Анализ соотношения прямых и косвенных налогов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ соотношения прямых и косвенных налогов



Эволюция зарубежного и отечественного налогообложения свидетельствует о постоянном поиске способов разрешения споров - какая из подсистем должна быть преобладающей: подсистема прямых или косвенных налогов. Несмотря на значительные преимущества прямых, полная замена ими косвенных налогов представляется нереальной даже в условиях экономики благосостояния. Моделей, дающих представление о соотношении прямых и косвенных налогов, созданных зарубежными и российскими специалистами в последнее время, несколько. Одной из них является модель, предлагаемая Р.Г. Гаджиевым. Она имеет две важные особенности: 1) дает представление о возможности анализа соотношения прямых и косвенных налогов в условиях разных уровней экономического благосостояния стран; 2) можно определить пропорции между группами прямых и косвенных налогов в разные временные периоды. Определив такие пропорции, можно установить предел перелагаемости косвенных налогов, за которым они становятся, по сути, стимулом инфляционных процессов. Система прямого налогообложения должна быть преобладающей в экономике развитых стран. Для этого в модели использован кейнсианский подход к анализу потребления и сбережений в масштабах национальной экономики.

V - доход; С - потребление; Vmin - уровень прожиточного минимума(Соотношение прямого и косвенного налогообложения

в странах с развитой рыночной экономикой) Линия ОА (линия доходов) проводится под углом 45 градусов так, что любая точка, лежащая на ней, отражает равенство расходов на потребление полученным доходам. В действительности такое равенство имеет

место только в пределах величины прожиточного минимума, когда доход полностью расходуется на удовлетворение первичных потребностей. Линия ОВ отражает потребление. В пределах величины прожиточного минимума прямого налогообложения нет. Поэтому в данной зоне налогом облагается потребление, то есть имеет место только косвенное налогообложение. Точка пересечения линии доходов и линии потребления характеризуется нулевым сбережением. При дальнейшем росте величины доходов склонность к потреблению

продолжает расти, но очень медленно, так что склонность к сбережению значительно опережает склонность к потреблению. На участке доходов (0V) линия потребления отражает соотношение прямого и косвенного налогообложения. Из рисунка 1 видно, что с ростом уровня доходов расширяется база

прямых налогов в общей налогооблагаемой базе государства. Поэтому можно сделать вывод, что соотношение между прямым и косвенным налогообложением в экономике рыночного типа зависит, прежде всего, от среднего уровня доходов в стране, то есть чем выше уровень доходов, тем продуктивнее использование прямых налогов, и наоборот. Графический анализ по модели Гаджиева дает ряд важных выводов: 1) в странах с высоким уровнем доходов отсутствие прямого подоходного налогообложения компенсируется эффективной системой налогообложения доходов, превышающих минимальный прожиточный минимум;2) в развивающихся странах в отличие от развитых имеет место факт искусственного увеличения объекта прямого налогообложения в низко доходной зоне; 3) в странах с невысоким уровнем экономического потенциала дополнительная база подоходного налогообложения, создаваемая в низко доходной зоне, компенсирует в определенной степени слабую продуктивность данного налога в высокодоходной зоне; 4) в условиях низкого уровня общественных доходов временно исключена возможность перехода такой экономической системы от использования МРОТ к показателю прожиточного минимума. Таким образом, косвенные налоги считаются налогами стабилизирующего характера по отношению к решению проблем финансового благополучия государственной казны. Сравнение доли прямых и косвенных налогов в сумме налоговых поступлений с мировыми тенденциями показывает, что в отличие от ведущих стран мира налоговые поступления определяются преимущественно косвенными налогами, и эта тенденция устойчиво сохраняется.

 

США

1 Особенности налоговой системы США Отличительной чертой налоговой системы США является то, что в бюджет каждого уровня зачисляются поступления только тех налогов, права по установлению и администрированию которых принадлежат правительству этого уровня. 3-х ур-я сис-ма: - верхнего (федерального уровня), где собираются федеральные налоги, поступающие в федеральный бюджет (Подоходный налог, налог на приб-ль корпор-й, соц страх-е, акцизы, налог на наследство и дарение, тамож-е пошлины);- среднего (уровня штатов), где собираются налоги и сборы, вводимые законами штатов, поступающие в бюджеты штатов (теже +, налог с продаж, поимущественные налоги, транспорт-й налог); - нижнего (местного уровня - графства, муниципалитеты, округа и другие государственные территориальные образования), где собираются налоги, вводимые органами местного самоуправления, поступающие в местные бюджеты (теже + экологические налоги). Нал сис-ма США, черты:1) прогрессивный характер налогообложения;2) дискретность налоговых начислений - каждая более высокая ставка применима лишь к строго определенной части облагаемой суммы;3) регулярное изменение в законодательном порядке действующих ставок налогообложения;4) универсальность обложения - при равенстве сумм дохода обычно действуют одинаковые налоговые ставки;

5) наличие большого количества целевых скидок, льгот и исключений;6) обособленность от налоговых сборов в фонды социального обеспечения;7) фиксированный минимальный уровень индивидуальных доходов, не подлежащий налогообложению. Шкала федеральных налогов прогрессивна, основное бремя лежит на богатых. При этом широко признаны ее дефекты, искажающие экономическую активность. В то же время налоги штатов и местные налоги имеют плоскую либо регрессивную шкалу: в результате во время рецессий финансовые кризисы дают о себе знать именно на уровне отдельных штатов. Федеральные налоги, функции: фискальная, гос регулир-е, сравнивание доходов населения. Налоги федер: 1) подох-й налог с насел-я – физ лица, вал доход-вычеты, (13,5 – 39,6 %) 2) налог на прибыль корп-й – корп-ции, чистая прибыль (15-35%) 3) налог на соц страх-е – фонд з.п., фонд зп (7,65%) 4)налог га гаследство – физ лица, ст-ть собств-ти (18-55%) 5) акцизы – юр лица, цена тов-в (процент от цены товара) 6) тамож пошлины – юр и физ лица, ст-ть тов-в,устанавливаются на экспорт и импорт товаров, работ и услуг. Налоговая система штатов: налоги: 1) подох-й налог с насел-я – физ лица, разная база по штатам (0-26%) 2) налог на прибыль корп- корпор-и, чистая прибыль, (различ-е по штатам) 3)налог с продаж – потребители, вал выручка от реал-и,(разн по штатам, макс 8%) 4) налог на наследство – физ лица, ст-ть собствен-ти (по стоимости им-ва и степени родства) 5) акцизы – юр лица, цена тов-в (3-5%) 6)налог на имущ-во – юр и физ лица, ст-ть им-ва (0,75% на капитал, 0,5-5% на им-во) В некоторых штатах вместо поимущественного налога установлен налог на добытые полезные ископаемые. Его платят собственники этих ресурсов. Размер ставок составляет от 3 до 5%. лицензионные сборы. Их ежегодно оплачивают юридические лица за право заниматься определенными видами деятельности на территории данного штата. В общем объеме налоговых поступлений штатов их доля составляет приблизительно 6%. Работодатели производят обязательные отчисления на выплату пособий по безработице(2,7-7,5%). налог на деловую активность. Налог включает два элемента: налогообложение общего годового оборота предприятия в пределах от 1 до 2,5%, и налог на фонд заработной платы. В Калифорнии налог составляет 1,6%. Налоги органов местного сам-упр-я: Каждый орган самоуправления может формировать свой собственный бюджет, вводить налоги и реализовывать различные действия по обеспечению поступлений в бюджет, а также устанавливать величину расходов полученных средств. Налоги: налог на имущество – физ и юр лица, оценочная ст-ть им-ва 2%, две основные группы: недвижимость и личная собственность, подоходный налог с физических лиц – тоже что и на фед ур-не, но по др-м ставкам, налог с продаж - Доходы от этого налога собираются в штате, а затем возвращаются тому органу местного самоуправления, на территории которого они были получены 2%, лицензионные сборы - лицензируется право продажи продуктов (отдельно - молока), спиртных напитков, табачных изделий, владение ресторанами, другие налоги и текущие платежи - услуги по водоснабжению, канализации, сбору мусора, поступления из бюджетов вышестоящих органов власти. Местные налоги в США играют самостоятельную роль и в отличие от России, Германии, ряда других стран служат основой доходной части местных бюджетов. Тем не менее, без крупных правительственных субсидий города не обходятся. Даже столица США Вашингтон, имеющий в качестве специального округа Колумбия прерогативы штата, может покрывать свои расходы лишь на 84%. Остальные 16% составляет федеральная субсидия. В Нью-Йорке субсидия равна 32% бюджета города.

 

 

Канада

Налоговая система Канады имеет трехступенчатую структуру, соответствующую схеме организации исполнительной власти. Федеральное правительство, правительства десяти провинций и трех территорий, муниципалитеты формируют собственный бюджет, устанавливают налоги и другие сборы. Канадская налоговая система неотъемлемо связана с действующей моделью бюджетного федерализма: конституционное разграничение налоговых полномочий обеих составляющих государственной власти – федеральной и провинциальной;, канадская модель предоставляет налоговые полномочия обеим ветвям государственной власти, в Канаде действуют параллельно и независимо две административные системы сбора налогов, подчиняющиеся, соответственно, федеральному и провинциальному правительствам; в Канаде заключаются юридические соглашения между двумя уровнями государственной власти о сборе налогов. Требования првительства к нал сис-ме: равенствопо горизон-ли(одинак-е дох-ды облаг-ся по 1 ставке), рав-во по вертикали (разные дох-ды облаг-ся по прогресс-й ставке), нал сис-ма д б соц справед-й, гибкость, простота и эффек-ть. Доля федерального бюджета в общем объеме доходов от налогообложения – 48%. федеральными налогами являются: общий налог с продаж (НДС) – 13% бюд-та, ставки(7% - реализ-ция обувь конфеты, недвижимость,ремонт-е и юр услуги, реклама; 0% - реал-ция тов-в 1-й необх-ти, с\х продук-я, лекарства, товары на экспорт, не подлеж-щие уплате НДС- мед услуги, плата за наем жилих помещ-й, услуги образов-я, усл-ги неком-х орг-й) индивидуальный подоходный налог – 51 % бюд-та, прогрессив-я ставка (17-29%), подоходный налог с корпораций – 7% б-та, ставка 28%(если обрабат-щая пром-ть, то ставка 23%), для малых пред-й -12%, Основные налоговые льготы для корпораций включают: налоговый кредит на расходы НИОКР; ускоренные нормы амортизации; льготные условия налогообложения прироста стоимости активов; на истощение недр и др., Взносы на социальное страхование взимаются у предпринимателей и лиц, застрахованных по одинаковым ставкам: 6,2% в виде отчислений на социальное обеспечение и 1,45% на бесплатную медицинскую помощь. Общая комбинационная ставка для наемных работников и работодателей составляет 15,3%. Кроме того, с предпринимателей взимаются отчисления на пособия по безработице в размере 0,8% от фонда заработной платы. налоги на алкоголь и табак, таможенные сборы и пошлины, акцизные налоги (табачные изделия, вино, автомобили, часы, ювелир) и сборы (алкоголь, табак) Ставки акцизных налогов носят характер либо специфический, то есть устанавливаются в твердых суммах на единицу физического измерения товара (на блок сигарет, на литр жидкости и так далее), либо адвалорный, то есть устанавливаются в процентах от цены производителя. и некоторые другие – все вместе 3-5% б-та. налогов провинций относятся: налог с продаж (на розничные продажи), индивидуальный подоходный налог (44-54% в зав-ти от провинции), в разных провинциях сущ-ют различные сочетания налогов на товары и сулуги: 1) налог с продаж и НДС дейст-ют параллельно 2) только НДС 3) только налог с продаж. Налоги с продаж, существующие в настоящее время в шести провинциях, имеют разные базы обложения и ставки(6-12%). подоходный налог с корпораций (на прибыль корпораций) 4% в доходной части бюджетов провинций. 2 модели нал-обложения корп доходов: 1)с единой нал базой 2)отдельно фед-я и провин-я н база, ставки: основ-я – 8,9-25%, пр-во и перераб-ка – 5-17%, малый бизнес – 5-9,5%., налоги на финансирование социального обеспечения, налоги в социальные и пенсионные фонды, налоги на алкоголь и табак 9макс 50-60%) Провинциальные налоги на табачные изделия вводятся на сигареты, сигары и табак. Так же как и в случае с федеральными акцизными налогами, ставки провинциальных налогов устанавливаются либо как специфические, либо как адвалорные, и при этом суммы этих налогов включаются в базу обложения провинциальными налогами с продаж., роялти(эксплуат-я прир-х рес-в) – по скважинам и шахтам. местными налогами в Канаде являются налоги на недвижимость (35 до 40% доходов местных органов власти), взимается обычно в размере 0,5–1,0% от стоимости собственности. Ставка резко повышается, если недвижимость используется для определенных видов деятельности (парихма-е – 30%, адвокат-е канторы – 50%, для пр-ва алкогол-й проди – 140 %), объект – ст-ть земли, Правительственные и провинциальные здания и сооружения освобождены от налога на недвижимость, но помимо общих дотаций и субвенций муниципалитетам выделяются суммы, равные тому налогу, который они не уплачивают. и на предпринимательскую деятельность. Налоги на имущество и иные связанные с ними налоги (на бизнес, в частности) являются источниками доходов только местных бюджетов, а таможенные пошлины, напротив, формируют исключительно федеральный бюджет.

 

 

 

 

 

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.117.109 (0.009 с.)