Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Трудоемкость: 4 зачетные единицы↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Трудоемкость: 4 зачетные единицы Квалификация (степень) выпускника: бакалавр (4 года) Форма обучения: очная
Рассмотрена на заседании кафедры педагогики протокол № _13_ от «_24_» __мая_ 2012_ г.
Заведующий кафедрой педагогики ________________Орлов А.А.
СОДЕРЖАНИЕ 1. Цели освоения дисциплины 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) 4. Структура и содержание дисциплины (модуля) 4.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы 4.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины 5. Образовательные технологии 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) 9. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 10. Анкета обучающегося 11. Аннотация 1. Цели освоения модуля «Управление образовательными системами» дисциплины «Педагогика» Целями освоения модуля «Управление образовательными системами» являются формирование профессиональной направленности личности студентов, развитие их педагогического мышления (прежде всего, его практико-действенного компонента), развитие готовности к проекционной (в том числе инновационной) и управленческой деятельности, становление системы гуманистических профессиональных ценностей.
2. Место модуля «Управление образовательными системами» дисциплины «Педагогика» в структуре ООП бакалавриата Модуль «Управление образовательными системами» относится к базовой части дисциплины профессионального цикла «Педагогика». Этот модуль представляет собой логическое продолжение модулей «История образования и основы педагогики», «Теоретическая педагогика», «Практическая педагогика» и тесно связан с системой учебно-исследовательских практик. Специфика модуля состоит в том, что он призван подготовить будущего учителя к реализации не только обучающей, воспитывающей, развивающей, социально-педагогической, но и управленческой функций. Освоение данного модуля необходимо для качественной подготовки будущего педагога к решению следующих задач профессиональной деятельности: • анализу, проектированию и разработке эффективных образовательных систем; • анализу собственной деятельности и выбору оптимальной стратегии повышения своей квалификации; • использованию современных технологий управления педагогическим коллективом. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения модуля «Управление образовательными системами»: В результате освоения дисциплины обучающийся будет обладать следующими компетенциями: n способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4); n готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5). В результате освоения модуля обучающийся должен: Знать: · сущность деятельности в нормативно-правовом аспекте (ОПК-4); · ценностные основы профессиональной деятельности (ОПК-4); · сущность педагогически целесообразного взаимодействия (ПК-5); · основные аспекты взаимодействия с родителями, коллегами, социальными партнерами, прописанные в нормативных документах (ПК-5). Уметь: · реализовывать нормативные документы в своей профессиональной деятельности (ОПК-4); · учитывать и прогнозировать различные способы профессиональной коммуникации в ситуациях взаимодействия различных участников образовательного процесса (ПК-5); · бесконфликтно общаться с различными субъектами образовательного процесса (ПК-5).
Владеть: · способами ведения корректного диалога по педагогическим проблемам (ПК-5). 4. Структура и содержание модуля «Управление образовательными системами» 4.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
4.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины
Образовательные технологии Модуль «Управление образовательными системами»направлен на формирование у студентов готовности к организационно-управленческой профессиональной деятельности. В результате изучения модуля у студента должно быть сформировано понимание и осознание оценки собственной деятельности и применения нормативных документов в сфере образования в профессиональной деятельности выпускника. Студенты должны понимать особенности управления в сфере образования, умения выполнять обязанности учителя в заполнении документации т.д. Преподавание дисциплины должно включать в себя следующие образовательные технологии: 1) Организация лекций с использованием презентаций, выполненных с использованием мультимедийных технологий. Данные лекции должны знакомить студентов с основными идеями, понятиями, альтернативными теориями и подходами к анализу педагогических явлений и процессов. Проблемность, сопоставимость альтернативных позиций, характеристика стохастичности педагогического процесса, обоснование креативности педагогической деятельности, проблемное изложение актуальных задач отечественной школы и педагогики, - основные требования к лекции по педагогике. Реализация данных требований позволит преподавателю учить студентов размышлять и фиксировать основные идеи, важнейшие характеристики понятий, теорий и их авторов, наиболее значимые факты, типичные педагогические ситуации и др.
2) Активное использование диалоговых технологий в процессе обсуждения вопросов на практических / семинарских занятиях. Семинар является диалогичной формой организации занятий, на семинарах у студентов формируется професиональная направленность мышления, развиваются и закрепляются мотивы учения, важнейшие и общеучебные педагогические знания, умения и навыки, основы профессиональной рефлексии. Этому будет способствовать эффективное использование таких форм проведения семинаров, как беседа, учебная дискуссия и др. Индивидуально-дифференцированный подход к их организации позволит, создав «ситуацию успеха», эффективно формировать позитивную мотивацию учения, развивать познавательную активность и самостоятельность студентов. Проведение семинара предполагает формирование у студентов умений: 1) внимательного ознакомления с планом и методическими указаниями к семинару; 2) изучения конспекта лекций по данной теме; 3) самостоятельного изучения литературы к каждому из вопросов плана; 4) выполнения заданий для самостоятельной работы с целью добывания реальных педагогических фактов, иллюстрирующих те или иные положения теории. Важнейшая цель семинаров: 1) формировать основные педагогические понятия; 2) научить на их основе осмысливать актуальные педагогические идеи и теории; 3) научить узнавать их в научной литературе и школьной практике; 4) научить опираться на теорию при описании и анализе педагогических фактов и явлений.
3) Включение элементов тренинга ( т ренинговые технологии) в практические занятия. Использование элементов тренинговых методик (тренинги) в изучении модуля «Управление образовательными системами» будет способствовать более глубокому самоанализу студентов, выявлению профессионально значимых достоинств и коррекции недостатков; развитию их рефлексии. В ходе этих занятий отрабатываются способы приложения теоретических знаний к конкретной области профессионально-педагогической деятельности: конструируются различные ситуации педагогического общения и др.
4) Использование на лабораторно-пракических занятиях (ЛПЗ) методов работы с документацией в сфере образования (работа с интернет-ресурсами, посвященными документации в сфере образования). Также эффективно в процессе проведения ЛПЗ обращаться к анализу педагогических ситуаций (с использованием мультимедийных технологий). На занятиях отрабатывается применение теоретических положений модуля «Управление образовательными системами» на пракике; осуществляется теоретический анализ школьной жизнедеятельности путем обсуждения педагогических ситуаций (управленческий аспект), выявления и решения педагогических задач. Для активизации познавательной деятельности студентов рекомендуется использовать такие приемы, как постановка вопроса при изложении материала, включение в него отдельных практических упражнений, ситуационных задач, обращение к наглядным и техническим средствам обучения, побуждение к ведению записей, созданию опорных конспектов.
5) Использование на лабораторно-пракических занятияхметода кейсов (обучение методом ситуаций или прецедентов). Такое обучение развивает, зачастую бессознательно, понимание и способность мыслить на языке основных проблем, с которыми сталкиваются специалисты в профессиональной деятельности. Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. Студентам нужно предлагать для анализа отрывки из художественных произведений, описывающих педагогические ситуации, учителей. 6) Использование в процессе подготовки к занятиям проектные технологии (проектные методики). Так, например, рекомендуется использовать проектную методику при изучении темы «Школа как педагогическая система и объект управления». Целью проектного метода является: овладение студентами умениями проектирования, конструирования, организации и анализа педагогической деятельности; создание условий для формирования личностно-значимого опыта индивидуальной и совместной деятельности при решении педагогических задач.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. Тема №1. Законодательство, регулирующее отношения в области образования. Государственно-общественная система управления образованием. Система образования в РФ. Цель: добиться знания студентами сущностных характеристик понятий «социально – педагогическая система» и «система образования РФ»; понимания взаимосвязей между отдельными структурными элементами системы образования; понимания детерминированности кардинальных изменений в системе образования РФ условиями современного социально – экономического, политического и культурного развития общества. Формы изучения: лекции, семинары, самостоятельная работа План: 1. Теоретические аспекты понятия «система образования». 2. Основные этапы и сущность реформирования образования в России в 80 -90 –е годы. Закон РФ «Об образовании». 3. Современное состояние системы образования в РФ, ее структурные элементы и основные особенности. 4. Перспективы развития образования в России. 5. Тульская региональная система образования.
Основная литература: Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2011. Дополнительная литература1. Бордовская, Н.В. Педагогика: Учеб. пособ. для вузов /Н. В. Бордовская, А.А.Реан. - СПб: Питер, 2011. 2. Воробьева, С.В. Основы управления образовательными системами: Учебное пособие / С.В. Воробьева. – М.: Академия, 2008.3. Костюченко, И. Ю. Государственная политика и управление в сфере народного образования Российской Федерации (1990-е гг.) / И. Ю. Костюченко: Монография. - М, 2008. 4. Образование в России: Федеральный справочник. – М., 2010. 5. Шамова, Т.И. Управление образовательными системами / Т. М. Давыденко, Г. Н. Шибанова, Т.И. Шамова. – Изд-е 5-е. - М.: Академия, 2008. – 384 с.
Методические указания: 1. Следует отметить, что образование все чаще рассматривается как разновидность сложной и динамичной социальной системы. Этот взгляд нашел отражение в социологической трактовке понятия «система образования». В тоже время, это понятие можно рассматривать с точки зрения гносеологии как совокупность различных видов познавательной деятельности человека, представленную чувственно – эмоциональным отражением реальности, понятийным мышлением на уровне обыденного сознания и научным мышлением. Социологический и гносеологический подходы к пониманию системы образования сложились исторически. В связи с этим желательно дать краткую характеристику основных этапов становления и развития системы образования в России, привлекая для этого уже имеющиеся у вас знания по истории педагогики. На конкретных примерах покажите: чем было обусловлено развитие системы образования, какие особенности она имела на разных этапах исторического развития России. Из списка основной рекомендованной литературы используйте № 1 и №2. 2. Второй вопрос предусматривает краткую характеристику основных изменений в социально – экономической, политической, культурной жизни России в 90 –е годы XX в. Документы: Национальная доктрина образования, Федеральная программа развития образования. Наибольшее внимание уделите рассмотрению основных разделов Закона РФ «Об образовании». Из рекомендованной литературы используйте №1. 3. Современную систему образования в РФ следует охарактеризовать как совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений и органов управления образованием. Обязательно начертите схему структура системы образования РФ. 4. Данный пункт плана ориентирует вас на рассмотрение и анализ нормативных документов, характеризующих перспективы развития российской системы образования («Национальный проект «Образование», «Наша Новая школа», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»). 5. Покажите особенности Тульской региональной системы образования, расскажите о перспективах ее развития. Приведите статистические данные об образовательных учреждениях города Тулы. В подготовке воспользуйтесь информацией интернет –ресурса - http://education.tula.ru/.
Обратить внимание на то, что современную систему образования в РФ следует рассматривать как совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений и органов управления образованием. Задания: 1. Групповая форма работы. В рамках подтемы «Состояние и развитие Тульской региональной системы образования» подберите материал и сделайте презентацию, отражающую структуру Тульской региональной системы образования. 2. В школах происходит внедрение электронных дневников. Проведите миниисследование, которое позволит выяснить отношение учеников, родителей и учителей к данному виду электронной документации. Для выполнения задания необходимо использовать интернет-ресурсы (сайт «Управления образованием Тульской области). Тема №3. II. Практическая часть. Работа с дидактическими материалами: уставы образовательных учреждений, различные виды планов образовательных учреждений, тренинг по «управлению». Задания: 1. Составьте рекламный буклет школы, которую вы закончили. Отразите в нем основные направления деятельности образовательного учреждения. Рекламный буклет должен содержать название школы, эмблему (если есть), девиз, структуру управления школой, основные направления деятельности. Данное задание можно выполнять как в группах (по предварительной договоренности), так и индивидуально. 2. Составьте презентацию работы методического объединения школы (ваше направление подготовки). Студенты должны отразить в презентации основные направления работы методического объединения. Данное задание можно выполнять в малых группах (3 человека). 3. Составьте перечень вопросов для интервью с директором школы, которые позволят получить максимальное представление о данном образовательном учреждении. При подготовке ответов на вопросы и выполнении заданий вы можете воспользоваться интернет-ресурсами Тульской региональной системы образования - http://www.uotula.ru/ и http://education.tula.ru/.
Тема №4. Методические указания. 1. По первому пункту плана необходимо сделать выписки из Закона РФ «Об образовании» - статьи 58,53,54,55,56. Дать устные комментарии к ним. Также познакомьтесь с правами и обязанностями учителя, отраженными в Уставе образовательного учреждения, в трудовом контракте учителя. 2. Методическая работа – одно из основных направлений деятельности современной школы и учителя. Необходимо дать определение понятию «методическая работа», показать новые подходы к пониманию ее функций, целей и задач. Покажите связь методической работы с работой научно – экспериментальной. Особое внимание обратите на характеристику новых содержательных аспектов методической работы: освоение новых образовательных стандартов, выбор, экспертиза и апробация учебных программ и учебников. На конкретных примерах покажите разнообразие форм и методов методической работы в школе. 3. Раскрывая понятие «повышение квалификации», необходимо остановиться на разъяснении следующих моментов: обучение по новым образовательным программам с целью роста профессионализма и компетентности, освоение новых функций, обязанностей, получение новой специальности или квалификации. Расскажите о содержании, путях, формах и методах повышения квалификации педагогических работников. 4. Охарактеризуйте основные социальные институты и учреждения, входящие в систему повышения квалификации педагогических работников (институты, факультеты и курсы повышения квалификации, методические кабинеты, информационные и аналитические центры и т.д.). Покажите их взаимосвязи со школой. На примере Тульского региона расскажите о повышения квалификации и аттестации работников образования в Тульской области. Воспользуйтесь образовательными интернет-порталами Тульской области - http://www.uotula.ru/ и http://education.tula.ru/.
2)Работа с документами, формирующими у студентов представление о целях, задачах, процедуре аттестации педагогических работников. Предварительное знакомство студентов с документами по аттестации: Положение об аттестации, заявление, аттестационный лист. Далее – комментарии к тексту документов, рассмотрение конкретных ситуаций, связанных с аттестацией. Ответы на вопросы: 1. Каковы цели и задачи проведения аттестации педагогических и руководящих работников? 2. Каковы основные принципы аттестации? 3. Каковы сроки и процедура проведения аттестации? 4. Каков состав аттестационных комиссий различного уровня? 5. Что такое экспертные группы при аттестационных комиссиях, каковы их функции? 6. Является ли аттестация добровольной для педагога? А для руководителя образовательного учреждения? 7. Как выбираются формы и методы аттестации? 8. Каково содержание заявления о прохождении аттестации? 9. Как принимается решение аттестационной комиссии, каким может быть это решение? 10. Как рассматриваются трудовые споры по вопросам аттестации? 11. Что такое квалификационные характеристики? Расскажите о них. 12. Как зависит оплата труда педагогических работников от результатов аттестации? 13. В суть новой системы оплаты труда педагогических работников? Задания: 1. Соберите материал, использую книги, журнальные статьи и Интернет-ресурсы, о деятельности руководителя образовательного учреждения г. Тулы. Составьте презентацию, в которой отразите основной путь карьерного становления. (Защита проекта). 2. Разработайте портфолио успешного руководителя. Какие пункты должно содержать портфолио? 3. Спрогнозируйте свою «карьеру» в сфере образования. Составьте подробную схему. Что нужно для достижения той или иной ступени (какая должна быть проведена работа в области самообразования).
Типовые задания для самостоятельной работы. 1. Составьте таблицу, схематично отображающую структуру органов государственно-общественного управления на всех уровнях управления образованием в РФ (желательно с использованием примеров, иллюстрирующих специфику региона и конкретного образовательного учреждения). 2. Начертите органиграмму управления образовательным учреждением, в котором вы проходили педагогическую практику. Определите, кто кому подчиняется (отношения субординации), кто с кем взаимодействует на равных (отношения координации). Подумайте, все ли элементы представленной структуры, взаимосвязаны с другими? Нет ли лишних, «не работающих» компонентов? Нет «двойного подчинения» в системе? Нет ли органов управления, не подчиненных никому и т.п. Является ли, на ваш взгляд, эта структура оптимальной для данного образовательного учреждения? 3. Задания с привлечение ресурсов Интернета. 1) Ввести в строке «Адреса» адрес Базы данных Официального Сервера Российского Министерства Образования: www.edu.ru (ed.gov.ru, informika.ru). Перейти по ссылке «Распорядительные и нормативные документы МО» («Нормативные акты, регламентирующие деятельность МО России»). Составить каталог приказов Министерства по следующим разделам классификатора: Общие вопросы образования; Органы управления образованием; Организационно-правовые формы образовательных учреждений; Плата и социальная защита обучающихся и воспитанников; Стипендии; Льготы.
2) Ознакомиться с тематикой ресурсов поисковых систем. Пройти по разделам «Образование» — «Педагогика» — «Периодика по проблемам образования» и т.п. Просмотреть некоторые ссылки из первой десятки, представленных в этих категориях. Пользуясь поисковой системой, сформулировать запрос по теме семинарского занятия и осуществить поиск необходимой информации. В строке поиска ввести ключевые слова, например, «нормативно-правовые акты системы образования», «нормативные документы образования» или «управление образовательным учреждением» (кавычки при вводе ключевых слов не нужны). Ознакомиться с тематикой ресурсов, предлагаемых системой по введенным ключевым словам. Сохранить понравившиеся материалы (документы). Добавить к предложенному списку адресов те, по которым получили заинтересовавшую Вас информацию по проблемам образования.
4. На основе анализа особенностей профессиональной деятельности руководителей выделите и сгруппируйте профессионально значимые качества личности руководителей школ. Подберите методики для экспериментального исследования управленческой культуры руководителя. 5. Изучите современные документы, раскрывающие требования к аттестации работников образовательных учреждений. Проанализировав данные требования, составьте собственную программу повышения квалификации.
Оценочные средства: Вопросы для подготовки к коллоквиуму по темам 1и 2:
Вопросы контрольной работы, предполагающие развернутые ответы: 1. Охарактеризуйте понятие управленческой деятельности, функции и принципы управления. 2. В чем заключаются особенности внутришкольного управления (основные задачи, структура, распределение функциональных обязанностей). 3. Назовите основные документы, регламентирующие деятельность образовательного учреждения. 4. Дайте общее понятие о повышении квалификации учителя: цели, сроки, формы, направления. Расскажите об учреждениях переподготовки и повышения квалификации педагогических работников. 5. Опишите систему аттестации педагогических работников, ее цели и задачи. Тестовые задания: · 1.К общеобразовательным не относятся программы: а) дошкольного образования; б) начального образования; в) основного общего образования; г) начального профессионального образования.
· 2.В Законе «Об образовании» зафиксирован следующий перечень форм получения образования в РФ: а) в образовательном учреждении; в форме семейного образования; самообразование; экстернат; б) в образовательном учреждении; дистанционно; очно; заочно; в) в образовательном учреждении; самообразование; дистанционное образование; г) в образовательном учреждении; в форме семейного образования; дистанционное образование.
· 3.Непосредственное управление государственным, муниципальным образовательным учреждением осуществляет: а) совет образовательного учреждения; б) педагогический совет образовательного учреждения; в) попечительский совет образовательного учреждения; г) руководитель (директор, ректор, заведующий и т.д.) образовательного учреждения.
Обобщенная тема
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.108.192 (0.017 с.) |