллективе.

Распределение часов по разделам, темам и видам занятий

Наименование разделов, тем Очная форма обучения
Аудиторные часы Самостоя­тель­ная ра­бота Всего ча­сов Формы теку­щего кон­троля
Лекции Практические (семинар­ские) занятия Лабораторные работы Всего
1. Обзорная характеристика психо­логии труда             тест
2. Культурно-исторические основы развития психологического зна­ния о труде              
3. Методы психологии труда             тест
4. Трудовой процесс субъекта и психологи­ческие при­знаки труда              
5. Психологическое профессиове­дение              
6. Развитие человека в трудовой деятельности             тест
7. Мотивация и регуляция в трудо­вой деятель­ности              
8. Психология профессиональ­ной работоспособности и функциональных состояний             тест
9. Психологические основы отбора и оценки персонала              
10. Психология группового субъ­екта труда              
11. Психология производствен­ного травматизма и аварий­ности              
12. психология труда педагога              
  ИТОГО:             Зачет, курсовая работа

 

Программа курса

Тема 1. Обзорная характеристика психологии труда

Психология труда как область знания, отрасль науки, учебная дисциплина и профессия, складывающаяся в общественной практике людей и находящая отражение в некоторых формах общественного сознания. Смежные области научного знания психологического и междисциплинарного о человеке и труде.

Актуальные проблемы (теоретические и практические) и задачи психологии труда. Методологические и теоретические основы психологии труда как отрасли научного знания. Сравнительная характеристика применения психологии труда, инженерной психологии и эргономики.

Термины: смысл труда; чувство собственного достоинства; предмет психологии труда; субъект труда; эргономика.

 

Тема 3. Методы психологии труда

 

Методы психологии труда.Методы построения теории (методы построения простых и сложных объектов теории, методы интерпретации, определения, доказательства, объяснения).

Эмпирико-познавательные методы: эксперимент в психологии труда, наблюдение как деятельность, виды наблюдения, опросные методы, метод изучения документации, метод экспертной оценки, метод анализа продуктов деятельности, метод ошибок и рекордов. Методы диагностики профессионально важных качеств личности и функциональных состоя­ний. Методы обработки и анализа эмпирических данных.

Преобразующие или конструктивные методы психологии труда: методы обучения, развития субъекта труда, консультирование как метод обогащения и преобразования знаний и представлений человека о себе, о профессиях, о соотношении своих возможностей и интересов с интересами определенной профессиональной группы или нескольких групп, методы коррекции поведения, состояний субъекта труда, методы реконструкции (преобразования рабочего пространства, режима труда и отдыха, нормирования и контроля).

Термины: метод; виды методов: методы диагностики мотивационно-смысловых образований личности; методы исследования развития личности профессионала; методы изучения индивидуального стиля деятельности; методы карьерного консультирования; методы оценки трудовой нагрузки и психодиагностики функциональных состояний.

Семинар 1

Введение. Обзорная характеристика психологии труда.

 

1. Предмет, актуальные проблемы (теоретические и практические) и задачи психологии труда.

2. История развития психологии труда.

3. Место психологии труда в системе наук и ее основные методологические принципы.

4. Существенные признаки труда. Психологические признаки труда; отличия от других видов деятельности (игры, общения, учения).

5. Предрассудки о труде (идеал «легкого труда», «превосходство» ученого над «практиком»).

Дополнительное задание: Составить схему междисциплинарного взаимодействия наук о труде (обозначить области их компетенции, выделяя объект, предмет, методы, цели и задачи).

 

Литература:

Основная: 10 (стр.5-36); 11 (стр.10-51); 3 (стр. 21-32, 103-117).

Дополнительная: 9; 16; 21; 23; 29; 30.

 

Семинар 2

Человек и труд.

 

1. Понятия «эргатическая система» и «эргатическая функция».

2. Виды эргатических функций. Трудовая функция и функция средств труда.

3. Проблема соотношения должностных обязанностей и реальных эргатических функций.

4. Понятия «профессия», «трудовой пост», «рабочее место». Общий анализ составляющих трудового поста.

5. Цели труда, предмет труда, средства и условия труда. Предмет труда как социально фиксированная система признаков объекта труда и как ориентирующий психический образ.

6. Обзорная классификация продуктов профессионального труда.

7.Цели и внутренние условия деятельности, их классификация.

Дополнительное задание: выделите эргатические функции при написании и защите курсовой работы.

 

Литература:

Основная: 3 (стр.49-64; 74-87); 7 (стр.125-158).

Дополнительная: 12; 17; 21; 23.

Семинар 3

Методы психологии труда.

 

1. Основные методы психологии труда. Их классификация, критерии классификации. Наблюдение, опрос, анализ документации, трудовой метод, метод алгоритмического описания трудового поведения, эксперимент, статистический метод, метод экспертных оценок, фотография рабочего дня.

2. Специальные методы психологии труда и особенности их применения:

-методы диагностики мотивационно-смысловых образований личности;

-методы исследования развития личности профессионала;

-методы обучения персонала в современных организациях;

-методы изучения индивидуального стиля деятельности;

-методы карьерного консультирования;

-методы оценки трудовой нагрузки и психодиагностики функциональных состояний;

- методы изучения происшествий.

 

Литература:

Основная: 3 (гл.3; гл.4); 10 (стр.111; 144; 162;179; 200; 227; 297); 11 (стр. 14-31); 14 (стр.281-299).

Дополнительная: 2; 5; 7; 12; 13; 15; 17; 27; 32.

 

Семинар 4

Субъект труда и его структура.

 

1. Понятие «субъект труда», существенные признаки субъекта труда. Субъект труда как главный компонент эргатической системы.

2. Показатели профессиональной деятельности субъекта труда: мотивационные, эмоционально-волевые, когнитивные.

3. Регулятивные процессы в структуре профессиональной деятельности.

4. Коммуникативные процессы в структуре профессиональной деятельности.

5. Свойства индивидуальности субъекта труда (профессионально важные качества – свойства интегральной индивидуальности различных уровней: способности, характеристики психических процессов, темперамента, характера, личности, возрастные способности).

Литература:

Основная: 1 (стр. 43-78); 3 (стр.32-49; 87-91); 11 (стр. 112-196).

Дополнительная: 4; 6; 8; 13; 14; 17; 19; 20; 25; 29.

 

Семинар 5

Проблема развития человека как субъекта труда.

 

1. Возрастное развитие человека как субъекта труда: оптант, адепт, адаптант, интернал, мастер, авторитет, наставник.

2. Допрофессиональный онтогенез.

3. Выбор профессии и развитие личности профессионала.

4. Жизненный путь профессионала и нормальные кризисы развития.

5. Профессионально обусловленные деструкции личности.

6. Психологические основы трудового и профессионального воспитания. Возможности формирования системы профессиональных ценностей.

7. Психология группового субъекта труда: признаки, совместимость, лидеры и профессиональное общение.

 

Литература:

Основная: 1 (78-121; 184-237); 3 (стр.165-174); 7 (стр. 203-255); 10 (стр.114-148; 274-291); 11 стр.(249-269);14 (стр.150-174; 230-240).

Дополнительная: 4; 6; 8; 16; 22; 24; 31;32.

 

 

Семинар 6

Психологическое профессиоведение.

 

1. Понятия «профессиография», «профессиограмма», «психограмма личности профессионала». Структура профессиограммы и психограммы.

2. Принципы и схемы профессиографирования, способы фиксации профессиографического материала (табличные, описательные, графические, алгоритмические).

3. Психологическая структура профессиональной деятельности.

4.Профессионально важные качества субъекта труда как высшие психические функции. Профессиональные особенности сознания и самосознания субъекта труда.

5.Формирование и оценка профессиональных знаний, умений и навыков. Профессиональное мастерство.

6. Методы психологического анализа профессий.

Концептуальные основы анализа профессиональных задач в зарубежных исследованиях.

7. Критерии и методы классификации профессий.

 

Литература:

Основная: 7 (стр.90-125); 10 (стр. 36-85; 148-164); 11 (стр. 51-81; 190-196); 14 (стр.30-56; 195-215).

Дополнительная: 5; 13; 15; 20; 22; 23; 24; 25; 31; 32.

Семинар 7

Психология трудовой мотивации.

 

1. Значение труда для личности и ранние исследования трудовых интересов работников.

2. Основные концепции трудовой мотивации А. Маслоу, Ф. Герцберга, Д. Мак-Клеланда, Дж. Аткинсона, В. Врума, М. Чиксентмихайи.

3. Исследование фактора мотивации в отечественной психологической школе.

4. Обзорная классификация профессий. «Формула профессии».

5. Психологические «пространства» самоопределения и образ мира у разнотипных профессионалов.

 

Литература:

Основная: 7 (стр. 158-200; 171-200); 10 (гл. 3); 11 (стр.223-237); 14 (стр. 56-102).

Дополнительная: 2; 5; 14; 15; 24; 25; 31.

 

 

Семинар 8

Проблема индивидуальности в труде и индивидуальный стиль деятельности (ИСД).

 

1. Концепция интегрального исследования индивидуальности В. С. Мерлина.

2. Проблема индивидуального стиля в психологии.

3. Исследование индивидуального стиля деятельности в отечественной психологии.

4. Понятия нормативно-одобренный способ деятельности и индивидуальный стиль деятельности.

5. Эффективный стиль трудовой деятельности и «псевдостиль».

6. Методы и принципы исследования ИСД. Пути и способы формирования эффективного ИСД.

7. Мониторинг профессионального развития личности.

Литература:

Основная: 1 (стр.168-184); 10 (стр. 164-182); 4; 8.

Дополнительная: 2; 18; 20; 24.

 

Семинар 9

Психологические основы профотбора.

 

1. Понятие профессиональной пригодности, история вопроса и современное понимание.

2. Профессиональный отбор и подбор, профессиональная ориентация и профессиональное консультирование: сходство и различие.

3. Формы установления взаимного соответствия особенностей человека и объективных требования труда (Е. А. Климов).

4. Разработка системы психологического прогнозирования профпригодности.

5. Психология развивающего профессионального образования.

 

Литература:

Основная: 1 (стр.121-168); 3 (стр.91-103); 7 (стр. 60-75);10 (стр. 182-205); 11 (стр. 269-311).

Дополнительная: 5; 8; 12; 19; 24.

 

 

Семинар 10

Психология профессиональной ориентации и психологического консультирования.

 

1. Профориентация и профконсультация в истории зарубежной психологии.

2. Профориентация и профконсультация в России.

3. Специфика профориентационной помощи различным образовательно-возрастным группам.

4. Групповое и индивидуальное профконсультирование. Виды и особенности организации.

5. Схема активизации субъекта самоопределения, этапы профконсультации.

6. Особенности профессионального консультирования разных групп населения.

 

Литература:

Основная: 7 (стр. 25-60; 75-87); 10 (стр. 205-229); 11 (стр. 269-311); 14 (102-150; 299-323).

Дополнительная: 1; 5; 8; 16; 24; 25; 31; 32.

Семинар 11

Психология профессиональной работоспособности и функциональных состояний.

 

1. Функциональные состояния как регулятор профессиональной деятельности и их виды.

2. Динамика работоспособности человека в труде.

3. Факторы профессионального утомления и переутомления.

4. Пути оптимизации состояний работоспособности субъекта труда.

5. Эмоционально-волевые процессы в регуляции профессиональной деятельности.

6. Динамика функциональных состояний субъекта труда. Психологические методы коррекции неблагоприятных функциональных состояний в труде.

 

Литература:

Основная: 10 (стр.229-254); 11 (стр. 196-223).

Дополнительная: 6; 8; 17; 18; 23; 26; 27; 28.

Семинар 12

Психологические аспекты социально-трудовой адаптации больных и инвалидов.

1. Понятия: «несчастный случай», «травма», «авария», «катастрофа».

2. Объективные и субъективные причины несчастных случаев и аварий. Личный (человеческий) фактор в происшествиях.

3. Психологические способы профилактики производственного травматизма и аварийности. (понятия: «трудоспособность», «дееспособность», «работоспособность» (актуальная и потенциальная).

4. Типология «отказов» человека как звена эргатической системы и пути их преодоления.

5. Трудотерапия при психопатологии.

 

Литература:

Основная: 10 (стр.254-274; 291-299); 11 (стр. 311-327).

Дополнительная: 19; 24; 26; 27; 28; 30.

Задания к самостоятельной работе

1.История психологии труда.

2.Концепция научного управления Ф. У. Тейлора и науки о труде.

3.Организационное становление индустриальной психологии в США и странах Европы.

4.История индустриальной психологии в России (20-30-е гг. XX в.).

Эргология и эрготехника В. Н. Мясищева.

5.Учение о личности и индивидуально-психологических различиях в работах А. Ф. Лазурского.

6.Системный подход в психологии труда. Структурный, процессуальный и функциональный анализ деятельности.

7.Взаимосвязь психологии труда и экологической психологии.

8.Цели, задачи, предмет и методы экологической психологии.

9.Психология среды. Динамика экологических ценностей.

10.Стратегии выхода человечества из экологического кризиса.

11.Основные понятия психологической теории деятельности.

12.Определение профессиографии. Основные принципы комплексного анализа деятельности.

13.Классификация и структура мотивов профессиональной деятельности.

14.Понятие «Условия труда».

15.Состояние утомления и его компоненты.

16.Понятие о профессиональном отборе. Принципы и методы отбора.

17.Смысл «золотого правила» психологии труда.

18.Групповое профконсультирование.

19.Индивидуальное профконсультирование.

20.Классификация психологических причин несчастных случаев.

21.Ролевой конфликт работающей женщины.

22.Безработица. Механизмы поведения потенциальных безработных.

23.«Человеческий фактор» в травматизме и аварийности. Объективные и субъективные причины несчастных случаев. Психологические способы профилактики производственного травматизма и аварийности.

24.Психология и социально-психологическая трудовая реабилитация больных и инвалидов.

25.Принципы и методы оценки уровня профессиональной квалификации, профессиональных достижений. Психологические вопросы переподготовки кадров.

 

Требования к выполнению курсовых работ

Курсовая работа является итоговой формой самостоятельной работы студентов по курсу «Психология труда».

Курсовая работа представляет собой вид учебной и научно-исследовательской работы студента, проводимой студентами самостоятельно под руководством преподавателя по определенным темам. Студент на основе анализа имеющихся в науке точек зрения должен исследовать проблему проявления закономерностей психики человека на материале разнообразных видов активности людей в труде.

Курсовая работа является важным этапом в изучении теории и практического применения полученных в ходе изучения предмета знаний, умений и навыков.

Основные задачи:

· Помочь студенту закрепить полученные знания в области теории и практики психологии субъекта труда и его трудовой деятельности.

· Прививать навыки поиска, подбора и систематизации литературы и справочного материала, умения правильно его анализировать, делать обобщения и выводы.

· Научиться проводить исследование по элементарным проблемам психологии труда, описывать и интерпретировать полученные в ходе исследования результаты.

Курсовая работа – особый вид письменной работы, который отличается от научной статьи, реферата или контрольной работы тем, что данная работа носит поисковый, творческий характер. В данной работе должна быть представлена гипотетическая проблема, которую необходимо разрешить путем применения теоретических и практических методов исследования.

Итак, в работе студента должны быть элементы анализа, рекомендации, позиция психолога по отношению к изучаемой проблеме, что невозможно без знания теоретического материала в области психологии труда, а более широко - в области психологии в целом.

Весь процесс подготовки, выполнения курсовой работы состоит из ряда последовательных этапов:

1. Ознакомление с общими методическими рекомендациями по написанию курсовой работы и выбор темы работы.

2. Определение структуры и составление плана курсовой работы.

3. Сбор и обработка информации.

4. Написание курсовой работы.

5. Оформление работы в соответствии с требованиями.

6. Защита коррекционной (развивающей) программы.

 

Выбор темы работы

Основная сложность выбора темы заключается в том, что выбор основывается на первичном изучении содержания проблемы и происходит в процессе изучения предмета, а не по его окончании. В данном пособии представлена примерная тематика курсовых работ, которая имеет условный характер, так как формулировки тем обобщены. Поэтому студенту целесообразно конкретизировать представленную тематику и осознанно выбрать актуальный для современности аспект изучения проблемы. Конкретизация темы работы может выражаться в установлении возраста испытуемых, в выборе методов проведения исследования, в определении содержания и формы проведения эмпирического исследования выбранного аспекта, в определении степени проявления той или иной психологической характеристики субъекта труда и т.п.

По одной и той же теме в учебной группе может работать только один студент.

Следует отметить, что выбранная студентом тема курсовой работы должна определять цель, задачи, объект, предмет работы и основные результаты. Несоответствие данных компонентов в работе студента показывает неглубокую проработку студентом обозначенной проблемы.

Примерная тематика курсовых работ по дисциплине

1. Исторический путь развития психологии труда за рубежом.

2. История отечественной психологии труда. Этапы развития психотехники.

3. Методологические принципы и основные методы психологии труда.

4. Сравнительный анализ развития отечественной профориентации в 20-30-х и 90-х гг. XX в.

5. Эволюция представлений о труде в культурно-исторической перспективе (можно указать, на примере каких эпох или у каких народов).

6. Общая характеристика профессиональной деятельности психологического труда.

7. Аттестация кадров: функции, системы и методы. Процедура и методика аттестации.

8. Профессиональная консультация и профориентация.

9. Психологический анализ трудовой деятельности: понятие, структура, психологические при­знаки труда.

10. Понятие трудового поста, его структура. Основные тенденции установления взаимосоот­ветствия особенностей субъекта труда, объективных требований и трудового поста.

11. Человек как субъект труда.

12. Сравнительный анализ осознания и переживания кризисов профессионального развития (указать, у каких групп работников).

13. Мотивы трудовой деятельности.

14. Динамика работоспособности. Детерминанты продуктивности труда.

15. Динамика психических компонентов трудового процесса. Психическое утомление и по­доб­ные со­стояния.

16. Психологические аспекты причин производственного травматизма.

17. Психологические аспекты нормирования и безопасности труда.

18. Многоуровневый характер диагностики функциональных состояний человека в труде.

19. Психология профессий: предмет, задачи и методы исследования. Структура профессио­наль­ной пси­хологии.

20. Методы изучения профессий. Основные понятия психологической профессиографии.

21. Методика и методы психологической профессиографии.

22. Психологическая структура профессиональной деятельности.

23. Проблема типологии вариантов (схем, моделей, стратегий) профессионального самоопределения (указать, у каких клиентов).

24. Развитие представлений о профессиональных и жизненных перспективах (указать, у каких клиентов).

25. Психолого-педагогические факторы профессиональной адаптации работников (указать, каких именно работников).

26. Психологические факторы развития образа профессионального и жизненного "успеха" (указать, у кого именно).

27. Психологические условия становления профессионального самосознания на разных этапах профессионализации работников (указать, каких именно работников).

28. Сравнительный анализ становления ценностно-смысловой сферы работников (указать, каких именно) в ходе переподготовки (или в ходе освоения новых технологий в условиях конкретного производства).

29. Психолого-педагогические условия оптимизации взаимоотношений в учебных коллективах при подготовке специалистов (указать, каких именно).

30. Психолого-педагогические условия оптимизации взаимоотношений между студентами разных курсов (разных потоков, специализаций и т.п.) при подготовке в… (указать, в вузах какого профиля).

31. Направленность личности как фактор профессионального самоопределения (указать, у каких именно клиентов).

32. Коммуникативные стратегии взаимоотношения психолога-практика с разными группами клиентов и заказчиков.

33. Психолого-педагогические условия формирования профессиональной компетентности (указать, у каких именно работников).

34. Сравнительный анализ развития представлений о цели (или смысле) своей профессиональной деятельности (указать, у представителей каких профессий или специализаций).

35. Инженерная психология: предмет, задачи и методы исследования. Основные проблемы ин­женер­ной психологии.

36. Предмет эргономики и основные проблемы. Понятие эргатической функции.

37. Эргономические условия повышения эффективности труда работников (указать, каких именно работников).

38. Педагог как субъект педагогической деятельности.

39. Общая характеристика педагогической деятельности. Психологические модели педагоги­ческой дея­тельности.

40. Проблемы профессиональной деятельности учителя и пути их решения.

41. Психолого-педагогические факторы (или условия) эффективности учебно-профессиональной деятельности в ходе подготовки студентов (указать, каких именно студентов).

42. Психологические аспекты руководящей деятельности.

43. Руководитель: типология, управленческие роли. Личность и авторитет руководящего ра­бот­ника.

44. Психология группового субъекта.

45. Индивидуальный стиль трудовой деятельности.

46. Психологические условия формирования индивидуального стиля трудовой деятельности (уточнить, у каких именно работников, или в каких образовательно-возрастных группах работников).

47. Понятие профессионально важных качеств деятельности.

48. Психологические аспекты социально-трудовой реабилитации больных и инвалидов.

 

Необходимо подчеркнуть, что в данном перечне отражены не конкретные темы, а лишь направления поиска проблемы исследования. Из приведенного примерного перечня тем курсовых работ видно, что количество тем в рамках одного вопроса может достигать десятка и более. Например, тема 14: можно рассматривать динамику работоспособности у разных типов профессий (человек – человек, человек – природа, человек – знаковая система или человек – художественный образ), в рамках данного направления можно сравнивать детерминанты работоспособности-утомляемости конкретных испытуемых. В теме 45: выявить взаимосвязь успешности трудовой деятельности с уровнем сформированности ИСД или связь стиля и свойств нервной системы; как вариант изучить факторы «псевдостиля» и т. д. Исходя из этого, в данном пособии целенаправленно не предлагаются конкретные темы работ, в противном случае их количество измерялось бы сотнями и затрудняло выбор. В связи с этим студенту целесообразно обратиться за консультацией к преподавателю, который направит поиск студента, но в то же время не сможет заменить работу студента на стадии выбора темы работы.

 

Введение.

Введение должно обязательно содержать следующие элементы: обоснование актуальности темы работы (почему избрана именно данная тема, в чем ее особенность, значение и проблемная целесообразность).

Во введении работы указывается проблема, в соответствии с которой разрабатывается данная работа и определяется теоретическое поле, в котором разработано курсовое исследование. В практической работе психолог опирается на различные теории. Квалифицированный психолог обобщает научные знания по определенной проблеме и может стать приверженцем какой-то одной теории, но постоянно открыт для освоения нового знания, для восприятия альтернативных точек зрения, стремится к системному подходу в своей практической работе. Он рассматривает теорию как способ мышления, который отражает реальность психической жизни человека.

Другими словами, квалифицированный психолог понимает, что в любой теории есть предмет и способы его описания, анализа, обобщения. В зависимости от различных теоретических позиций одна и та же проблема может решаться различными способами, поэтому важно в курсовой работе указать свои теоретические позиции по обозначенной проблеме, обосновать методологическую базу психологического исследования.

Цель и задачи курсовой работы определяются адекватно избранной теме и обозначенной проблеме исследования. Под задачами следует понимать совокупность действий, которые необходимо предпринять для достижения цели. Следует помнить, что цель и задачи курсовой работы принципиально обозначают направление исследования. Исходя из целей работы, обозначить объект, предмет работы. Формулируется основной тезис, подлежащий проверке (гипотеза). Во введении также описывается выборка исследования (испытуемые – полная характеристика: пол, возраст, образование, профессиональная информация и др.) и применяемые методы (методики). Объем введения – 2-3 машинописные страницы.

 

Теоретическая глава.

В данной части работы студентом проводится теоретическое изучение проблемы. Используя метод теоретического анализа научной литературы, студент описывает, анализирует, обобщает, систематизирует различные теоретические концепции по выбранной проблематике. Важно осознать, что в данной главе приводится теоретическое обоснование для дальнейшего эмпирического изучения проблемы. В данном разделе работы возможно рассмотрение истории вопроса, динамки изучения темы, сравнение теоретических подходов отечественных и зарубежных авторов и т. д. Объем теоретической главы не должен превышать 50 % от общего объема работы (примерно 14-15 машинописных страниц).

 

Эмпирическая глава.

Вторая глава курсовой работы должна заключать проведение эмпирического исследования по заявленной теме. Используя методы психологии труда, необходимо провести психологическую диагностику проблемы, описать процедуру, методы исследования, полученные результаты и их интерпретацию.

В данном разделе подробно описываются и анализируются все полученные данные и выявленные закономерности. Изложение материала структурируется исходя из логики решения проблемы в соответствии с экспериментальным планом. Приводимые данные (целесообразно обобщать их в виде схем, графиков и таблиц) должны доказывать или опровергать выдвинутые ранее гипотезы.

Следует отметить, что психологическая интерпретация полученных данных является основной составляющей данной главы. Интерпретация должна основываться на методах статистической обработки полученных в ходе исследования данных. В целом данная часть работы должна представить информацию о степени надежности сделанных заключений, согласованности полученных результатов с известными теориями и фактами, их научной новизне и перспективах применения.

Таким образом, глава содержит следующие параграфы: процедура проведения исследования; полученные результаты и их интерпретация. Объем данной части курсовой работы составляет примерно 15-17 страниц машинописного текста.

Примечание: если курсовая работа носит теоретический характер, то вторая глава будет содержать материалы теоретического исследования проблемы по заявленной теме.

 

Выводы.

В данном разделе необходимо представить выводы (объем 0,5-1 стр.) по работе. Кратко (желательно в одном предложении) характеризуются самые главные результаты и выявленные закономерности; выводы должны соответствовать поставленным задачам и целям работы. Большое количество выводов или их чрезмерно подробное описание свидетельствует о неумении автора выделить главное в своих результатах.

Выводы пишутся по гипотезе (подтвердились или нет, и что подтвердилось, а что – нет, т.е. основные результаты работы) и задачам (что выполнено и достигнуто, а что не выполнено и не достигнуто и почему). Т.е. выводы выглядят приблизительно так:

1) Гипотеза работы, в основном, подтвердилась (или не подтверждается). Можно утверждать, что __________

2) К числу основных факторов, определяющих _______, можно отнести следующие___________.

3) Можно отметить наличие (отсутствие) и характер взаимосвязей между исследуемыми следующими психологическими явлениями: ___________________________________.

Заключение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.53.34 (0.203 с.)