Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
пребывания в роли клиента во время практических сеансов↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
по обучению ДПДГ (в %)
Очень вредно Очень полезно Количе- —3 —2 —1 0 1 2 3 ство Первая рассылка 365 1 2 4 7 28 26 32
Вторая рассылка 30 0 0 0 7 30 27 37
Примечание. В процентах субъектов, давших ту или иную оценку. Необходимость обучения Одна из дискуссий, возникших вокруг техники ДПДГ, была связана с необходимостью обучения. Некоторые психотерапевты (Baer et al., 1992) критиковали настойчивое требование пройти обучение, которое не может быть реально выполнено на протяжении трех семинаров, так же как и утверждение, что техника ДПДГ не может практически применяться без соответствующего обучения. Этот вопрос был включен в наше исследование, чтобы узнать мнение прошедших обучение ДПДГ психотерапевтов о необходимости такого обучения (включающего в себя практику под наблюдением опытных специалистов) для дальнейшего использования этой техники в работе с клиентами (см. табл. 12). Полученные результаты указывают, что опрошенные, прошедшие тренинг Фрэнсин Шапиро, считают, что практика под наблюдением специалистов представляет большую ценность. Это позволяет оспаривать критическую позицию Бэйера (Baer et al., 1992) в отношении необходимости прохождения трехчасового тренинга.
Таблица 12. Важность практики под наблюдением (в %)
“Насколько важна Количество Очень Иногда Не представ- в обучении ДПДГ важно ляет ценно- практика под сти наблюдением?” Первая рассылка 377 77 20 3 Вторая рассылка 32 78 22
Примечание. В процентах субъектов, давших тот или иной ответ. Общий анализ В то время когда Шипли и Боудевинс собирали данные, обучение имплозивным техникам и методам погружения производилось во многих местах, что делало чрезвычайно сложной задачу подобрать достаточно представительную выборку опрашиваемых психотерапевтов. Авторы исследования разослали 132 анкеты и получили ответ от 70 субъектов, сообщавших об использовании погружения и имплозивных техник в 3493 случаях (в группах от 1 до 500). Настоящее исследование обладает тем преимуществом, что техника ДПДГ была разработана одним человеком — Фрэнсин Шапиро, которая на время проведения исследования наблюдала за всеми обучающими тренингами по ДПДГ. Выборка охватывала почти всех психотерапевтов, прошедших обучение. Еще одно преимущество нашего исследования состояло в том, что обучение ДПДГ, в отличие от обучения имплозивным техникам и погружению, было стандартизировано. Преимущество от такой однородности участников исследования ограничивается тем, что результаты проведенного опроса могут распространяться только на обученных психотерапевтов; подобные результаты вряд ли могли быть получены психотерапевтами, проводившими обучение ДПДГ каким-либо иным образом. Шипли и Боудевинс (Shipley and Boudewyns, 1980), задавая испытуемым субъектам вопросы об отрицательных побочных эффектах лечения, использовали лишь незначительно отличавшиеся формулировки. Поскольку их в первую очередь интересовало исследование возможной опасности при воздействии на воображение, они предлагали субъектам сравнить эти процедуры с другими, использующимися в настоящее время. В нашем исследовании испытуемым предлагалось сравнить ДПДГ с другими техниками, которые они сами используют в своей практике. Такая формулировка предполагала возможность, что ДПДГ может постепенно вытеснять другие формы психотерапии, используемые для лечения аналогичных проблем. Подводя итоги, можно отметить следующее. Данные настоящего опроса показывают, что большинство психотерапевтов, прошедших обучение технике ДПДГ, считают эту форму психотерапии весьма эффективной при лечении посттравматического синдрома и других психологических проблем. Опрошенные сообщали, что отрицательные побочные эффекты при ДПДГ не превосходят такие же эффекты при использовании других техник. Однако исходя из отмеченной тенденции ДПДГ проявлять ранее подавленный материал, а также учитывая подтверждение в результате опроса необходимости практического обучения, можно сделать вывод о существовании потенциальной возможности отрицательных результатов в том случае, если не будут учитываться необходимые предостережения. Как количество лиц, ответивших на первую рассылку анкет, так и соответствие между оценками, данными при первой рассылке, и оценками лиц, ответившими лишь на вторую рассылку анкет, позволяет предположить достоверность полученных результатов для всего контингента опрошенных. Результаты опроса подтверждают необходимость проведения активных исследований эффективности ДПДГ, целесообразность клинического применения техники и обучения этой форме психотерапии. Примечания Baer, L., Hurley, J. D., Minichiello, W. E., Ott, B. D., Renzei, F., & Riccardi, J. (1992). EMDR workshop: Disturbing issues? Behavior Therapist, 15 (5), 110—111. Keane, T. (1992, October). Keynote adress for the Annual Convention of the International Society for Traumatic Stress Studies, Los Angeles. Putnam, F. W., & Loewenstein, R. J. (1994). Treatment of multiple personality stress disorder: A survey of current practices. American Journal of Psychiatry, 150 (7), 1048—1052. Shipley, R. H., & Boudewyns, P. A.(1980). Flooding and implosive therapy: Are they harmful? Behavior Therapy, 11, 503—508.
СОДЕРЖАНИЕ Очевидная психотерапия. Предисловие А.Ф. Бондаренко...... 5 Благодарности............................................................................. 8 Предисловие автора.................................................................. 10 1. ИСТОКИ И ОСНОВАНИЯ................................................. 17 День открытия........................................................................... 18 Первое экспериментальное исследование............................ 20 ДДГ становится ДПДГ............................................................. 27 Дальнейшие клинические и экспериментальные наблюдения 29 Изменение парадигмы.............................................................. 31 Ускоренная переработка информации.................................... 32 Теоретическая совместимость................................................. 37 Посттравматический синдром............................................ 37 Биохимический подход....................................................... 38 Психодинамический подход............................................... 39 Поведенческий подход........................................................ 40 Когнитивно-поведенческий подход.................................. 42 Интегративный подход....................................................... 44 Движения глаз........................................................................... 45 Сложность метода..................................................................... 47 Итоги и выводы........................................................................ 48 2. УСКОРЕННАЯ ПЕРЕРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ. Рабочая гипотеза модели процесса..................................................................................................... 50 Переработка информации........................................................ 51 Альтернативные стимулы.................................................. 54 Сети памяти............................................................................... 55 Пример сеанса ДПДГ................................................................ 56 Фрагмент стенограммы сеанса ДПДГ................................ 57 Оценка приведенного примера сеанса ДПДГ.................. 62 От дисфункциональности к функциональности.................. 63 Раздельные нейросети............................................................. 64 Применение дпдг при других расстройствах..................... 66 Статический опыт: утверждения, связанные с аффектом и убеждениями.......................................................................... 67 Разрешение................................................................................. 70 Воспоминания, застывшие в детстве..................................... 71 Психотерапия, свободная от временных ограничений....... 73 Цели............................................................................................ 76 Ограниченный доступ к негативному материалу............ 77 Провалы в памяти............................................................... 78 Диссоциация......................................................................... 78 Интегрированная психотерапия.............................................. 79 Итоги и выводы........................................................................ 82 3. КОМПОНЕНТЫ ДПДГ-ПСИХОТЕРАПИИ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ЭФФЕКТЫ 84 Основные компоненты процедуры ДПДГ............................. 84 Образ...................................................................................... 85 Отрицательное самопредставление.................................... 85 Положительное самопредставление.................................. 88 Эмоции и создаваемый ими уровень беспокойства......... 93 Физические ощущения........................................................ 94 Активация информационно-перерабатывающей системы.. 94 Движения глаз...................................................................... 94 Альтернативные формы стимуляции................................. 99 Восемь стадий ДПДГ-психотерапии.................................... 100 Стадия 1. История клиента и планирование психотерапии 101 Стадия 2. Подготовка......................................................... 101 Стадия 3. Определение предмета воздействия............... 103 Стадия 4. Десенсибилизация............................................. 104 Стадия 5. Инсталляция..................................................... 104 Стадия 6. Сканирование тела............................................ 106 Стадия 7. Завершение........................................................ 107 Стадия 8. Переоценка........................................................ 107 Стандартный протокол ДПДГ............................................... 108 Выбор цели............................................................................. 108 Паттерны ответной реакции................................................. 111 Ассоциативная переработка множественных воспоминаний 113 Эффект переработки единичного воспоминания........... 117 Различные эффекты................................................................ 124 Практика под наблюдением................................................... 124 Итоги и выводы..................................................................... 125 4. СТАДИЯ ПЕРВАЯ: АНАМНЕЗ ТРАВМЫ.................... 127 Готовность клиента................................................................. 127 Факторы безопасности клиента............................................. 129 Уровни раппорта................................................................ 129 Эмоциональное беспокойство.......................................... 130 Стабильность..................................................................... 131 Формы экзистенциальной поддержки............................. 132 Общее физическое здоровье.............................................. 132 От амбулаторной консультации до стационарного лечения 132 Неврологические нарушения............................................ 133 Эпилепсия........................................................................... 134 Проблемы со зрением...................................................... 135 Наркотическая и алкогольная зависимость.................... 135 Требования, связанные с судебным разбирательством. 136 Контроль со стороны социальной системы.................... 137 Рентные установки............................................................ 138 Время................................................................................... 139 Необходимость в медикаментозном лечении................. 141 Диссоциативные расстройства......................................... 142 Планирование психотерапии................................................ 144 Фрагмент стенограммы сеанса, посвященного анализу истории клиентки.................................................................................. 148 Практика под наблюдением.................................................. 161 Итоги и выводы...................................................................... 161 5. СТАДИИ ВТОРАЯ И ТРЕТЬЯ: ПОДГОТОВКА И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДМЕТА ВОЗДЕЙСТВИЯ 163 Стадия вторая: подготовка..................................................... 163 Формирование психотерапевтической позиции............ 164 Установление контакта с клиентом................................. 164 Разъяснение теории........................................................... 165 Тестирование движений глаз............................................ 166 Техника “Безопасное место”............................................ 167 Описание модели............................................................... 170 Формирование ожиданий................................................. 173 Развенчание возможных опасений.................................. 175 Стадия третья: определение предмета.................................. 177 Выбор представления....................................................... 178 Идентификация отрицательного самопредставления.... 178 Создание положительного самопредставления.............. 181 Оценивание соответствия представлений...................... 184 Наименование эмоций...................................................... 185 Определение субъективных единиц беспокойства........ 185 Идентификация ощущений в теле.................................... 186 Важность компонентов процедуры...................................... 187 Практика под наблюдением................................................... 189 Итоги и выводы...................................................................... 189 6. СТАДИИ С ЧЕТВЕРТОЙ ПО СЕДЬМУЮ: ДЕСЕНСИБИЛИЗАЦИЯ, ИНСТАЛЛЯЦИЯ, СКАНИРОВАНИЕ ТЕЛА И ЗАВЕРШЕНИЕ................................................................... 191 Ускоренная переработка воспоминаний.............................. 191 Стадия четвертая: десенсибилизация.................................... 198 Ассоциативная переработка.............................................. 200 Ощущения и аффекты........................................................ 206 Оценка................................................................................. 208 Стадия пятая: инсталляция..................................................... 210 Стадия шестая: сканирование тела........................................ 213 Стадия седьмая: завершение................................................. 215 Визуализация..................................................................... 215 Оценивание безопасности................................................ 216 Завершение сеанса и ведение личных записей............... 216 Практика под наблюдением.................................................. 221 Итоги и выводы...................................................................... 221 7. РАБОТА С ОТРЕАГИРОВАНИЕМ И БЛОКАМИ........ 223 Отреагирование....................................................................... 224 Рекомендации по облегчению отреагирования................... 226 Если отреагирование продолжается................................ 234 Психотерапевтические стратегии в случаях заблокированной переработки............................................................................. 235 Первичная цель................................................................... 235 Вспомогательные цели..................................................... 245 Дополнительные воспоминания....................................... 246 Практика под наблюдением................................................... 258 Итоги и выводы...................................................................... 258 8. СТАДИЯ ВОСЬМАЯ: ПЕРЕОЦЕНКА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТАНДАРТНОГО ПРОТОКОЛА ДПДГ................................................................................................... 260 Стадия восьмая: переоценка.................................................. 262 Стандартный протокол дпдг............................................... 262 Работа над прошлым.......................................................... 262 Работа с настоящим........................................................... 269 Работа с будущим............................................................... 273 Завершение психотерапии..................................................... 279 Последующие действия..................................................... 279 Окончание курса психотерапии....................................... 280 Практика под наблюдением................................................... 283 Итоги и выводы...................................................................... 284 9. ПРОТОКОЛЫ И ПРОЦЕДУРЫ ДЛЯ ОСОБЫХ СИТУАЦИЙ 286 Одиннадцать стадий стандартной процедуры..................... 287 Протокол для отдельного травматического события......... 288 Протокол для работы с существующей тревожностью и связанным с ней поведением................................................................... 289 Протокол для недавних травматических событий.............. 289 Протокол для фобий............................................................... 293 Простые фобии................................................................... 294 Процессуальные фобии..................................................... 294 Протокол для случая острого горя....................................... 298 Протокол для случаев соматических нарушений................ 301 Самостоятельное использование движений глаз для снижения стресса 310 Предостережения и советы.............................................. 310 Технические соображения................................................ 311 Техники самоконтроля и завершающие процедуры........... 312 Образ безопасного места.................................................. 313 Аудиозаписи для работы с визуализациями.................. 313 Техника светового потока................................................. 314 Вертикальные движения глаз........................................... 316 Обсуждение и оценка безопасности..................................... 316 Итоги и выводы..................................................................... 317 10. КОГНИТИВНОЕ ВЗАИМОПЕРЕПЛЕТЕНИЕ: СТИМУЛИРУЮЩАЯ СТРАТЕГИЯ ДЛЯ РАБОТЫ С ТРУДНЫМИ КЛИЕНТАМИ............................................. 319 Основная идея когнитивного взаимопереплетения............ 321 Ответственность, безопасность и возможность выбора..... 322 Определение степени допустимого вмешательства в личность клиента 333 Выбор варианта взаимопереплетения................................. 334 Новая информация............................................................ 335 “Я смущена”........................................................................ 336 “Что, если бы это был ваш ребенок?”.............................. 336 Метафора / аналогия........................................................... 337 “Давайте представим себе”............................................... 338 Сократический метод......................................................... 338 Ассимиляция.......................................................................... 340 Вербализация........................................................................... 341 Повышение степени информированности клиента............ 347 Практика под наблюдением.................................................. 349 Итоги и выводы...................................................................... 350 11. ПСИХОТЕРАПИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ КЛИЕНТОВ 352 Случаи несогласия клиента.................................................. 353 Дети.......................................................................................... 357 Конкретное определение чувств..................................... 358 Слежение глазами............................................................. 359 Удерживание внимания ребенка...................................... 360 Положительное самопредставление................................ 360 Использование представлений ребенка.......................... 360 Генерализация эффектов психотерапии......................... 361 Психотерапия творческим самовыражением................. 362 Супружеские пары.................................................................. 363 Случай сексуального насилия в детстве у одного из членов супружеской пары.............................................................. 363 Индивидуальные сеансы или совместные?.................... 364 Супружеская неверность.................................................. 366 Жертвы сексуального насилия............................................. 367 Определение целей........................................................... 368 Готовность клиента........................................................... 369 Безопасность и стабильность........................................... 369 Структура............................................................................ 370 Интеграция........................................................................ 371 Информационные плато.................................................... 373 Эмоциональные стадии..................................................... 373 Ложные воспоминания...................................................... 375 Предостережения при работе с воспоминаниями......... 376 Ветераны боевых действий.................................................... 381 Случаи самообвинения..................................................... 381 Работа с чувством утраты контроля................................ 382 Проявления рентных установок...................................... 383 Аффилиация и страх забывания....................................... 384 Случаи отрицания травматического события и переходные состояния 385 Работа с гневом.................................................................. 386 Использование когнитивного взаимопереплетения...... 388 Психотерапия с ветеранами старшего возраста.............. 389 Психотерапия с женщинами-ветеранами........................ 389 Диссоциативные расстройства.............................................. 390 Общая оценка.......................................................................... 393 Итоги и выводы...................................................................... 395 12. ТЕОРИЯ, ИССЛЕДОВАНИЯ И КЛИНИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ....................................................................... 397 Теоретическое объяснение..................................................... 397 Процедурные моменты...................................................... 399 Движения глаз и альтернативные раздражители........... 402 Интегративный эффект..................................................... 415 Экспериментальные исследования....................................... 416 Общий обзор исследований, посвященных посттравматическому синдрому............................................................................. 416 Предполагаемые критерии при исследовании ДПДГ.... 417 Обзор исследований ДПДГ............................................... 422 Расширенное клиническое и профессиональное применение техники 432 Клиническая ответственность......................................... 433 Итоги и выводы...................................................................... 435
Литература.............................................................................. 437
Приложение I. КЛИНИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ.............................. 453 Контрольный бланк данных для ДПДГ.......................... 453 Кoнтрольный бланк психотерапевтического плана....... 455 Перечень характерных отрицательных и положительных представлений.................................................................... 456 Основные моменты процедуры ДПДГ............................ 457 Приложение II. БЕЗОПАСНОСТЬ КЛИЕНТА................... 461 1. Задачи ДПДГ при лечении диссоциативных расстройств 461 2. Комитет для решения профессиональных вопросов, связанных с ДПДГ. Рекомендации................................... 466 Приложение III. ВОЗМОЖНОСТИ ДПДГ.......................... 470 Международная сеть ДПДГ............................................... 470 Доступные формы обучения............................................ 471 Приложение IV. КЛИНИЧЕСКИЙ ОБЗОР ДПДГ............. 473 Метод исследования.......................................................... 474 Результаты.......................................................................... 477 Общий анализ..................................................................... 485
Фрэнсин Шапиро ПсихоТЕРАПия эмоциональных травм с помощью движений глаз Основные принципы, протоколы и процедуры Перевод с английского А.С. Ригина Научный редактор А.Ф. Бондаренко Редактор И.В. Тепикина Компьютерная верстка С.М. Пчелинцев Главный редактор и издатель серии Л.М. Кроль Научный консультант серии Е.Л. Михайлова Изд. лиц. № 06174 Подписано в печать 10.08.1998 г. Формат 60Ѕ88/16 Усл. печ. л. 31. Уч.-изд. л. 28,8
ISBN 0-89862-960-8 (USA) ISBN 5-86375-102-9 (РФ)
М.: Независимая фирма “Класс”, 1998.
103062, Москва, ул. Покровка, д. 31, под. 6. www.kroll.igisp.ru Купи книгу “У КРОЛЯ”
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.195.84 (0.012 с.) |