Идеи личностного роста в индивидуальной психологии Адлера 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Идеи личностного роста в индивидуальной психологии Адлера



В индивидуальной психологии считается, что причина невроза — чувство собственной недостаточности, специфическая борьба за ее преодоление, тип жизненного стиля личности и развитость социального интереса.
Движущая сила развития, по Адлеру, попытка побороть чувство недостаточности, достижение совершенства в чём-то, развитие потенциальных возможностей человека.
Борьбу против ощущения недостаточности Адлер называл также «потребность завершения», которая отражает врожденное стремление людей к целостности.
Он выделял некое понятие «мужского протеста». Адлер считал, что ощущение недостаточности несет в себе компонент женского начала, а овладение этой недостаточностью — проявление мужественности. Следовательно, независимо от биологического пола в полоролевом аспекте ребенок выражает свою слабость по-женски, а протест — по-мужски. В нашем социуме можно говорить о развитии у ребёнка некого «психического гермафродитизма».
В этом гермафродитизме Адлер видел источник развития невроза или психоза». Он говорит о том, что : «Надо привести ребенка к пониманию равноценности обоих полов».
Позже Адлером используются новые понятия: стремление к превосходству и стремление к совершенствованию. Индивидуальная психология Адлера выделяет три препятствия.
Первое такое препятствие к самосовершенствованию (из гуманистической психологии) состоит в органическом несовершенстве органов.
К таким органическим недостаткам, которые существенно влияют на личностный рост, Адлер относил слабость и болезненность, врожденные уродства, недостатки конституции (слишком маленький или большой рост, кривые ноги и пр.), моторное недоразвитие (неуклюжесть, косолапость и т. п.), недостатки органов чувств (косоглазие, близорукость, тугоухость и др.), психоневрологические дефекты (заикание, глазные тики, энурез, энкопрез и т. д.), органические и функциональные заболевания внутренних органов а также «леворукость».
Кроме того, Адлер утверждал,что «к этой области могут быть отнесены любые признаки, за которые ребенка часто подвергали унижениям, оскорблениям, наказаниям или насмешкам»
Второй вид препятствий — чрезмерная опека и избалованность. Окружённый с детства ребёнок любовью и опекой родителей привык получать то, что он пожелает, сталкивается с серьёзными проблемами во взрослой жизни, когда окружающие его люди не собираются потакать его прихотям. Тогда такие «избалованные дети» начинают либо открыто мстить, либо добиваться своего любым путём. Отсюда и их жестокость, проявляющаяся в самых разных сферах жизни.
Третья ситуация препятствия — пренебрежение. Когда такой ребёнок сталкивается с проблемами жизни, он будет переоценивать их трудность и недооценивать свои способности разрешить их с помощью других и при их добром отношении.
Следовательно, такой человек будет подозрительным к другим и неспособным доверять самому себе.
Эти три препятствия, возникающие в детстве, могут привести к формированию ошибочного стиля жизни в дальнейшем.
Мы можем сделать следующие выводы. Дети с органическими несовершенствами могут потерять уверенность в своих силах и уйти в себя; избалованные дети, вместо того чтобы решать задачи жизни, будут искать пути тирании (демонстрируя свою слабость или проявляя жестокость, возможно и то и другое); а пренебрегаемые дети будут недооценивать свои силы и преувеличивать трудность жизненных задач.
Для превращения чувства недостаточности в «комплекс неполноценности» необходимо сочетание 3 условий:

· проблемы человека;

· его неподготовленности к решению данной проблемы;

· убежденности человека в том, что у него не получится ее решить.

Принципы индивидуальной психологии Адлера отражаются также в его идеи о порядке рождения детей.
Позиция единственного ребенка: отсутствие конкуренции. При этом возникает огромное соперничество с отцом из-за большой привязанности к матери. Мать слишком долго контролирует такого ребёнка, поэтому он ждёт такой же заботы и защиты от других.
Особенность его стиля жизни: зависимость и эгоцентризм, т.к. любой опыт вне центра его внимания становится для него травматичным.
Позиция первенца (старшего ребенка в семье): хорошая позиция для ребёнка вплоть до появления брата/сестры. Когда рождается второй ребёнок, первый попадает в травмирующую для него ситуацию «свергнутого с трона». Ему приходится бороться за родительское внимание.
Если у него не получается добиться желаемого (часто это связано с наказанием за эту борьбу со стороны родителей) осваивает стратегию выживания в одиночку, не нуждаясь в чьем-либо одобрении и привязанности, «приучает себя к изоляции». Особые черты жизненного стиля первого ребёнка: консерватизм, стремление к власти и притязания на лидерство. Такого ребёнка родители часто считают помощником, делают из него хранителя семейных и моральных ценностей.
Позиция второго (среднего) ребенка. Данная позиция этого ребёнка определяется именно позицией старшего брата или сестры. Такому ребёнку всё время приходится «догонять и обгонять» их достижения, поэтому, как правило, его темп развития оказывается более высоким. Второй или средний ребёнок вырастает честолюбивым и соперничающим. Особенности его стиля жизни: постоянное желание доказать, что он «лучше» других. Из-за этого может ставить перед собой очень труднодостижимые цели, а это в свою очередь повышает возможность неудач.
Позиция последнего (самого младшего). Такой ребёнок может быть окружен любовью, причём, как родительской, так и от старших братьев и сестёр. Минусы: приходится донашивать вещи за старшими, у него меньше прав. Младший ребёнок испытывает чувство неполноценности и отсутствия независимости. Как правило, это мотивирует его к превосходству над старшими братьями и сестрами.
Эта идея отражает лишь общие психологические закономерности, «но всё может оказаться иначе» — так писал Адлер.
Индивидуальная психология Альфреда Адлера говорит нам о таком понятии, как социальный интерес.
Социальный интерес ( или иначе: общественное чувство) – это способность интересоваться другими людьми и принимать участие в их жизни. Особенности воспитания и ранние детские переживания могут, как способствовать, так и препятствовать развитию социального интереса.
Ансбачер, продолживший идею Адлера о социальном интересе, предложил рассматривать его с двух сторон, как направленность на объект и как процесс.
Социальный интерес как процесс — это особое отношение и к жизни и к вне находящемуся от человека. Особая способность слышать, видеть, чувствовать, как другой человек для лучшего его понимания. Этот процесс может быть направлен на: субсоциальные объекты (ситуации, неодушевлённые предметы, различные виды деятельности), социальные объекты (всё живое, главная способность — принять точку зрения другого), супрасоциальные объекты (как живые, так и неживые объекты, роль социального интереса – это выход из самого себя и слияние со всем миром).
Для измерения социального интереса существует «Шкала социального интереса (SIS — Social Interest Scale)».
Жизненный стиль личности («линия развития целостной личности» «направляющий образ», «линия жизни», «форма жизни», «жизненный план») – соотношение между стремлением к превосходству и социальным интересом. Это жизненные цели, которые человек ставит перед собой, подходы и способы для преодоления трудных ситуаций. Жизненный стиль характеризуется:

· устойчивостью;

· ошибочностью;

· очень ранним формированием.

Адлер считал, что жизненный стиль человека формируется под влиянием творческих способностей личности (креативного Я). Каждый человек может творчески подходить к созданию своего собственного жизненного стиля, поэтому в конечном итоге он и ответственный за него. Жизненный стиль проявляется в:

1. Профессиональная проблема

2. Проблема любви и супружества

3. Проблема сотрудничества и дружбы

Несмотря на то, что Адлер утверждал, что у каждого человека свой уникальный стиль жизни, он выделил 4 типа жизненных стилей, которые являются лишь «концептуальным средством» для лучшего уяснения понятия:

· управляющий;

· избегающий;

· социально полезный избегающий;

· берущий.

Фикционный финализм — человеческое поведение определяется целями планируемого будущего. Основные человеческие цели фиктивны, их нельзя ни опровергнуть, ни подтвердить. Цели – это проявление свободного выбора человека и его творческих способностей. Они могут, как помогать эффективно решать проблемы жизни, так и быть опасными для человека.





Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.91.0.112 (0.006 с.)