Общий методический подход к определению 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общий методический подход к определению



Экономической эффективности

 

Общим и объективно обоснованным является такой подход к оценке экономической эффективности, который основан на едином критерии экономической эффективности в соответствующих ему показателях и условиях.

Критерием (основным мерилом) экономической эффективности – является экономия общественного труда – живого и овеществленного. Экономия общественного труда имеет место при снижении его затрат за счет применения или внедрения новой техники.

Показатели – это величины с помощью которых можно измерить экономическую эффективность. Соответствующие критерии условия экономической эффективности – это числовые значения показателей (или их границы) свидетельствующие об экономии общественного труда:

Критерий → Показатели → Условия

Для того чтобы критерии и показатели экономической эффективности, любых хозяйственных мероприятий (в том числе и внедрение новых информационных систем), были максимально объективными, они должны базироваться на следующих исходных принципах:

1) рассмотрение целевых показателей социально-экономического развития в единстве с критериями и показателями экономической эффективности производства;

2) народно-хозяйственный подход, что означает необходимость:

2.1. Выбора из возможных вариантов мероприятий наилучшего, с точки зрения его последующего включения в план;

2.2. Учета при оценке эффективности мероприятий основных последствий их реализации, как непосредственно в той сфере, где мероприятия осуществляются, так и во всех других сферах, где проявляется влияние рассматриваемого мероприятия, включая социальные и экологические последствия;

2.3. Использование единой системы экономических нормативов;

3) Использование системы показателей экономической эффективности на разных уровнях управления, при решении задач различного плана;

4) Обеспечение единых и взаимоувязанных методов расчета всей системы экономических нормативов и цен, используемых в расчетах экономической эффективности хозяйственных мероприятий.

В качестве критериального интегрального показателя может быть использован показатель суммарного экономического эффекта: Э= Эеmеm.г.Тс|| (1)

Эе – Экономический эффект на единовременных затратах

Эm – Экономический эффект на текущих затратах, за все время действия хозяйственных мероприятий.

Эm.г. – Экономический эффект на текущих затратах за год

Тс – срок действия мероприятия

В соответствии с критерием указанным выше условием экономической эффективности хозяйственного мероприятии свидетельствующего об экономии общественного труда является величина экономического эффекта большей 0 Э>0 || (2)

Ток.р. – расчетный срок окупаемости затрат = [г] || (3)

Нормативный срок окупаемости дополнительных затрат должен быть указан в нормативных документах по соответствующей отрасли производства.

Обычно в нормативных документах указан не нормативный срок окупаемости дополнительных затрат, а величина ему обратная – нормативный коэффициент эффективности ЕН=1/Ток.н. (4)

Дополнительное условие экономической эффективности (3) устанавливает количественное соотношение между величинами Эе и Эm, в то время как условие (2) такого соотношения не устанавливает. Показатели экономической эффективности определяются на основе сопоставления затрат и результатов связанных с осуществлением вариантов внедрения информационных систем и представлены в денежном выражении. Под экономическими результатами понимаются любые поддающиеся учету в денежной форме общественно значимые последствия реализации вариантов внедрения информационных систем:

1) Производство необходимой обществу продукции (услуг), удовлетворяющих определенные потребности в определенные сроки;

2) Повышение качества производимой продукции (услуг);

3) Высвобождение (экономия) необходимых обществу производственных ресурсов;

4) Ускорение производственных процессов.

При оценке экономической эффективности хозяйственных мероприятий определяют как общую, так и сравнительную эффективость вложений.

Общая эффективность отражает соотношение затрат дохода или прибыли на 1 гривну вложений складывающиеся в производстве при реализации принятого к внедрению варианта хозяйственного мероприятия.

Сравнительная эффективность отражает относительную экономию затрат получаемую с каждой гривны вложений при реализации наилучшего, по сравнению с базовым, варианта хозяйственного мероприятия.

Показатель «сравнительной эффективности», для определения срока окупаемости, может быть применен, для нахождения лучшего варианта хозяйственного мероприятия, путем их по парного сопоставления. При методе по парного сопоставления по сравниваемым вариантам капитальных вложений (единовременных затрат), определяется расчетный срок окупаемости, который не должен превышать нормативный. При этом формулу (3) интерпретируют следующим образом:

(5)

С – себестоимость готовой продукции по сравниваемым вариантам

К – капитальные вложения (единовременные затраты)

∆К имеет смысл дополнительных капитальных вложений

∆С – годовая экономия за счет снижения себестоимости продукции, при реализации более капиталоемкого варианта хозяйственного решения.

При практическом использовании показателя срока окупаемости нередко допускается методическая ошибка: из сравниваемых вариантов выбирается такой, у которого расчетный срок окупаемости наименьший из всех удовлетворяющих условия.

Имеется три варианта внедрения информационной системы со следующими К и С

 

 

Расчетный срок окупаемости равен 6 месяцев (Ток.н.)

Вариант К С Т 2-1/3-2
базовый        
первый     2,5  
второй     2,66667  
третий   13,2 3,38235 8,75

 

Наряду с показателями срока окупаемости для выбора варианта внедрения информационной системы можно использовать критерий минимума приведенных затрат. Приведенными затратами по итому варианту внедрения информационной системы (любого хозяйственного мероприятия), обозначается буквой Зі принято называть выражение Зііні (7). Если использовать показатель нормативного срока окупаемости, то условие большей экономической целесообразности применения, например 2-го варианта по сравнению с первым, можно записать так

Согласно критерию минимума приведенных затрат, наилучшим хозяйственным является то для которого величина Зі минимальное

 

Вариант К С Т 2-1/3-2
базовый        
первый     2,5  
второй     2,66667  
третий   13,2 3,38235 8,75

 

согласно критерия минимума затрат наилучшим оказывается второй вариант:

Вариант К С Т 2-1/3-2  
базовый         23,66667
первый     2,5   21,33333
второй     2,66667   20,33333
третий   13,2 3,38235 8,75 20,7

 

Под экономической эффективностью будем понимать сравнение затрат с эффектом. При этом имеются ввиду сравнения и как отношения затрат к эффекту и как их алгебраическая сумма.

Эффект в широком смысле – результат какого либо мероприятия. Экономический эффект – есть денежное выражение экономического результата. Положительный экономический эффект – это экономия. Отрицательный – убыток. Одним из видов экономического эффекта (при повышении качества и надежности изделий в частности) – является предотвращенный убыток, то есть не возникший отрицательный экономический эффект (этот эффект иногда ошибочно называют экономией).

Убытки бывают двоякого рода. Под убытком понимают, во-первых, уменьшение наличного имущества или так называемый положительный ущерб (потери из-за брака), и во-вторых, убытком называют упущенную выгоду, то есть не получение тех имущественных благ, которые могли бы быть получены если бы не имело места вредоносное действие. Примером упущенной выгоды – является неполучение предприятием плановой выгоды, вследствие ошибок управления. Таким образом, предотвращенный ущерб, в каком бы виде он не выступал – является экономическим эффектом, а не экономией. Экономия, под которой понимается положительный экономический эффект, называют сбереженный общественный труд при изготовлении и потреблении продукции.

 

Информационная технология

 

Базовыми составляющими информационных технологий являются:

1) компоненты технического обеспечения для сбора, передачи, обработки, хранения и представления данных;

2) системное и прикладное программное обеспечение;

3) информационные услуги, телекоммуникации, электронная коммерция и банки;

Классификация информационных технологий. Классификационные признаки:

1) по способу реализации в информационных системах (традиционные или новые информационные технологии);

2) по степени охвата задач управления (электронная обработка данных, автоматизация функций управления, поддержка принятия решений, электронный офис, экспертная поддержка);

3) по классу реализуемых технологических операций;

4) по типу интерфейса пользователя (пакетные, диалоговые, сетевые системы);

5) по способу построения сети (локальные, иерархические, распределенные);

6) по виду предметной области, в которой обслуживаются информационные технологии;

АИС – автоматизированная информационная система – это система, реализующая информационные технологии в сфере управления, в результате совместной работы управленческого персонала и комплекса технических средств.

Автоматическая типизированная экономическая система - это типовой пример АСУ, является частью информационного пространства, и отображающей часть деятельности некоторого экономического объекта.

Автоматизированная АИС должна обеспечивать:

1) постоянное наблюдение за текущим состоянием объекта управления и его характеристика;

2) адаптацию – то есть приспособление к существующей практике бизнеса и модификаций, если такая практика изменяется;

3) поддержку профессиональной деятельности управленческих работников;

4) взаимодействие с управленческим персоналом;

5) осуществление сбора и анализа данных для управления и автоматической работы программных средств при наступлении заданного времени по формированию необходимой отчетности;

6) реализацию системы подсказок и рекомендаций для пользователя;

7) эффективное хранение данных в базе данных и возможность доступа к ним для любого конечного пользователя со своего рабочего места;

8) взаимодействие пользователей между собой на основе безбумажной технологии.

Для выполнения своих функций информационная система должна обладать соответствующим обеспечением, разработанным и внедренным на основе установленных государственных стандартов.

Виды обеспечения ИС:

1. организационное обеспечение – это совокупность документов описывающих технологию функционирования ИС, методы выбора и применения пользователем технологических приемов, для получения конкретных результатов при функционировании ИС

2. информационное обеспечение ИС – это совокупность информации, информационных ресурсов, средств и методов ведения всей информационной базы объектов управления.

3. техническое обеспечение – это совокупность всех технических средств, используемых при функционировании ИС.

4. математическое обеспечение – это совокупность математических методов, моделей и алгоритмов решения задач, которые применяются в ИС.

5. программное обеспечение ИС – это совокупность программ на носителях данных и программных документов, которые предназначены для отладки, функционирования и проверки работоспособности ИС.

6. Лингвистическое обеспечение ИС – это совокупность средств и правил, для формализации естественного языка, который используется при общении пользователей и персонала использующего ИС, с комплексом средств автоматизации при функционировании ИС.

7. Правовое обеспечение ИС – это совокупность правовых норм, которые регламентируют правовые отношения и юридический статус результатов такого функционирования.

8. Методическое обеспечение ИС – это совокупность документов описывающих технологию функционирования ИС, методы выбора и применения пользователями технологических приемов для получения конкретных результатов при функционировании ИС.

9. Эргономическое обеспечение ИС – это совокупность средств и методов, которые создают благоприятные условия для труда человека в информационной системе, условий для взаимодействия человека и ЭВМ.

 

Информационные системы в экономике

 

Предназначение ИС в экономике состоит в описании экономического объекта, его состоянии взаимодействия выражающего через экономические показатели, кроме того – это автоматизация расчетов, под которой понимают человеко-машинное решение экономических задач.

Управление экономикой основывается на информации и порождает новую информацию, определенной системе управления экономическим объектом соответствует своя ИС, которую называют экономической ИС.

Экономическая информационная система – это совокупность внутренних и внешних потоков прямой и обратной информационной связи экономического объекта, методов средств, и менеджеров разных уровней, которые принимают участие в процессе обработки информации и принятий управленческих решений. В каждой ИС такого типа, организовывается и ведется работа в следующих направлениях:

1) Выявление информационных потребностей;

2) отбор источников информации;

3) сбор информации;

4) ввод информации с внешних или внутренних источников;

5) обработка информации, оценка ее полноты и значимости, а также представление ее в удобном виде;

6) вывод информации для представления ее пользователям, либо передача в другую систему;

7) организация использования информации для оценки тенденции, разработки прогнозов, оценки альтернативных решений и действий, выработке стратегий;

8) организация обратной связи с информацией переработанной людьми из данной организации, коррекция входной информации;

Существуют 3 уровня управления: стратегический, тактический и оперативный.

Запросы к информационным системам, которые используются на всех уровнях управления и процедуры формирования ответов на них можно разделить на рутинные и не рутинные.

Рутинные процедуры характеризуются заданостью начальной и конечной информации, а также заданостью алгоритма получения последней из первой. Видыление рутинных задач и процедур обработки информации позволяет их формализовать, а затем и автоматизировать.

Если повседневные рутинные действия автоматизированы, то гораздо проще обрабатывать не рутинные случайные запросы.

АИС представляет собой совокупность информации экономико-математических методов и моделей, технических, программных, технологических средств и специалистов предназначенных для оптимизации информации и принятия управленческих решений. В последнее время на больших предприятиях широко внедряются корпоративные информационные системы (КИС).

КИС – это информационная система, которая поддерживает автоматизацию функций управления на предприятии (корпорации), и предоставляет информацию для углубления знаний и принятия управленческих решений. В ней реализована управленческая идеология, объединяющая бизнес-стратегию предприятия и прогрессивные ИТ. Полноценная КИС должна обеспечивать информационную прозрачность предприятия, формировать единое информационное пространство, объединяющее информационные потоки, которые идут от производства, с данными финансовых и хозяйственных служб и выдавать необходимые сообщения для всех уровней управления предприятием. Таким образом КИС – это целостный программно-аппаратный комплекс позволяющий удовлетворить, как текущие, так и стратегические потребности предприятия в обработке данных.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 291; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.126.74 (0.031 с.)