Решение проблем существования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Решение проблем существования



 

Таков смысл этого стиха из “Брихад-араньяка-упанишад” – там эва дхиро вигйайа прагйам курвита брахманах.

В своём комментарии к “Бхагавад-гите” (2.7) Шрила Прабхупада цитирует стих из той же Упанишады: йо ва этад акшарам гаргй авидитвасмал-локат праити са крипанах, - “Того, кто, получив тело человека, не разрешает проблем существования и покидает этот мир, будучи ничем не лучше кошки или собаки, т.е. не познав науки духовного самопознания, следует считать скупцом”. Такой человек – крипана, являющийся противоположностью брахмана. Кто же является брахманом? Йо ва этад этад акшарам гарги видитвасмал-локат праити са брахманах – «Тот, кто покидает этот мир, найдя решение проблем существования, - мудрый брахман». Он познал непогрешимого Господа Вишну. Тот же, кто не постиг Вишну, - крипана. Тот, кто познал Вишну, может разрешить проблемы существования. Иным путём это сделать невозможно. Цель жизни – постичь и осознать Вишну, обрести Вишну. В шастрах много говорится об этом. Так, “Ману-самхита” (2.168) гласит:

 

йо ‘нидхитйа двиджо ведам анйатра куруте шрамам

са дживан эва шудратвам ашу гаччхати санвайах

 

“Тот, кто проходит обряд получения священного шнура, гаятри-мантра дикшу, обретает второе рождение и становится двиджей. Такой брахман, двиджа, должен жить в ашраме гуру и изучать Веды. Но если он, пройдя упанайану, мантра дикшу, покидает ашрам гуру и обращается к материальной деятельности, он становится шудрой. И все его потомки также будут шудрами”.

Таким образом, в Кали-югу все являются шудрами. В эту югу нет брахманов, так как после упанайаны, мантра дикши, они посвящают себя не изучению Вед, а различным видам материальной деятельности.

 

Потомок Верховного Господа

 

Поэтому Прабхупада говорил: “Мы воспитываем брахманов. Мы обучаем тому, как стать брахманом, так как общество нуждается в них. Общество, не имеющее головы, не может быть совершенным”. Такие брахманы представляют собой сословие разумных людей и являются гуру остальных варн: кшатриев, вайшьев и шудр. В “Шримад-Бхагаватам” (4.21.12) говорится:

 

сарватраскхалитадешах

сапта-двипаика-данда-дхрик

анйатра брахмана-кула

данйатрачйута-готратах

 

“У Махараджи Притху не было соперников и власть его простиралась на все семь островов, расположенных на поверхности земли. Все приказы царя бесприкословно выполнялись и ослушаться их не мог никто, кроме брахманов и вайшнавов (ачьюта-готратах)”.

Так называемых брахманов именуют чьюта-готрой, но тот, кто становится вайшнавом, превращается в ачьюта-готру. Готра значит “происхождение” или ”род; родословная”, и её можжно определить, только если известен отец. Так называемые брахманы являются ришикула датта, то есть они ведут своё происхождение от одного из риши: Гаутамы, Кашьяпы, Бхарадваджи, Васиштхи, Вайшампаяны и др. Если вы спросите их к какой готре они принадлежат, они скажут: к готре Кашьяпы, Бхарадваджи или Гаутамы. Но когда человек становится вайшнавом, он превращается в ачьюта-готру – потомка Верховной Личности Бога, а не ришикулы.

Таким образом, сарватраскхалитадешах – правление Притху не распространялось на брахманов и вайшнавов, так как они являются гуру остальных варн. Они существуют для того, чтобы направлять и наставлять нас. Цари-кшатрии будут править под их руководством, и тогда их правление будет совершенным, а иначе они будут совершать ошибки.

Итак, брахма джантити брахманах – брахман – это тот, кто знает брахма-таттву. Что означает слово ”брахма”? Брахма – это брихад-васту, величайший и всепроникающий – чид-ананда висеша-вишну. Брахман – это тот, кто знает всепроникающего Вишну, являющегося сач-чид-анандой, и сознаёт эту таттву. Не познав всепроникающего Вишну, никто не может стать брахманом или гуру. Тот, кто становится вайшнавом, превращается в совершенного брахмана, парамартхика брахмана.

Тот, кто во всём совершенстве и полноте овладел ведическим знанием, является брахма-вадинах, и такого человека нельзя убивать, о чём говорится в ”Шримад-Бхагаватам” (9.9.31): ”Ты хорошо известен и почитаем среди учёных людей. Как же ты смеешь убивать этого брахмана – святого, безгрешного человека, во всей полноте овладевшего ведическим знанием? Убить его всё равно что погубить зародыш во чреве матери или умертвить корову”. Убийство такого человека – тяжкий грех.

Необходимо видеть душу и Сверхдушу

 

Истинный вайшнав знает и видит Верховного Господа, Вишну. Он видит атму, душу, и Параматму, Сверхдушу. Только такого человека можно считать истинным брахманом, совершенной душой, познавшей свою духовную природу. Брахман – это тот, кто утвердился в брахмане, брахма-ништха.

 

брахма-бхутах прасаннатма

на шочати на канкшати

(Б.г. 18.54)

Он – брахма-бхутах прасаннатма, он видит Верховного Брахмана, Господа Вишну. Повсюду и в каждом живом существе он видит душу и Сверхдушу, и потому он всегда умиротворён и исполнен блаженства. Он в полном смысле слова связан с сач-чид-ананда брахмой. На шочати на канкшати – он не скорбит ни о каких материальных потерях и ни к чему не стремится, поскольку он обрёл полное целое – пурна брахму. Он всегда умиротворён и счастлив. Поэтому Веды утверждают: атма бахуре драштабхйа шротабхйа матрабхйа нидирдхйа сиддхабхйа. Если вы хотите достичь истинного умиротворения и счастья, которые никогда не нарушатся (ниравачхина), тогда вы должны видеть душу, слушать о ней и медитировать на неё. Тот, кто делает это, находится на ступени брахма-бхуты, он всегда умиротворён и счастлив, и это состояние умиротворённости и радости никогда не нарушается. Он ни к чему не стремится и никогда не скорбит ни о каких материальных потерях.

Кто же может видеть душу?Какого рода видение для этого необходимо? Душа так мала, может ли любой её видеть? Как бы то ни было, мы можем осознать факт её существования. Так, например, в дереве имеется огонь, хотя он и не виден. Но если вы потрёте два куска дерева друг о друга, огонь появится. Точно так же, и душа находится в теле, хоть её и не видно.

 

нитйо нитйанам четанаш четананам

эко бахунам йо видадхати каман

 

(”Катха-упанишад”, 2.2.13)

 

Существует одно верховное живое существо и множество маленьких живых существ. Нитйо нитйанам – одно слово в единственном и множественном числе. Маленькое вечное существо – это атма, отдельная душа, а верховное вечное существо – это сач-чид-ананда майя, брахма.

 

Умиротворение и блаженство

 

Мы должны понимать, что материальное тело живо и обладает сознанием, пока в нём находится душа. Когда же душа покидает тело, оно становится куском неживой материи. Из этого мы можем понять, что душа находится в теле. И мы должны видеть душу, слушать о ней и медитировать на неё. Тогда мы всегда будем пребывать на ступени брахма-ништхи. Брахма-бхута прасаннатма – брахман всегда умиротворён и счастлив. Он всегда видит только душу и Сверхдушу, он не видит физического тела.

Бхактивинода Тхакур, махаджана, ачарья, принадлежащий к нашей школе, говорит, что тот, кто становится вайшнавом, является совершенным брахманом. Он с состраданием относится ко всем живым существам – дживе дайя наме ручи – ваишнава ачара. Таковы качества вайшнава и его отношение к другим – он развил в себе пристрастие к повторению святого имени и проявляет милосердие ко всем живым существам, так как он видит душу. ”Это частичка Сверхдуши, Кришны, объекта моей любви, - думает он. - Эта джива принадлежит Кришне, Господу моего сердца, как же я могу плохо относится к ней, быть с ней жестоким”. Это и есть дживе дайя. Однако, не познав Сверхдушу, то есть Кришну, или Вишну, человек не способен проявлять милосердие ко всем дживам.

Таково идеальное отношение к другим совершенного брахмана, вайшнава. Он установил совершенные любовные отношения с Господом Кришной и видит во всех дживах частичек Кришны, объекта его любви. Только тот, кто любит Кришну может любить всех живых существ.

Тот, кто является брахманом осознал это, он видит, что Кришна и дживы связаны вечными любовными отношениями. Поэтому он относится к ним, как к братьям, проявляет к ним сострадание и дружит с равными себе. Он полон сочувствия к тем невежественным глупцам, которые страдают в этом мире из-за своего неведения. Они не развивают в себе сознание Кришны и ничего не знают о науке познания души, науке сознания Кришны. В нём появляется сострадание и сочувствие к ним. Он наделяет их таттва гьяной и дарует им сознание Кришны. Таково отношение вайшнава к другим живым существам. Может ли в таком случае идти речь о зависти и неприязни среди брахманов и вайшнавов? Тех, кто завидует другим и относится к ним с неприязнью, нельзя считать брахманами. Истинные брахманы всегда думают о благе всех джив, потому что их сердце разрывается при виде их страданий. Такие брахманы являются истинными вайшнавами.

 

Женщины, золото и слава

 

Теперь мы поговорим о том, что говорили махаджаны (махаджана-вакья) по поводу того, кто является истинным вайшнавом.

 

канака-камини, пратиштха-багхини

чхадийачхе йаре, сеи та’ ваишнава

(”Вайшнава ке?”, 11)

 

 

”Вайшнавом, несомненно, является тот, кто не жаждет золота и денег и не привязан к женщинам. Он не гонится за славой, почестями и признанием, которые сравнивают с багхини, тигрицей. Если вы попадёте в когти к этой тигрице, она сожрёт вас”. Вот что говорит махаджана Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур. Он вопрошает: ”А ты вайшнав?”

 

сеи ”анасакта” сеи ”шуддха бхакта”,

самсара таттха пайа парабхава

 

(”Вайшнава ке?”, 11)

 

 

“Он – шуддха-бхакта, чистый преданный, не привязанный ни к материальной деятельности, ни к женщинам, ни к золоту и деньгам и не стремящийся к славе, признанию и почестям. Он привязан только к лотосоподобным стопам Кришны. Такой человек воистину является вайшнавом”.

 

киртане йахара, ”пратиштха-самбхара”

тахара сампатти кевала ”каитава”

(”Вайшнава ке?”, 13)

 

 

”Те, кто посвящает себя киртане только для того, чтобы добиться пратиштхи, славы и всеобщего восхищения, чтобы все говорили: ”О, он – великий вайшнав, садху! Великий киртанийя!” – величайшие обманщики, и вся их деятельность – один лишь обман, каитава”.

 

Жизнь происходит из жизни

Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур говорит:

 

враджавасигана, прачарака дхана,

пратиштха-бхиксука та’ра нахе ”шаба”

прама ачхе танра, сехету прачара,

пратиштхаша хина - ”кришнагатха”саба

шридайитадаса, киртанате аша,

кара уччаих сваре ”харинама-рава”

киртана-прабхаве, смарана свабхаве,

се кале бхаджана-нирджана самбхава

 

(”Вайшнава ке?”, 18-19)

 

 

Для враджаваси, обитателей Враджабхуми, Кришна – единственный объект любви. Все они – прачараки, проповедники. Они выходят на улицу и проповедуют, так как они видят душу и Сверхдушу. Они видят, как страдают дживы вледствие своего невежества. Они видят в дживах частичек Кришны, объкта их любви. Они думают: "Они страдают только потому, что погрязли в невежестве, поэтому мы должны идти и проповедовать науку сознания Кришны. Им нужно дать сознание Кришны, и тогда они навеки избавятся от страданий и будут счастливы“. И они идут и проповедуют.

Но – пратиштха-бхиксука та’ра нахе ”шаба” – те, кто не выходит на улицу, чтобы проповедовать, или проповедуют ради славы и всеобщего почитания, - шаба, мертвецы. Они лишены жизни. Прана ачхе танра, сехету прачара – тот, кто обладает жизнью, идёт и проповедует. Что такое жизнь? Шрила Прабхупада касается этого вопроса в своём комментарии (Бхаг. 9.9.31): “Совершенная научная теория, заключающаяся в том, что жизнь – это соединение химических элементов, - глупость. Учёные не способны создать хоть какое-то живое существо, даже подобное тем, что вылупляются из яиц. Предположение о том, что учёные могут создать биохимическую среду, подобную биохимической среде яйца, и таким образом дать начало жизни, абсурдно”.

Каков источник жизни? Жизнь происходит из жизни, а жизнью является Кришна. Шьяма мора прана дхана - ” Шьяма – моя жизнь”. Тот, кто выходит на улицу и проповедует, является враджаваси, обитателем Враджабхуми. Он развил в себе кришна-прему и связал в своём сердце Кришну верёвкой любви. Он наделён жизнью. Ачарьи говорят:

 

шйама мора прана дхана, шйама мора абхарана

шйама мора дживанера дживана

шйама хено дхана пабо, хийара маджаре тхабо

наиле пране ванчхибанага

(“Падавали”)

 

 

Что такое жизнь? “Богатство моей жизни, прана дхана – это Шьяма. Единственное украшение для меня, мора абхарана – это Шьяма. В Шьяме вся моя жизнь. Шьяма – самое бесценное, что есть у меня. Я должен обрести Его и заключить в глубины сердца, а иначе я не смогу жить, и жизнь покинет меня”.

Источником жизни является Шьяма. Жизнь происходит из жизни. И тот, кто обладает жизнью, выходит на улицу и проповедует науку сознания Кришны.Он чувствует боль в сердце, видя, как живые существа страдают с незапамятных времён. Пратиштха-бхиксука та’ра нахе”шаба” – он не ищет славы, почестей и признания. Те, кто стремится к этому, лишены жизни, они – мертвецы. Вот, что Бхактивинода Сарасвати Госвами и Бхактивинода Тхакур говорят о том, каким качествами должны обладать проповедники. Самое главное – это то, что вы должны обрести жизнь, то есть Кришну, Шьяму, и оделить жизнью каждого человека. Только тогда вы будете истинными проповедниками.

Кто понимает это? Однако это то, что говорили наши ачарьи. Дживе дайа наме ручи – он с состраданием относится ко всем дживам. Таково отношение вайшнава к другим живым существам. Он проявляет милосердие ко всем дживам, так как знает, что все они принадлежат Кришне, Господу его сердца и объекту его любви. Поэтому он идёт и проповедует. Он делает это из любви. Он думает: “Они утратили жизнь, поэтому я должен оделить их жизнью, то есть дать им сознание Кришны, дать им истинную жизнь”. Такие проповедники являются враджаваси, обитателями Враджабхуми, и для них Кришна – единственный объект любви. Они установили прочные любовные отношения с Кришной.

 

Кришна – объект любви

 

Кришна покинул Враджабхуми и отправился в Матхуру. Акура должен был отвезти Кришну и Балараму на своей колеснице. Враджаваси были настолько подавлены горем, что некоторые из них побежали вслед за Кришной. И некоторые пастухи и мальчики-пастушки тоже побежали за Ним.

Увидев это, Уграсенапатни падма, т.е. Падмавати, жена Уграсены и мать Камсы, подумала: “Почему они бегут за Кришной? Наверное, они хотят чего-то получить от Него. Вырастив Кришну, которому сейчас двенадцать или тринадцать лет, они потратили на Него свои деньги. И потому, видя, что Кришна уезжает, не возвратив долг, они бегут за Ним. Однако Кришна пас их коров и телят (нанда-годхана-ракхо-вала), поэтому чем-то Он им всё-таки отплатил. Но этого, конечно, недостаточно. Он им всё-таки остался должен, и они бегут за Ним, чтобы получить это”.

Это падма-вичара – материалистическое видение. Разве враджаваси бежали за Кришной за этим? Нет. Кришна – их жизнь – шйама мора прана дхана. Они думали: ”Наша жизнь покидает нас, как же мы теперь будем жить?” Кришна – самое дорогое для них существо, и потому, охваченные любовью к Нему, они бежали за Ним. Они бежали не для того, чтобы получить от Него деньги или что-то ещё. Они – враджаваси, обитатели Враджи. Они пробудили в себе чистую любовь к Кришне и считали Его своей жизнью. Жизнь происходит из жизни. Они являются проповедниками. Они идут и проповедуют, даруя всем страдающим живым существам сознание Кришны и делая их таким образом счастливыми. Пусть же весь мир превратится в Вайкунтху, где нет никаких страданий! Именно этого хочет Прабхупада. Выходите же на улицу и проповедуйте сознание Кришны!

 

Глава третья

 

Поток нектара

«намо брахманйа-девайа

го брахмана-хитайя ча

джагад-дхитайа кришнайа

говиндайа намо намах

“Я склоняюсь в почтении пред Верховной Абсолютной Истиной, Кришной, благожелателем коров, брахманов и всех живых существ. Я вновь и вновь склоняюсь пред Говиндой, источником радости для всех чувств”.

Преданный Кришны очень привязан к традициям брахманической культуры. Истинным брахманом является сведущий человек, который знает, что есть Кришна и чего Он хочет. Брахма джанатити брахманах. Кришна – Парабрахман, и потому все те, кто обладает сознанием Кришны, т.е. Его преданные, являются возвышенными брахманами. Кхатванга Махараджа считал преданных Кришны истинными брахманами и теми, кто несёт истинный свет обществу. Тот, кто хочет подняться на высшие ступени сознания Кришны и духовного познания, должен высоко ценить брахманическую культуру и постичь Кришну (кришнайа говиндайа). Тогда он достигнет цели жизни» (Бхаг. 9.9.43, коммент.).

Вновь возникает вопрос о том, кто является истинным брахманом, а также - почему Кхатванга Махараджа придавал такое значение брахманической культуре. Ответ дан здесь. Шрила Прабхупада говорит в комментарии, что истинными возвышенными брахманами являются те, кто обладает сознанием Кришны, то есть Его преданные. Истинный брахман – тот, кто познал Кришну и знает, чего Он хочет. Брахма джанатити брахманах. Такие чистые преданные Кришны, обладающие совершенным сознанием Кришны, экантйека бхакты, и есть истинные брахманы. Истинный брахман – тот, кто развил в себе совершенное сознание Кришны, иными словами, чистый преданный. И такой человек достигнет цели жизни. Никто иной не может достичь цели жизни. В “Шримад-Бхагаватам” очень много говорится о брахманах.

Махапрабху, являющийся Самим Кришной, полностью уничтожил философию так называемых брахмавади, или майявади. Они постоянно твердили: “Брахман, Брахман, Брахман. Познайте Брахмана и станьте едиными с Ним”. Но Махапрабху полностью разбил их философию.

 

веда-пуране кахе брахма-нирупана

сеи брахма – брихад-васту, ишвара-лакшана

(Ч.ч., М. 6.139)

 

“Все ведические писания и другие источники, строго придерживающиеся ведических принципов, утверждают, что Верховный Брахман – это Абсолютная Истина. Он превыше всего существующего и является одной из ипостасей Верховного Господа”.

 

Чистые преданные Кришны

 

Быть брахманом и понимать сущность Брахмана это значит знать Верховного Господа, Кришну и то, чего Он хочет. Поэтому ачарья -основатель ИСККОНа назвал наше общество “Обществом сознания Кришны”. Те, кто присоединяется к нему и помогает ему, должны развить в себе совершенное сознание Кришны. Иными словами, мы должны стать чистыми преданными Кришны.Никто иной не способен постичь Кришну. Постичь Его не так уж легко.

Вы видели, как Он выглядит? Посмотрите на Его божество в храме. Он очень искривлён, изогнут в трёх местах. Изогнут не в одном и не в двух, а в трёх местах – шйамам три-бханга-лалитам. Но не смотря на это Он так прекрасен. Как постичь такую личность, чьи поступки настолько ”кривы”? Вероломство - прерогатива Кришны! Оно не является прерогативой дживы. Постичь Его может только тот, кто развил в себе совершенное сознание Кришны и стал истинным преданным Кришны. Никто иной не способен сделать это. И такой человек станет совершенным брахманом и достигнет цели жизни.

В”Бхакти-сандарбхе” (117) Шрила Джива Госвами цитирует ”Гаруда-пурану”:

 

брахманам сахасребхйах сатрайаджи вишишйате

сатрайаджи-сахасребхйах сарваведанта-парагах

сарва-веданта-вит-котйа вишну-бхакто вишишйате

ваишнаванам сахасребхйах экантйеко вишишйате

 

“Из многих тысяч брахманов наилучшим считается тот, кто совершает жертвоприношение Вишну. Из тысяч таких ягьика-брахманов наилучшим считается тот, кто знает сущность Веданты. Из миллионов знающих сущность Веданты наилучшим считается преданный Вишну. А из тысяч бхакт Вишну наилучшим считается преданный Вишну”.

Как утверждается в “Хари-бхакти-виласе”, так называемого брахмана, не являющегося вайшнавом (вайшнавата), нельзя считать истинным брахманом.

 

шат-карма нипуно випро

мантра-тантра-вишарадах

аваишнаво гуруг на сйад

ваишнавах швапачо гурух

 

“Брахман может быть очень искушён в повторении мантры, проведении религиозных обрядов или выполнении шести видов обязанностей, предусмотренных для брахманов: совершеннии жертвоприношений и обучении других этому искусству, изучении и разъяснении писаний, раздаче пожертвований и принятии подношений, - но если он не вайшнав, то есть не сведущ в науке сознания Кришны, он не может быть гуру. Но если человек является вайшнавом, он достоин стать гуру, даже если он рождён в семье неприкасаемых”.

Здесь возникает вопрос о гуру-таттве. Пока брахман не станет вайшнавом, он не может быть гуру. Он может в совершенстве исполнять шесть видов обязанностей, предусмотренных для брахманов, но если он не обладает преданностью Господу и не постиг Верховную Личность Бога, он не может быть гуру – аваишнаво гурур на.

 

Величайший брахман

 

 

С другой стороны ваишнавах швапачо гурух – если человек развил в себе вишну-бхакти, или кришна-бхакти, он достоин стать гуру, даже если он рождён в семье собакоедов, чандалов. Так называемого брахмана, не являющегося вайшнавом, или преданным Кришны, нельзя считать истинным брахманом, даже если он родился в семье брахманов. Он может очень хорошо знать шесть видов обязанностей брахманов: он может быть очень искушён в повторении мантр и проведении ведических обрядов (мантра тантра), он может очень хорошо знать Веды и разъяснять их другим (адхйайана адхйапана), он может знать, как поклоняться Верховной Личности Бога и обучать этому других (ягьяна ягьяна), - но если он не обладает преданностью Господу, он считается авайшнавом и не достоин быть гуру. “Тот, кто является Моим бхактой, - говорит Кришна, - может стать гуру, даже если он рождён в семье собакоедов (шва-пачо). Он достигнет цели жизни, так как он познал Меня”.

Санатана Госвами также приводит слова Кришны в “Хари-бхакти-виласе” (10. 127):

 

на ме ‘бхакташ чатурведи

мад-бхактах швапачах прийах

тасмин дейам тато грахйам

са ча пуджйо йатха хй ахам

 

«”Брахман может изучить четыре Веды: Саму, Атхарву, Риг и Яджур, - но если он не является Моим преданным, он не очень много значит для Меня. Тот же, кто является Моим преданным, очень дорог Мне, даже если он рождён в семье чандалов, собакоедов. Если вы хотите пожертвовать что-то, дайте это Моему возлюбленному преданному. Если же Мой преданный даёт вам что-то, примите это как его прасад, милость. Такой преданный, который очень дорог Мне, достоин такого же поклонения, как и Я Сам”, - говорит Кришна.»

Величайшим брахманом является чистый преданный, экантйека бхакта. Таково мнение Шрилы Прабхупады. Если человек не станет чистым преданным Кришны, он не достигнет цели жизни. Шрила Прабхупада говорит: “…человек должен постичь Кришну (кришнайа говиндайа). Тогда он достигнет цели жизни”. В этом и заключается наивысшее совершенство, которого может достичь тот, кто получил человеческое тело, являющееся редким даром.

 

лабдха-судурлабхам идам баху самбхаванте

манушйамардхадам анитйам апиха дхирах

(Бхаг., 11.9.29)

 

 

“После многочисленных переходов из одной формы жизни в другую живое существо наконец обретает редкий дар – человеческое тело. Цель человеческой жизни – познать Верховную Личность Бога, Кришну, и развить в себе парама-пурушартху, то есть кришна-према-бхакти. Не развив в себе кришна-прему, никто не способен познать или достичь Кришну, что является наивысшим совершенством, которого может достичь тот, кто получил этот редкий дар – человеческое тело”.

 

хари хари! бифале джанама гонаину

манушйа-джанама паийа, радха-кришна на бхаджийа,

джанийа шунийа биша кхаину

(“Прартхана”)

 

Нароттама дас Тхакур говорит в своей песне: “Если, родившись человеком, живое существо не посвящает себя радха-кришна бхаджане, оно сознательно пьёт яд”.

Наивысшее совершенство, достижимое в человеческой жизни, заключается в постижении Кришны (брахма джанатити брахманах). Именно это и говорит Прабхупада: “… Преданный Кришны очень привязан к традициям брахманической культуры. Истинным брахманом является сведущий человек, который знает, кто есть Кришна и чего Он хочет”.

 

Источник всех рас

 

Кто есть Кришна? Он – Шьямасундара – шьямам три-бханга-лалитам. Он изогнут, искривлён в трёх местах, но несмотря на это Он очень красив. Его красота превосходит красоту миллионов купидонов – кандарпа-коти-каманийа-вишеша-шобхам. Он необычайно красив, и Он – абхута ананта пура и шрингара-раса раджа мадана-мохана, то есть Он – источник всех рас и царь супружеской любви (шрингара-расы).

 

адбхута, ананта, пурна мора мадхурима

три-джагате ихара кеха нахи пайа сима

(Ч.ч., Ади, 4.138)

 

Это слова Самого Кришны. Он говорит здесь: “Моя красота удивительна, безгранична и явлена во всей полноте. Нет никого во всех трёх планетных системах, кто бы познал её. Никто не способен измерить её и определить её пределы”.

 

эи према-дваре нитйа радхика экали

амара мадхурйамрита асваде сакали

(Ч.ч., Ади, 4.139)

 

“Только Радхарани способна постичь её, и только Она наслаждается этой мадхурйамритой – амритой, нектаром Моей красоты”.

Поэтому Кришну называют мадхурйака нилайа кришной, то есть источником сладости.

 

апурва мадхури кришнера, апурва тара бала

йахара шраване мана хайа таламала

кришнера мадхурйе кришне упаджайа лобха

самйак асвадите наре, мане рахе кшобха

(Ч.ч., Ади, 4.157-158)

 

“Красота Кришны исполнена такой необычайной сладости, что не имеет себе равных. И сила её также необычайна. Если вы будете слушать о красоте Кришны из уст возлюбленного преданного Кришны, ваш ум придёт в беспокойство. Красота Кришны настолько удивительна, что даже Сам Кришна, обладатель этой красоты, жаждет насладиться ею”.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.36.141 (0.106 с.)