Историч процесс создания балансовед и его современ состояние в России и мире 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Историч процесс создания балансовед и его современ состояние в России и мире



Историч процесс создания балансовед и его современ состояние в России и мире

При становлении БУ в мире принято выделять 2 основ. периода – долитературный и литературный. Первый период (XIII-XV вв.) характеризуется наличием учетных книг торговых компаний, банкирских домов, построенных с использованием принципа двойной записи и отсутствием учебной литературы, второй – ее наличием. Литературный период развития учета начинается с 1494 г. изданием работы Луки Пачоли «Сумма арифметики и геометрии, учение о пропорциях, отношениях».

Все эти положения трактата «О счетах и записях» нашли свое дальнейшее развитие в трудах Кардано (1539 г.), Манцони (1549 г.), Катрульи (1573 г.), Флори (1633 г.) и др. авторов Италии; Импена (1543 г.) - в Голландии; Готлиба (1531 г.) и Швейцария (1549 г.) - в Германии; Ольдкастия (1543 г.) - в Англии. Появление ББ одновременно с двойной записью в начальный период диктовалось, прежде всего, узким практицизмом. Признаками этого периода в истории БУ было отсутствие теоретических обобщений.

Период охватывает конец XVIII и первую половину XIX века. Первым, кто выступил с научно построенной теорией счетоводства, стал Е. Дегранж (1795 г.). Его теория, развившаяся впоследствии в юридическую теорию двойной бухгалтерии, характеризуется тем, что главным фактором хоз, жизни частного предприятия становится субъект этого хозяйства.

След. период развития счетоводства – вторая половина XIX – начало XX века, стал по существу этапом его становления как науки. Этому во многом способствовали значительные изменения в эконом-кой жизни общества. Появление крупной промышленности, развитие путей сообщения, увеличение оборотов мировой торговли и возникновение ценных бумаг, которое резко увеличило число участников рыночных отношений - внешних пользователей бух. информации.

В этот период для большинства стран Европы становится характерным формирование бух. законодательства, составной частью которого был бух. баланс и отчет о прибылях и убытках. Законодат-во многих стран обязывает предпринимателей публиковать свои бух. отчеты, чтобы снизить размер риска со стороны акционеров, инвесторов и других внешних пользователей. Законодатели того времени пытались найти компромиссное решение, в частности установить общие правила учета, влияющие на размер прибыли и не вмешиваться в форму отчетности. Согласно Торгового устава, баланс должны были составлять ежегодно и, во всяком случае, не более чем за восемнадцать месяцев, ежегодно с первого января по тридцать первое декабря, если иное не оговорено в уставе предприятия. Это было реализацией того, что в международных стандартах теперь называют принципом непрерывности.

А.К. Рощаховский предложил структуру типового баланса акционерного предприятия. Детализация отдельных статей (дебиторы, кредиторы, нематериальные активы) оставалась на усмотрение составителей баланса, по другим статьям рекомендовался состав элементов, целесообразных для выделения в балансе. Так, в статье «Имущество реальное» предлагалось выделить пять элементов: касса (наличные деньги, счета в банках), членские взносы, ценные бумаги, имущество постоянное (недвижимое, движимое, неоконченные постройки), имущество оборотное. В статье «Капитал» выделяли капиталы: основной, запасный, оборотный, страховой, ремонтный, резерв премий, благотворительный.

20-е годы ХХ столетия характеризуются определенной стабильностью в части составления отчетности, законодательство обязывает предприятие публиковать свои балансы в «Экономической жизни» или «Торгово-промышленной палате», особое же внимание в этот период уделяется проверке достоверности данных отчетности со стороны фин.органов.

50-е годы принесли много нового в составление отчетности. Одной из актуальных тем в это десятилетие оставалась тема упрощения и рационализации учета, сокращения отчетности.

В последние годы происходит значительное сокращение бух. отчетности и приближение ее состава и содержания к тому составу и содержанию, которые характерны для отчетности западных компаний. Если десяток лет назад годовая отчетность наших, советских предприятий насчитывала свыше двадцати форм, то годовая отчетность за 1992 год состояла из 3 форм: баланс предприятия - форма № 1; отчет о финн. результатах и их использовании – ф. № 2; прилож. к балансу предприятия – ф. № 5.

Эти формы отчетности яв-сь обязательными для предприятий и организаций, осуществляющих предпринимательскую деят-ть и являющ-ся юр. лицами, независимо от форм собственности.

Наиболее выразительную и содержательную форму отчетности представляет собой бух. баланс. По балансу можно судить о размерах предприятия, структуре хозяйственных средств и их источников, финансовом положении, результатах финансово-хозяйственной деят-ти за отчетный период и о многих других сторонах жизни предприятия. Бух. баланс за последние годы претерпел существенные изменения в отношении его аналитических и контрольных качеств. Если примерно шестнадцать лет назад количество балансовых статей превышало 160, то к началу 90-х годов оно сузилось до 38 статей по активу и 29 статей по пассиву. Были введены в одну статью все производственные запасы, которые прежде показывались в довольно подробном разрезе, все НЗП, как в основном, так и во вспомогательных и подсобных цехах и хозяйствах, стали показывать общей суммой в одной статье.

С 1998 года был принят ряд новых нормативных документов, начался постепенный переход России на международную систему учета и отчетности.

Предмет балансоведения

Балансоведение предст. собой науку об эконом сущности баланса, принципах его построения, правилах оценки статей и использовании балансовой информ в целях управления предприятиями. Предметом балансовед-я яв-ся бух. баланс.

Под бух. балансом следует понимать не просто таблицу или иную форму выражения результатов счетной регистрации, а совокупность свойств отдельного хозяйства, присущих ему реально, независимо от того, насколько они постигаются бухгалтерским учетом как наукой.

Бух. баланс следует рассматривать с экономическо-правовой и с учетной точек зрения. Первый подход представляет собой совокупность всего того, что в хозяйстве исчисляется в стоимостной (денежной) форме. В этом смысле бух. баланс хозяйства существует вне зависимости от ведения БУ. При этом в имущественном состоянии хозяйства всегда есть 2 стороны: 1)определяет собой совокупность имеющихся в хозяйстве средств, которые называют активом, 2)указывает источники получения этих средств (собственные или заемные). Обе стороны, естественно, равны, так как всякая ценность, привлеченная в хозяйство, имеет свой источник получения. Отсюда характеристика имущественного состояния хозяйства – юр. лица.

Учетное понятие баланса – это момент счетного отражения имущественного состояния баланса. Бух. баланс отражает не только состояние хозяйства на тот или иной момент, но и всех процессов, происходящих в хозяйстве и исчисленных в стоимостной форме. Отсюда бух. баланс, с одной стороны, отражает статику хозяйства, т.е. его имущественное состояние, с другой – показывает динамику хозяйства, т.е. изображает движение имущества, капитала и все происходящие изменения в составе хозяйства.

Бух. баланс можно классифицировать:

1. По объему и форме:

■ сальдовые (статические);

■ оборотные (динамические);

■ из последних выделяют оборотные ведомости и накладные ведомости (балансы).

2. По содержанию:

■ имущественные;

■ результативные;

■ характеризующие движение денежных потоков.

3. По источникам составления:

■ по учетным данным (книжные);

■ инвентарные;

■ генеральные.

4. По времени и цене составления:

■ вступительные (организационные);

■ операционные (периодические, годовые);

■ соединительные;

■ разделительные;

■ суммируемые;

■ ликвидационные.

5. По широте охвата:

■ простые (индивидуальные);

■ сводные;

■ консолидированные.

И это лишь примерный перечень классификаций балансов. Во Франции, например, в настоящее время используется пять основных видов балансов, которые применяются в экономическом расчетном и финансовом анализе:

■ ликвидационный (или «радикальный» имущественный);

■ имущественный баланс (или «сглаженный» имущественный);

■ функциональный баланс (радикальный);

■ функциональный баланс (сглаженный);

■ финансовый классический баланс.

Это еще раз доказывает то, что при изучении бухгалтерского баланса необходимо учитывать все его разновидности с учетом их особенностей.

Из общей теории БУ известно, что в порядке текущего учета баланс разлагается на отдельные составные части, каждая из которых представляет собой счет (синтетический, аналитический). Отсюда следует, что строение баланса предполагает построение соответствующего плана счетов.

Правильно построить бух. баланс, значит:

■ полностью охватить хоз. процесс во всем его многообразии;

■ дать надлежащую группировку хоз. явлений в соответствии с природой и познанием хозяйствующего субъекта;

■ изучить связь между этими явлениями, т.е. установить правильную корреспонденцию счетов, что позволяет исследовать не только имущественное состояние собственника, но и финансовый результат.

Не случайно в России в 20-е годы балансоведение стало самостоятельным научным направлением в науке «счетоведения». Цель этого направления: установить принципы и нормы построения бухгалтерского баланса различных хозяйств; методы исследования хозяйственной деятельности на основе балансов.

Методы балансоведения

Методы балансоведения – это методы, позволяющие с наибольшей точностью и достоверностью выявить, раскрыть, проанализировать информацию, содержащуюся в балансовых отчетах.

Во времена зарождения и развития балансоведения (20-е годы прошлого столетия) одним из ученых работавшем в этом направлении был Рудановский, который считал, что все бухгалтерские категории - это только схемы, позволяющие понять суть хозяйственной деятельности. В этом отношении баланс, включающий как статику хозяйства (актив и пассив), так и динамику (обороты результатных счетов), становится основным объектом и одновременно инструментом анализа. Рудановский очень верно показал, что «всякий практический учет, как по форме, так и по содержанию есть – счетный анализ». Наконец, Рудановский выделил четыре метода анализа:

- экспериментальный, предусматривающий установление взаимосвязей между счетами;

- сравнительный, позволяющий раскрыть механизм образования финансовых результатов;

- технический, показывающий достоверность бухгалтерских данных;

- теоретический, раскрывающий смысл бухгалтерской методологии.

Однако наибольшее распространение в те годы получил взгляд таких ученых, как Н.А. Блатов, Н.А. Кипарисов, Н.С. Помазков. По их мнению - балансоведение включает теоретические принципы построения баланса, оценку его статей и вместе с тем является наукой об анализе хозяйственной деятельности.

К середине 30-х годов балансоведение слилось с анализом хозяйственной деятельности, и термин «балансоведение» почти исчез из учетной литературы, но связь между анализом и учетом, впервые четко установленная в балансоведении, осталась.

В настоящее время официальная бухгалтерская отчетность предназначена для всех категорий пользователей. Главная цель финансовой отчетности – содействие акционерам и другим ее пользователям в принятии решений, обеспечение необходимой информацией для прогнозирования потоков денежных средств.

Балансовая информация, полученная в результате анализа балансовых отчетов, используется для анализа управления различными объединениями юридических лиц: холдингами, материнскими компаниями, ассоциациями, союзами, министерствами, комитетами и т.д. Для этих целей предназначены консолидированные сводные бухгалтерские балансы.

Информация, предоставляемая системой ликвидационных, разделительных, вступительных и заключительных балансовых отчетов, используется для управления процессами трансформации собственности, удовлетворения претензий кредитора, принятия решений учреждениями по использованию собственности. Оценка активов при их выбытии представляет собой сумму, за которую активы могут быть проданы на организованном рынке. Она также может быть основана на данных о прошлом или текущем положении рыночных цен или данных о прогнозах на будущее.

Обеспечение информацией о предстоящем движении денежных средств имеет большое значение, при этом может использоваться дисконтированная оценка поступлений.

Статистический свод ББ предназначен для управления агрегированными показателями и потоками реальных и финансовых активов в микроэкономическом разрезе.

Баланс, составленный по нормам ГААП или балансовому законодательству других стран, широко используется в современных условиях для выхода российских фирм и финансовых групп на мировой рынок.

В целом можно прийти к выводу, что исследование концепций и методов балансового моделирования, моделирования отчета о финансовых результатах и о движении денежных средств является весьма актуальным. Результаты исследования могут использоваться в деле управления собственностью, реструктуризацией капитала, финансовыми результатами и финансовыми потоками.

Использование системы балансов на микроэкономическом уровне позволяет проанализировать финансовые потоки, изменение финансовых активов и обязательств, которые уравновешиваются в целом по экономике.

Налоговые балансовые отчеты

Основной целью налогового учета является определение размера налоговых обязательств. В настоящее время можно выделить две модели сосуществования бухгалтерского и налогового учета. Первая модель (континентальная) предполагает совпадение бухгалтерского и налогового учета. В этом случае бухгалтерский учет выполняет все учетно-фискальные задачи. Данная модель характерна для учетных систем Германии, Бельгии, Испании, Италии, Швеции.

Вторая модель (англосаксонская) предполагает существование и ведение параллельно как бухгалтерского, так и налогового учета. Данная модель характерна для США, Англии, Канады, России и др. Эта модель может реализовываться двумя способами:

■ путем внесения корректировок и преобразования учетных данных для налоговых целей;

■ путем выбора элементов учетной политики таким образом, чтобы в рамках системного учета обеспечивалось формирование готовых данных для налогообложения.

В некоторых странах закон требует, чтобы бухгалтерские отчеты были подготовлены в соответствии с налоговым законодательством.. В других странах закон разрешает выбирать между различными системами бухгалтерского учета и отчетности, при этом получение налоговых льгот зависит от выбранного метода учета.

Во многих фирмах главная книга и отчетные формы приспособлены для ведения налогового учета. Либо в БУ выбираются м-ды соотв-щие м-дам налогового учета.

Долгие годы в Италии бухгалтерская прибыль равнялась налогооблагаемой.

Со вступлением в Евросообщество требования к учету изменились и к налогооблож-ю.

Бухгалтеры в США стали отражать два налогооблагаемых результата: по данным налоговых органов; по данным предприятия. При этом разницу между ними отражали в пассиве баланса как будущие налоговые платежи.

Различия в м-дах, используемых для БУ и н/о привели к тому, что возникла статья отложенные на нологовые активы и отложенные на налогов показат.

Порядок определения показат стал регулир-ся МСФО 12.

В российском учете утвердили ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на приб».

БУ во Франции

Формирование бух.системы Франции. Главной особенностью бух.системы яв-ся ее юр.сущность, т. к.все положения прямо вытекают из коммерческого и налогового законодат-ва. Причем правовое пространство не жесткое, часто за невыполнение определенных законодательных требований не предусмотрено штрафных санкций.

Во Франции регламентация учета яв-ся устойчивой традицией. Кодексы коммерции, Кодексы Кольбера 1673 и Наполеона 1807 гг. оказали влияние на регулирование учета и в других странах (Бельгия, Испания, Италия, Португалия, Швеция). В 1867 г. Закон о компаниях определил функции аудитора акционерных компаний. С 1935 г. такие компании обязаны были публиковать отчетность, а с 1966 г. компании акционерные (SA) и партнерские с ограниченной ответственностью (Sari) – проводить независимый аудит. С 1967 г. на отчетность стала влиять Комиссия по биржевым операциям (СОВ), которая в 1968 г. ввела консолидацию отчетности. Законодательство по БУ, начиная с 1983 г., определяет критерии и формы отчетности, соответствующие европейским директивам. Причем, консолидированная отчетность может составляться по учетным правилам того финансового рынка, на котором функционирует французская компания.

Современное учетное законод-во взаимодействует с коммерческим и налоговым. Учетные стандарты разрабатывает Национальный совет по БУ (CNC), являющийся гос. органом. Учет во франции контролир-ся гос-вом, а правила составления отчетности разработаны, чтобы формировать инфо для нац. системы счетоводства.

Законод-во Франции по БУ. Нац. план счетов. Французская бухгалтерия систематизирована и включает обязательные требования и ряд методических рекомендаций.

Есть национальный план счетов. Это – документ, содержащий унифицированный план счетов, стандартные формы бух. отчетности, инструкции и рекомендации по ее составлению, а также по заполнению и представлению счетов и примечаний к ним.

Для Франции характерны высокий уровень стандартизации БУ и подробная методическая проработка нормативных документов по БУ.

Составление отчетности. Всостав годового отчета включаются следующие формы:

- индивидуальные счета материнской компании;

- управленческий отчет;

- счета группы, если такие имеются;

- отчет об управлении группой;

- отчет аудитора, назначенного по закону, о годовых счетах;

- отчет о направлениях использования прибыли, предлагаемый на рассмотрение на ежегодном общем собрании акционеров, а также их резолюция на предлагаемом варианте распределения прибыли.

Консолидированная отчетность состоит из:

- отчета о прибылях и убытках,

- баланса,

- отчета об изменении капитала (добровольная расшифровка),

- отчета о движении денежных средств (он не требуется для акционеров, однако многие французские компании его публикуют).

Формы консолидированных баланса и отчета о прибылях и убытках соответствуют требованиям Четвертой Директивы Европейского Союза. В отчете о прибылях и убытках должны быть выделены: операционные доходы и расходы; финансовые доходы и расходы; экстраординарные статьи; налоги.

Структура баланса во Франции. Баланс состоит из А и П. В Активе предоставлены пост. активы вкл. Нематер.активы, ОС, ц/б долевые, предоплаты долгосрочн.активов. Итого постоян-ые А. II Раздел: Запасы, счета к получению, др.дебиторы, ДС, Итого ОбА. ИТОГО А.

Пассив.

III Раздел: Акционерный капитал, Эмиссионный доход, Трансформационные разницы, Оценочные разницы по ц/б, Чистый результат (прибыль/убыток). Итого собственный капитал. IV Раздел: Доля меньшинства, Отложенный налог на прибыль, Долгосрочная задолженность, Пенсионные резервы долгосрочные, Итого постоянный капитал. V Раздел: Задолженность по счетам к оплате, Другие кредиторы, Займы со сроком свыше 1 года, Займы со сроком до 1 года, Итого краткосрочные пассивы. ИТОГО П.

Баланс дает представление о фин. состоянии организации на определенную дату, в т. ч. об А, П и капитале, свидетельствующих о правах и обязательствах организации и отражающих используемые средства. В балансе раскрывается состав А: земли, здания, сооружения, прочие объекты. Накопленная сумма амортизации показывается как для ВнеобА, так и для ОбА. За ОбА следует детальная инфо о предоплатах, отложенных расходах, трансляционных (пересчетных) разницах. Раздел капитала содержит инфо о выпущенных акциях и их номинале.

 


Балансовая система России

В российской экономике происходят кардинальные изменения, связанные с формированием рыночной экономики, внедрением международных стандартов бухгалтерского учета и аудита, совершенствованием отчетности и его центрального звена – бухгалтерского баланса. Современный российский бухгалтерский баланс построен на платежеспособном подходе.

Применяемая в России форма баланса платежеспособного типа не оказалась эффективной и в результате проводимой правительственной политики фискального характера совершенно не позволяет определить реальные показатели платежеспособности.

С 2004 года форма бухгалтерского баланса значительно изменилась, что связано с переходом на международные стандарты. Приказ Минфина РФ от 22.07.03 № 67н внес следующие изменения в бухгалтерский баланс.

Из актива и пассива практически полностью исключены все статьи, которые ранее приводились как расшифровывающие, в том числе показатели групп статей. Баланс по-прежнему состоит из пяти разделов, которые детализируются, в основном, только по группам статей. Исключение сделано только для статей групп «Запасы», «Резервный капитал» и «Краткосрочная кредиторская задолженность» (с небольшим сокращением), а также статьи «Покупатели и заказчики» применительно к группам «Дебиторская задолженность».

Введены новые показатели «Отложенные налоговые активы» и «Отложенные налоговые обязательства» в разделы «Внеоборотные активы» и «Долгосрочные обязательства», соответственно.

В состав раздела «Капитал и резервы» включен показатель «Собственные акции, выкупленные у акционеров» (подлежит вычитанию при подсчете итога баланса), который ранее входил в состав группы статей «Краткосрочные финансовые вложения» раздела «Оборотные активы».

Из состава раздела «Капитал и резервы» исключены показатели «Фонд социальной сферы» и «Целевые финансирование и поступления».

В разделе «Капитал и резервы» показатель нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) подлежит отражению по одной строке.

В названии статьи «Затраты в незавершенном производстве» группы «Запасы» раздела «Оборотные активы» исключена ссылка на издержки обращения.

Коды показателей сохранены только на уровне групп статей, итогов разделов и актива и пассива в целом.

 

Концепция резервной системы

Отражение резервов в бухгалтерских балансах впервые упомянуто в исторических ссылках еще в конце XIV - начале XV вв. В своем историческом развитии процесс развития резервной системы предприятия можно разбить на три этапа. Первый этап - возникновение резервов, их экономическое осмысление и практическое использование в учете и отчетности (XIV-XVIII вв.). Второй этап - формирование системы резервов предприятий (XIX в. и первая половина XX в.). Третий этап - формирование социально-экономического характера резервной системы.

Так, на первом этапе возникают две категории резервов:

■ резервы, создаваемые для компенсации потерь по сомнительным долгам;

■ оценочные резервы фискального характера, что было очень важно на первых этапах развития международной торговли, так как за счет этих резервов осуществлялась выплата налогов и таможенных пошлин.

Второй этап становления и развития резервов предприятий связан с возникновением и развитием акционерных обществ, собственный капитал которых включает: средства, полученные от выпуска и реализации акций (собственный акционерный капитал), и резервный капитал, который создается за счет отчислений от прибыли.

Третий этап создания резервной системы предприятия, начавшийся в 50-х годах XX века, в соответствии с национальным законодательством предприятия характеризуется образованием и использованием резервов социально-экономического характера. При этом особое внимание на этом этапе государственное регулирование обращало на формирование пенсионных фондов и создание системы резервов, защищающих пенсионные вклады предприятий и работающих.

Концептуальное представление резервной системы предприятия основывается на определении цели ее создания и функционирования.

Создание и функционирование резервной системы направлено на решение следующих основных задач:

1. Обеспечение способности к самофинансированию, развитию и расширению производства и рынков сбыта.

2. Обеспечение сохранности капитала и благосостояния собственников.

3. Решение социальных задач.

4. Достижение и обеспечение финансовой устойчивости и равновесия.

5. Возмещение возможной задолженности или уменьшение балансовой стоимости статей актива бухгалтерского баланса.

6. Решение учетных задач (равномерное включение некоторых затрат в издержки производства, регулирование финансовых результатов).

 

 

Уставные резервы

Уставные резервы имеют место во всех странах, и они фактически создаются для гарантирования вложенного в производство капитала. В мировой экономике используется более 15 резервов уставного типа, обеспечивающих успешное развитие предприятия. Важнейшие из них следующие:

1. Контрактные оценочные резервы.

2. Факультативные резервы и их многочисленные разновидности.

3. Эмиссионный доход и доход от слияния предприятий.

4. Резервы на обеспечение собственных фондов.

5. Резервы по переоценке.

6. Резервы, связанные с самоконтролем.

7. Резервы по капиталу, находящемуся в материнском или дочернем обществе.

8. Резервы по обеспечению внешних фондов.

9. Инвестиционные субсидии.

10. Регламентируемые резервы.

11. Национальные фонды инвестиций.

12. Консолидированные резервы.

13. Резервный капитал.

14. Добавочный капитал.

Уставные резервы регламентируются национальным законодательством и, как правило, создаются за счет прибыли до уплаты налогов в масштабах предприятия, кроме национальных фондов инвестиций, формируемых развивающимися странами в общенациональном масштабе и предназначенных к использованию также в общенациональном масштабе, по решению законодательных органов государства.

Роль уставных резервов исключительно важна, так как они создают устойчивость развития предприятия, отрасли и страны и увеличивают национальное богатство.

Каждый из них имеет много особенностей, но общим является то положение, что они образуются за счет чистой прибыли, за исключением резервов, образующихся при слиянии предприятий.

 

 

Важнейшими признаками включения хозяйственных ресурсов в актив являются следующие условия: ресурсы должны приносить экономическую выгоду (доходы, прибыль, деньги) в будущем; находиться в распоряжении хозяйствующего субъекта, который мог бы их беспрепятственно задействовать по собственному усмотрению или продать; являться результатом ранее осуществленных хозяйствующим субъектом сделок, то есть пригодным к использованию в данный момент, а не быть на стадии изготовления или доставки в рамках соответствующего договора.

В отечественной практике актив строится, как правило, в порядке возрастающей ликвидности, при которой в разделе I баланса показывается недвижимое имущество, которое практически до конца своего существования сохраняет первоначальную форму.

Историч процесс создания балансовед и его современ состояние в России и мире

При становлении БУ в мире принято выделять 2 основ. периода – долитературный и литературный. Первый период (XIII-XV вв.) характеризуется наличием учетных книг торговых компаний, банкирских домов, построенных с использованием принципа двойной записи и отсутствием учебной литературы, второй – ее наличием. Литературный период развития учета начинается с 1494 г. изданием работы Луки Пачоли «Сумма арифметики и геометрии, учение о пропорциях, отношениях».

Все эти положения трактата «О счетах и записях» нашли свое дальнейшее развитие в трудах Кардано (1539 г.), Манцони (1549 г.), Катрульи (1573 г.), Флори (1633 г.) и др. авторов Италии; Импена (1543 г.) - в Голландии; Готлиба (1531 г.) и Швейцария (1549 г.) - в Германии; Ольдкастия (1543 г.) - в Англии. Появление ББ одновременно с двойной записью в начальный период диктовалось, прежде всего, узким практицизмом. Признаками этого периода в истории БУ было отсутствие теоретических обобщений.

Период охватывает конец XVIII и первую половину XIX века. Первым, кто выступил с научно построенной теорией счетоводства, стал Е. Дегранж (1795 г.). Его теория, развившаяся впоследствии в юридическую теорию двойной бухгалтерии, характеризуется тем, что главным фактором хоз, жизни частного предприятия становится субъект этого хозяйства.

След. период развития счетоводства – вторая половина XIX – начало XX века, стал по существу этапом его становления как науки. Этому во многом способствовали значительные изменения в эконом-кой жизни общества. Появление крупной промышленности, развитие путей сообщения, увеличение оборотов мировой торговли и возникновение ценных бумаг, которое резко увеличило число участников рыночных отношений - внешних пользователей бух. информации.

В этот период для большинства стран Европы становится характерным формирование бух. законодательства, составной частью которого был бух. баланс и отчет о прибылях и убытках. Законодат-во многих стран обязывает предпринимателей публиковать свои бух. отчеты, чтобы снизить размер риска со стороны акционеров, инвесторов и других внешних пользователей. Законодатели того времени пытались найти компромиссное решение, в частности установить общие правила учета, влияющие на размер прибыли и не вмешиваться в форму отчетности. Согласно Торгового устава, баланс должны были составлять ежегодно и, во всяком случае, не более чем за восемнадцать месяцев, ежегодно с первого января по тридцать первое декабря, если иное не оговорено в уставе предприятия. Это было реализацией того, что в международных стандартах теперь называют принципом непрерывности.

А.К. Рощаховский предложил структуру типового баланса акционерного предприятия. Детализация отдельных статей (дебиторы, кредиторы, нематериальные активы) оставалась на усмотрение составителей баланса, по другим статьям рекомендовался состав элементов, целесообразных для выделения в балансе. Так, в статье «Имущество реальное» предлагалось выделить пять элементов: касса (наличные деньги, счета в банках), членские взносы, ценные бумаги, имущество постоянное (недвижимое, движимое, неоконченные постройки), имущество оборотное. В статье «Капитал» выделяли капиталы: основной, запасный, оборотный, страховой, ремонтный, резерв премий, благотворительный.

20-е годы ХХ столетия характеризуются определенной стабильностью в части составления отчетности, законодательство обязывает предприятие публиковать свои балансы в «Экономической жизни» или «Торгово-промышленной палате», особое же внимание в этот период уделяется проверке достоверности данных отчетности со стороны фин.органов.

50-е годы принесли много нового в составление отчетности. Одной из актуальных тем в это десятилетие оставалась тема упрощения и рационализации учета, сокращения отчетности.

В последние годы происходит значительное сокращение бух. отчетности и приближение ее состава и содержания к тому составу и содержанию, которые характерны для отчетности западных компаний. Если десяток лет назад годовая отчетность наших, советских предприятий насчитывала свыше двадцати форм, то годовая отчетность за 1992 год состояла из 3 форм: баланс предприятия - форма № 1; отчет о финн. результатах и их использовании – ф. № 2; прилож. к балансу предприятия – ф. № 5.

Эти формы отчетности яв-сь обязательными для предприятий и организаций, осуществляющих предпринимательскую деят-ть и являющ-ся юр. лицами, независимо от форм собственности.

Наиболее выразительную и содержательную форму отчетности представляет собой бух. баланс. По балансу можно судить о размерах предприятия, структуре хозяйственных средств и их источников, финансовом положении, результатах финансово-хозяйственной деят-ти за отчетный период и о многих других сторонах жизни предприятия. Бух. баланс за последние годы претерпел существенные изменения в отношении его аналитических и контрольных качеств. Если примерно шестнадцать лет назад количество балансовых статей превышало 160, то к началу 90-х годов оно сузилось до 38 статей по активу и 29 статей по пассиву. Были введены в одну статью все производственные запасы, которые прежде показывались в довольно подробном разрезе, все НЗП, как в основном, так и во вспомогательных и подсобных цехах и хозяйствах, стали показывать общей суммой в одной статье.

С 1998 года был принят ряд новых нормативных документов, начался постепенный переход России на международную систему учета и отчетности.

Предмет балансоведения

Балансоведение предст. собой науку об эконом сущности баланса, принципах его построения, правилах оценки статей и использовании балансовой информ в целях управления предприятиями. Предметом балансовед-я яв-ся бух. баланс.

Под бух. балансом следует понимать не просто таблицу или иную форму выражения результатов счетной регистрации, а совокупность свойств отдельного хозяйства, присущих ему реально, независимо от того, насколько они постигаются бухгалтерским учетом как наукой.

Бух. баланс следует рассматривать с экономическо-правовой и с учетной точек зрения. Первый подход представляет собой совокупность всего того, что в хозяйстве исчисляется в стоимостной (денежной) форме. В этом смысле бух. баланс хозяйства существует вне зависимости от ведения БУ. При этом в имущественном состоянии хозяйства всегда есть 2 стороны: 1)определяет собой совокупность имеющихся в хозяйстве средств, которые называют активом, 2)указывает источники получения этих средств (собственные или заемные). Обе стороны, естественно, равны, так как всякая ценность, привлеченная в хозяйство, имеет свой источник получения. Отсюда характеристика имущественного состояния хозяйства – юр. лица.

Учетное понятие баланса – это момент счетного отражения имущественного состояния баланса. Бух. баланс отражает не только состояние хозяйства на тот или иной момент, но и всех процессов, происходящих в хозяйстве и исчисленных в стоимостной форме. Отсюда бух. баланс, с одной стороны, отражает статику хозяйства, т.е. его имущественное состояние, с другой – показывает динамику хозяйства, т.е. изображает движение имущества, капитала и все происходящие изменения в составе хозяйства.

Бух. баланс можно классифицировать:

1. По объему и форме:

■ сальдовые (статические);

■ оборотные (динамические);

■ из последних выделяют оборотные ведомости и накладные ведомости (балансы).

2. По содержанию:

■ имущественные;

■ результативные;

■ характеризующие движение денежных потоков.

3. По источникам составления:

■ по учетным данным (книжные);

■ инвентарные;

■ генеральные.

4. По времени и цене составления:

■ вступительные (организационные);

■ операционные (периодические, годовые);

■ соединительные;

■ разделительные;

■ суммируемые;

■ ликвидационные.

5. По широте охвата:

■ простые (индивидуальные);

■ сводные;

■ консолидированные.

И это лишь примерный перечень классификаций балансов. Во Франции, например, в настоящее время используется пять основных видов балансов, которые применяются в экономическом расчетном и финансовом анализе:

■ ликвидационный (или «радикальный» имущественный);

■ имущественный баланс (или «сглаженный» имущественный);

■ функциональный баланс (радикальный);



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.134.29 (0.163 с.)